Рабочая программа по биологии. 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Глухарева Екатерина Сергеевна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта второго поколения, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология» автора И.Н.Пономаревой, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе курса «Биология.5 класс»

на основе УМК «Биология.5-9 класс» Пономаревой И.Н. и др. (концентрический курс)

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта второго поколения, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология» автора И.Н.Пономаревой, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 5 класса построена на основе общего обзора царств живой природы, сведения по общей экологии, знакомства с происхождением человека и его места в живой природе. Принципы отбора и дополнительного содержания связаны преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  В календарно- тематическом планировании прописаны  « Универсальные учебные действия», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные  работы, предусмотренные Примерной программой.  Все лабораторные и  работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

 Система уроков сориентирована не сколько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с немыми рисунками, схемами, таблицами. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Пономарёва И.Н. «Биология.5 класс: учеб. для общеобразовательных учебных учреждений.-М.:»Вентана-Граф»,2012-125с.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов, позволяющих:

-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

-оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

-формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих метапредметных результатов

через регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

через познавательные УУД

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).     преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

-вычитывать все уровни текстовой информации.

-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

через коммуникативные УУД

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих предметных результатов

в познавательной сфере

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 определять основные органы растений (части клетки);

 объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 понимать смысл биологических терминов;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

в ценностно-ориентационной сфере

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

       – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни

в сфере физической деятельности

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Список литературы

  1. Пономарёва И.Н. «Биология. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: «Вентана-Граф»,2012.
  2. Примерная  программа основного общего образования по биологии. Стандарты второго поколения: проект.- М.: Просвещение, 2010.
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования.  Стандарты второго поколения / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011.
  4. Журнал «Биология». Электронная версия, URL: http:// bio. l September.ru
  5. Информационный портал « Floranimal», URL: http://floranimal.ru
  6. Официальный сайт научно-образовательного проекта «Вся биология», URL: http://sbio.info/page.php?id=99



Предварительный просмотр:

Содержание

Тема

Всего

часов

Лаб. раб

Прак.раб

Контр.раб

Биология- наука о живом мире

8

2

1

Многообразие живых организмов

11

2

1

Жизнь организмов на планете Земля

8

1

Человек на планете Земля

6

1

Итоговый урок

1

Итого

34

4

---

4

Календарно-тематическое планирование по биологии

Дата

Тема (раздел)

Кол-во  часов

Тема урока

Элементы содержания  по темам рабочей программы

Универсальные учебные действия

Вид контроля

Примечание

 

Биология – наука о живом мире.

(8 часов)

  1. ББиология как наука. Роль биологии в практическойдеятельности людей.

 Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. 

 Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Давать определение науки биологии.

Называть задачи, стоящие перед учёными-Биологами.

 

 

 

2.Отличительные признаки живых организмов.

Свойства живого.

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость.Организм — единица живой

природы. Органы организма, их функции.

 

 

 Называть свойства живых организмов.Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции. Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

 

 

 

 3. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

 Методы изучения природы:

наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.

Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов».

 Рассматривать и обсуждать рисунки учебника,иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы.Обсуждать способы оформления результатов исследования.

Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

 

 

4. Клеточное строение организмов. Многообра-зие клеток.

Строение клетки.

Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток.Понятие о ткани.

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений».

 Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Зарисовывать клетки в тетради.Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

5. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

6.Процессы жизнедеятельности клетки.

Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки.

Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система

7. Биология как наука.

Великие естествоиспытатели

Анализировать информацию,самостоятельно работать с текстом учебника

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

8. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1.

Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему строения клетки.

Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Контрольный опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника

 Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

1. Царства живой природы.

Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.

2. Бактерии. Многообразие бактерий

Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе.

3. Значение бактерий в природе и для человека.

Роль бактерий в природе. Болезнетворные бактерии,

Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве.

Обсуждать значение бактерий для человека.

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

4.Растения. Многообразие растений

Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Значение фотосинтеза

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора».

Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных

систематических групп в жизни человека

5. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения».

Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны.

Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

6. Животные.  Многообразие животных.

Фауна  совокупность всех видов животных. Особенности животных - - гетеротрофность,

.

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека

и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных.

7. Методы изучения живых организмов

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных».

 Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений в тетради

8.Грибы. Многообразие грибов.

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами.Грибокорень.

. Работать в паре — описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и

для природы.

9. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников  - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

10. Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека:лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом

11. Обобщение и систематизация знаний по теме 2.

Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах.

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

Контрольное тестирование.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

1. Многообразие условий обитания на планете.

Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов —обитателей этих сред жизни.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

2. Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора

3. Приспособления организмов к жизни в природе.

Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Выявлять взаимосвязи между влиянием фак-

торов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания

4. Природные сообщества.

Пищевые связи в экосистеме. Кругов рот веществ и превращен Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ ия энергии.

Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

5. Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

6. Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии,

Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Описывать свои впечатления от встречи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

7. Жизнь организмов в морях и океанах.

Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитателимелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов.

Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания

8. Обобщение и систематизация знаний по теме 3.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Контрольное тестирование

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

1. Как появился человек на Земле.

Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец.

Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результатдлительного исторического развития.

2. Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы.

Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим  нуждам

Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, до рог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

3. Последствия деятельностичеловека в экосистемах.

Важность охраны живого мира планеты.

Взаимосвязь роцессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся

в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

4-5.Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы.

Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях

Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами.

Приводить примеры заботливого отношения

к растениям и животным.

Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

 Проект охраны растений и животных в период летних каникул

6.Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Общественный смотр знаний

Итоговый урок «Весенние явления в природе»

Экскурсия

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...