Рабочая программа по биологии, 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Рабочая программа учебного курса «Биология. Общие закономерности», 9 класс, 2016-2017 учебный год. Предназначена для использования по учебнику С.Г. Мамонтова , В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой , Н.И. Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №3 с. Эльхотово Кировского района РСО-Алания.

Согласовано:                                                                                                                                                  Утверждаю:

зам.директора по УВР                                                                                                                                    Директор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Л.А. Моргоева ___________                                                                                                                          Д.Е. Дзгоева _________

                                                                                                                                                                          Приказ № ___от______      

Рабочая программа учебного курса

«Биология. Общие закономерности»

9 класс

 2016-2017 учебный год

По учебнику С.Г. Мамонтова , В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой , Н.И. Сонина.

Программу составила

учитель биологии

Казаненко Е.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования" от 05.03.2004г. №1089);  программы  основного общего образования по  биологии, 9 класс, авторы: Н.И.Сонин,    - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г; Учебного плана МКОУ СОШ №3 на 2015-2016 учебный год; Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Место предмета в учебном плане.  

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для изучения учебного предмета  «Биология 9кл» 

Изучение  биологии    направлено  на  достижение  следующих  целей:

освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

развитие познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;                                                                                                                                                                                                                                                       использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА

В результате изучения биологии ученик должен

знать/пониматьпризнаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1ч).

Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. История биологии; значение биологии. Цель науки; научный метод; научный эксперимент; отличие гипотезы от закона; роль прикладных и фундаментальных исследований в науке. Сущность жизни и свойства живого. Различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы; открытые системы; роль наследственности и изменчивости в развитии жизни на Земле.

Эволюция живого мира на Земле (7ч) 

Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин. Изменчивость организмов. Ненаследственная изменчивость; наследственная (генетическая изменчивость); генофонд популяций. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Типы изоляции. Видообразование. Что такое вид; географическое видообразование; полиплоидизация. Макроэволюция. Становление и развитие крупных таксономических групп; ископаемые останки. Основные закономерности эволюции. Параллелизм; конвергенция; гомология и аналогия; дивергенция; главные линии эволюции

Приспособленность организмов к условиям внешней среды, как результат действия естественного отбора (3ч) 

Микроэволюция (3ч) 

Макроэволюция (4ч) 

Возникновение жизни на Земле (7ч)

Гипотезы возникновения жизни. Креационизм; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии. Основные этапы развития жизни на Земле. ра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое. Образование планеты Земля; основные этапы формирования жизни на Земле; наука палеонтология. Животный и растительный мир протерозойской эры; животный и растительный мир палеозойской эры. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Животный и растительный мир мезозойской эры. Животный и растительный мир кайнозойской эры.

Цитология (11ч) 

Химические элементы в составе живых организмов; биополимеры; универсальность биополимеров. Углеводы. Липиды. Состав и строение углеводов; моно-, ди- и полисахариды; функции углеводов. Строение белков; первичная структура; образование вторичной, третичной, четвертичной структуры белка; денатурация белка; простые и сложные белки. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеотида; строение ДНК; строение РНК; функции РНК. АТФ и другие органические соединения клетки. Витамины. Ферменты и их функция в организме.  Строение вирусов; жизнедеятельность вирусов.

История изучения клетки; положения клеточной теории. Строение и функции наружной мембраны; проникновение веществ в клетку. 

Строение и функции ядра; хромосомный набор клетки; ядрышко. Строение клетки. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция; диссимиляция; метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Неполное кислородное расщепление; гликолиз; клеточное дыхание. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез.Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Генетический код; транскрипция; т-РНК; Трансляция. Деление клетки. Митоз.

Размножение и индивидуальное развитие организмов  (5ч)

 Раскрыть сущность деления клетки. Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Развитие половых клеток; строение сперматозоида; строение яйцеклетки; мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Раскрыть сущность понятия оплодотворения. Эмбриональный период; постэмбриональный период; биогенетический закон.

Наследственность и изменчивость организмов  (14ч)

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Гибридологический метод; единообразие гибридов первого поколения; цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Генные; или точечные; мутации; хромосомные мутации; геномные мутации; причины мутаций; Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Селекция; центры происхождения культурных растений; закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Основные методы селекции, животных и микроорганизмов.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10ч)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Видовое разнообразие. Пирамиды численности и биомассы. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. Среда жизни.

11. Биосфера и человек (2ч).

Понятие биосферы; жизненные среды. Средообразующая деятельность организмов.

 Круговорот веществ в биосфере. Экологические факторы. Температура; влажность; вторичные климатические факторы; антропогенные Адаптация организмов к различным условиям существования. Зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания; ритмы жизни. Типы биотических взаимоотношений. Антропогенное воздействие на биосферу. Рациональное пользование природными ресурсами.

Перечень учебно- методической литературы

Для учащихся:

Учебник: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

Для учителя:

С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

Электронное приложение к учебнику С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 кл

Е.А. Солодова. Биология . Тестовые задания: 9 класс: дидактические материалы/

М.: Вентана-Граф, 2013 - 184с.

Г.И. Лернер. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ М АСТ: Астель, 2014. 350с.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru;

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)  http://fcior.edu.ru;

Газета «Биология» издательского дома Первое сентября  http://bio.1september.ru;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата

Дата факт

I

Введение

1.

Предмет и задачи курса биологии.

1

  наука биологии, её значимость в настоящее время,  её общих закономерностях .объяснить особенности направлений и закономерности биологии

II

Эволюция живого мира на Земле 7ч

2.

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

1

 особенности развития живых организмов: объяснить особенности их многообразия

3.

Развитие биологии в додарвиновский период становление систематики. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

1

 особенности развития биологии в античность и средневековье, становление теории Ж. Ламарка;  предпосылки становления теории.

4.

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

1

особенности формирования теории Дарвина; объяснить особенности предпосылок теории; анализировать и сопоставлять современные предпосылки органического мира

5.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

 особенности формирования эволюционной теории Ч. Дарвина ; эволюционная теория;

6.

Учение Ч. Дарвина об естественном отборе.

1

 особенности формирования эволюционной теории Ч. Дарвина ; объяснить эволюционную теорию

7.

Формы естественного отбора. Факторы эволюции.

1

 формы естественного отбора; зависимость ЕО от движущих сил эволюции

8.

Обобщающий урок по теме: «Учение об искусственном и естественном отборе».

1

 обобщение и систематизация; проверка ЗУНов

III

Приспособленность организмов к условиям внешней среды,

как результат действия естественного отбора 3ч

9.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

1

 особенности приспособлений организмов к условиям окружающей среды.

10.

Забота о потомстве.

1

  особенности заботы организмов, о своём потомстве.

11.

Физиологические адаптации. Л\р «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Инстр. по т\б.

1

 физиологические адаптации, объяснить, что является единицей приспособленности; примеры организмов приспосабливающихся к различным условия окружающей среды

IV

Микроэволюция 3ч

12.

Вид, его критерии и структура.

1

вид, его структура, критерии вида.

13.

Эволюционная роль мутаций.

1

 значимость мутационных процессов У: объяснить значимость мутационных процессов Н: приводить примеры мутаций

14.

Обобщающий урок по теме: «Микроэволюция».

1

обобщение и систематизация; проверка ЗУНов,  работа с индивидуальными заданиями

V

Макроэволюция 4ч

15.

Биологические последствия адаптаций.

1

виды биологических адаптаций, макроэволюция; зависимость организма от биологического регресса и прогресса.

16.

Главные направления эволюции. Л\р «Определение ароморфозов, идиоадаптаций в эволюции растений». Инстр. по т\б.

1

главные направления эволюции; виды главных направлений эволюции

17.

Общие закономерности биологической эволюции.

1

 общие закономерности биологической эволюции; главные направления эволюции; примеры направлений эволюции

18.

Обобщающий урок по теме: «Эволюционные учения Ч. Дарвина». Тест по теме: «Макроэволюция».

1

 обобщение и систематизация; проверка ЗУНов, работа с индивидуальными заданиями

VI

Возникновение жизни на Земле 7ч

19.

Современные представления о возникновении жизни на Земле. И её развитие в эрах древней жизни.

1

 современные представления возникновения жизни на земле; гипотезы происхождения жизни на земле; этапы зарождения жизни на земле

20.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

1

возникновение жизни в архейскую и протерозойскую эры

21.

Жизнь в палеозойскую эру.

1

возникновение жизни в палеозойскую эру

22.

Жизнь в мезозойскую эру.

1

возникновение жизни в мезозойскую эру

23.

Жизнь в кайнозойскую эру.

1

возникновение жизни в кайнозойскую эру

24.

Происхождение человека.

1

 этапы становления человека; усложнение в организации человека в разные периоды

25.

Природная среда человека. Климат и здоровье.

1

 среда обитания первобытного человека; взаимосвязь человека с КУ

VII

Цитология 11ч

26.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества входящие в состав клетки.

1

 химические элементы клетки

27.

Органические вещества, входящие в состав клетки.

1

органические вещества, входящих в состав клетки; роль и значение белков; белковое голодание.

28.

Пластический обмен. Биосинтез белка.

1

биосинтез белка, пластический обмен; механизм биосинтеза, в результате чего возникает и к чему приводит

29.

Энергетический обмен.

1

энергетический обмен; значение энергетического обмена, механизм энергетического обмена

30.

Прокариотическая клетка.

1

 строение прокариотической клетки, части прокариотической клетки

31.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Л\р «изучения строения растительной и животной клетки под микроскопом». Инстр. по т\б.

1

строение и функции эукариотической клетки

определять все части клетки

определять и составлять опорную схему

32.

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

строение эукариотической клетки, строение ядра, клетки на микропрепаратах ,функции ядра

33.

Деление клеток.

2

жизненный цикл клетки, черты митоза, мейоза,все фазы деления клетки

34.

35.

Клеточная теория строения организмов.

1

история формирования клеточной теории ,этапы формирования клеточной теории, главные особенности клеточной теории

36.

Обобщающий урок по теме: «Клетка – структурная и функциональная единица живого».

1

обобщение и систематизация, проверка ЗУНов

VIII

Размножение и индивидуальное развитие организмов  5ч

37.

Размножение организмов. Бесполое размножение. Л\р «способы бесполого размножения организмов». Инстр. по т\б.

1

способы бесполого размножения, этапы бесполого размножения, тип размножения у растений

38.

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

 особенности полового размножения, значение полового размножения, черты различия сперматогенеза, овогенеза

39.

Эмбриональный период развития.

1

 стадии эмбрионального развития организма

40.

Постэмбриональный период развития.

1

стадии постэмбрионального развития организма, особенности этапов постэмбрионального периода

41.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

З: проблемы клонирования У: анализировать, сравнивать, обобщать Н: работать с дополнительными источниками информации

IX

Наследственность и изменчивость организмов  14ч

42.

Генетика как наука. Методы её изучения.

1

наука генетики, её методы  

43.

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

1

 сущность гибридологического метода, значение гибридологического метода  

44.

Законы Менделя.

3

законы Менделя, генетические задачи

45.

46.

47.

Сцепленное наследование генов.

1

сцепленное наследование генов и причины наследственности

48.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

 генетика пола, механизм определения генетики пола, решение задач на определение пола

49.

Взаимодействие генов.

1

 Взаимодействие, взаимосвязь генов

50.

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

1

 наследственная изменчивость, роль мутаций

51.

Фенотипическая изменчивость. Селекция растений и животных и микроорганизмов.

1

фенотипическая изменчивость,  наука селекции; вариационная кривая

52.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

 центры происхождения культурных растений,  этапы распространения культурных растений, центры происхождения капусты, томата, перца и т.д.

53.

Методы селекции растений и животных.

1

 методы селекции, виды селекции для растений и животных

54.

Селекция микроорганизмов.

1

селекция микроорганизмов, биотехнология, генная инженерии

55.

Обобщающий урок: «Закономерности наследственности».

1

 обобщение и систематизация, проверка ЗУНов

56.

Срез знаний по теме

X

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии 10ч

57.

Биосфера, её структура и функции. Структура биосферы В.И. Вернадского.

1

. понятие о биосфере. структура биосферы, и её функции.

58.

Круговорот веществ в природе.

1

 понятие о круговоротах веществ в природе. взаимосвязь между оболочками Земли и живыми организмами.

59.

История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы.

1

 понятие о биогеоценозе. биогеоценоз и его структура как об уровень организации.

60.

Биоценозы.

1

 понятие о биоценозе. видовое разнообразие и структура.

61.

Абиотические факторы среды.

1

 разнообразие экологических факторов. влияние абиотических факторов на организмы растений и животных.

62.

Интенсивность действия факторов среды.

1

разнообразие экологических факторов. влияние абиотических факторов на организмы растений и животных.

63.

Биотические факторы среды. Л\р «Составление цепей питания м\у организмами». Инстр. по т\б.

1

разнообразие экологических факторов. влияние биотических факторов на организмы растений и животных.

64.

Взаимоотношения между организмами.

2

 расширить и систематизировать знания о взаимоотношениях организмов в биоценозах. распознавать на примерах вид взаимоотношениях между организмами.

65.

66.

Обобщающий урок по теме: «Взаимодействие организма и среды обитания».

1

обобщение и систематизация проверка ЗУНов

X1

Биосфера и человек 2ч

67.

Природные ресурсы и их использование.

Охрана природы и основы рационального природопользования.

1

 разнообразие природных ресурсов.  их роль в жизни человека, перспективы по добыче и восстановлению природных ресурсов.   виды природных ресурсов и виды их восстановления.

68.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

 познакомить с последствиями хоз. деятельности человека для окружающей среды.. видеть последствия хоз. деятельности и меры борьбы с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...