Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Рабочая программа по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_9_kl.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области

  «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

___________/Щербинина Е.А./

«29» августа   2016 г.

           «Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназии с. Ивантеевка»

_____________________/Джавадова Н.В../

      Приказ № 132 от «29» августа   2016 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ  

КЛАСС 9

УРОВЕНЬ базовый

учителя биологии, экологии

первой  квалификационной категории

Ермошиной Любови Ивановны

 Рассмотрено:

на заседании МС

Протокол № 3 от «29» августа 2016г.

____________________/Бородастова И.В./

2016 – 2017 уч.г

Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе:

  1. Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
  2. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон  «Об образовании в РФ»);
  3. Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
  4. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  5.  Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  6. Учебного плана МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» на 2016-2017 уч. год;
  7.  Положения о рабочей программе, разработанного в МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»;
  8.  Устава образовательного учреждения МОУ «Гимназия с.Ивантеевка».
  9. За основу рабочей программы взята программа  курса биологии для  5-11 классов общеобразовательных учреждений,  опубликованная издательским центром «Вентана-Граф» в 2014  году (Сборник программ курса биологии к учебникам биологии авторов Пономарёвой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова Т.С., Суховой Т.С., Симоновой Л.В.)

Программа адресована учащимся 9 класса МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области в соответствии с ФГОС ООО

Планируемые результаты изучения курса биологии

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

По окончанию 9 класса обучающийся научится:

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

По окончанию 9 класса обучающийся получит возможность научиться:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Введение в основы общей биологии (3 ч)

Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Раздел 2. Основы учения о клетке (10 ч)  

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.  Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ  и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10 ч) 

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы, их значение. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Л/р. № 3. Решение генетических задач.

Л/р. № 4.  Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях

Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4ч) 

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (3 ч) 

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.  Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Раздел 7. Учение об эволюции (8 ч) 

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный  и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Л/р №5. Изучение изменчивости у организмов.

Раздел 8. Происхождение человека (антропогенез) (5 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Раздел 9. Основы экологии (12 ч) 

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Л/р №6. Приспособленность организмов к среде обитания

       

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДАТА

Тема урока

план

факт

1 четверть (17 часов)

Раздел 1. Введение в основы общей биологии (3 часа)

1

2.09

Биология – наука о живом мире.

2

7.09

Общие свойства живых организмов

3

7.09

Многообразие форм живых организмов.

Раздел 2. Основы учения о клетке (10 часов)

4

14.09

Цитология - наука, изучающая клетку.

5

14.09

Химический состав клетки.

6

21.09

Белки и нуклеиновые кислоты.

7

21.09

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

8

28.09

Обмен веществ - основа существования клетки.

9

28.09

Биосинтез белков в живой клетке.

10

5.10

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

11

5.10

Обеспечение клеток энергией.

12

12.10

Урок-зачёт. Основы учения о клетке.

13

12.10

Решение задач по теме «ДНК и РНК. Обеспечение клеток энергией. Синтез белка»

Раздел 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)

14

19.10

Типы размножения.

15

19.10

Деление клетки. Митоз. Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

16

26.10

Образование половых клеток. Мейоз.

17

26.10

Индивидуальное развитие организма.

2 четверть (14 часов)

18

9.11

Тестирование Размножение и индивидуальное развитие организмов

Раздел 4.Основы учения о наследственности и изменчивости (10 часов)

19

9.11

Основные понятия генетики.Из истории развития генетики.

20

16.11

Генетические опыты Г.Менделя.

21

16.11

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

22

23.11

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

23

23.11

Взаимодействие генов.

24

30.11

Наследование признаков, сцепленных с полом. Л/р. № 3. Решение генетических задач.

25

30.11

Наследственная изменчивость.

26

7.12

Другие типы изменчивости. Л/р. № 4.  Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях

27

7.12

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

28

14.12

Урок-зачёт. Основы генетики

Раздел 5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

29

14.12

Генетические основы селекции организмов.

30

21.12

 Особенности селекции растений.

31

21.12

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

3 четверть (22 часа)

32

11.01

Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов.

Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (3 часа)

33

11.01

Представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле.

34

18.01

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

35

18.01

Этапы развития жизни на Земле.

Раздел 7.Учение об эволюции (8 часов)

36

25.01

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

37

25.01

Современные представления об эволюции органического мира.

38

1.02

Вид, его критерии и структура.

39

1.02

Процессы видообразования.

40

8.02

 Макроэволюция – результат микроэволюций.

41

8.02

 Основные направления эволюции

42

15.02

Основные закономерности биологической эволюции. Л/р №5. Изучение изменчивости у организмов.

43

15.02

Урок-зачёт .Учение об эволюции

Раздел 8. Происхождение человека (антропогенез) (5 часов)

44

22.02

Эволюция приматов.

45

22.02

Доказательства эволюционного происхождения человека

46

1.03

Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека.

47

1.03

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

48

9.03

Урок-зачёт. Происхождение человека

Раздел 9. Основы экологии (12 часов)

49

9.03

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы.

50

15.03

Общие законы действия факторов среды на организмы

51

15.03

Приспособленность организмов к действию факторов среды. Л/р №6. Приспособленность организмов к среде обитания

52

22.03

Биотические связи в природе.

53

22.03

Популяции.

4 четверть (15 часов)

54

5.04

Функционирование популяции во времени.

55

5.04

Сообщества

56

12.04

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

57

12.04

Развитие и смена биогеоценозов.

58

19.04

 Основные законы устойчивости живой природы.

59

19.04

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Л/р №7. Оценка качества окружающей среды.

60

26.04

Урок-зачёт  Основы экологии

61

26.04

Повторение по теме «Основы учения о клетке».

62

3.05

Повторение по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости».

63-64

3.05

10.05

Повторение. Решение генетических задач.

65

10.05

Повторение по теме «Основы учения о клетке».

66-67

17.05

17.05

Повторение по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции».

68

24.05

Итоговое тестирование по основам общей биологии.

Лабораторные  работы

№ п/п

Вид контроля

                                     Тема

1

Лабораторная работа №1

«Сравнение растительной и животной клеток»

2

Лабораторная работа №2

Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

3

Лабораторная работа №3

Решение генетических задач.

4

Лабораторная работа №4

Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях

5

Лабораторная работа №5

Изучение изменчивости у организмов.

6

Лабораторная работа №6

Приспособленность организмов к среде обитания

7

Лабораторная работа №7

Оценка качества окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...