Технологическая карта урока биологии в 7 классе.Эволюция органов пищеварительной системы у животных
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Урок проводится с применением компьютерной и исследовательской технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               

                                                                 Технологическая карта  урока  биологии в 7 классе.

Тема:  Эволюция органов пищеварительной системы у животных.

 

Цели:

Образовательные:  Проследить эволюцию органов пищеварения, обосновать усложнение строения  пищеварительной системы   в процессе эволюционных изменений.

Развивающие : Развивать умение выделить главное, сравнивать, делать  правильные выводы, логически мыслить, развивать

                           познавательный интерес.

Воспитательные:   Воспитывать  чувство взаимовыручки, бережное отношение к своему организму и к здоровью животных.

Общедидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой информации  путем исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, наглядный

Ключевые слова:  эволюция, ферменты, типы питания

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, индивидуальная, парная

Межпредметные связи: ИЗО, физкультура, музыка

Средства обучения: карточки с изображением органов дыхания, карточки с изображением силуэтов животных, презентация с использованием ИКТ, фломастеры, учебники В.В.Латюшина, В.А.Шапкина « Биология Животные 7 класс», дополнительная литература  А.И. Никишов, И.Х. Шарова « Биология. Животные, 7-8 класс»,   Музыка композитора В. Шаинского и поэта М. Матусовского «Вместе весело шагать»

.

Педагогические технологии: исследовательская, компьютерная

 

№ п/п (название

этапа)

  Цель

Методическая организация этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие универсальных учебных действий

1. Организа-ционно – моти-вационный

 Мотивировать обучающихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала;

Форма: фрон-тальная

Средства: языко-вые

Результат: учащиеся готовы к продуктивной деятельности.

Приемы контроля: устный, наглядный

Принцип: психологическая комфортность

Приветствие учащихся .

Предлагает определить ключевое слово урока. Что это?

 Процесс постепенного развития животных от низших к высшим, постепенное усложнение строения, образа жизни, и функций организма в целом.

(На доске перевернутая карточка с ключевым словом . Эволюция)

Эволюцию каких органов животных мы с вами уже проследили на предыдущих уроках?

(эволюцию покровов тела, опорно- двигательного аппарата, органов дыхания)

.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы анализируют свой ответ.

Личностные: 

интеллектуальный

 и эмоциональный настрой на урок.

Регулятивные: формирование

мотивационной  саморегуляции к преодолению трудностей.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

2. Актуализация знаний по пройденному материалу.

3.Постановка учебной  

задачи.

Актуализировать знания учащихся для усвоения нового материала

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Средства: языко-вые, наглядные

(карточки)

Результат: повторение прой-денного материала, выявление затруднений в его усвоении.

Приемы контроля:

устный, наглядный.

Сформулировать тему и цели урока  при совместной деятельности учащихся и

учителя.

Форма: фронтальная

Средства: ИКТ, слайды из презентации

Результат: формулируется тема и цели урока.

Приемы контроля: устный

Ребята, перед вами  силуэты  животных различных типов и классов, и их органы дыхания. Я считаю, что силуэты расположены в правильном эволюционном  порядке, а как считаете вы?

Восстановите эволюционный ряд животных и их органов дыхания в правильном порядке, если это необходимо.

(Силуэты животных в таком порядке)

Тип Членистоногие -  паук,                                        

Тип Кольчатые Черви- нереида,                                        

Тип Простейшие- амеба                                              

   Тип Хордовые

Классы:  рыбы, пресмыкающиеся,                земноводные, млекопитающие,

 птицы

 Докажите, ребята, что вы правы? Почему именно в таком порядке вы поставили силуэты?

Почему происходила такая эволюция?

Может ли организм животного существовать вообще без дыхания?

Ребята, а без чего еще не может  жить организм животного? Определите по слайдам, которые я предлагаю посмотреть.                  

 ( На 1 слайде:

 амеба- захват пищи ложноножками, на 2 слайде цепь питания хомяк, змея, орел)

 Животные каких типов и классов были показаны?

Одинаково ли идет процесс питания у этих организмов? Почему?

 Значит какая тема урока? 

Эволюция органов пищеварения. (слайд 3)

 Какая главная цель стоит перед нами?

Проследить эволюцию органов

пищеварения, обосновать усложнение строения        пищеварительной системы в процессе эволюционных изменений. (слайд 4)

Работают у доски, восстанавливают эволю-ционный ряд животных и их органы дыхания

(Если ученик  испытывает затруднения в этом задании, то ему оказывает помощь коллектив класса).

 Ребята доказывают свою правоту и словесно выстраивают логическую цепь усложнения органов дыхания путем сравнения от амебы до млекопитающих, и делают вывод о том, как постепенно эволюционировали органы дыхания у животных.

-Увеличение площади легочных перегородок, в которых идет газообмен. Развитие систем, которые обеспечивают вентиляцию органов дыхания Усовершенствование транспортных систем доставки  кислорода.

После просмотра слайдов ребята отвечают на вопросы, рассуждая путем построения логических цепочек, опираясь на уже имеющиеся знания.

Называют тему и цели урока, по слайдам сравнивают свои ответы.

Личностные:

умение сотрудничать с одноклассниками  в  данной учебной ситуации

Познавательные: построение логи-ческой цепочки рассуждений, анализ истинности утверж-дений;
доказательство;

Коммуникативные:

умение формули-ровать высказывание, сравнивать различные точки зрения и находить общее решение; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Личностные:

проявление интереса к новому.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным.

Познавательные: определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: умение работать с информацией на опережение

4.Изучение нового материала

5. Первичное закрепление.

Организовать самостоятельное творческое исследование для получения нового знания

 Форма: парная, индивидуальная

Средства: наглядные( кар-точки), учебники, дополнительная литература, фломастеры.

Результат: умение устанавливать  

животных в

эволюционном порядке  и называть эволюционные

усложнения  в пищеварительной системе от амебы до млекопитающих .

Приемы контроля: наглядный, устный.

Организовать применение полученных знаний и умений в измененной ситуации.

Форма: фронтальная

Средства: устная и письменная речь

Результат: правильное выполнение заданий

Приемы контроля: устный, наглядный (слайд 5)

Ребятам предлагаются вопросы.

Что такое пищеварение?

Что помогает перевариваться пищи?

Зачем нужно питание?

Ребята, а есть ли связь между процессами дыхания и питания?

Физминутка.

Организует в виде изображения эволюции способов движения животных. ( музыкальное сопровождение)

А сейчас давайте  также дружно проследим за эволюционным развитием органов пищеварения у животных.

Организует работу в парах

Раздает карточки с силуэтами животных каждой паре ребят

( дифференцировано) с таким заданиями:

1. Используя учебник (стр. 210- 212) и дополнительную литературу (стр. указаны индивидуально ),  нарисовать органы пищеварения и подписать в полученной карточке с силуэтом животного.

2. Установить заполненные карточки на доску в порядке эволюции животных и рассказать как усложняются пищеварительные  органы в следующем организме по сравнению с предыдущем.

3. Сделать вывод. Почему происходила такая эволюция?

Оказывает индивидуальную помощь, если необходимо.

Обращает внимание на то, что

в зависимости от характера потребляемой пищи животных подразделяют на различные категории.

Организует просмотр видеороликов и дает задание.

Определите категории животных по типу потребляемой пищи?

(Травоядные, хищные, всеядные)

Предлагает работу в печатной тетради (стр. 107,  упр. 3 ), ответить на вопрос: Какую категорию животных вы не увидели?

Кто такие паразиты? Написать по 2 примера животных всех категорий.

Раздает индивидуальные  карточки с заданием:

«Дополни предложения»( слайд 5)

Проверка задания  (слайд 6)

Отвечают на вопросы, подготавливающие к восприятию нового знания

Показывают эволюцию способов движения животных, танцуя.

Выполняя задания учителя,

устанавливают рабочие отношения в паре, распределяют функции между собой,  выражают собственное мнение,

вырабатывают общее решение, оказывают взаимопомощь.

Работают у доски,

озвучивают результаты своего исследования,

анализируют, обсуждают, устанавливают причинно- следственные связи,

сравнивают полученные результаты, делают вывод.

 

После просмотра видеороликов, отвечают на вопросы и выполняют задания в тетради письменно.

Осуществляют самоконтроль

Личностные: умение сотрудничать в паре

и брать

ответственность за результат работы

Регулятивные:

развитие умений самостоятельно добывать новые знания.

Познавательные:

формирование умения отбирать нужную информацию, делать обоснованные выводы, развитие творческих способностей

Коммуникативные:

умение определять свои функции и соответственно действовать

Личностные: умение  использовать полученные знания в данных ситуациях.

Регулятивные: учатся оценивать объективные трудности

Познавательные: осуществление само и взаимоконтроля.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем  и сверстниками  фронтально, обсуждение ответов.

6. Рефлексия.

Обобщить и сделать выводы по результатам работы на уроке и выполнению поставленной цели.

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: обобщение, вывод

Приемы контроля:

устный

Открывает слайд 7 с заданием «Закончи предложения»

На уроке мне было интересно……..

На уроке мне было трудно……..

      Сегодня я узнал……..

На уроке я научился……..

Заканчивают предложения и выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Метапредметные:

умение объективно оценить свою работу и своих товарищей.

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевое высказы-вание в устной форме, структурировать знания

Регулятивные:

Оценивание уровня своего

эмоционального состояния на уроке.

7.Инструктаж к выполнению домашнего задания

Обеспечить понимание учащимися целей, содержания, способов выполнения домашнего задания

 Объясняет сущность домашнего задания.

1 уровень. Прочитать параграф 40.

Печатная тетрадь стр. 108-109, упр.12.

2 уровень и 3 уровень.  Из упр.5-11, стр.107-108  в печатной. тетради  выбрать по желанию  и выполнить  3 задания.

Воспринимают информацию, выбирают уровень

Осознанно фиксируют информацию

8. Подведение итогов урока

Анализирует оценки, выставленные ребятами, приводит свои аргументы.

Благодарит учащихся за работу на уроке и заканчивает урок.

Оценивают друг друга в баллах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".

Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...

Эволюция пищеварительной системы животных.

Данная презентация может быть использована  на уроках биологии в 7 классах.  Учебный материал разработан на основании программы В.В.Пасечника....

Дыхательная и пищеварительная системы органов

Здравствуйте, начинаем урок биологии, с использованием тестовых материалов ГИА 2014г.Тема «Организм.Дыхательная и пищеварительная системы органов».Тип урока: обобщение и систематизация знанийЦель: поз...

План-конспект урока по теме «Эволюция пищеварительной системы у животных. Обмен веществ и энергии»

7 классТема Эволюция строения и функций органов и их систем.Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А., М., Дрофа, 2014 гЦель урока:Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение...

КСП урока биологии Пищеварительная система животных

план краткосрочного планирования по биологии в 8 классе Раздел Питание...

Эволюция органов пищеварительной системы

План-конспект урока биологии в 7 классе. Теме урока "Эволюция пищеварительной системы"....

Эволюция органов пищеварительной системы

Презентация "Эволюция органов пищеварительной системы может быть использована при проведении урока в 7 классе по теме "Эволюция органов пищеварительной системы"...