Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Рабочая программа ФГОС по биологии для 5 класса В.В. Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_2016_biologiya.docx50.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 152

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения учителей естественных наук

Протокол № _______

от «____» _________2016 г.

Председатель МО___________

СОГЛАСОВАНО:

«____»__________2016 г.

Зам.директора по УВР

__________И.Ю.Дмитриева

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № ______

от  «___»_________2016 г.

Директор школы № 152

__________ Р.Ю.Клименко

Рабочая программа по биологии  для 5 класса

на 2016-2017 учебный год

Разработана на основе Примерной программы основного общего образования учебником биологии(Биология 5 класс, М. «Дрофа», 2015)

Составитель: О.А. Альтапова, учитель биологии

Санкт-Петербург

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897; Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-Ф3  «Об образовании в Российской Федерации»; авторской программы для образовательных школ ФГОС. Авторы: Сонина Н.И., Захарова В.Б., Биология 5-9 классы – М.: Дрофа).

Цели и задачи:

Основная цель «Начального курса биологии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию курса биологии с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между отдельными компонентами природы.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • формирование целостной картины мира, понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире
  • овладение научным подходом к решению различных задач
  • овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты
  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о живой и неживой природе своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе биологических знаний;
  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между объектами живой и неживой природы.
  • приобщить к терминологическому языку биологии и сформировать первые об объектах живой и неживой природы;
  • научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета отводится 34 часа, 1 час в неделю.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебники:

  1. Пасечник В.В. Биология 5 класс. Учебник для общеобразовательных школ. –М: Дрофа, Вертикаль, 2016, 141 с.

Методические пособия:

  1. Иванова Н.В., Пакулова В.М., Пиродоведение (природа. Живая и не живая) 5 класс. Поурочное планирование – М: Дрофа, 2010, 109 с.
  2. Суматохин С.В. Естествознание 5 класс. Методическое пособие  – М: Дрофа, 2010, 95 с.
  3. Рабочие программы: учебно методическое пособие. Биология. 5-9 классы – М: Дрофа, 2015, 382 с.
  4. Рабочая программа. Биология. К УМК Н.И.Сонина, А.А.Плешакова. – М: Вако, 2013, 24 с.
  5. Федеральное ядро содержания общего образования. - М: Просвещение, 2011, 79 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011, 48 с.
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли ( система заданий) – М: Просвещение, 2011, 159 с.
  8. Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ru

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты соотносятся с целями и задачами изучения предмета биологии, представлены с требованиями ФГОС. Личностные и метапредметные результаты конкретизированы через УУД;

предметные (уровневый подход-ученик научится, ученик получит возможность научиться),

  • понимать основные биологические понятия и термины;
  • определять роль в природе различных групп организмов
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение
  • объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека
  • перечислять свойства живого организма
  • различать (по таблице) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные ( растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных
  • объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты

Личностные УУД:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)
  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья
  • оценка экологического риска взаимоотношении человека и природы
  • формирование экологического риска взаимоотношений человека и природы
  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета географии и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

формирование основ экологической культуры;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметныхрезультатов обучения: основаны на формировании универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовывать свою деятельность;
  • выбирать средства и применять их на практике;
  • оценивать достигнутые результаты.
  • прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
  • её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
  • уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации,
  • осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
  • ставить и формулировать проблемы
  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления
  • выявлять причины и следствия простых явлений
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости

При обучении курсу биологии используются традиционные формы контроля знаний и умений учащихся: тестовое задание, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, фронтальная лабораторная работа, устный зачет по изученной теме. А также используются нетрадиционные формы контроля: работа в парах (обмен вариантами), самостоятельное оценивание учащихся. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: лабораторных работ, контрольных работ, диагностических работ.

№ п/п

Тема

Кол-во лабораторных работ

Кол-во контрольных работ

1.

Введение

Что изучает биология.

3

1

2.

Клеточное строение организмов.

5

1

3.

Царство Бактерии

3

1

4.

Царство Грибы

1

5.

Царство Растений

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.  

5

1

Итого

16

5

Контрольные работы

урока

Тема урока

Тема (содержание) работы

1

Что изучает биология.

Тестовая контрольная работа по теме

2

Клеточное строение организмов.

Тестовая контрольная работа по теме

3

Царство Бактерии

Тестовая контрольная работа

4

Царство Грибы

Тестовая контрольная работа

5

Царство Растений

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.  

Тестовая контрольная работа

Лабораторные и практические работы

Тема урока

Тема (содержание) работы

1

Разнообразие живой природы

Опыт по выявлению органических и неорганических веществ

2

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

вредное воздействие на живые организмы

3

Устройство увеличительных приборов

Изучение лабораторных приборов. Работа с микроскопом

4

Строение клетки

Клеточное строение тканей

5

Строение клеток кожицы чешуи лука.

Изучают строение клеток лука, изготовление временных препаратов, описывают результат

6

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

Определение состава органических веществ

7

Деление клетки

Построение макета деления клетки

8

Их разнообразие. Строение и жизнедеятельность

Создание благоприятной флоры для размножения бактерий

9

Грибы. Их общая характеристика. Строение и жизнедеятельсность. Роль грибов в природе и жизни человека.

Изучение строения грибов под микроскопом

10

Плесневые грибы и дрожжи

Создание флоры для выращивания плесневых грибов

11

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

Изучение клеточного строения водорослей

12

Лишайники.

разнообразие лишайников, работа с гербарием

13

Мхи

Разнообразие мхов, работа с гербарием

14

Папоротники хвощи Плавуны

Разнообразие хвощей и плаунов. Работа с гербариев

15

Голосеменные растения

Разнообразие голосеменных растений. Работа с гербарием

16

Покрытосеменные

Разнообразие покрытосеменных. Работа с гербарием

Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе

В столбце «Типы урока»:

В столбце «Вид контроля,

  • ОНМ – ознакомление с новым материалом
  • ЗИ – закрепление изученного
  • ПЗУ – применение знаний и умений
  • ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
  • ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
  • К – комбинированный урок

  • Т – тест
  • СП – самопроверка
  • ВП – взаимопроверка
  • СР – самостоятельная работа
  • РК – работа по карточкам
  • КР – контрольная работа
  • ДР – диагностическая работа
  • ПДЗ – проверка домашнего задания
  • УО – устный опрос
  • ФО – фронтальный опрос
  • ЛР – фронтальная лабораторная работа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

5 класс

Тема, раздел

Кол-во часов

Тема 1

Введение

Что изучает биология.

Биология  - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связть организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

6

Тема 2

Клеточное строение организмов.

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань»

10

Тема 3

Царство Бактерии

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии и их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

2

Тема 4

Царство Грибы

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

5

Тема 5

Царство Растений

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных одорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи ,плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.  

9

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Тип/форма урока

Планируемые результаты

Практика

Виды и формы контроля

Корректировка программы

Предметные

УУД

Метапред

метные

Личностны е

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Наука о живой природе

Открытие новых знаний

Элементарные представления о биологии как науки. Раскрыть роль биологии в жизни общества. Уметь применять биологические знании я в современном мире.

Регулятивные

Освоить новые приемы работы с учебником, планировать учебную деятельность.

Познавательные

Планировать пути достижения цели. Оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы.

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении выводов.  

Вести диалог на основе взаимоуважения

Устный опрос на усвоение пройденного материала

2

Методы исследования биологии

Комбинированный урок.

Научиться выделять особенности основных методов применяемых в биологии.  

Регулятивные

Планировать учебную деятельность при изучении темы. Аргументировать свою точку зрения.

Познавательные

Раскрыть роль новых знаний и исследований в жизни общества

Коммуникативные

Уметь вести диалог

Корректно отстаивать свою позицию, владеть устной и письменной речью

Фронтальная беседа с классом. Работа с учебником и тетрадью, письменное выполнение задания

3

Разнообразие живой природы

Комбинированнанный
Эвристическая беседа

Знать определения понятий. Уметь давать характеристику разных царств.

Регулятивные

Самостоятельно контролировать свое время.

Познавательные

Совершать поиск информации.

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении выводов

Проявлять устойчивый познавательный интерес. Использовать подходящие языковые средства для выражения своих мыслей.

Опыт по выявлению органических и неорганических веществ

Работа с учебником и тетрадью. Тестирование на усвоение материала

4

Среды обитания живых организмов

Урок изучения нового материала.

Научиться перечислять среды обитания. Выделять особенности живых организмов, сформированные средой их обитания..

Регулятивные. Самостоятельно контролировать свое время.

Познавательные

Осуществлять самостоятельный поиск информации в тексте.

Коммуникативные Уметь выслушивать мнение других учеников и корректно отстаивать свою точку зрения

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

Работа с учебником и тетрадью. Фронтальная работа с классом.

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Урок комбинированный.

Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды их обитания

Регулятивные
Осуществлять анализ и сравнение

Познавательные

Уметь логических рассуждать и анализировать. Осуществлять расширенный поиск информации

Коммуникативные

Владение биологической формой речи

Оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности

Л.р. вредное воздействие на живые организмы

Фронтальная работа с классом. Промежуточное тестирование по изученному материалу.

6

Обобщающий

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Знать разнообразие живой природы.

Умение характеризовать каждое Царство живых организмов. Формулировать влияние эклогических факторов на живые организмы.

Регулятивные
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Планировать пути достижения цели.

Познавательные смысловое чтение текста, нахождение ответов на поставленные вопросы.

Коммуникативные

Корректно сравнивать разные точки зрения.

Уметь адекватно выразить свою мысль

Контрольная работа

7

Устройство увеличительных приборов

Урок – лабораторная работа

Научиться различать основные части микроскопа и их предназначение. Освоить правила работы с микроскопом.  

Регулятивные

Планировать пути достижения цели. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Выдвигать гипотезы о закономерностях процессов.

КоммуникативныеУчаствовать в коллективном обсуждении проблем

Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

Вести диалог на основе взаимного уважения

Изучение лабораторных приборов. Работа с микроскопом

Фронтальная работа с классом.

8

Строение клетки

Урок – открытие новых знаний

Научиться различать на рисунках различные структуры клетки, определять отличия растительной и животной клеток.

Регулятивные
Формировать действия целеполагания

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Познавательные

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении выводов. Выявлять и сравнивать разные точки зрения.

Уметь вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию.
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Л.р. Клеточное строение тканей

Фронтальная работа с классом.

9

Строение клеток кожицы чешуи лука.

Лабораторная работа

Научиться различать на рисунках различные структуры клетки кожицы чешуи лука.

Регулятивные
Самостоятельно обнаруживать учебную проблему

Познавательные

Осуществлять расширенный поиск информации. Формировать готовность к самообразованию

Коммуникативные

Уметь слушать чужое мнение и корректно отстаивать свое

Уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели.

Л.р. Клеточное строение тканей лука

Фронтальная работа с классом

10

Пластиды

Урок- открытие новых знаний.

Знать определения понятий: пластиды, хлоропласты.Знать строение клетки.

Регулятивные
Планировать учебную деятельность при изучении темы

Познавательные

Осуществлять познавательную деятельность в отношении учебных и познавательных задач

Коммуникативные Прислушиваться к мнению других учеников при решении познавательных задач

Использовать адекватные формы речи

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. Тестирование по усвоенному материалу

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Урок – открытие новых знаний

Знать химический состав клетки. Определять роль воды и минеральных веществ в клетке. Роль  органических веществ.

Регулятивные

Планировать пути достижения цели.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Давать определения понятиям. Уметь аргументировать свое высказывание.

Коммуникативные

Уметь слушать высказывания других.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

Л. Р. Определение состава органических веществ

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание).

Урок открытие новых знаний и рефлексии.

Знать существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.

Регулятивные Планировать пути достижения цели. Аргументировать свою точку зрения.

Познавательные

Строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Анализировать ответы других учеников дружелюбно и уважительно

Использовать языковые средства в учебной и познавательной деятельности.

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Урок открытие новых знаний

Знать как происходит рост и развитие клетки.

Регулятивные
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. Вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Выделение из текста необходимого материала для выполнения практических заданий.

Коммуникативные

Участвовать в дискуссии, не перебивая друг друга, а внимательно выслушивая

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей. Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

14

Деление клетки

Урок открытия новых знаний.

Знать как происходит деление клетки. Уметь объяснять процесс деления клетки.

Регулятивные. Обобщать понятия. Составлять схемы. Оценивать трудности решения задач.

Познавательные
Делать логические выводы

Осуществлять классификацию карт

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Вести диалог на основе взаимного уважения

Уметь грамотно формулировать выводы

Л.р. Построение макета деления клетки

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

15

Понятие ткань

Урок открытие новых знаний

Знать определения ткани. Признаки различных тканей

Регулятивные.

Осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные

Обобщать понятия, выделять признаки

Коммуникативные

Учитывать личные особенности партнера при выстраивании диалога.  

Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

16

Обобщающий урок.

Урок обобщения и систематизации знаний и умений.  

Знать строение клетки, химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности происходящие в клетке, ткарь

Регулятивные

Определять последовательность действий

Познавательные

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске информации, в определении выводов

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

Контрольная работа

17

Бактерии. Их разнообразие. Строение и жизнедеятельсность

Урок открытие новых знаний

Уметь давать основные характеристики царства бактерий. Представлять значения бактерий в природе, их положительную и отрицательную роль в жизни человека.

Регулятивные.
Формировать действия целеполагания, в том числе преобразовывать практические задачи

Познавательные. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные

Уметь слушать ответы товарищей, дополнять их, оценивать

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

Л.р. Создание благоприятной флоры для размножения бактерий

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

18

Роль бактерий в природе и  жизни человека

Урок комбинированный

Научиться выделять основные характеристики царства бактерий. Представлять значение бактерий в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека.  

Регулятивные

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Познавательные

Формировать действия целеполагания в том числе преобразования практической задачи в познавательную.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Коммуникативные

Принятие позиции других людей. Умение слушать, вступать в диалог.

Уважительно относиться к высказываниям других. Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. Тестирование по пройденному материалу

19

Грибы. Их общая характеристика. Строение и жизнедеятельсность. Роль грибов в природе и жизни человека.

Урок комбинированный.

Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.  Знать роль грибов в природе и жизни человека.

Регулятивные

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные

Осуществлять расширенный поиск информации

Коммуникативные

Умение вести диалог, деловой спор

Формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели

Л.Р. Изучение строения грибов под микроскопом

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

20

Шляпочные грибы

Комбинированный

Распознавать съедобные и ядовитые грибы . Знать приемы оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами. Определять значение грибов в природе а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека.

Регулятивные

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Познавательные

Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем.

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. Тестирование по пройденному материалу

21

Плесневые грибы и дрожжи

Урок открытия новых знаний

Уметь различать мукор и пеницилл. Давать им характеристику. Знать строение дрожжей. Знать значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Регулятивные

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Познавательные

Строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Уметь формулировать грамотно свои мысли, делать выводы.

Л.Р. Сосдание флоры для выращивания плесневых грибов

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

22

Грибы - паразиты

Открытие новых знаний

Уметь давать характеристику грибов-паразитов. Их роль в природе и жизни человека.

Регулятивные

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные

Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Коммуникативные

Адекватно вести диалог добывать недостающую информацию с помощь вопросов.

Использовать адекватные речевые средства для объяснения содержания и совершаемых действий

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. Тестирование по пройденному материалу

23

Обобщение и повторение

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Знать содержание всей темы.

Регулятивные

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные

Формировать готовность к самообразованию

Коммуникативные

Умение вести диалог, участвовать в дискуссии

Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.

Контрольная работа

24

Ботаника . Наука о растениях

Урок открытия новых знаний.

Знать понятие ботаника, низшие и высшие растения, слоевище, таллом.
Существенные признаки растений. Высшие и низшие растения. Наиболее распространенные растения и опасные для человека растения.

Регулятивные.

Планирование учебной деятельности при изучении темы, пути достижения цели.

Познавательные

Создавать и преобразовывать схемы для решения задач

Коммуникативные

Уметь слушать других, дополнять, исправлять.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Мотивов, потребностей

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

Урок открытие новых знаний

Знать определения понятий: водоросли, одноклеточные. Знать строение, жизнедеятельность, размножение, среды обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Регулятивные

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций

Познавательные

Проводить наблюдение под руководством учителя

Коммуникативные

Уметь слушать других и вступать в диалог

Формировать потребность в самовыражении и самореализации. Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели

Л.Р. Изучение клеточного строения водорослей

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

26

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

Комбинированный

Знать роль - зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека Обосновывать необходимость охраны водорослей. землетрясений.

Регулятивные

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения

Познавательные

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Вести диалог на основе взаимного уважения

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. Тестирование по теме

27

Лишайники.

Открытие новых знаний

Знать определение понятий: Кустистые лишайники. Листоватые лишайники. Накипные лишайники.
знать строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Регулятивные

Планирование учебной деятельности при изучении темы, пути достижения цели.

Познавательные

Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

Л.р разнообразие лишайников, работа с гербарием

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

28

Мхи

Открытие новых знаний

Знать виды мхов. Печеночые мхи. Лсистостебельные мхи. Строение мха. Значение мхов в природе и жизни человека. Знать строение мха, размножение. Определять по таблице виды мхов.

Регулятивные

Осуществлять сравнение, классификацию

Познавательные

Строить логические рассуждения на основе причинно-следственных связей

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

Л.р Разнообразие мхов, работа с гербарием

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

29

Папоротники хвощи Плавуны

Урок открытия новых знаний

Знать

существенные признаки папоротников. Сравнивают разные виды папоротников и находят их в таблицах. Объясняют роль папоротников в природе и жизни человека

Осуществлять сравнение, классификацию

Познавательные

Строить логические рассуждения на основе причинно-следственных связей

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении проблем дискуссии

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

Л.Р. Разнообразие хвощей и плаунов. Работа с гербариев

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

30

Голосеменные растения

Комбинированный

Выделять существенные признаки

голосеменные растений.

Описывать представителей голосеменных растений с использованием таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль голосеменных растений в природе и жизни человека .

Осуществлять сравнение, классификацию

Познавательные

Строить логические рассуждения на основе причинно-следственных связей

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Развивать потребность в самовыражении, самореализации. Социальном признании.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей

Л.р. Разнообразие голосеменных растений. Работа с гербарием

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

31

Покрытосеменные

Комбинированный

Знать существенные признаки покрытосеменных растений. Описывать представителей покрытосеменных растений с использованием таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека..

Регулятивные

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Коммуникативные
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою точку зрения. Понимать ценность жизни и здоровья.

Л.Р. Разнообразие покрытосеменных. Работа с гербарием

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

32

Происхождение растений

Основные этапы развития растительного мира

Комбинированный.

Знать методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира.

Регулятивные

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Формировать готовность к самообразованию

Познавательные

Уметь адекватно подробно, сжато, выборочно  передавать содержание текста.

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Адекватно оценивать свои возможности в самостоятельной деятельности

Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью.

33

Обобщающий урок

Обобщение и систематизации знаний и умений

Знать весь материал

Регулятивные

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Формировать готовность к самообразованию

Познавательные

Уметь адекватно подробно, сжато, выборочно  передавать содержание текста.

Проявлять интерес к познанию нового

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Адекватно оценивать свои возможности в самостоятельной деятельности

Контрольная работа

34

Резерв

Урок- игра

Уметь применять материал для нахождения ответов на поставленные вопросы

Регулятивные

Формировать готовность к самообразованию

Познавательные

Проявлять интерес к познанию нового

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске правильного решения проблемы

Вести диалог на основе взаимоуважения.

Корректно отстаивать свою позицию.

Фронтальная работа с классом.

Проектная деятельность :

Тема 1:

Жизнь микроорганизмов «Выращивание Инфузории туфельки»

Тема 2:

Изготовление микропрепаратов для лабораторных исследований

Тема 3:

Создание макета клетки живого организма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...