Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии И.Н.Понаморёва,О.А.Корнилова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologiya_6_kl.docx | 45.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Козлова Т.А.. Протокол № 1 «29» августа 2016 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское __________/Айсина О.В. «29» августа 2016 года | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с. Калининское _____________/Губанова И.М. Приказ № «29» августа 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА
по биологии 6 класс
на 2016-2017 учебный год
Губановой Ирины Михайловны,
учителя биологии 1 квалификационной категории
с. Калининское Марксовского района Саратовской области
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БИОЛОГИЯ»
6 класс
I. Пояснительная записка.
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.
-Примерные программы по учебным предметам: биология 5-9 классы:
- Авторская программа «Биология» 5-9 классы И.Н.Понаморёва,О.А.Корнилова.
-Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области
-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.
Рабочая программа по «Биологии» предназначена для реализации в МОУ-СОШ
с.Калининское. Ориентирована на учащихся 6 класса. Предмет «Биология» входит в образовательную область «Общественно-научные предметы». 1 час в неделю, 35 часов в год.
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- умели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты изучения курса.
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
– объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
совершенствования собственной познавательной деятельности;
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
III. Содержание учебного предмета «Биология» 6 класс (35 ч)
Часть 1. Наука о растения (5 ч.)
Растение – клеточный организм. Клетка - основная структурная единица организма растения. Отличительные признаки растительных клеток.
Понятие о ткани растений.
Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей
Часть 2. Органы растений ( 9 ч.)
Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков
Корень, его строение, формирование и функции . Почва и ее роль в жизни растения. Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Лист, его строение и функции. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян.
Часть 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч.)
Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление.
Роль удобрений в жизни растений. Значение вегетативного размножения для растений. Типы прививок.
Влияние экологических факторов на растения.
Часть 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч.)
Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности. Значение цветковых растений в жизни человека.
Часть 5. Природные сообщества (4 ч.)
Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник, травянистое растение). Взаимосвязь растений друг с другом и с другими живыми организмами. Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека. Охрана растений.
Представители живого мира: населяющих природные сообщества. Различие природных сообществ. Строение природных сообществ.
IV. Тематическое планирование.
4.1 Тематическое планирование учебного предмета «Биология» . 5 класс,35 часов.
№ | Раздел | ч | Контрольные, проверочные работы |
1 | Наука о растениях | 5 | Контрольная работа №1. |
2 | Органы растений | 9 | Контрольная работа №2. . |
3 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 | Проверочная работа №1 |
4 | Многообразие и развитие растительного мира | 11 | Проверочная работа №2 |
5 | Природные сообщества | 4 | Итоговая контрольная работа №1 |
ИТОГО | 35 | Контрольные работы – 2 Проверочные работы -2 |
4.2. Календарно-тематическое планирование
№ | № в теме | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||||
НАУКА О РАСТЕНИЯХ 5 часов | ||||||
1 | 1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | § 1, выполнить задание в конце параграфа. | |||
2 | 2 | Многообразие жизненных форм растений. | § 2. изучить | |||
3 | 3 | Клеточное строение растений. Свойство растительной клетки. | § 3, заполнить таблицу | |||
4 | 4 | Ткани растений. | § 4 изучить | |||
5 | 5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях» | § 1-4 повторить | |||
ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ 9 часов | ||||||
6 | 1 | Семя, его строение и значение. | §5 изучить выполнить задан | |||
7 | 2 | Условия прорастания семян. | § 6 изучить | |||
8 | 3 | Корень, его строение и значение. | § 7 изучить Подготовить презентацию | |||
9 | 4 | Побег, его строение и развитие. | § 8 изучить выполнить задание. | |||
10 | 5 | Лист, его строение и значение. | §9 изучить выполнить задание. | |||
11 | 6 | Стебель, его строение и значение. | §10 изучить выполнить задание. | |||
12 | 7 | Цветок, его строение и значение. | §11 изучить | |||
13 | 8 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | §12 изучить выполнить задание. | |||
14 | 9 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Органы растений» | § 7-12 повторить | |||
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ 6 часов | ||||||
15 | 1 | Минеральное питание растений значение воды. | §13 изучить | |||
16 | 2 | Воздушное питание растений -фотосинтез. | § 14 изучить выполнить задание. | |||
17 | 3 | Дыхание и обмен веществ у растений. | § 15. изучить | |||
18 | 4 | Размножение и оплодотворение у растений. | § 16 изучить | |||
19 | 5 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. | § 17 изучить. | |||
20 | 6 | Рост и развитие растений. | § 18 изучить выполнить задание. | |||
МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА 11 часов | ||||||
21 | 1 | Систематика растений, ей значение для ботаники. | §19 изучить выполнить задание. | |||
22 | 2 | Водоросли. Их разнообразие и значение в природе. | § 20 изучить | |||
23 | 3 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. | §21 изучить | |||
24 | 4 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | § 22 изучить Подготовить презентацию | |||
25 | 5 | Отдел Голосемянные. Общая характеристика и значение. | § 23 изучить | |||
26 | 6 | Отдел Покрытосемянные. Общая характеристика и значение | §24 изучить | |||
27 | 7 | Семейства класса Двудольные | § 25 изучить | |||
28 | 8 | Семейства класса Однодольные | §26 изучить | |||
29 | 9 | Историческое развитие растительного мира | § 27 изучить выполнить задание | |||
30 | 10 | Разнообразие и происхождение культурных растений. | § 28 изучить выполнить задание. | |||
31 | 11 | Дары нового и старого света. | §29 изучить | |||
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА 4 часа | ||||||
32 | 1 | Понятие о природном сообществе-биогеоценозе и экосистеме. | §30 изучить | |||
33 | 2 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. | §31 изучить | |||
34 | 3 | Смена природных сообществ и её причины | §32 изучить | |||
35 | 4 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие растительного мира. Природные сообщества» | Проект. Выбрать тему на лето. |
V.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебные материалы
И.Н.Пономарева, О.А Корнилова, И.В.Николаев. Биология 6 класс - М.: Вентана-Граф, 2014
Методическое пособие для учителя - М.: Вентана-Граф, 2015,
А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний но биологии» 6 класс
М. Дрофа, 2015
Дмитриева Т.А., Суматохин С,В. Биология. Растения. Грибы. Лишайники.
Животные .6 класс
Вопросы. Задания. Задачи -М.: Дрофа, 2014,- Фросин В.Н., Сивоглазов В.
Дополнительная литература:
для учителя:
Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Растение на Земле: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 285с.
для учащихся:
Дополнительная литература для обучающихся.
1.Акимушкин И.И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия.2014.
2.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения ( По страницам Красной книги).Агропромиздат 2014
3.Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта.2015
4.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. -М.:Дрофа 2014
5.Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растение на Земле. Автор А.Х. Табиев -М.: ООО «Астель»
Список электронных учебно-методических комплектов:
Демонстрационные таблицы. Биология 5-9. Издательство «Учитель» 2014 г.
Развитие растения на Земле. Табиев -М.: ООО»Астель»
Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/
Примерные программы по учебным предметам. Биология 5 – 9
классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2014.
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией И.Н.Пономарева, О.А Корнилова «Биология». 5 – 9 классы» М:
Просвещение 2014.
Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Растительный мир на Земле» .
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета
— биология.
«Природа России». http://www.fw.ru
Технические средства:
Мультимедиа проектор, моноблок, принтер, сканер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...