Рабочая программа по биологии. 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Биология» автора Пономаревой И.Н.// Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Пономаревой И.Н., Константиновой В.М., Кумченко В.С. и др. Биология. 5-11 классы/ составитель Пономарева И.Н.- «Вентана-Граф»2012/, с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 35.54 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
К рабочей программе курса « Биология.6 класс»
на основе УМК «Биология.5-9кл.» Пономаревой И.Н., Константиновой В.С. и др.
(концентрический курс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Биология» автора Пономаревой И.Н.// Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Пономаревой И.Н., Константиновой В.М., Кумченко В.С. и др. Биология. 5-11 классы/ составитель Пономарева И.Н.- «Вентана-Граф»2012/, с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. Приказом № 711 по Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 29 августа 2011года внесены изменения в Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Забайкальского края, утвержденный Приказом Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области от 30.06.2004 года № 737. В период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты в региональный компонент учебного плана вводится учебный курс: «Зеленый мир Забайкалья» 1 час в 6 классе. В 6 классе школьники начинают изучать систематический курс «Биология». У них проявляется естественный интерес к предмету и закладывается система знаний, составляющих основу изучения биологии в старшей школе. А содержание федеральных учебников по биологии построено на естественнонаучных данных, характерных для европейской части России, это способствует снижению интереса к изучению учебного материала. Поэтому в 6 классе рекомендуется интегрировать курс «Биология» с курсом «Зеленый мир Забайкалья»(2 часа в неделю) . По учебному плану нашей школы на биологию в 6-х классах отводиться 2 час. в неделю с учетом регионального компонента (всего 68 часов).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены положения Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы. Фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Реализации в рабочей программе актуальных в настоящие время компетентностного, личностно- ориентированного, деятельностного подходов, определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, т.е. воспитания экологической и гигиенической грамотности;
- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщённых способов учебно-познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относятся:
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
- определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи;
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
- исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, описание результатов этих работ;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
В настоящее время актуальным является обучение детей навыкам работы с разными источниками знаний и умение извлекать из них нужную информацию. В связи с этим для организации образовательного процесса используются такие формы работы, как самостоятельное осмысление теста учебника и дополнительной литературы; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержание своим одноклассникам; формулирование вопросов слушателям и ответы на них последними(своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала).
Развитию логического мышления, умению выполнять такие мыслительные операции, как абстрагирование, сравнение, анализ, обобщение, способствует составление таблиц по текстам учебника.
На каждом уроке большое внимание уделяется индивидуальным и групповым формам проверке домашнего задания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1ч).
Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека.
Демонстрации:
Многообразие живых организмов
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов
уметь
объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;
1.Общее знакомство с растениями (6 часа).
Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.
Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений. Особенности споровых, семенных и цветковых растений.
Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях.
Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение.
Демонстрации:
Споровые, семенные, цветковые растения.
Органы цветкового растения
Лабораторные работы:
Строение спорового и цветкового растения.
Экскурсии:
Осенние явления в жизни растений
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов
уметь
объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;
изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в природе
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения
анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов
2.Клеточное строение растений (4 часа)
Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток растений.
Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток.
Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.
Демонстрации:
Строение растительной клетки
Ткани и органы растительного организма
Лабораторные работы:
Рассматривание клеток кожицы чешуи лука
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток организмов растений
уметь
изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов
3.Органы цветковых растений (19 часов)
Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.
Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.
Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.
Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.
Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.
Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.
Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.
Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.
Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.
Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.
Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.
Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.
Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.
Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.
Демонстрации:
Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растения
Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды, тепла, воздуха для прорастания семян
Виды корней
Типы корневых систем
Строение побега
Строение почки
Внешнее и внутреннее строение листа
Листорасположение
Многообразие стеблей
Внутреннее строение стебля
Строение цветка
Соцветия
Многообразие плодов
Лабораторные работы:
Изучение строения семян фасоли .
Строение вегетативных и генеративных почек.
Внешнее строение корневища, клубня и луковицы
Экскурсии:
Жизнь растений зимой
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: семени, корня, листа, стебля, цветка, плода
уметь
объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений;
сравнивать биологические объекты (органы растений)
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
4.Процессы жизнедеятельности растений (8 часов)
Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.
Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.
Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.
Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.
Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.
Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.
Демонстрации:
Роль света в процессе фотосинтеза
Испарение воды листьями растений
Лабораторные работы:
Черенкование комнатных растений.
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
уметь
описывать: сущность основных процессов жизнедеятельности растений
выявлять приспособления организмов к среде обитания
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
5.Отделы царства растений (12 часов)
Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.
Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.
Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.
Отдел Голосеменные: общая характеристика и многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений
Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.
Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.
Демонстрации:
Строение мха
Строение папоротника, хвоща, плауна
Размножение сосны
Лабораторные работы:
Изучение внешнего вида хвойных растений
Знакомство с разнообразием цветковых на примере комнатных растений.
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: признаки растений разных систематических групп
уметь
объяснять роль растений разных систематических групп в природе и деятельности человека
распознавать и описывать: на таблицах растения разных отделов
сравнивать биологические объекты (представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий), находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп.
6.Историческое развитие растительного мира (4 часа)
Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.
Основные этапы эволюции растительного мира на Земле.
Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.
Демонстрации:
Центры происхождения культурных растений
Сорта культурных растений
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать
сущность биологических процессов: эволюционного развития растений
уметь
объяснять причины эволюционных изменений растений
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
7.Природные сообщества (9 час)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.
Роль человека в природе. Понятие растительных ресурсов. Рациональное природопользование. Охрана растительных ресурсов. Красная Книга. Роль школьников в сохранении растительного мира. Сохранение биологического разнообразия как залог сохранения биосферы. Значение растений и растительности. Роль ботанических знаний в сохранении устойчивого равновесия в биосфере.
Демонстрации:
Ярусность в растительном сообществе
Экскурсии:
Жизнь растений в весенний период года
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона
уметь
объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.
распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:
1. Биология. 6 класс: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений по ФГОС/ под ред. проф. И.Н. Пономарёвой./ 1-е изд;. – М.: Вентана- Граф, 2013- 240 с.: ил.
Дополнительная литература:
- Биология 6 класс. Олимпиады, В.В. Асеева, Волгоград «Корифей», 2007
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, Москва, «Интеллект- Центр», 2005
- Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, 6 класс, рабочая тетрадь. Тестовые задания к основным учебникам. Москва, «Эксмо», 2007
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...