Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа ФГОС по биологии для 5 класса В.В. Пасечник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_2016_biologiya.docx | 50.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 152
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО На заседании методического объединения учителей естественных наук Протокол № _______ от «____» _________2016 г. Председатель МО___________ | СОГЛАСОВАНО: «____»__________2016 г. Зам.директора по УВР __________И.Ю.Дмитриева | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № ______ от «___»_________2016 г. Директор школы № 152 __________ Р.Ю.Клименко |
Рабочая программа по биологии для 5 класса
на 2016-2017 учебный год
Разработана на основе Примерной программы основного общего образования учебником биологии(Биология 5 класс, М. «Дрофа», 2015)
Составитель: О.А. Альтапова, учитель биологии
Санкт-Петербург
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897; Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; авторской программы для образовательных школ ФГОС. Авторы: Сонина Н.И., Захарова В.Б., Биология 5-9 классы – М.: Дрофа).
Цели и задачи:
Основная цель «Начального курса биологии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию курса биологии с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между отдельными компонентами природы.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- формирование целостной картины мира, понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире
- овладение научным подходом к решению различных задач
- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о живой и неживой природе своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе биологических знаний;
- включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между объектами живой и неживой природы.
- приобщить к терминологическому языку биологии и сформировать первые об объектах живой и неживой природы;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета отводится 34 часа, 1 час в неделю.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебники:
- Пасечник В.В. Биология 5 класс. Учебник для общеобразовательных школ. –М: Дрофа, Вертикаль, 2016, 141 с.
Методические пособия:
- Иванова Н.В., Пакулова В.М., Пиродоведение (природа. Живая и не живая) 5 класс. Поурочное планирование – М: Дрофа, 2010, 109 с.
- Суматохин С.В. Естествознание 5 класс. Методическое пособие – М: Дрофа, 2010, 95 с.
- Рабочие программы: учебно методическое пособие. Биология. 5-9 классы – М: Дрофа, 2015, 382 с.
- Рабочая программа. Биология. К УМК Н.И.Сонина, А.А.Плешакова. – М: Вако, 2013, 24 с.
- Федеральное ядро содержания общего образования. - М: Просвещение, 2011, 79 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011, 48 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли ( система заданий) – М: Просвещение, 2011, 159 с.
- Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты соотносятся с целями и задачами изучения предмета биологии, представлены с требованиями ФГОС. Личностные и метапредметные результаты конкретизированы через УУД;
предметные (уровневый подход-ученик научится, ученик получит возможность научиться),
- понимать основные биологические понятия и термины;
- определять роль в природе различных групп организмов
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение
- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение
- объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека
- перечислять свойства живого организма
- различать (по таблице) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные ( растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных
- объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты
Личностные УУД:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья
- оценка экологического риска взаимоотношении человека и природы
- формирование экологического риска взаимоотношений человека и природы
- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета географии и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
формирование основ экологической культуры;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметныхрезультатов обучения: основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
- прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
- её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
- уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации,
- осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
- ставить и формулировать проблемы
- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления
- выявлять причины и следствия простых явлений
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости
При обучении курсу биологии используются традиционные формы контроля знаний и умений учащихся: тестовое задание, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, фронтальная лабораторная работа, устный зачет по изученной теме. А также используются нетрадиционные формы контроля: работа в парах (обмен вариантами), самостоятельное оценивание учащихся. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: лабораторных работ, контрольных работ, диагностических работ.
№ п/п | Тема | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
1. | Введение Что изучает биология. | 3 | 1 |
2. | Клеточное строение организмов. | 5 | 1 |
3. | Царство Бактерии | 3 | 1 |
4. | Царство Грибы | 1 | |
5. | Царство Растений Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 5 | 1 |
Итого | 16 | 5 |
Контрольные работы
№ урока | Тема урока | Тема (содержание) работы |
1 | Что изучает биология. | Тестовая контрольная работа по теме |
2 | Клеточное строение организмов. | Тестовая контрольная работа по теме |
3 | Царство Бактерии | Тестовая контрольная работа |
4 | Царство Грибы | Тестовая контрольная работа |
5 | Царство Растений Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Тестовая контрольная работа |
Лабораторные и практические работы
№ | Тема урока | Тема (содержание) работы |
1 | Разнообразие живой природы | Опыт по выявлению органических и неорганических веществ |
2 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | вредное воздействие на живые организмы |
3 | Устройство увеличительных приборов | Изучение лабораторных приборов. Работа с микроскопом |
4 | Строение клетки | Клеточное строение тканей |
5 | Строение клеток кожицы чешуи лука. | Изучают строение клеток лука, изготовление временных препаратов, описывают результат |
6 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | Определение состава органических веществ |
7 | Деление клетки | Построение макета деления клетки |
8 | Их разнообразие. Строение и жизнедеятельность | Создание благоприятной флоры для размножения бактерий |
9 | Грибы. Их общая характеристика. Строение и жизнедеятельсность. Роль грибов в природе и жизни человека. | Изучение строения грибов под микроскопом |
10 | Плесневые грибы и дрожжи | Создание флоры для выращивания плесневых грибов |
11 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. | Изучение клеточного строения водорослей |
12 | Лишайники. | разнообразие лишайников, работа с гербарием |
13 | Мхи | Разнообразие мхов, работа с гербарием |
14 | Папоротники хвощи Плавуны | Разнообразие хвощей и плаунов. Работа с гербариев |
15 | Голосеменные растения | Разнообразие голосеменных растений. Работа с гербарием |
16 | Покрытосеменные | Разнообразие покрытосеменных. Работа с гербарием |
Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе
В столбце «Типы урока»: | В столбце «Вид контроля, |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
5 класс
№ | Тема, раздел | Кол-во часов |
Тема 1 | Введение Что изучает биология. Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связть организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. | 6 |
Тема 2 | Клеточное строение организмов. Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань» | 10 |
Тема 3 | Царство Бактерии Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии и их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. | 2 |
Тема 4 | Царство Грибы Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. | 5 |
Тема 5 | Царство Растений Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи ,плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип/форма урока | Планируемые результаты | Практика | Виды и формы контроля | Корректировка программы | ||
Предметные | УУД | ||||||||
Метапред метные | Личностны е | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Наука о живой природе | Открытие новых знаний | Элементарные представления о биологии как науки. Раскрыть роль биологии в жизни общества. Уметь применять биологические знании я в современном мире. | Регулятивные Освоить новые приемы работы с учебником, планировать учебную деятельность. Познавательные Планировать пути достижения цели. Оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы. Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении выводов. | Вести диалог на основе взаимоуважения | Устный опрос на усвоение пройденного материала | |||
2 | Методы исследования биологии | Комбинированный урок. | Научиться выделять особенности основных методов применяемых в биологии. | Регулятивные Планировать учебную деятельность при изучении темы. Аргументировать свою точку зрения. Познавательные Раскрыть роль новых знаний и исследований в жизни общества Коммуникативные Уметь вести диалог | Корректно отстаивать свою позицию, владеть устной и письменной речью | Фронтальная беседа с классом. Работа с учебником и тетрадью, письменное выполнение задания | |||
3 | Разнообразие живой природы | Комбинированнанный | Знать определения понятий. Уметь давать характеристику разных царств. | Регулятивные Самостоятельно контролировать свое время. Познавательные Совершать поиск информации. Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении выводов | Проявлять устойчивый познавательный интерес. Использовать подходящие языковые средства для выражения своих мыслей. | Опыт по выявлению органических и неорганических веществ | Работа с учебником и тетрадью. Тестирование на усвоение материала | ||
4 | Среды обитания живых организмов | Урок изучения нового материала. | Научиться перечислять среды обитания. Выделять особенности живых организмов, сформированные средой их обитания.. | Регулятивные. Самостоятельно контролировать свое время. Познавательные Осуществлять самостоятельный поиск информации в тексте. Коммуникативные Уметь выслушивать мнение других учеников и корректно отстаивать свою точку зрения | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | Работа с учебником и тетрадью. Фронтальная работа с классом. | |||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Урок комбинированный. | Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды их обитания | Регулятивные Познавательные Уметь логических рассуждать и анализировать. Осуществлять расширенный поиск информации Коммуникативные Владение биологической формой речи | Оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности | Л.р. вредное воздействие на живые организмы | Фронтальная работа с классом. Промежуточное тестирование по изученному материалу. | ||
6 | Обобщающий | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | Знать разнообразие живой природы. Умение характеризовать каждое Царство живых организмов. Формулировать влияние эклогических факторов на живые организмы. | Регулятивные Планировать пути достижения цели. Познавательные смысловое чтение текста, нахождение ответов на поставленные вопросы. Коммуникативные Корректно сравнивать разные точки зрения. | Уметь адекватно выразить свою мысль | Контрольная работа | |||
7 | Устройство увеличительных приборов | Урок – лабораторная работа | Научиться различать основные части микроскопа и их предназначение. Освоить правила работы с микроскопом. | Регулятивные Планировать пути достижения цели. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Познавательные Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Выдвигать гипотезы о закономерностях процессов. КоммуникативныеУчаствовать в коллективном обсуждении проблем Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | Вести диалог на основе взаимного уважения | Изучение лабораторных приборов. Работа с микроскопом | Фронтальная работа с классом. | ||
8 | Строение клетки | Урок – открытие новых знаний | Научиться различать на рисунках различные структуры клетки, определять отличия растительной и животной клеток. | Регулятивные Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Познавательные Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении выводов. Выявлять и сравнивать разные точки зрения. | Уметь вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию. | Л.р. Клеточное строение тканей | Фронтальная работа с классом. | ||
9 | Строение клеток кожицы чешуи лука. | Лабораторная работа | Научиться различать на рисунках различные структуры клетки кожицы чешуи лука. | Регулятивные Познавательные Осуществлять расширенный поиск информации. Формировать готовность к самообразованию Коммуникативные Уметь слушать чужое мнение и корректно отстаивать свое | Уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели. | Л.р. Клеточное строение тканей лука | Фронтальная работа с классом | ||
10 | Пластиды | Урок- открытие новых знаний. | Знать определения понятий: пластиды, хлоропласты.Знать строение клетки. | Регулятивные Осуществлять познавательную деятельность в отношении учебных и познавательных задач Коммуникативные Прислушиваться к мнению других учеников при решении познавательных задач | Использовать адекватные формы речи | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. Тестирование по усвоенному материалу | |||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Урок – открытие новых знаний | Знать химический состав клетки. Определять роль воды и минеральных веществ в клетке. Роль органических веществ. | Регулятивные Планировать пути достижения цели. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Познавательные Давать определения понятиям. Уметь аргументировать свое высказывание. Коммуникативные Уметь слушать высказывания других. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | Л. Р. Определение состава органических веществ | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | ||
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). | Урок открытие новых знаний и рефлексии. | Знать существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. | Регулятивные Планировать пути достижения цели. Аргументировать свою точку зрения. Познавательные Строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей. Коммуникативные Анализировать ответы других учеников дружелюбно и уважительно | Использовать языковые средства в учебной и познавательной деятельности. | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | |||
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Урок открытие новых знаний | Знать как происходит рост и развитие клетки. | Регулятивные Познавательные Выделение из текста необходимого материала для выполнения практических заданий. Коммуникативные Участвовать в дискуссии, не перебивая друг друга, а внимательно выслушивая | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей. Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | |||
14 | Деление клетки | Урок открытия новых знаний. | Знать как происходит деление клетки. Уметь объяснять процесс деления клетки. | Регулятивные. Обобщать понятия. Составлять схемы. Оценивать трудности решения задач. Познавательные Осуществлять классификацию карт Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении проблем | Вести диалог на основе взаимного уважения Уметь грамотно формулировать выводы | Л.р. Построение макета деления клетки | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | ||
15 | Понятие ткань | Урок открытие новых знаний | Знать определения ткани. Признаки различных тканей | Регулятивные. Осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности. Познавательные Обобщать понятия, выделять признаки Коммуникативные Учитывать личные особенности партнера при выстраивании диалога. | Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | |||
16 | Обобщающий урок. | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Знать строение клетки, химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности происходящие в клетке, ткарь | Регулятивные Определять последовательность действий Познавательные Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске информации, в определении выводов | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | Контрольная работа | |||
17 | Бактерии. Их разнообразие. Строение и жизнедеятельсность | Урок открытие новых знаний | Уметь давать основные характеристики царства бактерий. Представлять значения бактерий в природе, их положительную и отрицательную роль в жизни человека. | Регулятивные. Познавательные. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Коммуникативные Уметь слушать ответы товарищей, дополнять их, оценивать | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | Л.р. Создание благоприятной флоры для размножения бактерий | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | ||
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Урок комбинированный | Научиться выделять основные характеристики царства бактерий. Представлять значение бактерий в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека. | Регулятивные Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Познавательные Формировать действия целеполагания в том числе преобразования практической задачи в познавательную. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач Коммуникативные Принятие позиции других людей. Умение слушать, вступать в диалог. | Уважительно относиться к высказываниям других. Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. Тестирование по пройденному материалу | |||
19 | Грибы. Их общая характеристика. Строение и жизнедеятельсность. Роль грибов в природе и жизни человека. | Урок комбинированный. | Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Знать роль грибов в природе и жизни человека. | Регулятивные Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи Познавательные Осуществлять расширенный поиск информации Коммуникативные Умение вести диалог, деловой спор | Формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели | Л.Р. Изучение строения грибов под микроскопом | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | ||
20 | Шляпочные грибы | Комбинированный | Распознавать съедобные и ядовитые грибы . Знать приемы оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами. Определять значение грибов в природе а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека. | Регулятивные Устанавливать и сравнивать разные точки зрения Познавательные Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении проблем | Вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем. | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. Тестирование по пройденному материалу | |||
21 | Плесневые грибы и дрожжи | Урок открытия новых знаний | Уметь различать мукор и пеницилл. Давать им характеристику. Знать строение дрожжей. Знать значение плесневых грибов в природе и жизни человека. | Регулятивные Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Познавательные Строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении проблем | Уметь формулировать грамотно свои мысли, делать выводы. | Л.Р. Сосдание флоры для выращивания плесневых грибов | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | ||
22 | Грибы - паразиты | Открытие новых знаний | Уметь давать характеристику грибов-паразитов. Их роль в природе и жизни человека. | Регулятивные В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Коммуникативные Адекватно вести диалог добывать недостающую информацию с помощь вопросов. | Использовать адекватные речевые средства для объяснения содержания и совершаемых действий | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. Тестирование по пройденному материалу | |||
23 | Обобщение и повторение | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Знать содержание всей темы. | Регулятивные Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи Познавательные Формировать готовность к самообразованию Коммуникативные Умение вести диалог, участвовать в дискуссии | Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели. | Контрольная работа | |||
24 | Ботаника . Наука о растениях | Урок открытия новых знаний. | Знать понятие ботаника, низшие и высшие растения, слоевище, таллом. | Регулятивные. Планирование учебной деятельности при изучении темы, пути достижения цели. Познавательные Создавать и преобразовывать схемы для решения задач Коммуникативные Уметь слушать других, дополнять, исправлять. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Мотивов, потребностей | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | |||
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. | Урок открытие новых знаний | Знать определения понятий: водоросли, одноклеточные. Знать строение, жизнедеятельность, размножение, среды обитания зеленых, бурых и красных водорослей. | Регулятивные Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций Познавательные Проводить наблюдение под руководством учителя Коммуникативные Уметь слушать других и вступать в диалог | Формировать потребность в самовыражении и самореализации. Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели | Л.Р. Изучение клеточного строения водорослей | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | ||
26 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | Комбинированный | Знать роль - зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека Обосновывать необходимость охраны водорослей. землетрясений. | Регулятивные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Вести диалог на основе взаимного уважения | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. Тестирование по теме | |||
27 | Лишайники. | Открытие новых знаний | Знать определение понятий: Кустистые лишайники. Листоватые лишайники. Накипные лишайники. | Регулятивные Планирование учебной деятельности при изучении темы, пути достижения цели. Познавательные Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении проблем | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | Л.р разнообразие лишайников, работа с гербарием | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | ||
28 | Мхи | Открытие новых знаний | Знать виды мхов. Печеночые мхи. Лсистостебельные мхи. Строение мха. Значение мхов в природе и жизни человека. Знать строение мха, размножение. Определять по таблице виды мхов. | Регулятивные Осуществлять сравнение, классификацию Познавательные Строить логические рассуждения на основе причинно-следственных связей Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении проблем | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | Л.р Разнообразие мхов, работа с гербарием | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | ||
29 | Папоротники хвощи Плавуны | Урок открытия новых знаний | Знать существенные признаки папоротников. Сравнивают разные виды папоротников и находят их в таблицах. Объясняют роль папоротников в природе и жизни человека | Осуществлять сравнение, классификацию Познавательные Строить логические рассуждения на основе причинно-следственных связей Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении проблем дискуссии | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | Л.Р. Разнообразие хвощей и плаунов. Работа с гербариев | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | ||
30 | Голосеменные растения | Комбинированный | Выделять существенные признаки голосеменные растений. Описывать представителей голосеменных растений с использованием таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль голосеменных растений в природе и жизни человека . | Осуществлять сравнение, классификацию Познавательные Строить логические рассуждения на основе причинно-следственных связей Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении проблем | Развивать потребность в самовыражении, самореализации. Социальном признании. Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей | Л.р. Разнообразие голосеменных растений. Работа с гербарием | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | ||
31 | Покрытосеменные | Комбинированный | Знать существенные признаки покрытосеменных растений. Описывать представителей покрытосеменных растений с использованием таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека.. | Регулятивные Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Познавательные Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей Коммуникативные | Вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою точку зрения. Понимать ценность жизни и здоровья. | Л.Р. Разнообразие покрытосеменных. Работа с гербарием | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | ||
32 | Происхождение растений Основные этапы развития растительного мира | Комбинированный. | Знать методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира. | Регулятивные Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Формировать готовность к самообразованию Познавательные Уметь адекватно подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Адекватно оценивать свои возможности в самостоятельной деятельности | Фронтальная работа с классом. Работа с учебником и тетрадью. | |||
33 | Обобщающий урок | Обобщение и систематизации знаний и умений | Знать весь материал | Регулятивные Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Формировать готовность к самообразованию Познавательные Уметь адекватно подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Проявлять интерес к познанию нового Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Адекватно оценивать свои возможности в самостоятельной деятельности | Контрольная работа | |||
34 | Резерв | Урок- игра | Уметь применять материал для нахождения ответов на поставленные вопросы | Регулятивные Формировать готовность к самообразованию Познавательные Проявлять интерес к познанию нового Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске правильного решения проблемы | Вести диалог на основе взаимоуважения. Корректно отстаивать свою позицию. | Фронтальная работа с классом. |
Проектная деятельность :
Тема 1:
Жизнь микроорганизмов «Выращивание Инфузории туфельки»
Тема 2:
Изготовление микропрепаратов для лабораторных исследований
Тема 3:
Создание макета клетки живого организма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...