календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematich._8_klass.docx | 69.89 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ «Человек и его здоровье» 8 КЛАСС
№ урока | Дата | Тема урока | Тип урока | Содержательное наполнение (основные понятия) | Формируемые универсальные учебные действия | Оснащенность урока | Формы контроля ЗУН учащихся | Домашнее задание | |||
план | факт | Применение ТСО | Применение учебно-наглядных пособий | ||||||||
Введение (1 часа) | |||||||||||
1 (1) | Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии. | Урок усвоения новых знаний | Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Становление наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья, методы анатомии, физиологии, психологии и гигиены. | Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека. Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине | мультимедиа | фронтальная | § 1, 2 и выводы по главе 1. | ||||
Раздел 1. Происхождение человека (3 часа) | |||||||||||
1 (2) | Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека. | Урок усвоения новых знаний | Доказательства происхождения человека от животных. Таксоны, рудименты, атавизмы | Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументируют) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных | презентация | фронтальная | §3, вопросы в конце §. | ||||
2 (3) | Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. | Комб. | Строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людей. Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы. | Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека | фронтальная | §4. Термины. | |||||
3 (4) | Человеческие расы. Человек как вид. | Комб. | Соотношение биологических и социальных факторов, становление рас и народов. Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная; расизм. | Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов | презентация | Табл. «Человеческие расы» | Текущая тестирование | §5, основные положения главы 2. | |||
Раздел 2. Строение и функции организма (57 часов) | |||||||||||
ТЕМА 2.1 Общий обзор организма (1 час) | |||||||||||
1 (5) | Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. | Урок усвоения новых знаний | Уровни организации, структура: органы, система органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы. | Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами | мультимедиа | Табл. «Расположение внутренних органов» | фронтальная | §6, повто-рить строение клетки. | |||
ТЕМА 2.2 Клеточное строение организма. Ткани (5 часов) | |||||||||||
1 (6) | Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. | Урок усвоения новых знаний | Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосома, гены, ДНК, РНК, ядрышко. | Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. | Модель-аппликация | письменная | §7, с. 27-28 | ||||
2 (7) | Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. | Комб. | Органоиды, ЭПС, рибосомы, митохондрии, лизосомы. | Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов | мультимедиа | Модель-аппликация, табл. «Клетка» | фронтальная | §7, с. 28-30 | |||
3 (8) | Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой. | Комб. | Центриоли, обмен веществ, рост, развитие, ферменты. | Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов | мультимедиа | письменная тестирование | §7, с 30-33, вопросы на с 32, 33. | ||||
4 (9) | Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Л. р. №1. «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей». | Урок-практикум | Взаимосвязь, строение и функции, типы тканей. | Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Презентация (цифровой микроскоп) | Табл. «эпителиальные, соединительные и мышечные ткани» | письменная работа с КИМами | §8, с. 33-37, вопросы на с. 39-40 (!) | |||
5 (10) | Строение и функция нейрона. Синапс. | Комб. | Нервная ткань: тело нейрона, дендриты, аксон, нейроны, нейроглия, нервное волокно, синапс. | Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. | мультимедиа | фронтальная | §8, с. 37-39, вопросы на с. 39-40 (!) | ||||
ТЕМА 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1+1час) | |||||||||||
1 (11) | Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Л. р. №2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения» Л. р. №3. «Коленный рефлекс» | Урок усвоения новых знаний с элементами практикума | Рефлекс, рефлекторная дуга и ее части. | Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Мультимедиа + презентация | Табл. «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги» | письменная работа с КИМами | §9, осн. положения главы 3. Повт § 1-9 | |||
2(12) | Контрольная работа № 1 по темам «Происхождение человека», «Клеточное строение ткани» | Закрепление знаний | тестирование | ||||||||
ТЕМА 2.4 Опорно-двигательная система (7часов) | |||||||||||
1 (13) | Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей. Л. р. №4. «Микроскопическое строение кости» | Урок усвоения новых знаний с элементами практикума | Функции скелета и мышц, химический состав костей, типы костей, возрастные изменения костей. | Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | (цифровой микроскоп) | Табл. «Скелет», «Скелетные мышцы» Скелет человека | текущая | §10, вопросы с.50 | |||
2 (14) | Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей. | Комб. | Сравнение скелета человека и животных, особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Строение и функции скелета. | Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника | презентация | Табл. «Скелет», «Скелетные мышцы» Скелет человека | фронтальная | §11 | |||
3 (15) | Скелет человека. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей. | Комб. | Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные – суставы. | Определяют типы соединения костей | мультимедиа | Табл. «Скелет», «Строение костей и типы их соединения» | письменная тестирование | §12, вопросы с. 62. | |||
4 (16) | Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Л. р. №5 «Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома) | Комб. С элементами практикума | Строение мышц. Мышцы-антагонисты, мышцы-синергисты, группы мышц. | Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе по- лученных результатов | Табл. «Скелетные мыщцы, «Мышцы» Объемная модель | письменная тестирование | §13, л.р. №5 с.64-68. | ||||
5 (17) | Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Л. р. №6 «Утомление при статической и динамической работе» Л. р. №7 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» | Урок-практикум | Двигательная единица. Динамическая, статическая работа, тренировочный эффект, биологическое окисление. Гиподинамия. | Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | мультимедиа | Табл. «Скелетные мышцы» | текущая | §14. | |||
6 (18) | Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Р/К Л. р. №8 «Выявление нарушений осанки» Л. р. №9 «Выявление плоскостопия» (выполняется дома) | Урок-практикум | Осанка. | Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия | Табл. «Предупреждение искривления позвоночника» «Предупреждение плоскостопия» | письменная работа с КИМами | §15. Л. р. №9 с.75. | ||||
7 (19) | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация приемов первой помощи при травмах. Р/К | Комб. | Меры первой помощи. | Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы | презентация | фронтальная | §16, выводы по главе 4. | ||||
ТЕМА 2.5 Внутренняя среда организма (3 часа) | |||||||||||
1 (20) | Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Л. р. №10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» | Урок усвоения новых знаний с элементами практикума | Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; раскрыть понятие гомеостаз; проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, рассмотреть механизм свертывания крови; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных. | Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение | презентация | Табл. «Кровь» | фронтальная | §17, вопросы с.89 (!) | |||
2 (21) | Р/К Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. | Комб. | Ввести понятия: «фагоцитоз», «антигены» и «антитела». Иммунитет и его виды; значение клеточного и гуморального иммунитета; ввести сведения об органах иммунной системы; показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни. | Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета | Презентация + мультимедиа | текущая | §18. | ||||
3 (22) | Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Р/К | Комб. с элементами повторения | Иммунология, история открытия вакцинации (работы Э. Дженнера и Л. Пастера); лечебные сыворотки, вакцины, антитела, антитоксины, естественный иммунитет, искусственный иммунитет, аллергия, аллерген, тканевая совместимость, группы крови, резус – фактор, донор, реципиент. | Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови | мультимедиа | письменная | §19, вопросы с. 99 (!), выводы по главе 5. | ||||
ТЕМА 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 +1часов) | |||||||||||
1 (23) | Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Р/К | Урок усвоения новых знаний | Взаимодействие кровеносной и лимфатической систем. Виды кровеносных сосудов, аорта, лимфатические сосуды. | Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем | мультимедиа | Табл. «Кровеносная система» | текущая | §20, вопросы с. 105 (!) | |||
2 (24) | Круги кровообращения. Л. Р. №11 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке». Л. Р. №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | Урок-практикум | Изменение состава крови в кругах кровообращения. Артериальная кровь, венозная кровь, венечная артерия. | Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Презентация + мультимедиа | Табл. «Схема кровообращения», рельефная таблица | текущая | §21. | |||
3 (25) | Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Демонстрация моделей сердца и торса человека. | Комб. | Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Сердечный цикл, фазы сердечного цикла, симпатический и блуждающий нервы, адреналин. | Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями | Презентация + мультимедиа | Табл. «Сердце», «Фазы работы сердца» | письменная тестирование | §22, вопросы с.114 (!) | |||
4 (26) | Р/К Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Л. Р. №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | Урок-практикум | Кровоснабжение органов, гипертония и гипотония, спазм сосудов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт. Тонометр, фонендоскоп. Механизмы регуляции кровоснабжения. | Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки | Презентация + мультимедиа | Табл. «Сердце» Объемная модель | письменная | §23, с.115 -117 | |||
5 (27) | Артериальное давление крови, пульс. Демонстрация приемов измерения артериального давления по методу Короткова. Л. Р. №14 «Опыты, выясняющие природу пульса». | Комб. С элементами практикума | Артериальное давление крови, пульс. | Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний | тонометр | текущая | §23, с.117-120. | ||||
6 (28) | Р/К Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрация приемов остановки кровотечений. Л. Р. №15 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». | Урок-практикум | Физиологические основы укрепления сердца и сосудов; последствия гиподинамии, заболевания ССС, их профилактика. Виды кровотечений, меры первой помощи. | Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов | Презентация + мультимедиа | Табл. «Значение тренировки сердца» | письменная работа с КИМами | §24, 25, выводы по главе 6. | |||
7(29) | Контрольная работа № 1 по темам «Опорно-двигательная система», «Внутренн среда организма», «Кровеносная система». | Закрепление знаний | тестирование | ||||||||
ТЕМА 2.7 Дыхательная система (4 часа) | |||||||||||
1 (30) | Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Демонстрация модели гортани, роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. | Урок усвоения новых знаний | Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи; легкие, легочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы; голосовые связки, около носовые пазухи, миндалины, артикуляция, тембр. Заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит; врач оториноларинголог; дифтерия. | Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы | Мультимедиа | Объемная модель Табл. «Органы дыхания» | фронтальная | §26, вопросы с.139 (!) | |||
2 (31) | Газообмен в легких и тканях. | Комб. | Связь дыхательной и кровеносной систем, роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене. «Ворота легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, механизм газообмена, диффузия. Механизм вдоха и выдоха. | Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения | Мультимедиа Датчик относительной влажности Датчик СО2 И О2 выдыхаемого воздуха | Табл. «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании» Объемная модель | письменная работа с КИМами | §27. тестирование | |||
3 (32) | Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Демонстрация модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов проходимости носовых ходов у маленьких детей. Л. р. № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе». | Урок-практикум | Роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов (кашель, чихание и др.);Вред курения; источники загрязнения атмосферного воздуха; методы определения его запыленности. Воздушная среда и ее охрана. Никотин, респиратор, смог. | Объясняют механизм регуляции дыхания | Табл. «Изменение состава воздуха при дыхании», «Органы дыхания» | письменная | §28, вопросы с.146 (!) | ||||
4 (33) | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Демонстрация измерения жизненной емкости легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Р/К Демонстрация приемов искусственного дыхания. Л. р. №17 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». | Комб. С элементами практикума | ЖЕЛ, остаточный воздух, обхват грудной клетки. Флюорография, туберкулез легких, палочка Коха, рак легких, электротравма, клиническая смерть, биологическая смерть, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов | Презентация + мультимедиа курения» | Табл. «Гигиена дыхания», «Профилактика воздушно-капельных инфекций», «Вред | письменная тестирование | §29, выводы по главе 7. | |||
ТЕМА 2.8 Пищеварительная система (6 часов) | |||||||||||
1 (34) | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. | Урок усвоения новых знаний | Пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты. пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества. | Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы | презентация | фронтальная | §30, вопросы с.161 (!) | ||||
2 (35) | Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Демонстрация торса человека. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании. | Комб. | Ферменты, их действия. Умение давать комментарии к опытам. Пищеварение в ротовой полости. Лизоцим, амилаза. Зубы. Кариес, пульпит. | Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | презентация | Торс человека Табл. «Схема строения органов пищеварения», «Зубы» | письменная работа с КИМами | §31, с.165 вопросы (!) | |||
3 (36) | Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Демонстрация торса человека. Л. р. №18 «Действие ферментов слюны на крахмал» | Урок-практикум | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Основные свойства ферментов, их роль в расщеплении пищи; проследить за изменением питательных веществ при переходе из одного отдела в другой и подготовку их к всасыванию. Трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз. | Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | презентация | Табл. «Схема строения органов пищеварения» | фронтальная | §32. | |||
4 (37) | Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Демонстрация торса человека. | Комб. | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. строение ворсинок и механизм всасывания; рассмотреть барьерную роль печени; разъяснить функции аппендикса и предупредить о связанном с ним заболевании – аппендиците. Гликоген. Перитонит. | Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы | презентация | Табл. «Схема строения органов пищеварения» | текущая | §33. | |||
5 (38) | Регуляция деятельности пищеварительной системы. | Комб. | Фистула. История открытия безусловных и условных рефлексов; взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения. | Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения | фронтальная | §34. | |||||
6 (39) | Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. | Комб. С элементами повторения | Правила потребления пищевых продуктов, их физиологическая значимость; правила гигиены питания; дать понятие о наиболее опасных кишечных инфекциях: ботулизме, сальмонеллезе, холере, дизентерии. Карантин, диарея, дизентерия, дизентерийная палочка, дезинфицирующие средства. | Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни | мультимедиа | Табл. «Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний», «Вред алкоголя» | письменная работа с КИМами | §35, выводы по главе 8. | |||
ТЕМА 2.9 Обмен веществ и энергии (3 часа) | |||||||||||
1 (40) | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Л. р. №19 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» | Урок усвоения новых знаний с элементами практикума | Подготовительная, основная и заключительная фаза обмена, превращения белков, жиров и углеводов в организме, значение воды и минеральных солей. | Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. | мультимедиа | фронтальная | §36, с. 184-185. | ||||
2 (41) | Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. | Комб. | Амилаза, микроэлементы и макроэлементы. | Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека | текущая | §36, с. 185-188. | |||||
3 (42) | Р/К Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Л.р. №20 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» | Урок-практикум | Значение витаминов, дать понятие об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Витамины: А, В, С,Д, Цинга, бери-бери, «куриная слепота», рахит. Основной обмен, общий обмен, энерготраты организма, энергетическая емкость пищевых продуктов (калорийность), нормы питания, ненасыщенные жирные кислоты. | Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов. Обсуждают правила рационального питания | Мультимедиа + презентация | Табл. «Суточные дозы витаминов» | письменная работа с КИМами | §37, 38, выводы по главе 9. | |||
ТЕМА 2.10 Покровные органы. Терморегуляция (3 часа) | |||||||||||
1 (43) | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи» Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. | Урок усвоения новых знаний | Строение и функции кожи, волос, ногтей; выработать навыки связи между макро- и микроструктурами. Эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти. | Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Де- лают выводы на основе полученных результатов | Презентация + мультимедиа | Рельефная таблица Табл. «Кожа» | фронтальная | §39, вопросы с.204 (!) | |||
2 (44) | Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Самонаблюдения: определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. | Комб. | Гигиенические требования по уходу за кожей и ее производными. Первая помощь при поражениях кожи. Болезни кожи: чесотка, лишаи; ожоги; химические и термические; обморожения, теплоизолирующая повязка. | Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены | письменная работа с КИМами | §40, вопросы с.208-209 (!) | |||||
3 (45) | Р/К Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. | Комб. С элементами повторения | Терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар, закаливание; роль одежды в адаптации организма к погодным условиям. | Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова | мультимедиа | текущая | §41, с. 217-218. | ||||
ТЕМА 2.11 Выделительная система (1 + 1 час) | |||||||||||
1 (46) | Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения» | Урок усвоения новых знаний | Значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды; механизмы мочеобразования на микро- и макроуровне; работа нефронов; урологические заболевания и их предупреждение. Мочекаменная болезнь. | Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы | Презентация + мультимедиа | Табл. «Органы выделения» | фронтальная | §42. | |||
2 (47) | Контрольная работа № 3 по темам «Дыхательная система», «Пищеварительная система», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы» и «Выделительная система». | Закрепление знаний | тестирование | ||||||||
ТЕМА 2.12 Нервная система человека (5 часов) | |||||||||||
1 (48) | Значение нервной системы. Мозг и психика. | Урок усвоения новых знаний | Значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов. Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение. | Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | Объемная модель | письменная тестирование | §43. | ||||
2 (49) | Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. | Комб. | Понятие о строении и функциях центральной и периферической нервной системы; распределение серого и белого вещества спинного и головного мозга; строение и функции спинного мозга, рефлекс и рефлекторная дуга спинномозговых рефлексов. Шок. | Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга | мультимедиа | Табл. «Схема строения нервной системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса» | фронтальная | §44. | |||
3 (50) | Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Демонстрация модели головного мозга. Л. р. №21 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» Л. р. №22 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга» | Урок-практикум | Строение головного мозга, расположение его желудочков и основных отделов головного мозга; функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка | Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга | мультимедиа | Табл. «Головной мозг человека» Объемная модель | письменная тестирование | §45 | |||
4 (51) | Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. | Комб. | Строение и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий головного мозга; функции коры; значение асимметрии левого и правого полушарий. Борозды, доли. | Раскрывают функции переднего мозга | мультимедиа | Объемная модель | текущая | §46. | |||
5 (52) | Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Л. р. №23 «Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменения тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» | Урок-практикум | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы; гипоталамус, симпатическая подсистема: узлы симпатического ствола; парасимпатическая подсистема: блуждающий нерв, вегетативные узлы. | Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | мультимедиа | Табл. «Схема строения нервной системы» | письменная работа с КИМами | §47, выводы по главе 11. | |||
ТЕМА 2.13 Анализаторы (5 часов) | |||||||||||
1 (53) | Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Демонстрация моделей глаза и уха. | Урок усвоения новых знаний | Показать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств». Модальность, галлюцинации, иллюзии. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств | фронтальная | §48. | |||||
2 (54) | Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Демонстрация опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек. | Комб. С элементами практикума | Строение и функции глаза; роль колбочек и палочек. Бинокулярное зрение. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора | мультимедиа | Табл. «Зрительный анализатор» | текущая | §49, с. 244-246. | |||
3 (55) | Р/К Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Демонстрация обнаружения слепого пятна. Л. р. №24 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» | Глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, Близорукость, дальнозоркость, мышцы ресничного тела, преломляющая способность глаза, диоптрия, бельмо. | Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения | Мультимедиа ЛО Анализаторы, датчик освещенности | Табл. «Профилактика близорукости» | Письменная тестирование | §49, с. 247-249, §50. | ||||
4 (56) | Р/К Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Демонстрация определения остроты слуха. | Комб. | Отделы органа слуха; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха человека. Стереофоническое звучание. Причины заболеваний слухового анализатора и правила гигиены слуха. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха | Мультимедиа ЛО «Органы чувств» | Табл. «Шум и борьба с ним», «Слуховой анализатор» | фронтальная | §51. | |||
5 (57) | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация – зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. | комб. | Вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные каналы, мышечное чувство, кожная чувствительность, вибрационное чувство, осязание, обонятельные клетки, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы | Мультимедиа + презентация | Табл. «Обонятельный и вкусовые анализаторы» | письменная работа с КИМами | §52, выводы по главе 12. | |||
ТЕМА 2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | |||||||||||
1 (58) | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления | Урок усвоения новых знаний | ВНД, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта. | Характеризуют вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | текущая | §53, вопросы с. 273 (!) | |||||
2 (59) | Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Демонстрация двойственных изображений, иллюзий установки. Л. р. №25 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа». | Урок-практикум | Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты; запечатление (импринтинг), этология. Приобретенные программы поведения. | Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека | мультимедиа | письменная | §54, вопросы с.278 (!) | ||||
3 (60) | Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. | Комб. | Биологические ритмы, сон и бодрствование, медленный сон, быстрый сон, сновидения. | Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека | Мультимедиа + презентация | письменная | §55. | ||||
4 (61) | Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Демонстрация – выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. | Комб. | Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция; речь: внешняя, внутренняя; познавательные процессы. | Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов | фронтальная | §56, с.288 вопросы (!) | |||||
5 (62) | Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Л. р. №26 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольн., произвольном внимании и при активной работе с объектом» | Комб. С элементами практикума | Волевое действие, внушаемость, негативизм; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения, внимание. | Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания | презентация | письменная работа с КИМами | §57, выводы по главе 13. | ||||
ТЕМА 2.15 Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2+1 часа) | |||||||||||
1 (63) | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками. | Урок усвоения новых знаний | Единство нервной и гуморальной регуляции, гормоны, железы смешанной секреции. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции | мультимедиа | Табл. «Железы внутренней секреции» | фронтальная | §58, с.301 вопросы (!) | |||
2 (64) | Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками. | Урок-повторение | Функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы; нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией этих желез. Профилактика эндокринных болезней. | Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека | презентация | Табл. «Железы внутренней секреции» | письменная работа с КИМами | §59, выводы по главе 14. | |||
3 (65) | Контрольная работа № 4 по темам: «Нервная система», «Анализаторы», «В.Н.Д» и «Эндокринная система» | Закрепление знаний | тестирование | ||||||||
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов) | |||||||||||
1 (66) | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. | Урок усвоения новых знаний | Жизненные циклы, способы размножения; мужская и женская половые системы, образование и развитие зародыша. Гены, половые хромосомы. | Выделяют существенные признаки органов размножения человека | Презентация + мультимедиа | Табл. «Женская репродуктивная система», «Внутренние женские половые органы» | фронтальная | §60. | |||
2 (67) | Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. | Комб. | Биогенетический закон, онтогенез, филогенез; плацента, пупочный канатик (пуповина), зародыш, плод, беременность. | Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека | презентация | письменная | §61, с.317 вопросы (!) | ||||
3 (68) | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Р/К | Комб. | Наследственные болезни (гемофилия), врожденные болезни (алкогольный синдром плода), венерические болезни, сифилис, бледная спирохета (трепонема), СПИД, гепатит В. | Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека | фронтальная | §62. | |||||
4 (69) | Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов. | Комб. | Ребенок новорожденный и грудной, пубертат. | Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий: «темперамент», «черты характера» | презентация | письменная работа с КИМами | §63, вопросы с.324 (!) | ||||
5 (70) | Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. | Комб. | Индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка. | Раскрывают суть понятий: «интересы», «склонности», «способности» | письменная | §64, выводы по главе 15. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...