Рабочая программа факультативного курса по биологии "Практикум "Растения Удмуртии"
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Кощеева Наталья Владимировна

Разработка рабочей программы факультатива по биологии . 34 часа. 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fakultativ_6_klass.zip23 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                    Средняя общеобразовательная школа № 7

                   (Кадетская школа  имени М. Т. Калашникова)

                г. Воткинска Удмуртской Республики

 РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

  на заседании ШМО                                                                                                                                                                         Директор  школы

учителей естественных наук                                                                                                                                              ______________В. Б. Больнов

Протокол №______ от _____________                                

Рук. ШМО____________Н. В. Кощеева                                                                                                                            приказ №_____ от__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультатива по биологии

«Практикум по биологии «Растения Удмуртии»

в 6 классе

 (1 час в неделю, всего 34 часа)

                   

                                                                                           Составила Кощеева Н.В.,

                                                                                                                           учитель первой  категории

г. Воткинск

2016  г.

  1. Пояснительная записка.

        По учебному плану МБОУ СОШ № 7 вводится факультативный курс «Практикум по биологии «Растения Удмуртии» для учащихся 6 классов. Данный курс составлен на основе учебника по биологии для 6 классов общеобразовательной школы авторов: И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В. С. Кучменко (М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2016).

           Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о растениях Удмуртской Республики и обеспечивает проведение дополнительных практических  и лабораторных работ, а также тематических экскурсий  для 6 классов.

           Предлагаемая программа факультативного курса «Практикум по биологии «Растения  Удмуртии»  изучается параллельно с основным курсом «Биология. Растения.6классс » в течение  34часов (1 час в неделю) на протяжении всего учебного года.

         Целью данного курса является:

- расширение и углубление знаний обучающихся об особенностях строения и     жизнедеятельности растительных организмов Удмуртской Республики.

- овладение практическими умениями и формирование у обучающихся познавательной, эстетической и экологической культуры.

        Задачи данного курса:

– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей обучающихся в процессе усвоения знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений родного края, многообразии растений Удмуртии, принципах их классификации, значении растений в природе и в хозяйстве Удмуртской Республики.

– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;

– формирование практических и теоретических навыков у обучающихся;

– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.

Общая характеристика факультативного курса «Практикум по биологии « Растения Удмуртии»

               

              Факультативный курс  в 6 классах «Практикум по биологии «Растения Удмуртии» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства и основы исследовательской деятельности (методика проведения и  правила оформления исследовательской работы).
              Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

  1. Планируемые результаты освоения факультативного курса «Практикум по биологии «Растения Удмуртии»

                                       Реализация рабочей программы спецкурса  должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения  являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

  1. Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Изучаемые понятия

1.

Практикум по биологии «Растения Удмуртии»

Царство Растения.   Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян.

Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие.

Лист, его строение и значение.  Стебель, его строение и значение.  

Плод. Разнообразие и значение плодов. 

Минеральное питание растений и значение воды.  

Воздушное питание растений  - фотосинтез.  

Дыхание и обмен веществ у растений.  

Размножение и оплодотворение у растений.  

Вегетативное размножение растений  и его использование человеком.  

Рост и развитие растений.  

Систематика растений, её значение для ботаники.

Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Семейства класса Двудольные.

Семейства класса Однодольные..

Разнообразие и происхождение культурных растений.

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 6 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.

  1. Тематическое планирование.

п/п

№ ур в теме

Тема урока

Количество часов

Примечание

Домашнее задание

1

1

Практическая  работа  № 1 «Знакомство с растениями пришкольного участка и сбор их семян на территории Удмуртской Республики».  

1

Отчет по работе

2

2

Экскурсия № 1 «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений Удмуртской Республики ».

1

фотоотчет

3

3

Лабораторная  работа  № 1 «Изучение растений Удмуртской Республики. Строение растительной клетки».

1

Задания нет

4

4

Лабораторная  работа  № 2  «Изучение семян растений Удмуртской Республики.  Изучение условий прорастания семян».

1

Постановка опытов

5

5

Лабораторная  работа  № 3  «Изучение семян растений Удмуртской Республики.  Изучение строения семени фасоли».

1

Постановка опыта проращивания семян

6

6

Лабораторная  работа  № 4  «Изучение строения растений Удмуртской Республики. Внешнее  строение корня проростка».

1

Отчет по работе

7

7

 Лабораторная  работа   № 5«Изучение строения растений Удмуртской Республики. Внутреннее строение корня проростка».

1

Отчет по работе

8

8

Лабораторная  работа  № 6  «Изучение строения растений Удмуртской Республики. Строение вегетативной и генеративной почек».

1

Отчет по работе

9

9

Лабораторная  работа  № 7  «Изучение строения растений Удмуртской Республики. Внешнее и внутреннее строение листа».  

1

фотоотчет

10

10

Лабораторная  работа  № 8  «Изучение строения растений Удмуртской Республики.   Внутреннее строение стебля».

1

Задания нет

11

11

Лабораторная  работа  № 9  «Изучение строения растений Удмуртской Республики. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

1

Отчет по работе

12

12

Лабораторная работа  № 10  «Изучение строения соцветий растений Удмуртской  Республики по коллекциям».

1

Фотоколлекция соцветий

13

13

Лабораторная работа  № 11 «Изучение строения плодов растений Удмуртской Республики  по коллекциям».

1

Отчет по работе

14

14

Лабораторная  работа  № 12 «Изучение процессов дыхания и фотосинтеза у  растений Удмуртской Республики ».

1

Отчет по работе

15

15

Лабораторная  работа  № 13 «Изучение химического состава растений Удмуртской Республики ».

1

Отчет по работе

16

16

Практическая  работа  № 2 «Черенкование комнатных растений Удмуртской Республики».  

1

Заложение и постановка опытов

17

17

Практическая  работа  № 3 «Размножение растений  Удмуртской Республики корневищами».

1

Заложение и постановка опытов

18

18

Практическая  работа  № 4 «Размножение растений Удмуртской Республики клубнями».

1

Заложение и постановка опытов

19

19

Практическая  работа  № 5  «Размножение растений  Удмуртской Республики луковицами».

1

Заложение и постановка опытов

20

20

Лабораторная  работа  № 14 «Изучение внешнего строения водорослей Удмуртской Республики».

1

Фотоотчет  разнообразие водорослей

21

21

Лабораторная  работа  № 15 «Изучение внешнего строения мхов Удмуртской Республики».

1

Фотоотчет  разнообразие моховидных

22

22

Лабораторная работа  № 16  «Изучение внешнего строения плаунов, хвощей и папоротников Удмуртской Республики».

1

Фотоотчет  разнообразие папоротникообразн.

23

23

Лабораторная  работа  № 17  «Изучение внешнего строения голосеменных растений Удмуртской Республики».

1

Фотоотчет  разнообразие голосеменных

24

24

Лабораторная  работа  № 18 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений Удмуртской Республики».

1

Фотоотчет  разнообразие покрытосеменных

25

25

Практическая работа № 6 «Определение различных семейств растений Удмуртской Республики класса Двудольные по гербариям».

1

Задания нет

26

26

Практическая работа № 7 «Определение различных семейств растений Удмуртской Республики класса Однодольные по гербариям».

1

Задания нет

27

27

 Практическая работа № 8  «Определение и описание дикорастущих растений Удмуртской Республики по гербариям».

1

Отчет по работе

28

28

Практическая работа № 9  «Определение и описание культурных растений Удмуртской Республики по гербариям».

1

Отчет по работе

29

29

Лабораторная  работа № 19   «Изучение агротехники выращивания культурных растений Удмуртской Республики».

1

Инструкции агротехники по 1 растению

30

30

Практическая работа № 10  «Определение лекарственных растений Удмуртской Республики по гербарным коллекциям».

1

Задания нет

31

31

Практическая работа № 11 «Определение сельскохозяйственных растений Удмуртской Республики по гербарным коллекциям».

1

Задания нет

32

32

Практическая работа № 12 «Определение плодово-ягодных растений Удмуртской Республики по гербарным коллекциям».

1

Фотоотчет  разнообразие плодово-ягодных растений

33

33

Экскурсия № 2 «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе Удмуртской Республики ».  

1

Отчет по экскурсии

34

34

Итоговый урок.

1

Задание на лето

  1. Материально-техническое обеспечение

                                                       

Тип объектов и средств

Наименование объектов и средств

1.Книгопечатная продукция.

Дополнительная литература  для учителя:

1)Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

2). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;

3). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;

4) Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи вотные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008.- 128с: 6 ил. - (Дидактические мате риалы);

5)Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло гия. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2005. - 112с;

Дополнительная литература для учащихся:

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.

Журналы «Биология в школе»

2.Печатные пособия

Дидактические материалы: Карточки с заданиями, тесты

таблицы по биологии

3.Технические средства

Раздаточные: микроскопы,

посуда и принадлежности для опытов.

природные объекты, гербарии, муляжи

Натуральные объекты:

Гербарии: Основные группы растений; Сельскохозяйственные растения

Коллекции:  Семена и плоды

Наборы муляжей: Плоды, овощи, грибы

4.Экранно-звуковые пособия.

компьютер, проектор, экран

5.Оборудование класса

Рабочие столы, стулья для  учащихся, учителя, тематические стенды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)

Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" 8 класс (социальное, духовно-нравственное направление)

Знакомство и обучение детей, подростков и молодежи медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, ...