Рабочая программа по основам проектной деятельности 5-8 классы.
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Программа составлена на основе  программы учебного курса «Основы проектной деятельности школьника» Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. проф. Е.Я.Когана.- Самара.: издательство «Учебная литература», 2009.

 Примерные программы проектной и исследовательской деятельности школьников.

Л.А.Громова. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2015г

Курс «Основы проектной деятельности» изучается в начале обучения в средней школе (5 класс) и является школьным компонентом базисного учебного плана.Программа по основам проектной деятельности сотавлена для обучающихся 5-8 классов. Она включает календарно - тематическое планирование по каждому классу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochiy_variant_programmyopd.doc416.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Новоусманская средняя общеобразовательная школа № 3»

        

«Рассмотрено»

на заседании                               «Согласовано»                                        Утверждаю                              ШМО                                        Зам. директора по УВР                                 И. о. директора  

Н.В.Пономарева                      В.А. Кульбака                                                   И. В. Царев

Пр. № ___от «___»______2016г.  «___»________2016 г.         «____»_________2016 г.

                                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                             основного общего образования

                                       по основам проектной деятельности

                                            для обучающихся 5-9-х классов

                                              на 2016 — 2017 учебный год

                                                                                                             Учитель: Пономарева Н.В.

                                                                                                                              Рудницкая Н.А.

 Мешалкина О. А.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

       компонента Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию, - М.: «Просвещение», 2010.

  • Программы учебного курса «Основы проектной деятельности школьника» Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. проф. Е.Я.Когана.- Самара: издательство «Учебная литература», 2009.
  • Примерные программы проектной и исследовательской деятельности школьников.

Л.А. Громова. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2015 г.

  • Положения о Рабочей программе отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) педагога, реализующего ФГОС ООО.

По своей структуре курс ОПД представляет собой отдельные модули в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 18 часов в год  (по 0,5 час в неделю) в 5- 6-х классах, в 7 -9-х классах –  в течение 35 часов в год  (по 1 часу в неделю).

Модули программы

Ключевые компетентности

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Компетентность решения проблем

От проблемы к цели

От проблемы к цели.

Анализ и планирование ресурсов.

Продвижение продукта на рынке.

Сам себе эксперт

Информационная компетентность

Работа с каталогами

Работа со справочной литературой

Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью.

Способы первичной обработки информации.

Проведение анализа.

Аргументация.

Коммуникативная компетентность

Как работать вместе.

Как работать в команде.

Ведение дискуссии.

Регулирование конфликта.

Презентация продукта.

Основы риторики и публичное выступление.

Темы  проектов для обучающихся 5-х классов:

Темы проектов для обучающихся 6-х классов:

  • «Как радиация помогает и вредит здоровью человека» 
  • «Чудеса России»
  • « Язык рекламы»
  • «Золотое сечение»
  • «Его Величество Портфель».
  • «Моя квартира как экологическая среда».
  • «Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки».

Темы исследовательских проектов по биологии  для обучающихся 7 класса

  1. Домашние питомцы — кого выбрать?
  2. Домашние животные в жизни людей
  3. Животные-синоптики.
  4. Животное: друг или игрушка?
  5. Изучение беспозвоночных животных вблизи реки.
  6. Культура содержания домашних животных
  7. Сон и разум у животных
  8. Видовой состав птиц в селе.
  9. Воробьи
  10. Выведение цыплят в домашнем инкубаторе
  11. Изучение поведения птиц в домашних условиях.
  12. Как вырастить цыплят в домашних условиях.
  13. Процесс выведения цыплят в домашних условиях с использованием инкубатора.
  14. Строительный материал птичьих гнезд.
  15. Домашние насекомые — это наши сожители или вредители?
  16. Бездомные собаки в селе.
  17. Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.
  18. Автомобильный транспорт в городе: проблемы и пути их решения.
  19. Атомная энергетика — плюсы и минусы
  20. Влияние излучения сотового телефона на мальков гуппи.
  21. Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овса.
  22. Отходы — источник загрязнения и место жительства живых организмов.
  23. Проблема твердых бытовых отходов в сельской местности.

  • Темы исследовательских проектов  по  «Биологии и экологии» 8 класс 
    Ароматерапия – влияние на организм.
    Витаминная азбука
    Вкусовые галлюцинации.
    Влияние гормонов на рост и развитие человека.
    Влияние магнитного поля на организмы
    Влияние наркотических веществ на здоровье человека.
    Влияние татуировки и пирсинга на организм
    Влияние шоколада на организм человека
    Враги кровообращения.

Вред или польза от косметики
Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Горькая правда о горьком пиве                                                                                                                                  «Е» в продуктах: вредно ли это?
Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы.
Иммунитет на страже здоровья человека
Использование принципа строения костей в архитектуре.
   Исследование уровня развития плоскостопия среди учащихся 1-8 классов.
   Негативное воздействие шума

Продукты, полезные для глаз.
Профилактика заболеваний сердца
Путешествие по пищеварительной системе.

Роль молочно-кислых бактерий в жизни человека
 Санитарно-гигиенические требования сна. 
Секреты долголетия
Слуховой анализатор. Гигиена слуха.
Сон и сновидения.
Фитопрепараты в современной медицине.
 

Планируемые предметные результаты.

- формирование предпосылок для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»),

- умение работать в группе, в позиции «взрослого»,

- контрольно - оценочная самостоятельность,   работа с моделями (графико-

знаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия),

- использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;

- освоение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия младшего подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;

- освоение способов работы с  текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания;

         - планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;

– производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;

– выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;

– выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.

-планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам Интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, Интернет - сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;

- находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами событий, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями;

- оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора (негативное или позитивное отношение к событиям и т. д.) и использованные им приемы (неожиданность поворота событий и т. д.),

- выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;

- обнаруживать недостаточность или неясность данных; формулировать вопросы к учителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

- сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находить

необходимую информацию во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на рисунке и т. д.); выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт.

                                                         

Содержание курса

Курс «Основы проектной деятельности» состоит из отдельных модулей.

Каждый модуль в рамках курса автономен и самодостаточен, отдельные темы дублируются (например, невербальная коммуникация и активное слушание в модулях «Основы риторики и публичное выступление» и «Регулирование конфликтов»). Это позволяет комбинировать, выстраивать различные сочетания и последовательности освоения учебных модулей в зависимости от возможностей учащихся, педагогов и специфики школы.

                                         

Содержание предмета, курса с указанием  основных видов деятельности

5 класс. 18 часов. (0,5 час в неделю)

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Вид учебной деятельности ученика

1

Модуль. «От проблемы к цели».

4

Описывают ситуацию, анализируют  ее, определяют проблему. Определяют цель, задачи, ресурсы к проекту. Составляют график деятельности.

Планируют ресурсы.

1.Описание ситуации. Постановка проблемы.

1

2. Постановка цели.

1

3. Постановка задач. Составление графика деятельности.

1

4. Виды ресурсов. Планирование ресурсов.

1

2

Модуль «Работа со справочной литературой. Работа с каталогом.»

4

Работают самостоятельно  в библиотеке с каталогом, ищут информацию по  в каталоге по заданному параметру. Работают со справочной литературой.

1.Библиографическое описание книги. Каталожная карточка. Виды каталогов.

1

2. Поиск информации в каталоге

1

3. Самостоятельной работы с каталогами в библиотеке.

1

4. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.

1

3.

Модуль «Способы первичной обработки информации»

4

Устанавливают  параметры поиска.

Читают текст с маркированием.

1.Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»)

1

2. Организация информации с помощью денотатного графа

1

3. Работа с терминами и понятиями (прием «лестница сужения и расширения понятий»

1

4. Коллажирование как способ первичной обработки информации

1

4.

Модуль «Наблюдение и эксперимент».

3

Учатся наблюдать за жизнью растений в природе. Проводят короткосрочные эксперименты, позволяющие доказать роль света в жизни растений, химический состав растительной клетки. Обрабатывают и обсуждают результаты.

1. Эксперимент (короткосрочный, длительный) и его особенности

1

2. Проведение экспериментов

1

3. Выбор способа сбора данных

Обработка и обсуждение данных

1

5.

Модуль «Как работать вместе». 

Взаимодействие в команде. Командные роли

Стратегии группового взаимодействия. Способы разрешения конфликтов

1

Определяют понятие «команда», «зона личного комфорта». Формируют команду, распределяют роли в команде. Включаются в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы

6.

Модуль  «Сам себе эксперт».

Самооценка своей деятельности

1

Определяют понятия «эталон», «отметка», «оценка», «экспертиза»

Осуществляют контроль, оценку, отметку на основе оценочных шкалах; рефлексию по поводу собственной оценочной деятельности; самооценку своей деятельности и ее результатов;

Выступают в роли эксперта.

7.

Модуль « Основы риторики и публичного выступления».

Критерии эффективного публичного выступления. Разработка плана выступления. Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Заключительная часть выступления. Вопросы.

1

Готовят план и текст публичного выступления.

 

6 класс.18 часов. (0,5 час в неделю)

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Вид учебной деятельности ученика

1.

Модуль «От проблемы к цели»

1.Описание ситуации. Постановка проблемы. Постановка цели

2. Постановка задач. Составление графика деятельности.  Виды ресурсов. Планирование ресурсов

2

1

1

Описывают ситуацию, анализируют  ее, определяют проблему.  Определяют противоречия, лежащие в основе проблемы; Обоснование достижимости цели;

Формулируют задачи, адекватных цели.

Выстраивают последовательность действий.

Рассчитывают временя, необходимое для выполнения задач.

2.

Модуль   «Работа с каталогами».

1. Поиск информации в каталоге.

 Самостоятельной работы с каталогами в библиотеке.

1

Учатся самостоятельной работе с каталогами в библиотеке.

3.

Модуль «Работа со справочной литературой».

1.Поиск информационных лакун. Поиск и отбор информации, необходимой для заполнения информационных лакун

2. Оформление ссылок.

1

Отыскивают информационные лакуны (пропуск, пробел, недостающее место в тексте);

Отбирают информацию в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны;

4.Оформляют ссылки на источник информации;

5.Сопоставляют информацию из разных источников

4

Модуль « Способы первичной обработки информации».

1.Организация информации с помощью денотатного графа

2. Работа с терминами и понятиями (прием «лестница сужения и расширения понятий». 3.Коллажирование как способ первичной обработки информации.

3

1

1

1

Читают текст с маркированием (прием «инсерт»). Работают с терминами и понятиями, с детотатным графом

5.

Модуль «Наблюдение и эксперимент».

1Эксперимент длительный и его особенности. Проведение эксперимента

2. Выбор способа сбора данных.

3.Обработка и обсуждение данных.

6

4

1

1

Учатся наблюдать за жизнью растений в природе. Проводят длинно срочные эксперименты, Обрабатывают и обсуждают результаты.  Выбирают способ сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта

6.

Модуль «Как работать вместе» 

Взаимодействие в команде. Командные роли.

Стратегии группового взаимодействия. Способы разрешения конфликтов.

1

Обозначают затруднения в командной работе и обращаются за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения).

Разделяют ответственность в процессе коллективного труда.

7.

Модуль « Сам себе эксперт»

Субъективная оценка. Критерии оценки. Самооценка.

Характеристики продукта. Планирование продукта. Оценка продвижения в рамках проекта.

Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей

1

Дают самооценку своей деятельности и ее результатов;

оценку с использованием эталона;

Применяют критерии, исчерпывающие основные свойства продукта; планируют продукт с учетом критериев оценки; оценивают сильные и слабые стороны своей деятельности.

8.

Модуль «Основы риторики и публичного выступления»

Критерии эффективного публичного выступления. Разработка плана выступления. Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Заключительная часть выступления. Вопросы. Наглядные материалы

1

Готовят план и текст публичного выступления, вопросы к выступлениям других.

9.

Модуль «Ведение дискуссии»

1.Дискуссия. Спор. Дебаты. От чего зависит эффективность дискуссии

2.Как задаются вопросы. Открытые и закрытые вопросы.

2

1

1

Определяют понятия «дискуссия», «спор», «дебаты». Организуют коммуникативное общение в своей проектной группе. Отрабатывают умения задавать вопросы к представленной информации

7 класс. 35 часов. (1 час в неделю)

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Вид учебной деятельности ученика

1.

Модуль «От проблемы к цели».

2

Определяют проблему, цель, задачи. Осваивают  алгоритм проведения системного анализа. Определяют противоречия, лежащие в основе проблемы.

 Описание ситуации. Постановка проблемы. Постановка цели.

1

Постановка задач. Составление графика деятельности.  Виды ресурсов. Планирование ресурсов.

1

2.

Модуль «Работа с каталогами».

2

Работают с электронным каталогом.

Нахождение нужной книги по каталогу.

1

Поиск информации в карточном и электронном каталоге.

Работа с электронным каталогом.

1

3.

Модуль « Способы первичной обработки информации».

2

Составляют таблицы на основе полученных записей. Обсуждают заполненные таблицы. Составляют денотатный граф по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составляют «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждают результаты работы в группе.

Организация информации с помощью денотатного графа.

Работа с терминами и понятиями (прием «лестница сужения и расширения понятий».

1

Коллажирование как способ первичной обработки информации.

1

4.

Модуль «Как работать в команде»

Что такое команда? Процедура принятия командного решения. Командные роли.  Виды взаимодействия в группе.  Роль конфликта в общении.  Способы разрешения конфликтов.

1

Определяют и разрешают противоречия, возникающие в ходе общения.

Используют ресурсы других людей для достижения собственных целей.

5.

Модуль «Регулирование конфликтов»

4

Определяют и разрешают противоречия, возникающие в ходе общения

Используют ресурсы других людей для достижения собственных целей.

Согласуют интересы в совместном действии.

Разрабатывают стратегии разрешения конфликта;

Осваивают способы поведения в конфликтной ситуации, регулирования конфликтов.

Применяют полученные навыки в ходе разрешения конфликтной ситуации, смоделированной учителем.

Восприятие конфликтов. Соотнесение собственной оценки и оценки других.

1

Выражение эмоций. Невербальная коммуникация.

1

1

 Предрассудки. Стереотипы. Дискриминация.

1

 Положительная роль конфликтов. Ступени урегулирования конфликтов.

1

6.

Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью».

8

Обосновывают понятия «тест», «опрос, «экспертиза». Знакомятся со сферой применения опросных методов

Проводят анкетный опроса.

1.Тест и опрос. Цели опроса Мотивация к участию в опросе. 

1

Виды вопросов. Экспертиза вопросов.

1

Составление опросников. 

4

Сфера применения, возможности и

ограничения анкетного опроса. 

1

Сфера применения, возможности и ограничения интервьюирования.

1

7.

Модуль «Основы риторики и публичное выступление».

5

Тренируются задавать вопросы, разрабатывают план выступления, готовятся к публичному выступлению.

Критерии эффективного публичного выступления.

1

1

Разработка плана выступления.

1

Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. 

1

Заключительная часть выступления. Вопросы.

1

 Наглядные материалы.

8.

Модуль « Сам себе эксперт»

4

Проводят экспертизу своей и чужой деятельности, оценивают выступление, обосновывают  сильные и слабые стороны выступления, причины, способы преодоления трудностей.

Субъективная оценка. Критерии оценки, самооценка

1

Характеристики продукта. Планирование продукта.

Оценка продвижения в рамках проекта.

1

1

Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей

1

9.

Модуль «Презентация продукта»

5

Готовят и представляют презентацию продукта.

Типы, виды, формы презентации Целевая  аудитория. Интересы целевой аудитории.

1

 Возможное содержание выступления. Структура выступления. Роль интонации во взаимодействии с аудиторией. Письменные и наглядные материалы.

1

Подготовка и проведение презентации.

3

10.

Модуль «Ведение дискуссии»

2

Отрабатывают умения задавать вопросы к представленной информации, выявляют достоинства и недостатки идеи.

1.Доказательство. Аргументы. Примеры и иллюстрации. Опровержение. Виды вопросов. Представление позиции.

1

2. Выявление достоинств и недостатков идеи. Экспертиза идеи.

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс. 18 часов (0,5 часа в неделю).

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт.

Модуль. «От проблемы к цели». 4 часа.

Описание ситуации. Постановка проблемы

1

 

Постановка цели

1

 

Постановка задач. Составление графика деятельности

1

Виды ресурсов. Планирование ресурсов

1

Модуль «Работа со справочной литературой. Работа с каталогом.» 4 часа.

Библиографическое описание книги. Каталожная карточка. Виды каталогов

1

 Поиск информации в каталоге

1

Самостоятельной работы с каталогами в библиотеке

1

Поиск информации по самостоятельно заданному параметру

1

Модуль «Способы первичной обработки информации». 4 часа.

Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»)

1

Организация информации с помощью денотатного графа

1

Работа с терминами и понятиями (прием «лестница сужения и расширения понятий»

1

 Коллажирование как способ первичной обработки информации

1

Модуль «Наблюдение и эксперимент». 3 часа.

Эксперимент (короткосрочный, длительный) и его особенности

1

 Проведение экспериментов

1

Выбор способа сбора данных

Обработка и обсуждение данных

1

Модуль «Как работать вместе» 

Взаимодействие в команде. Командные роли

Стратегии группового взаимодействия. Способы разрешения конфликтов

1

Модуль.  «Сам себе эксперт»

Самооценка своей деятельности

1

Модуль. « Основы риторики и публичного выступления»

Критерии эффективного публичного выступления. Разработка плана выступления. Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Заключительная часть выступления. Вопросы

1

Календарно-тематическое планирование 6 класс. 0.5 час в неделю 18 часов

 

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фктическая

1.

Модуль «От проблемы к цели»

1.Описание ситуации. Постановка проблемы. Постановка цели

2. Постановка задач. Составление графика деятельности.  Виды ресурсов. Планирование ресурсов

2

1

1

 

2.

Модуль.  «Работа с каталогами».

3. Поиск информации в каталоге

 Самостоятельной работы с каталогами в библиотеке

1

 

3.

Модуль «Работа со справочной литературой»

4.Поиск информационных лакун. Поиск и отбор информации, необходимой для заполнения информационных лакун

5. Оформление ссылок

1

 

4

Модуль. « Способы первичной обработки информации».

6.Организация информации с помощью денотатного графа

7. Работа с терминами и понятиями (прием «лестница сужения и расширения понятий». 8.Коллажирование как способ первичной обработки информации

3

1

1

1

 

5.

Модуль «Наблюдение и эксперимент»

9,10,11,12. Эксперимент длительный и его особенности. Проведение эксперимента

13. Выбор способа сбора данных

14.Обработка и обсуждение данных

6

4

1

1

 

6.

Модуль «Как работать вместе» 

15.Взаимодействие в команде. Командные роли

Стратегии группового взаимодействия. Способы разрешения конфликтов

1

 

7.

16.Модуль. « Сам себе эксперт»

Субъективная оценка. Критерии оценки. самооценка

Характеристики продукта. Планирование продукта. Оценка продвижения в рамках проекта.

Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей

1

 .

8.

17.Модуль. «Основы риторики и публичного выступления»

Критерии эффективного публичного выступления. Разработка плана выступления. Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Заключительная часть выступления. Вопросы. Наглядные материалы

1

 

9.

18.Модуль «Ведение дискуссии»

.Дискуссия. Спор. Дебаты. От чего зависит эффективность дискуссии

Как задаются вопросы. Открытые и закрытые вопросы.

1

 

Календарно-тематическое планирование.

7 класс. 1 час в неделю. 35 часов.

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения

7 А

7 В

7 Г

7 Д

По плану

Факт.

По плану

Факт.

По плану

Факт.

По плану

Факт.

Модуль . От проблемы к цели. (3 часа).

 Что такое ситуация. Описание реальной ситуации от имени вымышленного лица. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуация.  Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Деление реальной ситуации на признаки. Описание ситуации в рамках проекта.

1

06.09.

07.09.

07.09.

07.09.

Нахождение противоречий. Что такое цель. Что значит поставить цель. Разные способы достижения поставленной цели.

Практические работы №1:

1.Анализ проблемы; способов разрешения проблемы;

2.Описание и анализ ситуацию, в которой возникает проблема;

3.Формулировка проблемы

4 Определение противоречий, лежащие в основе проблемы.

1

13.09.

14.09.

14.09.

14.09.

Что такое ресурсы. Выявление ресурсов.

1

20.09.

21.09.

21.09.

21.09.

Модуль. Работа с каталогами. (1час).

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу. Поиск информации в карточном и электронном каталоге

Практическая работа

№ 2:

«Работы с электронным каталогом».

1

27.09.

28.09.

28.09.

28.09.

Модуль. Способы первичной обработки информации. (2 часа).

Чтение текста с пометами («инсерт). Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.     Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему. Знакомство с видами справочной литературы и способами размещения информации в справочной литературе. Оформление ссылок.

1

04.10.

05.10.

05.10.

05.10.

 Практическая работа №3.

1.Работы со справочной литературой;

2.Поиск информационных лакун (пропуск, пробел, недостающее место в тексте);

3.Отбор информации в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны;

4.Оформление ссылок на источник информации;

5.Сопоставление информации из разных источников.

1

11.10.

12.10.

12.10.

12.10.

Модуль .«Как работать в команде». (1час).

Что такое команда? Процедура принятия командного решения. Командные роли.  Виды взаимодействия в группе.  Роль конфликта в общении.  Способы разрешения конфликтов  Практическая работа №4.

1.Определение и разрешение противоречий, возникающих в ходе общения

2.Использование ресурсов других людей для достижения собственных целей

3.Согласование интересов в совместном действии.

1

18.10.

19.10.

19.10.

19.10.

Модуль. «Регулирование конфликтов».  (4 часа).

Восприятие конфликтов. Соотнесение собственной оценки и оценки других.

1

25.10.

26.10.

26.10.

26.10.

 Выражение эмоций. Невербальная коммуникация. 

1

01.11.

02.11.

02.11.

02.11.

Предрассудки. Стереотипы. Дискриминация.

1

15.11.

16.11.

16.11.

16.11.

 Положительная роль конфликтов. Ступени урегулирования конфликтов

1

22.11.

23.11.

23.11.

23.11.

Модуль. «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью» (8 часов)

Тест и опрос. Цели опроса Мотивация к участию в опросе. 

1

29.11.

30.11.

30.11.

30.11.

Виды вопросов. Экспертиза вопросов

1

06.12.

07.12.

07.12.

07.12.

 Составление опросников. 

4

13.12.

20.12.

27.12.

14.12.

21.12.

28.12.

14.12.

21.12.

28.12.

14.12.

21.12.

28.12.

Сфера применения, возможности и ограничения анкетного опроса.

1

.

 Сфера применения, возможности и ограничения интервьюирования

Практическая работа № 5.

Ознакомление со сферой применения опросных методов; возможностями и ограничениями тех или иных методов. Создание положительной мотивации к участию в опросе.

1

Модуль. «Основы риторики и публичное выступление» (5 часов).

Критерии эффективного публичного выступления.

1

Разработка плана выступления.

1

Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. 

1

Заключительная часть выступления. Вопросы.

1

.Наглядные материалы.

1

Модуль. « Сам себе эксперт». (4 часа).

Субъективная оценка. Критерии оценки. самооценка

1

Характеристики продукта. Планирование продукта.

1

1

Оценка продвижения в рамках проекта.

1

Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей

Модуль «Презентация продукта». (5 часов).

Типы, виды, формы презентации Целевая  аудитория. Интересы целевой аудитории.

1

Возможное содержание выступления. Структура выступления. Роль интонации во взаимодействии с аудиторией Письменные и наглядные материалы

1

Подготовка и проведение презентации

3

Модуль «Ведение дискуссии» (2 часа)

Доказательство. Аргументы. Примеры и иллюстрации. Опровержение. Виды вопросов. Представление позиции.

1

Выявление достоинств и недостатков идеи. Экспертиза идеи

1

                                                                                                                                             

8 класс     35 часов   1 час в неделю              

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

1.

 

Модуль  «От проблемы к цели».

1.Описание и анализ ситуации. Постановка  и анализ проблемы. Формулирование  темы проекта.  

2. От проблемы к цели. Постановка задач. Разбиение задач на шаги.  

3.  Составление плана деятельности. Планирование деятельности в рамках текущего проекта.

 

3

1

2

Анализируют  проблемы, способы разрешения проблемы; описывают и анализируют ситуации, в которой возникает проблема; определяют противоречия, лежащего в основе проблемы.

Обосновывают достижимости цели.

Практическая работа над проектом.

2.

Модуль «Анализ и планирование ресурсов».

1. Виды ресурсов.

 2. Создание ресурсов. Усовершенствование продукта .

3. Создание ресурсов. Разработка нового продукта.

3

1

2

Осваивают  алгоритм проведения системного анализа,

 различные методы выбора наилучшего решения.

Практическая работа.

3.

Модуль. «Продвижение продукта».

1.Потребности и блага.  Позиционирование на рынке. Продвижение продукта на рынке.

Представление  результата проекта.

3

1

2

Изучают закономерности, лежащие в основе рыночной успешности товара или услуги,

описывают ситуацию, в которой возникают потребности.

Выстраивают системы мер по продвижению продукта.

Представляют проект.

4.

Модуль «Как работать в команде».

1.Роли участников группового взаимодействия. Виды взаимодействия в группе.

Работа в группах над проектом.

1

2

Распределяют роли в группе.

Практическая работа.

5.

Модуль «Регулирование конфликтов».

1.Моя картина конфликта.

2. Оценка личностного потенциала участников конфликта.

3. Формы общения.

4. Барьеры общения.

5. Стратегия разрешения конфликта.

2

Разрабатывают стратегии разрешения конфликта.

Осваивают способы поведения в конфликтной ситуации, регулирования конфликтов.

6.

Модуль  «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью».

1.Характеристика опросных методов.

2. Вопрос как инструмент опроса.

3. Анкетный опрос.

2

Проводят анкетный опрос.

7.

Модуль  «Проведение анализа».

1.Понятие.

2.Суждение.

3. Умозаключение.

4. Анализ информации.

2

Осваивают приемы: определения и анализа понятия; классификации; выдвижения и анализа умозаключений; сравнительного анализа; анализа причинно-следственных связей.

Практическая работа над проектом.

8.

Модуль «Аргументация».

1.Доказательство.

2. Опровержение.

3. Логика вопросов и ответов.

4. Дискуссия.

3

1

2

Обосновывают структуру доказательств. Составляют тезисы к проекту.

Обосновывают опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.

Практическая работа над проектом.

9.

Модуль.  «Основы риторики и публичное выступление».

1.Как сделать публичное выступление успешным. (подготовительный этап)

2. Планирование публичного выступления.

3. «...Как слово наше отзовется»

  Публичное выступление.

3

1

2

Тренируются задавать вопросы. Выступают публично.

10.

Модуль «Ведение дискуссии».

1. Что такое дискуссия? Речевые обороты, допустимые при ведении дискуссии.

2. Активное слушание. Вопросы. Тренинг умения задавать вопросы

3. Аргументация. Коммуникативная игра.

2

Отрабатывают умения задавать вопросы к представленной информации.

Используют в речи риторические приемы.

11.

Модуль «Презентация продукта».

1.Презентация как вид деловой коммуникации. Типы, виды и формы презентации. Целевая аудитория.

2. Планирование презентации. Коммуникативные барьеры.

3. Как помочь аудитории воспринимать информацию.

4. Подготовка и проведение презентации.

6

2

4

Выполняют практикум по использованию различных коммуникативных приемов в процессе презентации.

Проводят анализ различных типов аудитории.

Планируют основные шаги для организации публичной презентации продукта;

Прогнозируют возможную реакцию аудитории на представляемый продукт и способ его преподнесения;

Используют наглядные материалы во время проведения презентации.

12.

Повторение и обобщение материала.

2

13.

Представление проектов.

4

       

Календарно – тематическое планирование.  8 класс   35 часов

№п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения

По плану

фактически

1

От проблемы к цели.

3

7.09

14.09.

21.09.

2

Анализ и планирование ресурсов.

3

28.09.

5.10.

12.10

3

Продвижение продукта.

3

19.10

26.10

4

Как работать в команде.

1

2.11

5

Регулирование конфликтов.

2

16.11

23.11

6

Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью.

2

30.11

7.12

7

Проведение анализа.

2

14.12

21.12

8

Аргументация.

3

28.12

18.01.

25.01

9

Основы риторики и публичное выступление.

3

1.02.

8.02.

15.02.

10

Ведение дискуссии.

3

22.02

1.03.

15.03.

22.03

11

Презентация продукта.

6

22.03

5.04.

12.04.

19.04.

26.04.

3.05.10.05

12

Повторение и обобщение материала.

2

10.05

17.05.

24.05.

13

Представление продукта.

4

24.05.

     

                           Календарно-тематическое планирование.

7 «Б» класс. 35 часов  1час в неделю

№п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения

По плану

фактически

Модуль  От проблемы к цели. (3 часа).

 Что такое ситуация. Описание реальной ситуации от имени вымышленного лица. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуация.  Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Деление реальной ситуации на признаки. Описание ситуации в рамках проекта.

1

Сентябрь

3

Нахождение противоречий. Что такое цель. Что значит поставить цель. Разные способы достижения поставленной цели.

Практические работы №1:

1.Анализ проблемы; способов разрешения проблемы;

2.Описание и анализ ситуацию, в которой возникает проблема;

3.Формулировка проблемы

4 Определение противоречий, лежащие в основе проблемы

1

10

Что такое ресурсы. Выявление ресурсов.

1

17

Модуль  Работа с каталогами. (1час).

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу. Поиск информации в карточном и электронном каталоге.

Практическая работа № 2:

«Работы с электронным каталогом»

1

24

Модуль. Способы первичной обработки информации. (2 часа).

Чтение текста с пометами («инсерт). Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.     Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему. Знакомство с видами справочной литературы и способами размещения информации в справочной литературе. Оформление ссылок.

1

Октябрь

1

 Практическая работа №3

1.Работы со справочной литературой;

2.Поиск информационных лакун (пропуск, пробел, недостающее место в тексте);

3.Отбор информации в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны;

4.Оформление ссылок на источник информации;

5.Сопоставление информации из разных источников

1

8

Модуль «Как работать в команде» (1час).

Что такое команда? Процедура принятия командного решения. Командные роли.  Виды взаимодействия в группе.  Роль конфликта в общении.  Способы разрешения конфликтов.  Практическая работа №4

1.Определение и разрешение противоречий, возникающих в ходе общения

2.Использование ресурсов других людей для достижения собственных целей

3.Согласование интересов в совместном действии

1

15

Модуль «Регулирование конфликтов»  (4 часа).

Восприятие конфликтов. Соотнесение собственной оценки и оценки других.

1

22

 Выражение эмоций. Невербальная коммуникация. 

1

29

Предрассудки. Стереотипы. Дискриминация.

1

Ноябрь

19

 Положительная роль конфликтов. Ступени урегулирования конфликтов.

1

26

Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью» (8 часов)

Тест и опрос. Цели опроса Мотивация к участию в опросе. 

1

3

Виды вопросов. Экспертиза вопросов

1

Декабрь

10

 Составление опросников. 

4

17

Сфера применения, возможности и ограничения анкетного опроса.

1

21

 Сфера применения, возможности и ограничения интервьюирования.

Практическая работа №5

Ознакомление со сферой применения опросных методов; возможностями и ограничениями тех или иных методов. Создание положительной мотивации к участию в опрос.

1

30

Модуль «Основы риторики и публичное выступление» (5 часов).

Критерии эффективного публичного выступления.

1

Разработка плана выступления.

1

Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. 

1

Заключительная часть выступления. Вопросы.

1

Наглядные материалы

1

Модуль « Сам себе эксперт» (4 часа)

Субъективная оценка. Критерии оценки. Самооценка.

1

Характеристики продукта. Планирование продукта.

1

1

Оценка продвижения в рамках проекта.

1

Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей

Модуль «Презентация продукта» (5 часов)

Типы, виды, формы презентации Целевая  аудитория. Интересы целевой аудитории.

1

Возможное содержание выступления. Структура выступления. Роль интонации во взаимодействии с аудиторией Письменные и наглядные материалы.

1

Подготовка и проведение презентации.

3

Модуль «Ведение дискуссии» (2 часа)

Доказательство. Аргументы. Примеры и иллюстрации. Опровержение. Виды вопросов. Представление позиции.

1

Выявление достоинств и недостатков идеи. Экспертиза идеи.

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам проектной деятельности

Рабочая программа по Основам проектной деятельности для 5-6 классов в рамках внедрения ФГОС ООО...

Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс

Данный материалсодержит подробное календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс в основной школе....

Рабочая программа по основам проектной деятельности

Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности и подготовку учащихся таким образом к разработке и реали...

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса

Курс предназначен  для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...

Рабочая программа кружка "Основы проектной деятельности" 9 класс

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Ро...

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" 9 класс

Рабочая программа - часть курса внеурочной деятельности, рассчитанного на преподавание в 6-9 классах...

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса

Курс предназначен  для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...