Рабочая программа по основам проектной деятельности 5-8 классы.
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Программа составлена на основе программы учебного курса «Основы проектной деятельности школьника» Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. проф. Е.Я.Когана.- Самара.: издательство «Учебная литература», 2009.
Примерные программы проектной и исследовательской деятельности школьников.
Л.А.Громова. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2015г
Курс «Основы проектной деятельности» изучается в начале обучения в средней школе (5 класс) и является школьным компонентом базисного учебного плана.Программа по основам проектной деятельности сотавлена для обучающихся 5-8 классов. Она включает календарно - тематическое планирование по каждому классу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_variant_programmyopd.doc | 416.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Новоусманская средняя общеобразовательная школа № 3»
«Рассмотрено»
на заседании «Согласовано» Утверждаю ШМО Зам. директора по УВР И. о. директора
Н.В.Пономарева В.А. Кульбака И. В. Царев
Пр. № ___от «___»______2016г. «___»________2016 г. «____»_________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по основам проектной деятельности
для обучающихся 5-9-х классов
на 2016 — 2017 учебный год
Учитель: Пономарева Н.В.
Рудницкая Н.А.
Мешалкина О. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
компонента Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию, - М.: «Просвещение», 2010.
- Программы учебного курса «Основы проектной деятельности школьника» Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. проф. Е.Я.Когана.- Самара: издательство «Учебная литература», 2009.
- Примерные программы проектной и исследовательской деятельности школьников.
Л.А. Громова. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2015 г.
- Положения о Рабочей программе отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) педагога, реализующего ФГОС ООО.
По своей структуре курс ОПД представляет собой отдельные модули в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 18 часов в год (по 0,5 час в неделю) в 5- 6-х классах, в 7 -9-х классах – в течение 35 часов в год (по 1 часу в неделю).
Модули программы
Ключевые компетентности | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Компетентность решения проблем | От проблемы к цели | От проблемы к цели. | ||||
Анализ и планирование ресурсов. | ||||||
Продвижение продукта на рынке. | ||||||
Сам себе эксперт | ||||||
Информационная компетентность | Работа с каталогами | |||||
Работа со справочной литературой | ||||||
Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью. | ||||||
Способы первичной обработки информации. | ||||||
Проведение анализа. | ||||||
Аргументация. | ||||||
Коммуникативная компетентность | Как работать вместе. | Как работать в команде. | ||||
Ведение дискуссии. | ||||||
Регулирование конфликта. | ||||||
Презентация продукта. | ||||||
Основы риторики и публичное выступление. |
Темы проектов для обучающихся 5-х классов:
- "Чипсы - опасно для здоровья!"
- "Бытовые отходы человечества. Как спасти своё село от мусора".
- «Влияние высоты каблуков обуви на здоровье подростков».
- «Моя малая родина».
- «Чего вы не знали о фастфуде».
Темы проектов для обучающихся 6-х классов:
- «Как радиация помогает и вредит здоровью человека»
- «Чудеса России»
- « Язык рекламы»
- «Золотое сечение»
- «Его Величество Портфель».
- «Моя квартира как экологическая среда».
- «Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки».
Темы исследовательских проектов по биологии для обучающихся 7 класса
- Домашние питомцы — кого выбрать?
- Домашние животные в жизни людей
- Животные-синоптики.
- Животное: друг или игрушка?
- Изучение беспозвоночных животных вблизи реки.
- Культура содержания домашних животных
- Сон и разум у животных
- Видовой состав птиц в селе.
- Воробьи
- Выведение цыплят в домашнем инкубаторе
- Изучение поведения птиц в домашних условиях.
- Как вырастить цыплят в домашних условиях.
- Процесс выведения цыплят в домашних условиях с использованием инкубатора.
- Строительный материал птичьих гнезд.
- Домашние насекомые — это наши сожители или вредители?
- Бездомные собаки в селе.
- Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.
- Автомобильный транспорт в городе: проблемы и пути их решения.
- Атомная энергетика — плюсы и минусы
- Влияние излучения сотового телефона на мальков гуппи.
- Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овса.
- Отходы — источник загрязнения и место жительства живых организмов.
- Проблема твердых бытовых отходов в сельской местности.
- Темы исследовательских проектов по «Биологии и экологии» 8 класс
Ароматерапия – влияние на организм.
Витаминная азбука
Вкусовые галлюцинации.
Влияние гормонов на рост и развитие человека.
Влияние магнитного поля на организмы
Влияние наркотических веществ на здоровье человека.
Влияние татуировки и пирсинга на организм
Влияние шоколада на организм человека
Враги кровообращения.
Вред или польза от косметики
Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Горькая правда о горьком пиве «Е» в продуктах: вредно ли это?
Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы.
Иммунитет на страже здоровья человека
Использование принципа строения костей в архитектуре.
Исследование уровня развития плоскостопия среди учащихся 1-8 классов.
Негативное воздействие шума
Продукты, полезные для глаз.
Профилактика заболеваний сердца
Путешествие по пищеварительной системе.
Роль молочно-кислых бактерий в жизни человека
Санитарно-гигиенические требования сна.
Секреты долголетия
Слуховой анализатор. Гигиена слуха.
Сон и сновидения.
Фитопрепараты в современной медицине.
Планируемые предметные результаты.
- формирование предпосылок для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»),
- умение работать в группе, в позиции «взрослого»,
- контрольно - оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико-
знаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия),
- использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;
- освоение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия младшего подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;
- освоение способов работы с текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания;
- планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;
– производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;
– выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;
– выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.
-планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам Интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, Интернет - сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;
- находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами событий, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями;
- оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора (негативное или позитивное отношение к событиям и т. д.) и использованные им приемы (неожиданность поворота событий и т. д.),
- выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;
- обнаруживать недостаточность или неясность данных; формулировать вопросы к учителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
- сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находить
необходимую информацию во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на рисунке и т. д.); выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт.
Содержание курса
Курс «Основы проектной деятельности» состоит из отдельных модулей.
Каждый модуль в рамках курса автономен и самодостаточен, отдельные темы дублируются (например, невербальная коммуникация и активное слушание в модулях «Основы риторики и публичное выступление» и «Регулирование конфликтов»). Это позволяет комбинировать, выстраивать различные сочетания и последовательности освоения учебных модулей в зависимости от возможностей учащихся, педагогов и специфики школы.
Содержание предмета, курса с указанием основных видов деятельности
5 класс. 18 часов. (0,5 час в неделю)
№ | Наименование раздела, тем | Кол-во часов | Вид учебной деятельности ученика |
1 | Модуль. «От проблемы к цели». | 4 | Описывают ситуацию, анализируют ее, определяют проблему. Определяют цель, задачи, ресурсы к проекту. Составляют график деятельности. Планируют ресурсы. |
1.Описание ситуации. Постановка проблемы. | 1 | ||
2. Постановка цели. | 1 | ||
3. Постановка задач. Составление графика деятельности. | 1 | ||
4. Виды ресурсов. Планирование ресурсов. | 1 | ||
2 | Модуль «Работа со справочной литературой. Работа с каталогом.» | 4 | Работают самостоятельно в библиотеке с каталогом, ищут информацию по в каталоге по заданному параметру. Работают со справочной литературой. |
1.Библиографическое описание книги. Каталожная карточка. Виды каталогов. | 1 | ||
2. Поиск информации в каталоге | 1 | ||
3. Самостоятельной работы с каталогами в библиотеке. | 1 | ||
4. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру. | 1 | ||
3. | Модуль «Способы первичной обработки информации» | 4 | Устанавливают параметры поиска. Читают текст с маркированием. |
1.Чтение текста с маркированием (прием «инсерт») | 1 | ||
2. Организация информации с помощью денотатного графа | 1 | ||
3. Работа с терминами и понятиями (прием «лестница сужения и расширения понятий» | 1 | ||
4. Коллажирование как способ первичной обработки информации | 1 | ||
4. | Модуль «Наблюдение и эксперимент». | 3 | Учатся наблюдать за жизнью растений в природе. Проводят короткосрочные эксперименты, позволяющие доказать роль света в жизни растений, химический состав растительной клетки. Обрабатывают и обсуждают результаты. |
1. Эксперимент (короткосрочный, длительный) и его особенности | 1 | ||
2. Проведение экспериментов | 1 | ||
3. Выбор способа сбора данных Обработка и обсуждение данных | 1 | ||
5. | Модуль «Как работать вместе». Взаимодействие в команде. Командные роли Стратегии группового взаимодействия. Способы разрешения конфликтов | 1 | Определяют понятие «команда», «зона личного комфорта». Формируют команду, распределяют роли в команде. Включаются в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы |
6. | Модуль «Сам себе эксперт». Самооценка своей деятельности | 1 | Определяют понятия «эталон», «отметка», «оценка», «экспертиза» Осуществляют контроль, оценку, отметку на основе оценочных шкалах; рефлексию по поводу собственной оценочной деятельности; самооценку своей деятельности и ее результатов; Выступают в роли эксперта. |
7. | Модуль « Основы риторики и публичного выступления». Критерии эффективного публичного выступления. Разработка плана выступления. Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Заключительная часть выступления. Вопросы. | 1 | Готовят план и текст публичного выступления. |
6 класс.18 часов. (0,5 час в неделю)
№ | Наименование раздела, тем | Кол-во часов | Вид учебной деятельности ученика |
1. | Модуль «От проблемы к цели» 1.Описание ситуации. Постановка проблемы. Постановка цели 2. Постановка задач. Составление графика деятельности. Виды ресурсов. Планирование ресурсов | 2 1 1 | Описывают ситуацию, анализируют ее, определяют проблему. Определяют противоречия, лежащие в основе проблемы; Обоснование достижимости цели; Формулируют задачи, адекватных цели. Выстраивают последовательность действий. Рассчитывают временя, необходимое для выполнения задач. |
2. | Модуль «Работа с каталогами». 1. Поиск информации в каталоге. Самостоятельной работы с каталогами в библиотеке. | 1 | Учатся самостоятельной работе с каталогами в библиотеке. |
3. | Модуль «Работа со справочной литературой». 1.Поиск информационных лакун. Поиск и отбор информации, необходимой для заполнения информационных лакун 2. Оформление ссылок. | 1 | Отыскивают информационные лакуны (пропуск, пробел, недостающее место в тексте); Отбирают информацию в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны; 4.Оформляют ссылки на источник информации; 5.Сопоставляют информацию из разных источников |
4 | Модуль « Способы первичной обработки информации». 1.Организация информации с помощью денотатного графа 2. Работа с терминами и понятиями (прием «лестница сужения и расширения понятий». 3.Коллажирование как способ первичной обработки информации. | 3 1 1 1 | Читают текст с маркированием (прием «инсерт»). Работают с терминами и понятиями, с детотатным графом |
5. | Модуль «Наблюдение и эксперимент». 1Эксперимент длительный и его особенности. Проведение эксперимента 2. Выбор способа сбора данных. 3.Обработка и обсуждение данных. | 6 4 1 1 | Учатся наблюдать за жизнью растений в природе. Проводят длинно срочные эксперименты, Обрабатывают и обсуждают результаты. Выбирают способ сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта |
6. | Модуль «Как работать вместе» Взаимодействие в команде. Командные роли. Стратегии группового взаимодействия. Способы разрешения конфликтов. | 1 | Обозначают затруднения в командной работе и обращаются за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения). Разделяют ответственность в процессе коллективного труда. |
7. | Модуль « Сам себе эксперт» Субъективная оценка. Критерии оценки. Самооценка. Характеристики продукта. Планирование продукта. Оценка продвижения в рамках проекта. Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей | 1 | Дают самооценку своей деятельности и ее результатов; оценку с использованием эталона; Применяют критерии, исчерпывающие основные свойства продукта; планируют продукт с учетом критериев оценки; оценивают сильные и слабые стороны своей деятельности. |
8. | Модуль «Основы риторики и публичного выступления» Критерии эффективного публичного выступления. Разработка плана выступления. Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Заключительная часть выступления. Вопросы. Наглядные материалы | 1 | Готовят план и текст публичного выступления, вопросы к выступлениям других. |
9. | Модуль «Ведение дискуссии» 1.Дискуссия. Спор. Дебаты. От чего зависит эффективность дискуссии 2.Как задаются вопросы. Открытые и закрытые вопросы. | 2 1 1 | Определяют понятия «дискуссия», «спор», «дебаты». Организуют коммуникативное общение в своей проектной группе. Отрабатывают умения задавать вопросы к представленной информации |
7 класс. 35 часов. (1 час в неделю)
№ | Наименование раздела, тем | Кол-во часов | Вид учебной деятельности ученика |
1. | Модуль «От проблемы к цели». | 2 | Определяют проблему, цель, задачи. Осваивают алгоритм проведения системного анализа. Определяют противоречия, лежащие в основе проблемы. |
Описание ситуации. Постановка проблемы. Постановка цели. | 1 | ||
Постановка задач. Составление графика деятельности. Виды ресурсов. Планирование ресурсов. | 1 | ||
2. | Модуль «Работа с каталогами». | 2 | Работают с электронным каталогом. |
Нахождение нужной книги по каталогу. | 1 | ||
Поиск информации в карточном и электронном каталоге. Работа с электронным каталогом. | 1 | ||
3. | Модуль « Способы первичной обработки информации». | 2 | Составляют таблицы на основе полученных записей. Обсуждают заполненные таблицы. Составляют денотатный граф по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составляют «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждают результаты работы в группе. |
Организация информации с помощью денотатного графа. Работа с терминами и понятиями (прием «лестница сужения и расширения понятий». | 1 | ||
Коллажирование как способ первичной обработки информации. | 1 | ||
4. | Модуль «Как работать в команде» Что такое команда? Процедура принятия командного решения. Командные роли. Виды взаимодействия в группе. Роль конфликта в общении. Способы разрешения конфликтов. | 1 | Определяют и разрешают противоречия, возникающие в ходе общения. Используют ресурсы других людей для достижения собственных целей. |
5. | Модуль «Регулирование конфликтов» | 4 | Определяют и разрешают противоречия, возникающие в ходе общения Используют ресурсы других людей для достижения собственных целей. Согласуют интересы в совместном действии. Разрабатывают стратегии разрешения конфликта; Осваивают способы поведения в конфликтной ситуации, регулирования конфликтов. Применяют полученные навыки в ходе разрешения конфликтной ситуации, смоделированной учителем. |
Восприятие конфликтов. Соотнесение собственной оценки и оценки других. | 1 | ||
Выражение эмоций. Невербальная коммуникация. | 1 1 | ||
Предрассудки. Стереотипы. Дискриминация. | 1 | ||
Положительная роль конфликтов. Ступени урегулирования конфликтов. | 1 | ||
6. | Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью». | 8 | Обосновывают понятия «тест», «опрос, «экспертиза». Знакомятся со сферой применения опросных методов Проводят анкетный опроса. |
1.Тест и опрос. Цели опроса Мотивация к участию в опросе. | 1 | ||
Виды вопросов. Экспертиза вопросов. | 1 | ||
Составление опросников. | 4 | ||
Сфера применения, возможности и ограничения анкетного опроса. | 1 | ||
Сфера применения, возможности и ограничения интервьюирования. | 1 | ||
7. | Модуль «Основы риторики и публичное выступление». | 5 | Тренируются задавать вопросы, разрабатывают план выступления, готовятся к публичному выступлению. |
Критерии эффективного публичного выступления. | 1 1 | ||
Разработка плана выступления. | 1 | ||
Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. | 1 | ||
Заключительная часть выступления. Вопросы. | 1 | ||
Наглядные материалы. | |||
8. | Модуль « Сам себе эксперт» | 4 | Проводят экспертизу своей и чужой деятельности, оценивают выступление, обосновывают сильные и слабые стороны выступления, причины, способы преодоления трудностей. |
Субъективная оценка. Критерии оценки, самооценка | 1 | ||
Характеристики продукта. Планирование продукта. Оценка продвижения в рамках проекта. | 1 1 | ||
Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей | 1 | ||
9. | Модуль «Презентация продукта» | 5 | Готовят и представляют презентацию продукта. |
Типы, виды, формы презентации Целевая аудитория. Интересы целевой аудитории. | 1 | ||
Возможное содержание выступления. Структура выступления. Роль интонации во взаимодействии с аудиторией. Письменные и наглядные материалы. | 1 | ||
Подготовка и проведение презентации. | 3 | ||
10. | Модуль «Ведение дискуссии» | 2 | Отрабатывают умения задавать вопросы к представленной информации, выявляют достоинства и недостатки идеи. |
1.Доказательство. Аргументы. Примеры и иллюстрации. Опровержение. Виды вопросов. Представление позиции. | 1 | ||
2. Выявление достоинств и недостатков идеи. Экспертиза идеи. | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс. 18 часов (0,5 часа в неделю).
№ | Наименование раздела, тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. |
Модуль. «От проблемы к цели». 4 часа. | ||||
Описание ситуации. Постановка проблемы | 1 |
| ||
Постановка цели | 1 |
| ||
Постановка задач. Составление графика деятельности | 1 | |||
Виды ресурсов. Планирование ресурсов | 1 | |||
Модуль «Работа со справочной литературой. Работа с каталогом.» 4 часа. | ||||
Библиографическое описание книги. Каталожная карточка. Виды каталогов | 1 | |||
Поиск информации в каталоге | 1 | |||
Самостоятельной работы с каталогами в библиотеке | 1 | |||
Поиск информации по самостоятельно заданному параметру | 1 | |||
Модуль «Способы первичной обработки информации». 4 часа. | ||||
Чтение текста с маркированием (прием «инсерт») | 1 | |||
Организация информации с помощью денотатного графа | 1 | |||
Работа с терминами и понятиями (прием «лестница сужения и расширения понятий» | 1 | |||
Коллажирование как способ первичной обработки информации | 1 | |||
Модуль «Наблюдение и эксперимент». 3 часа. | ||||
Эксперимент (короткосрочный, длительный) и его особенности | 1 | |||
Проведение экспериментов | 1 | |||
Выбор способа сбора данных Обработка и обсуждение данных | 1 | |||
Модуль «Как работать вместе» Взаимодействие в команде. Командные роли Стратегии группового взаимодействия. Способы разрешения конфликтов | 1 | |||
Модуль. «Сам себе эксперт» Самооценка своей деятельности | 1 | |||
Модуль. « Основы риторики и публичного выступления» Критерии эффективного публичного выступления. Разработка плана выступления. Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Заключительная часть выступления. Вопросы | 1 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс. 0.5 час в неделю 18 часов
№ | Наименование раздела, тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фктическая |
1. | Модуль «От проблемы к цели» 1.Описание ситуации. Постановка проблемы. Постановка цели 2. Постановка задач. Составление графика деятельности. Виды ресурсов. Планирование ресурсов | 2 1 1 |
| |
2. | Модуль. «Работа с каталогами». 3. Поиск информации в каталоге Самостоятельной работы с каталогами в библиотеке | 1 |
| |
3. | Модуль «Работа со справочной литературой» 4.Поиск информационных лакун. Поиск и отбор информации, необходимой для заполнения информационных лакун 5. Оформление ссылок | 1 |
| |
4 | Модуль. « Способы первичной обработки информации». 6.Организация информации с помощью денотатного графа 7. Работа с терминами и понятиями (прием «лестница сужения и расширения понятий». 8.Коллажирование как способ первичной обработки информации | 3 1 1 1 |
| |
5. | Модуль «Наблюдение и эксперимент» 9,10,11,12. Эксперимент длительный и его особенности. Проведение эксперимента 13. Выбор способа сбора данных 14.Обработка и обсуждение данных | 6 4 1 1 |
| |
6. | Модуль «Как работать вместе» 15.Взаимодействие в команде. Командные роли Стратегии группового взаимодействия. Способы разрешения конфликтов | 1 |
| |
7. | 16.Модуль. « Сам себе эксперт» Субъективная оценка. Критерии оценки. самооценка Характеристики продукта. Планирование продукта. Оценка продвижения в рамках проекта. Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей | 1 | . | |
8. | 17.Модуль. «Основы риторики и публичного выступления» Критерии эффективного публичного выступления. Разработка плана выступления. Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Заключительная часть выступления. Вопросы. Наглядные материалы | 1 |
| |
9. | 18.Модуль «Ведение дискуссии» .Дискуссия. Спор. Дебаты. От чего зависит эффективность дискуссии Как задаются вопросы. Открытые и закрытые вопросы. | 1 |
|
Календарно-тематическое планирование.
7 класс. 1 час в неделю. 35 часов.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |||||||||||||||||||||||||||||
7 А | 7 В | 7 Г | 7 Д | |||||||||||||||||||||||||||||
По плану | Факт. | По плану | Факт. | По плану | Факт. | По плану | Факт. | |||||||||||||||||||||||||
Модуль . От проблемы к цели. (3 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Что такое ситуация. Описание реальной ситуации от имени вымышленного лица. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуация. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Деление реальной ситуации на признаки. Описание ситуации в рамках проекта. | 1 | 06.09. | 07.09. | 07.09. | 07.09. | |||||||||||||||||||||||||||
Нахождение противоречий. Что такое цель. Что значит поставить цель. Разные способы достижения поставленной цели. Практические работы №1: 1.Анализ проблемы; способов разрешения проблемы; 2.Описание и анализ ситуацию, в которой возникает проблема; 3.Формулировка проблемы 4 Определение противоречий, лежащие в основе проблемы. | 1 | 13.09. | 14.09. | 14.09. | 14.09. | |||||||||||||||||||||||||||
Что такое ресурсы. Выявление ресурсов. | 1 | 20.09. | 21.09. | 21.09. | 21.09. | |||||||||||||||||||||||||||
Модуль. Работа с каталогами. (1час). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу. Поиск информации в карточном и электронном каталоге Практическая работа № 2: «Работы с электронным каталогом». | 1 | 27.09. | 28.09. | 28.09. | 28.09. | |||||||||||||||||||||||||||
Модуль. Способы первичной обработки информации. (2 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтение текста с пометами («инсерт). Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе. Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему. Знакомство с видами справочной литературы и способами размещения информации в справочной литературе. Оформление ссылок. | 1 | 04.10. | 05.10. | 05.10. | 05.10. | |||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа №3. 1.Работы со справочной литературой; 2.Поиск информационных лакун (пропуск, пробел, недостающее место в тексте); 3.Отбор информации в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны; 4.Оформление ссылок на источник информации; 5.Сопоставление информации из разных источников. | 1 | 11.10. | 12.10. | 12.10. | 12.10. | |||||||||||||||||||||||||||
Модуль .«Как работать в команде». (1час). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Что такое команда? Процедура принятия командного решения. Командные роли. Виды взаимодействия в группе. Роль конфликта в общении. Способы разрешения конфликтов Практическая работа №4. 1.Определение и разрешение противоречий, возникающих в ходе общения 2.Использование ресурсов других людей для достижения собственных целей 3.Согласование интересов в совместном действии. | 1 | 18.10. | 19.10. | 19.10. | 19.10. | |||||||||||||||||||||||||||
Модуль. «Регулирование конфликтов». (4 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Восприятие конфликтов. Соотнесение собственной оценки и оценки других. | 1 | 25.10. | 26.10. | 26.10. | 26.10. | |||||||||||||||||||||||||||
Выражение эмоций. Невербальная коммуникация. | 1 | 01.11. | 02.11. | 02.11. | 02.11. | |||||||||||||||||||||||||||
Предрассудки. Стереотипы. Дискриминация. | 1 | 15.11. | 16.11. | 16.11. | 16.11. | |||||||||||||||||||||||||||
Положительная роль конфликтов. Ступени урегулирования конфликтов | 1 | 22.11. | 23.11. | 23.11. | 23.11. | |||||||||||||||||||||||||||
Модуль. «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью» (8 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест и опрос. Цели опроса Мотивация к участию в опросе. | 1 | 29.11. | 30.11. | 30.11. | 30.11. | |||||||||||||||||||||||||||
Виды вопросов. Экспертиза вопросов | 1 | 06.12. | 07.12. | 07.12. | 07.12. | |||||||||||||||||||||||||||
Составление опросников. | 4 | 13.12. 20.12. 27.12. | 14.12. 21.12. 28.12. | 14.12. 21.12. 28.12. | 14.12. 21.12. 28.12. | |||||||||||||||||||||||||||
Сфера применения, возможности и ограничения анкетного опроса. | 1 | . | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сфера применения, возможности и ограничения интервьюирования Практическая работа № 5. Ознакомление со сферой применения опросных методов; возможностями и ограничениями тех или иных методов. Создание положительной мотивации к участию в опросе. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль. «Основы риторики и публичное выступление» (5 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии эффективного публичного выступления. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка плана выступления. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительная часть выступления. Вопросы. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
.Наглядные материалы. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль. « Сам себе эксперт». (4 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Субъективная оценка. Критерии оценки. самооценка | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики продукта. Планирование продукта. | 1 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка продвижения в рамках проекта. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль «Презентация продукта». (5 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Типы, виды, формы презентации Целевая аудитория. Интересы целевой аудитории. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Возможное содержание выступления. Структура выступления. Роль интонации во взаимодействии с аудиторией Письменные и наглядные материалы | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка и проведение презентации | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль «Ведение дискуссии» (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Доказательство. Аргументы. Примеры и иллюстрации. Опровержение. Виды вопросов. Представление позиции. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Выявление достоинств и недостатков идеи. Экспертиза идеи | 1 |
8 класс 35 часов 1 час в неделю
№ | Наименование раздела, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
1.
| Модуль «От проблемы к цели». 1.Описание и анализ ситуации. Постановка и анализ проблемы. Формулирование темы проекта. 2. От проблемы к цели. Постановка задач. Разбиение задач на шаги. 3. Составление плана деятельности. Планирование деятельности в рамках текущего проекта.
| 3 1 2 | Анализируют проблемы, способы разрешения проблемы; описывают и анализируют ситуации, в которой возникает проблема; определяют противоречия, лежащего в основе проблемы. Обосновывают достижимости цели. |
Практическая работа над проектом. | |||
2. | Модуль «Анализ и планирование ресурсов». 1. Виды ресурсов. 2. Создание ресурсов. Усовершенствование продукта . 3. Создание ресурсов. Разработка нового продукта. | 3 1 2 | Осваивают алгоритм проведения системного анализа, различные методы выбора наилучшего решения. Практическая работа. |
3. | Модуль. «Продвижение продукта». 1.Потребности и блага. Позиционирование на рынке. Продвижение продукта на рынке. Представление результата проекта. | 3 1 2 | Изучают закономерности, лежащие в основе рыночной успешности товара или услуги, описывают ситуацию, в которой возникают потребности. Выстраивают системы мер по продвижению продукта. Представляют проект. |
4. | Модуль «Как работать в команде». 1.Роли участников группового взаимодействия. Виды взаимодействия в группе. Работа в группах над проектом. | 1 2 | Распределяют роли в группе. Практическая работа. |
5. | Модуль «Регулирование конфликтов». 1.Моя картина конфликта. 2. Оценка личностного потенциала участников конфликта. 3. Формы общения. 4. Барьеры общения. 5. Стратегия разрешения конфликта. | 2 | Разрабатывают стратегии разрешения конфликта. Осваивают способы поведения в конфликтной ситуации, регулирования конфликтов. |
6. | Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью». 1.Характеристика опросных методов. 2. Вопрос как инструмент опроса. 3. Анкетный опрос. | 2 | Проводят анкетный опрос. |
7. | Модуль «Проведение анализа». 1.Понятие. 2.Суждение. 3. Умозаключение. 4. Анализ информации. | 2 | Осваивают приемы: определения и анализа понятия; классификации; выдвижения и анализа умозаключений; сравнительного анализа; анализа причинно-следственных связей. Практическая работа над проектом. |
8. | Модуль «Аргументация». 1.Доказательство. 2. Опровержение. 3. Логика вопросов и ответов. 4. Дискуссия. | 3 1 2 | Обосновывают структуру доказательств. Составляют тезисы к проекту. Обосновывают опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации. Практическая работа над проектом. |
9. | Модуль. «Основы риторики и публичное выступление». 1.Как сделать публичное выступление успешным. (подготовительный этап) 2. Планирование публичного выступления. 3. «...Как слово наше отзовется» Публичное выступление. | 3 1 2 | Тренируются задавать вопросы. Выступают публично. |
10. | Модуль «Ведение дискуссии». 1. Что такое дискуссия? Речевые обороты, допустимые при ведении дискуссии. 2. Активное слушание. Вопросы. Тренинг умения задавать вопросы 3. Аргументация. Коммуникативная игра. | 2 | Отрабатывают умения задавать вопросы к представленной информации. Используют в речи риторические приемы. |
11. | Модуль «Презентация продукта». 1.Презентация как вид деловой коммуникации. Типы, виды и формы презентации. Целевая аудитория. 2. Планирование презентации. Коммуникативные барьеры. 3. Как помочь аудитории воспринимать информацию. 4. Подготовка и проведение презентации. | 6 2 4 | Выполняют практикум по использованию различных коммуникативных приемов в процессе презентации. Проводят анализ различных типов аудитории. Планируют основные шаги для организации публичной презентации продукта; Прогнозируют возможную реакцию аудитории на представляемый продукт и способ его преподнесения; Используют наглядные материалы во время проведения презентации. |
12. | Повторение и обобщение материала. | 2 | |
13. | Представление проектов. | 4 |
Календарно – тематическое планирование. 8 класс 35 часов
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | проведения |
По плану | фактически | |||
1 | От проблемы к цели. | 3 | 7.09 14.09. 21.09. | |
2 | Анализ и планирование ресурсов. | 3 | 28.09. 5.10. 12.10 | |
3 | Продвижение продукта. | 3 | 19.10 26.10 | |
4 | Как работать в команде. | 1 | 2.11 | |
5 | Регулирование конфликтов. | 2 | 16.11 23.11 | |
6 | Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью. | 2 | 30.11 7.12 | |
7 | Проведение анализа. | 2 | 14.12 21.12 | |
8 | Аргументация. | 3 | 28.12 18.01. 25.01 | |
9 | Основы риторики и публичное выступление. | 3 | 1.02. 8.02. 15.02. | |
10 | Ведение дискуссии. | 3 | 22.02 1.03. 15.03. 22.03 | |
11 | Презентация продукта. | 6 | 22.03 5.04. 12.04. 19.04. 26.04. 3.05.10.05 | |
12 | Повторение и обобщение материала. | 2 | 10.05 17.05. 24.05. | |
13 | Представление продукта. | 4 | 24.05. |
Календарно-тематическое планирование.
7 «Б» класс. 35 часов 1час в неделю
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | проведения |
По плану | фактически | |||
Модуль От проблемы к цели. (3 часа). | ||||
Что такое ситуация. Описание реальной ситуации от имени вымышленного лица. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуация. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Деление реальной ситуации на признаки. Описание ситуации в рамках проекта. | 1 | Сентябрь 3 | ||
Нахождение противоречий. Что такое цель. Что значит поставить цель. Разные способы достижения поставленной цели. Практические работы №1: 1.Анализ проблемы; способов разрешения проблемы; 2.Описание и анализ ситуацию, в которой возникает проблема; 3.Формулировка проблемы 4 Определение противоречий, лежащие в основе проблемы | 1 | 10 | ||
Что такое ресурсы. Выявление ресурсов. | 1 | 17 | ||
Модуль Работа с каталогами. (1час). | ||||
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу. Поиск информации в карточном и электронном каталоге. Практическая работа № 2: «Работы с электронным каталогом» | 1 | 24 | ||
Модуль. Способы первичной обработки информации. (2 часа). | ||||
Чтение текста с пометами («инсерт). Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе. Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему. Знакомство с видами справочной литературы и способами размещения информации в справочной литературе. Оформление ссылок. | 1 | Октябрь 1 | ||
Практическая работа №3 1.Работы со справочной литературой; 2.Поиск информационных лакун (пропуск, пробел, недостающее место в тексте); 3.Отбор информации в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны; 4.Оформление ссылок на источник информации; 5.Сопоставление информации из разных источников | 1 | 8 | ||
Модуль «Как работать в команде» (1час). | ||||
Что такое команда? Процедура принятия командного решения. Командные роли. Виды взаимодействия в группе. Роль конфликта в общении. Способы разрешения конфликтов. Практическая работа №4 1.Определение и разрешение противоречий, возникающих в ходе общения 2.Использование ресурсов других людей для достижения собственных целей 3.Согласование интересов в совместном действии | 1 | 15 | ||
Модуль «Регулирование конфликтов» (4 часа). | ||||
Восприятие конфликтов. Соотнесение собственной оценки и оценки других. | 1 | 22 | ||
Выражение эмоций. Невербальная коммуникация. | 1 | 29 | ||
Предрассудки. Стереотипы. Дискриминация. | 1 | Ноябрь 19 | ||
Положительная роль конфликтов. Ступени урегулирования конфликтов. | 1 | 26 | ||
Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью» (8 часов) | ||||
Тест и опрос. Цели опроса Мотивация к участию в опросе. | 1 | 3 | ||
Виды вопросов. Экспертиза вопросов | 1 | Декабрь 10 | ||
Составление опросников. | 4 | 17 | ||
Сфера применения, возможности и ограничения анкетного опроса. | 1 | 21 | ||
Сфера применения, возможности и ограничения интервьюирования. Практическая работа №5 Ознакомление со сферой применения опросных методов; возможностями и ограничениями тех или иных методов. Создание положительной мотивации к участию в опрос. | 1 | 30 | ||
Модуль «Основы риторики и публичное выступление» (5 часов). | ||||
Критерии эффективного публичного выступления. | 1 | |||
Разработка плана выступления. | 1 | |||
Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. | 1 | |||
Заключительная часть выступления. Вопросы. | 1 | |||
Наглядные материалы | 1 | |||
Модуль « Сам себе эксперт» (4 часа) | ||||
Субъективная оценка. Критерии оценки. Самооценка. | 1 | |||
Характеристики продукта. Планирование продукта. | 1 1 | |||
Оценка продвижения в рамках проекта. | 1 | |||
Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей | ||||
Модуль «Презентация продукта» (5 часов) | ||||
Типы, виды, формы презентации Целевая аудитория. Интересы целевой аудитории. | 1 | |||
Возможное содержание выступления. Структура выступления. Роль интонации во взаимодействии с аудиторией Письменные и наглядные материалы. | 1 | |||
Подготовка и проведение презентации. | 3 | |||
Модуль «Ведение дискуссии» (2 часа) | ||||
Доказательство. Аргументы. Примеры и иллюстрации. Опровержение. Виды вопросов. Представление позиции. | 1 | |||
Выявление достоинств и недостатков идеи. Экспертиза идеи. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам проектной деятельности
Рабочая программа по Основам проектной деятельности для 5-6 классов в рамках внедрения ФГОС ООО...
Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс
Данный материалсодержит подробное календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс в основной школе....
Рабочая программа по основам проектной деятельности
Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности и подготовку учащихся таким образом к разработке и реали...
Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса
Курс предназначен для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...
Рабочая программа кружка "Основы проектной деятельности" 9 класс
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Ро...
Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" 9 класс
Рабочая программа - часть курса внеурочной деятельности, рассчитанного на преподавание в 6-9 классах...
Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса
Курс предназначен для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...