Рабочая программа по столярному делу 7 класс для специальной (коррекционной) школы 8 вида
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по столярному делу 7 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида № 95»
Утверждаю Директор МКС(К)ОУ школы-интернат №95 Гундерчук Л.А. __________________ Приказ № __ от»___» ______20__г. | Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № ___ от «___» _______20__г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол № ____ От «___»___________20__г. |
Рабочая учебная программа
по столярному делу
7 класс.
Составитель:
Завьялов С.Э.
учитель профессионально-трудового обучения
второй квалификационной категории
г.Нижний Новгород
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа создана на основе:
1. Образовательной программы С.Л. Мирского, Б.А. Журавлёва по предмету «Столярное дело» для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Издательство «Владос», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.
Структура документа: программа включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.
2. Основное содержание с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся в каждом классе отдельно и требования к знаниям выпускников.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII типа.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы.
Цели обучения :
- социальная адаптация, подготовка школьников к поступлению в ПУ соответствующего типа и профиля;
- развитие мелкой и крупной моторики, мышления, способности к пространственному анализу;
- формирование эстетических представлений.
Задачи:
- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
- развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
- воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Основной формой организации учебного процесса по предмету
«Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.
Основные технологии:
- личностно-ориентированное,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
- Самостоятельная работа
- Работа по карточкам.
- Работа по плакатам.
- Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
- Демонстрация натуральных объектов;
- ИТК
- Дифференцирование, разноуровневое обучение;
- Наглядные пособия, раздаточный материал;
- Создание увлекательных ситуаций;
- Занимательные упражнения;
- Экскурсии;
- Декады трудового обучения;
- Участие в конкурсах;
- Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Типы, виды, формы и методы контроля знаний
Типы контроля:
- внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);
- взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);
- самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).
Виды контроля:
- Предварительный контроль
- Текущий контроль
- Периодический (рубежный) контроль
- Итоговый контроль
Методы контроля:
- устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, чертежа, схемы)
- практический контроль (выполнение практических, лабораторных работ)
- дидактические тесты, наблюдение.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Столярное дело» являются умения:
1.Умение рационально организовать учебную и производственную деятельность.
2.Умение формулировать и ставить перед собой цель.
3.Умение планировать конкретные результаты своей деятельности.
4.Умение составлять и читать чертёж.
5.Умение анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность
6.Умение составлять отчет о последовательности выполнения работы.
7. Овладение приемами переноса ЗУН в новые условия и использование их в реальной жизни.
8. Умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, изучаемый материал.
9.Умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения.
Место предмета в учебном плане
Нагрузка в 5 - 9 классах составляет: при недельной нагрузке в 5 классе- 6 часов, в 6 классе – 8 часов, в 7 классе – 10 часов, в 8 классе – 12 часов, в 9 классе – 14 часов.
Время на изучение тем не регламентируется и определяется учителем, исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
7 класс (340 часа)
Фугование
Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании.
Умение. Работа фуганком с двойным ножом.
Хранение и сушка древесины
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.
Геометрическая резьба по дереву
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.
Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4
Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.
Соединения УК-4: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.
Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-4. Анализ чертежа.
Непрозрачная отделка столярного изделия
Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.
Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.
Умение. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.
Токарные работы
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы. Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение. Основные правила электробезопасности.
Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.
Обработка деталей из древесины твердых пород.
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2
Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности. Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.
Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.
Круглые лесоматериалы
Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2
Теоретические сведения. Угловые ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.
Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.
Свойства древесины
Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро-и теплопроводность. Основные механические свойства, технологические свойства.
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия. Сверло: виды пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра.
Умение. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстий.
Требования к уровню подготовки учащихся, воспитанников 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- материалы, применяемые в столярном производстве;
- основные породы, свойства и пороки древесины;
- сущность и назначение основных столярных операций;
способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления; - назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
- виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение;
- способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
- виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
- контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
- способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
- устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
- устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
- специальную терминологию и пользоваться ею.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять столярные работы ручными инструментами;
- размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
- собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
- пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
- рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
- бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Древнего мира для специальных коррекционных школ VI вида (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена с учётом физиологических и психических особенностей детей с ДЦП и другими проблемами ОДА. Программа написана к учебнику истории Древнего мира под редакцией Годера....
Рабочая программа по географии 6 класс для специальной (коррекциолнной) школы 8 вида
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...
Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 8 класс по курсу естествознание для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...
Рабочая программа по лечебной физической культуре в специальной (коррекционной) школе
Рабочая программа по ЛФК...
Рабочая программа по математике для 5 классаи специальной (коррекционной) школы YIII вида.
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений YIII вида:Сб.1.-М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук...
Рабочая программа по чтению 6 класс в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях 8 вида
Рабочая программа по чтению в 6 классе. Учебник И.М.Бгажнокова ...