урок по теме Уровни организации живой природы"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок с использованием презентации Цели урока: 1) сформировать знания об уровнях организации живой природы 2) развитие аналитических способностей на примере характеристики уровней организации живой природы 3) воспитание культуры речи Задачи: 1) охарактеризовать уровни организации живого, показать их тесную взаимосвязь и соподчиненность (иерархичность) 2) формировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе; 3) познакомить обучающихся с особенностями и разнообразием наук, изучающих разные уровни организации жизни Основные понятия: уровни организации живой природы. Оборудование и материалы: мультимедийная установка, компьютер, презентация по теме «Уровни организации живой природы. Способы контроля: тест по теме «Уровни организации живой природы» в четырех вариантах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план проведения урока 97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Снежинский политехнический техникум имени Н.М. Иванова»  

        

Разработка урока

по биологии

по теме

Уровни организации живой природы

Автор: Гордиенко А. В.

                                                        преподаватель биологии

высшей категории

2012

Раздел предмета: введение

Курс второй

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок с использованием презентации

Цели урока:

1) сформировать знания об уровнях организации живой природы

2) развитие аналитических способностей на примере характеристики уровней организации живой природы

3) воспитание культуры речи

Задачи:

1) охарактеризовать уровни организации живого, показать их тесную взаимосвязь и соподчиненность (иерархичность)

2) формировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе;

3) познакомить обучающихся с особенностями и разнообразием наук, изучающих разные уровни организации жизни

Основные понятия: уровни организации живой природы.

Оборудование и материалы:  мультимедийная установка, компьютер, презентация по теме «Уровни организации живой природы.

Способы контроля: тест по теме «Уровни организации живой природы» в четырех вариантах.


Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

1. Организационный

Приветствие обучающихся

Приветствие преподавателя

2.

Актуализация новой темы

2.1. Формулирование вопросов для актуализации новой темы

- Что изучает биология?

- Что такое жизнь? Подвести итог высказываний обучающихся на поставленный вопрос: Существует множество определений понятия жизни, но ни одно из них не устраивает всех биологов. Может быть потому, что окружающие нас биологические системы очень разнообразны.

- Какую самую маленькую структуру можно назвать живой? Выйти на понятие «клетка».

- Из чего состоит клетка? Установить на что можно разобрать клетку. Подвести, к понятию молекула.

2.2. Сформулировать тему урока

2.1. Ответы на поставленные вопросы

- Жизнь.

- Варианты ответов разнообразны.

- клетка

- Возможно, перечислят органоиды клетки или химические вещества (белки, жиры, углеводы).  

2.2. Запись темы урока

3.Изучение нового материала

3.1. Для того, чтобы новый материал лучше отложился в вашей памяти предлагаю вам заполнить таблицу

3.1. оформление заготовки таблицы в тетрадях

3.2. объяснение понятия молекулярно- генетического уровня организации живой природы.

- из чего состоит любой предмет, в т.ч. и клетка?

- какие вещества входят в состав клетки?

- какая молекула хранит наследственную информацию о строении клетки и всего организма?

Пояснение по слайду 4.

- какая наука изучает жизнь на молекулярно- генетическом уровне?

3.2. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации

- из атомов и молекул

- белки, жиры, углеводы

- ДНК

Запись данных в таблицу

- Биохимия, биофизика, молекулярная биология

3.3. объяснение понятия клеточного уровня организации живой природы.

 - итак, молекулы белков, жиров, углеводов и других веществ можно назвать живыми?

- как называется самая маленькая структура, в которой происходят все присущие живой материи процессы? Следовательно, следующий уровень – клеточный.

Пояснения по слайду 5,6

- какая наука изучает клетку?

3.3. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации

- нет

- клетка

Запись данных в таблицу. Ознакомление с многообразием клеток

- цитология

3.4. объяснение понятия тканевого

уровня организации живой природы.

- как вы думаете, у нас в организме одна клетка крови? Конечно, также как и другие виды клеток: мышечные, эпителиальные, соединительные, нервные.

- а как будут называться все клетки одного вида?

Следовательно, следующий уровень – тканевой.

Пояснения по слайду 7.

- наука, изучающая ткани называется гистология

3.4. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации

- нет

- ткань

Запись данных в таблицу.

3.5. объяснение понятия органного

уровня организации живой природы.

- в какой части организма находятся клетки крови?

- а что такое сердце? Следовательно, различные виды тканей объединяются в органы, и следующий уровень – органный. 

Пояснения по слайду 8

3.5. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации

- в кровеносных сосудах, в сердце

- орган

Запись данных в таблицу.

3.6. объяснение понятия организменного

уровня организации живой природы.

- ни один орган не может существовать сам по себе, т.к. он является только частью чего? Следовательно, назовите следующий уровень.

Пояснения по слайду 9. Обратить внимание, что организмы могут быть одно – и многоклеточными.

- приведите примеры одноклеточных организмов (слайд 10); многоклеточных.

- какие науки их изучают?

3.6. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации

- организма

- организменный

- амеба, микробы; собака человек и т.д.

Запись данных в таблицу. Ознакомление с многообразием одноклеточных организмов

- ботаника, зоология, микробиология, анатомия, физиология и т.д.

3.7. объяснение понятия популяционно - видового

уровня организации живой природы.

- сколько инфузорий живет на нашей планете? Следовательно, они распределены по земле группами. Такие группы называются популяции, а уровень организации жизни - популяционно – видовой.

Пояснение по слайду 11.

- приведите примеры популяционно - видового уровня организации жизни

3.7. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации

- много

Запись данных в таблицу

- стая волков, аквариум, болото, стадо антилоп и т.д.

3.8. объяснение понятия биогеоценотического  

уровня организации живой природы.

- что необходимо для того чтобы выросли цветы на клумбе? А при благоприятных условиях на клумбе вырастет только то, что вы посадили? Следовательно, любой организм находится в тесной взаимосвязи с факторами живой и неживой природы, что называется биогеоценозом. Поэтому следующий уровень – биогеоценотический.

Пояснение по слайду 12

- какая наука изучает взаимосвязь всех совместно живущих организмов и окружающей среды?

3.8. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации

- свет, вода, удобрения, пчелы. Нет, будут расти сорняки.

Запись данных в таблицу

- экология, биогеография, эволюция

3.9. объяснение понятия биосферного  уровня организации живой природы.

- все биогеоценозы на планете связаны между собой, поэтому вся планета это глобальный уровень жизни- биосферный.

- все биогеоценозы связаны через  круговорот веществ в природе. Если происходит какая – либо экологическая катастрофа, то ущерб наносится всей планете (привести примеры аварии на Фукусиме – 1, хим. комбинате «Маяк», загрязнение окружающего леса  и др.)

Пояснение по слайду 13.

-наука, изучающая

3.9. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации

Запись данных в таблицу

4. Закрепление пройденного материала

4.1.вывод по изученному материалу

- таким образом, сколько всего выделяют уровней организации живой природы?

- назвать самый низкий уровень

- назвать самый глобальный уровень

Пояснение по слайду 14

4.1. Беседа по изученному материалу

- восемь

- молекулярный

- биосферный

Проговариваем по слайду 14 уровни организации жизни

4.2. Ответы на вопросы фронтально

4.2. чтение вопросов со слайдов 15 – 19, ответы на эти вопросы, разбираем затруднения

4.3. тестирование

4.3. выполение теста по вариантам

5. рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось/не понравилось?

Высказывание мнения по пройденному уроку


                                                                                Приложение 1

Вид заполненной таблицы по уроку «Уровни организации живой природы»

Уровень организации жизни

характеристика

Элементарная единица

1. Молекулярно – генетический

Представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке.

Обмен веществ, передача наследственной информации и др. процессы жизнедеятельности

Белки, жиры, углеводы, ДНК

2. Клеточный

Клетка – основная структурная и функциональная единица всего живого. На ее уровне происходит рост, развитие размножение живых организмов

Эритроцит – клетка крови

Нейрон – нервная клетка

Мышечная клетка

3. Тканевой

Ткань — это совокупность клеток и межклеточного вещества, единых по  происхождению, строению и выполняемой функции.

Кровь

Мышечная

Костная

Нервная

Проводящая

Запасающая и т.д.

4. Органный

Орган — это часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая конкретную функцию.

Сердце

Легкие

Лист

Корень

5. Организменный

Организм — это целостная одноклеточная или многоклеточная живая система, способная к самостоятельному существованию.

Кошка

Мышка

Дерево и т.д.

6. Популяционно – видовой

Популяция — совокупность особей одного вида, в течение длительного времени проживающих на определенной территории.

Сейчас на Земле насчитывают около 500 тыс. видов растений и около 1,5 млн. видов животных.

Стая птиц

Прайд львов

Стадо овец

Поселок людей

7. Биогеоценотический

организмов разных видов, ,,,,,,,

Коралловый риф

Лес

Болото

Поляна

8. Биосферный

Включает все биогеоценозы, связанные общим обменом веществ и превращением энергии.

Вся планета целиком

                                                                                Приложение 2

Тест по теме «Уровни организации живой природы»

1 вариант

Определить к какому уровню организации относятся следующие примеры:

  1. печень                                        а) молекулярно –генетический
  2. стадо оленей                                б) клеточный
  3. океан                                                в) органный
  4. инфузория – туфелька                        г) организменный
  5. биосфера                                        д) популяционно - видовой
  6. белок                                                е) биогеоценотический
  7. клетка крови (эритроцит)                ж) биосферный
  8. лес                                                 з) тканневой
  9. мышечная ткань
  10.  нос

Р = 10                         эталон 1в 2д 3е 4г 5ж 6а 7з 8е 9з 10в

2 вариант

Определить к какому уровню организации относятся следующие примеры:

  1. крыло                                        а) молекулярно –генетический        
  2. стая волков                                        б) клеточный
  3. озеро                                                в) органный
  4. амеба                                                г) организменный
  5. планета                                        д) популяционно - видовой
  6. крахмал                                        е) биогеоценотический
  7. мышечное волокно                        ж) биосферный
  8. луг                                                з) тканневой
  9. костная ткань
  10.  сердце

Р = 10                         эталон 1в 2д 3е 4г 5ж 6а 7б 8е 9з 10в

3 вариант

Определить к какому уровню организации относятся следующие примеры:

  1. рот                                        а) молекулярно –генетический        
  2. клетка крови тромбоцит                б) клеточный
  3. слон                                        в) органный
  4. белка                                        г) организменный
  5. мышечная ткань                        д) популяционно - видовой
  6. почка                                        е) биогеоценотический
  7. биосфера                                ж) биосферный
  8. море                                        з) тканевой
  9. стая дельфинов
  10. углевод

Р = 10                         эталон 1в 2б 3г 4г 5з 6в 7ж 8е 9д 10а

4 вариант

Определить к какому уровню организации относятся следующие примеры:

  1. зуб                                        а) молекулярно –генетический        
  2. жиры                                        б) клеточный
  3. степь                                        в) органный
  4. кошка                                        г) организменный
  5. планета                                        д) популяционно - видовой
  6. глаз                                        е) биогеоценотический
  7. жировая клетка                        ж) биосферный
  8. болото                                        з) тканевой
  9. кровь
  10. стадо коров

Р = 10                         эталон 1в 2а 3е 4г 5ж 6в 7б 8е 9з 10д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уровни организации живой природы"

презентация содержит информацию о редких и вымирающих народах России,их численности,занимаемой территории,особенностях быта ,обычаев ...

Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""

Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии....

Уровни организации живой природы

Уровни организации живой природы...