Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия с. Ивантеевка» ___________/Щербинина Е.А./ «29» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Гимназии с. Ивантеевка» _____________________/Джавадова Н.В../ Приказ № 132 от «29» августа 2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ
КЛАСС 9
УРОВЕНЬ базовый
учителя биологии, экологии
первой квалификационной категории
Ермошиной Любови Ивановны
Рассмотрено:
на заседании МС
Протокол № 3 от «29» августа 2016г.
____________________/Бородастова И.В./
2016 – 2017 уч.г
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе:
- Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
- Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
- Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Учебного плана МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» на 2016-2017 уч. год;
- Положения о рабочей программе, разработанного в МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»;
- Устава образовательного учреждения МОУ «Гимназия с.Ивантеевка».
- За основу рабочей программы взята программа курса биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, опубликованная издательским центром «Вентана-Граф» в 2014 году (Сборник программ курса биологии к учебникам биологии авторов Пономарёвой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова Т.С., Суховой Т.С., Симоновой Л.В.)
Программа адресована учащимся 9 класса МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области в соответствии с ФГОС ООО
Планируемые результаты изучения курса биологии
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
По окончанию 9 класса обучающийся научится:
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
По окончанию 9 класса обучающийся получит возможность научиться:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Введение в основы общей биологии (3 ч)
Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Раздел 2. Основы учения о клетке (10 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток»
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10 ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы, их значение. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Л/р. № 3. Решение генетических задач.
Л/р. № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях
Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (3 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Раздел 7. Учение об эволюции (8 ч)
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Л/р №5. Изучение изменчивости у организмов.
Раздел 8. Происхождение человека (антропогенез) (5 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Раздел 9. Основы экологии (12 ч)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Л/р №6. Приспособленность организмов к среде обитания
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||
№ | ДАТА | Тема урока | |
план | факт | ||
1 четверть (17 часов) | |||
Раздел 1. Введение в основы общей биологии (3 часа) | |||
1 | 2.09 | Биология – наука о живом мире. | |
2 | 7.09 | Общие свойства живых организмов | |
3 | 7.09 | Многообразие форм живых организмов. | |
Раздел 2. Основы учения о клетке (10 часов) | |||
4 | 14.09 | Цитология - наука, изучающая клетку. | |
5 | 14.09 | Химический состав клетки. | |
6 | 21.09 | Белки и нуклеиновые кислоты. | |
7 | 21.09 | Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток» | |
8 | 28.09 | Обмен веществ - основа существования клетки. | |
9 | 28.09 | Биосинтез белков в живой клетке. | |
10 | 5.10 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | |
11 | 5.10 | Обеспечение клеток энергией. | |
12 | 12.10 | Урок-зачёт. Основы учения о клетке. | |
13 | 12.10 | Решение задач по теме «ДНК и РНК. Обеспечение клеток энергией. Синтез белка» | |
Раздел 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов) | |||
14 | 19.10 | Типы размножения. | |
15 | 19.10 | Деление клетки. Митоз. Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. | |
16 | 26.10 | Образование половых клеток. Мейоз. | |
17 | 26.10 | Индивидуальное развитие организма. | |
2 четверть (14 часов) | |||
18 | 9.11 | Тестирование Размножение и индивидуальное развитие организмов | |
Раздел 4.Основы учения о наследственности и изменчивости (10 часов) | |||
19 | 9.11 | Основные понятия генетики.Из истории развития генетики. | |
20 | 16.11 | Генетические опыты Г.Менделя. | |
21 | 16.11 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. | |
22 | 23.11 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | |
23 | 23.11 | Взаимодействие генов. | |
24 | 30.11 | Наследование признаков, сцепленных с полом. Л/р. № 3. Решение генетических задач. | |
25 | 30.11 | Наследственная изменчивость. | |
26 | 7.12 | Другие типы изменчивости. Л/р. № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях | |
27 | 7.12 | Наследственные болезни, сцепленные с полом. | |
28 | 14.12 | Урок-зачёт. Основы генетики | |
Раздел 5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа) | |||
29 | 14.12 | Генетические основы селекции организмов. | |
30 | 21.12 | Особенности селекции растений. | |
31 | 21.12 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | |
3 четверть (22 часа) | |||
32 | 11.01 | Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. | |
Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (3 часа) | |||
33 | 11.01 | Представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле. | |
34 | 18.01 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | |
35 | 18.01 | Этапы развития жизни на Земле. | |
Раздел 7.Учение об эволюции (8 часов) | |||
36 | 25.01 | Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. | |
37 | 25.01 | Современные представления об эволюции органического мира. | |
38 | 1.02 | Вид, его критерии и структура. | |
39 | 1.02 | Процессы видообразования. | |
40 | 8.02 | Макроэволюция – результат микроэволюций. | |
41 | 8.02 | Основные направления эволюции | |
42 | 15.02 | Основные закономерности биологической эволюции. Л/р №5. Изучение изменчивости у организмов. | |
43 | 15.02 | Урок-зачёт .Учение об эволюции | |
Раздел 8. Происхождение человека (антропогенез) (5 часов) | |||
44 | 22.02 | Эволюция приматов. | |
45 | 22.02 | Доказательства эволюционного происхождения человека | |
46 | 1.03 | Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека. | |
47 | 1.03 | Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | |
48 | 9.03 | Урок-зачёт. Происхождение человека | |
Раздел 9. Основы экологии (12 часов) | |||
49 | 9.03 | Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы. | |
50 | 15.03 | Общие законы действия факторов среды на организмы | |
51 | 15.03 | Приспособленность организмов к действию факторов среды. Л/р №6. Приспособленность организмов к среде обитания | |
52 | 22.03 | Биотические связи в природе. | |
53 | 22.03 | Популяции. | |
4 четверть (15 часов) | |||
54 | 5.04 | Функционирование популяции во времени. | |
55 | 5.04 | Сообщества | |
56 | 12.04 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | |
57 | 12.04 | Развитие и смена биогеоценозов. | |
58 | 19.04 | Основные законы устойчивости живой природы. | |
59 | 19.04 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Л/р №7. Оценка качества окружающей среды. | |
60 | 26.04 | Урок-зачёт Основы экологии | |
61 | 26.04 | Повторение по теме «Основы учения о клетке». | |
62 | 3.05 | Повторение по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости». | |
63-64 | 3.05 10.05 | Повторение. Решение генетических задач. | |
65 | 10.05 | Повторение по теме «Основы учения о клетке». | |
66-67 | 17.05 17.05 | Повторение по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции». | |
68 | 24.05 | Итоговое тестирование по основам общей биологии. |
Лабораторные работы
№ п/п | Вид контроля | Тема |
1 | Лабораторная работа №1 | «Сравнение растительной и животной клеток» |
2 | Лабораторная работа №2 | Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. |
3 | Лабораторная работа №3 | Решение генетических задач. |
4 | Лабораторная работа №4 | Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях |
5 | Лабораторная работа №5 | Изучение изменчивости у организмов. |
6 | Лабораторная работа №6 | Приспособленность организмов к среде обитания |
7 | Лабораторная работа №7 | Оценка качества окружающей среды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...