рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа курса биологии "живая природа" 6 класс. Автор Т.С. Сухова, Т.А.Дмитриева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа биология 6 класс живая природа ФГОС | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Минская, дом 29, тел. (8453) 95-06-50,engschool32@mail.ru
Согласована Заместитель директора по УВР ___________ /_________________/ | Утверждена Директор школы ____________ /С.А. Рогачева/ Приказ от _____________ №______ |
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 6 класс (ФГОС ООО)
(базовый уровень)
Автор-составитель рабочей программы:
Савченко Светлана Юрьевна, учитель биологии высшей категории
г. Энгельс, 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа: программа по биологии для общеобразовательных школ, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304. Учебник: Биология: 6 класс Живая природа: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, Т.А. Дмитриева – М.: Вентана-Граф, 2015. – 253 с.
Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2016-2017 учебный год - 1 часов в неделю (34 часа в год).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
№ | Разделы и темы | Содержание | Количество часов | |||
Всего | Лабораторные и практические работы | Письменные формы контроля | Уроки защиты проектов | |||
1 | Введение | Система и эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Методы биологической науки. | 1 | |||
2 | Древние обитатели Земли – бактерии. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Роль бактерий в природе и жизни человека. Отличительные признаки живых организмов. Клеточное строение организмов. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Методы биологической науки. | 3 | -/2 | ||
3 | Грибы и лишайники – кто они? | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. | 3 | 2/- | ||
4 | Растительный мир Земли. | Эволюция растений и животных. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений в процессе эволюции. Эволюция растений и животных. Многообразие организмов, их классификация. Многообразие растительного мира. Водоросли — одноклеточные и многоклеточные, их строение и жизнедеятельность. Многообразие растительного мира. Водоросли. Размножение водорослей. Многообразие растительного мира. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Многообразие растительного мира. Папоротники, строение, жизнедеятельность. Многообразие растительного мира. Семенные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, их использование человеком. Многообразие растительного мира. Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие. | 7 | 1/2 | 1 | |
5 | Системная организация растительного организма. | Клеточное строение организмов. Строение клетки. Методы изучения клетки. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. | 3 | 3/- | ||
6 | Покрытосеменные – господствующая группа растений современной планеты. | Эволюция растений и животных. Многообразие растительного мира. Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Система и эволюция органического мира. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Размножение, рост и развитие организмов. Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Методы биологической науки. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. Растения. Процессы жизнедеятельности. Роль транспорта веществ в жизнедеятельности организма. Многообразие растений. Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Размножение, рост и развитие организмов. | 11 | 3/1 | 1 | |
7 | Классификация отдела покрытосеменные. | Многообразие организмов растений, принципы их классификации. Система и эволюция органического мира. Усложнение растений в процессе эволюции. | 4 | 1/- | ||
8 | Растения, живущие рядом с нами. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана редких и исчезающих видов растений. | 2 | 1 | 1 | |
Всего | 34 |
При учебном плане 35 ч в год отдельные уроки на обобщение не планируются. Необходимый для обобщения и контроля знаний материал приводится в учебнике в рубрике «Подведём итоги» и может быть использован по усмотрению учителя в классе или как домашнее задание.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Учебные действия | Дата | Коррек-тиров-ка | ||
1.Введение | |||||||
1 | Система и эволюция органического мира. | 1 | Использовать знания, полученные при изучении вводного курса в 5 классе: называть царства живой природы; объяснять содержание понятий «эволюция», «фотосинтез»; называть свойства всего живого. | ||||
| |||||||
2 | Приспособились ли бактерии Практическая работа № 1 | 1 | Находить информацию, пользуясь словарём терминов. | ||||
3 | Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом? | 1 | Выделять в тексте необходимые для | ||||
4 | Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий? Практическая работа № 2 | 1 | Использовать теоретические знания в повседневной жизни:
ознакомиться с приемами оказания первой помощи при травмах. | ||||
3. Грибы и лишайники — кто они? | |||||||
5 | Что такое гриб. Лабораторная работа № 1 | 1 | Выделять в тексте базовые понятия «эукариоты», «гетеротрофы», «сапротрофы», «паразиты», способствующие формированию системного мышления. | ||||
6 | Почему о грибах полезно знать всем. Лабораторная работа № 2 | 1 | Используя ранее полученные знания, составлять схему пищевой цепи с участием грибов для формирования системного мышления. | ||||
7 | Лишайники — кто они? | 1 | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников. | ||||
4. Растительный мир Земли. | |||||||
8 | Растительный мир в истории нашей планеты. Практическая работа № 3 | 1 | Объяснять разницу между понятиями «сорт» и «вид». | ||||
9 | Водоросли — низшие растения. | 1 | Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, в устную речь. | ||||
10 | Размножение водорослей. | 1 | Использовать знания, полученные во вводном курсе, для определения понятий «бесполое размножение» и «половое размножение». | ||||
11 | Мхи — высшие споровые растения. | 1 | Объяснять общебиологические понятия, значимые для всего курса биологии, на примере мхов:
| ||||
12 | Папоротники, хвощи, плауны — высшие споровые растения. Лабораторная работа № 3 | 1 | Обосновывать принадлежность хвощей, плаунов, папоротников к высшим споровым растениям. | ||||
13 | Голосеменные — высшие семенные Практическая работа № 4 | 1 | Выделять признаки голосеменных, доказывающие усложнение растений в процессе эволюции. | ||||
14 | Покрытосеменные — высшие семенные растения. Контроль знаний по теме. | 1 | Приводить примеры цветковых растений различных природных зон. Называть особенности покрытосеменных, доказывающие усложнение растений в процессе эволюции. | ||||
5. Системная организация растительного организма. | |||||||
15 | Строение растительной клетки. Лабораторная работа № 4 | 1 | Выделять существенные признаки растительной клетки, используя в качестве опорных знания, полученные при изучении вводного курса. | ||||
16 | Что такое ткань. | 1 | Высказывать и обосновывать свои предположения о преимуществе многоклеточного организма перед одноклеточным. | ||||
17 | Ткани растительного организма. Лабораторная работа № 6 | 1 | Использовать ранее полученные знания о функции хлоропластов для объяснения функции фотосинтезирующей ткани. | ||||
6. Покрытосеменные — господствующая группа растений современной планеты. | |||||||
18 | Эволюционные «достижения» | 1 | Называть главные эволюционные «достижения» цветковых растений. | ||||
19 | Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений. | 1 | Работать с рисунками учебника как источниками информации. | ||||
20 | Корень — вегетативный орган растения. | 1 | Приводить доказательства того, что любая корневая система — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. | ||||
21 | Клеточное строение корня. | 1 | Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток корня и их функциями. | ||||
22 | Побег — сложный орган высшего растения. | 1 | Выявлять существенные признаки биологических процессов: роста, развития. | ||||
23 | Клеточное строение стебля. | 1 | Называть функции стебля. | ||||
24 | Лист — часть побега. | 1 | Различать на живых растениях и гербарном материале простые и сложные листья, типы их жилкования и расположения на стебле. | ||||
25 | Клеточное строение листа. Лабораторная работа № 7 | 1 | Использовать ранее приобретённые знания для объяснения функций хлоропластов и хлорофилла. | ||||
26 | Процессы жизнедеятельности единого организма. Практическая работа № 5 | 1 | Доказывать, что растительный организм — единое целое; сравнивать процесс клеточного дыхания с газообменом. | ||||
27 | Внешнее строение и состав семян. Лабораторная работа № 8 | 1 | Объяснять роль семян, несущих зародыш нового растения, в размножении и расселении растений, используя знания, полученные при изучении вводного курса. | ||||
28 | Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений. Лабораторная работа №9 «Внутреннее строение семян». | 1 | Называть вегетативные органы зародыша семени, находить их на рисунках и натуральных объектах. | ||||
7. Классификация отдела Покрытосеменные. | |||||||
29 | Близкие и дальние «родственники» в отделе Цветковые растения. | 1 | Использовать знания о классификации живых организмов, полученные в курсе 5 класса. | ||||
30 | Признаки классов Однодольные Лабораторная работа № 10 | 1 | Определять принадлежность растения к определённой группе (классу покрытосеменных). | ||||
31 | Разнообразие двудольных растений. | 1 | Приводить примеры бобовых растений своей местности. | ||||
32 | Разнообразие однодольных растений. Контроль знаний по теме. | 1 | Использовать ранее приобретённые знания о вегетативном размножении растений, строении видоизменённых подземных побегов, о запасающей ткани и вставочном росте у злаков. | ||||
8. Растения, живущие рядом с нами. | |||||||
33 | Природные сообщества Повторение и обобщение знаний курса биологии. * Экскурсия | 1 | Использовать знания из вводного курса о приспособленности живых организмов к перенесению неблагоприятных условий. | ||||
34 | Влияние деятельности человека | 1 | Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в живой природе. | ||||
Всего | 34 |
*Экскурсия может быть проведена на усмотрение учителя во время урока, либо как домашняя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...