Современный урок_метапредметный подход
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок по курсу «Введение в биологию» в 5 классе на тему «Почва как среда жизни» построен в соответствии с программой базового уровня изучения биологии линии учебников «Сфера» издательства «Просвещение» и подготовлен в соответствии с ФГОС общего образования. Составлен на основе образовательной программы УМК «Биология. Живой организм.5-6 классы. Сухорукова Л. Н. ,Кучменко В.С., Колесникова И.Я.,Просвещение.2011.»
Урок открытия новых знаний рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником и текстом, используя стратегию смыслового чтения через групповую работу. Форма урока-урок исследования, использование ИКТ-составляющей, делает урок наглядным, интересным, позволяет снять основные затруднения усвоения материала о почвенной среде обитания. В ходе урока организованна разнообразная деятельность учащихся на уроке: самостоятельное формулирование проблемы и цели урока; работа с текстом, ответы на поставленные вопросы; афиширование работы группы ; самооценивание работы группы на разных этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_metapredmetnyy_podhod.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Луговая Елена Анатольевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бахчисарайская общеобразовательная школа №4»
Стаж работы 17 лет
Квалификационная категория I
Номинация математика-биология
Предмет биология.
УМК « Биология. Живой организм. 5-6 классы»
Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова - 3-е изд.М.: «Просвещение», 2014.- 143,(1) с.: ил.-(Сфера).-ISBN 978-5-09-033037-4.
Тема: Почва как среда жизни
Класс 5
Пояснительная записка
Урок по курсу «Введение в биологию» в 5 классе на тему «Почва как среда жизни» построен в соответствии с программой базового уровня изучения биологии линии учебников «Сфера» издательства «Просвещение» и подготовлен в соответствии с ФГОС общего образования. Составлен на основе образовательной программы УМК «Биология. Живой организм.5-6 классы. Сухорукова Л. Н. ,Кучменко В.С., Колесникова И.Я.,Просвещение.2011.» Урок открытия новых знаний рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником и текстом, используя стратегию смыслового чтения через групповую работу. Форма урока-урок исследования, использование ИКТ-составляющей, делает урок наглядным, интересным, позволяет снять основные затруднения усвоения материала о почвенной среде обитания. В ходе урока организованна разнообразная деятельность учащихся на уроке: самостоятельное формулирование проблемы и цели урока; работа с текстом, ответы на поставленные вопросы; афиширование работы группы ; самооценивание работы группы на разных этапах. Планируемые образовательные результаты: Предметные-ученик должен знать условия обитания в почве, обитателей почвенной среды. Ученик должен уметь выявлять приспособления организмов к почвенной среде обитания, интерпретировать текст.
Метапредметные-проводить простейшие наблюдения, использовать различные источники информации для выполнения учебной задачи; участвовать в совместной деятельности; находить и использовать причинно-следственные связи.
Личностные-формирование личностного отношения к изучению материала, осознание ценности живых объектов.
Тема урока: « Почва как среда жизни»
Тема урока входит в главу «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»
Цель урока: Создание условий для активной познавательной деятельности при формировании навыков поиска новых знаний по теме урока.
Задачи урока:
1.Создание условий для формирования навыков учебного сотрудничества, навыков формулирования и выражения своих мыслей, навыков самооценивания и оценивания, поиска информации.
2.Обеспечить условия для развития логического мышления на основе развития памяти, внимания.
3.Создание условий для усвоения учащимися материала на уроке.
Оборудование: учебники, тетради, картинки и рисунки животных почвенной среды обитания, ноутбук, презентация к уроку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Планируемые результаты:
1Личностные - учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучаемому предмету.
2.Метапредметные - учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать и анализировать полученный материал на уроке.
3.Предметные - учащиеся знакомятся с почвенной средой обитания, с особенностями почвенной среды, с приспособленностью организмов для жизни в ней.
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, заполнение таблицы в тетради, сотрудничество с одноклассниками.
Методы и формы: наглядный (демонстрация слайдов), словесный, работа в группах, работа с текстом учебника.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Задача-результат каждого этапа. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД На каждом этапе |
1.Этап мотивации к учебной деятельности | Задача: настроить учащихся на учебный процесс. | Приветствие учащихся, проверка присутствующих на уроке, проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя, настрой на учебную деятельность. | Личностные: Уметь мотивировать себя на целеполагание познавательной деятельности. |
2.Этап актуализации знаний. -проверка д/з. -определение темы урока | Задача: актуализация имеющихся знаний ,способов действий в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов. | Работа с презентацией. Слайд 1. Вопросы к слайду: 1.Что вы увидели? 2.Какие свойства характерны для живых организмов? 3.Представители каких царств живой природы вы видите? Беседа: 1.Могут ли представители всех царств, встретиться вместе в природе? 2.Почему? 3.Что такое среда обитания? 4.Какие среды жизни вам известны? 5.Представители каких царств живой природы обитают в почве? 6.Может ли человек навредить обитателям почвы? 7.Определяет ключевые (в процессе диалога на доске записываются ключевые слова) | Работа с презентацией. Слайд 1. Ответы на вопросы учителя: 1.Живые организмы. 2.Питание, дыхание, раздражение, размножение, развитие, рост. 3.Растения,животны, грибы, бактерии. Определение темы урока: 1.Нет. 2.Потому что обитают в разных местах. 3.Совокупность условий, в которых обитает организм. 4.Водная,наземно-воздушная,организменная,почвенная. 5.Растения, черви, микроорганизмы, кроты. 6.Да. 7.Определяют ключевые слова, формулируют тему урока. Делают запись в тетради. | Коммуникативные: -уметь анализировать полученную информацию, делать выводы, развивать мыслительные способности. -уметь соотнести известное с неизвестным. Познавательные: -уметь выполнять учебно-практические задачи. -осуществлять совместную познавательную деятельность. Регулятивные: -уметь формулировать цель, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Личностные: -умение слушать и понимать других, принимать участие в диалоге. Создание мотивации учения. |
3.Создание проблемной ситуации | Задача: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. | Беседа: -если переселить обитателей почвы в водную среду обитания ,выживут ли они? -с какими трудностями сталкиваются обитатели почвы? | -высказывают свое мнение, предполагают, что прежде всего необходимо знать условия обитания организмов и приспособления к ней, выдвигают предположения: Мало света, недостаток кислорода, избыток углекислого газа, высокая плотность, много мертвых организмов. | |
4.Целеполагание | Задача: -формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремление открывать новые знания, приобрести умения. -овладение приемами постановки и определения проблемы, формулировки познавательной задачи, выделение известных и неизвестных компонентов. | 1.Учитель формулирует учебную задачу: «Определить особенности почвенной среды и приспособления организмов к жизни в ней» 2.Предлагает учащимся высказать свое мнение о том, что им известно о приспособлениях организмов к обитанию в почве и причинах их появления | Записывают задачу в тетрадь, высказывают свое мнение, заполняют таблицу (приложение 1) Высказывают предположения: -микроскопические размеры; -роющие конечности; -отсутствие зрения; -кожное дыхание; -разные типы питания; -способность изменять толщину своего тела. | |
5 .Этап моделирования. | Задача: -формирование способности сравнивать имеющийся учебный материал, анализировать; -определение последовательности действий для решения поставленной задачи; -воспитание культуры общения. | 1.Формирует группы по названию термина или термина. 2.раздает текст (приложение 2) 3.Раздает инструкции к групповой работе | Занимают места в группах, работают согласно инструкции. Инструкция: 1.Выбрать командира группы. 2.Прочитать текст. 3.Составить план текста. 1 группа Дает определение «временные обитатели почвы» Приводят примеры. 2 группа Определение «постоянные обитатели почвы» приводят примеры. 3 группа Определяют трудности, с которыми сталкиваются обитатели почвы. 4 группа Определяют приспособления к почвенной среде обитания. | Коммуникативные: Умение работать в группах. Осуществление совместной познавательной деятельности. Умение оформлять свои мысли. Регулятивные: Уметь оценивать выполненные действия. Личностные: Умение слушать и понимать других. Познавательные Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Уметь выполнять учебно-практические задачи. |
6.Этап конструирования. | Задача: -формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свое мнение. | 1.Заслушивает выступления командиров групп с результатами работы группы. 2.Обсуждение с учащимися нового материала, возвращаясь к таблице составленной раннее. 3.Структурирует материал. | Выступление командиров, обмен полученной информацией, обсуждение, составление итоговой схемы. | |
7.Этап презентации образовательных продуктов. | Задача: -применение знаний в новой ситуации | Предлагает выполнить задания. 1.Выявить условия почвенной среды обитания. 2.Назвать основные черты приспособленности и их функциональное назначение. 3.Исходя из полученной информации, какой ответ мы можем дать на основной вопрос урока? 4.Подводит итог по решению основной задачи урока, отмечает наиболее правильные и удачные ответы учащихся. | Выполняют задание в парах и обсуждают. Выполняют задание индивидуально, затем высказывают свое мнение. Отвечают на основной вопрос урока «С какими трудностями сталкиваются организмы, обитающие в почве, какие приспособления появились у организмов к жизни в почве и их функциональное назначение? На какие группы мы можем разделить почвенных обитателей?» | |
8.Рефлексия | Задача: -Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | 1.Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего продвижения к цели и успехи класса в целом. 2.Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. | Определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные этапы урока, понравившиеся моменты урока, высказывают оценочные суждения. | Регулятивные: Уметь оценивать выполненные действия. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Личностные: Участие в диалоге, умение слушать и понимать других. Создание положительной мотивации учения. |
9.Этап домашнее задание | Задача: Обеспечение понимания детьми задания по теме. | Предлагает подготовить сообщение на тему «Причины разрушения почв и способы ее защиты». | Запись д/з в дневник, вопросы по заданию. | Познавательные: Искать и выделять информацию, анализировать, проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: Выполнять учебную задачу. |
Литература:
- Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова - 3-е изд.М.: «Просвещение», 2014.- 143,(1) с.: ил.-(Сфера).-ISBN 978-5-09-033037-4.
- Тексты составлены на основе книги Акимушкина И. Мир животных. Беспозвоночные и ископаемые животные. Мир животных: беспозвоночные.
- Рик Моррис, Тайны живой природы. РОСМЭН», 2005.
- Путешествие в подземный мир – сказка для детей и взрослых http://vashe-plodorodie.ru/agriculture/puteshestvie-v-podzemnyi-mir-skazka-dlya-detei-i-vzroslykh
Приложение 1
Особенности почвенной среды | Приспособления организмов к ней | Примеры организмов |
1.Высокая плотность | -маленькие размеры; -роющие конечности; -способность изменять толщину своего тела. | -водоросли; -грибы; -бактерии; -черви, кроты. |
2.Отсутствие света | -отсутствие зрения; -отсутствие пигментации у растений и животных. | -кроты; -слепыши; -бактерии; -водоросли. |
3.Недостаток кислорода, избыток углекислого газа | -кожное дыхание; -способность жить в бескислородной среде. | -дождевые черви; -личинки насекомых. |
4.Большое количество мертвых организмов | -развитие типа питания способность питаться разложившимися остатками. | -дождевые черви; -грибы; -бактерии. |
Приложение 2
Почва – верхний плодородный слой земли. Она имеет комковатую структуру. Её комочки состоят из твёрдых частиц песка и глины, между которыми находятся минеральные соли и перегной. Такие комочки легко пропитываются водой. Пространство между ними заполнено влажным воздухом.
Почвенная среда – дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагается грибница грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные – черви, насекомые, приспособленные к рытью звери, например кроты. Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия – воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды порой бывает чересчур много. Зато температура более ровная, чем на поверхности. А вот свет в глубину почвы не проникает. Поэтому населяющие её животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их обоняние и осязание.
Строение тела крота, цокора и слепыша говорит о том, что все они – обитатели почвенной среды. Передние ноги у крота и цокора – главный инструмент для рытья. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. А у слепыша ноги обычные, он вгрызается в почву мощными передними зубами (чтобы земля не попадала в рот, губы закрывают его позади зубов!). Тело у всех этих зверьков овальное, компактное. С таким телом удобно передвигаться по подземным ходам.
Среди крупных животных можно выделить большую экологическую группу обитателей нор (суслики, сурки, тушканчики, кролики, барсуки и т. п.). Они кормятся на поверхности, но размножаются, зимуют, отдыхают, спасаются от опасности в почве. Целый ряд других животных использует их норы, находя в них благоприятный микроклимат и укрытие от врагов. Норники обладают чертами строения, характерными для наземных животных, но имеют ряд приспособлений, связанных с роющим образом жизни. Например, у барсуков длинные когти и сильная мускулатура на передних конечностях, узкая голова, небольшие ушные раковины. У кроликов по сравнению с зайцами, не роющими нор, заметно укорочены уши и задние ноги, более прочный череп, сильнее развиты кости и мускулатура предплечий и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные концепции и подходы к воспитанию "
Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. ...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОДХОДЫ
Статья о ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОДХОДЫ...
Современные и традиционные подходы в обучении чтению
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста...
Современные личностно-ориентированные подходы обучения английскому языку.
Современные личностно-ориентированные подходы обучения английскому языку....
Современные и инновационные подходы в физическом воспитании школьников.
Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...
Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»
Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...
- Мне нравится (2)