"Современные концепции и подходы к воспитанию "
статья по теме
Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Предлагаемый материал содержит выступление па педагогическом совете"Современные концепции и подходы к воспитанию "
Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:
- воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
- эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные подходы и концепции воспитания | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
основная общеобразовательная школа № 81
«Современные подходы и концепции воспитания»
Выступление на педсовете
Учитель Ицкович Татьяна Яковлевна
Современные концепции воспитания
Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. .
Современные подходы и концепции воспитания
В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых воспитание рассматривалось с различных позиций. Основу появлению этого раздела еще в XIX веке положил К.Д. Ушинский, написавший пособие «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Следом за ним в 20-30 гг. XX века огромный вклад в теорию воспитания внес А.С. Макаренко в своих работах: «Цель воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей» и т.д.
Современные же концепции и теории воспитания имеют множество авторов, которыми являются ученые-исследователи в области формирования человеческой личности и роли педагога в процессе воспитания и развития ребенка.
Общие закономерности современных концепций воспитания
Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:
- воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
- эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
- результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.
Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:
- повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;
- необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;
- восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;
- расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.
Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.. С чего начинается воспитание?
Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».
Чтобы увидеть свои недостатки и начать исправлять их, стоит заняться воспитанием других, а«…исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей…» – утверждал Л.Н. Толстой. Это долгий процесс, так как«…вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание» (К.А. Гельвеций).
В основе концепции– всем известное понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности(Х. Лийметс). Чтобы этот процесс
развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг
него соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство
детства»(И.Д. Демакова). В создании такого пространства классный руководитель
занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ(диагностику), классный руководитель создает условия, чтобы
ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить длсебя для себя основное
правило– «ПРАВИЛО7 У».
- Уверенность– знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Классныйруководитель– гарант соблюдения прав ребенка.
- Успешность– берясь за любое дело, классный руководитель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему.
- Удивительность– надо развивать в себе незаурядность, дети не любят«пирожки ни с чем».
- Убедительность– уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.
- Уважительность– необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей, – они уважают твое. Воспитание без уважения– подавление.
- Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а
анализировать и работать.
- Улыбчивость– без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка– это и оценка, иодобрение, и подбадривание.
И тогда РАДУГА чувств, осветив душу и сердце ребенка, направит его на путь
познания себя..Воспитание успешно, если оно системно.
Система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть
их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть
я на основе анализа за прошлый год, с учетом позитива и негатива в своей работе за
прошедший период определяю воспитательные задачи.
Серьезно подхожу к определению содержания работы с детьми.
Совместной деятельности учеников и взрослых я придаю особое значение. «От
сотрудничества– к сотворчеству!» .
Межличностные отношения в классном коллективе– это показа-тель успешности воспитания.«Цель истинного воспитания– не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только
быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать спра-ведливости» (Д. Рескин).
Мы должны представить, какими будут наши дети– это будут САМОстоятельные и
САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОоп-ределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.
Все это и есть главная цель воспитания– счастливый человек!
А сейчас идет долгая и тщательная работа поиска путей достижения цели. «Воспитание детей– рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою
большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!
Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе.
Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.
Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе – большинство.
Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция "Использование интегративного подхода в воспитании и обучении учащихся на уроках географии"
Интегративный подход в обучении учащихся на уроках географии: преимущества и недостатки...
Современные и инновационные подходы в физическом воспитании школьников.
Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...
Современные концепции и подходы к воспитанию
Современные концепции и подходы к воспитанию...
СБОРНИК СТАТЕЙ "СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ТЕРПИМОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Сборник статей по психолго - педагогическим подходам к воспитанию терпимости и социальной компетентности....
современные подходы к воспитанию:перспективы их воспитания
доклад,презентация о проблемах воспитания в системе образования....
Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования
В апреле 2016 года в Институте психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета прошли обсуждения проблем асоциального поведения в современной школе. П...
Современные концепции в воспитании детей
Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. И чтобы вы смогли по...