Конспект занятия кружка по теме "Мир глазами физиолога. Изучение испарения воды растениями" в 5 классе
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему

Вересова Татьяна Николаевна

Конспект занятия составлен на основе системно - деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovoe_zanyatie_5_klass.docx138.6 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия кружка «Я познаю мир»  на основе системно – деятельностного  метода  обучения  для учащихся 5 класса.

Составила: учитель биологии МБОУ «Центр образования №4» - Вересова Татьяна Николаевна.

Тема занятия: «Мир глазами физиолога. Изучение испарения воды растениями»

Тип занятия:  «открытие» новых знаний.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивные

Цель занятия (пропедевтическая): познакомить обучающихся с физиологией процесса испарения у растений, начать работу по формированию понятийного аппарата, раскрыть значение испарения в жизни растений и природе.

Планируемые результаты:

1.Личностные:

  • Формирование  ответственного отношения  к обучению.
  • Формирование и развитие  познавательного  интереса  к изучению  биологии, элементов экологической культуры.
  • Умение применять полученные знания в практической деятельности.
  • Понимание значимости растений в жизни человека.
  • Эстетическое восприятие объектов природы.

2.Метапредметные:

  • Познавательные: умения давать определения понятиям, делать выводы, умения наблюдать, оформлять мыслительные операции в виде схем, рисунков; осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных  носителях.
  • Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; прогнозировать результаты своей деятельности и анализировать их.
  • Коммуникативные: умение работать в группах, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничая друг с другом, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в  коллективном

обсуждении  проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3.Предметные:

  • Научиться объяснять значение понятия «испарение».
  • Характеризовать процесс испарения воды растениями.
  • Овладение методами биологического исследования.
  • Изучение  новых понятий и терминов.
  • Фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем.
  • Соблюдать правила поведения  в кабинете биологии, техники безопасности при работе с микроскопом.

Основные изучаемые понятия:

  • Испарение (транспирация)
  • Межклетники
  • Устьица

Основные закрепляемые понятия:

  • Физиология
  • Фотосинтез
  • Конденсация
  • Сосуды

Оборудование: опытное растение пеларгония, микроскоп, готовый микропрепарат листа камелии, таблички с терминами, таблица «Строение листа», учебная презентация «Испарение воды растениями».

Ход урока

1. Организационный момент. (1-2 мин.)

(Учитель  приветствует  обучающихся, создаёт доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места).

2. Этап актуализации знаний.

Сегодня на кружковом занятии вы будете изучать один из процессов, протекающий в растении. А знаете ли вы, как называется наука о процессах и функциях организма? (физиология)

Я предлагаю вам побыть сегодня в роли физиологов. Ну, а какой процесс вы будете изучать судите сами.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Демонстрация опыта:

http://mediku.com.ua/volevoks-kolonialenij-organizm-gubka-ta-uleva-zelenij-morsekij/14551_html_44d5a0ca.png

- Опишите, что вы наблюдаете внутри колбы?

- Откуда могла появиться вода?

- Как называется данный процесс?

(По ходу обсуждения ввести понятия «транспирация», «конденсация»).

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Значит  темой нашего занятия будет…  (Изучение испарения воды растениями)

- Как вы считаете, что вы должны знать, на какие вопросы ответь, чтобы понять, что такое испарение и как оно происходит?

Задачи (совместно формулируются и записываются на доске)

  1. Значение воды в жизни растений.
  2. Значение испарения.
  3. Строение листа, обеспечивающее транспирацию.

5.Этап реализации построенного проекта

- Откуда растение берёт воду?

- Куда вода направляется и для чего? (фотосинтез)

- Как вода перемещается внутри растения? ( по сосудам)

 Итак, вода и минеральные соли всасываются корнями растения и по сосудам корня, стебля поднимаются в лист, где тратится на фотосинтез, образование клеточного сока, но большая её часть испаряется. Если бы вода не испарялась, то новые порции воды и солей не могли бы поступить в растение. Много ли воды испаряют разные растения?  Предлагаю вам посмотреть кинофрагмент. (Учебная презентация).

- Как вы думаете, от чего зависит, сколько воды испарит какое – либо растение за сутки? (от условий)

Работа в мини – группах и самооценка своей деятельности.

На предложенных карточках – заданиях отметить знаком  (+) - условия, способствующие испарению, знаком  (-) – условия, уменьшающее испарение.

Пасмурный день -       Солнечный день +

Ветреная погода +        Тихая погода –

Открытое место +         Лесная тень –

Прохладный день -       Жаркий день +

Дождливая погода -      Вечернее время –

Обсуждение результатов.

Критерии оценивания работы:

10 – 9 правильных ответов «Молодец. Отлично»

8 -7 «Хорошо. Есть затруднения»

6-5 «Надо поработать над темой»

Меньше 5 «SOS. Срочно ликвидировать пробелы в знаниях»

- Теперь, я думаю, вы сможете ответить, для чего растения испаряют влагу?

(защита от перегрева)

- Вспомните, что происходит с нашей кожей в жаркий день? Пот, испаряясь, также защищает нас от перегревания.

- А в какое время суток лучше срезать цветы, чтобы они дольше оставались свежими? (вечером)

Осталось узнать, как пары воды перемещаются внутри листа и через какие структуры испаряется?

6.Этап самостоятельной работы (лабораторная работа) (10-15 мин.)

Внимательно рассмотрите внутреннее строение листа камелии под микроскопом. Найдите:

  1. Верхнюю и нижнюю кожицу листа;
  2. Мякоть листа.

- Как пары воды перемещается внутри листа? Что видите?

Промежутки между клетками называются межклетниками.

- Есть ли отверстия в кожице листа?

Данные отверстия называются устьица, через них происходит газообмен и испарение воды. А как устьица устроены и работают,  вы узнаете в 6 классе.

7.Этап включения в систему знаний и повторения.

Работа с терминами.

Запись в тетради.

Транспирация – испарение воды растениями.

Устьица – отверстия в кожице листа, осуществляющие газообмен и испарение воды.

Значение испарения:

1)способствует перемещению воды и минеральных солей в растении;

2) защищает от перегрева.

Количество испарившейся воды зависит от условий среды.

8.Этап рефлексии учебной деятельности

Оцените, пожалуйста, всё ли вы поняли? И достаточно ли ваших знаний для ответа на вопрос

-Какие растения обитают в условиях острой нехватки влаги?

- Как они приспособились к недостатку влаги?

Доска смайликов.

 Я всё понял, мне интересно. Могу объяснить.

 Понял, но не всё, надо поработать над усвоением.

 Имею затруднения.

9.Домашнее задание:

Раздать домашние вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование "Определение скорости испарения воды".8 класс.

Работа учеников в рамках проектно-исследовательской деятельности....

урок биологии в 6 классе по теме испарение воды листьями

Предмет:   Биология 6 класс                                Тема: Испарение воды листьями. ...

Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"

Методическая разработка  занятия биологического кружка «Бионика»  в 5 классе   по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...

Открытый урок в 6 классе с использованием ИКТ "Испарение воды растениями. Листопад."

Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.Задачи урока:1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процесс...

биология 6 класс, урок"Испарение воды листьями.Листопад"

урок"Испарение воды листьями.Листопад"...

Урок биологии в 6 классе "Испарение воды. Листопад."

Урок усвоения новых знаний. Обсуждение результатов опыта, составление опорного конспекта....