Рабочая программа по биологии СОО, 11 класс, база (2 час)
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Рабочая программа базового уровня (2 часа) к УМК В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_soo_11_klass_baza_2_ch.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от «26» августа 2016г.: ________________ подпись руководителя МО | Согласовано с зам. директора по УВР ____________ Мерзлякова О.А. «29» августа 2016 г. | Утверждаю: Директор школы _____________ М.С. Алиев Приказ № 72-а от «31» августа 2016г. |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
ступень среднего общего образования
предмет – биология
Класс: 11 «В»
Кол-во часов в неделю: 2
Кол-во часов в году: 68
УМК: Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология.
Общая биология. Базовый уровень: 11 класс
издательство Москва «Дрофа»,
год издания 2016. Составил: учитель Кравцова Т.А.
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа базового курса «Биология» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии 2005 года и
программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.)
Одной из важнейших задач этапа среднего (полного) общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить: 1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно - научной картины мира; 2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; 3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способом общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: 1) социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;2) приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить: 1) ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки; 2) развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания; 3) овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований; 4) формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку. Особенность целеполагания на базовом уровне заключается в том, что цели ориентированы на формирование у учащихся общей культуры, научного мировоззрения, использование освоенных знаний и умений в повседневной жизни. Таким образом, базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в современном мире, помочь в реальной жизни. В связи с этим на базовом уровне особое внимание уделено содержанию, реализующему гуманизацию биологического образования.
Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественно - научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование; влияние человека на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила поведения в природной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний в рабочей программе предусмотрено выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после соответствующего инструктажа и ознакомления учащихся с правилами техники безопасности. Проектная деятельность и участие в дискуссиях, организация выставок и совместная исследовательская работа способствуют формированию коммуникативных навыков.
Программа курса биологии для 11 класса рассчитана на 68 учебных часов. Согласно уставу МКОУ «Таловская СОШ» и Учебному плану образовательного учреждения на изучение биологии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 учебных часов в год. Возможность преподавать предмет 2 ч в неделю позволяет уделить больше внимания сложным темам, подготовить контрольно-обобщающие уроки, провести большее число лабораторных и практических работ.
Учебно-методический комплект
- Учебник: Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс – М.: Дрофа, 2016.
- Биология. Поурочные планы, 11 класс. Составитель Т.В. Затрудняя. Волгоград,
Учебно-тематический план
по предмету биология на 68 часов в год
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Вид | 38 |
2 | Экосистема | 24 |
3 | Резерв | 6 |
Итого | 68 |
Содержание программы
ВИД (38 часов)
Тема 1.1 Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К.Линнея (2 ч) Эволюция и эволюционное учение. История эволюционных идей. Креационизм и трансформизм. Систематика как наука. Значение работ К. Линнея по систематике растений и животных. Бинарная номенклатура. Демонстрация. Портреты и биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей.
Тема 1.2 Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка (2 ч). Учение о градации живых организмов и понятие «лестница существ». Теория катастроф Кювье. Законы Ламарка (упражнение и неупражнение органов и наследование благоприобретенных признаков). Представления Ламарка об изменчивости. Значение теории Ламарка. Демонстрация. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка
Тема 1.3 Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина (2 ч). Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных и социально-экономических наук (космогоническая теория Канта-Лапласа, достижения в области химии, закон единства организма и среды Рулье — Сеченова, принцип корреляции Кювье, работы К. Бэра, работы Ч. Лайеля, работы А. Смита и Т. Мальтуса).
Тема 1.4 Эволюционная теория Ч.Дарвина(2 ч). Экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Дарвина об изменчивости. Учение Дарвина об искусственном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Виды борьбы за существование. Предпосылки борьбы за существование и естественного отбора. Значение теории Дарвина. Понятие о синтетической теории эволюции. Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.5 Вид: критерии и структура (2 ч). Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Критерии вида: морфологический, физиологический, биохимический, генетический, экологический, географический. Демонстрация. Гербарии и другие коллекционные материалы, иллюстрирующие морфологический критерий вида. Лабораторные и практические работы. Изучение изменчивости и критериев вида, описание видов по морфологическому критерию.
Тема 1.6 Популяция как структурная единица вида(2 ч). Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Демографические показатели и структура популяции.
Тема 1.7 Популяция как единица эволюции (1 ч). Популяция — элементарная эволюционная единица. Элементарный эволюционный материал и элементарное эволюционное явление.
Тема 1.8 Факторы эволюции (2 ч) Элементарные эволюционные факторы (мутационный процесс, изоляция, популяционные волны, дрейф генов, естественный отбор). Формы естественного отбора (стабилизирующий, движущий, дизруптивный). Виды изменчивости. Резерв изменчивости. Демонстрация. Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость.
Лабораторные и практические работы. Изучение изменчивости у особей одного вида.
Тема 1.9 Естественный отбор – главная движущая сила эволюции (1 ч). Формы естественного отбора (стабилизирующий, движущий, дизруптивный).
Тема 1.10 Адаптация организма к условиям обитания как результат действия естественного отбора (2 ч). Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Поведенческие адаптации. Биохимические адаптации. Физиологические адаптации. Относительная целесообразность адаптаций. Демонстрация. Иллюстрации и живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие морфологические адаптации.
Тема 1.11 Видообразование как результат эволюции (2 ч). Пути (способы) и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Географическая и экологическая изоляция. Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования; живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Тема 1.12 Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы (1 ч). Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Биологическое разнообразие.
Тема 1.13 Доказательства эволюции органического мира (2 ч). Цитологические и молекулярно-биологические (молекулярно-генетические), сравнительно-анатомические (сравнительно-морфологические), палеонтологические, эмбриологические и биогеографические доказательства эволюции. Демонстрация. Иллюстрации, демонстрирующие сходство ранних этапов эмбрионального развития позвоночных, муляжи и другие наглядные материалы, иллюстрирующие аналогичные и гомологичные органы, рудименты и атавизмы.
Тема 1.14 Развитие представлений о происхождении жизни на Земле (2 ч). Концепции абиогенеза и биогенеза. Опыты Ф. Реди, Л. Спаланцани и М. М. Тереховского, опыт Л. Пастера. Гипотезы стационарного состояния и панспермии. Демонстрация. Схемы опытов Ф. Реди, Л. Спаланцани и Л. Пастера.
Тема 1.15 Современные представления о возникновении жизни (2 ч). Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина) и биологический этапы развития живой материи. Теория биопоэза. Демонстрация. Схемы возникновения мембранных структур и одноклеточных эукариотов
Тема 1.16 Развитие жизни на Земле (4 ч) Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Появление человека. Демонстрация. Репродукции картин З. Буриана, отражающие фауну и флору различных эр и периодов; схемы развития царств живой природы; окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Тема 1.17 Гипотезы происхождения человека (1 ч). Антропогенез и его движущие силы. Представления о происхождении человека в разные периоды истории науки.
Тема 1.18 Положение человека в системе животного мира (2 ч). Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.
Тема 1.19 Эволюция человека (2 ч). Стадии эволюции человека: приматы — предки человека, австралопитек, человек умелый, древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Тема 1.20 Человеческие расы (2 ч). Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Приспособительное значение расовых признаков. Видовое единство человечества.
ЭКОСИСТЕМА (24 часа)
Тема 2.1 Организм и среда. Экологические факторы (2 ч). Организм и среда. Факторы среды обитания. Классификация экологических факторов. Влияние факторов среды на организм. Пределы выносливости. Зона оптимума, зона угнетения. Ограничивающий фактор. Закон минимума Либиха. Экологическая ниша. Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние факторов среды на организм.
Тема 2.2 Абиотические факторы среды(2ч). Факторы среды обитания и приспособления к ним живых организмов. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ и организмов.
Тема 2.3 Биотические факторы среды(2 ч). Биотические факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.
Тема 2.4 Структура экосистем (2 ч). Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Тема 2.5 Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах (2 ч). Цепи и сети питания. Трофические уровни. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие пищевые цепи и сети, экологические пирамиды и круговорот веществ и энергии в экосистемах.
Тема 2.6 Причины устойчивости и смены экосистем (2 ч). Изменение сообществ. Смена экосистем. Динамическое равновесие.
Тема 2.7 Влияние человека на экосистемы (2 ч). Экологические нарушения. Агроценозы. Экскурсии. Искусственные экосистемы (парк, сквер, сад, поле и т. д.) своей местности.
Тема 2.8 Биосфера – глобальная экосистема (2 ч). Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Границы биосферы. Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие структуру и границы биосферы.
Тема 2.9 Роль живых организмов в биосфере (2 ч). Роль живого вещества в биосфере. Круговорот воды и углерода в биосфере.
Тема 2.10 Биосфера и человек (2 ч). Прямое и косвенное влияние человека на биосферу. Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Ноосфера.
Тема 2.11 Основные экологические проблемы современности (2 ч). Антропогенное влияние на атмосферу и гидросферу. Эрозия почвы. Природные ресурсы и их использование. Лабораторные и практические работы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Тема 2.12 Пути решения экологических проблем(2 ч). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Основы рационального природопользования. Демонстрация. Карты заповедных территорий нашей страны. Лабораторные и практические работы. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Класс | Дата проведения | |
план | факт. | ||||
Глава 1. Вид. | |||||
1,2 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея. Вводный инструктаж по ТБ. | 2 | |||
3,4 | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка | 2 | |||
5,6 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина | 2 | |||
7,8 | Эволюционная теория Ч. Дарвина | 2 | |||
9,10 | Вид: критерии и структура. Инструктаж по ТБ. ЛР № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 2 | |||
11,12 | Популяция как структурная единица вида | 2 | |||
13 | Популяция как единица эволюции | 1 | |||
14,15 | Факторы эволюции. Инструктаж по ТБ. ЛР № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | 2 | |||
16 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции | 1 | |||
17,18 | Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Инструктаж по ТБ. ЛР № 3«Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора» | 2 | |||
19,20 | Видообразование как результат эволюции | 2 | |||
21 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | 1 | |||
22,23 | Доказательства эволюции органического мира | 2 | |||
24,25 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. ПР № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле» | 2 | |||
26,27 | Современные представления о возникновении жизни | 2 | |||
28,29,30,31 | Развитие жизни на Земле | 4 | |||
32 | Гипотезы происхождения человека. ПР № 2 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | 1 | |||
33,34 | Положение человека в системе животного мира | 2 | |||
35,36 | Эволюция человека | 2 | |||
37,38 | Человеческие расы | 2 | |||
Глава 2. Экосистема. | |||||
39,40 | Организм и среда. Экологические факторы | 2 | |||
41,42 | Абиотические факторы среды | 2 | |||
43,44 | Биотические факторы среды | 2 | |||
45,46 | Структура экосистем. ПР № 3 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем» | 2 | |||
47,48 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. ПР № 4 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)» | 2 | |||
49,50 | Причины устойчивости и смены экосистем. Инструктаж по ТБ. ЛР № 4 «Исследование изменений в экосистемах» | 2 | |||
51,52 | Влияние человека на экосистемы. Инструктаж по ТБ. ЛР № 5«Выявление антропогенных изменений в экосистемах» | 2 | |||
53,54 | Биосфера – глобальная экосистема | 2 | |||
55,56 | Роль живых организмов в биосфере | 2 | |||
57,58 | Биосфера и человек | 2 | |||
59,60 | Основные экологические проблемы современности. ПР № 5 «Решение экологических задач» | 2 | |||
61,62 | Пути решения экологических проблем. ПР № 6 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | 2 |
Корректировка программы.
Кол-во часов | Дата | Причина коррекции | Способы коррекции |
Список литературы
- Г.А. Адельшина, Ф.К. Адельшин. Генетика в задачах. Учебное пособие. Москва «Планета», 2011 г.
- Г.А.Воронина, Г.С.Калинова. Биология. ЕГЭ 2013. Типовые тестовые задания. Москва «Экзамен», 2013 г.
- Биология. Поурочные планы, 11 класс. Составитель Т.В.Затрудняя. Волгоград, 2008 год.
- Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З. Резникова. ЕГЭ 2013. Биология. Москва «Интеллект – Центр», 2013 г.
- Т.А. Шустанова. Репетитор по биологии. Ростов – на – Дону «Феникс», 2012 г.
Перечень ЭОР
- http://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
- www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
- http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку.
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
- Электронное приложение к учебнику Общая биология 10-11 классы авт. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова М.; Дрофа, 2012
- 1С: Репетитор. Биология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обществознанию 8 класс база
рабочая программа по обществознанию 8 класс базовый уровень Л. Н. Боголюбов...
рабочая программа по обществознанию 10 класс база
рабочая программа по обществознанию, 10 класс, базовый уровень (68 ч., 2 раза в неделю). Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс база по учебнику Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию 11 класс база по учебнику Л.Н. Боголюбова...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по математике 10 класс (база)
калетдарно- тематическое планирование составнено чередованием алгебры и геометрии. 3 урока алгебры, 2 урока геометрии...
программа по биологии 10 класс база 2015 г
Программа по биологии на базовом уровне для общеобразовательных учереждений, разработанная на основе программы по биологии Пасечника В.Н....
Рабочая программа по обществознанию. 9 класс. База и предпрофиль.
Рабочая программа содержит основные цели, задачи курса, планируемые результаты, калндарно-тематическое планирование....