КТП 5 класс ФГОС биология
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология (34 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5a_biol_fgos_34_ch.docx | 41.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология (34 часа) | |||||||||||
№ урока | Тема урока | Дата | Тип урока | Цель урока | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | Кол-во часов | Теоретич.зан. | Практич.зан. | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||
Глава 1 «Биология – наука о живом мире» | |||||||||||
6 | 5 | 1 | |||||||||
1 | Науки о природе. | 06.09.2016 | Изучение нового материала. | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются. | Естественные науки: физика, астрономия химия, география, биология. | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Познавательный интерес к естественным наукам. | 1 | 1 | |
2 | Методы изучения природы. | 13.09.2016 | Комбинированный. | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений. | Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух. | Понимание значимости научного исследования природы. | 1 | 1 | |
3 | Экскурсия в мир клеток. | 20.09.2016 | Комбинированный. | Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма. | Клетка. Организмы: одноклеточные и многоклеточные. Микроскоп. | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов. | 1 | 1 | |
4 | Химический состав клетки. | 27.09.2016 | Комбинированный. | Формирование представлений о роли органических и неорганических веществ в клетке. | Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки. | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Понимание того, что клетки любых живых организмов имеют схожий состав. | 1 | 1 | |
5 | Процессы жизнедеятельности клетки. | 04.10.2016 | Комбинированный. | Формирование представлений об основных процессах, которые протекают в клетках. | Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность. | Оценивать значение питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Понимание того, что в клетках, как в живых организмах, происходят процессы дыхания, питания, размножения, роста, развития и обмена веществ. | 1 | 1 | |
6 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1. | 11.10.2016 | Обобщающий. | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Биология – наука о живом мире». | Естественные науки. Методы изучения живой природы. Строение, состав и жизнедеятельность клетки. | Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения. других учащихся. Знакомиться с именами и портретами учёных, самостоятельно работая с текстом учебника. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. | Познавательный интерес к естественным наукам. | 1 | 1 | |
Глава 2 «Многообразие живых организмов» | |||||||||||
10 | 9 | 1 | |||||||||
7 | Царства живой природы. | 18.10.2016 | Комбинированный. | Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения. | Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид. | Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов. | Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Понимание научного значения классификации живых организмов. | 1 | 1 | |
8 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | 25.10.2016 | Изучение нового материала. | Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы. | Бактерии — безъядерные одноклеточные организмы. | Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о бактериях, как особой группы организмов – прокариотах. | 1 | 1 | |
9 | Значение бактерий. | 08.11.2016 | Комбинированный. | Формирование представлений о роли бактерий в природе и жизни человека. | Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Брожение. Полезные бактерии. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания. | Знание процессов, происходящих с участием бактерий. Применение бактерий человеком. | Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий. | 1 | 1 | |
10-11 | Растения. | 15.11.2016 22.11.2016 | Комбинированный. | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. | Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные). | Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Осознание важности растений в природе и жизни человека. | 1 | 1 | 1 |
12 | Животные. | 29.11.2016 | Комбинированный. | Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы. | Животные. Простейшие (одноклеточные) животные. Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые. | Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Знание основных систематических единиц царства Животные. | Познавателъные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека. | 1 | 1 | |
13 | Грибы. | 06.12.2016 | Комбинированный. | Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных. | Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты. | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами. | 1 | 1 | |
14 | Лишайники. | 13.12.2016 | Комбинированный. | Формирование представлений о лишайниках как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками грибов и водорослей. | Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха. | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников- симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека. | Познавателъные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Понимание роли представителей царства Лишайники в природе и жизни человека. | 1 | 1 | |
15 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | 20.12.2016 | Комбинированный. | Формирование представлений о многообразии живых организмов в природе и их роли для человека. | Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. | Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Понимание роли различных групп организмов в природе и жизни человека. | 1 | 1 | |
16 | Обобщение и систематизация знаний по теме 2. | 27.12.2016 | Обобщающий. | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Многообразие живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. | Выделение существенных признаков представителей различных царств живой природы. Понимание основных закономерностей в живой природе. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека. | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. | Познавательный интерес к естественным наукам. | 1 | 1 | |
Глава 3 «Жизнь организмов на планете Земля» | |||||||||||
9 | 9 | ||||||||||
17 | Среды жизни планеты Земля. | 17.01.2016 | Изучение нового материала. | Формирование представлений об особенностях различных сред жизни живых организмов. | Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземновоздушной и организменной сред. Примеры организмов —обитателей этих сред жизни. | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. умение видеть прекрасное в природе Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. | 1 | 1 | |
18- 19 | Экологические факторы среды. | 24.01.2017 31.01.2017 | Изучение нового материала. | Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических и биотических факторов на живые организмы Изучение влияния деятельности человека на состояние окружающей среды. | Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет. Биотические факторы среды: положительные (симбиоз), отрицательные (хищничество, паразитизм, конкуренция). Антропогенные факторы среды. | Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов. Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Различение отрицательных и положительных результатов влияния деятельности человека на природу. | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение. | Осознание влияния факторов среды на живые организмы. Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил поведения в природе. | 2 | 2 | |
20 | Приспособления организмов к жизни в природе. | 07.02.2017 | Комбинированный. | Формирование представлений о различных приспособлениях (в строении, поведении) у растений и животных. | Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений. | Называть примеры сезонных изменений у организмов. Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания. Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Различать и характеризовать разные природные сообщества. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. | 1 | 1 | |
21 | Природные сообщества. | 14.02.2017 | Комбинированный. | Формирование элементарных представлений о природных сообществах планеты. Закрепление знаний учащихся о круговороте веществ в природе. | Природные сообщества (естественные, искусственные). Пищевые цепи, пищевые сети. Круговорот веществ. | Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ. | 1 | 1 | |
22 | Природные зоны России. | 21.02.2017 | Комбинированный. | Формирование представлений о живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека, и способах защиты от них. | Понятие «природная зона». Разнообразие природных зон. Животные и растения различных природных зон России. | Объяснять сущность понятия «природная зона». Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Представление о многогранности природы нашей страны. | 1 | 1 | |
23 | Жизнь организмов на разных материках. | 28.02.2017 | Комбинированный. | Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты. | Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Природные условия. Растительный и животный мир материков. | Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Познавательный интерес к предметам ес- тественно-на- учного цикла. Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках. | 1 | 1 | |
24 | Жизнь организмов в морях и океанах. | 07.03.2017 | Комбинированный. | Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана. | Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин. | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. | Осознание роли Мирового океана на пла нете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. | 1 | 1 | |
25 | Обобщение и систематизация знаний по теме 3.
| 14.03.2017 | Обобщающий. | Систематизация и закрепление знаний по теме 3. | Основные понятия темы «жизнь организмов на планете Земля» | Знать понятия: «среда жизни», «экологический фактор», «природное сообщество», «природная зона», «материк». Уметь приводить примеры и различать различные среды жизни, экологические факторы, природные сообщества, природные зоны, материки. | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. | Познавательный интерес к естественным наукам. | 1 | 1 | |
Глава 4 «Человек на планете Земля» | |||||||||||
9 | 9 | ||||||||||
26 | Как появился человек на Земле. | 21.03.2017 | Изучение нового материала. | Австралопитек. Человек умелый. Неондерталец. Кроманьонец. Человек разумный. | Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни. | Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | Познавательный интерес к вопросу появления на Земле современного человека. | 1 | 1 | |
27 | Как человек изменял природу. | 04.04.2017 | Комбинированный. | История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу. Лесопосадки. | Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека. | Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, до рог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. | 1 | 1 | |
28 | Важность охраны живого мира планеты. | 11.04.2017 | Комбинированный. | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. Заповедники. | Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. | Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Внимательное отношение к природе. | 1 | 1 | |
29 | Сохраним богатство живого мира! | 18.04.2017 | Комби ниро ванный | Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны. | Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. Красная книга.
| Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Осознать важность своих действий по отношению к природе и действий каждого человека. | 1 | 1 | |
30 | Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | 25.04.2017 | Обобщающий. | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Человек на планете Земля». | Предки современного человека. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Вымершие животные. Животные, занесенные в красную книгу. | Знать историю происхождения человека, его влияния на природу, способы охраны живого мира планеты. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | Познавательный интерес к естественным наукам, истории. Любовь и бережное отношение к живым организмам. | 1 | 1 | |
31 | Итоговый контроль. | 02.05.2017 | Урок контроля. | Проверить уровень знаний по биологии у учащихся. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. | Соблюдать правила поведения в природе. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание. | Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факторов, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете. Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Знание и соблюдение правил поведения в кабинете биологии. | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. | Познавательный интерес к естественным наукам. | 1 | 1 | |
32 | Подведение итогов года. | 16.05.2017 | Заключительный урок. | Работа над ошибками. Обсуждение заданий на лето. | Перечень заданий на лето. | Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание. Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. | Познавательные УУД: умение работать с текстом учебника. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. | Познавательный интерес к естественным наукам. | 1 | 1 | |
33-34 | Резервное время | 2 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология
Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология...
КТП 6 класс ФГОС биология 34 часа
Календарно – тематическое планированиепо биологии 6 класс (34 часа)...
Презентация 6 класс ФГОС Биология Дыхание животных
Презентация к уроку По учебнику пасечника Просвещение...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...