Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское
Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Козлова Т.А. Протокол № 1 «29» августа 2016 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское __________/Айсина О.В. «29» августа 2016 года | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с. Калининское _____________/Губанова И.М. Приказ № «29» августа 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по биологии 5 класс
на 2016-2017 учебный год
Губановой Ирины Михайловны,
учителя биологии 1 квалификационной категории
с. Калининское Марксовского района Саратовской области
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БИОЛОГИЯ»
5 класс
I. Пояснительная записка.
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.
-Примерные программы по учебным предметам: биология 5-9 классы:
- Авторская программа «Биология» 5-9 классы И.Н.Понаморёва.
-Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области
-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.
Рабочая программа по «Биологии» предназначена для реализации в МОУ-СОШ
с.Калининское. Ориентирована на учащихся 5 класса. Предмет «Биология» входит в образовательную область «Общественно-научные предметы». 1 час в неделю, 35 часов в год.
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметным результатом изучения предмета «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- умели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты изучения курса.
Учащиеся должны
знать:
основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
основные органы растений (части клетки);
строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
уметь:
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
понимать смысл биологических терминов;
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
перечислять отличительные свойства живого;
различать (по таблице) основные группы живых организмов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
совершенствования собственной познавательной деятельности;
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
III. Содержание учебного предмета «Биология» 5 класс (35 ч)
Часть 1. Биология - наука о живом мире (8 ч.)
Биология – наука о живом. Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения.
Живой организм и его свойства: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленность.
Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений.
Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы. Производители, потребители и разрушители, особенности их обмена веществ. Круговорот веществ в экосистеме и его роль в поддержании постоянства условий.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра в клетке. Безъядерные и ядерные организмы. Тип питания: автотрофы и гетеротрофы. Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных.
Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании. Гармония человека и природы: эстетический аспект.
Наблюдение – начало всякого изучения. Факт. Сравнение и его роль в оценке воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший способ проверки гипотез и создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение.
Лабораторные работы: Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев .
Часть 2. Многообразие живых организмов.(10 ч.)
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы: растения, грибы, животные.
Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).
Многообразие и значение грибов. Их роль в природе и в жизни человека. Строение, жизнедеятельность грибов. Размножение грибов.
Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности.
Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.
Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.
Лабораторные работы: Изучение строения лишайников.
Часть 3. Жизнь организмов на планете земля (8 ч.)
Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Влияние экологических факторов на организмы. Факторы не живой природы, факторы живой природы. Примеры экологических факторов.
Понятие природные зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь.
Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Часть 4. Человек на планете Земля (9 ч.)
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Орудия труда человека разумного. Биологические особенности современного человека.
Деятельность человека в природе и наши дни . Особенности поведения человека. Речь. Мыщление.
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Изменение человеком окружающей среды.
Причины исчезновения многих видов животных и растений.
Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга.
IV. Тематическое планирование.
4.1 Тематическое планирование учебного предмета «Биология» . 5 класс,35 часов.
№ | Раздел | ч | Контрольные, проверочные работы |
1 | Биология-наука о живом мире (8 ч ). | 8 | Проверочная работа №1 Лабораторная работа №1 |
2 | Многообразие живых организмов (10 ч) | 10 | Проверочная работа №2 Лабораторная работа №2 |
3 | Жизнь организмов на планете земля ( 8 ч). | 8 | Проверочная работа №3 |
4 | Человек на планете Земля. ( 9 ч). | 9 | Проверочная работа №4 Итоговая контрольная работа №1 |
5 | ИТОГО | 35 | Проверочных работ -4 Лабораторных -2 |
4.2. Календарно-тематическое планирование
№ | № в теме | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Примечание | |||
План | Факт | |||||||
БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ 8 часов | ||||||||
1 | 1 | Наука о живой природе | § 1 учебника, выполнить задание в конце параграфа. | |||||
2 | 2 | Свойство живого | § 2. изучить | |||||
3 | 3 | Методы изучения природы | § 3 изучить Выполнить задание 5, 6. | |||||
4 | 4 | Увеличительные приборы | § 4 изучить. Выполнить задание 5, 6. | |||||
5 | 5 | Строение клетки. Ткани. | § 5. изучить | |||||
6 | 6 | Химический состав клетки. | §6. Выполнить задание4,6. | |||||
7 | 7 | Процессы жизнедеятельности клетки. | §7 изучить | |||||
8 | 8 | Обобщение и систематизация знаний по теме. «Биология- наука о живом» | § 4- 6 повторить. Проект. | |||||
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 10 часов | ||||||||
9 | 1 | Царство живой природы | §8 изучить. Выполнить задание 2,4.6. | |||||
10 | 2 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | §9 изучить. | |||||
11 | 3 | Значение бактерий в природе и для человека. |
§8 изучить | |||||
12 | 4 | Растения. | §11 изучить. Выполнить задание 5,6. | |||||
13 | 5 | Животные. | §12 изучить. Выполнить задание 5,6 | |||||
14 | 6 | Грибы. |
§13 изучить. Выполнить задание 4,6 | |||||
15 | 7 | Многообразие и значение грибов | §14 изучить. Выполнить задание 4,5. | |||||
16 | 8 | Лишайники. | §15 изучить. Выполнить задание 5,6 | |||||
17 | 9 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | §16 изучить. | |||||
18 | 10 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов» | § 12- 16 повторить. Проект. | |||||
ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ 8 часов | ||||||||
19 | 1 | Среды жизни планеты Земля | §17 изучить. | |||||
20 | 2 | Экологические факторы среды. | §18 изучить. Выполнить задание5,6 | |||||
21 | 3 | Приспособления организмов к жизни в природе. | § 19 изучить. | |||||
22 | 4 | Природные сообщества. | § 20 изучить | |||||
23 | 5 | Природные зоны России. | § 21 изучить. | |||||
24 | 6 | Жизнь организмов на разных материках. | § 21 изучить. Выполнить задание 3,4 | |||||
25 | 7 | Жизнь организмов в морях и океанах. | §22 изучить. Выполнить задание5,6. | |||||
26 | 8 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Жизнь организмов на планете земля» | §23 изучить Проект. | |||||
ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ 9 часов | ||||||||
27 | 1 | Как появился человек на Земле. | §24 изучить. | |||||
28 | 2 | Как человек изменял природу. | § 25 изучить | |||||
29 | 3 | Важность охраны живого мира планеты. | § 26 изучить. | |||||
30 | 4 | Сохраним богатство живого мира. | § 27 изучить. Выполнить задание5,6. | |||||
31 | 5 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на планете Земля» | § 28 изучить | |||||
32 | 6 | Итоговый контроль знаний по курсу Биология 5 класс. | Тесты. Проверь себя. | |||||
33 | 7 | Великие естествоиспытатели | Проект. | |||||
34 | 8 | Обсуждение задания на лето. | Выбрать тему на лето. | |||||
35 | 9 | Экскурсия «Весенние явления в природе» | Подведение итогов экскурсии. |
V.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебные материалы
Биология 5 класс И.Н.Пономарева, О.А Корнилова, И.В.Николаев. - М.: Вентана-Граф, 2014
Методическое пособие для учителя
- М.: Вентана-Граф, 2015,
А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний но биологии» 5 класс
М. Дрофа, 2015
Дмитриева Т.А., Суматохин С,В. Биология. Растения. Грибы. Лишайники.
Животные .5 класс
Вопросы. Задания. Задачи -М.: Дрофа, 2014,- Фросин В.Н., Сивоглазов В,
Дополнительная литература:
для учителя:
Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Живой мир: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 238с.
для учащихся:
Дополнительная литература для обучающихся.
1.Акимушкин И.И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия.2014.
2.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения ( По страницам Красной книги).Агропромиздат 2014
3.Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта.2013
4.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. -М.:Дрофа 2014
5.Я познаю мир. Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. Автор А.Х. Табиев -М.: ООО»Астель»
Список электронных учебно-методических комплектов:
Демонстрационные таблицы. Биология 5-9. Издательство «Учитель» 2014 г.
Развитие жизни на Земле. Табиев -М.: ООО»Астель»
Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/
Примерные программы по учебным предметам. Биология 5 – 9
классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2014.
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией И.Н.Пономарева, О.А Корнилова «Биология». 5 – 9 классы» М: Просвещение 2014.
Интернет ресурсы:
standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Жизнь на Земле» .
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета— биология.
«Природа России». http://www.fw.ru —
Технические средства:
Мультимедиа проектор, моноблок, принтер, сканер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...