Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме " Факторы среды и их влияние на биоценозы"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме "Факторы среды и их влияние на биоценозы" ( учебник В.В. Латюшин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет, класс | Биология, 7класс | ||
Учитель | Тимирязева Е.А. | ||
Тема урока | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | ||
Тип урока | Изучение нового материала. | ||
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, парная. | ||
Методы обучения | Наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | ||
Приемы | Личностно - ориентированного обучения. | ||
Оборудование | Компьютер, проектор, магнитная доска, таблицы, рисунки. | ||
Цель урока | Выяснить, что такое экологические факторы среды, их взаимодействие и влияние на биоценозы. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу. | развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ. | воспитать бережное отношение к природе. |
Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.
Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
1.Организационный (1 мин) 2.Актуализация знаний, умений, навыков (5-7 мин) 3.Изучение нового Материала (30мин) 4.Закрепление знаний. (3мин) 5.Рефлексия (2мин) 6.Подведение итогов (1 мин) 7.Дом.задание (1 мин) | Приветствие. Надеюсь, вы сегодня пришли с хорошим настроением и настроем на учебу. Итак, начнем наш урок. Давайте, ребята, проверим как вы подготовились к уроку. 1.Что такое биоценоз? Приведите примеры. 2.Какие организмы называют продуцентами, консументами, редуцентами? 3.Какие биоценозы можно выделить в нашей местности? Ребята мы приступаем к изучению нового материала. Но, прежде чем объявить тему урока послушайте стихотворение: Почему у нас в селе Пальмы не растут? Ясно и тебе и мне Холодно им тут. А в походе по грибы На лесной дороге Вряд ли встретятся тебе Слоны и носороги. - Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение. Да, это стихотворение об условиях, месте, или – по другому – о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке. Откройте тетради и запишите тему урока: «Факторы среды и их влияние на биоценозы». Как вы думаете, какая цель нашего урока? Откройте учебник на с. 272 1 абзац. Найдите ответ на вопрос. Что такое среда обитания? Это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы. Запишите определение в тетрадь. Условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов, называются экологическими факторами. А какие условия (факторы) влияют на жизнь животных, рисунки которых лежат перед вами? Составьте интеллект-карту. Подводим итоги индивидуальной работы. Несмотря на многообразие факторов природы, их можно разделить на три группы. Подумайте, какие? Факторы среды делят на абиотические, биотические и антропогенные. Составляем схему на магнитной доске. Вывод : к основным абиотическим факторам относятся температура, свет, влажность, ветер, давление, состав почвы, рельеф местности. Животные живут в тесной взаимосвязи с другими организмами: животными, растениями, грибами, бактериями. Такие экологические факторы называют биотическими. Найдите в учебнике определение биотические факторы. Рассмотрим примеры биотических взаимоотношений: 1) мутуализм - взаимовыгодные отношения между видами (+; +). Примеры мутуалистических, или симбиотических, взаимоотношений: энтомофильные растения - насекомые-опылители; 2) комменсализм - одностороннее использование одним видом другого без вреда для последнего (+; 0). Примеры комменсализма: - рыбы-прилипалы на акулах или черепахах. 4) аменсализм - взаимодействие видов, при котором один не получает ни вреда, ни пользы, а для другого это взаимоотношение отрицательно. Светолюбивые растения, растущие под елью, испытывают угнетение, а для ели это взаимоотношение безразлично (-; 0); 5) конкуренция - форма экологических взаимоотношений, отрицательно сказывающаяся на обоих взаимодействующих видах (-; -). 6) хищничество и паразитизм - одностороннее использование одним видом (хищник, паразит) другого (хозяин), при котором первый уничтожает или эксплуатирует другого (+; -). Последний фактор, который мы должны рассмотреть антропогенный - воздействие деятельности человека на биоценозы. Работа в парах с учебником с.273 Вопрос учащимся: Все ли примеры воздействия деятельности человека понятны? Распределить факторы на три группы: абиотические, биотические, антропогенные. 1.Радиоактивное загрязнение воды. 2.Поедание малины медведем. 3.Понижение температуры воздуха. 4.Заражение человека гельминтами. 5.Выбросы вредных веществ в атмосферу. 6.Опыление растений насекомыми. 7.Минеральный состав и содержание гумуса в почве 8.Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий. 9.Эрозия почв в результате чрезмерного выпаса скота. 10.Ультрафиолетовое излучение 11.Рельеф местности. 12.Лесной пожар, возникший по халатности человека. Ответы: Абиотические факторы: "3-7-10-11" Биотические факторы: "2- 4-6-8" Антропогенные факторы: " 1-5-9-12". Ребята, мы раскрыли сегодня на уроке очень серьезную тему. Урок закончим мы на том, Рефлексия: Сегодня на уроке: 1)Мне было комфортно, я узнал много нового и интересного. 2)Мне было трудно, я ничего нового не узнал. 3) Мне было скучно. Подведение итогов и выставление оценок за урок. § 54 работа в тетради. Творческое задание: привести примеры разных типов взаимоотношений в природе. | Отвечают на вопросы Самооценка и взаимооценка. Анализируют стихотворение. Для каждого организма необходимы определенные условия обитания. Температурный режим, вода, свет. У нас зимой недостаточно света. Очень низкие температуры. Формулируют цель урока. Составление интеллект-карты для животных разных сред обитания. Составление схемы. Работа с таблицей Заполнение чаши весов (приложение). Просмотр фрагментов видеофильма. Отмечают на карточках правильные ответы. Осуществляют взаимопроверку. Оценивают свою деятельность на уроке, дают оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. | Усвоение понятий «биоценоз», «продуценты», «консументы», «редуценты» и их взаимосвязь. Дают определения понятиям «среда обитания», «экологические факторы» Выявляют приспособления организмов к среде обитания. Определяют понятия «абиотические факторы среды», «биотические факторы среды», «антропогенные факторы среды». Определяют характер биотических взаимоотношений Определяют понятия: акклиматизация и реакклиматизация, прямое и косвенное воздействие. Характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде Определяют понятия «среда обитания», «абиотические факторы среды», «биотические факторы среды», «антропогенные факторы среды». | К: умение сотрудничать с учителем. Л: формируют оценку и самооценку знаний. П: умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать суждение. Р: умение слушать в соответствии с целевой установкой. Р: определять учебную цель . К: сотрудничать с учителем и одноклассниками П: развивать операции мышления, преобразовать информацию в схему. К: вступать в учебный диалог, умение выражать свои мысли, строить высказывания. П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Р: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы. П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. К: осуществлять продуктивное взаимодействие, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами. Р: оценка результатов своей деятельности. Р: умение осуществлять итоговый контроль деятельности. Л: умение оценивать свои достижения, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация. "Факторы среды и их влияние на биоценозы"
В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы сре...
Урок биологии в 7 класс.Тема: Факторы среды и их влияние на биоценозы.
подробный конспект урока с презентацией...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Экологические факторы и их влияние на живые организмы", с использованием ЭОР
урок разработан с применением ЭОР...
Факторы среды и их влияние на биоценозы. 7 класс
Тема Факторы среды и их влияние на биоценозы7 класс Учебник Биология. Животные. 7 класс Авторы: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Называть основные среды жизни.Описывать условия среды обитания...
Технологическая карта урока: "Факторы среды и их влияние на биоценозы".
Предмет, класс: Биология,7 классУчитель: Подгорнова Наталья Ивановна...
технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»
технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...
Лабораторная работа № 12 по теме: Факторы среды и их влияние на биоценозы
Лабораторная работа № 12 по теме: Факторы среды и их влияние на биоценозыВариант 1. Работа состоит из 5 заданий....