Рабочая программа по биологии, 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Уровень образования (класс): основное общее образование 5 класс
Количество часов: 35
Учитель: Василевская О. В.
Программа разработана на основе авторской программы "Биология. Введение в биологию.", авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, издательство М."Дрофа", 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sonin._5_klass.rabochaya_programma_fgos_sentyabr_2013.doc | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край г. Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №18
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 26 августа 2015 года протокол № 1
Председатель _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Уровень образования (класс): основное общее образование 5 класс
Количество часов: 35
Учитель: Василевская О. В.
Программа разработана на основе авторской программы "Биология. Введение в биологию.", авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, издательство М."Дрофа", 2012
- Пояснительная записка.
Данная рабочая программа построена на основе федеральных государственных стандартов второго поколения, фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, а также авторской программы "Биология. Введение в биологию", авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.Дрофа, 2012.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Данная рабочая программа реализуется в учебнике биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Курс "Биология. Введение в биологию" в 5 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Курс биологии обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; •овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования.
- Цели биологического образования.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных
качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
- Место учебного предмета в учебном плане МОБУ СОШ № 18
Курс 5 класса «Введение в биологию» является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего35 часов.
Тип программы: концентрическая, базового уровня.
2.1. Структура программы
Программа включает 4 раздела:
I.Живой организм: строение и изучение
II.Многообразие живых организмов
III.Среда обитания живых организмов
IV.Человек на Земле
2.2. Требования к результатам обучения.
Изучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения пятиклассниками программы по биологии являются:
1) овладение начальными навыками исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения программы по биологии в 5 классе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов и основных процессов жизнедеятельности организма;
• приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение места и роли человека в природе; родства, роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
2.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы
- Знакомство с оборудованием для научных исследований.
- Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Данная работа отнесена к работам, проводимым в рамках внеурочной деятельности).
- Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
- Строение клеток кожицы чешуи лука*.
- Определение состава семян пшеницы.
- Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы
- Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).
- Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
- Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (5ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
- Измерение своего роста и массы тела.
- Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Направления проектной деятельности обучающихся.
В качестве проектов учащиеся 5 класса могут выбрать:
- наблюдение и сравнение природных объектов, их рост, развитие и поведение; фиксирование полученных результатов в виде фотоальбомов и видеоматериалов, творческих работ;
- работа, связанная с приобретением навыков выращивания растений и домашних животных и наблюдения за их развитием;
- изучение редких и исчезающих видов растений в пределах своей территории;
- влияние антропогенных факторов на природу своего региона.
Резервное время — 2 ч. Резервное время отведено для организации проектной деятельности учащихся.
2.4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Тема | Содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика на основе УУД |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 1 Многообразие живых организмов. | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: • основные признаки живой природы; • устройство светового микроскопа; • основные органоиды клетки; • основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Учащиеся должны уметь: • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; • характеризовать методы биологических исследований; • работать с лупой и световым микроскопом; • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; • ставить учебную задачу под руководством учителя; • систематизировать и обобщать разные виды информации; • составлять план выполнения учебной задачи. Личностные результаты обучения
|
2. Биология — наука о живой природе | |||
3.Методы изучения природы. | |||
4.Увеличительные приборы. | |||
5. Живые клетки. | |||
6. Химический состав клетки | |||
7. Вещества и явления в окружающем мире. | |||
8. Великие естествоиспытатели. | |||
Раздел 2. Многообразие живых организмов | 1. Развитие жизни на Земле. | Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; • основные признаки представителей царств живой природы. Учащиеся должны уметь: • определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; • различать изученные объекты в природе, на таблицах; • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; • объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; • самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3мин. Личностные результаты обучения
|
2. Разнообразие живых организмов. | |||
3. Царство живой природы - Бактерии. | |||
4. Царство живой природы - Грибы. | |||
5. Существенные признаки водорослей, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | |||
6. Существенные признаки мхов, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | |||
7. Существенные признаки папоротников, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | |||
8. Существенные признаки голосеменных растений, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | |||
9. Существенные признаки покрытосеменных (цветковых) растений, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | |||
10. Роль растений в природе и в жизни человека. Охрана живой природы. | |||
11. Существенные признаки простейших животных, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | |||
12. Существенные признаки беспозвоночных животных , их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | |||
13. Существенные признаки позвоночных животных, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | |||
14.Роль животных в природе и в жизни человека. Охрана живой природы. | |||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 1.Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов | Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: • основные среды обитания живых организмов; • природные зоны нашей планеты, их обитателей. Учащиеся должны уметь: • сравнивать различные среды обитания; • характеризовать условия жизни в различных средах обитания; • сравнивать условия обитания в различных природных зонах; • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; • приводить примеры обитателей морей и океанов; • наблюдать за живыми организмами. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: • находить и использовать причинно-следственные связи; • формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту сравнивать различные среды обитания; • характеризовать условия жизни в различных средах обитания; • сравнивать условия обитания в различных природных зонах; • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; • приводить примеры обитателей морей и океанов; • наблюдать за живыми организмами. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: • находить и использовать причинно-следственные связи; • формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные результаты обучения
|
2.Приспособленность организмов к среде обитания. | |||
3.Растения и животные разных материков | |||
4.Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса | |||
5.Природные зоны Земли: травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. | |||
6.Жизнь в морях и океанах.
| |||
Раздел 4. Человек на Земле | 1.Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека | Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: • предков человека, их характерные черты, образ жизни; • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь: • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; • объяснять роль растений и животных в жизни человека; • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; • соблюдать правила поведения в природе; • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: • работать в соответствии с поставленной задачей; • составлять простой и сложный план текста; • участвовать в совместной деятельности; • работать с текстом параграфа и его компонентами; • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные результаты обучения
|
2.Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. | |||
3.Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. | |||
4.Важнейшие экологические проблемы | |||
5.Здоровье человека и безопасность жизни | |||
Защита проектов | |||
Защита проектов |
2.5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
Рабочая программа по биологии разработана к УМК:
Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М: Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).
Учебно-методический комплект:
Учебник Сонин Н.И. , Плешаков А.А. «Введение в биологию» 5 класс. Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2012 г, построенный по концентрическому типу.
Методическое пособие для ученика:
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.
Инструмент по отслеживанию результатов работы.
Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2003.
Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.
Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
Крылова О.Н. – Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. – М.: Экзамен, 2010.
Парфилова Л.Д. – Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.
Сивоглазов В.И. и др. – Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в биологию». 5 класс» – М.: Дрофа, 2012.
Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Природоведение 5 кл.” - М.: Дрофа, 2001.
Учебно-методические пособия для учителя
Захаров В.Б. и др. – Правильные ответы на вопросы учебника «Природоведения», 5 класс – М.: Дрофа, 2006.
Иванова Т.В. и др. 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Введение в биологию»5кл.. – М.: Дрофа, 2012.
Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград: Учитель, 2003.
Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.
Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.
Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Природоведение. 5 класс. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
Сергеева Б.Ф. и др. – Рабочая тетрадь по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002
Плешаков А.А., Сонин Н.И Введение в биологию. Рабочая тетрадь. 5 кл.
Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.
Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.
Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Введение в биологию. 5 класс. – М.: АСТ, Вертикаль, 2012.
Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002.
Дополнительная литература:
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
Электронные издания:
Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)
Современные чудеса света («Новый диск»)
Хочу все знать: Земля и Вселенная
Хочу все знать: Растительный мир
Чудеса света («ИДДК»)
Экология
Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
Электронное приложение к учебнику «Введение в биологию» 5 класс. Линия УМК (Сфера жизни)
2 вариант
Методическая литература для учителя.
1. Программа «Биология. Введение в биологию – 5 класс» линии учебников «Вертикаль» (сборник программ основного общего образования «Биология 5-9 класс») Авторы: Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, ИЦ «Дрофа» 2012г. (соответствует ФГОС ООО)
2. Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие для учителей. М., «Дрофа», 2012г.
3. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6 4. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
7. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, №6. 8. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
9. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006г.
Мультимедийная поддержка курса.
1. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».
2. Методическая поддержка для учителей. Электронное учебное издание; М., «Дрофа».
Основная литература для учащихся.
1. Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. – М.: Дрофа , 2012. – 158 с. : ил.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию.5 класс» / Н.И.Сонин, М., Дрофа, 2012. – 111с.
Дополнительная литература для учащихся.
- Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с 6 ил.;
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. , Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
- Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.
Интернет-ресурсы.
www.drofa.ru – электронное приложение к учебнику
www.drofa.ru – методическая поддержка
http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
При работе над исследовательскими проектами учащимся и учителю можно использовать следующие электронные ресурсы:
- http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);
- http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);
Оборудование.
Таблицы, коллекции, гербарии, экспонаты, микроскопы, готовые микропрепараты, лупы, муляжи, интерактивная доска, компьютер, магнитная доска.
Дидактический материал.
Карточки-задания, диагностический материал, тренировочные задания (тренинг), презентации.
2.6. Система оценки планируемых результатов.
Оценка планируемых результатов усвоения учебного курса состоит из оценки с помощью отметки и оценки результатов личностного развития.
Отметочная оценка результатов строится на основе ТОУУ – технология оценивания учебных успехов – оценивание по признакам трёх уровней успешности. При этом учащиеся приобретают навыки самооценки и взаимооценки.
Уровни успешности | 5-тибальная шкала |
Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» – ниже нормы, неудовлетворительно |
Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания | «3» − норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) |
«4» − хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | |
Повышенный уровень («отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | «4+» − близко к отлично. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) |
«5» − отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | |
Максимальный (необязательный) уровень («превосходно») Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения | «5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) |
«5 и 5» − превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) |
При этом обязательными в системе оценки результата являются:
• осуществление стартовой диагностики;
• проведение тематических и итоговых проверочных работ, в том числе тестовых;
• создание творческих и исследовательских работ, учебные проекты;
участие в конкурах, олимпиадах, викторинах.
Оценка результатов личностного развития.
Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). Такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики СОШ № 2 от ___________ 20__ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
_____________ 20__ года
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ Г.СОЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По биологии
Класс 5
Учитель Василевская Оксана Васильевна
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы Василевской О.В., утвержденной на педагогическом совете, протокол №1 от 26 августа 2013 года.
Номер Урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | |||||
Раздел1.Живой организм: строение и изучение. | 8 | |||||
1.Многообразие живых организмов. | 1 | Культурные растения Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/ Домашние животные Видеофрагмент Игра на определение специальностей ученых, изучающих живую природу | Личностные Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. Коммуникативные Уметь выражать мысли в соответствии с задачами Познавательные Самостоятельно выделять необходимую информацию Регулятивные Составление плана последовательности действий | |||
2. Биология — наука о живой природе | 1 | Таблицы «Растение живой организм», «Растения и окружающая среда», «Редкие и исчезающие виды растений». Гербарии | Личностные Формировать образ мира. Коммуникативные Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию. Формироватькомпетентностив общении. Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоен и что еще подлежит усвоению. | |||
3.Методы изучения природы. Л.р.1..Знакомство с оборудованием для научных исследований (Д) | 1 | Наблюдательные приборы Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru Измерительные приборы Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/ Наблюдение за прорастанием фасоли Интерактивное задание | Личностные Знание основных принципов и правил природы Коммуникативные Владение монологической и диалоговой формами речи Познавательные Выделение необходимой информацией Регулятивные Умение контролировать свое время и управлять им. | |||
4.Увеличительные приборы. Л. р. № 3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа | 1 | Портрет Р. Гука. Микроскоп Лупа. Иллюстрация Срез пробки в микроскопе Р.Гука и в современном сканирующем микроскопе Анимация | Личностные Готовность к самообразованию. Коммуникативные Умение работать в группах Познавательные Самопознание Регулятивные Познавательная рефлексия | |||
5.Живые клетки. Л. р. № 4. Строение клеток кожицы чешуи лука | 1 | Комплект посуды и принадлежности для проведения лабораторных работ. Строение клеток растений. Микропрепараты. Таблицы «Вещества растений. Клеточное строение растений». | Личностные Знания основных процессов жизнедеятельности организмов Коммуникативные Учет мнений, сотрудничество Познавательные Строить логические рассуждения Регулятивные Решение проблемных ситуаций | |||
6.Химический состав клетки. Л.Р.№ 5. Определение состава семян пшеницы.(Д) | 1 | Вода и минеральные соли в жизни клетки Анимация http://files.school-collection.edu.ru/
| Личностные Оценивать ценность жизни Коммуникативные Работа в группе. Оценивать коммуникативную рефлексию Познавательные Эффективные способы решения задач Регулятивные Умения делать выводы | |||
7.Вещества и явления в окружающем мире. Л.Р.6.Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. (Д) | 1 | Коллекция горных пород и минералов | Личностные Осознание ценности живых объектов Коммуникативные Излагать свое мнение Познавательные Находить достоверную информацию Регулятивные Работать по плану сверяясь с целью | |||
8.Великие естествоиспытатели. | 1 | Портреты ученых | Личностные Формировать образ мира. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию Коммуникативные Учет мнений, сотрудничество Познавательные Изучить естествоиспытателей, их жизнь, работу Регулятивные Умения делать выводы | |||
Раздел 2. «Многообразие живых организмов» | 14 | |||||
1. Развитие жизни на Земле. | 1 | Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа». | Регулятивные Умение определить цель урока; умение выдвигать версии причин возникновения жизни на Земле Познавательные Умение проанализировать полученную информацию Коммуникативные Умение выражать свои мысли и корректировать свое мнение Личностные осознавать свои эмоции | |||
2. Разнообразие живых организмов. | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа». | Регулятивные Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что еще неизвестно; Познавательные Умение структурировать полученные знания Коммуникативные Умение излагать и корректировать свое мнение Личностные Смыслообразование | |||
3. Царство живой природы - Бактерии. | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа». Демонстрация микропрепарата бактерии (выведение на электронную доску). | Регулятивные Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что еще неизвестно; Познавательные Работа с текстом, таблицами; создание алгоритма деятельности при изучении бактерий Коммуникативные Владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка Личностные Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | |||
4. Царство живой природы - Грибы. | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Демонстрация микропрепарата плесени (выведение на электронную доску) | Регулятивные Умение формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при изучении грибов; сравнение строения клеток бактерий и грибов Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиск информации Личностные Смыслообразование | |||
5. Существенные признаки водорослей, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа». Гербарий «Систематические группы растений» | Регулятивные Умение составлять план и последовательность действий при изучении водорослей Познавательные Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при изучении водорослей; сравнение строения клеток бактерий, грибов и растений Коммуникативные Умение управлять поведением партнера при работах в парах Личностные Осознавать свои эмоции | |||
6. Существенные признаки мхов, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа». Гербарий «Систематические группы растений» | Регулятивные Применять установленный план в изучении представителей Царства Растений Познавательные Сравнение строения водорослей и мхов; выявление доказательств происхождения мхов от водорослей Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске информации Личностные Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | |||
7. Существенные признаки папоротников, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Гербарий «Систематические группы растений» | Регулятивные Применять установленный план в изучении представителей Царства Растений Познавательные Сравнение строения мхов и папоротников; установление причинно-следственных связей при изучении усложнения организации папоротников Коммуникативные Умение выражать свои мысли Личностные Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; | |||
8. Существенные признаки голосеменных растений, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Гербарий «Систематические группы растений», разновидности шишек и семян голосеменных растений | Регулятивные Применять установленный план в изучении представителей Царства Растений Познавательные Анализ характерных признаков голосеменных растений, установление причинно-следственных связей при изучении усложнения организации голосеменных растений. Коммуникативные Умение выражать свои мысли Личностные Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; | |||
9. Существенные признаки покрытосеменных (цветковых) растений, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Гербарий «Систематические группы растений», модели цветков семейства Крестоцветные, Розоцветные, Злаковые | Регулятивные Применять установленный план в изучении представителей Царства Растений Познавательные Анализ характерных признаков голосеменных растений, установление причинно-следственных связей при изучении усложнения организации покрытосеменных растений. Коммуникативные Умение выражать свои мысли Личностные Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; | |||
10. Роль растений в природе и в жизни человека. Охрана живой природы. | 1 | Мультимедия диск №24 «Роль растений в природе и в жизни человека. Охрана растений» | Регулятивные Умение формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные Формулирование проблемы; самостоятельное создание способов ее решения Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске информации Личностные экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | |||
11. Существенные признаки простейших животных, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа». Демонстрация микропрепарата эвглены зеленой (выведение на электронную доску) | Регулятивные Умение составлять план и последовательность действий при изучении простейших животных Познавательные Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при изучении простейших животных; сравнение строения клеток бактерий, грибов, растений и животных Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске информации Личностные Осознавать свои эмоции | |||
12. Существенные признаки беспозвоночных животных , их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа». | Регулятивные Применять установленный план в изучении представителей Царства Животные Познавательные Анализ характерных признаков и установление причинно-следственных связей при изучении усложнения организации беспозвоночных животных. Коммуникативные Умение выражать свои мысли Личностные Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; | |||
13. Существенные признаки позвоночных животных, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа». Скелеты хордовых животных | Регулятивные Применять установленный план в изучении представителей Царства Животные Познавательные Анализ характерных признаков и установление причинно-следственных связей при изучении усложнения организации позвоночных животных. Коммуникативные Умение выражать свои мысли Личностные Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; | |||
14.Роль животных в природе и в жизни человека. Охрана живой природы. | 1 | Мультимедия диск №29 «Роль животных в природе и в жизни человека. Охрана животных» | Регулятивные Умение формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные Формулирование проблемы; самостоятельное создание способов ее решения Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске информации Личностные экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного | |||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 6 | |||||
1.Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов | Среды обитания растений Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru гербарий, иллюстрации растений и животных Презентация ppt.. | Личностные. Знание основных принципов и правил отношения к природе. Коммуникативные Формировать компетентность общения. Познавательные. Характеризовать и сравнивать основные среды обитания, а также называть виды растений и животных, населяющих их. Регулятивные. Работать по плану сверяясь с целью | ||||
2.Приспособленность организмов к среде обитания. П.Р.№1Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации | 1 | Приспособления животных к водной среде обитания Мультимедиа http://files.school-collection.edu.ru/ Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания/Мультимедиа http://files.school-collection.edu.ru/ Приспособления животных к почвенной среде обитания Мультимедиа http://files.school-collection.edu.ru/ Презентация ppt.. определитель растений | Личностные. Осознавать целостность мира Коммуникативные. Уметь выражать мысли в соответствии с задачами Познавательные. Находить информацию, устанавливать причинно-следственные связи Выявлять особенности строения живых организмов и объяснять их взаимосвязь со средой обитания Регулятивные. Выдвигать версии. Принимать решения в проблемной ситуации. | |||
3.Растения и животные разных материков. П.Р.№2Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. | 1 | Таблицы «Растение живой организм», «Растения и окружающая среда», «Редкие и исчезающие виды растений Материки на карте полушарий Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru Зависимость природы материков от географического положения Интерактивная карта | Личностные. Осознавать целостность мира Коммуникативные. Умение работать в группах Познавательные. Находить информацию и приводить примеры типичных обитателей материков и природных зон Регулятивные. Уметь делать выводы | |||
4.Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса | 1 | Интерактивная карта природных зон России http://files.school-collection.edu.ru Животный мир России http://school-collection.edu.ru Красная книга Интерактивная модель с описанием | Личностные. Знание основных принципов и правил отношения к природе. Коммуникативные. Взаимный контроль, сотрудничество. Познавательные. Находить информацию, владеть свясловым чтением . Регулятивные. Определять цель | |||
5.Природные зоны Земли: травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса П.Р.№3 Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Д) | .1 | Интерактивная карта природных зон России http://files.school-collection.edu.ru Животный мир России http://school-collection.edu.ru Красная книга Интерактивная модель с описанием http://files.school-collection.edu.ru Презентация ppt., инструктивная карточка | Личностные Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. Коммуникативные Создавать письменные тексты Познавательные Находить информацию, устанавливать причинно-следственные связи Объяснять необходимость сохранения окружающей . Регулятивные . Выдвигать версии. Определять проблему. | |||
6.Жизнь в морях и океанах.
| 1 | Учебное пособие «Шкатулка Черного моря» | Личностные. Осознавать целостность мира Коммуникативные Уметь выражать мысли в соответствии с задачами Познавательные Находить информацию, устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные. Определять цель, планировать деятельность. | |||
Раздел 4. Человек на Земле | 7 | |||||
1.Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека | 1 | Как человек появился на Земле http://school-collection.edu.ru Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа». | Личностные Формировать образ мира. Коммуникативные. Взаимный контроль, сотрудничество Познавательные Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного Регулятивные. Уметь делать выводы | |||
2.Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. | 1 | Влияние человека на природу. Таблица http://files.school-collection.edu.ru Электронное приложение к учебнику | Личностные. Осознавать целостность мира Коммуникативные. Умение работать в группах Познавательные Анализировать последствия хозяйственной деятельности человека в природе Регулятивные. Уметь делать выводы | |||
3.Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. | 1 | Таблицы «Растение живой организм», «Растения и окружающая среда», «Редкие и исчезающие виды растений Красная книга Интерактивная модель с описанием | Личностные. Осознавать целостность мира Коммуникативные. Взаимный контроль, сотрудничество Познавательные Называть исчезнувшие виды растений и животных. Называть и узнавать в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Регулятивные . Выдвигать версии. Определять проблему | |||
4.Важнейшие экологические проблемы | 1 | Презентация ppt., Карточки Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа». | Личностные Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологиче- ской культуры. Коммуникативные. Излагать свое мнение Познавательные Выяснять, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объяснять причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Регулятивные . Выдвигать версии. Определять проблему | |||
5.Здоровье человека и безопасность жизни П.Р.№4Измерение своего роста и массы тела. П.Р.№5Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. | 1 | Бумажный ростомер, медицинские весыкарточки «Виды ран», «Типы повязок», бинт, зеленка, йод, перекись водорода. Презентация ppt., | Личностные Оценивать ценность жизни Коммуникативные Создавать письменные тексты Познавательные Обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья Регулятивные Умение контролировать свое время и управять им | |||
Защита проектов | 1 | |||||
Защита проектов | 1 | |||||
ИТОГО: | 35 | 6___ л/р, 5 ___ пр/р | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...