Рабочая программа по биологии. 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта второго поколения, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология» автора И.Н.Пономаревой, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_5_klass_2012.docx | 20.55 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_5_klass.docx | 39.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе курса «Биология.5 класс»
на основе УМК «Биология.5-9 класс» Пономаревой И.Н. и др. (концентрический курс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта второго поколения, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология» автора И.Н.Пономаревой, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 5 класса построена на основе общего обзора царств живой природы, сведения по общей экологии, знакомства с происхождением человека и его места в живой природе. Принципы отбора и дополнительного содержания связаны преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В календарно- тематическом планировании прописаны « Универсальные учебные действия», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не сколько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с немыми рисунками, схемами, таблицами. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Пономарёва И.Н. «Биология.5 класс: учеб. для общеобразовательных учебных учреждений.-М.:»Вентана-Граф»,2012-125с.
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов, позволяющих:
-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
-осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
-формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих метапредметных результатов
через регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
через познавательные УУД
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-вычитывать все уровни текстовой информации.
-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
через коммуникативные УУД
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих предметных результатов
в познавательной сфере
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
в ценностно-ориентационной сфере
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни
в сфере физической деятельности
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Список литературы
- Пономарёва И.Н. «Биология. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: «Вентана-Граф»,2012.
- Примерная программа основного общего образования по биологии. Стандарты второго поколения: проект.- М.: Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011.
- Журнал «Биология». Электронная версия, URL: http:// bio. l September.ru
- Информационный портал « Floranimal», URL: http://floranimal.ru
- Официальный сайт научно-образовательного проекта «Вся биология», URL: http://sbio.info/page.php?id=99
Предварительный просмотр:
Содержание
Тема | Всего часов | Лаб. раб | Прак.раб | Контр.раб |
Биология- наука о живом мире | 8 | 2 | 1 | |
Многообразие живых организмов | 11 | 2 | 1 | |
Жизнь организмов на планете Земля | 8 | 1 | ||
Человек на планете Земля | 6 | 1 | ||
Итоговый урок | 1 | |||
Итого | 34 | 4 | --- | 4 |
Календарно-тематическое планирование по биологии
Дата | Тема (раздел) Кол-во часов Тема урока | Элементы содержания по темам рабочей программы | Универсальные учебные действия | Вид контроля | Примечание |
| Биология – наука о живом мире. (8 часов)
| Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. | Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение науки биологии. Называть задачи, стоящие перед учёными-Биологами. |
|
|
| 2.Отличительные признаки живых организмов. | Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость.Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции.
| Называть свойства живых организмов.Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции. Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма |
|
|
| 3. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов». | Рассматривать и обсуждать рисунки учебника,иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы.Обсуждать способы оформления результатов исследования. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. |
|
|
4. Клеточное строение организмов. Многообра-зие клеток. | Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток.Понятие о ткани. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». | Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие. Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Зарисовывать клетки в тетради.Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | |||
5. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме | Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки. | Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов. | |||
6.Процессы жизнедеятельности клетки. | Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки. | Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система | |||
7. Биология как наука. | Великие естествоиспытатели | Анализировать информацию,самостоятельно работать с текстом учебника Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. | |||
8. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1. | Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Контрольный опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника | |||
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч) 1. Царства живой природы. | Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни. | Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. | |||
2. Бактерии. Многообразие бактерий | Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. | Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. | |||
3. Значение бактерий в природе и для человека. | Роль бактерий в природе. Болезнетворные бактерии, | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве. Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий | |||
4.Растения. Многообразие растений | Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Значение фотосинтеза | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора». Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека | |||
5. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». | Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. | |||
6. Животные. Многообразие животных. | Фауна совокупность всех видов животных. Особенности животных - - гетеротрофность, . | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. | |||
7. Методы изучения живых организмов | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». | Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений в тетради | |||
8.Грибы. Многообразие грибов. | Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами.Грибокорень. | . Работать в паре — описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы. | |||
9. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. | Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека | |||
10. Значение живых организмов в природе и жизни человека | Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека:лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. | Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом | |||
11. Обобщение и систематизация знаний по теме 2. | Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах. Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала. | Контрольное тестирование. | |||
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) 1. Многообразие условий обитания на планете. | Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов —обитателей этих сред жизни. | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. | |||
2. Экологические факторы среды | Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. | Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора | |||
3. Приспособления организмов к жизни в природе. | Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений. | Выявлять взаимосвязи между влиянием фак- торов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов. Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания | |||
4. Природные сообщества. | Пищевые связи в экосистеме. Кругов рот веществ и превращен Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ ия энергии. | Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. | |||
5. Природные зоны России | Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны | Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы | |||
6. Жизнь организмов на разных материках | Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Описывать свои впечатления от встречи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. | |||
7. Жизнь организмов в морях и океанах. | Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитателимелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. | Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания | |||
8. Обобщение и систематизация знаний по теме 3. | Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы. | Контрольное тестирование | |||
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч) 1. Как появился человек на Земле. | Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. | Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результатдлительного исторического развития. | |||
2. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. | Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам | Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, до рог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. | |||
3. Последствия деятельностичеловека в экосистемах. | Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь роцессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ | Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. | |||
4-5.Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. | Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях | Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). | Проект охраны растений и животных в период летних каникул | ||
6.Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы. | Общественный смотр знаний | |||
Итоговый урок «Весенние явления в природе» | Экскурсия | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...