Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Зимина Ольга Ивановна

Рабочая программа по биологии 6 класса к линии учебников В.А.Самковой, Д.И.Рокотовой рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Учебник В.И. Лапшина, Д.И.Рокотова. - 2-е изд. пересмотр.-М.:Академкнига/Учебник 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl.biologiya.docx58.25 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

1. Нормативная база преподавания предмета:

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования  на 2016-2017 учебный год ( министерство образования и науки РФ приказ от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями на 26 января 2016 года (приказ минобрнауки россии от 26 января 2016 года № 38)).

- Учебный план в 6-х классах  МБОУ «Мглинская СОШ № 2» на 2016 – 2017 учебный год.

Настоящая рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf

 2. Общая характеристика предмета биологии

Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Авторы предлагают линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

 В 5–6 классах происходит формирование первичного фундамента биологических знаний, которые в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе — растения, грибы, бактерии, в 8 классе — животные, в 9 классе — человек. Изучение биологии в 6–8 классах рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона.

Изучая  курс  биологии 6 класса учащиеся получают знания о разнообразии и принципиальном строении живых организмов. Они знакомятся с общей характеристикой живых организмов и их многообразием, рассматривают основные жизненные функции организмов, анализируют взаимоотношения организмов и окружающей среды. Таким образом, в 6 классе у учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).

Учебное содержание курса биологии включает:

• Биология. 35, 1ч в неделю (5 класс);

• Биология. 35ч, 1ч в неделю (6 класс);

• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);

• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);

• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).

ΙΙ. Цели и задачи обучения:

• Расширить представления учащихся о живой природе посредством ознакомления с особенностями живых организмов, отличающихся от неживой природы.

• Углубить знания о клеточном строении растений и животных с помощью раскрытия сведений о клетке как структурной и функциональной единице живого организма, ее химическом составе, о многообразии тканей и их строении, связанном с функциями, об органах растений, системах органов животных и их взаимосвязи, обеспечивающей целостность живых организмов.

• Обеспечить усвоение учащимися знаний об основных жизненных функциях организмов (питании, дыхании, транспорте веществ, выделении, обмене веществ, опорно-двигательной системе, регуляции и координации процессов жизнедеятельности) и их связей с окружающей средой.

• Познакомить учащихся со способностью организмов к размножению, росту и развитию, отличающей их от тел неживой природы.

• Обеспечить усвоение учащимися знаний о многообразии живых организмов посредством ознакомления с основами их

систематики, раскрытия особенностей царств Бактерии, Растения, Грибы и Животные.

• Обеспечить усвоение учащимися знаний о взаимосвязи организмов с окружающей средой, ее экологическими факторами, о природных сообществах, их составе, структуре, о роли живых организмов в природе и жизни человека, а также понимание необходимости охраны природы.

• Активизировать познавательный интерес учащихся посредством использования в учебном процессе методов и приемов обучения, содействующих достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, а также воспитанию любви и бережного отношения к живой природе.

• Продолжить формирование учебных умений, содействующих достижению учащимися результатов метапредметного

и предметного уровней обучения: сравнивать, классифицировать, находить причинно-следственные связи, делать выводы,

объяснять, различать на таблицах и рисунках представителей царств живой природы, а также работать с учебником и находить учебную информацию по ссылкам на ресурсы Интернета.

ΙΙΙ.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

  • признаки, свойственные всем живым организмам;
  • что лежит в основе строения всех живых организмов;
  • основные органоиды клетки, ткани растений и животных,органы и системы органов растений и животных.
  • основные  единицы систематики растений и животных;
  • царства живой природы;
  • отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;
  • основные методы изучения природы
  • суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;
  • органы и системы, составляющие организмы растений и животных.
  • влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;
  • основные среды обитания живых организмов;
  • основные типы природных сообществ;
  • почему необходимо охранять местообитания животных и растений.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;
  • распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;
  • сравнивать строение растительной и животной клетки;
  • приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.
  • сравнивать систематику растений и животных;
  • давать общую характеристику основных царств живойприроды;
  • приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения.
  • определять и показывать на таблице органы и системы,составляющие организмы растений и животных;
  • объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;...
  • сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
  • наблюдать за биологическими процессами, описывать их,делать выводы;
  • фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
  • соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
  • приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;
  • объяснять значение ярусности экосистем;
  • называть природные сообщества, типичные для родногокрая;
  • приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;
  • приводить примеры растений и животных родного края,занесенных в Красную книгу.

ΙV. Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

  •  организовывать свою учебную деятельность;
  •  планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
  •  составлять план работы;
  •  участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
  •  выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;
  •  осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
  •  работать с текстом параграфа и его компонентами;
  •  составлять план ответа;
  •  составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
  •  работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;
  •  оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты

  •  Соблюдение правил поведения в природе;
  •  осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
  •  развитие эстетического восприятия живой природы;
  •  формирование ответственного отношения к учению, труду;
  •  формирование познавательного интереса к изучению предмета;
  •  развитие навыков обучения;
  •  формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;
  • формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.

V. Содержание курса

Содержание учебного предмета,  реализуемое с помощью учебника «Биология. 6 класс»   (35 ч, 1ч в неделю)

Введение (1 ч)

Тема 1. Общая характеристика живых организмов (4 ч)

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии,  питание,  дыхание,  выделение,  рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и

функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов.  Хромосомы.  Безъядерные и ядерные клетки.  Различия в строении растительной и животной клеток. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений,  их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Системы  органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.

Лабораторные и практические работы

Признаки живых организмов.

Химический состав растительных организмов.

Строение растительной клетки*.

Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.

Ткани животных организмов.

Чечевички — образования покровной ткани.

Тема 2. Многообразие живых организмов (7 ч)

Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы.  Особенности строения

клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.

Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.

Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.

Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.

Лабораторные и практические работы

Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.

Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам.

Строение бактерий на примере сенной палочки.

Разнообразие корневых систем цветковых растений.

Особенности строения цветковых и споровых растений.

Строение цветка.

Клубень — видоизмененный побег.

Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.  

Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.

Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11 ч)

Особенности питания растений.  Автотрофное  питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений.  Особенности  питания животных.  Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как   сложный  процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение.  Паразиты в растительном и животном мире.

Значение дыхания.  Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий.  Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений.  Дыхание животных. Органы дыхания животных  организмов.  Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.

Транспорт веществ в организме, его  значение.  Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.  Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб.  Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь.  Кровеносные сосуды и сердце.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей.  Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных.  Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.

Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые  раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани.  Позвоночник — опора и защита всего организма.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности.  Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички,  ложноножки.  Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги).  Движение у растений. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры).  Бесполое размножение растений.  Половое размножение организмов.  Особенности полового  размножения животных.  Органы размножения.  Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Половое размножение растений.  Опыление.  Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани.

Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.

Лабораторные и практические работы

Питание комнатных растений.

Изучение роли воздуха в прорастании семян.

Чечевички и их роль в дыхании растений.

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Передвижение растворов органических веществ по стеблю.

Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.

Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

Передвижение дождевого червя.

Вегетативное размножение растений.

Искусственное опыление узамбарской фиалки.

Образование и рост корней.

Тема 4. Организмы и окружающая среда (5 ч)

Среда обитания.  Экологические факторы.  Влияние абиотических  факторов — факторов неживой природы  (температуры,

влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи  живых организмов.  Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Природное сообщество.  Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное  сообщество. Экосистема и ее структура.  Ярусность распределения обитателей

экосистемы.  Смена природных сообществ.  Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.

Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ.  Охрана живых организмов и природных сообществ.  Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники,  национальные  парки, ботанические сады.

VΙ. Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Раздел

(тема)

Кол-во часов по рабочей программе

Кол-во часов по авторской программе

Характеристика учебной деятельности

Планируемый предметный результат

1

Введение

1

1

2

Тема 1. Общая характеристика живых организмов

6

4

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Называют основные группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Выделяют основные признаки строения  клетки.  Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки. Сравнивают строение клеток растений и животных, ядерных и безъядерных организмов.

Распознают основные типы тканей растений и животных. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей.

Характеризуют основные функции тканей.  Описывают  и сравнивают строение различных групп тканей.  Называют основные системы органов  животных.  Сравнивают системы  надземных и подземных органов растений. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные,  практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом.

Учащиеся должны знать

—признаки, свойственные всем живым организмам;

— что лежит в основе строения всех живых организмов;

— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных.

Учащиеся должны уметь

—называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;

— распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;

— сравнивать строение растительной и животной клетки;

— приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.

3

Тема 2. Многообразие живых организмов

8

7

Называют основные царства живой природы и единицы систематики растений и животных.

Дают общую характеристику основных царств живой природы.

Разбирают отличительные признаки, свойственные представителям разных царств. Приводят примеры биологических наук и называют предмет их изучения.

Характеризуют  основные методы изучения природы.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют существенные признаки бактерий. Характеризуют строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий.

Дают оценку значения бактерий в природе и жизни человека.

Формулируют основные методы профилактики инфекционных заболеваний.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом.

Учащиеся должны знать

—основные единицы систематики растений и животных;

— царства живой природы;

— отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;

— основные методы изучения природы.

Учащиеся должны уметь

—сравнивать систематику растений и животных;

— давать общую характеристику основных царств живой природы;

— приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения.

4

Тема 3. Основные жизненные функции

организмов

13

11

Определяют понятия «питание»,

«пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зеленых растений в природе. Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных.

Знакомятся с ролью ферментов в процессе пищеварения. Узнают, как питаются паразитические организмы. Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют структуры растений, участвующие в процессе дыхания. Описывают и сравнивают органы дыхания разных представителей животного мира. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания. Определяют значение транспорта веществ в живом организме.

Называют и описывают транспортные (проводящие) системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Сравнивают незамкнутую и замкнутую кровеносные системы. Определяют особенности значения кровеносной системы сухопутных членистоногих. Характеризуют процесс кровообращения у позвоночных. Определяют роль сердца в передвижении веществ в организме. Устанавливают взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем. Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений.

Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Характеризуют особенности выделения у растений и грибов. Обсуждают значение листопада в растительном мире. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Обсуждают особенности обмена веществ и преобразования энергии у представителей разных царств. Сравнивают холоднокровных и теплокровных животных. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого. Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов.

Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений. Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Описывают особенности полового размножения покрытосеменных растений. Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных.

Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов. Называют единицы строения живых организмов (клетки, ткани, органы). Определяют и показывают на рисунках органы и системы, составляющие организмы растений и животных.

Сравнивают процессы жизнедеятельности различных организмов.

Объясняют сущность основных процессов жизнедеятельности организмов.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом.

Учащиеся должны знать

—суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;

— органы и системы, составляющие организмы растений и животных

Учащиеся должны уметь

—определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

— объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

— обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

5

Тема 4. Организмы и окружающая среда

5

5

Называют основные экологические факторы. Приводят примеры влияния абиотических факторов на живые организмы. Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их.

Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания. Называют основные типы природных сообществ. Приводят примеры природных сообществ, типичных для родного края. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Приводят примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом.

Учащиеся должны знать

— влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;

— основные среды обитания живых организмов;

— основные типы природных сообществ;

— почему необходимо охранять местообитания животных

и растений.

Учащиеся должны уметь

—приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;

— объяснять значение ярусности экосистем;

— называть природные сообщества, типичные для родного края;

— приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;

— приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

6

Обобщение и итоговый контроль

2

0

Учащиеся должны знать

Содержание основных терминов и понятий курса

Учащиеся должны уметь

Понимать и выполнять задания контрольной работы разных уровней сложности

7

Резервное время

0

7

Итого:

35

35

VIΙ. Тематический план лабораторно-практических и проверочных (контрольных) работ.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы по планированию (рабочей программе)

В том числе на:

Лабораторно-

практические

работы.

Проверочные (контрольные)

работы

Введение

1

Тема 1. Общая характеристика живых организмов

6

Лабораторные работы:

№1. Химический состав растительных организмов.

№2. Строение растительной клетки.

№3. Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.

№4. Ткани животных организмов.

Практические работы

№1. Признаки живых организмов.

№2. Чечевички — образования покровной ткани.

№3. Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.

№4. Особенности строения цветковых и споровых растений.

№5. Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.

№6. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака

1  « Общая характеристика живых организмов»

Тема 2. Многообразие живых организмов»

8

 Лабораторные работы:

№5. Строение бактерий на примере сенной палочки.

№6. Разнообразие корневых систем цветковых растений.

№7. Строение цветка.

№8. Клубень — видоизмененный побег.

№2. Многообразие живых организмов

Тема 3. Основные жизненные функции организмов

13

Лабораторные работы:

 №9. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.

№10. Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки).

Практические работы

№7. Питание комнатных растений.

№8. Изучение роли воздуха в прорастании семян.

№9. Чечевички и их роль в дыхании растений.

№10.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

№11. Передвижение растворов органических веществ по стеблю.

№12.Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

№13. Передвижение дождевого червя.

№14. Вегетативное размножение растений.

№15 Образование и рост корней.

№3. Основные жизненные функции организмов

Тема 4. Организмы и окружающая среда

5

-

Обобщение. Итоговая контрольная работа. Подведение итогов.

2

-

№4 Итоговая годовая контрольная работа «Живые организмы Земли»

Итого

35

6

4

VΙΙΙ. Контрольные работы по теме

1  « Общая характеристика живых организмов»

№2. Многообразие живых организмов

№3. Основные жизненные функции организмов

№4 Итоговая годовая контрольная работа «Живые организмы Земли»

ΙХ. Темы лабораторных  работ

Лр. №1. Химический состав растительных организмов.

Лр №2. Строение растительной клетки.

Лр№3. Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.

Лр№4. Ткани животных организмов.

Лр№5. Строение бактерий на примере сенной палочки.

Лр №6. Разнообразие корневых систем цветковых растений.

Лр №7. Строение цветка.

 Лр№8. Клубень — видоизмененный побег.

Лр.№9. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.

Лр. №10. Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки).

Х. Темы  практических работ

Пр. №1. Признаки живых организмов.

Пр.№2. Чечевички — образования покровной ткани.

Пр.№3. Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.

Пр. №4. Особенности строения цветковых и споровых растений

Пр.№5. Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.

Пр. №6. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.

Пр. №7. Питание комнатных растений.

Пр. №8. Изучение роли воздуха в прорастании семян

Пр. №9. Чечевички и их роль в дыхании растений.

Пр. №10.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Пр. №11. Передвижение растворов органических веществ по стеблю.

Пр. №12.Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

Пр. №13. Передвижение дождевого червя.

Пр. №14. Вегетативное размножение растений.

Пр. №15 Образование и рост корней.

ХΙ. Темы проектных и исследовательских работ

1. Организация  живого уголка в классной комнате (выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и растений, распределение обязанностей по уходу за ними и т.д.).

2. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в домашних условиях конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т.д.) по результатам собственного опыта.

3. Организация аквариума с беспозвоночными обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).

4. Сравнительное исследование требований к температурному режиму при содержании в неволе теплокровных и холоднокровных животных.

5. Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений.

6. Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.

7. Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе).

8. Исследование «Кто живет в почве?»

9. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не навредить природе», «Моя помощь зимующим птицам», «Природное сообщество родного края» и др.

ХΙΙ. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf

2. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник,

3. Лапшина В.И., Рокотова  Д.И. Биология. 6 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2015

4. Зайцева И.С. Биология. 6 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015

ХΙΙΙ. Календарно тематическое планирование

№ п/п

Тема урока, лабораторной, практической работы

Кол-во часов

Дата

проведения

Введение.

Тема 1.           Общая характеристика живых организмов  

6

1.Чем живое отличается от неживого.

Пр.р №1. Признаки живых организмов.

1

2. Химический состав живого организма.    

Лр. №1. Химический состав растительных организмов.

1

3. Клетка — основа жизни.

 Лр №2. Строение растительной клетки.

1

4. Ткани. Органы. Системы органов растений. Лр№3. Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.

Пр.№2. Чечевички — образования покровной ткани.

1

5. Ткани. Органы. Системы органов животных. Лр№4. Ткани животных организмов.

1

6. Обобщение и контроль по теме  «Общая характеристика живых организмов»

1

1.Чем живое отличается от неживого.

Пр.р №1. Признаки живых организмов.

1

Тема 2. «Многообразие живых организмов»

8

1.Систематика живых организмов.

Пр.№3. Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.

1

2.Основные царства живой природы

1

3.Бактерии.

 Лр№5. Строение бактерий на примере сенной палочки.

1

4.Растения. Лр №6. Разнообразие корневых систем цветковых растений. Лр №7. Строение цветка.  Лр№8. Клубень — видоизмененный побег. Пр. №4. Особенности строения цветковых и споровых растений.

1

5.Животные.

Пр.№5. Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.

Пр. №6. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.

1

6.Грибы.

1

7.Биология — наука о живых организмах. Повторение и обобщение.

1

8. Контроль по теме «Многообразие живых организмов».

1

Тема 3. Основные жизненные функции   организмов  

13

1. Питание и пищеварение. Автотрофное питание.

Пр. №7. Питание комнатных растений.

1

2. Питание и пищеварение.   Гетеротрофное питание.

1

3. Дыхание.

  Пр. №8. Изучение роли воздуха в прорастании семян. Пр. №9. Чечевички и их роль в дыхании растений.

1

4. Транспорт веществ. Транспорт веществ у растений.

Пр. №10.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Пр. №11. Передвижение растворов органических веществ по стеблю.

1

5. Транспорт веществ.    Транспорт веществ у животных.

1

6. Выделение.  

Лр.№9. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.

1

7. Обмен веществ и преобразование энергии.

Пр. №12.Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

1

8. Скелет — опора организма.

1

9. Движение.

Пр. №13. Передвижение дождевого червя.

1

10. Размножение (бесполое).

 Пр. №14. Вегетативное размножение растений.

1

11. Размножение (половое).

 Лр. №10. Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки).

1

12. Рост и развитие организмов.

Пр. №15 Образование и рост корней.

1

13. Организм как единое целое. Повторение и обобщение. Контроль.

1

Тема 4. Организмы и окружающая среда.

5

1. Среда обитания. Экологические факторы.

1

2. Природные сообщества.

1

3. Значение живых организмов в природе.

1

4. Человек и живые организмы.

1

5. Охрана живых организмов и природных сообществ.

1

 Повторение и обобщение.

1

Итоговая контрольная работа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...