Внеурочная деятельность
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Экологическое объединение "Живая планета""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ekologicheskoe_obedinenie_zhivaya_planeta.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 143»
(МБОУ СОШ № 143)
__________________________________________________________________
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей _______________________ протокол № _______ «___»__________201 г Руководитель МО _______________________ | «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР _____________ Ф.И.О. «___» __________ 201 г | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ СОШ № 143 __________________ Ф.И.О. «___» __________ 201 г приказ № ____ |
Рабочая программа
Экологического объединения
«Живая планета»
(для учащихся 5- 9 классов 70 часов)
Составитель:
Учитель биологии МБОУ СОШ 143
Рындина Светлана Алексеевна
Новосибирск, 2016
Пояснительная записка
Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 5–9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, локальными актами ОО.
Программа экологического кружка построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.
Направления работы над программой:
Познавательное направление работы над программой включило цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, конкурсы), которые способствовали более глубокому изучению экологических проблем школьниками.
Практическое направление работы над программой связано с практическими делами (изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, озеленение класса, подкормка птиц), способствовало привитию бережного отношения детей к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы и рассчитана на воспитание детей среднего школьного возраста.
Общая характеристика учебного курса
Актуальность. В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению.
Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе, воздействии человека на природу;
- позитивная деятельность и поведение в природе.
Новизна данного курса заключается в том, что он построена на использовании именно таких способов усвоения экознаний, которые помогают формировать основные компетенции учащихся.
Занятия биокружка окажут большое влияние на формирование научной картины мира, развитие мышления и воспитания школьников.
Цель:
Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности
- Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.
- Воспитание понимания эстетической ценности природы.
- Развитие любознательности и желания получать знания.
- Формирование положительного отношения к окружающему миру.
- Нравственное развитие личности, воспитание чувств.
- Формирование гигиенических знаний, способствующих сохранению здоровья.
- Научить учащихся пользоваться научной литературой.
- Научить любить природу, правильно её использовать.
- Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
- Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Описание места учебного курса в учебном плане
Содержание и методы обучения в кружке содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках биологии, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Курс открывает учащимся материальность основ жизни, формирует у них представление о научной картине мира.
Основные направления работы по программе:
Познавательно-исследовательское:
подготовка исследовательских рефератов, экскурсионных маршрутов; участие в форумах, олимпиадах, экологические мониторинги.
Духовно-творческое:
конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.
Просветительское:
проведение экскурсий по городу и родному краю, изготовление эколистовок, плакатов, газет; агит. выступления;
Природоохранное:
посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами, санитарная чистка улиц, парка; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц), паспортизация родников .
Туристско-оздоровительные:
турпоходы, экспедиции, слеты; Дни здоровья.
Принципы организации экологического воспитания:
- систематичность,
- непрерывность,
- междисциплинарность содержания
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:
по защите окружающей среды:
борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц,
по улучшению природной среды:
озеленение класса, школьного участка, оформление клумб.
по сохранению и использованию эстетических ценностей природы:
сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.
Режим занятий:
(70 часов - 2 часа в неделю).
Занятия осуществляются в кабинете биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
- Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
- Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
- Предметные:
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей
Содержание учебного курса
1. Вводное занятие (8ч).
Режим работы кружка. Ознакомление с планом. Беседа о правилах безопасности. Конкурс поделок из природного материала.
2. Что такое природа .3 . Природа и мы (2ч).
4. Времена года. Осень (4ч). Экологический конкурс «Наследие природы». Сбор листьев, семян. Оформление экскурсий. Составление коллекций листьев, семян. Изготовление осенних букетов, панно из листьев.
5. Участие во Всемирной неделе защиты животных. 6.Осень в жизни животных(4ч). Проект "Хлебные крошки".
7. Природа в нашем доме (3ч). Проект «Вырасти себе друга».
8. Разнообразие растений и животных.(3ч). Изготовление кормушек для птиц. Школьный экологический конкурс «Операция Кормушка».
9. Фотоконкурс « Природа вокруг нас» (2ч). Участие в фотоконкурсе «Природа вокруг нас».
10. Зима в природе. 11. Растения зимой. 12. Животные зимой (5ч). Приспособление растений и животных к жизни в зимнее время.
13. Конкурс на лучшую зимнюю композицию (3ч). Изготовление зимних пейзажей и композиций.
14, 15, 16,17.Свойства льда и снега (6 ч). Свойства льда и снега. Изготовление скульптур из снега на школьной площадке.
18. Эти загадочные животные. 19. Дикие животные. 20. Домашние животные (7ч). Экскурсия в библиотеку. Знакомство с экологическими изданиями. Оформление альбома « Мы нашли своих друзей»
21. Весенние приметы. 22. Весенние радости. 23.День птиц (7ч). Изготовление скворечников. Участие в празднике « Дня птиц».
24.Редкие и охраняемые животные и растения родного края (2ч).
Изучение природы родного края. Изготовление «жалобной книги природы»
25. «Вода в нашей жизни (2ч). Изучение удивительных свойств воды. Участие в акции в защиту воды. Конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.
26. Загрязнение природы (2ч). Изучение проблем окружающей природы. Уборка школьной территории. Операция «Чистодвор».
27. Экологические проблемы (2ч). Участие в экологической акции «Очистим планету от мусора»
28. Основные сведения об экологии окружающей среды (1ч). Изучение экологии Новосибирской области
29.День Земли (1ч). История праздника. Изготовление листовок и плакатов.
30. Знакомство с лекарственными растениями. 31.Проект с детьми и родителями «Зеленый Лекарь» (5 ч). Изучение лекарственных растений. Изготовление гербариев лекарственных растений.
32.Проекты с детьми. 33.Экологические акции.34. Проект с детьми и родителями. 35.Итоговое занятие. «Животные в истории моей семьи», «Школьный двор», «Витамины на грядке». Оформление презентаций, альбомов. Экологическая акция «Посади дерево на счастье». Посев на школьном огороде овощных и зеленых культур.
Календарно тематическое планирование
Тема | Содержание занятия | Теоретическое | Практическое | Сроки проведения | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
1. Вводное занятие | Режим работы кружка. Ознакомление с планом. | Беседа о правилах безопасности | Организация рабочего места Конкурс поделок из природного материала | Сентябрь 8ч | Л. формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека. | |
2. Что такое природа. 3 .Природа и мы. 4. Времена года. Осень 5. Участие во Всемирной неделе защиты животных. 6.Осень в жизни животных | Экскурсия в поле.
| Осень в стихах, пословицах, загадках. Экологический конкурс «Наследие природы». | Сбор листьев, семян. Оформление экскурсий. Составление коллекций листьев, семян. Изготовление осенних букетов, панно из листьев. Заготовка корма для птиц. Проект "Хлебные крошки". | Октябрь 10ч | ||
7. Природа в нашем доме. 8. Разнообразие растений и животных. 9. Фотоконкурс « Природа вокруг нас» | Проект «Вырасти себе друга». Школьный экологический конкурс «Операция Кормушка». | Работа в читальном зале школьной библиотеки с экологическими изданиями. | Изготовление кормушек для птиц. Участие в фотоконкурсе «Природа вокруг нас» | Ноябрь 8ч | М. формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения, умение работать с понятиями. | |
10. Зима в природе. 11.Растения зимой. 12.Животные зимой. 13 Конкурс на лучшую зимнюю композицию. | Приспособление растений и животных к жизни в зимнее время. | Подготовка к конкурсу знатоков песен, стихов, загадок, поговорок о зиме | Изготовление зимних пейзажей и композиций. | Декабрь 8ч | П. знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | |
14, 15. 16,17.Свой-ства льда и снега. | Свойства льда и снега | Изготовление скульптур из снега на школьной площадке. | Январь 6ч | Л. Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. М. умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. | ||
18. Эти загадочные животные. 19.Дикие животные. 20Домашние животные. | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с экологическими изданиями. | Встреча с библиотекарем | Оформление альбома « Мы нашли своих друзей» | Февраль 7ч | ||
21 Весенние приметы. 22 Весенние радости. 23.День птиц. | Конкурсы рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне. | Птицы весной. | Изготовление скворечников. Участие в празднике « Дня птиц». | Март 7ч | ||
24.Редкие и охраняемые животные и растения родного края. | Изучение природы родного края. Работа в библиотеке. | Работа с изданиями о природе Новосибирской области. | Изготовление «жалобной книги природы» | Апрель 10ч | П. выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных | |
25. «Вода в нашей жизни. 26. Загрязнение природы. 27.Экологические проблемы. 28.Основ-ные сведения об экологии окружающей среды 29.День Земли. | Изучение удивительных свойств воды. Изучение проблем окружающей природы. Экскурсия в библиотеку. Работа с экологическими изданиями. | Участие в акции в защиту воды. Участие в экологической акции «Очистим планету от мусора» Изучение экологии Новосибирской области. История праздника | Конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды. Уборка школьной территории. Операция «Чистодвор» Изготовление листовок и плакатов. | |||
30. Знакомство с лекарственными растениями 31.Проект с детьми и родителями «Зеленый Лекарь» | Лекарственные растения. Лекарственные растения. | Изучение лекарственных растений.
| Изготовление гербариев лекарственных растений | Май 5ч | ||
32.Проекты с детьми и родителями. 33.Экологические акции. 34. Проект с детьми 35.Итоговое занятие | «Капелька» «Животные в истории моей семьи» «Школьный двор» «Витамины на грядке»
Отчет о работе кружка. | Задание на лето о наблюдении за природой. | Оформление презентаций, альбомов. Экологическая акция «Посади дерево на счастье» Посев на школьном огороде овощных и зеленых культур. | В течение года |
Планируемые результаты изучения курса
Учащиеся должны знать:
- особенности строения растений, животных и их основные процессы жизнедеятельности,
- разнообразие растений и животных.
- взаимосвязи растений и животных с живой и неживой природы
- приспособленность организмов к среде обитания
- действующие законы, постановления об охране природы
- охраняемых организмов и членов Красной книги НСО и РФ
- биогеоценозы родного края
- роль организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- работать с микроскопом
- работать с таблицами
- работать с дополнительной литературой
- выполнять практические работы и их оформлять
- обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы и оценки деятельности учащихся
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся. Основными формами подведения итогов реализации программы является тестирование, самоанализ обучающихся своих достижений, применяемых в конце изучения наиболее важных тем.
Проведение обобщающих работ, организация познавательных викторин, задач, творческих заданий, проектов, рефератов, отчётов по лабораторным работам, экскурсиям. Можно провести школьные диспуты, конференции, симпозиумы, в которых учащиеся могут показать уровень знаний по предмету.
В конце года проводится итоговое занятие в торжественной обстановке с участием одноклассников.
Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 5 – бальной системе: репродуктивный, эвристический уровни усвоения знаний и сформированности умений, навыков.
Список литературы:
- Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 2010.
- Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 2010.
- Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 2011.
- Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
- Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2010г.
6. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья- М. Экология. 2011.
7. Программа для детей и родителей «Экомир моей семьи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...