рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района Московской области
Утверждаю Директор Удельнинской гимназии _____ ___/Н.А. Арюлина/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 10 класc
Базовый уровень
Составитель: Стрельчик Светлана Александровна,
учитель географии
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования и «Программы среднего (полного) общего образования по биологии 10 -11классы. Базовый уровень». Автор программы проф. В.В. Пасечник (М.: Дрофа, 2012).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе -34 часов (1 час в неделю)
Главная цель - формирование у гимназистов знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции.
Задачи:
- гимназисты должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности;
- гимназисты должны узнать сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы;
- формирование у гимназистов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций (сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках).
II.Содержание тем учебного курса .
Биология 10 класс
Введение(2ч.) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. |
Основы цитологии (16ч.) Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. |
Размножение и индивидуальное развитие( 7ч.) Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. |
Основы генетики (8ч.) Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека |
Генетика человека (1ч.) Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. |
Итого: 34 часов. |
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа образования.
Основные виды учебной деятельности.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
III.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащийся должен:
• характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
• оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
• выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
• иметь представление об уровневой организации живой природы;
• приводить доказательства уровневой организации живой природы;
• представлять основные методы и этапы научного исследования;
• анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
Учащийся должен:
• характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
• характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира;
• знать историю изучения клетки;
• иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической единице живого;
• приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;
• сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки,
клетки растений, животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;
• представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;
• проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные
признаки строения клетки и ее органоидов;
• пользоваться современной цитологической терминологией;
• иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;
• обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);
• находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
• анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
• характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
• иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение, деление клетки,
оплодотворение), многообразии организмов;
• выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и
процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный
период, прямое и непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе
сравнения;
• понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;
• характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в формировании современной естественно-научной
картины мира;
• решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической
терминологией и символикой;
• приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;
• объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на
организм человека;
• характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;
• обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
• выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
• иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
• характеризовать основные методы и достижения селекции;
• оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение,
направленное изменение генома);
• овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;
• находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
• анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
.
Учебно - тематический план по биологии 10 класс
1 час в неделю, всего 34 часов.
Наименование темы | Кол-во часов | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы |
1.Введение | 2 | |||
2.Основы цитологии | 16 | Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных» | Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки». Контрольная работа № 2 «Клетка – структурная еди ница живого» Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке». | |
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов | 7 | Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | ||
4.Основы генетики | 8 | Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания». Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач». Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».1 | Контрольная работа № 4 «Основы генетики». | |
5.Генетика человека | 2 | Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | ||
Итого: | 35 | 4 | 4 | 4 |
Календарно- тематический план.
10 класс.
Биология ( базовый уровень)
(1ч. в неделю, всего-34 часов)
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Цифровые ресурсы | Домашнее задание | Планируемые сроки | Планируемые даты проведения уроков 10«а» 10 «б» класс | |||
1.Введение-2ч. | |||||||||
1. | 1. | Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. | Презентация «Методы исследования в биологии» в программе Power Point | §1,2 | |||||
2. | 2. | Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. | Презентация в программе Power Point | §3,4 | |||||
2.Основы цитологии-16ч. | |||||||||
3. | 1. | Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §5,6 | |||||
4. | 2. | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §7,8 | |||||
5. | 3. | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §9 | |||||
6. | 4. | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §10 | |||||
7. | 5. | Строение и функции белков. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §11 | |||||
8. | 6. | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §12 | |||||
9. | 7. | АТф и другие соединения клетки. Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки». | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §13 | |||||
10. | 8. | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | Карточки, в программе Word ЦОР Лаб.Практикум. Биология 6-11 | §14,15 | |||||
11. | 9. | ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» ЦОР Лаб. Практикум. Биология 6-11 | §16,17 | |||||
12. | 10. | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных» | ЦОР Лаб.Практикум. Биология 6-11 | §18,19 | |||||
13. | 11. | Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги. | Презентация «Неклеточные формы жизни»в программе Power Point | §20 | |||||
14. | 12. | Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка – структурная единица живого». Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. | Тесты в программе Word | §21,23 | |||||
15. | 13. | Энергетический обмен в клетке. | ЦОР Лаб.Практикум. Биология 6-11 | §22 | |||||
16. | 14. | Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез. | ЦОР Лаб. Практикум. Биология 6-11 | §24,25 | |||||
17. | 15. | Генетический код. Транскрипция. | Презентация «Синтез белков в клетке» в программе Power Point | §26 | |||||
18. | 16. | Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке». | Тесты в программе Word | §27 | |||||
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов-7ч. | |||||||||
19. | 1. | Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. | ЦОР 1:Образование «Общая биология 10 класс» | §28,29 | |||||
20. | 2. | Мейоз. | ЦОР 1:Образование «Общая биология 10 класс» | §30 | |||||
21. | 3. | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | Карточки, в программе Word | §31 | |||||
22. | 4. | Половое размножение. Развитие половых клеток. | Карточки, в программе Word | §32,33 | |||||
23. | 5. | Оплодотворение. | ЦОР 1:Образование «Общая биология 10 класс» | §34 | |||||
24. | 6. | Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | Карточки, в программе Word ЦОР Лаб. Практикум. Биология 6-11 | §35,36 | |||||
25. | 7. | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | Тесты в программе Word | §37 | |||||
4.Основы генетики-8ч. | |||||||||
26. | 1. | История развития генетики. Гибридологический метод | §38 | ||||||
27. | 2. | Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания». | ЦОР «Решение генетических задач» | §39,40 | |||||
28. | 3. | Дигибридное скрещивание. | ЦОР «Решение генетических задач» | §41 | |||||
29. | 4. | Хромосомная теория наследственности. | ЦОР «Решение генетических задач» | §42 | |||||
30. | 5. | Взаимодействие неаллельных генов. Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач». | ЦОР «Решение генетических задач» | §43 | |||||
31. | 6. | Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. | ЦОР «Решение генетических задач» | §44,45 | |||||
32. | 7. | Изменчивость. Виды мутаций. Контрольная работа № 4 «Основы генетики». | Тесты в программе Word | §46,47 | |||||
33. | 8. | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | Карточки, в программе Word | §48 | |||||
5.Генетика человека-1ч. | |||||||||
34. | 1. | Методы исследования генетики человека. Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | Карточки, в программе Word | §49 |
СОГЛАСОВАНО. Протокол № заседания кафедры
естественных наук от 2016 г.
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УМР
___________Губская И.А. 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...