рабочая программа по обществознанию 8 класс база
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме
рабочая программа по обществознанию 8 класс базовый уровень Л. Н. Боголюбов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_8_klass_profil.docx | 51.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская гимназия № 5
УТВЕРЖДАЮ
Директор
______________
Болмазова Е.В.
«___» _________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию________________________________________________
Класс 8 –в_____________________________________________________
Учитель Овчаренко Лина Сергеевна________________________________
Срок реализации 2012 – 2013 учебный год__________________________
Количество часов в неделю 2_____________________________________
Количество часов в год 68_______________________________________
Тип школы гимназия____________________________________________
Особенность класса 8-в - расширенное изучение предметов социально-гуманитарного цикла___________________________________________
Автор программы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6-9 класс. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 г._____________________________________
УМК Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежданий.М.: Просвещение, 2010 г. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г. О. А. Котова , Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010г.____________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 6-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2010г.
При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методические комплект:
1. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежданий.М.: Просвещение, 2010 г.
2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г.
3. О. А. Котова , Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010г.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (базовый уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2011 – 2012 учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 68 часов в год и 2 учебных часа в неделю, так как она разработана для 8-в класса с расширенным изучением предметов социально-гуманитарного цикла.
За основу написания Рабочей программы взята авторская программа \Л.Н.Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 6-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2010г., которая рассчитана на 1 учебный час в неделю и и 34 учебных часа в год.
Считаю целесообразно остановиться на подробном изучении следующих тем:
- «Личность и общество». Изучение этой темы необходимо, так как более подробно рассматривает особенности развития общества от традиционного да постиндустриального, сферы общества и их отличия (учащиеся не сразу могут определить ту или иную сферу), глобальные проблемы человечества и рациональное использование природных ресурсов в условиях развития современного общества и экологической ситуации в мире.
- «Сфера духовной культуры». Эта одна из актуальных тем в изучении предмета, так как поднимает вопросы нравственности, морали, гуманизма, долга, совести, чести, патриотизма и формирования гражданской позиции. Они необходимы для изучения в условиях развития современной молодежи, теряющей представление о «высоком». Считаю, что с учащимися необходимо проводить беседы на эту тематику, приводя достойные и яркие примеры из жизни.
- «Экономика». Изучение этого раздела также считаю важным с целью научить учащихся зарабатывать деньги и рационально ими пользоваться, умению выходить из трудных экономических ситуаций, составлять правильно семейный бюджет, воспитывать уважение к личному труду и труду окружающих людей. Более подробно остановиться на изучение тем «Рынок. Рыночная экономика», так как практика показывает, что не все учащиеся усваивают этот материал.
- «Социальная сфера». В этом разделе необходимо обратить особое внимание на темы, связанные с социальной политикой государства по отношению к населению с целью знать группы социальных прав, также изучить более подробно понятие «отклоняющее поведение», вопросы наркомании и алкоголизма не только как проблему Российской Федерации, но всего мира.
Изучение обществознания (включая экономику и права) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности , межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповедовании, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Содержание программы
Обществознание (68 ч.)
8 в класс
Тема 1. Личность и общество (3 ч.+7 ч.=10 ч.)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема. Сферы духовной культуры (7 ч.+9 ч.=16 ч.)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (12 ч.+19ч.=31 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы. Ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданами. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданами. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (4 ч.+6 ч.=9 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющее поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Резерв учебного времени – 8 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
Знать/понимать :
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Расширение программы
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов по программе | Добавлено | Цель расширения |
1. | Личность и общество | 3 | 7 | Изучение этой темы необходимо, так как более подробно рассматривает особенности развития общества от традиционного до постиндустриального, сферы общества и их отличия (учащиеся не сразу могут определить ту или иную сферу), глобальные проблемы человечества и рациональное использование природных ресурсов в условиях развития современного общества и экологической ситуации в мире. |
2. | Сфера духовной культуры | 7 | 9 | Эта одна из актуальных тем в изучении предмета, так как поднимает вопросы нравственности, морали, гуманизма, долга, совести, чести, патриотизма и формирования гражданской позиции. Они необходимы для изучения в условиях развития современной молодежи, теряющей представление о «высоком». Считаю, что с учащимися необходимо проводить беседы на эту тематику, приводя достойные и яркие примеры из жизни. |
3. | Экономика | 12 | 19 | Изучение этого раздела также считаю важным с целью научить учащихся зарабатывать деньги и рационально ими пользоваться, умению выходить из трудных экономических ситуаций, составлять правильно семейный бюджет, воспитывать уважение к личному труду и труду окружающих людей. Более подробно остановиться на изучение тем «Рынок. Рыночная экономика», так как практика показывает, что не все учащиеся усваивают этот материал. |
4. | Социальная сфера | 4 | 6 | В этом разделе необходимо обратить особое внимание на темы, связанные с социальной политикой государства по отношению к населению с целью знать группы социальных прав, также изучить более подробно понятие «отклоняющее поведение», вопросы наркомании и алкоголизма не только как проблему Российской Федерации, но всего мира |
6. | Резерв учебного времени | 8 | - | |
Итого | 34 ч. | 34 ч. |
Поурочное планирование курса обществознания
в 8 - в классе (34 ч.)
№ урока | Название разделов и тем уроков | Плановые сроки прохождения материала | Скорректированные сроки про-хождения материала |
1 | Что изучает обществознание | 3.09-8.09 | |
Глава 1. Личность и общество (3 ч.+7 ч.=10 ч.) | |||
2 | Быть личностью | 3.09-8.09 | |
3 | Индивидуальность | 10.09-15-09 | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей | ||
5 | Основные сферы жизни общества. Экономика. Социальная сфера | 17.09-22.09 | |
6 | Политическая и духовная сфера | ||
7 | Ступени развития общества | 24.09-29.09 | |
8 | Развитие общества | ||
9 | Глобальные проблемы современности | 01.10-06.10 | |
10 | Практическая работа № 1 по теме «Личность и общество» | ||
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность и общество» | 08.10-13.10 | |
Глава 2. Сфера духовной культуры (7 ч.+9 ч.=16 ч.) | |||
12 | Сфера духовной жизни | 08.10-13.10 | |
13 | Развитие культуры в современной России | 15.10-20.10 | |
14 | Мораль | ||
15 | Основные ценности и нормы морали | 22.10-27.10 | |
16 | Долг | ||
17 | Совесть | 29.10-03.11 | |
18 | Моральный выбор – это ответственность | ||
19 | Моральные знания и практическое поведение личности | 12.11-17.11 | |
20 | Образование | ||
21 | Основные элементы системы образования в Российской Федерации | 19.11-24.11 | |
22 | Наука в современном обществе | ||
23 | Возрастание роли современной науки | 26.11-01.12 | |
24 | Религия как одна из форм культуры | ||
25 | Религиозные организации и объединения | 03.12-08.12 | |
26 | Практическая работа № 2 по теме «Духовная культура» | ||
27 | Тестовая работа по теме «Сфера духовной культуры» | 10.12-15.12 | |
Глава 3. Экономика (12 ч.+19ч.=31 ч.) | |||
28 | Экономика и ее роль в жизни общества | 10.12-15.12 | |
29 | Потребности | 17.12-22.12 | |
30 | Свободные и экономические блага | ||
31 | Главные вопросы экономики | 24.12-29.12 | |
32 | Типы экономических систем | ||
33 | Практическая работа № 3 по теме «Экономическая система» | 14.01-19.01 | |
34 | Собственность | ||
35 | Формы собственности | 21.01-26.01 | |
36 | Защита прав собственности | ||
37 | Рыночная экономика: рынок и условия его функционирования | 28.01-02.02 | |
38 | Спрос и предложение на рынке | ||
39 | Производство-основа экономики | 04.02-09.02 | |
40 | Факторы производства | ||
41 | Предпринимательская деятельность | 11.02-16.02 | |
42 | Малое предпринимательство | ||
43 | Роль государства в экономике | 18.02-23.02 | |
44 | Налоги | ||
45 | Распределение доходов | 25.02-02.03 | |
46 | Экономические меры социальной поддержки населения | ||
47 | Потребление | 04.03-09.03 | |
48 | Экономические основы прав потребителей | ||
49 | Инфляция и семейная экономика | 11.03-16.03 | |
50 | Банковские услуги, предоставляемые гражданами | ||
51 | Безработица, ее причины и последствия | 18.03-23.03 | |
52 | Роль государства в обеспечении занятости населения | ||
53 | Мировое хозяйство и международная торговля | 01.04-06.04 | |
54 | Обменные курсы валют | ||
55 | Всемирная торговая организация | 08.04-13.04 | |
56 | Практическая работа № 3 по теме «Экономика» | ||
57 | Тестовая работа по теме «Экономическая сфера» | 15.04-20.04 | |
58 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика и ее роль в жизни общества» | ||
Глава 4. Социальная сфера (4 ч.+6 ч.=10 ч.) | |||
59 | Социальная структура общества | 22.04-27.04 | |
60 | Многообразие социальных групп | ||
61 | Социальные статусы и роли | 29.04-04.05 | |
62 | В поисках себя | ||
63 | Нации и межличностные отношения | 06.05-11.05 | |
64 | Межнациональные отношения в современном обществе | ||
65 | Отклоняющее поведение | 13.04-18.05 | |
66 | Почему они делают это? | ||
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера» | 20.05-25.05 | |
68 | Итоговое повторение | ||
ИТОГО | 68 ч. |
Список литературы
Учебно-методический комплект
1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6-9 класс. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 г.
2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежданий.М.: Просвещение, 2010 г.
3. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г.
4. О. А. Котова , Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010г.
Литература для учителя
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988г.
2. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998г.
3. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001г.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988г.
4. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999г.
Литература для учащихся
1.Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002г.
2. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И. Обществознание: 8 кл.— М., 1999г.
3. Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999г.
4. Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002г.
5. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарных наук
от 30 августа 2012 г. №1
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
Е. В. Фурина
____________________
от 31 августа 2012 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обществознанию 10 класс база
рабочая программа по обществознанию, 10 класс, базовый уровень (68 ч., 2 раза в неделю). Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс база по учебнику Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию 11 класс база по учебнику Л.Н. Боголюбова...
Рабочая программа по русскому языку (база) для 11 класса
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта образования, а также на основе программы курса «Русский язык» 10-11 классы. Базовый уровень». Автор- составите...
Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)
Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)...
Рабочая программа по обществознанию. 9 класс. База и предпрофиль.
Рабочая программа содержит основные цели, задачи курса, планируемые результаты, калндарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию 10 класс база
Рабочая программа по обществознанию 10 класс база...
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (база)
Рабочая программа ООО по обществознанию для 10 классов (база), обновленные ФГОС...