Рабочая программа по биологии, 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №3 с. Эльхотово Кировского района РСО-Алания.
Согласовано: Утверждаю:
зам.директора по УВР Директор
Л.А. Моргоева ___________ Д.Е. Дзгоева _________
Приказ № ___от______
Рабочая программа учебного курса
«Биология. Общие закономерности»
9 класс
2016-2017 учебный год
По учебнику С.Г. Мамонтова , В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой , Н.И. Сонина.
Программу составила
учитель биологии
Казаненко Е.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования" от 05.03.2004г. №1089); программы основного общего образования по биологии, 9 класс, авторы: Н.И.Сонин, - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г; Учебного плана МКОУ СОШ №3 на 2015-2016 учебный год; Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для изучения учебного предмета «Биология 9кл»
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА
В результате изучения биологии ученик должен
знать/пониматьпризнаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1ч).
Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. История биологии; значение биологии. Цель науки; научный метод; научный эксперимент; отличие гипотезы от закона; роль прикладных и фундаментальных исследований в науке. Сущность жизни и свойства живого. Различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы; открытые системы; роль наследственности и изменчивости в развитии жизни на Земле.
Эволюция живого мира на Земле (7ч)
Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин. Изменчивость организмов. Ненаследственная изменчивость; наследственная (генетическая изменчивость); генофонд популяций. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Типы изоляции. Видообразование. Что такое вид; географическое видообразование; полиплоидизация. Макроэволюция. Становление и развитие крупных таксономических групп; ископаемые останки. Основные закономерности эволюции. Параллелизм; конвергенция; гомология и аналогия; дивергенция; главные линии эволюции
Приспособленность организмов к условиям внешней среды, как результат действия естественного отбора (3ч)
Микроэволюция (3ч)
Макроэволюция (4ч)
Возникновение жизни на Земле (7ч)
Гипотезы возникновения жизни. Креационизм; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии. Основные этапы развития жизни на Земле. ра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое. Образование планеты Земля; основные этапы формирования жизни на Земле; наука палеонтология. Животный и растительный мир протерозойской эры; животный и растительный мир палеозойской эры. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Животный и растительный мир мезозойской эры. Животный и растительный мир кайнозойской эры.
Цитология (11ч)
Химические элементы в составе живых организмов; биополимеры; универсальность биополимеров. Углеводы. Липиды. Состав и строение углеводов; моно-, ди- и полисахариды; функции углеводов. Строение белков; первичная структура; образование вторичной, третичной, четвертичной структуры белка; денатурация белка; простые и сложные белки. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеотида; строение ДНК; строение РНК; функции РНК. АТФ и другие органические соединения клетки. Витамины. Ферменты и их функция в организме. Строение вирусов; жизнедеятельность вирусов.
История изучения клетки; положения клеточной теории. Строение и функции наружной мембраны; проникновение веществ в клетку.
Строение и функции ядра; хромосомный набор клетки; ядрышко. Строение клетки. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция; диссимиляция; метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Неполное кислородное расщепление; гликолиз; клеточное дыхание. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез.Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Генетический код; транскрипция; т-РНК; Трансляция. Деление клетки. Митоз.
Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч)
Раскрыть сущность деления клетки. Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Развитие половых клеток; строение сперматозоида; строение яйцеклетки; мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Раскрыть сущность понятия оплодотворения. Эмбриональный период; постэмбриональный период; биогенетический закон.
Наследственность и изменчивость организмов (14ч)
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.
Гибридологический метод; единообразие гибридов первого поколения; цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Генные; или точечные; мутации; хромосомные мутации; геномные мутации; причины мутаций; Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Селекция; центры происхождения культурных растений; закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Основные методы селекции, животных и микроорганизмов.
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10ч)
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Видовое разнообразие. Пирамиды численности и биомассы. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. Среда жизни.
11. Биосфера и человек (2ч).
Понятие биосферы; жизненные среды. Средообразующая деятельность организмов.
Круговорот веществ в биосфере. Экологические факторы. Температура; влажность; вторичные климатические факторы; антропогенные Адаптация организмов к различным условиям существования. Зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания; ритмы жизни. Типы биотических взаимоотношений. Антропогенное воздействие на биосферу. Рациональное пользование природными ресурсами.
Перечень учебно- методической литературы
Для учащихся:
Учебник: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Для учителя:
С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Электронное приложение к учебнику С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 кл
Е.А. Солодова. Биология . Тестовые задания: 9 класс: дидактические материалы/
М.: Вентана-Граф, 2013 - 184с.
Г.И. Лернер. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ М АСТ: Астель, 2014. 350с.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru;
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru;
Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата | Дата факт | |
I | Введение 1ч | ||||
1. | Предмет и задачи курса биологии. | 1 | наука биологии, её значимость в настоящее время, её общих закономерностях .объяснить особенности направлений и закономерности биологии | ||
II | Эволюция живого мира на Земле 7ч | ||||
2. | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 1 | особенности развития живых организмов: объяснить особенности их многообразия | ||
3. | Развитие биологии в додарвиновский период становление систематики. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 1 | особенности развития биологии в античность и средневековье, становление теории Ж. Ламарка; предпосылки становления теории. | ||
4. | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. | 1 | особенности формирования теории Дарвина; объяснить особенности предпосылок теории; анализировать и сопоставлять современные предпосылки органического мира | ||
5. | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | особенности формирования эволюционной теории Ч. Дарвина ; эволюционная теория; | ||
6. | Учение Ч. Дарвина об естественном отборе. | 1 | особенности формирования эволюционной теории Ч. Дарвина ; объяснить эволюционную теорию | ||
7. | Формы естественного отбора. Факторы эволюции. | 1 | формы естественного отбора; зависимость ЕО от движущих сил эволюции | ||
8. | Обобщающий урок по теме: «Учение об искусственном и естественном отборе». | 1 | обобщение и систематизация; проверка ЗУНов | ||
III | Приспособленность организмов к условиям внешней среды, как результат действия естественного отбора 3ч | ||||
9. | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. | 1 | особенности приспособлений организмов к условиям окружающей среды. | ||
10. | Забота о потомстве. | 1 | особенности заботы организмов, о своём потомстве. | ||
11. | Физиологические адаптации. Л\р «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Инстр. по т\б. | 1 | физиологические адаптации, объяснить, что является единицей приспособленности; примеры организмов приспосабливающихся к различным условия окружающей среды | ||
IV | Микроэволюция 3ч | ||||
12. | Вид, его критерии и структура. | 1 | вид, его структура, критерии вида. | ||
13. | Эволюционная роль мутаций. | 1 | значимость мутационных процессов У: объяснить значимость мутационных процессов Н: приводить примеры мутаций | ||
14. | Обобщающий урок по теме: «Микроэволюция». | 1 | обобщение и систематизация; проверка ЗУНов, работа с индивидуальными заданиями | ||
V | Макроэволюция 4ч | ||||
15. | Биологические последствия адаптаций. | 1 | виды биологических адаптаций, макроэволюция; зависимость организма от биологического регресса и прогресса. | ||
16. | Главные направления эволюции. Л\р «Определение ароморфозов, идиоадаптаций в эволюции растений». Инстр. по т\б. | 1 | главные направления эволюции; виды главных направлений эволюции | ||
17. | Общие закономерности биологической эволюции. | 1 | общие закономерности биологической эволюции; главные направления эволюции; примеры направлений эволюции | ||
18. | Обобщающий урок по теме: «Эволюционные учения Ч. Дарвина». Тест по теме: «Макроэволюция». | 1 | обобщение и систематизация; проверка ЗУНов, работа с индивидуальными заданиями | ||
VI | Возникновение жизни на Земле 7ч | ||||
19. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. И её развитие в эрах древней жизни. | 1 | современные представления возникновения жизни на земле; гипотезы происхождения жизни на земле; этапы зарождения жизни на земле | ||
20. | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. | 1 | возникновение жизни в архейскую и протерозойскую эры | ||
21. | Жизнь в палеозойскую эру. | 1 | возникновение жизни в палеозойскую эру | ||
22. | Жизнь в мезозойскую эру. | 1 | возникновение жизни в мезозойскую эру | ||
23. | Жизнь в кайнозойскую эру. | 1 | возникновение жизни в кайнозойскую эру | ||
24. | Происхождение человека. | 1 | этапы становления человека; усложнение в организации человека в разные периоды | ||
25. | Природная среда человека. Климат и здоровье. | 1 | среда обитания первобытного человека; взаимосвязь человека с КУ | ||
VII | Цитология 11ч | ||||
26. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества входящие в состав клетки. | 1 | химические элементы клетки | ||
27. | Органические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | органические вещества, входящих в состав клетки; роль и значение белков; белковое голодание. | ||
28. | Пластический обмен. Биосинтез белка. | 1 | биосинтез белка, пластический обмен; механизм биосинтеза, в результате чего возникает и к чему приводит | ||
29. | Энергетический обмен. | 1 | энергетический обмен; значение энергетического обмена, механизм энергетического обмена | ||
30. | Прокариотическая клетка. | 1 | строение прокариотической клетки, части прокариотической клетки | ||
31. | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Л\р «изучения строения растительной и животной клетки под микроскопом». Инстр. по т\б. | 1 | строение и функции эукариотической клетки определять все части клетки определять и составлять опорную схему | ||
32. | Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 | строение эукариотической клетки, строение ядра, клетки на микропрепаратах ,функции ядра | ||
33. | Деление клеток. | 2 | жизненный цикл клетки, черты митоза, мейоза,все фазы деления клетки | ||
34. | |||||
35. | Клеточная теория строения организмов. | 1 | история формирования клеточной теории ,этапы формирования клеточной теории, главные особенности клеточной теории | ||
36. | Обобщающий урок по теме: «Клетка – структурная и функциональная единица живого». | 1 | обобщение и систематизация, проверка ЗУНов | ||
VIII | Размножение и индивидуальное развитие организмов 5ч | ||||
37. | Размножение организмов. Бесполое размножение. Л\р «способы бесполого размножения организмов». Инстр. по т\б. | 1 | способы бесполого размножения, этапы бесполого размножения, тип размножения у растений | ||
38. | Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | особенности полового размножения, значение полового размножения, черты различия сперматогенеза, овогенеза | ||
39. | Эмбриональный период развития. | 1 | стадии эмбрионального развития организма | ||
40. | Постэмбриональный период развития. | 1 | стадии постэмбрионального развития организма, особенности этапов постэмбрионального периода | ||
41. | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 | З: проблемы клонирования У: анализировать, сравнивать, обобщать Н: работать с дополнительными источниками информации | ||
IX | Наследственность и изменчивость организмов 14ч | ||||
42. | Генетика как наука. Методы её изучения. | 1 | наука генетики, её методы | ||
43. | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. | 1 | сущность гибридологического метода, значение гибридологического метода | ||
44. | Законы Менделя. | 3 | законы Менделя, генетические задачи | ||
45. | |||||
46. | |||||
47. | Сцепленное наследование генов. | 1 | сцепленное наследование генов и причины наследственности | ||
48. | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | генетика пола, механизм определения генетики пола, решение задач на определение пола | ||
49. | Взаимодействие генов. | 1 | Взаимодействие, взаимосвязь генов | ||
50. | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. | 1 | наследственная изменчивость, роль мутаций | ||
51. | Фенотипическая изменчивость. Селекция растений и животных и микроорганизмов. | 1 | фенотипическая изменчивость, наука селекции; вариационная кривая | ||
52. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | центры происхождения культурных растений, этапы распространения культурных растений, центры происхождения капусты, томата, перца и т.д. | ||
53. | Методы селекции растений и животных. | 1 | методы селекции, виды селекции для растений и животных | ||
54. | Селекция микроорганизмов. | 1 | селекция микроорганизмов, биотехнология, генная инженерии | ||
55. | Обобщающий урок: «Закономерности наследственности». | 1 | обобщение и систематизация, проверка ЗУНов | ||
56. | Срез знаний по теме | ||||
X | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии 10ч | ||||
57. | Биосфера, её структура и функции. Структура биосферы В.И. Вернадского. | 1 | . понятие о биосфере. структура биосферы, и её функции. | ||
58. | Круговорот веществ в природе. | 1 | понятие о круговоротах веществ в природе. взаимосвязь между оболочками Земли и живыми организмами. | ||
59. | История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы. | 1 | понятие о биогеоценозе. биогеоценоз и его структура как об уровень организации. | ||
60. | Биоценозы. | 1 | понятие о биоценозе. видовое разнообразие и структура. | ||
61. | Абиотические факторы среды. | 1 | разнообразие экологических факторов. влияние абиотических факторов на организмы растений и животных. | ||
62. | Интенсивность действия факторов среды. | 1 | разнообразие экологических факторов. влияние абиотических факторов на организмы растений и животных. | ||
63. | Биотические факторы среды. Л\р «Составление цепей питания м\у организмами». Инстр. по т\б. | 1 | разнообразие экологических факторов. влияние биотических факторов на организмы растений и животных. | ||
64. | Взаимоотношения между организмами. | 2 | расширить и систематизировать знания о взаимоотношениях организмов в биоценозах. распознавать на примерах вид взаимоотношениях между организмами. | ||
65. | |||||
66. | Обобщающий урок по теме: «Взаимодействие организма и среды обитания». | 1 | обобщение и систематизация проверка ЗУНов | ||
X1 | Биосфера и человек 2ч | ||||
67. | Природные ресурсы и их использование. Охрана природы и основы рационального природопользования. | 1 | разнообразие природных ресурсов. их роль в жизни человека, перспективы по добыче и восстановлению природных ресурсов. виды природных ресурсов и виды их восстановления. | ||
68. | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | 1 | познакомить с последствиями хоз. деятельности человека для окружающей среды.. видеть последствия хоз. деятельности и меры борьбы с ними. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...