Рабочая программа по биологии, 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-11kl.docx | 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №3
имени Героя Советского Союза К.Д. Карсанова с.Эльхотово
Cогласовано : Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор школы
Моргоева Л.А. ___________ Дзгоева Д.Е.___________
Приказ №___от________
Рабочая программа
«Биология. Общая биология»
10-11 класс
2016-2017 учебный год
По учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой.
Программу составила
учитель биологии
Казаненко Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч) при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). В учебный процесс включены 2 практических и 1 лабораторная работа (10 класс), 4 практических и 3 лабораторных работы (11 класс). В связи со сложностью изучаемого материала считаю более целесообразным добавить 4 ч из резервного времени на изучение раздела «Клетка», 1 ч в разделе «Вид», 3 ч в разделе «Экосистемы».
Согласно учебному базисному плану МКОУ СОШ №3 рабочая программа базового уровня в 10-11 классах рассчитана на изучение предмета 2 часа в неделю (в 10 классе - 70 часов, в 11 – 68 часов).
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом
В связи с использованием технологий КСО при изучении тем «Закономерности наследственности и изменчивости», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека» планирование уроков изменено.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.
Методические пособия и дополнительная литература для учителя:
- Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.
- Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
- Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.
- Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007. – 1088 с
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
- Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008
- Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008
Дополнительная литература для учеников:
- Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
- Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
- Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
- Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | ||
Авторская программа | Рабочая программа по классам | |||
1 | Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания | 10 кл. | 11 кл. | |
Тема 1.1 Введение. Краткая история развития биологии. Система биологических наук. | 1 | 2 | ||
Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы. | 2 | 2 | ||
Всего | 3 | 4 | ||
2 | Раздел 2. Клетка | |||
Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория. | 1 | 1 | ||
Тема 2.2 Химический состав клетки | 4 | 8 | ||
Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток. | 3 | 8 | ||
Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке. | 1 | 2 | ||
Тема 2.5 Вирусы | 1 | 2 | ||
Всего | 10 | 21 | ||
3 | Раздел 3. Организм | |||
Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. | 1 | 1 | ||
Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии. | 2 | 5 | ||
Тема 3.3 Размножение. | 4 | 6 | ||
Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 2 | 4 | ||
Тема 3.5 Наследственность и изменчивость. | 7 | 22 | ||
Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология. | 2 | 6 | ||
Заключение | 1 | |||
Всего | 19 | 45 | ||
4 | Раздел 4. Вид | |||
Тема 4.1 История эволюционных идей. | 4 | 7 | ||
Тема 4.2 Современное эволюционное учение. | 8 | 13 | ||
Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле. | 3 | 6 | ||
Тема 4.4 Происхождение человека. | 4 | 7 | ||
Всего | 19 | 33 | ||
5 | Раздел 5. Экосистемы. | |||
Тема 5.1 Экологические факторы. | 3 | 6 | ||
Тема 5.2 Структура экосистем. | 4 | 9 | ||
Тема 5.3 Биосфера – глобальная экосистема. | 2 | 7 | ||
Тема 5.4 Биосфера и человек. | 2 | 12 | ||
Всего | 11 | 34 | ||
Заключение | 1 | 1 | ||
Итого: | 62+8 резерв | 70 | 68 | |
70 | 138 |
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока | Тема урока, виды деятельности обучающихся (практические, контрольные, экскурсии и т.д.) | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения |
Введение (1 час)
1 | Введение | 1 | с.4-5 |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
2 | Краткая история развития биологии. Система биологических наук. | 1 | П.1, с.8-14 | |
3 | Сущность и свойства живого. | 1 | П.2,с.15-21 | |
4 | Уровни организации и методы познания живой природы. | 1 | П.3, с.21-29 |
Раздел 2. Клетка (21 час)
Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)
5 | История изучения клетки. Клеточная теория. | 1 | П.4, с.32-36 |
Тема 2.2 Химический состав клетки (8 часов)
6 | Химический состав клетки. | 1 | П.5, с. 36-42 | |
7 | Неорганические вещества. | 1 | П.6, с. 42-48 | |
8 | Органические вещества. Липиды | 1 | П.7, с.48-53 | |
9 | Органические вещества. Углеводы. Белки. | 1 | П.8, с.54-62 | |
10 | Нуклеиновые кислоты. ДНК | 1 | П.9, с.63-66 | |
11 | Нуклеиновые кислоты. РНК | 1 | П.9, с.66-68 | |
12 | Решение задач. | 1 | Сборник задач | |
13 | Контрольная работа №1 «Химическая организация клетки». | 1 |
Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (8 часов)
14 | Эукариоческая клетка. Цитоплазма. Основные органоиды клетки. | 1 | П.10, с. 69-75 | |
15 | Основные органоиды клетки (продолжение). | 1 | П.10, с. 76-77 | |
16 | Составление таблицы: «Сравнение растительной, животной и грибной клеток». | 1 | П.10, с. 77-78 | |
17 | Лабораторная работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных». | 1 | повт. с.69-78 | |
18 | Клеточное ядро. Строение и функции. | 1 | П.11, с. 83-84 | |
19 | Хромосомы, их строение и функции. | 1 | П.11, с. 84-87 | |
20 | Прокариотическая клетка. | 1 | П.12, с. 87-91 | |
21 | Контрольная работа №2 «Клетка – структурная единица жизни». | 1 |
Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (2 часа)
22 | Реализация наследственной информации в клетке. | 1 | П.13, с. 94-96 | |
23 | Биосинтез белка. | 1 | П.13, с. 96-99 |
Тема 2.5 Вирусы (2 часа)
24 | Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение и свойства вирусов. | 1 | П.14,с. 100-102 | |
25 | Вирусы как возбудители болезней. | 1 | П.14,с.102-105 |
Раздел 3. Организм (45 часов)
Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)
26 | Многообразие организмов. | 1 | П.15, с.112-115 |
Тема 3.2 Обмен веществ и энергии (5 часов)
27 | Энергетический обмен. Обмен веществ и энергии. | 1 | П.16, с.116-118 | |
28 | Этапы энергетического обмена. | 1 | П.16, с.118-121 | |
29 | Пластический обмен. | 1 | П.17,с.121-122 | |
30 | Фотосинтез. | 1 | П.17,с. 122-125 | |
31 | Контрольная работа №3 «Обмен веществ и энергии». | 1 |
Тема 3.3 Размножение организмов (6 часов)
32 | Деление клетки. Митоз. | 1 | П.18, с.125-133 | |
33 | Размножение: бесполое и половое. | 1 | П.19, с.133-138 | |
34 | Образование половых клеток. | 1 | П.20, с.140-147 | |
35 | Мейоз. Решение задач. | 1 | П.20,Сборник задач | |
36 | Оплодотворение у животных. | 1 | П.21, с.147-149 | |
37 | Оплодотворение у растений. | 1 | П.21, с.140-152 |
Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)
38 | Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез. | 1 | П.22,с. 152-155 | |
39 | Постэмбриональное развитие. | 1 | П.22, с.155-157 | |
40 | Онтогенез человека. | 1 | П.23,с.160-166 | |
41 | Зачет №1 «Размножение и индивидуальное развитие» | 1 |
Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (22 часа)
42 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 1 | П.24, с.167-170 | |
43 | Моногибридное скрещивание. | 1 | П.25,с.170-172 | |
44 | Первый закон Менделя – закон доминирования. | 1 | П.25,с.170-172 | |
45 | Лабораторная работа №2 «Составление простейших схем скрещивания». | 1 | ||
46 | Решение задач по теме урока. | 1 | Сборник задач | |
47 | Второй закон Менделя – закон расщепления. | 1 | П.25,с.172-174 | |
48 | Решение задач по теме урока. | 1 | Сборник задач | |
49 | Закон чистоты гамет. | 1 | П.25, с.174-176 | |
50 | Лабораторная работа №3 «Решение элементарных генетических задач». | 1 | Сборник задач | |
51 | Дигибридное скрещивание. | 1 | П.26,с. 176-183 | |
52 | Решение задач по теме урока. | 1 | Сборник задач | |
53 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | П.27, с.184-187 | |
54 | Решение задач по теме урока. | 1 | Сборник задач | |
55 | Современные представления о гене и геноме. | 1 | П.28, с.188-191 | |
56 | Генетика пола. | 1 | П.29, с.197-203 | |
57 | Решение задач по теме урока. | 1 | Сборник задач. | |
58 | Изменчивость: наследственная и ненаследственная. Модификационная изменчивость. | 1 | П.30,с.203-205 | |
59 | Практическая работа №1 «Изучение изменчивости» | 1 | повт. с.203-205 | |
60 | Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. | 1 | П.30, с.205-208 | |
61 | Генетика и здоровье человека. | 1 | П.31, с.208-210 | |
62 | Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 1 | П.31, с.211-215 | |
63 | Контрольная работа №4 «Основы генетики» | 1 |
Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология (6 часов)
64 | Основы селекции: методы и достижения. | 1 | П.32, с.219-222 | |
65 | Основные методы селекции. | 1 | П.32,с.222-226 | |
66 | Биотехнология: достижения и перспективы развития. | 1 | П.33,с.228-230 | |
67 | Клонирование. | 1 | П.33, с.230-235 | |
68 | Контрольная работа №5 за курс 10 класса. | 1 | ||
69 | Заключительный урок. | 1 | ||
Всего часов: 70. |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ урока | Содержание раздела, темы. | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование урока | Домашнее задание | |||
Раздел 4. Вид. | 33 ч | план | факт | |||||
Тема 4.1 История эволюционных идей. | 7 ч | |||||||
1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея. | 1 | 01.09 – 03.09 | Рисунки учебника | П.1, с. 6-11 | |||
2 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. | 1 | 05.09 -10.09 | Рисунки учебника | П.2, с.13-17 | |||
3 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 | 05.09 – 10.09 | Рисунки учебника | П.3, с.17-21, подг. сообщения | |||
4 | Эволюционная теория Дарвина. | 1 | 12.09-17.09 | През. «Эволюционное учение Дарвина» | П.4, с.21-23 | |||
5 | Учение Дарвина об искусственном отборе. | 1 | 12.09-17.09 | През. «Учение Дарвина об искусственном отборе» | П.4, с.23-26 | |||
6 | Учение Дарвина о естественном отборе. | 1 | 19.09-24.09 | През. | П.4, с.26-28 | |||
7 | Значение теории Дарвина. Синтетическая теория эволюции. | 1 | 19.09-24.09 | Доп. материал | П.4, с.28-29 | |||
Тема 4.2 Современное эволюционное учение | 13 ч | |||||||
8 | Вид: критерии и структура. | 1 | 26.09-01.10 | Рисунки учебника | П.5, с.30-34 | |||
9 | Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по критериям». | 1 | 26.09-01.10 | Доп. материал | П.5, с.30-34 | |||
10 | Популяция – структурная единица вида. | 1 | 03.10-08.10 | Рисунки учебника | П.6, с.34-39 | |||
11 | Популяция как единица эволюции. Лаб. раб №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | 1 | 03.10-08.10 | Доп. материал | П.7, с.39-42 | |||
12 | Факторы эволюции. | 1 | 10.10-15.10 | Рисунки учебника | П.8, с.43-46 | |||
13 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. | 1 | 10.10-15.10 | Рисунки учебника | П.9, с.47-52 | |||
14 | Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. | 1 | 17.10-22.10 | Рисунки учебника | П.10, с.53-57 | |||
15 | Лаб.раб №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания». | 1 | 17.10-22.10 | Доп. материал | П.10, с.53-62 | |||
16 | Видообразование как результат эволюции. | 1 | 24.10-29.10 | През. «Географическое и экологическое видообразование», рисунки учебника | П.11, с.62-66 | |||
17 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | 1 | 24.10-29.10 | През., рисунки учебника | П.12, с.68-71 | |||
18 | Доказательства эволюции органического мира. Морфологические и палеонтологические доказательства эволюции. | 1 | 31.10-05.11 | Рисунки учебника | П.13, с.75-78 | |||
19 | Эмбриологические и биогеографические доказательства эволюции. | 1 | 31.10-05.11 | Рисунки учебника | П.13, с.78-82 | |||
20. | Обобщение темы «Современное эволюционное учение». | 1 | Тестовый материал | |||||
Тема 4.3 Происхождение жизни на земле | 6 ч | |||||||
21 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | 1 | Таблица, рисунки учебника | П.14, с.85-89 | ||||
22 | Современные представления о возникновении жизни. Теория Опарина-Холдейна. | 1 | Карточки, рисунки учебника | П.15, с.89-92 | ||||
23 | Формирование мембранных структур и первичных организмов. | 1 | Таблица, рисунки учебника | П.15, с.92-95 | ||||
24 | Развитие жизни на Земле. | 1 | Таблица, рисунки учебника | П.16, с.96-103 | ||||
25 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 1 | Доп. материал | П.16, конспект | ||||
26 | Обобщение и контроль знаний по теме «Происхождение жизни на Земле» | 1 | Тестовый материал | |||||
Тема 4.4 Происхождение человека | 7 ч | |||||||
27 | Гипотезы происхождения человека. | 1 | Рисунки учебника | П.17,с.106-109 | ||||
28 | Положение человека в системе животного мира. | 1 | Рисунки учебника | П.18,с.109-112 | ||||
29 | Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян. | 1 | Рисунки учебника | П.18,с.112-114 | ||||
30 | Эволюция человека. | 1 | Рисунки учебника, през. | П.19,с.115-121 | ||||
31 | Основные этапы эволюции человека. | 1 | Рисунки учебника | П.19,с.115-121 | ||||
32 | Расы человека. | 1 | Рисунки учебника | П.20,с.121-125, подг. К контр. раб. | ||||
33 | Обобщение и контроль знаний по теме «Происхождение человека». | 1 | Тестовый материал | |||||
Раздел 5. Экосистемы | 36 ч | |||||||
Тема 5.1 Экологические факторы | 6 ч | |||||||
34 | Организм и среда. Предмет и задачи экологии. | 1 | П.21,с.128-132 | |||||
35 | Абиотические факторы среды. | 1 | Рисунки учебника | П.22,с.133-137 | ||||
36 | Биотические факторы среды. Антибиоз. | 1 | Рисунки учебника | П.23,с.139-142 | ||||
37 | Биотические факторы среды. Симбиоз. | 1 | Рисунки учебника | П.23,с.142-144 | ||||
38 | Межвидовые отношения. | 1 | Таблица «Основные типы экологических взаимодействий» | П.23,с.145, повт. с.133-145 | ||||
39 | Обобщение темы «Экологические факторы». | 1 | Тестовый материал | |||||
Тема 5.2 Структура экосистем | 9 ч | |||||||
40 | Видовая и пространственная структура экосистем. | 1 | Рисунки учебника | П.24,с.146-147 | ||||
41 | Экологическая структура экосистемы. | 1 | Табл. «Пищевые связи в экосистеме», рисунки учебника | П.25,с.147-151 | ||||
42 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистеме. | 1 | Рисунки учебника | П.25,с.152-155 | ||||
43 | Лаб. раб №4 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме». | 1 | Доп. материал | П.25,с.152-155 | ||||
44 | Причины устойчивости и смены экосистем. | 1 | През. «Смены экосистем. Сукцессии». | П.26,с.156-159 | ||||
45 | Урок-практикум. Практическая работа №1 «Решение экологических задач» | 1 | Карточки и доп. материал | |||||
46 | Влияние человека на экосистемы. Агроценозы. | 1 | П.27,с.159-162, подг. сообщения | |||||
47 | Пути повышения продуктивности агроэкосистем. | 1 | Доп. материал | П.27,с.161-162 | ||||
48 | Контрольное тестирование по теме: «Структура экосистем». | 1 | Тестовый материал | |||||
Тема 5.3 Биосфера –глобальная экосистема | 7 ч | |||||||
49 | Биосфера – глобальная экосистема. Состав биосферы. | 1 | През. «Биосфера», рис. учебника | П.28,с.162-163 | ||||
50 | Границы и живое вещество биосферы. | 1 | Рисунки учебника | П.28,с.163-166 | ||||
51 | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | Рисунки учебника | П.29,с.166-168 | ||||
52 | Биологический круговорот веществ. | 1 | Рисунки учебника | П.29,с.168-170 | ||||
53 | Понятие о ноосфере. | 1 | П.29,с.170 | |||||
54 | Тестовый контроль знаний по теме «Биосфера –глобальная экосистема». | 1 | Тестовый материал | |||||
55 | Семинар по теме «Биосфера –глобальная экосистема». | 1 | През. | |||||
Тема 5.4 Биосфера и человек | 12 ч | |||||||
56 | Биосфера и человек. Ранние этапы развития человечества. | 1 | Рисунки учебника | П.30,с.172-173 | ||||
57 | Современная эпоха развития человечества. | 1 | Рисунки учебника | П.30,с.173-179 | ||||
58 | Основные экологические проблемы современности. Загрязнение атмосферы. | 1 | Рисунки учебника, доп. материал | П.31,с.180-182 | ||||
59 | Основные экологические проблемы современности. Загрязнение и перерасход природных вод. | 1 | Рисунки учебника, доп. материал | П.31,с.182-184 | ||||
60 | Загрязнение и истощение почвы. | 1 | Рисунки учебника | П.31,с.184-186 | ||||
61 | Пути решения экологических проблем. | 1 | Рисунки учебника | П.32,с.186-188 | ||||
62 | Развитие промышленности, энергетики и сельского хозяйства. | 1 | Рисунки учебника | П.32,с.188-190 | ||||
63 | Сохранение природных экосистем. | 1 | Рисунки учебника, през. «Охрана природы» | П.32,с.191-193 | ||||
64 | Экологические проблемы РСО - Алании и пути их решения. | 1 | През., доп. материал | |||||
65 | Последствия деятельности человека для окружающей среды. Практическая работа №2 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде». | 1 | Доп. материал | |||||
66 | Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов РСО - Алании. | 1 | Доп. материал | |||||
67 | Тестовый контроль знаний по теме «Биосфера и человек». | 1 | Тестовый материал | |||||
Заключение | 1ч | |||||||
68 | Итоговое тестирование за пройденный курс. | Тестовый материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...