рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая прграмма по биологии 9 класс включает в себя пояснительную записку, содержание, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_9_klass.docx | 96.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса авторов И.Н.Пономарёвой, Н.М.Черновой (Биология в основной школе: Программы. М: Вентана-Граф, 2006г.)
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 час в неделю. (всего за год 68 часов)
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы школы для 10-11 классов. Однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Для приобретения практических навыков в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору и анализу информации. Для текущего контроля и оценки знаний предусмотрены обобщающие уроки.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе
Цель программы - развить в процессе биологического образования понимание законов и закономерностей существования и развития живой природы, а также осознание величайшей ценности жизни, роли биологического разнообразия, значение процесса эволюции, закономерностей передачи наследственности, многообразия форм жизни. Вместе с тем ввиду сложнейшей экологической ситуации в стране и мире программа максимально направлена на развитие экологического образования и воспитание экологической культуры у школьников.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Биология.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
Программа полностью реализована в учебнике «Биология» для 9 класса. В нём значительное место отводится рисункам, схемам, таблицам, вопросам и заданиям. Каждая учебная тема завершается рубрикой «Проверте себя», в которой учащимся предлагается проверить свои знания и умения, ставятся проблемные вопросы на обсуждение и размышление.
Содержание курса
- Введение в основы общей биологии (3 ч).
Биология — наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
2.Основы учения о клетке (10 ч).
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа.
№1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч).
Типы размножения организмов. Половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа.
№2. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (9 ч).
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы.
№3. Решение генетических задач.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 ч).
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч).
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А..И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
7. Учение об эволюции (11 ч).
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа.
№4. Изучение изменчивости у организмов.
8. Происхождение человека (антропогенез) (7 ч).
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
9. Основы экологии (13 ч).
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение Б.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Заключение (2 ч).
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение в основы общей биологии. | 3 |
2 | Основы учения о клетке. | 10 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 5 |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости. | 9 |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 4 |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира. | 4 |
7 | Учение об эволюции. | 11 |
8 | Происхождение человека (антропогенез). | 7 |
9 | Основы экологии. | 13 |
10 | Заключение. | 2 |
Всего | 68 |
Перечень лабораторных работ
№ п/п | Тема лабораторной работы |
1 | Лабораторная работа.№1 «Сравнение растительной и животной клеток» |
2 | Лабораторная работа №2 Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. |
3 | Лабораторная работа №3 Решение генетических задач |
4 | Лабораторная работа №4 Изучение изменчивости у организмов |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата | Количество часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | д/з |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Вводный инструктаж по ТБ Введение. Биология – наука о живом мире. | 1 | Вводный урок | Знать: Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы. Уметь: Самостоятельно проводить научное исследование. | §1 | ||
2 | Общие свойства живых организмов. | 1 | комбинированный урок | Знать: Свойства живого Уметь выделять: Особенности развития живых организмов | §2 | ||
3 | Многообразие форм живых организмов. | 1 | Комбинированный урок | Знать: Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Основные царства живой природы. Основные таксономические единицы. Уметь: Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе. | §3 | ||
4 | Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Уметь: Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. | §4 | ||
5 | Химический состав клетки. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Уметь: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич и органич вещества клетки. Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот. | §5 | ||
6 | Белки и нуклеиновые кислоты. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. | §6 | ||
7 | Строение клетки. Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и животной клеток» | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Уметь: Различать по немому рисунку прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки. | §7 | ||
8 | Органоиды клетки и их функции. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Называть функции основных органоидов клетки | §8 | ||
9 | Обмен веществ и энергии в клетке. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в | §9 | ||
10 | Биосинтез белков в живой клетке. | Комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. | §10 | |||
11 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. | §11 | ||
12 | Обеспечение клетки энергией. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы процесса диссимиляции. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. | §12 Повт §4-11 | ||
13 | Обобщающий урок по теме «Основы учения о клетке» | 1 | Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний | ||||
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов) | |||||||
14 | Размножение организмов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Уметь: Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы | §13 | ||
Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | |||||||
15 | Деление клетки. Митоз. Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. | §14 | ||
16 | Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | §15 | ||
17 | Индивидуальное развитие организма – онтогенез. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, | §16 Повт. §13-15 | ||
эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек | |||||||
18 | Обобщающий урок пр теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | 1 | Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний | ||||
19 | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Уметь: Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. | §17,18 | ||
20 | Генетические опыты Г.Менделя | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. | §19 | ||
21 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. | §20 | ||
22 | Сцепленное наследование генов. | 1 | комбинированный урок | Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | §21 | ||
23 | Взаимодействие генов. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов Называть характер взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия гена. | §22 | ||
24 | Наследование признаков, сцепленных с полом. Л.р. № 3. Решение генетических задач. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. | §23 | ||
25 | Наследственная изменчивость. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. | §24 | ||
26 | Другие типы изменчивости. Л.р. № 4. Изучение изменчивости у организмов | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции отусловий окружающей среды. Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости | §25 Повт. §17-24 | ||
27 | Обобщающий урок по теме «Основы наследственности и изменчивости» | 1 | Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний | ||||
28 | Генетические основы селекции | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Уметь: Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов | §27 | ||
29 | Особенности селекции растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции. Приводить примеры сортов культурных растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и сам практической деятельности для ого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. | §28,29 | ||
30 | Особенности селекции животных. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород домашних животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними | §30 | ||
31 | Основные направления селекции микроорганизмов | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Давать определение термину биотехнология, штамм Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | §31 | ||
32 | Тема 6.Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа) | Представления о возникновении жизни на Земле | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Уметь: Давать определение термину гипотеза Называть этапы развития жизни Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира | §32 | |
33 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определение термину гипотеза Называть этапы развития жизни Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. | §33 | ||
34 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты Описывать начальные этапы биологической эволюции | §34 | ||
35 | Этапы развития жизни на Земле | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация. приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли. | §35 | ||
Тема 7. Учение об эволюции (11 часов) | |||||||
36 | Идея развития органического мира в биологии | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определение термину эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина | §36 | ||
37 | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование. Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование. | §37 | ||
38 | Движущие силы эволюции | 1 | комбинированный урок | §37 | |||
39 | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. | |||
40 | Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | §38 | ||
41 | Вид, его структура и особенности | 1 | комбинированный урок | Уметь: Называть признаки популяции Перечислять критерии вида Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции | §39 | ||
42 | Процесс образования видов – видообразование | 1 | комбинированный урок | Уметь: Приводить примеры различных видов изоляции Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования. | §40 | ||
43 | Макроэволюция – результат микроэволюций. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям прогресс и регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | §41 | ||
44 | Основные направления эволюции | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микро - и макроэволюция. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | §42 | ||
45 | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | Повт. §36-43 | ||
46 | Обобщающий урок по теме «Учение об эволюции» | 1 | Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний | ||||
47 | Место и особенности человека в системе органического мира. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям Антропология, антропогенез Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными | §44 | ||
48 | Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (7 часов) | Доказательства эволюционного происхождения человека | 1 | комбинированный урок | Уметь: Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. | §45 | |
49 | Ранние этапы эволюции вида Человек разумный | 1 | комбинированный урок | Уметь: Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза. | §46, | ||
50 | Этапы эволюции вида Человек разумный | 1 | комбинированный урок | Уметь: Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза. | 47 | ||
51 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | комбинированный урок | Уметь: Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. | §48 | ||
52 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | комбинированный урок | §49 Повт. §44-47 | |||
53 | Обобщающий урок по теме «Происхождение человека» | 1 | Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний | ||||
54 | Тема 9. Основы экологии (13часов) | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. | §50 | |
55 | Закономерности действия факторов среды на организмы | 1 | комбинированный урок | Уметь: Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | §51 | ||
56 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды | 1 | комбинированный урок | Уметь: Выявлять приспособления организмов к среде обитания. | §52 | ||
57 | Биотические связи в природе | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп | §53 | ||
58 | Популяция как форма существования видов в природе | 1 | комбинированный урок | Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. | §54 | ||
59 | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе | 1 | комбинированный урок | Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. | §55 | ||
60 | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема. Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем. | §56 | ||
61 | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. | 1 | комбинированный урок | Уметь: Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимич циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ Составлять схемы пищевых цепей. | §57 | ||
62 | Развитие и смена биогеоценозов. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях. Описывать свойства сукцессии. | §58 | ||
63 | Основные законы устойчивости живой природы | 1 | комбинированный урок | Уметь: Давать определения понятиям биосфера. Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | §59 | ||
64 | Рациональное использование природы и ее охрана | 1 | комбинированный урок | Уметь: Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы | |||
65 | Экологические проблемы. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН. | Уметь: Называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы | §60 Повт. §50-59 | ||
66 | Обобщающий урок по теме «Основы экологии» | 1 | Обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний | ||||
67 68 | Повторение | 2 | |||||
69 70 | Резерв | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
Признаки биологических объектов:
- живых организмов;
- генов и хромосом;
- клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- популяций;
- экосистем и агроэкосистем;
- биосферы;
- растений, животных и грибов своего региона.
Сущность биологических процессов:
- обмен веществ и превращения энергии;
- питание;
- дыхание;
- выделение;
- транспорт веществ;
- рост, развитие;
- размножение, наследственность и изменчивость;
- регуляция жизнедеятельности организма;
- раздражимость;
- круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
уметь:
Объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
- роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
- взаимосвязи человека и окружающей среды;
- зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
- роль гормонов и витаминов в организме.
Изучать биологические объекты и процессы:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
- наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
Распознавать и описывать:
- основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;
- органы и системы органов животных;
- растения разных отделов;
- животных отдельных типов и классов;
- наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
- съедобные и ядовитые грибы;
- опасные для человека растения и животных.
Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
Список литературы
- И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова «Основы общей биологии». – Вента – Граф. М. 2011г.
- Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Основы общей биологии. Рабочая тетрадь. Вентана Граф. 2011г
- Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Основы общей биологии. Методическое пособие для учителя. Вентана -Граф. 2005г
- Настольная книга учителя биологии Г.С. Калинова, В.С. Кучменко АСТ. Астрель М. 2002 г.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ Биология.
- С.Г. Мамонтов В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 1992 г.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1- 3. М.: Мир, 1990 г.
- Биологический энциклопедический словарь. М.:
Советская энциклопедия, 1986.
9. Г.В.Чередникова. Биология. 9 класс: поурочные планы- Волгоград:Учитель, 2009
10 .Н.Ф.Бодрова. Изучение курсо «Основы общей биологии. Поурочное планирование: книга для учителя.-Воронеж, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...