Рабочая программа по биологии 10-11 классы
календарно-тематическое планирование по биологии (10, 11 класс) на тему

Будченко Михаил Андреевич

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общего среднего образования по биологии, «Программы для общеобразовательных учреждений по биологии» (авт. Дымшиц Г.М., Саблина О.В. - М.: Просвещение, 2007), соответствующей требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_10-11.docx47.9 КБ

Предварительный просмотр:

II. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общего среднего образования по биологии, «Программы для общеобразовательных учреждений по биологии» (авт. Дымшиц Г.М., Саблина О.В. - М.: Просвещение, 2007), соответствующей требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  • Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № 253.
  • Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  • Закон об образовании Курской области.
  • Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского» Курского района Курской области.
  • Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского» Курского района Курской области.

Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ, рабочая программа для 10 и 11 класса рассчитана на изучение биологии в объеме 1 час в неделю, из школьного компонента добавлен 1 час и на изучение биологии всего отводится 2 часа в неделю (70 часов в год в 10 классе и 68 часов в год в 11 классе: итого138 часов), в их число включаются практические работы как самостоятельные уроки.

- лабораторные работы – 6 часов (10 класс) и 3 часа (11 класс).

Изучение биологии на ступени общего среднего образования направлено на достижение следующих целей:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Менделя; закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять роль биологии в  формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутации;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • находить информацию о биологических объектахв различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравления пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

III. Требования к уровню подготовки обучающихся 10-11 класса школы

В результате изучения биологии школьник должен

понимать:

  • основные положения;
  • строение биологических объектов;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

знать:

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником обучающиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

IV.Содержание программы.

Введение (5 ч.)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Основы цитологии (31 ч.)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (11 ч.)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Основы генетики (17 ч.)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Генетика человека (6 ч.)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (7 ч.)

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарльз Дарвин и еготеория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Закономерности микроэволюции (15 ч.)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор -направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность - результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Возникновение жизни на Земле (2 ч.)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Развитие жизни на Земле (6 ч.)

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Происхождение человека (4 ч.)

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Основы экологии (13 ч.)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Состав и функции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Биосфера. Охрана биосферы (6 ч.)

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

V. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

планируемая

фактическая

10 класс

1. Введение (5 ч.)

1/1

Краткая история развития биологии

2/2

Методы исследования в биологии

3/3

Сущность жизни и свойства живого

4/4

Уровни организации живой материи

5/5

Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей (обобщающий урок)

2. Основы цитологии (31ч.)

1/6

Методы цитологии. Клеточная теория

2/7

Особенности химического состава клетки

3/8

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки

4/9

Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки

5/10

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

6/11

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

7/12

Строение и функции белков

8/13

Строение и функции белков

9/14

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

10/15

АТФ и другие органические соединения клетки

11/16

Итоговое повторение по теме «Химическая организация клетки»

12/17

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро

13/18

Лабораторная работа №1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука»

14/19

Строение клетки. Цитоплазма.  Клеточные включения. Немембранные органоиды клетки

15/20

Строение клетки. Одномембранныеорганоиды клетки

16/21

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды

17/22

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток

18/23

Лабораторная работа №2 «Строение эукариотических и прокариотическихклеток»

19/24

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов

20/25

Лабораторная работа №3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»

21/26

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

22/27

Строение клетки (обобщающий урок)

23/28

Обмен веществ и энергии в клетке

24/29

Энергетический обмен в клетке

25/30

Питание клетки

26/31

Автотрофное питание. Фотосинтез

27/32

Автотрофное питание. Хемосинтез

28/33

Генетический код. Транскрипция

29/34

Генетический код. Трансляция

30/35

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке

31/36

Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клеток (обобщающий урок)

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (11ч.)

1/37

Жизненный цикл клетки

2/38

Митоз и амитоз

3/39

Мейоз

4/40

Формы размножения организмов. Бесполое размножение

5/41

Формы размножения организмов. Половое размножение

6/42

Развитие половых клеток

7/43

Оплодотворение

8/44

Онтогенез – индивидуальное развитие организма

9/45

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период

10/46

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период

11/47

Закономерности размножения и развития организмов (обобщающий урок)

4. Основы генетики (17ч.)

1/48

История развития генетики. Гибридологический метод

2/49

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

3/50

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание

4/51

Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

5/52

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

6/53

Хромосомная теория наследственности

7/54

Взаимодействие неаллельных генов

8/55

Цитоплазматическая наследственность

9/56

Генетическое определение пола

10/57

Практическая работа «Решение генетических задач»

11/58

Практическая работа «Решение генетических задач»

12/59

Изменчивость

13/60

Лабораторная работа №4 «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений»

14/61

Лабораторная работа №5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

15/62

Виды мутаций

16/63

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации

17/64

Закономерности наследственности и изменчивости (обобщающий урок)

5. Генетика человека (6ч.)

1/65

Методы исследования генетики человека

2/66

Генетика и здоровье человека

3/67

Лабораторная работа №6 «Составление родословных»

4/68

Проблемы генетической безопасности

5/69

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях (обобщающий урок)

6/70

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях (обобщающий урок)

11 класс

6. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции органического мира (7 ч.)

1/1

История развития эволюционных идей

1/2

Ч.Дарвин и его теория происхождения видов

3/3

Доказательства эволюции – сравнительно – морфологические

4/4

Доказательства эволюции – палеонтологические

5/5

Доказательства эволюции – эмбриологические

6/6

Доказательства эволюции – биогеографические

7/7

Повторение и обобщение материала по теме «Доказательства эволюции органического мира»

7. Закономерности микроэволюции (15 ч.)

1/8

Вид и его критерии

2/9

Популяционная структура вида. Географическая изменчивость в пределах ареала вида

3/10

Элементарные эволюционные факторы. Наследственная изменчивость в эволюционном процессе

4/11

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование

5/12

Формы естественного отбора. Движущий отбор

6/13

Формы естественного отбора. Стабилизирующий отбор

7/14

Дрейф генов – фактор эволюции

8/15

Популяционные волны

9/16

Изоляция – эволюционный фактор

10/17

Приспособленность – результат действия факторов эволюции

11/18

Лабораторная работа №7 «Изменчивость организмов»

12/19

Лабораторная работа №8 «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер»

13/20

Видообразование

14/21

Основные направления эволюционного процесса

15/22

Значение эволюционной теории для развития естествознания

8. Возникновение жизни на Земле (2 ч.)

1/23

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле

2/24

Современные взгляды на возникновение жизни

9. Развитие жизни на Земле (6 ч.)

1/25

Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры

2/26

Развитие жизни в палеозойскую эру

3/27

Развитие жизни в мезозое

4/28

Развитие жизни в кайнозое

5/29

Повторение и обобщение материала по теме Развитие жизни на Земле

6/30

Многообразие органического мира. Принципы систематики

10. Происхождение человека (4 ч.)

1/31

Доказательства происхождения человека от животных

2/32

Этапы и направления эволюции человека

3/33

Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

4/34

Повторение и обобщение материала по теме

11. Основы экологии (13 ч.)

1/35

Предмет, задачи и методы экологии

2/36

Экологические факторы. Характеристика абиотических факторов

3/37

Взаимодействие популяций разных видов (биотические факторы)

4/38

Антропогенные факторы – факторы, связанные с деятельностью человека

5/39

Сезонные изменения в природе и приспособленность организмов к ним. Фотопериодизм

6/40

Биогеоценоз. Экосистемы

7/41

Потоки энергии и цепи питания

8/42

Свойства экосистем

9/43

Агроценозы и их особенности

10/44

Использование человеком экологических знаний

11/45

Использование человеком экологических знаний

12/46

Лабораторная работа №9. Составление цепей питания в биоценозах

13/47

Повторение и обобщение материала по теме «Основы экологии». Использование человеком экологических знаний

12. Биосфера. Охрана биосферы (6 ч.)

1/48

Состав биосферы и ее границы

2/49

Функции живого вещества

3/50

Круговорот химических элементов

4/51

Влияние деятельности человека на биосферу

5/53

Глобальные экологические проблемы

6/53

Глобальные экологические проблемы

13. Повторение и обобщение материала по общей биологии (11ч.)

1/54

Клетка – единица живого. Строение, процессы жизнедеятельности

2/55

Клетка – единица живого. Строение, процессы жизнедеятельности

3/56

Генетика и основы селекции

4/57

Генетика и основы селекции

5/58

Основные положения эволюционного учения

6/59

Вид. Популяции.

7/60

Основы экологии

8/61

Решение цитологических задач

9/62

Решение цитологических задач

10/63

Решение генетических задач

11/64

Решение генетических задач

Резервное время

65

66

67

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...