Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
статья на тему
Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятельностный подход в личностно-ориентированном обучении при использовании интерактивных методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_metody.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
У многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Все большее число ребят попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», детей «с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных детей. Поэтому я считаю, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения.
Современные дети сильно изменились. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-Резко возросла информированность детей.
-Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.
-Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
-Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем не редко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.
Для решения проблемы общеобразовательная школа формирует систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Для этого недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации, в том числе и компьютерным (базовая информация на серверах, виртуальные физические лаборатории, разнообразные базы данных библиотек, музеев и т.д., содержащаяся в сети). Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка.
Актуальность представленного опыта определяется:
а) соответствием целям и направлениям развития современного российского образования;
б) введением Федеральных государственных образовательных стандартов, предполагающих деятельностный и компетентностный подходы в обучении;
в) метапредметностью и личностной значимостью результатов, формирования информационной и коммуникативной компетенций;
Физика традиционно считается в школе трудным предметом, вызывающим тревожность, неуверенность в своих силах. Основной моей целью стало выяснение того, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.
За время работы в школе я пришёл к выводу, что необходимо осуществлять комплексный подход к применению современных педагогических технологий развивающего, проблемного обучения, широко использовать информационные технологии в обучении, технологию проектной деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятельностный подход в личностно- ориентированном обучении при использовании интерактивных методов.
Главная задача моей деятельности состоит в создании условий для того, чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности».
Сегодня образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Уровень сформированности универсальных учебных действий в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника.
Актуализация деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у учащихся;
- повышение общекультурного и личностного развития.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны уметь выполнять учащиеся. Эти задачи должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
Требования новых образовательных стандартов к метапредметным и личностным результатам образования, повышение значимости внеурочных форм организации учебной деятельности, стремление к индивидуализации образовательных программ нацелило меня на внедрение в работу новых образовательных технологий и методов обучения.
Рассмотрим интерактивные методы бучения.
Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех учащихся, включая педагога.
Способы коммуникации:
- Центральная роль принадлежит учащимся;
- Преподаватель - организатор и помощник;
- Обсуждение происходит в малых группах;
- Взаимодействие преобладает над воздействием.
В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица:
«Скажи мне, я забываю,
Покажи мне, я могу запомнить,
Позволь мне сделать это,
И это станет моим навсегда»
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
- формировать интерес к изучаемому предмету;
- развивать самостоятельность учащихся;
- обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
- комфортно чувствовать себя на занятиях;
- проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
- работа в группе;
- самооценка участника групповой работы;
- свобода мышления;
- овладение культурными формами работы;
- коммуникация в учебном диалоге.
Интерактивный метод ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. При использовании интерактивных методов учащийся становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все ученики оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и о чём думают. Основными составляющими интерактивных занятий являются упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, ученики не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Интерактивное обучение имеет ряд особенностей. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Основные методические принципы интерактивного обучения:
- тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий;
- всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в котором учащиеся выполняют различные ролевые функции;
- поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;
- активное использование технических учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;
- постоянное поддержание учителем активного внутригруппового взаимодействия, снятие напряжённости;
- оперативное вмешательство учителя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;
- интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания творческого характера) и индивидуальных способностей в групповых занятиях;
- обучение принятию решений в условиях жёсткого регламента и наличия элемента неопределённости информации.
Применяя на уроках интерактивные методы обучения, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Применяя интерактивные формы и методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей:
- стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета физика;
- повышать уровень активности и самостоятельности учащихся;
- развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
- изменение установок на сотрудничество и социальных ценностей;
-саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
По моему мнению, применение интерактивных форм и методов обучения способствует созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики .
Литература
- Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. [Текст] / И.В. Никишина. – М., 2007.
- Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. [Текст] / Т.Н. Шликене. – М.,2007.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. – М., 2001.
- Вебер, Н. П. Набор умений для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. [Текст] / Н. П. Вебер // Справочник заместителя директора. – 2011. – № 4. – С. 11 – 12.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов – М., 2006.
- Компетенции в образовании : опыт проектирования : сб. науч. тр. [Текст] / под ред. А. В. Хуторского.- М. : Научно - внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
- Лизинский, В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. [Текст] / В. М. Лизинский. – М., 2004.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] / Е. С. Полат (и др.) ; под ред. Е. С. Полат. – М. : ИЦ «Академия», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности воспитанников
В статье рассмотрено применение интерактивной доски на уроках химии, обеспечивающее успешную активизацию познавательной деятельности воспитанников....
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...
Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».
В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....
Интерактивная доска как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка и литературы.
Перед нами стояла важнейшая задача внедрения ИКТ-технологий в процесс обучения, что осложнялось тем, что нигде нет готовых методических разработок по использованию интерактивной доски по предмет...
Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...
«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»
Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...