Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Гетеротрофное питание»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Гудков Валерий Юрьевич

Цели урока:   сформировать знания о разнообразии видов гетеротрофного питания и выявить приспособления, характерные для каждого вида питания.

Задачи урока:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности: классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geterotrofnoe_pitanie.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:


Цели урока:   сформировать знания о разнообразии видов гетеротрофного питания и выявить приспособления, характерные для каждого вида питания.

Задачи урока:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности: классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Деятельность учащихся: работа с учебником, в группах,  в рабочих листах, обсуждение особенностей питания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап «постановка цели и задач урока»

 Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте слова, которые  здесь написаны:

…  дышит, двигается, растёт, развивается, размножается, умирает (слайд 2)

- Что вы можете о них сказать?

- Про кого можно так сказать?  (Про животного, про человека.) .           А к растению можно отнести все эти признаки?  (Нет, оно не двигается.)        -Всё ли здесь перечислено? Какие  ещё признаки живых организмов вы знаете? (Организмы пита-ются.)

- Питание расте-ний и животных отличается? Чем?

- Как думаете, над какой темой мы будем работать на уроке?  (Гетеротрофное питание Слайд 3)  Запись числа и темы урока в тетрадь.  

- Сформулируйте определение понятия питания? Питание — процесс получения организмами питательных веществ  и энергии(возможно затруднение). По типу питания живые организмы делятся на автотрофов, гетеротрофов и миксотрофов (слайд4)

Постановка цели изучения нового материала (слайд5)

– Мы должны узнать, как питаются разные животные.

– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.

– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.

Слушают, рассуждают и отвечают на вопросы учителя.

Использовать имеющиеся знания, для решение поставленной задачи;

осуществлять акту

ализацию личного

опыта

Взаимодействуют с учителем во время беседы во

фронтальном режи

ме

Слушать и строить понятные

для собеседника

высказывания.

Контролируют

правильность отве

тов товарищей

Дополнять и уточнять  высказанные мнения по существу полу-ченного задания.

Уметь слушать в

соответствии с целе-вой установкой.

Этап «работа по изучению нового материала»

Нам нужно заполнить Схема «Группы животных по способу питания»  (слайд 7)  заполняется по ходу частично-посковой деятельности учащихся.  

А)  Иллюстрации бурундука, оленя и бабочки. (слайд 8)

-Как вы думаете, что объединяет этих абсолютно разных животных?

(Если дети затрудняются ответить, то следует помочь им наводящими вопросами: чем питаются эти животные? Как их пищу можно назвать одним словом?).

Б) Иллюстрации ястреба – тетеревятника, тигра, аллигатора

( слайд 10)

-А что общего у этих животных?

В США при входе в зоопарк города Бронкса есть такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей, только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…» Кто этот хищник? (Дети предлагают свои варианты ответа). Если дети затрудняются ответить, то сказать им о том, что эти слова написаны над огромным зерка-лом, следователь-но, самый опасный зверь на земле - … (человек).  (слайд 17  )

-Почему хищники не приносят такого ущерба  другим  животным как человек?

В)   Иллюстрация медведя  (слайд12)

-В  какую группу вы бы поместили данное животное?

Каких еще всеяд-ных животных вы знаете?

Г) Иллюстрации ротовых аппаратов хищников (зверя и птицы), грызуна, бабочки

- Можно ли по строению ротового аппарата опреде-лить вид питания животного? Пред-положите, чем питаются живот-ные с данными ротовыми аппара-тами? (слайд 14)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Е) Иллюстрации блохи, клопа  (слайд  18 )

-Как вы думаете, что объединяет этих животных?

Краткий рассказ о вреде паразитов и  о приспособлени-ях к паразитизму.

Не так страшны сами паразиты, как те заболевания, которые они переносят: тиф, чума. В XVIII веке во время русско-турецкой войны Россия потеряла   погибшими от болезней больше людей, чем убиты-ми. У кровосо-сущих насекомых колюще-сосущий ротовой аппарат.

Краткий рассказ как животные избавляются от блох:  Птицы купа-ются в муравей-никах, а лиса, взяв в зубы клочок травы, медленно заходит в воду, блохи спасаясь от воды перебира-ются на траву, и тогда лиса отпус-кает её.

Анализируют зада-ние и высказывают предположения на основе своих знаний

Читают и анализируют текст приложения №1, формулируют ответ на вопрос

Осуществлять анализ с выделением сущес-твенных признаков.

Вывод: Бурундук, олень и бабочка питаются растениями - это растительноядные животные (запись в схему - слайд 9)

Вывод: Ястреб, тигр, аллигатор питаются другими животными - это хищники (запись в схему- слайд 11)

Вывод: хищники истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько особей, сколько им требуется для питания.

Вывод: Медведь питается как растениями, так и животными, т.е. он – всеядный (запись в схему – слайд 13)

Анализировать текст согласно поставленной задаче

Вывод: Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему – слайд   19)

Кооперируют уси

лия для выполне

ния поставленной

задачи

Договариваться и

приходить к обще

му мнению

Формулировать высказывания

 понятные окружающим

Осуществляют

взаимоконтроль

процесса выполнения

задания

Контролировать правильность ответов товари-щей и исправлять их по необходи-мости

Сохранять учебную задачу

Уметь слушать в

соответствии с целе-вой установкой.

Этап «осмысление полученной информации»

Учитель раздает задания группам:

1.К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.

(Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов.) ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

2. Распределить животных по типам питания. Индивидуальная работа в парах.

Учащиеся на  выданных дидактических карточках  распределяют животных по группам питания)  (слайд 20) ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Организует обсуж

дение результатов

работы в парах.

Оценивает резуль

таты работы пар.

Участвуют в бесе

де по обсуждению

имеющейся информации.

Осознанно и произ

вольно строить ре

чевое высказыва

ния; обосновывать свое мнение.

От каждой группы

заслушивается ответ.

Ведут запись в рабочих листах.

Строить понятные

для одноклассни

ков высказывания;

понимать на слух

ответы обучающих

ся.

Прослушивают

ответы

Обнаруживать

отклонения от эталона

Организует работу по выполнению задания ЭП, и

с тренажером ЭП

Выполняют задания тренажера

Уметь использовать полученные знания

Понимать письмен

ную речь, рисунки, схемы

Осуществляют

самоконтроль

корректировать

правильность выполнения заданий,

выявлять пробелы в знаниях

Подведение итогов. Рефлексия.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Учитель задает ученикам вопросы:

1. Что вы сегодня узнали на уроке?

2. Что у нас получилось хорошо?

 3. Что мы для этого делали?

 4. Довольны ли вы результатом?

 5. Сегодня я понял . . .

 6. Сегодня я научился.. . .

7. Понравилось ли вам работать на уроке?

Осуществляют

самоконтроль

Формировать умение объективной оценки своей деятельности

Этап «домашнее задание»

Объясняет сущность

домашнего задания: прочитать текст стр.  __________  , ответить на вопросы в конце текста, выполнить контрольные задания ЭП

Рабочий лист «Гетеротрофное питание»

  1. Вспомните что такое питание и составьте схему «Способы питания» и проиллюстрируйте ее примерами.

  1. Составьте схему « Группы животных по питу питания»

Задание: подумайте от чего зависит тот или иной тип питания животных?(используйте приложение 1)__________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. По описанию определите о каком животном идет речь в каждой телеграмме.

ТЕЛЕГРАММА № 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!_____________ ТЕЛЕГРАММА № 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только … ______________________________

 ТЕЛЕГРАММА № 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку! _________________________________________

ТЕЛЕГРАММА № 4. Мы – не привередливы к еде, мы питаемся разнообразной пищей. _____________________________________________

 ТЕЛЕГРАММА № 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем! _________________________________________________________________________________________

4. Распределите животных по типам питания

волк

личинка мухи

фазан

пиявка

свинья

пантера

клест

акула

медведь

гадюка

хомяк

блоха

человек

вороны

лев

   гиена

коршун

клещ

голубь

аскарида

орел

гриф

белка

вирус

сова

махаон

жираф

щука

5. Используя презентацию «Рекорды питания животных», выясните интересные факты по этому вопросу и заполните таблицу

Название животного    

Я знал, что...

                           Я узнал, что......

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Насекомые.

Растениями питаются многие жуки. У них сильные челюсти, способные отрывать части растений.

Бабочки питаются цветочным нектаром, который добывают с помощью длинного, закрученного в спираль хоботка. При сосании нектара бабочка расправляет свой хоботок и запускает его в цветок.

Божьи коровки поедают тлю – мелких насекомых, которые поселяются на листьях растений.

Птицы.

У воробья короткий, высокий и очень крепкий клюв, с помощью которого он легко раскусывает твёрдые семена и зёрна.

У скворца клюв тонкий и острый. С помощью такого клюва он легко склёвывает мелких насекомых с земли или растений.

У ласточки короткий, широко раскрывающийся клюв, что позволяет ловить насекомых прямо в воздухе.

У орла длинные острые когти и острый загнутый вниз клюв. Благодаря этому они могут захватывать, убивать и разрывать крупную добычу.

Млекопитающие.

У бобра и белки хорошо развиты резцы и коренные зубы. Резцами они отгрызают пищу, а коренными зубами тщательно её перетирают. Резцы у них острые и крупные. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи – стволов деревьев, скорлупы орехов.

У крота и летучей мыши все зубы почти одинаковые. Они позволяют только схватить и перемять добычу.

У льва большие острые клыки и когти. С их помощью он может хватать и разрывать крупных животных.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕЛЕГРАММА № 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!

 ТЕЛЕГРАММА № 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только …

 ТЕЛЕГРАММА № 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!

ТЕЛЕГРАММА № 4. Мы – не привередливы к еде, мы питаемся разнообразной пищей.

 ТЕЛЕГРАММА № 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1

волк

личинка  мухи

фазан

пиявка

свинья

2

лев

   гиена

коршун

клещ

голубь

3

пантера

 клест

акула

медведь

аскарида

4

орел

гриф

 белка

гадюка

вирус

5

сова

хомяк

вороны

махаон

блоха

6

человек

жираф

  вши

щука

осьминог

1. Растительноядные.

2. Хищные.

3. Всеядные.

4. Трупоеды.

5. Паразиты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Жизнь в морях и океанах"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах" Технологическая карта соответствует программе Сонина Н.И.....

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...

Технологическая карта урока биологии 8 кл по теме "Иммунитет"

Тип урока: Урок изучения и первичного   закрепления    новых знаний. Цели по содержанию:обучающие: ознакомление  учащихся с понятием иммунитета, его видах и способах...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...