Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Рабочая программа по биологии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_a_kl.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области

  «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

___________/Щербинина Е.А./

«29» августа  2016 г.

           «Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназии с. Ивантеевка»

_____________________/Джавадова Н.В../

        Приказ № 132 от «29» августа   2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ  

КЛАСС 7«А»

УРОВЕНЬ базовый

учителя биологии, экологии

 первой  квалификационной категории

Ермошиной Любови Ивановны

 Рассмотрено:

на заседании МС

Протокол № 3 от «29» августа 2016 г.

____________________/Бородастова И.В./

2016 - 2017уч.г

Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе:

  1. Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
  2. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон  «Об образовании в РФ»);
  3. Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
  4. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  5.  Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  6. Учебного плана МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» на 2016-2017 уч. год;
  7.  Положения о рабочей программе, разработанного в МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»;
  8.  Устава образовательного учреждения МОУ «Гимназия с.Ивантеевка».
  9. За основу рабочей программы взята программа  курса биологии для  5-11 классов общеобразовательных учреждений,  опубликованная издательским центром «Вентана-Граф» в 2014  году (Сборник программ курса биологии к учебникам биологии авторов Пономарёвой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова Т.С., Суховой Т.С., Симоновой Л.В.)

Программа адресована учащимся 7 класса МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области в соответствии с ФГОС ООО

Планируемые результаты изучения курса биологии

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

По окончанию 7 класса обучающийся научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

По окончанию 7 класса обучающийся получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1.  Наука о растениях – ботаника (4 часа).

Царство Растения. Значение растений. Многообразие жизненных форм. Растения – особое царство живого. Жизненный формы высших растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава. История изучения растений. Внешнее строение и общая характеристика.

Теофраст – отец ботаники. Одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, семенные и споровые растения. Органы растений.

Лабораторная  работа №1«Клеточное строение кожицы лука»

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Основные органоиды растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки.

Лабораторная работа №2. «Особенности строения различных видов растительных тканей». Ткани растений. Механическая, образовательная, покровная, проводящая, основные ткани растений – особенности строения и функции.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений »

Раздел 2. Органы цветковых растений ( 10 часов).

Семя, его строение и значение. Однодольные и двудольные. Строение смени. Значение семян: для растений, животных и человека.

Лабораторная работа №3 « Изучение строения семени фасоли».

Условия прорастания семян. Вода, воздух, тепло, питательные вещества – необходимые условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Типы корневых систем, виды корней, зоны корня.

Лабораторная работа №4 «Внешнее и внутреннее строение корня»

Побег, его строение и развитие. Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек. Почки вегетативные и генеративные.

Лабораторная работа №5 «Строение вегетативных и генеративных почек».

Лист, его строение и значение. Внешнее и внутреннее строение листа. Лист, специализированный орган воздушного питания, дыхания, испарения. Видоизменение листьев.

Лабораторная работа №6 « Внешнее строение листа».

Стебель -  строение. Узлы и междоузлия: кора, камбий, древесины, сердцевина.  Функции стебля.

Лабораторная работа №7 «Внешнее и внутреннее строение стебля».

Видоизменения стебля. Видоизменения надземных и подземных побегов.

Лабораторная работа №8 «Особенности строения корневища, клубня и луковицы».

Лабораторная работа №9 «Типы соцветий»

Цветок – его строение и значение. Основные органы цветка: тычинки и пестики. Околоцветник. Опыление. Оплодотворение. Обоеполые и однополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Соцветия и опыление. Соцветия простые и сложные. Типы опыления и приспособления растений к ним.

Лабораторная работа № 10 «Изучение плодов цветкового растения»

Плод. Разнообразие и значение плодов. Плоды много- и односеменные, сочные и сухие. Способы распространение плодов.  Плоды источник пищи для животных и человека. Необычное использование плодов.

Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов).

Минеральное питание растений и значение воды. Корень – специализированный орган минерального питания. Макро-и микроэлементы. Органические и минеральные удобрения. Вода как условие почвенного питания, экологические группы растений по отношению к воде. Воздушное питание растений – фотосинтез. Фотосинтез  - процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в зеленых частях растения. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Значение фотосинтеза в природе. Дыхание и обмен веществ  у растений. Дыхание – процесс способствующий высвобождению энергии. Обмен веществ  - совокупность протекающих в организме превращений, обеспечивающих рост и развитие, рос и развитие, контакт организма с окружающей средой. Размножение и оплодотворение у растений. Бесполое размножение: вегетативное и спорами.  Вегетативное размножение и его использование человеком. Вегетативное размножение- размножение вегетативными органами. Значение вегетативного размножения.  Способы вегетативного размножения используемые в с/х.

Лабораторная работа №11 «Черенкование комнатных растений».

Рост и развитие растений. Рост – количественное изменение, развитие  - качественное. Онтогенез – индивидуальное развитие. Влияние среды обитания на рост и развитие растений. Суточные и сезонные ритмы.

Раздел 4. Основные  отделы  цветковых  растений (9 часов).

Систематика растений, её значение для  ботаники Водоросли, их разнообразие и значение в природе. Общая характеристика водорослей. Слоевище. Одноклеточные и нитчатые. Зеленые, красные, бурые водоросли. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Классы Моховидных: печеночники и листостебельные. Чередование поколений при размножении. Мхи в биогеоценозах.

Лабораторная работа №12 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Особенности строение папоротников, хвощей и плаунов. Чередование поколений при размножении. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Независимость процесса размножения от воды у голосеменных. Многообразие голосеменных  в России. Цикл развития шишек сосны. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Покрытосеменные или цветковые. Двойное оплодотворение. Двудольные и однодольные. Семейства класса Двудольные. Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые.

Семейства класса Однодольные. Злаки, Луковые, Лилейные. Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света.

Раздел 5.Историческое развитие и многообразие  растительного мира (3 часа)

Эволюция - процесс исторического развития живого мира. Реликтовые растения. Происхождение культурных растений. Центры происхождения растений. Дары Нового и Старого Света

Раздел 6. Природные сообщества (2 часа).

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДАТА

Тема урока

план

факт

1 четверть (8 часов)

Раздел 1.  Наука о растениях – ботаника  (4 часа)

1.

5.09

Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии Инструкция № 32

Наука о растениях -ботаника.

2.

12.09

Растительная клетка: химический состав и строение Жизнедеятельность клетки. Л/р «Клеточное строение кожицы лука»

Т/Б при л/р Инструкция № 34 

3.

19.09

Ткани растений

Л/р«Особенности строения различных видов растительных тканей»

4.

26.09

Мир растений вокруг нас. Экскурсия

«Осенние явления в жизни растений»

Инструктаж по Т/Б на экскурсии

Инструкция № 33

Раздел 2.  Органы цветковых растений (10 часов)

5.

3.10

Семя. Л/р«Изучение строения семени фасоли»

6.

10.10

Корень. Л/р «Внешнее и внутреннее строение корня»

7.

17.10

Побег и почки.

Л/р «Строение вегетативных и генеративных почек»

8.

24.10

Лист. Значение листа для растения

Л/р «Внешнее строение листа»

2 четверть (8 часов)

9.

11.11

Стебель.

Л/р«Внешнее и внутренне строение стебля»

10.

14.11

Видоизменения побегов

Л/р«Особенности строения корневища, клубня и луковицы»

11.

21.11

Цветок- генеративный орган. Строение и значение

Л/р «Типы соцветий»

12.

28.11

Плод. Разнообразие и значение плодов

Л/р«Изучение плодов цветкового растения»

13.

5.12

Взаимосвязь органов растения как организма.

14.

12.12

Контрольная  работа

Раздел 3.Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

15.

19.12

Корневое питание растений

Значение воды в жизни растений

16.

26.12

Воздушное питание растений

3 четверть (11 часов)

17.

9.01

Дыхание и обмен веществ растений

18.

16.01

Размножение и оплодотворение у растений.

19.

23.01

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

Л/р «Черенкование комнатных растений»

20.

30.01

Рост и развитие растения

21.

6.02

Обобщающий урок к Главе 3

Основные отделы Цветковых растений (9 часов)

22.

13.02

Систематика растений, её значение для ботаники

23.

20.02

Водоросли

24.

27.02

Отдел Моховидные

Л/р «Изучение внешнего строения моховидных растений»

25.

6.03

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика

26.

13.03

Отдел Голосеменные

27.

20.03

Отдел Покрытосеменные

4 четверть (8 часов)

28.

3.04

Семейства  класса Двудольные

29.

10.04

Семейства класса Однодольные

30.

17.04

Контрольная работа

Историческое развитие и многообразие растительного мира (3 часа)

31.

24.04

Историческое развитие растительного мира

32.

8.05

Разнообразие и происхождение культурных растений.

33.

15.05

Дары Нового и Старого Света

Природные сообщества (2 часа)

34.

22.05

Жизнь растений в природном сообществе. Многообразие природных сообществ.

35.

29.05

Обобщающий урок «Прощай, БОТАНИКА!»

Лабораторные работы

№ п/п

Вид контроля

Тема

1

Лабораторная работа №1

«Клеточное строение кожицы лука»

2

Лабораторная работа №2

«Особенности строения различных видов растительных тканей»

3

Лабораторная работа №3

« Изучение строения семени фасоли

4

Лабораторная работа №4

«Внешнее и внутреннее строение корня»

5

Лабораторная работа №5

«Строение вегетативных и генеративных почек».

6

Лабораторная работа №6

« Внешнее строение листа»

7

Лабораторная работа №7

«Внешнее и внутреннее строение стебля».

8

Лабораторная работа №8

«Особенности строения корневища, клубня и луковицы».

9

Лабораторная работа №9

«Типы соцветий»

10

Лабораторная работа №10

«Изучение плодов цветкового растения»

11

Лабораторная работа №11

«Черенкование комнатных растений

12

Лабораторная работа №12

«Изучение внешнего строения моховидных растений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...