Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке учащимся рассказывается об основных этапах развития ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы.
Цели:На основе многочисленных достоверных фактов анализировать и привести выводы по следующим вопросам: Существует ли опасность мирного атома? Опасна ли атомная энергетика? Загрязнение окружающей среды АЭС. Последствия Чернобыльской и Японской катастрофы,показать причины воздействия радиации излучений на живую клетку, механизм воздействия и итоги действия радиоактивных излучений на живую клетку, организм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока учителя МОУ МСОШ Мухиной В.В.
Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке учащимся рассказывается об основных этапах развития ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы.
Методическая разработка урока по теме:
«Развитие ядерной энергетики и влияние
радиоактивных веществ на живые организмы»
Цели: На основе многочисленных достоверных фактов анализировать и привести выводы по следующим вопросам: Существует ли опасность мирного атома? Опасна ли атомная энергетика? Загрязнение окружающей среды АЭС. Последствия Чернобыльской и Японской катастрофы, показать причины воздействия радиации излучений на живую клетку, механизм воздействия и итоги действия радиоактивных излучений на живую клетку, организм.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, видеофильм «Радиация и жизнь», таблица дозиметрических величин и их единиц (демонстрационная), сводка о радиационном состоянии в районе АЭС.
Задачи:
Воспитательные:
1.Самостоятельная организация учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей.
2.Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление.
Развивающие:
1.Развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
2.Расширение кругозора учащихся, формирование целостного представления о влиянии радиации на организм человека, основанного на приобретенных межпредметных компетенциях.
3.Повышение любознательности, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта .
Материально-дидактическое оснащение:
- Презентация.
- Видиофильм.
Ход урока:
И твердит Природы голос:
В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы все не раскололось
На бессмысленные части!
Л.Н.Мартынов
1.
Мотивация:
Вопрос: Почему людей так интересует радиационная обстановка?
Предполагаемый ответ: Люди боятся вредного воздействия радиоактивных излучений.
Постановка целей и задач урока:
Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: « Как и почему воздействуют
радиоактивные излучения на живой организм, что является источником радиации, когда её стоит бояться?»
Учитель: Энергетика – эта отрасль промышленности и народного хозяйства, занимающаяся получением, передачей, преобразованием и рациональным использованием энергии. От нее зависит состояние экономики любой страны. Сегодня проблема энергоснабжения стала одной из приоритетных. Постигая законы природы и используя научно-технический прогресс в своей практической деятельности, человек становится все более могущественным. Современному человеку все под силу. Но технический прогресс имеет и оборотную, «теневую» сторону – возрастает ущерб, наносимый природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов появляется губительная для водной флоры и фауны пленки нефти, все меньше остается лесов, некоторые виды техники в состоянии уничтожить на Земле все живое, в том числе и человека. Поэтому в наше время как, никогда раньше, приобретают важность нравственные аспекты использование природных ресурсов. Вопросы экологии, разумного, бережного отношения человека к природе – среде своего обитания
С конца 1960-х годов начинается бум ядерной энергетики. В России имеется 10 атомных электростанций (АЭС), и практически все они расположены в густонаселенной европейской части страны. В 30-километровой зоне этих АЭС проживает более 4 млн. человек.
Ученик 1.Понедельников А. Презентация « Хотел бы я жить в близи АЭС»
Историческая справка:
Учитель: Однажды Беккерель взял у Пьера Кюри небольшое количество радия, заключённого в стеклянную трубочку, с тем, чтобы продемонстрировать его свойства студентам на лекции. Трубочку он положил в карман жилета. Несколько часов он проходил с радиевым препаратом. А спустя несколько дней обнаружил у себя на коже, в том месте, которое находилось против кармана, покраснение, напоминавшее своей формой трубочку с препаратом радия. Ещё через несколько дней Беккерель почувствовал сильную боль, кожа потрескалась, образовалась язва. Он вынужден был обратиться к врачу, который стал лечить его от ожога. Через два месяца рана зарубцевалась. ( М.И.Корсунский. Атомное ядро.)
Радиация! Радиация присутствовала на Земле и в космосе всегда. Знания рядового жителя планеты о влиянии радиации на живые организмы и на человека скудны и разбавлены мифами. Кто предупрежден, тот вооружен! Так вот о радиации и поговорим. Зачем? - скажете Вы. Конечно, опасность радиационного воздействия сейчас не такая высокая, но иметь первичные знания на наш взгляд необходимо каждому.
Наглядный примером необходимости знаний о радиации и ее воздействии на организм человека показала авария на Чернобыльской АЭС. На тот момент необходимые знания имели только узкий ряд специалистов. Людей из Припяти начали эвакуировать спустя несколько суток, в Киеве не отменили парад. Все это время люди ничего не знали о том, что уже подвергаются невидимой опасности, особенно в Припяти. В обществе естественно стали ходить различные несуществующие слухи о радиации, например, наивно полагали, что смертельное воздействие радиации можно "гасить" водкой и спиртом. А необходимых знаний катастрофически не хватало. Не учитывалось воздействие вторичной радиации на организм человека. Ликвидаторы ЧАЭС при устранении последствий взрыва 4-ого энергоблока, разбросанные вокруг ТВЭЛы (тепловыводящие элементы, в которых происходило деления урана) хватали голыми руками, не зная что у них в руках смертельная опасность. Все написанное выше всего лишь небольшая часть того, что тогда происходило. Хотелось бы отдать должное всем Ликвидаторам, кто отправился тогда на ЧАЭС, отдали свои жизни и здоровье, не получив при этом практически никакой компенсации и признания от страны.
А в 1986 г произошла трагедия, последствия которой до сих пор, наводят ужас на мировую общественность – это катастрофа на Чернобыльской АЭС (СССР)
Ученик 2. Кучеренко Иван. Презентации « Чернобыльская АЭС и ее последствия»
Учитель: 11 марта 2011 года в 08:46 по московскому времени у берегов Японии произошло землетрясение магнитудой не менее 8,9. Эпицентр был расположен 130 километрах от побережья префектуры Мияги. Вскоре на берега Японии обрушилось мощное цунами, высота волн которого в некоторых местах составила десять метров. Обширное затопление привело к отключению света в миллионах домов, остановке ряда АЭС и другим происшествиям. Число жертв и пострадавших уточняется.
Ученица 3. Диденко Т. Презентация « Последствия землетрясения на Японской АЭС»
Учитель:
Попробуем разобраться, в чём состоит воздействие на живой организм радиации.
Учитель: Воздействие на живые организмы ионизирующих излучений зависит от глубины проникновения и ионизирующей способности. Оно может быть как угнетающим, так и стимулирующим.
Сообщение ученика об использовании облучений в сельском хозяйстве
Ученик: Воздействие р/а излучений на растения сильно зависят от глубины проникновения в облучаемый объект и от ионизирующей способности излучения, т.к. ионизация служит катализатором дальнейших физико-химических реакций в клетках, что приводит к активизации или угнетению жизнедеятельности. Гамма- облучение клубней картофеля в дозах 1,5-3,0 Гр обеспечивает повышение урожая на 18-25%. Одновременно повышается содержание крахмала, белка, витамина С, т.е. картофель становится более вкусным и полезным. Для сохранения продуктов растениеводства применяют свойство ионизирующих излучений тормозить процессы роста и созревания. Так доза облучения 80-100 Гр позволяет сохранить картофель без прорастания и потери пищевой ценности от урожая до урожая при комнатной температуре. Созревание бананов и манго при транспортировке продлевается на 30-60 дней, если их подвергают облучению дозой 250 Гр, земляника не теряет товарного вида и качества 15 дней, а без облучения она не пригодна к реализации уже на второй день.
Ученица Титаренко М. Презентация « Влияние радиации на живые организмы»
Радиация и жизнь (видеофильм)
Приложение 1. Последствия облучения.
Расчет онкозаболеваемости после радиационной катастрофы в 1957 году на Южном Урале показал, что максимум заболеваний всеми формами рака ожидается для мужчин в 2012 - 2020 гг. (через 55 - 63 года), для женщин - в 2016 – 2024гг.(через 49 - 67 лет).
Перечень становящихся известными отдаленных последствий облучения постоянно растет.
Радиационные нарушения передаются по наследству
Даже один радиоактивный атом может стать причиной мутации. Исследования второго - третьего поколений жертв ядерных бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки, лиц, облученных в Южно-Уральской и Чернобыльской катастрофах и вокруг Семипалатинского полигона, современными молекулярно-генетическими методами обнаружили многочисленные передающиеся по наследству изменения в ДНК и хромосомах.
Вывод: на уроке мы узнали о вредном и полезном воздействии радиоактивных излучений на живую клетку и организмы, научились оценивать это действие количественно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/30/picture-443218-1398832175.jpg)
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Защита от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений.
Уро к изучения нового ма териала в 9 классе. Содержит конспект и презентацию к уроку....
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы: урок-конференция, 9 класс
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. 9 классТип урока: изучение нового материала, урок-конференцияВид урока: интегрированны...
исследовательский проект "Парадокс влияния химических веществ на живой организм"
Исследовательский проект разработан и внедрен ученицей 7 класса и стал результатом любознательности автора, которая задалась интересным вопросом и попыталась своим исследованием ответить на него....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-693448-1445446721.jpg)
Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»
Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/05/picture-750336-1454683091.jpg)
Методическая разработка урока по теме «Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва».
Данная методическая разработка адресована преподавателям Основ безопасности жизнедеятельности для обучающихся 1 курса учреждений среднего профессионального образования (для учащихся 10 класса)Пр...
Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""
Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии....