Рабочая программа факультативного курса по биологии "Практикум "Растения Удмуртии"
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Разработка рабочей программы факультатива по биологии . 34 часа. 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_6_klass.zip | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7
(Кадетская школа имени М. Т. Калашникова)
г. Воткинска Удмуртской Республики
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Директор школы
учителей естественных наук ______________В. Б. Больнов
Протокол №______ от _____________
Рук. ШМО____________Н. В. Кощеева приказ №_____ от__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатива по биологии
«Практикум по биологии «Растения Удмуртии»
в 6 классе
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Составила Кощеева Н.В.,
учитель первой категории
г. Воткинск
2016 г.
- Пояснительная записка.
По учебному плану МБОУ СОШ № 7 вводится факультативный курс «Практикум по биологии «Растения Удмуртии» для учащихся 6 классов. Данный курс составлен на основе учебника по биологии для 6 классов общеобразовательной школы авторов: И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В. С. Кучменко (М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2016).
Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о растениях Удмуртской Республики и обеспечивает проведение дополнительных практических и лабораторных работ, а также тематических экскурсий для 6 классов.
Предлагаемая программа факультативного курса «Практикум по биологии «Растения Удмуртии» изучается параллельно с основным курсом «Биология. Растения.6классс » в течение 34часов (1 час в неделю) на протяжении всего учебного года.
Целью данного курса является:
- расширение и углубление знаний обучающихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов Удмуртской Республики.
- овладение практическими умениями и формирование у обучающихся познавательной, эстетической и экологической культуры.
Задачи данного курса:
– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей обучающихся в процессе усвоения знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений родного края, многообразии растений Удмуртии, принципах их классификации, значении растений в природе и в хозяйстве Удмуртской Республики.
– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;
– формирование практических и теоретических навыков у обучающихся;
– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.
Общая характеристика факультативного курса «Практикум по биологии « Растения Удмуртии»
Факультативный курс в 6 классах «Практикум по биологии «Растения Удмуртии» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства и основы исследовательской деятельности (методика проведения и правила оформления исследовательской работы).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
- Планируемые результаты освоения факультативного курса «Практикум по биологии «Растения Удмуртии»
Реализация рабочей программы спецкурса должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
- Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Изучаемые понятия |
1. | Практикум по биологии «Растения Удмуртии» | Царство Растения. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений. Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов. Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений - фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Рост и развитие растений. Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их разнообразие и значение в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные.. Разнообразие и происхождение культурных растений. Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 6 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето. |
- Тематическое планирование.
№ п/п | № ур в теме | Тема урока | Количество часов | Примечание | Домашнее задание |
1 | 1 | Практическая работа № 1 «Знакомство с растениями пришкольного участка и сбор их семян на территории Удмуртской Республики». | 1 | Отчет по работе | |
2 | 2 | Экскурсия № 1 «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений Удмуртской Республики ». | 1 | фотоотчет | |
3 | 3 | Лабораторная работа № 1 «Изучение растений Удмуртской Республики. Строение растительной клетки». | 1 | Задания нет | |
4 | 4 | Лабораторная работа № 2 «Изучение семян растений Удмуртской Республики. Изучение условий прорастания семян». | 1 | Постановка опытов | |
5 | 5 | Лабораторная работа № 3 «Изучение семян растений Удмуртской Республики. Изучение строения семени фасоли». | 1 | Постановка опыта проращивания семян | |
6 | 6 | Лабораторная работа № 4 «Изучение строения растений Удмуртской Республики. Внешнее строение корня проростка». | 1 | Отчет по работе | |
7 | 7 | Лабораторная работа № 5«Изучение строения растений Удмуртской Республики. Внутреннее строение корня проростка». | 1 | Отчет по работе | |
8 | 8 | Лабораторная работа № 6 «Изучение строения растений Удмуртской Республики. Строение вегетативной и генеративной почек». | 1 | Отчет по работе | |
9 | 9 | Лабораторная работа № 7 «Изучение строения растений Удмуртской Республики. Внешнее и внутреннее строение листа». | 1 | фотоотчет | |
10 | 10 | Лабораторная работа № 8 «Изучение строения растений Удмуртской Республики. Внутреннее строение стебля». | 1 | Задания нет | |
11 | 11 | Лабораторная работа № 9 «Изучение строения растений Удмуртской Республики. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы». | 1 | Отчет по работе | |
12 | 12 | Лабораторная работа № 10 «Изучение строения соцветий растений Удмуртской Республики по коллекциям». | 1 | Фотоколлекция соцветий | |
13 | 13 | Лабораторная работа № 11 «Изучение строения плодов растений Удмуртской Республики по коллекциям». | 1 | Отчет по работе | |
14 | 14 | Лабораторная работа № 12 «Изучение процессов дыхания и фотосинтеза у растений Удмуртской Республики ». | 1 | Отчет по работе | |
15 | 15 | Лабораторная работа № 13 «Изучение химического состава растений Удмуртской Республики ». | 1 | Отчет по работе | |
16 | 16 | Практическая работа № 2 «Черенкование комнатных растений Удмуртской Республики». | 1 | Заложение и постановка опытов | |
17 | 17 | Практическая работа № 3 «Размножение растений Удмуртской Республики корневищами». | 1 | Заложение и постановка опытов | |
18 | 18 | Практическая работа № 4 «Размножение растений Удмуртской Республики клубнями». | 1 | Заложение и постановка опытов | |
19 | 19 | Практическая работа № 5 «Размножение растений Удмуртской Республики луковицами». | 1 | Заложение и постановка опытов | |
20 | 20 | Лабораторная работа № 14 «Изучение внешнего строения водорослей Удмуртской Республики». | 1 | Фотоотчет разнообразие водорослей | |
21 | 21 | Лабораторная работа № 15 «Изучение внешнего строения мхов Удмуртской Республики». | 1 | Фотоотчет разнообразие моховидных | |
22 | 22 | Лабораторная работа № 16 «Изучение внешнего строения плаунов, хвощей и папоротников Удмуртской Республики». | 1 | Фотоотчет разнообразие папоротникообразн. | |
23 | 23 | Лабораторная работа № 17 «Изучение внешнего строения голосеменных растений Удмуртской Республики». | 1 | Фотоотчет разнообразие голосеменных | |
24 | 24 | Лабораторная работа № 18 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений Удмуртской Республики». | 1 | Фотоотчет разнообразие покрытосеменных | |
25 | 25 | Практическая работа № 6 «Определение различных семейств растений Удмуртской Республики класса Двудольные по гербариям». | 1 | Задания нет | |
26 | 26 | Практическая работа № 7 «Определение различных семейств растений Удмуртской Республики класса Однодольные по гербариям». | 1 | Задания нет | |
27 | 27 | Практическая работа № 8 «Определение и описание дикорастущих растений Удмуртской Республики по гербариям». | 1 | Отчет по работе | |
28 | 28 | Практическая работа № 9 «Определение и описание культурных растений Удмуртской Республики по гербариям». | 1 | Отчет по работе | |
29 | 29 | Лабораторная работа № 19 «Изучение агротехники выращивания культурных растений Удмуртской Республики». | 1 | Инструкции агротехники по 1 растению | |
30 | 30 | Практическая работа № 10 «Определение лекарственных растений Удмуртской Республики по гербарным коллекциям». | 1 | Задания нет | |
31 | 31 | Практическая работа № 11 «Определение сельскохозяйственных растений Удмуртской Республики по гербарным коллекциям». | 1 | Задания нет | |
32 | 32 | Практическая работа № 12 «Определение плодово-ягодных растений Удмуртской Республики по гербарным коллекциям». | 1 | Фотоотчет разнообразие плодово-ягодных растений | |
33 | 33 | Экскурсия № 2 «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе Удмуртской Республики ». | 1 | Отчет по экскурсии | |
34 | 34 | Итоговый урок. | 1 | Задание на лето |
- Материально-техническое обеспечение
Тип объектов и средств | Наименование объектов и средств |
1.Книгопечатная продукция. | Дополнительная литература для учителя: 1)Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г. 2). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005; 3). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с; 4) Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи вотные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008.- 128с: 6 ил. - (Дидактические мате риалы); 5)Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло гия. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2005. - 112с; Дополнительная литература для учащихся: Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с. Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год; «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001. Журналы «Биология в школе» |
2.Печатные пособия | Дидактические материалы: Карточки с заданиями, тесты таблицы по биологии |
3.Технические средства | Раздаточные: микроскопы, посуда и принадлежности для опытов. природные объекты, гербарии, муляжи Натуральные объекты: Гербарии: Основные группы растений; Сельскохозяйственные растения Коллекции: Семена и плоды Наборы муляжей: Плоды, овощи, грибы |
4.Экранно-звуковые пособия. | компьютер, проектор, экран |
5.Оборудование класса | Рабочие столы, стулья для учащихся, учителя, тематические стенды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" 8 класс (социальное, духовно-нравственное направление)
Знакомство и обучение детей, подростков и молодежи медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, ...