Технологическая карта урока
Побег: строение, функции, видоизменения
Цель урока. Сформировать у учащихся понятие о побеге и его строении в связи выполняемыми им функциями.
Задачи урока
Образовательные. Создать условия для формирования знаний о строении побега и его функциях, формирования понимания зависимости строения органа растения побега от его функций, формирования понятия о видоизменениях побега (клубне, луковице, корневище) и почке как зачаточном побеге.
Развивающие. Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку целей урока, деятельности в группе; преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно контролировать время, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Воспитательные. Способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения, организовывать совместную деятельность в группе, осуществлять взаимный контроль.
Планируемые результаты урока
Предметные: знать строение побега и стебля; уметь определять части побега на рисунке и натуральных объектах; объяснять, почему клубень, корневище и луковица являются побегами; понимать, что почка – зачаточный побег; уметь указывать характерные черты побега на его видоизменениях.
Метапредметные: уметь получать информацию из разных источников, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально, в паре и в группе; уметь использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
Личностные: формирование познавательного интереса, самоконтроль для достижения положительного результата при индивидуальной и групповой работе.
Оборудование: мультимедиа (компьютер, проектор), компьютерная презентация, карточки с заданиями для учащихся, карточки для деления класса на группы, раздаточный материал для самооценки, учебник (Сонин Н.И., Биология. Живой организм. 6 класс. М.: Дрофа, 2016).
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Примечания |
Этап 1. Мотивация учебной деятельности |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. «Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать строение растений. Надеюсь, что сегодня в вашей копилке биологических заданий прибавится несколько интересных и полезных фактов. В течение урока вы будете выполнять различные задания. По окончании выполнения каждого задания, вы должны оценить свою работу. | Ученики приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность.
Учащиеся получают и подписывают карточки самооценивания.
| Р. Волевая саморегуляция, самоопределения в учебной деятельности | Слайд 1.
Карточка самооценивания ФИ ___________________
5 баллов – справился без затруднений, 4 – возникли затруднения, 3 – самостоятельно с заданием не справился. |
Этап 2. Формулирование темы и цели урока |
1. Формулирует задание. Задание 1. Разгадайте кроссворд. Назовите ключевое слово. «Возьмите карточку 1. На ней изображена таблица кроссворда. На экране вы увидите вопросы. Ответьте на них. Разгадайте кроссворд и назовите ключевое слово».
2.Предлагает сформулировать цели урока. «Объектом изучения сегодня будет побег. Что мы можем узнать о побеге? Какие цели мы можем поставить перед собой сегодня?»
3. Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока, учитывая поставленные цели. |
Учащиеся разгадывают кроссворд. Называют ключевое слово (побег). Оценивают себя.
Учащиеся формулируют возможные цели урока. (Изучить строение побега. Определить, какие функции выполняет побег. Выяснить, есть ли у побега видоизменения.)
Учащиеся предлагают темы урока (Побег: строение, функции, видоизменения); записывают тему урока в тетрадь. | Р. Определение и формулирование цели деятельности. К Построение устных высказываний
| Карточка 1. Вопросы (учащиеся видят на экране, слайды 2 - 6) 1. Зона корня. 2. Тип корневой системы 3. Вид корней 4. Часть корня 5. Вид корня
В случае, если учащиеся затруднится в формулировании целей урока, учитель задаёт наводящие вопросы.
Слайд 8. |
Этап 3. Открытие новых знаний и способов действия |
3.1. Строение побега и его функции |
1. Формулирует и комментирует задания. Задание 2. Строение побега «Возьмите карточку № 2. На ней изображена схема строения побега. Каждая часть побега обозначена цифрами от 1 до 6. Рядом расположена таблица с названиями частей побега. Вам необходимо вписать в свободную графу таблицы номера частей побега. Выполнить задание вам поможет видеофрагмент». Задание 3. Функции побега. «Посмотрев видеофрагмент, перечислите функции побега. Запишите их в тетрадь».
2. Проверка выполнения заданий 2 и 3. «На экране вы увидите схему строения побега с названиями его частей. Проверьте правильность выполнения задания 2».
3. Задаёт дополнительные вопросы. «Чем отличаются изображённые на рисунке почки? Какова их роль в развитии побега?»
«Перечислите функции побега». Помогает учащимся скорректировать формулировки. | Смотрят видеофрагмент и выполняют задания 2 и 3. Работа в парах.
Сравнивают надписи на экране со своими записями на карточке. Корректируют записи. Оценивают себя.
Отвечают на вопросы учителя. Почки отличают расположением. С помощью пазушных почек растения ветвится. С помощью верхушечных почек растёт в длину.
Перечисляют функции побега делают записи в тетради. Оценивают себя. 1) Образует надземную часть растения. 2) Участвует в транспорте и образовании питательных веществ. 3) На побеге размещаются репродуктивные органы (цветы и плоды с семенами). | П. Получение информации из разных источников, преобразование информации из одной формы в другую. Р. Соотнесение результата деятельности с образцом. К. Построение письменного и устного высказывания | Карточка 2 4 1 2
3 4 5 6
| Стебель |
| Лист |
| Почка |
| Пазуха листа |
| Узел |
| Междоузлие |
Фильм смотреть 2 минуты 15 секунд (слайд 9).
Слайд 10.
Слайд 11
|
3.2. Строение стебля |
1. Формулирует и комментирует задания. Задание 4. Строение стебля. Заполните таблицу «Строение стебля», используя текс учебника (с. 40)
2. Проверка выполнения задания 4. Перечислите части стебля и их функции.
3. Задаёт дополнительные вопросы. Что такое «годичные кольца»? Какая часть стебля отвечает за их образование? |
Читают текст учебника на с. 40. Заполняют таблицу. Индивидуальная работа.
Учащиеся перечисляют части стебля и описывают их функции. Одна часть стебля – один отвечающий. Учащиеся могут дополнять и исправлять ответы друг друга. Оценивают себя.
За образование годичных колец отвечает камбий. | П. Получение информации из разных источников, преобразование информации из одной формы в другую, представление информации в форме таблицы. Р. Соотнесение результата деятельности с образцом. К Построение письменного и устного высказывания | Слайд 12. Образец таблицы на экране
| Часть стебля | Функция | 1 | Пробка |
| 2 | Кора (луб) |
| 3 | Камбий |
| 4 | Древесина |
| 5 | Сердцевина |
|
После ответа ученика на экране в соответствующей графе появляется текст.
Слайд 13. |
Этап 4. Применение знаний в новой ситуации |
4.1. Видоизменения побега |
1. Делит учащихся на группы.
2. Задаёт учащимся вопросы. Какие органы растений изображены на рисунках? Что объединяет клубни, луковицы, почки и корневище?»
2. Формулирует и комментирует задание. Рассмотрите предложенные вам рисунки. Изучите, строение клубня, корневища, луковицы и почек. Сделайте вывод, чем они являются.
3. Организует обсуждение результатов работы. | Распределяются на группы
Отвечают на вопросы учителя Учащиеся могут ответить, что на рисунках изображены корни. или видоизменённые побеги.
Работа в группах. Рассмотрев строение клубня, корневища, луковицы и почек, учащиеся должны отметить у них наличие частей строения обязательных для побега (почек, листьев, междоузлий и др.). На основании этого в каждой группе делается вывод, что предложенный для рассмотрения объект – это видоизменённый побег. Вывод учащиеся записывают в тетрадь.
Представители каждой группы рассказывают о строении предложенного группе объекта. Указывают на части строения, характерные для побега. Сообщают классу вывод. Класс записывает выводы, сделанные каждой группой. Ответы сопровождаются презентацией (слайды 16 – 20)
Оценивают свою работу. | К Сотрудничество в поисках информации, построение устных и письменных высказываний, доведение своего мнения до других П. Поиск и выделение информации, подведение под понятие, доказательство Р. Соотнесение результата деятельности с целью.
| Для деления на группы учитель раздаёт учащимся карточки с названиями органов растения (корень, семя, плод, цветок). При распределении на группы учащиеся встают со своих мест и переходят к месту расположения своей группы (динамическая пауза).
Слайд 14 - 15
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Группа 4
|
Этап 5. Рефлексия |
Организует подведение итогов урока. Урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Проверьте свои знания и ответьте на вопросы. (Задание 6). Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.
Оцените своё эмоциональное состояние на уроке и удовлетворение от своей работы на уроке..Возьмите лист и разместите его на стебле. Чем выше вы поместите вал листок, тем больше вы удовлетворены своей работой. |
Учащиеся отвечают на вопросы теста.
Проверяют ответы на вопросы теста. Заполняют лист самооценки и сдают его.
| Р Оценка результатов своей работы, соотнесение результата деятельности с целью. | Слайды 22 - 26. На экране вопросы теста 1. В состав побега входят 1) корень и стебель 2) стебель и цветок 3) стебель и листья 4) листья и плоды 2. Видоизменением побега не является 1) луковица 2) корневище 3) клубень 4) корнеплод 3. Участок между двумя соседними листьями - это 1) пазуха 2) стебель 3) междоузлие 4) ствол 4.Рост стебля в толщину происходит за счёт 1) древесины 2) луба 3) камбия 4) сердцевины 5. Основная функция стебля 1) фотосинтез 2) передвижение веществ 3) закрепления растения в почве 4) поглощение воды и минеральных веществ Слайд 27. Ответы
|
Этап 6. Домашнее задание |
Озвучивает домашнее задание 1. Читать текст §6 с. 40 2. Ответить устно на в. 2 с. 48 3. Выучить строение стебля 4. Используя текст учебника и дополнительную литературу, перечислите виды стеблей по характеру роста. Сделайте рисунки. Приведите примеры растений с разными видами стеблей. | Записывают домашнее задание | П Самостоятельно находить информацию | Слайд 28. Текст домашнего задания отправляется сообщением в электронном дневнике каждому ученику. |
Список информационных источников
1. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 12»
на 2015 – 2020 гг. (электронная версия)
http://school12-nmsk.ucoz.ru/Borisov/pologenija/12_obr_programma_ooo_2015-2020.pdf
2. Авторская программа. Н И Сонин. Биология. 6 9 классы ФГОС http://9xt.ru
3. Сонин Н.И. Биология: Живой организм. 6 класс.: учебник. М.: Дрофа, 2016. – 174 с.
4. http://school-collection.edu.ru
5. http://www.youtube.com
6. http://pobedpix.com
7. http://5biologiya.net
8. http://testedu.ru/test/biologiya/6-klass/pobeg.html