Рабочая программа по биологии 9 класс. Пономарева И.Н.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «ОСОШ №1»
Г. М..Меньшакова.____________ С.И.Жаворонков______________
«_____»_______________2016г. «_____»______________2016г.
Рабочая программа
по биологии
9 класс
2016 – 2017 учебный год
Учитель: Кононова Екатерина Васильевна
п. Октябрьский , 2016 г.
Пояснительная записка
Программа составлена
- на основе сборника программ «Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
- в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова « Биология» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2011г./
- Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по биологии и Примерной программы основного общего образования по биологии (Дрофа, 2009г)
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии..принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать со справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Объём учебной нагрузки ( по учебному плану) :
2 часа в неделю
68 часов в год
Учебник : БИОЛОГИЯ 9 класс
Авторы:И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова
М.Вентана-граф,2011 год
№ 836 в федеральном перечне учебников ( на 2014-2015 уч.год)
Задачи :Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков .
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст , точно излагать свои мысли при письме через систему заданий,
выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания:
продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Тематический план
№ | Тема раздела | Кол-во часов | лабораторные работы | |
1 | Введение в основы общей биологии | 3 | ||
2 | Основы учения о клетке | 11 | 1 | |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | ||
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 | 2 | |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | ||
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | ||
7 | Учение об эволюции | 11 | 1 | |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 | ||
9 | Основы экологии | 10 | ||
10 | Заключение | 1 | ||
Итого | 68 | 4 |
Темы и содержание лабораторных работ:
№1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»;
№2 «Решение генетических задач»;
№3 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях»;
№4 «Приспособленность организмов к среде обитания»;
Контрольные работы:
1. Строение и функции клетки
2. Основы генетики
3. Эволюция органического мира
4. Происхождение человека.
Региональный компонент изучается на уроках по теме :
«Учение о наследственности и изменчивости»
Мутации. Важнейшие мутагены Архангельской области, их источники . Урок № 29
«Основы селекции растений и животных»
Районированные сорта растений Архангельской области Урок № 32
Районированные породы животных. Урок № 34
«Основы экологии» Урок № 64-68
Экосистемы Архангельской области
Типы взаимодействий разных видов в экосистемах Европейского Севера
Экологические сукцессии.
Влияние деятельности человека на экосистемы Архангельской области
Охрана природы в Архангельской области.
Тематическое планирование
№ урока п/п | дата | Тема урока | Тип учебного занятия | Методы | Планируемые результаты | Оборудование | Домашнее задание | ||
ТЕМА 1. Ведение в основы общей биологии, 3 часа | |||||||||
1. | Биология – наука о живом мире | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | познакомить с историей накопления биологических знаний человечеством; дать определение биологии как системы биологических наук; расширить знания учащихся о частных биологических науках | таблицы по общей биологии; объекты живой природы из различных систематических групп | §1 | |||
2. | Общие свойства живых организмов | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | систематизировать знания учащихся о живых организмах; выделить основные свойства живого и охарактеризовать их; показать биологическое разнообразие форм жизни на Земле как важнейшее свойство и ценность живой природы | таблицы по ботанике, зоологии и общей биологии; комнатные растения; | §2 | |||
3. | Многообразие форм живых организмов | комбинированный | частично - поисковые | расширить представления учащихся о разнообразие форм живых организмов на Земле, о биосфере; рассмотреть общие особенности обитателей четырех сред жизни | таблицы «Почва и ее обитатели», «Растительный и животный мир суши», «Морские растения и животные» | §3 | |||
ТЕМА 2. Основы учения о клетке, 10 часов | |||||||||
4 | Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. | урок изучения нового материала; лабораторное занятие | словесно - наглядные; репродуктивные; практические | кратко охарактеризовать основные этапы в процессе становления учения о клетке; рассмотреть основные положения клеточной теории в ее современном варианте; | табл. «Общая схема строения растительных и животных клеток» | §4, | |||
5 | Химический состав клетки | комбинированный | словесно - наглядные; | познакомить учащихся с химическим составом клеток; охарактеризовать неорганические и органические веществ | табл. «Строение клетки» | §5, | |||
6 | Белки и нуклеиновые кислоты | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | раскрыть специфические особенности строения органических веществ в клетке – белков и нуклеиновых кислот; показать особенности строения молекул белков и их функции в клетке, особую роль нуклеиновых кислот | табл. по общей биологии «Строение молекулы белка», «Строение ДНК и РНК» | §6, заполнение таблицы | |||
7 | Строение клетки. Л/р №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» | лабораторное занятие | практические; словесно - наглядные | расширить представления об основных принципах структурно-функциональной организации клетки эукариот; охарактеризовать мембрану, ядро и цитоплазму | табл. «Строение растительной и животной клеток»; микроскопы и микропрепараты | §7, | |||
8 | Органоиды клетки и их функции | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | сформировать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мемранного принципа; углубить знания о строении и функциях основных органоидов клетки; объяснить особенности мембранных и немемранных органоидов клетки | табл. «Строение растительной и животной клеток» | §8, заполнить таблицу | |||
10. | Обмен веществ и энергии в клетке | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | систематизировать знания учеников об обмене веществ как основе существования живых организмов; сформировать знания о сущности метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии в клетке | табл. «Стадии энергетического обмена» | §9, | |||
11. | Биосинтез белков в живой клетке | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | сформировать знания об основном процессе метаболизма – биосинтеза белка; охарактеризовать два этапа биосинтеза белка – транскрипцию и трансляцию | табл. «Биосинтез белка» | §10, | |||
12. | Биосинтез углеводов – фотосинтез | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; | сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать две фазы фотосинтеза; | табл. «Фотосинтез» | §11, | |||
13. | Обеспечение клетки энергией | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить и расширить знания учеников об обмене веществ и превращении энергии; сформировать у них понятие о клеточном дыхании как процессе биологического окисления; показать локализацию этапов энергетического обмена | табл. «Энергетический обмен» | §12 | |||
14. | Обобщающий урок «Подведем итоги» | урок проверки и оценки знании К.Р.№1 | проверка и оценка знаний | систематизировать и обобщить знания о строении и функциях основных частей и органоидов клетки, об особенностях строения растительных и животных клеток, об обмене веществ как основе жизнедеятельности клетки | средства обучения к урокам 4 -12 | ||||
ТЕМА 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез), 5 часов | |||||||||
15. | Размножение организмов | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | сформировать знания о размножении как основном свойстве всех организмов; систематизировать знания о типах размножения организмов | табл., иллюстрирующие половое и бесполое размножение организмов | ||||
16. | Деление клетки. Митоз. | Изучение нового материала | практические; словесно - наглядные | раскрыть основное биологическое значение размножения клеток как поддержание постоянства клеточного состава организма; охарактеризовать все фазы митоза | табл. «Митотический цикл»; микроскопы и микропрепрепараты | §14, таблица | |||
17. | Образование половых клеток. Мейоз | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; | углубить знания о половом размножении на основе изучения мейоза; охарактеризовать первое и второе деления мейоза | табл. «Мейоз», «Схема кроссинговера» | §15 | |||
18. | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; охарактеризовать этапы онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов | табл. «Периоды зародышевого развития» | §16, | |||
19. | Обобщающий урок «Основы учения по клетке» | урок проверки и оценки знаний | проверка и оценка знаний | систематизировать и обобщить знания о сущности размножения и его биологической роли; о цитологических основах бесполого и полового размножения | средства обучения к урокам 14 - 17 | подготовить сообщения | |||
ТЕМА 4. Основы учения о наследственности и изменчивости, 11 часов | |||||||||
20. | Наука генетика. Из истории развития генетики | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | познакомить с историей развития науки о наследственности и изменчивости организмов; | портреты ученых-генетиков | §17, | |||
21. | Основные понятия генетики | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные | раскрыть содержание основных понятий генетики; охарактеризовать теоретическое и прикладное значение генетики | табл. «Строение и функционирование гена» | §18, подготовить сообщения | |||
22. | Генетические опыты Г.Менделя | комбинированный | словесно - наглядные; | раскрыть сущность гибридологического метода изучения наследования признаков; | табл. «Моногибридное скрещивание» | §19, | |||
23. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Л/р №2 «Решение генетических задач» | лабораторное занятие | практические; словесно - наглядные | формировать понятие о дигибридном скрещивании; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку | табл. | §20, | |||
24. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | формировать основные понятия хромосомной теории: о кариотипе, сцеплении генов, группе сцепления генов; раскрыть закономерности сцепленного наследования генов | табл. «Морфология хромосом», «Схема кроссинговера» | §21, | |||
25. | Взаимодействие аллельных и их множественное действие | комбинированный | словесно - наглядные; частично - поисковые | формировать диалектическое представление о генотипе как целостной сбалансированной системе взаимодействующих генов; | табл. «Взаимодействие аллельных генов» | §22, | |||
26. | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | познакомить учащихся с основными способами определения пола у многоклеточных организмов; показать роль хромосом половых клеток в генетическом механизме определения пола | табл. «Кариотипы человека и животных», «Закономерности наследования, сцепленного с полом» | §23, | |||
27. | Наследственная (генотипическая) изменчивость Л/р №3 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условий» | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить знания об изменчивости как фундаментальном свойстве организмов; раскрыть сущность наследственной мутационной изменчивости | табл. «Мутации» | §25, | |||
28. | Другие типы изменчивости. | лабораторное занятие | практические; словесно - наглядные | расширить знания об изменчивости организмов; сформировать знания о модификационной изменчивости и причинах ее проявления | табл. «Виды изменчивости», «Закономерности фенотипической изменчивости» | §26, | |||
29. | Наследственные болезни человека | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | расширить знания учащихся об использовании достижений генетики в медицине; объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, которые определяются генами, расположенными в половых хромосомах | §24, подготовить сообщения | ||||
30 | . | Обобщающий урок «Подведем итоги» | урок проверки к.р. №2 | проверка и оценка знаний | проконтролировать знания по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | средства обучения к урокам 19-28 | подготовить сообщения | ||
ТЕМА 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов, 5 часов | |||||||||
31. | Генетические основы селекции организмов | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | расширить знания о селекции организмов как науке; познакомить с историей селекции; сформировать знания о главных методах селекции организмов | табл. «Методы селекции», «Породы животных» | §27, подготовить сообщения | |||
32. | Особенности селекции растений | комбинированный | словесно - наглядные; частично - поисковые | углубить знания о селекции растений; сформировать знания об основных методах селекции растений | гербарий культурных растений; | §28, | |||
33. | Центры многообразия происхождения культурных растений | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить знания о культурных растениях и их происхождении; познакомить с работами Н.И.Вавилова; раскрыть значение учения о центрах происхождения и многообразия культурных растений для развития селекции | географическая карта мира; табл. «Центры происхождения культурных растений» | §29, | |||
34. | Особенности селекции животных | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить знания о домашних животных и их происхождении; показать роль современных методов в селекционной работе по созданию новых пород животных | табл. «домашние животные»; фотографии элитных животных | §30, подготовить сообщения | |||
35. | Основные направления селекции микроорганизмов | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | расширить знания об использовании микроорганизмов человеком; сформировать знания об особенностях селекции микроорганизмов | табл. «Многообразие микроорганизмов» | §31, | |||
ТЕМА 6. Происхождение жизни и развитие органического мира, 5 часов | |||||||||
36. | Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | показать развитие идей о происхождении жизни на нашей планете; ознакомить с разными взглядами на происхождение жизни | табл. по общей биологии | §32, | |||
37. | Современные гипотезы возникновения жизни на Земле | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | начать формирование системы знаний о возникновении жизни естественным путем; формировать знания о путях преобразования химических элементов в условиях первобытной Земли | табл. «Схемы возникновения протобиополимеров» | §33, подготовить сообщения | |||
38. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | формировать представления о начальных этапах биологической эволюции; проанализировать значение появления хлорофиллов, эукариот и фотосинтеза для дальнейшего развития жизни на Земле | табл. «Цианобактерии», «Фотосинтез» | §34, | |||
39. | Этапы развития жизни на Земле | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | познакомить с общим ходом развития жизни на Земле; формировать представления о разделении истории Земли и развития жизни на ней на эры и периоды | табл. «История развития жизни на Земле»; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных» | §35, | |||
40. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни | комбинированный | частично - поисковые | выделить основные стадии в эволюции возникновения приспособлений организмов к наземному образу жизни | §35, | ||||
ТЕМА 7. Учение об эволюции, 11 часов | |||||||||
41. | Идеи развития органического мира в биологии | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | познакомить с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в античные времена и в Средние века; познакомить с системой органического мира К.Линнея и показать ее значение; | портреты ученых | §36, | |||
42. | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | познакомить с основными положениями эволюционной теории Ч.Дарвина; сформировать знания о движущих силах эволюции | табл. «Естественный отбор» | §37 | |||
43. | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивны | систематизировать знания о движущих силах эволюции; углубить знания об эволюционном значении наследственности | табл. «Естественный отбор», «Искусственный отбор», | §37, подготовить сообщения | |||
44. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить и расширить знания о многообразии и относительной приспособленности организмов к среде обитания; | табл. «Приспособленность и ее относительный характер»; комнатные растения, коллекции насекомых | §37, подготовить сообщения | |||
45. | Современные представления об эволюции органического мира | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; | познакомит с современными представлениями об эволюции органического мира; углубить знания о популяции как структурной единицы вида и элементарной единицы эволюции | табл. иллюстрирующие популяцию и вид; гербарий растений | §38, | |||
46. | Вид, его структура и особенности | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить и расширить знания как основной структурной единице в системе организмов и качественном этапе эволюции жизни; сформировать знания о структуре и критериях вида | табл. «Критерии вида» | §39, заполнить таблицу | |||
47. | Процесс образования новых видов – Видообразование | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | формировать понятие о видообразовании как результате микроэволюции; раскрыть причины образования новых видов; охарактеризовать два пути видообразования - аллотропический и симпатрический | табл. «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование» | §40, | |||
48. | Макроэволюция – результат микроэволюций | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные | уточнить понятие «микроэвоюция»; раскрыть сущность понятия «макроэволюции» как надвидового эволюционного процесса | табл. «Современная система органического мира» | §41, | |||
49. | Основные направления эволюции | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | охарактеризовать три основных направления эволюции, позволяющие организмам достичь биологического прогресса; | табл. «Современная система органического мира» | §42, | |||
50 | Основные закономерности эволюции. Л/р №4 «Приспособленность организмов к среде обитания» | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | закрепит знания о макроэволюции как надвидовой эволюции; формировать понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе»; | табл. «Современная система органического мира» | §43, подготовить сообщения | |||
51. | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов | К.Р.№3 | систематизировать знания о влиянии человеческой деятельности на микроэволюционные процессы в популяциях; раскрыть проблему вымирания и сохранения редких видов | табл. «Биологический круговорот в биосфере» | |||||
ТЕМА 8. Происхождение человека, 6 часов | |||||||||
52. | Место и особенности человека в системе органического мира | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | формировать знания о происхождении человека от животных; описать систематическое положение человека; отметить коренные различия между человекообразными обезьянами и человеком | табл. «Систематическое положение человека», «Скелеты человека и человекообразных обезьян» | §44, | |||
53. | Доказательства эволюционного происхождения человека | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | познакомить с историей становления научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека; показать вклад Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина в разработку проблемы происхождения человека | табл. «Доказательства родства человека с человекообразными обезьянами» | §45, | |||
54. | Этапы эволюции вида Человек разумный | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить знания об эволюции органического мира; познакомить со стадиями эволюции человека; | табл. «Стадии эволюции человека» | §46, | |||
55. | Биосоциальная сущность вида Человек разумный | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить знания об этапах антропогенеза; расширить знания об особенностях внешнего строения о образа жизни кроманьонцев; раскрыть биосоциальную сущность человека | табл. «Стадии эволюции человека», «Ископаемые люди» | §47, | |||
56. | Человеческие расы, их родство и происхождение | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить знания о роли труда в происхождении и развитии современного человека; сформировать знания об особенностях рас человека; раскрыть единство происхождения всех рас человека | табл. «Человеческие расы»; изображения и фотографии людей разных рас | §48, подготовить сообщения | |||
57. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | Комбинированный К. тест №4 | словесно - наглядные; частично - поисковые | проследить историю взаимоотношений человека и биосферы; проанализировать последствия сельскохозяйственной и промышленной революции | табл. «Биосфера» | §49, | |||
ТЕМА 9. Основы экологии, 11 часов | |||||||||
58. | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | формировать представление об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов и их разнообразии; сформировать знания о среде жизни на Земле | табл. «Среды жизни на Земле», рис. 74 учебника; табл. с типичными обитателями воды, суши, почвы и организма | §50, | |||
59. | Закономерности действия факторов среды на организмы | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | познакомить с существованием общих законов действия факторов среды на организмы; раскрыть сущность закона оптимума; охарактеризовать закон ограничивающего фактора | табл. «Закон оптимума», «Обращение Земли вокруг Солнца» | §51, | |||
60. | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | систематизировать знания о приспособленности организмов к факторам среды; формировать понятия «жизненная форма» и «экологическая группа» | табл. «Жизненные формы растений»; изображения растений и животных - представителей разных экологических групп | §52, | |||
61. | Биотические связи в природе. | лабораторное занятие | практические; словесно - наглядные | сформировать знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе; охарактеризовать типы биотических связей между организмами; | табл. «Пищевые цепи и сети питания», «Экологические пирамиды» | §53, | |||
62. | Популяции как форма существования видов в природе | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | формировать понятие о популяциях как особых надорганизменных системах; рассмотреть основные качественные, количественные характеристики популяций | табл. «Биологический вид и его структура» | §54, | |||
63. | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | рассмотреть основные динамические характеристики популяций; охарактеризовать процесс роста популяций и механизмы его регуляции» | табл. «Биологический вид и его структура» | §55, | |||
64. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить знания о таких природных надорганизменных системах, как биоценозы; раскрыть роль конкурентных межвидовых отношений в определении видового состава биоценозов | табл. «Биоценоз», «Лес», «Луг» и др. | §56, | |||
65. | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. | частично - поисковые | сформировать понятие о биогеоценозе и экосистеме как о закономерном образовании, состоящем из биоценоза и соответствующего биотопа; сформировать понятие о продуцентах, консументах, редуцентах и их роли в экосистемах | табл. «Биоценозы дубравы», «Биосфера», портрет В.И.Вернадского | §57, | ||||
66. | Развитие и смена биогеоценозов. | частично - поисковые | сформировать знания об экосистемах как саморегулирующихся и саморазвивающихся биосистемах; формировать понятие об экологической сукцессии, ее причинах и значении | табл. «Зарастание водоема», гербарии растений | §58, | ||||
67. | Основные законы устойчивости живой природы | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | углубить знания о механизмах устойчивости биосистем разного масштаба; рассмотреть принцип цикличности | табл. «Биоценозы дубравы», «Биологический круговорот веществ в природе» | §59 | |||
68. | Рациональное использование природы и ее охрана | комбинированный | словесно - наглядные; частично - поисковые | систематизировать знания об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях; | табл. «Круговорот воды в природе», «Круговорот углерода в природе» | ||||
Ожидаемые результаты:
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны
Знать и понимать:
- уровни организации жизни
- свойства живых систем
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости.
- основные теории биологии- клеточную.хъромосомную теорию наследственности, эволюционную.
- сущность законов- зародышевого сходства. Генетики, закономерностей изменчивости.
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства. В ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Уметь:
- объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, эволюцию видов
- объяснять причины устойчивости и смены экосистем
- выявлять приспособления организмов к среде обитания
- сравнивать биологические объекты, процессы и явления, делать выводы на основе сравнения
- решать генетические задачи.
- работать с различными источниками информации.
- объяснять роль биологии в практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой
Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая прогамма 6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...
Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...