Программа по биологии 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Сафонова Ольга Викторовна

Цели и задачи биологического образования в средней школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._poyasnitelnaya_zapiska_10-11.docx25.75 КБ
Файл 3._10_klass_daty.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

                         Пояснительная записка .

Общая характеристика учебного предмета 

Школьный курс биологии относится к области естественнонаучных предметов. Биология вооружает школьников научным методом познания позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 10-11классах  продолжается знакомство с  методами научного познания, формирование основных  биологических понятий, предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Общая биология 10-11 класс автор Пасечник В.В.. – М., Дрофа, 2009 год.

 Биологические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов биологии, химии, физики, географии. В соответствии с учебным планом курсу биологии предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области биологии. В свою очередь, содержание курса биологии основной и средней школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории. 

Место предмета в учебном плане.  Предмет биология входит в инвариантную часть учебного плана школы. В средней школе 10,11класс отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

 Количество часов для проведения контрольных и лабораторных работ представлено в таблице:

Класс

Количество часов для проведения

контрольных работ

лабораторных работ

10

3

2

11

3

-

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных и информационных областях.
Цели и задачи биологического образования в средней школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Содержание учебного предмета

10 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

I. Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук. Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

II. Основы цитологии

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной естественнонаучной картины мира.
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, и их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клеток и организма.
Органические вещества – сложные углеродосодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Хромосомы,  их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.  Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.  ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Свойства кода. Ген. Биосинтез белка.

III. Размножение, индивидуальное развитие организмов.

Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.  Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения.  Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушения развития организма.  Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

IV. Основы генетики.  

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.
Молекулярные структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и РНК и трансляции. Хромосомная и нехромосомная наследственность. Связь между генами и признаками.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Многогибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллеи.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследования признаков, сцепленных с полом.  Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генетические мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

V. Генетика и человек

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Характер наследственности признаков человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование.

11 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

I. Основы учения об эволюции

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
II. Основы селекции и биотехнологии.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.  Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

III. Антропогенез

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека,

позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции

человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

IV. Основы экологии

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: литсфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

V. Эволюция биосферы и человечества

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.



Предварительный просмотр:

№ п/п

Наименование тем, уроков

Количество часов

Дата проведения

Дом.

задание

Примечание

По плану

Фактическая

I.Введение.

5

1

Краткая история развития биологии.

1

п.1

2

Методы исследования в биологии.

1

п.2

3

Сущность жизни и свойства живого.

1

п.3

4

Уровни организации живой материи.

1

п.4

5

Зачётно-обобщающий урок.

1

п.1-4

II.Основы цитологии

28

6

Методы цитологии. Клеточная теория.

1

п.5

7

Особенности химического состава клетки.

1

п.6

8

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

1

п.7

9

Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

п.8

10

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

п.9

11

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

п.10

12

Строение белков.

1

п.11

13

Функции белков.

1

п.11

14

Лабораторная работа: «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов»

1

15

Нуклеиновые кислоты и их роль жизнедеятельности клетки.

1

п.12

16

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

п.13

17

Зачётно-обобщающий урок «Химическая организация клетки.»

18

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

п.14

19

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

п.15

20

Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения.

п.16

21

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

п.17

22

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

п.18

23

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

п.19

24

Лабораторная работа: «Изучение строения эукариотических клеток

п.19

25

Неклеточные формы жизни. Вирусы бактериофаги.

п.20

26

Зачётно-обобщающий урок «Строение клетки.»

п.5-20

27

Обмен веществ и энергии в клетке.

п.21

28

Энергетический обмен в клетке.

п.22

29

Питание клетки.

п.23

30

Автотрофное питание. Фотосинтез.

п.24

31

Автотрофное питание. Хемосинтез.

п.25

32

Генетический код.

п.26

33

Транскрипция. Синтез белка в клетке.

1

п.26

34

Регуляция транскрипции и трансляция в клетке и организме.

1

п.27

35

Зачётно-обобщающий урок «Взаимосвязьстроения и жизнедеятельности клеток.»

1

п.21-27

III.

Размножение, индивидуальное развитие организмов

11

36

Жизненный цикл клетки.

1

п.28

37

Митоз и амитоз.

1

п.29

38

Мейоз.

1

п.30

39

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

п.31

40

Формы размножения организмов. Половое размножение.

1

п.32

41

Развитие половых клеток.

1

п.33

42

Оплодотворение.

1

п.34

43

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

1

п.35

44

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

1

п.36

45

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

1

п.37

46

Зачётно-обобщающий урок «Закономерности размножения и развития организмов.»

1

 п.28-37

IV.

Основы генетики.

12

47

История развития генетики. Гибридологический метод.

1

п.38

48

Закономерности наследования. Многогибридное скрещивание.

1

п.39

49

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

п.40

50

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

п.41

51

Хромосомная теория наследственности.

1

п.42

52

Взаимодействие неаллельных генов.

1

п.43

53

Цитоплазм этическая наследственность.

1

п.44

54

Генетическое определение пола.

1

п.45

55

Изменчивость.

1

п.46

56

Виды мутаций.

1

п.47

57

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

1

п.48

58

Зачётно-обобщающий урок «Закономерности наследственности и изменчивости.»

1

п.38-48

V.

Генетика человека

4

59

Методы исследования генетики человека.

1

п.49

60

Генетика и здоровье человека.

1

п.50

61

Проблемы генетической безопасности.

1

 п.51

62

Заключительный урок « Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях.»

1

п.49-51

63

Повторение раздела «Введение»

1

п. 1-4

64-65

Повторение раздела «Основы цитологии»

2

п. 5-27

66

Повторение раздела «Размножение, индивидуальное развитие организмов»

1

п. 28-37

67

Повторение раздела «Основы генетики»

1

п. 38-48

68

Повторение раздела «Генетика человека»

1

п. 49-51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА (по учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.) Срок реализации 2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка(5 класс, 35 часов в неделю) Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологическ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...