календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008. – 368 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie_po_biologii_11_klass.doc | 404 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по биологии 11 класс
№ | Тема, тип урока. Домашнее задание | Сроки | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Лабораторные работы |
РАЗДЕЛ 4. ВИД (20 ЧАСОВ) | |||||
ТЕМА 4.1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4 ЧАСА) | |||||
1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея | Ключевые понятия: креационизм, трансформизм, классификация Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. представление о сущности жизни и еѐ развитии. «Система природы» К.Линнея | Давать определения ключевым понятиям | ||
Вводный, урок изучения и закрепления новых знаний | Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки. | ||||
Д.з. § 52, с. 186-187, индивидуальные задания | Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения | ||||
2 | Эволюционная теория Ж.- Б.Ламарка | Ключевые понятия: эволюция Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | Давать определения ключевым понятиям | тестирование | |
Урок изучения и закрепления новых знаний. Семинар | Формулировать законы «Упражнения и неупражнения органов» и «Наследования благоприятных признаков» | ||||
Д.з. § 52, с. 187-189, индивидуальные задания | |||||
3 | Предпосылки развития теории Ч.Дарвина | Ключевые понятия: эволюционная палеонтология Естественнонаучные и социально- экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина | Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина | ||
Урок изучения и закрепления новых знаний. Семинар | Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения | ||||
Д.з. § 52 с. 189- 190, индивидуальные задания | Находить информацию в различных источниках | ||||
4 | Эволюционная теория Ч.Дарвина | Ключевые понятия: борьба за существование, искусственный отбор, естественный отбор, Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира | Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе | Работа с КИМами | |
Урок изучения и закрепления новых знаний. Семинар | Характеризовать сущность действия искусственного отбора | ||||
Д.з. § 52 с. 190-195 | Сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения | ||||
ТЕМА 4.2. СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (8 ЧАСОВ) | |||||
5/1 | Р/К Вид. Критерии вида | Ключевые понятия: генофонд, вид, критерии вида Вид, его критерии. Наличие видов- двойников, неравномерное распределение видов в пределах | Характеризовать критерии вида | тестирование | |
Комбинированный урок | Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев | ||||
Д.з. § 53 | Составлять характеристику видов с | Л.р. № 1. «Описание |
ареала | использованием основных критериев | особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов) | |||
6/2 | Р/К Популяция – структурная единица вида и эволюции | Ключевые понятия: популяция, генофонд популяции Эволюционные изменения в популяции | Давать определения ключевым понятиям | ЛР №2. Выявление изменчивости у особей одного вида на примере комнатных растений | |
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и эволюции | ||||
Д.з. § 54-56 | Находить информацию о популяции в различных источниках и оценивать еѐ | ||||
7/3 | Факторы эволюции | Ключевые понятия: борьба за существование, изоляция Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Эволюционные изменения в популяции | Называть факторы эволюции | тестирование | |
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Характеризовать факторы эволюции | ||||
Д.з. § 57, 59 | Объяснять причины изменяемости видов | ||||
8/4 | Р/К Естественный отбор – главная движущая сила эволюции | Ключевые понятия: движущий отбор, стабилизирующий отбор Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции | Называть причину борьбы за существование | Л.р. 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания | |
Комбинированный урок | Характеризовать естественный отбор как результат борьбы за существование и формы естественного отбора | ||||
Д.з. § 58 | Выявлять приспособленность организмов к среде обитания | ||||
9/5 | Р/К Видообразование | Ключевые понятия: географическое и экологическое видообразование Видообразование – результат эволюции. Процесс видообразования | Давать определения ключевым понятиям | Работа с КИМами | |
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Называть способы видообразования и приводить примеры | ||||
Д.з. § 60 | Описывать механизм видообразования | ||||
10/6 | Доказательства эволюции органического мира | Ключевые понятия: палеонтология, эмбриология, биогеография Прямые и косвенные доказательства эволюции. Биогенетический закон Геккеля - Мюллера | Давать определения ключевым понятиям | ||
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции | ||||
Д.з. § 61 | Приводить доказательства эволюции на основе комплексного использования всех групп доказательств | ||||
11/7 | Главные направления эволюции органического мира | Ключевые понятия: параллелизм, конвергенция, дивергенция, | Давать определения ключевым понятиям | тестирование |
Урок изучения и закрепления новых знаний. | ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Эволюционные изменения. Типы эволюционных изменений. Главные направления эволюции | Характеризовать основные направления эволюции | |||
Д.з. § 63, повторить § 53-62 | Характеризовать типы эволюционных изменений | ||||
12/8 | Урок-зачет по теме Современное эволюционное учение» | Тестовая контрольная работа № 1 в нескольких вариантах из заданий разного типа | |||
Урок контроля и оценки знаний | |||||
ТЕМА 4.3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ЧАСА) | |||||
13/1 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле | Ключевые понятия: материализм, идеализм, креационизм Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Самозарождение жизни, панспермия, стационарное состояние | Давать определения ключевым понятиям | П.Р №1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | |
Урок изучения и закрепления новых знаний. Лекция | Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни | ||||
Д.з. § 89, индивидуальные задания | Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий | ||||
14/2 | Современные представления о происхождении жизни | Ключевые понятия: абиогенез, биогенез, коацерваты Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции | Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни | ||
Урок изучения и закрепления новых знаний. Семинар | Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И.Опарина | ||||
Д.з. § 90 | Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира | ||||
15/3 | Развитие жизни на Земле | Ключевые понятия: гипотеза биопоэза Этапы эволюции. Усложнение живых организмов в процессе эволюции | Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции | Работа с КИМами | |
Урок изучения и закрепления новых знаний. Семинар | Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами | ||||
Д.з. § 91 | |||||
ТЕМА 4.4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 ЧАСОВ) | |||||
16/ 1 | Положение человека в системе животного мира | Ключевые понятия: антропогенез, атавизмы, рудименты Доказательства животного происхождения человека. Человек – биосоциальное существо | Называть место человека в системе животного мира | ||
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Обосновывать принадлежность человека к животному миру | ||||
Д.з. . § 69 | Доказывать, что человек – существо биосоциальное | ||||
17/2 | Эволюция человека | Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо- | Называть стадии эволюции человека и представителей каждой эволюционной стадии | ||
Урок изучения и закрепления новых знаний. | |||||
Д.з. § 70 | Характеризовать особенности |
18/3 | Эволюция человека (продолжение) | физиологическая эволюция человека роль факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. | представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиций | Работа с КИМами | |||
Урок изучения и закрепления новых знаний. | |||||||
Д.з. § 71 | |||||||
19/4 | Гипотезы происхождения человека | Ключевые понятия: антропология, антропогенез Гипотезы происхождения человека. Современная теория антропогенеза | Называть положения гипотез происхождения человека | ПР.Р №2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | |||
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза | ||||||
Д.з. § 72 | |||||||
20/5 | Р/К Человеческие расы | Ключевые понятия: расы и нации, расизм Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма | Называть и различать человеческие расы | ||||
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Объяснять механизмы формирования расовых признаков | ||||||
Д.з. § 73, повторить § 69-73 | Доказывать несостоятельность расизма | ||||||
РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ (14 ЧАСОВ) | |||||||
ТЕМА 5.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 ЧАСА) | |||||||
21/1 | Р/К Организм и среда. Экологические факторы | Ключевые понятия: экология, среда обитания, экосистема Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы. | Называть экологические факторы и задачи экологии | тестирование | |||
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды | ||||||
Д.з. § 74, 75 с. 294-295 | Выявлять закономерности влияния факторов на организм | ||||||
22/2 | Р/К Абиотические факторы среды | Ключевые понятия: фотопериодизм, толерантность Приспособленность организмов к определенному комплексу абиотических факторов | Называть абиотические факторы | ||||
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов | ||||||
Д.з. § 75 с. 295-299 | Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды | ||||||
23/3 | Биотические факторы среды | Ключевые понятия: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз Прямое или косвенное воздействие видов друг на друга. Межвидовые отношения | Называть виды взаимоотношений между организмами | Работа с КИМами | |||
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов | ||||||
Д.з. § 77, 78 | Объяснять механизм влияния взаимоотношений между организмами на формирование биологического разнообразия | ||||||
ТЕМА 5.2. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (5 ЧАСОВ) | |||||||
24/1 | Р/К Структура экосистем | Ключевые понятия: биоценоз, биотоп, фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз Структура экосистем | Описывать структуру экосистем | ПР.Р №3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем | |||
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы | ||||||
Д.з. § 81 | Характеризовать компоненты |
пространственной и экологической структуры экосистемы | |||||
25/2 | Р/К Взаимосвязи организмов в сообществе | Ключевые понятия: трофические связи, экологическая пирамида Круговорот и превращение энергии в экосистемах. Направление потока вещества в пищевой цепи | Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни | тестирование | |
Комбинированный урок | Характеризовать трофическую структуру биоценоза | ||||
Д.з. § 82-84, творческое задание: составить схемы передачи вещества и энергии (2-3 примера) | Составлять схемы передачи вещества и энергии | ||||
26/3 | Р/К Экологические пирамиды | Ключевые понятия: пирамида биомассы, пирамида численности Пищевые связи – регулятор численности видов, входящих в биоценоз | Характеризовать процессы, происходящие в экологической пирамиде | Л.Р №4. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | |
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Объяснять отличие пирамиды численности от пирамиды энергии | ||||
Д.з. § 85 | |||||
27/4 | Р/К Экологическая сукцессия | Ключевые понятия: динамическое равновесие Видовое разнообразие – причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистем. Смена экосистем в природе | Давать определения ключевым понятиям | ||
Урок изучения и закрепления новых знаний. | Объяснять причины смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов | ||||
Д.з. § 86 | Выявлять изменения в экосистемах | ||||
28/5 | Р/К Влияние человека на экосистемы | Ключевые понятия: аборигенные виды, агроценозы Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую среду | Приводить примеры экологических нарушений | ПР.Р. № 4 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах свой местности» | |
Комбинированный урок | Называть способы сохранения экосистем | ||||
Д.з. § 87, 88 | Характеризовать влияние человека на экосистемы | ||||
ТЕМА 5.3. БИОСФЕРА – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ЧАСА) | |||||
29/1 | Эволюция биосферы | Ключевые понятия: биогенное вещество, живое вещество Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Учение Вернадского В.И. о биосфере | Называть границы биосферы и факторы, их обуславливающие. | ||
Урок изучения и закрепления новых знаний. Лекция | Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы | Тестирование | |||
Д.з. § 92, с. 356-357 | |||||
30/2 | Р/К Влияние живых организмов в биосфере | Ключевые понятия: круговорот веществ и элементов, ноосфера Круговорот в-в - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого в-ва в биосфере | Описывать биохимические циклы воды и углерода | ||
Урок изучения и закрепления новых знаний. Лекция | Характеризовать роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы | ||||
Д.з. § 92, с. 357-359 | |||||
ТЕМА 5.4. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4 ЧАСА + 1 час на заключительный урок) |
31/1 | Р/К Биосфера и человек | Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. Экологический кризис и его последствия | Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на природу | ПР.Р.№ 5 Решение экологических задач | |
Урок изучения и закрепления новых знаний. Лекция | Находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей на биосферу | ||||
Д.з. § 92, с. 359-360, § 93 | |||||
32/2 33/3 | Р/К Основные экологические проблемы современности, пути их решения | Ключевые понятия: предельно допустимая концентрация Последствия деятельности человека в окружающей среде. Рациональное использование природных ресурсов. ------------------------------------------------- Экологические проблемы | Находить и систематизировать информацию о глобальных экологических проблемах | ПР.Р № 6. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. тестирование | |
Комплексное применение ЗУН. Семинар | Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы | ||||
Д.з. индивидуальные задания, повторить § 74-88 | Обосновывать необходимость разработки принципов рационального природопользования | ||||
34/4 | Урок-зачет по теме «Экосистема» | Тестовая контрольная работа № 2 в нескольких вариантах из заданий разного типа | |||
Урок контроля и оценки знаний | |||||
35/5 | Р/К Роль биологии в будущем | Ключевые понятия: устойчивое развитие Сфера жизни человека как фактор здоровья | Характеризовать роль международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества | Мини - проекты: мультимедийные презентации, информационные буклеты | |
Комплексное применение ЗУН. Круглый стол |
ИТОГО: лабораторных работ - 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...