Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 6 класса к линии учебников В.А.Самковой, Д.И.Рокотовой рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Учебник В.И. Лапшина, Д.И.Рокотова. - 2-е изд. пересмотр.-М.:Академкнига/Учебник 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl.biologiya.docx | 58.25 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
1. Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2016-2017 учебный год ( министерство образования и науки РФ приказ от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями на 26 января 2016 года (приказ минобрнауки россии от 26 января 2016 года № 38)).
- Учебный план в 6-х классах МБОУ «Мглинская СОШ № 2» на 2016 – 2017 учебный год.
Настоящая рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf
2. Общая характеристика предмета биологии
Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Авторы предлагают линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
В 5–6 классах происходит формирование первичного фундамента биологических знаний, которые в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе — растения, грибы, бактерии, в 8 классе — животные, в 9 классе — человек. Изучение биологии в 6–8 классах рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона.
Изучая курс биологии 6 класса учащиеся получают знания о разнообразии и принципиальном строении живых организмов. Они знакомятся с общей характеристикой живых организмов и их многообразием, рассматривают основные жизненные функции организмов, анализируют взаимоотношения организмов и окружающей среды. Таким образом, в 6 классе у учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).
Учебное содержание курса биологии включает:
• Биология. 35, 1ч в неделю (5 класс);
• Биология. 35ч, 1ч в неделю (6 класс);
• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
ΙΙ. Цели и задачи обучения:
• Расширить представления учащихся о живой природе посредством ознакомления с особенностями живых организмов, отличающихся от неживой природы.
• Углубить знания о клеточном строении растений и животных с помощью раскрытия сведений о клетке как структурной и функциональной единице живого организма, ее химическом составе, о многообразии тканей и их строении, связанном с функциями, об органах растений, системах органов животных и их взаимосвязи, обеспечивающей целостность живых организмов.
• Обеспечить усвоение учащимися знаний об основных жизненных функциях организмов (питании, дыхании, транспорте веществ, выделении, обмене веществ, опорно-двигательной системе, регуляции и координации процессов жизнедеятельности) и их связей с окружающей средой.
• Познакомить учащихся со способностью организмов к размножению, росту и развитию, отличающей их от тел неживой природы.
• Обеспечить усвоение учащимися знаний о многообразии живых организмов посредством ознакомления с основами их
систематики, раскрытия особенностей царств Бактерии, Растения, Грибы и Животные.
• Обеспечить усвоение учащимися знаний о взаимосвязи организмов с окружающей средой, ее экологическими факторами, о природных сообществах, их составе, структуре, о роли живых организмов в природе и жизни человека, а также понимание необходимости охраны природы.
• Активизировать познавательный интерес учащихся посредством использования в учебном процессе методов и приемов обучения, содействующих достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, а также воспитанию любви и бережного отношения к живой природе.
• Продолжить формирование учебных умений, содействующих достижению учащимися результатов метапредметного
и предметного уровней обучения: сравнивать, классифицировать, находить причинно-следственные связи, делать выводы,
объяснять, различать на таблицах и рисунках представителей царств живой природы, а также работать с учебником и находить учебную информацию по ссылкам на ресурсы Интернета.
ΙΙΙ. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
- признаки, свойственные всем живым организмам;
- что лежит в основе строения всех живых организмов;
- основные органоиды клетки, ткани растений и животных,органы и системы органов растений и животных.
- основные единицы систематики растений и животных;
- царства живой природы;
- отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;
- основные методы изучения природы
- суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;
- органы и системы, составляющие организмы растений и животных.
- влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;
- основные среды обитания живых организмов;
- основные типы природных сообществ;
- почему необходимо охранять местообитания животных и растений.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;
- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;
- сравнивать строение растительной и животной клетки;
- приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.
- сравнивать систематику растений и животных;
- давать общую характеристику основных царств живойприроды;
- приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения.
- определять и показывать на таблице органы и системы,составляющие организмы растений и животных;
- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;...
- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
- наблюдать за биологическими процессами, описывать их,делать выводы;
- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
- приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;
- объяснять значение ярусности экосистем;
- называть природные сообщества, типичные для родногокрая;
- приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;
- приводить примеры растений и животных родного края,занесенных в Красную книгу.
ΙV. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- организовывать свою учебную деятельность;
- планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
- составлять план работы;
- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
- выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;
- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- составлять план ответа;
- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
- работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты
- Соблюдение правил поведения в природе;
- осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического восприятия живой природы;
- формирование ответственного отношения к учению, труду;
- формирование познавательного интереса к изучению предмета;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;
- формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.
V. Содержание курса
Содержание учебного предмета, реализуемое с помощью учебника «Биология. 6 класс» (35 ч, 1ч в неделю)
Введение (1 ч)
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (4 ч)
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и
функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Лабораторные и практические работы
Признаки живых организмов.
Химический состав растительных организмов.
Строение растительной клетки*.
Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.
Ткани животных организмов.
Чечевички — образования покровной ткани.
Тема 2. Многообразие живых организмов (7 ч)
Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения
клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Лабораторные и практические работы
Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.
Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам.
Строение бактерий на примере сенной палочки.
Разнообразие корневых систем цветковых растений.
Особенности строения цветковых и споровых растений.
Строение цветка.
Клубень — видоизмененный побег.
Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.
Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11 ч)
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани.
Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.
Лабораторные и практические работы
Питание комнатных растений.
Изучение роли воздуха в прорастании семян.
Чечевички и их роль в дыхании растений.
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Передвижение растворов органических веществ по стеблю.
Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.
Дыхание семян как доказательство обмена веществ.
Передвижение дождевого червя.
Вегетативное размножение растений.
Искусственное опыление узамбарской фиалки.
Образование и рост корней.
Тема 4. Организмы и окружающая среда (5 ч)
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры,
влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей
экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.
Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
VΙ. Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Раздел (тема) | Кол-во часов по рабочей программе | Кол-во часов по авторской программе | ||
Характеристика учебной деятельности | Планируемый предметный результат | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Тема 1. Общая характеристика живых организмов | 6 | 4 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Называют основные группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки. Сравнивают строение клеток растений и животных, ядерных и безъядерных организмов. Распознают основные типы тканей растений и животных. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей. Называют основные системы органов животных. Сравнивают системы надземных и подземных органов растений. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. | Учащиеся должны знать —признаки, свойственные всем живым организмам; — что лежит в основе строения всех живых организмов; — основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных. Учащиеся должны уметь —называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции; — распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани; — сравнивать строение растительной и животной клетки; — приводить примеры безъядерных и ядерных организмов. |
3 | Тема 2. Многообразие живых организмов | 8 | 7 | Называют основные царства живой природы и единицы систематики растений и животных. Дают общую характеристику основных царств живой природы. Разбирают отличительные признаки, свойственные представителям разных царств. Приводят примеры биологических наук и называют предмет их изучения. Характеризуют основные методы изучения природы. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют существенные признаки бактерий. Характеризуют строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий. Дают оценку значения бактерий в природе и жизни человека. Формулируют основные методы профилактики инфекционных заболеваний. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. | Учащиеся должны знать —основные единицы систематики растений и животных; — царства живой природы; — отличительные признаки, свойственные представителям разных царств; — основные методы изучения природы. Учащиеся должны уметь —сравнивать систематику растений и животных; — давать общую характеристику основных царств живой природы; — приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения. |
4 | Тема 3. Основные жизненные функции организмов | 13 | 11 | Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зеленых растений в природе. Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Знакомятся с ролью ферментов в процессе пищеварения. Узнают, как питаются паразитические организмы. Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют структуры растений, участвующие в процессе дыхания. Описывают и сравнивают органы дыхания разных представителей животного мира. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания. Определяют значение транспорта веществ в живом организме. Называют и описывают транспортные (проводящие) системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Сравнивают незамкнутую и замкнутую кровеносные системы. Определяют особенности значения кровеносной системы сухопутных членистоногих. Характеризуют процесс кровообращения у позвоночных. Определяют роль сердца в передвижении веществ в организме. Устанавливают взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем. Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Характеризуют особенности выделения у растений и грибов. Обсуждают значение листопада в растительном мире. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Обсуждают особенности обмена веществ и преобразования энергии у представителей разных царств. Сравнивают холоднокровных и теплокровных животных. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого. Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений. Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Описывают особенности полового размножения покрытосеменных растений. Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов. Называют единицы строения живых организмов (клетки, ткани, органы). Определяют и показывают на рисунках органы и системы, составляющие организмы растений и животных. Сравнивают процессы жизнедеятельности различных организмов. Объясняют сущность основных процессов жизнедеятельности организмов. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. | Учащиеся должны знать —суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов; — органы и системы, составляющие организмы растений и животных Учащиеся должны уметь —определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных; — объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов; — обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой; — сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов; — наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы; — фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц; — соблюдать правила поведения в кабинете биологии. |
5 | Тема 4. Организмы и окружающая среда | 5 | 5 | Называют основные экологические факторы. Приводят примеры влияния абиотических факторов на живые организмы. Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания. Называют основные типы природных сообществ. Приводят примеры природных сообществ, типичных для родного края. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Приводят примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. | Учащиеся должны знать — влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов; — основные среды обитания живых организмов; — основные типы природных сообществ; — почему необходимо охранять местообитания животных и растений. Учащиеся должны уметь —приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы; — объяснять значение ярусности экосистем; — называть природные сообщества, типичные для родного края; — приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека; — приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу. |
6 | Обобщение и итоговый контроль | 2 | 0 | Учащиеся должны знать Содержание основных терминов и понятий курса Учащиеся должны уметь Понимать и выполнять задания контрольной работы разных уровней сложности | |
7 | Резервное время | 0 | 7 | ||
Итого: | 35 | 35 |
VIΙ. Тематический план лабораторно-практических и проверочных (контрольных) работ.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы по планированию (рабочей программе) | В том числе на: | |
Лабораторно- практические работы. | Проверочные (контрольные) работы | |||
Введение | 1 | |||
Тема 1. Общая характеристика живых организмов | 6 | Лабораторные работы: №1. Химический состав растительных организмов. №2. Строение растительной клетки. №3. Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии. №4. Ткани животных организмов. Практические работы №1. Признаки живых организмов. №2. Чечевички — образования покровной ткани. №3. Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам. №4. Особенности строения цветковых и споровых растений. №5. Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок. №6. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака | №1 « Общая характеристика живых организмов» | |
Тема 2. Многообразие живых организмов» | 8 | Лабораторные работы: №5. Строение бактерий на примере сенной палочки. №6. Разнообразие корневых систем цветковых растений. №7. Строение цветка. №8. Клубень — видоизмененный побег. | №2. Многообразие живых организмов | |
Тема 3. Основные жизненные функции организмов | 13 | Лабораторные работы: №9. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях. №10. Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки). Практические работы №7. Питание комнатных растений. №8. Изучение роли воздуха в прорастании семян. №9. Чечевички и их роль в дыхании растений. №10.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. №11. Передвижение растворов органических веществ по стеблю. №12.Дыхание семян как доказательство обмена веществ. №13. Передвижение дождевого червя. №14. Вегетативное размножение растений. №15 Образование и рост корней. | №3. Основные жизненные функции организмов | |
Тема 4. Организмы и окружающая среда | 5 | - | ||
Обобщение. Итоговая контрольная работа. Подведение итогов. | 2 | - | №4 Итоговая годовая контрольная работа «Живые организмы Земли» | |
Итого | 35 | 6 | 4 |
VΙΙΙ. Контрольные работы по теме
№1 « Общая характеристика живых организмов»
№2. Многообразие живых организмов
№3. Основные жизненные функции организмов
№4 Итоговая годовая контрольная работа «Живые организмы Земли»
ΙХ. Темы лабораторных работ
Лр. №1. Химический состав растительных организмов.
Лр №2. Строение растительной клетки.
Лр№3. Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.
Лр№4. Ткани животных организмов.
Лр№5. Строение бактерий на примере сенной палочки.
Лр №6. Разнообразие корневых систем цветковых растений.
Лр №7. Строение цветка.
Лр№8. Клубень — видоизмененный побег.
Лр.№9. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.
Лр. №10. Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки).
Х. Темы практических работ
Пр. №1. Признаки живых организмов.
Пр.№2. Чечевички — образования покровной ткани.
Пр.№3. Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.
Пр. №4. Особенности строения цветковых и споровых растений
Пр.№5. Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.
Пр. №6. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Пр. №7. Питание комнатных растений.
Пр. №8. Изучение роли воздуха в прорастании семян
Пр. №9. Чечевички и их роль в дыхании растений.
Пр. №10.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Пр. №11. Передвижение растворов органических веществ по стеблю.
Пр. №12.Дыхание семян как доказательство обмена веществ.
Пр. №13. Передвижение дождевого червя.
Пр. №14. Вегетативное размножение растений.
Пр. №15 Образование и рост корней.
ХΙ. Темы проектных и исследовательских работ
1. Организация живого уголка в классной комнате (выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и растений, распределение обязанностей по уходу за ними и т.д.).
2. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в домашних условиях конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т.д.) по результатам собственного опыта.
3. Организация аквариума с беспозвоночными обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).
4. Сравнительное исследование требований к температурному режиму при содержании в неволе теплокровных и холоднокровных животных.
5. Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений.
6. Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.
7. Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе).
8. Исследование «Кто живет в почве?»
9. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не навредить природе», «Моя помощь зимующим птицам», «Природное сообщество родного края» и др.
ХΙΙ. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf
2. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник,
3. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2015
4. Зайцева И.С. Биология. 6 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015
ХΙΙΙ. Календарно тематическое планирование
№ п/п | Тема урока, лабораторной, практической работы | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение. | |||
Тема 1. Общая характеристика живых организмов | 6 | ||
1.Чем живое отличается от неживого. Пр.р №1. Признаки живых организмов. | 1 | ||
2. Химический состав живого организма. Лр. №1. Химический состав растительных организмов. | 1 | ||
3. Клетка — основа жизни. Лр №2. Строение растительной клетки. | 1 | ||
4. Ткани. Органы. Системы органов растений. Лр№3. Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии. Пр.№2. Чечевички — образования покровной ткани. | 1 | ||
5. Ткани. Органы. Системы органов животных. Лр№4. Ткани животных организмов. | 1 | ||
6. Обобщение и контроль по теме «Общая характеристика живых организмов» | 1 | ||
1.Чем живое отличается от неживого. Пр.р №1. Признаки живых организмов. | 1 | ||
Тема 2. «Многообразие живых организмов» | 8 | ||
1.Систематика живых организмов. Пр.№3. Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам. | 1 | ||
2.Основные царства живой природы | 1 | ||
3.Бактерии. Лр№5. Строение бактерий на примере сенной палочки. | 1 | ||
4.Растения. Лр №6. Разнообразие корневых систем цветковых растений. Лр №7. Строение цветка. Лр№8. Клубень — видоизмененный побег. Пр. №4. Особенности строения цветковых и споровых растений. | 1 | ||
5.Животные. Пр.№5. Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок. Пр. №6. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака. | 1 | ||
6.Грибы. | 1 | ||
7.Биология — наука о живых организмах. Повторение и обобщение. | 1 | ||
8. Контроль по теме «Многообразие живых организмов». | 1 | ||
Тема 3. Основные жизненные функции организмов | 13 | ||
1. Питание и пищеварение. Автотрофное питание. Пр. №7. Питание комнатных растений. | 1 | ||
2. Питание и пищеварение. Гетеротрофное питание. | 1 | ||
3. Дыхание. Пр. №8. Изучение роли воздуха в прорастании семян. Пр. №9. Чечевички и их роль в дыхании растений. | 1 | ||
4. Транспорт веществ. Транспорт веществ у растений. Пр. №10.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Пр. №11. Передвижение растворов органических веществ по стеблю. | 1 | ||
5. Транспорт веществ. Транспорт веществ у животных. | 1 | ||
6. Выделение. Лр.№9. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях. | 1 | ||
7. Обмен веществ и преобразование энергии. Пр. №12.Дыхание семян как доказательство обмена веществ. | 1 | ||
8. Скелет — опора организма. | 1 | ||
9. Движение. Пр. №13. Передвижение дождевого червя. | 1 | ||
10. Размножение (бесполое). Пр. №14. Вегетативное размножение растений. | 1 | ||
11. Размножение (половое). Лр. №10. Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки). | 1 | ||
12. Рост и развитие организмов. Пр. №15 Образование и рост корней. | 1 | ||
13. Организм как единое целое. Повторение и обобщение. Контроль. | 1 | ||
Тема 4. Организмы и окружающая среда. | 5 | ||
1. Среда обитания. Экологические факторы. | 1 | ||
2. Природные сообщества. | 1 | ||
3. Значение живых организмов в природе. | 1 | ||
4. Человек и живые организмы. | 1 | ||
5. Охрана живых организмов и природных сообществ. | 1 | ||
Повторение и обобщение. | 1 | ||
Итоговая контрольная работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...