Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия с. Ивантеевка» ___________/Щербинина Е.А./ «29» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Гимназии с. Ивантеевка» _____________________/Джавадова Н.В../ Приказ № 132 от «29» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ
КЛАСС 7«А»
УРОВЕНЬ базовый
учителя биологии, экологии
первой квалификационной категории
Ермошиной Любови Ивановны
Рассмотрено:
на заседании МС
Протокол № 3 от «29» августа 2016 г.
____________________/Бородастова И.В./
2016 - 2017уч.г
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе:
- Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
- Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
- Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Учебного плана МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» на 2016-2017 уч. год;
- Положения о рабочей программе, разработанного в МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»;
- Устава образовательного учреждения МОУ «Гимназия с.Ивантеевка».
- За основу рабочей программы взята программа курса биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, опубликованная издательским центром «Вентана-Граф» в 2014 году (Сборник программ курса биологии к учебникам биологии авторов Пономарёвой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова Т.С., Суховой Т.С., Симоновой Л.В.)
Программа адресована учащимся 7 класса МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области в соответствии с ФГОС ООО
Планируемые результаты изучения курса биологии
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
По окончанию 7 класса обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
По окончанию 7 класса обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа).
Царство Растения. Значение растений. Многообразие жизненных форм. Растения – особое царство живого. Жизненный формы высших растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава. История изучения растений. Внешнее строение и общая характеристика.
Теофраст – отец ботаники. Одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, семенные и споровые растения. Органы растений.
Лабораторная работа №1«Клеточное строение кожицы лука»
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Основные органоиды растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки.
Лабораторная работа №2. «Особенности строения различных видов растительных тканей». Ткани растений. Механическая, образовательная, покровная, проводящая, основные ткани растений – особенности строения и функции.
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений »
Раздел 2. Органы цветковых растений ( 10 часов).
Семя, его строение и значение. Однодольные и двудольные. Строение смени. Значение семян: для растений, животных и человека.
Лабораторная работа №3 « Изучение строения семени фасоли».
Условия прорастания семян. Вода, воздух, тепло, питательные вещества – необходимые условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Типы корневых систем, виды корней, зоны корня.
Лабораторная работа №4 «Внешнее и внутреннее строение корня»
Побег, его строение и развитие. Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек. Почки вегетативные и генеративные.
Лабораторная работа №5 «Строение вегетативных и генеративных почек».
Лист, его строение и значение. Внешнее и внутреннее строение листа. Лист, специализированный орган воздушного питания, дыхания, испарения. Видоизменение листьев.
Лабораторная работа №6 « Внешнее строение листа».
Стебель - строение. Узлы и междоузлия: кора, камбий, древесины, сердцевина. Функции стебля.
Лабораторная работа №7 «Внешнее и внутреннее строение стебля».
Видоизменения стебля. Видоизменения надземных и подземных побегов.
Лабораторная работа №8 «Особенности строения корневища, клубня и луковицы».
Лабораторная работа №9 «Типы соцветий»
Цветок – его строение и значение. Основные органы цветка: тычинки и пестики. Околоцветник. Опыление. Оплодотворение. Обоеполые и однополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Соцветия и опыление. Соцветия простые и сложные. Типы опыления и приспособления растений к ним.
Лабораторная работа № 10 «Изучение плодов цветкового растения»
Плод. Разнообразие и значение плодов. Плоды много- и односеменные, сочные и сухие. Способы распространение плодов. Плоды источник пищи для животных и человека. Необычное использование плодов.
Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов).
Минеральное питание растений и значение воды. Корень – специализированный орган минерального питания. Макро-и микроэлементы. Органические и минеральные удобрения. Вода как условие почвенного питания, экологические группы растений по отношению к воде. Воздушное питание растений – фотосинтез. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в зеленых частях растения. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Значение фотосинтеза в природе. Дыхание и обмен веществ у растений. Дыхание – процесс способствующий высвобождению энергии. Обмен веществ - совокупность протекающих в организме превращений, обеспечивающих рост и развитие, рос и развитие, контакт организма с окружающей средой. Размножение и оплодотворение у растений. Бесполое размножение: вегетативное и спорами. Вегетативное размножение и его использование человеком. Вегетативное размножение- размножение вегетативными органами. Значение вегетативного размножения. Способы вегетативного размножения используемые в с/х.
Лабораторная работа №11 «Черенкование комнатных растений».
Рост и развитие растений. Рост – количественное изменение, развитие - качественное. Онтогенез – индивидуальное развитие. Влияние среды обитания на рост и развитие растений. Суточные и сезонные ритмы.
Раздел 4. Основные отделы цветковых растений (9 часов).
Систематика растений, её значение для ботаники Водоросли, их разнообразие и значение в природе. Общая характеристика водорослей. Слоевище. Одноклеточные и нитчатые. Зеленые, красные, бурые водоросли. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Классы Моховидных: печеночники и листостебельные. Чередование поколений при размножении. Мхи в биогеоценозах.
Лабораторная работа №12 «Изучение внешнего строения моховидных растений»
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Особенности строение папоротников, хвощей и плаунов. Чередование поколений при размножении. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Независимость процесса размножения от воды у голосеменных. Многообразие голосеменных в России. Цикл развития шишек сосны. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Покрытосеменные или цветковые. Двойное оплодотворение. Двудольные и однодольные. Семейства класса Двудольные. Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые.
Семейства класса Однодольные. Злаки, Луковые, Лилейные. Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света.
Раздел 5.Историческое развитие и многообразие растительного мира (3 часа)
Эволюция - процесс исторического развития живого мира. Реликтовые растения. Происхождение культурных растений. Центры происхождения растений. Дары Нового и Старого Света
Раздел 6. Природные сообщества (2 часа).
Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | ||||||
№ | ДАТА | Тема урока | ||||
план | факт | |||||
1 четверть (8 часов) | ||||||
Раздел 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа) | ||||||
1. | 5.09 | Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии Инструкция № 32 Наука о растениях -ботаника. | ||||
2. | 12.09 | Растительная клетка: химический состав и строение Жизнедеятельность клетки. Л/р «Клеточное строение кожицы лука» Т/Б при л/р Инструкция № 34 | ||||
3. | 19.09 | Ткани растений Л/р«Особенности строения различных видов растительных тканей» | ||||
4. | 26.09 | Мир растений вокруг нас. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» Инструктаж по Т/Б на экскурсии Инструкция № 33 | ||||
Раздел 2. Органы цветковых растений (10 часов) | ||||||
5. | 3.10 | Семя. Л/р«Изучение строения семени фасоли» | ||||
6. | 10.10 | Корень. Л/р «Внешнее и внутреннее строение корня» | ||||
7. | 17.10 | Побег и почки. Л/р «Строение вегетативных и генеративных почек» | ||||
8. | 24.10 | Лист. Значение листа для растения Л/р «Внешнее строение листа» | ||||
2 четверть (8 часов) | ||||||
9. | 11.11 | Стебель. Л/р«Внешнее и внутренне строение стебля» | ||||
10. | 14.11 | Видоизменения побегов Л/р«Особенности строения корневища, клубня и луковицы» | ||||
11. | 21.11 | Цветок- генеративный орган. Строение и значение Л/р «Типы соцветий» | ||||
12. | 28.11 | Плод. Разнообразие и значение плодов Л/р«Изучение плодов цветкового растения» | ||||
13. | 5.12 | Взаимосвязь органов растения как организма. | ||||
14. | 12.12 | Контрольная работа | ||||
Раздел 3.Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов) | ||||||
15. | 19.12 | Корневое питание растений Значение воды в жизни растений | ||||
16. | 26.12 | Воздушное питание растений | ||||
3 четверть (11 часов) | ||||||
17. | 9.01 | Дыхание и обмен веществ растений | ||||
18. | 16.01 | Размножение и оплодотворение у растений. | ||||
19. | 23.01 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком Л/р «Черенкование комнатных растений» | ||||
20. | 30.01 | Рост и развитие растения | ||||
21. | 6.02 | Обобщающий урок к Главе 3 | ||||
Основные отделы Цветковых растений (9 часов) | ||||||
22. | 13.02 | Систематика растений, её значение для ботаники | ||||
23. | 20.02 | Водоросли | ||||
24. | 27.02 | Отдел Моховидные Л/р «Изучение внешнего строения моховидных растений» | ||||
25. | 6.03 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика | ||||
26. | 13.03 | Отдел Голосеменные | ||||
27. | 20.03 | Отдел Покрытосеменные | ||||
4 четверть (8 часов) | ||||||
28. | 3.04 | Семейства класса Двудольные | ||||
29. | 10.04 | Семейства класса Однодольные | ||||
30. | 17.04 | Контрольная работа | ||||
Историческое развитие и многообразие растительного мира (3 часа) | ||||||
31. | 24.04 | Историческое развитие растительного мира | ||||
32. | 8.05 | Разнообразие и происхождение культурных растений. | ||||
33. | 15.05 | Дары Нового и Старого Света | ||||
Природные сообщества (2 часа) | ||||||
34. | 22.05 | Жизнь растений в природном сообществе. Многообразие природных сообществ. | ||||
35. | 29.05 | Обобщающий урок «Прощай, БОТАНИКА!» |
Лабораторные работы
№ п/п | Вид контроля | Тема |
1 | Лабораторная работа №1 | «Клеточное строение кожицы лука» |
2 | Лабораторная работа №2 | «Особенности строения различных видов растительных тканей» |
3 | Лабораторная работа №3 | « Изучение строения семени фасоли |
4 | Лабораторная работа №4 | «Внешнее и внутреннее строение корня» |
5 | Лабораторная работа №5 | «Строение вегетативных и генеративных почек». |
6 | Лабораторная работа №6 | « Внешнее строение листа» |
7 | Лабораторная работа №7 | «Внешнее и внутреннее строение стебля». |
8 | Лабораторная работа №8 | «Особенности строения корневища, клубня и луковицы». |
9 | Лабораторная работа №9 | «Типы соцветий» |
10 | Лабораторная работа №10 | «Изучение плодов цветкового растения» |
11 | Лабораторная работа №11 | «Черенкование комнатных растений |
12 | Лабораторная работа №12 | «Изучение внешнего строения моховидных растений» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...