Конспект занятия кружка по теме "Мир глазами физиолога. Изучение испарения воды растениями" в 5 классе
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему
Конспект занятия составлен на основе системно - деятельностного метода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovoe_zanyatie_5_klass.docx | 138.6 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект занятия кружка «Я познаю мир» на основе системно – деятельностного метода обучения для учащихся 5 класса.
Составила: учитель биологии МБОУ «Центр образования №4» - Вересова Татьяна Николаевна.
Тема занятия: «Мир глазами физиолога. Изучение испарения воды растениями»
Тип занятия: «открытие» новых знаний.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивные
Цель занятия (пропедевтическая): познакомить обучающихся с физиологией процесса испарения у растений, начать работу по формированию понятийного аппарата, раскрыть значение испарения в жизни растений и природе.
Планируемые результаты:
1.Личностные:
- Формирование ответственного отношения к обучению.
- Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры.
- Умение применять полученные знания в практической деятельности.
- Понимание значимости растений в жизни человека.
- Эстетическое восприятие объектов природы.
2.Метапредметные:
- Познавательные: умения давать определения понятиям, делать выводы, умения наблюдать, оформлять мыслительные операции в виде схем, рисунков; осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях.
- Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; прогнозировать результаты своей деятельности и анализировать их.
- Коммуникативные: умение работать в группах, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничая друг с другом, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
3.Предметные:
- Научиться объяснять значение понятия «испарение».
- Характеризовать процесс испарения воды растениями.
- Овладение методами биологического исследования.
- Изучение новых понятий и терминов.
- Фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем.
- Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, техники безопасности при работе с микроскопом.
Основные изучаемые понятия:
- Испарение (транспирация)
- Межклетники
- Устьица
Основные закрепляемые понятия:
- Физиология
- Фотосинтез
- Конденсация
- Сосуды
Оборудование: опытное растение пеларгония, микроскоп, готовый микропрепарат листа камелии, таблички с терминами, таблица «Строение листа», учебная презентация «Испарение воды растениями».
Ход урока
1. Организационный момент. (1-2 мин.)
(Учитель приветствует обучающихся, создаёт доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места).
2. Этап актуализации знаний.
Сегодня на кружковом занятии вы будете изучать один из процессов, протекающий в растении. А знаете ли вы, как называется наука о процессах и функциях организма? (физиология)
Я предлагаю вам побыть сегодня в роли физиологов. Ну, а какой процесс вы будете изучать судите сами.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
Демонстрация опыта:
- Опишите, что вы наблюдаете внутри колбы?
- Откуда могла появиться вода?
- Как называется данный процесс?
(По ходу обсуждения ввести понятия «транспирация», «конденсация»).
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Значит темой нашего занятия будет… (Изучение испарения воды растениями)
- Как вы считаете, что вы должны знать, на какие вопросы ответь, чтобы понять, что такое испарение и как оно происходит?
Задачи (совместно формулируются и записываются на доске)
- Значение воды в жизни растений.
- Значение испарения.
- Строение листа, обеспечивающее транспирацию.
5.Этап реализации построенного проекта
- Откуда растение берёт воду?
- Куда вода направляется и для чего? (фотосинтез)
- Как вода перемещается внутри растения? ( по сосудам)
Итак, вода и минеральные соли всасываются корнями растения и по сосудам корня, стебля поднимаются в лист, где тратится на фотосинтез, образование клеточного сока, но большая её часть испаряется. Если бы вода не испарялась, то новые порции воды и солей не могли бы поступить в растение. Много ли воды испаряют разные растения? Предлагаю вам посмотреть кинофрагмент. (Учебная презентация).
- Как вы думаете, от чего зависит, сколько воды испарит какое – либо растение за сутки? (от условий)
Работа в мини – группах и самооценка своей деятельности.
На предложенных карточках – заданиях отметить знаком (+) - условия, способствующие испарению, знаком (-) – условия, уменьшающее испарение.
Пасмурный день - Солнечный день +
Ветреная погода + Тихая погода –
Открытое место + Лесная тень –
Прохладный день - Жаркий день +
Дождливая погода - Вечернее время –
Обсуждение результатов.
Критерии оценивания работы:
10 – 9 правильных ответов «Молодец. Отлично»
8 -7 «Хорошо. Есть затруднения»
6-5 «Надо поработать над темой»
Меньше 5 «SOS. Срочно ликвидировать пробелы в знаниях»
- Теперь, я думаю, вы сможете ответить, для чего растения испаряют влагу?
(защита от перегрева)
- Вспомните, что происходит с нашей кожей в жаркий день? Пот, испаряясь, также защищает нас от перегревания.
- А в какое время суток лучше срезать цветы, чтобы они дольше оставались свежими? (вечером)
Осталось узнать, как пары воды перемещаются внутри листа и через какие структуры испаряется?
6.Этап самостоятельной работы (лабораторная работа) (10-15 мин.)
Внимательно рассмотрите внутреннее строение листа камелии под микроскопом. Найдите:
- Верхнюю и нижнюю кожицу листа;
- Мякоть листа.
- Как пары воды перемещается внутри листа? Что видите?
Промежутки между клетками называются межклетниками.
- Есть ли отверстия в кожице листа?
Данные отверстия называются устьица, через них происходит газообмен и испарение воды. А как устьица устроены и работают, вы узнаете в 6 классе.
7.Этап включения в систему знаний и повторения.
Работа с терминами.
Запись в тетради.
Транспирация – испарение воды растениями.
Устьица – отверстия в кожице листа, осуществляющие газообмен и испарение воды.
Значение испарения:
1)способствует перемещению воды и минеральных солей в растении;
2) защищает от перегрева.
Количество испарившейся воды зависит от условий среды.
8.Этап рефлексии учебной деятельности
Оцените, пожалуйста, всё ли вы поняли? И достаточно ли ваших знаний для ответа на вопрос
-Какие растения обитают в условиях острой нехватки влаги?
- Как они приспособились к недостатку влаги?
Доска смайликов.
☺ Я всё понял, мне интересно. Могу объяснить.
• Понял, но не всё, надо поработать над усвоением.
☹ Имею затруднения.
9.Домашнее задание:
Раздать домашние вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование "Определение скорости испарения воды".8 класс.
Работа учеников в рамках проектно-исследовательской деятельности....
урок биологии в 6 классе по теме испарение воды листьями
Предмет: Биология 6 класс Тема: Испарение воды листьями. ...
Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"
Методическая разработка занятия биологического кружка «Бионика» в 5 классе по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...
Открытый урок в 6 классе с использованием ИКТ "Испарение воды растениями. Листопад."
Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.Задачи урока:1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процесс...
биология 6 класс, урок"Испарение воды листьями.Листопад"
урок"Испарение воды листьями.Листопад"...
Урок биологии в 6 классе "Испарение воды. Листопад."
Урок усвоения новых знаний. Обсуждение результатов опыта, составление опорного конспекта....