ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОДХОДЫ
статья по теме
Статья о ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОДХОДЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_odaryonnykh.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОДХОДЫ
Гарбар Елена Борисовна, старший методист
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» города Серпухова
Работа с одарёнными детьми является приоритетным направлением в работе современной школы. Эффективность работы достигается благодаря использованию в учебно-воспитательном процессе современных средств ИКТ.
Наблюдаемый в последнее время рост интереса к проблемам детской одаренности, приобрел статус устойчивой тенденции, что обусловлено спецификой происходящих перемен. Глобальные изменения в социальной, экономической и производственных сферах жизни общества обострили потребность в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. В новом информационном обществе начинают, более всего, цениться интеллект и креативность.
Стремительные изменения во всех сферах жизни общества поставили перед системой образования острые проблемы, от решения которых зависит возможность сохранения и преумножения культурного потенциала страны.
В последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства. В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ Д. А. Медведев подчеркнул важность и необходимость организации масштабного и системного поиска талантов: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире… Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности…»
Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень важно, чтобы современный педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях. Счастье, если встречаются талантливый ученик и талантливый педагог. В этом тандеме выигрывают оба – ученик, получивший возможность совершенствовать свои способности, и учитель, который, поднимая ученика, поднимается сам. Именно от учителя, от его квалификации, мастерства, знания предмета и не в последнюю очередь от его человеческих качеств зависит обеспечение условий для саморазвития учащихся, для повышения их мотивации к познанию и самовоспитанию. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из приоритетных направлений работы МОУ СОШ №12 с углублённым изучением отдельных предметов «Центр образования» г.Серпухова. Педагогический коллектив школы осознает актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, поэтому на протяжении многих лет ведет целенаправленную работу в этом направлении. Создаются условия для развития детской одаренности, для сопровождения продвижения обучающихся на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей. Работа в этом направлении, на наш взгляд, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.
С 2007 года в школе создано научное общество учащихся «12 Портал». Главная задача этого объединения – дать ученику возможность развить свой интеллект и ключевые компетенции в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Школьное научное общество дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных исследованиях и экспериментах.
Эффективность работы в школьном научном обществе достигается благодаря обеспечению высокого уровня доступности информационных и коммуникационных технологий для педагогов и учащихся. Информационный потенциал школы позволяет использовать для работы с одарёнными детьми современные средства ИКТ.
Мобильный компьютерный класс iBook G4 на базе операционной системы Macintosh является незаменимым помощником в работе школьного НОУ «12 Портал». Мобильность использования, расширенные настройки интерфейса позволяют осуществлять сбор экспериментальных данных, их графический анализ, решение математических уравнений, обработку данных на настольном компьютере. Встроенные беспроводные сетевые технологии позволяют использовать компьютерный класс практически в любом месте. Благодаря простоте транспортировки, "тележку" легко перемещать из одного класса в другой Дети учатся более успешно благодаря высокой мотивации и неограниченной свободе реализации творческого потенциала.
Цифровая лаборатория «Архимед» активно используется в работе школьного научного общества учащихся «12 Портал», что позволяет выполнять сложные научные эксперименты в ходе проектных и исследовательских работ учащихся.
Цифровые лаборатории «Архимед» - это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ по физике, биологии и химии, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Цифровая лаборатория состоит из несколько частей.
1.Карманный персональный компьютер Palm с возможностью беспроводного соединение и автономным питанием. Он оснащён программой MultiLab, при помощи которой можно:
- собирать данные и отображать их в ходе эксперимента;
- выбирать различные способы отображения данных – в виде графиков, таблиц, табло измерительных приборов;
- обрабатывать и анализировать данные;
- импортировать/экспортировать данные текстового формата;
- вести Журнал экспериментов;
- просматривать видеозаписи предварительно записанных экспериментов.
2.В состав лаборатории входят 22 цифровых датчика. Они являются особо чувствительными и обладают минимальной погрешностью при измерениях. В состав лаборатории по физике включены датчики: тока, расстояния, силы, влажности, освещенности, давления и т.д. В состав лаборатории по биологии и химии включены датчики: дыхания, частоты сердечных сокращений, влажности, освещенности, pH-метр, температуры.
3. Лаборатория «Архимед» оснащена цифровым микроскопом, который приспособлен для работы в школьных условиях и снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.
Лаборатории обладают целым рядом неоспоримых достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, позволяет автоматизировать сбор и обработку данных в экспериментах. Обладают мобильностью, что даёт возможность проводить исследования в «полевых условиях». Осваивая лаборатории можно осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Архимед» более наглядны и эффективны, это даёт возможность лучше понять и запомнить тему.
Школьный ресурсный центр, оснащенный кино-фото лабораторией и типографским оборудованием, позволяет участникам научного общества выпускать собственную печатную продукцию. Школьная газета «Глобус» (Газета Лучшего ОБразовательного Учреждения Серпухова) ежемесячно освещает события насыщенной жизни учеников. Технологию изготовления печатной продукции активно осваивают школьники при оформлении проектов, рефератов, творческих работ Ученики вместе с квалифицированными педагогами имеют возможность выполнять ламинирование, брошюрование, печать фотоматериалов, оформление творческих работ на качественных материалах.
Медиатека электронных образовательных ресурсов.
С целью формирования информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, а также повышения профессионализма учителей с помощью средств новых информационных технологий в школе создана медиатека. Она включает в себя информационные и технические средства (система книжного фонда, кино- и видеоматериалы, компьютерные программы, коллекция электронных образовательных ресурсов по различным предметным областям и т.д.) и предусматривает читальный зал, оборудованный для индивидуальной и групповой работы с различными источниками информации. Медиатека, созданная на базе школьной библиотеки имеет целью создание благоприятных условий индивидуализации, развития творческих способностей учащихся, коммуникативной и креативной деятельности. Учащиеся имеют возможность использовать материалы медиатеки для подготовки творческих работ, исследовательских проектов, поиска дополнительной информации.
Интерактивные презентационные системы.
Интерактивная доска является новым интерактивным техническим средством для эффективного проведения самопрезентации, выступлений, защиты творческих и исследовательских проектов, конференций и учебных занятий. Она делает работу учащихся в школьном научном обществе творческой и увлекательной, увеличивает эффективность и мотивацию обучения, повышает производительность умственного труда. Это визуальный ресурс, который помогает выступающему человеку излагать материал по-новому, очень живо и увлекательно.
Целенаправленное и систематическое использование в учебно-воспитательном процессе современных средств ИКТ значительно повысило результативность, успешность и качество обучения в МОУ СОШ №12 «Центр образования» г.Серпухова. Этому свидетельствует устойчивая положительная динамика результатов обучения на протяжении нескольких лет. Значительно возросло количество победителей и призёров олимпиад, научных конференций, интеллектуальных творческих конкурсов различного уровня. Таким образом, современные компьютерные технологии вносят весомый вклад в развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся.
Литература
1.Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Ма-тюшкин // Вопросы психологии, 1989. – №6. – С. 29-33.
2.Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М., 1991.
3.Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе / А. И. Са-венков. – М., 2000.
4.Хеллер, К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Современные концепции одаренности и творчества / К. Хеллер ; под ред. Д. Б. Богоявленской. – М., 1997.
5.Шадриков, В. Д. Способности, одаренность, талант / В. Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей. – М., 1991. – С. 7-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Гендерный подход, на наш взгляд, таит в себе широчайшие возможности для проведения оригинальных исследований в области литературы с целью выявления проблематики произведения и определения авторс...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство компетентностного подхода при обучении физике и математике
Учителя – люди ищущие. В современных условиях развития общества преподавание физики и математики требует новых подходов, переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие...
Выступление на педагогическом совете "Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов".
Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов....
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время – основа научного подхода в изучении предмета.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной н...
Методическая работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся как реализация компетентностного подхода в изучении физики»
В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, техногенное общество сменяется посттехногенным. В посттехногенном обществе изменяется, прежде всего, отношение к чело...
Системно - деятельностный подход при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по физике
В статье содержатся рекомендации по использованию системно-деятельностного подхода при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся....
Исследовательская деятельность учащихся, как реализация компетентностного подхода в образовании
В статье рассматриваются этапы проведения исследовательской работы с целью осветить проблему организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....