Технологическая карта урока по теме: Человеческие расы"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Данная карта выдаются для отработки темы самостоятельно или можно предлод\жить работу в группах, парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t.k._chelovecheskie_rasy.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме: «Человеческие расы»
Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке.
РАСА – это исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие морфологические и физиологические наследственные особенности, а также традиции и обычаи.
В современном человечестве выделяют три большие расы и несколько десятков малых рас.
Большие расы: экваториальная (австрало-негроидная), европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская)
Европеоидная раса. Люди с прямыми или волнистыми, часто светлыми волосами, со светлой кожей. Борода и усы растут обычно сильно, лицо узкое с выступающим носом, ширина носа невелика, ноздри параллельны друг другу. Глаза расположены горизонтально, складка верхнего века отсутствует, челюстная часть лица не выступает вперёд, губы обычно тонкие. Люди с прямыми или волнистыми, часто светлыми волосами, со светлой кожей. Борода и усы растут обычно сильно, лицо узкое с выступающим носом, ширина носа невелика, ноздри параллельны друг другу. Глаза расположены горизонтально, складка верхнего века отсутствует, челюстная часть лица не выступает вперёд, губы обычно тонкие. Место возникновения- Место возникновения- Европа и Передняя Азия Европа и Передняя Азия |
Монголоидная раса. Жёсткие, прямые и тёмные волосы. Кожа темноватая с жёлтым оттенком, борода и усы растут слабо. Лицо широкое, уплощённое, скулы сильно выступают, нос уплощён, ноздри расположены под углом друг к другу. Глаза узкие, внешний угол глаз чуть выше внутреннего. Губы по толщине - средние. Жёсткие, прямые и тёмные волосы. Кожа темноватая с жёлтым оттенком, борода и усы растут слабо. Лицо широкое, уплощённое, скулы сильно выступают, нос уплощён, ноздри расположены под углом друг к другу. Глаза узкие, внешний угол глаз чуть выше внутреннего. Губы по толщине - средние. Место возникновения – Азия. |
Негроидная раса. Люди с курчавыми волосами, с очень тёмной кожей, Борода и усы растут слабо. Лицо узкое и низкое, нос широкий. Глаза широко открытые. Характерно выступание вперёд нижней части лица. Губы обычно толстые, нередко вздутые. Люди с курчавыми волосами, с очень тёмной кожей, Борода и усы растут слабо. Лицо узкое и низкое, нос широкий. Глаза широко открытые. Характерно выступание вперёд нижней части лица. Губы обычно толстые, нередко вздутые. Место возникновения – Африка, к югу от Сахары Африка, к югу от Сахары |
АВСТРАЛОИДНАЯ РАСА . Входит в большую экваториальную (негро- австралоидную) расу. Входит в большую экваториальную (негро- австралоидную) расу. Характерны темная кожа, широкий нос, прогнатизм, волнистые волосы, сильный рост волос на лице и теле. Распространена в Австралии, Южной Азии и Океании. Характерны темная кожа, широкий нос, прогнатизм, волнистые волосы, сильный рост волос на лице и теле. Распространена в Австралии, Южной Азии и Океании. Многие антропологи выделяют австралийскую расу в самостоятельную большую расу. |
Все современное человечество принадлежит к одному виду. По умственным способностям (способность к познанию, творчеству, труду) все расы одинаковы. Различия в уровне культуры связаны не с биологическими особенностями, а с социальными условиями развития общества. Расы подразделяются на подрасы, а те – на национальности и народности. Нация – это совокупность людей, объединенных общностью языка, территории и экономического уклада. Народ – всё население определенной страны. |
Формирование рас началось около 90 тысяч лет назад в Африке.
По одной из гипотез считается, что появление расы белокожих людей было связано с тем, что чернокожие африканцы, мигрирующие на север, столкнулись с недостатком витамина D, что стало причиной массового проявления рахита. У людей страдали кости скелета, и в частности тазовые кости у женщин это затрудняло
роды и приводило к смерти и матерей, и новорожденных. В результате естественного отбора преимущество оставалось за людьми с менее пигментированной кожей, которая пропускала больше ультрафиолетовых лучей содействующих выработке этого витамина.
Благодаря изменению рельефа, появлению горных хребтов и морей, вернуться назад эти племена не смогли и развивались в условиях изоляции.
Заметили, что при гипервитаминозе витамина D накопление кальция в крови приводит к образованию тромбов внутри сосудов, образованию почечных камней, что также приводит к высокой смертности. У чернокожих людей этого не происходит, потому что пигмент препятствуют проникновению ультрафиолетовых лучей и образованию избытка этого витамина в коже.
Другой поток расселения шёл по южной и восточной Азии вплоть до Австралии – материка, который оказался в изоляции. Это послужило причиной образования чернокожей австралоидной расы.
Третья волна расселения шла через северо-восточную оконечность Азии на северо-запад Америки. Представители этой волны стали основателями монголоидной расы, к которой примыкают и американские индейцы, которых нередко выделяют в самостоятельную расу.
Процесс возникновения и становления рас человека называют расогенезом.
- полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах;
- моноцентристы признают единство происхождения социально-психического развития, единый уровень умственного развития;
Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):
- различия во второстепенных признаках;
- генетическая изоляция отсутствует;
- биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас.
Причины расогенеза:
- естественный отбор
- мутации
- изоляция
- смешение популяций
По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды.
Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются: характером окружающей среды, климата, пищевых ресурсов, количеством солнечного света.
Для людей всех рас характерны видовые признаки:
сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции); возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство; все едины по происхождению.
Так и по генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Признаки, исследуемые учеными – генетиками Бразилии показали, что у людей, относящих себя к белой расе в Бразилии, в среднем присутствует 39% генов, характерны для североамериканских индейцев, 28% генов, характерны для африканцев, и 39% генов для европеоидов. А также антропологи считают, что 1\5 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы – представители смешанных браков.
Другим доказательством, что все расы относятся к одному виду можно считать пересадку органов. Известны многие случаи, когда сердце, почки пересаживают людям разных рас, и они успешно приживаются. Первая успешная операция по пересадке сердца в 80-х года сделал доктор Барнад (ЮАР, Кейптаун). Он пересадил белому человеку сердце утонувшего чернокожего юноши. После этого пациент прожил 5 лет.
Расизм – реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Конкурс методической разработки по истории по теме:Технологическая карта урока по теме:Возвышение Македонии
Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции и подчинению её Македонскому царству....
Технологическая карта урока по теме: Решение задач по теме"Признаки и свойства параллельных прямых" 7класс
Урок обобщения и сис тематизации материала по теме:решение задач по теме "Признаки и свойства параллельных прямых" 7 класс...
Технологическая карта урока на тему: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Бактерии», «Грибы».
Технологическая карта урока на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Бактерии", "Грибы"Класс: 5Тип урока: урок систематизации знаний....
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...
технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс
Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...