Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Kseniya_Panova

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8_klass.doc310 КБ
Microsoft Office document icon poyasn._zapiska_8_klass_biol.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по предмету биология 8 класс

(2 часa в неделю) (68ч)

Тема урока

Основные образовательные понятия

Виды контроля

ТЕМА 1-2 МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1

Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них

Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них.

Контроль остаточных знаний, Контроль умений работать с текстом

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д/З: стр. 5-11  вопр. Стр.11

ИКТ: CD «Рудименты и атавизмы»

ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

2

Науки о человеке. Методы изучения организма человека.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Контроль работы с таблицей и схемой

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д/З: стр. 12-30 вопр. Стр.20, 30

ИКТ:

ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

3

Клеточное строение организма.

Практическая работа «Строение клетки»

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез,

биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Контроль практических навыков

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д/З: стр. 31-33  вопр. Стр.33

ИКТ:

4

Ткани.

Практическая работа «Изучение микроскопического строения тканей»

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 34-39 вопр. Стр.39

ИКТ: CD «Виды тканей»

5

Органы. Системы органов.

Практическая работа «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Контроль практических навыков, Контроль работы с таблицей и схемой

Комбинированный урок

Д/З: стр. 39, 40-43 вопр. Стр. 43

ИКТ: CD «Органы. Системы органов. Организм»

6

Зачет по теме «Общий обзор организма человека»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Контроль понятий, Контроль основных терминов

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Д/З:

ИКТ:

ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ

7

Гуморальная регуляция

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

Контроль умений работать с текстом

Комбинированный урок

Д/З: стр. 46-52 вопр. Стр.53

ИКТ: CD «Железы внутренней секреции»

8

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Гормоны.   Гормоны  гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза),   гормоны   щитовидной железы (болезни щитовидной железы:   базедова   болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Контроль логических связей

Комбинированный урок

Д/З: стр. 52-53 вопр. Стр.53

ИКТ: CD «Эндокринные системы»

9

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический.

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы.

Контроль умений работать с текстом

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д/З: стр. 54-57 вопр. Стр.59

ИКТ:

10

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.

Контроль основных терминов, Контроль умений работать с текстом

Комбинированный урок

Д/З: стр. 57-59 вопр. Стр.59

ИКТ:

11

Спинной мозг, строение и функции.

Практическая работа «Строение спинного мозга»

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 60-62 вопр. Стр.62

ИКТ: CD «Отделы спинного мозга»

12

Головной мозг, строение и функции.

Практическая работа «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

Головной   мозг,   строение  и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок.      П ромежуточ н ы й мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Анали-тико-синтетическая    функция коры больших полушарий. Нарушения       деятельности нервной системы и их предупреждение.

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 63-75 вопр. Стр.69, 75

ИКТ: CD «Головной мозг. Отделы головного мозга»

13

Соматическая и вегетативная нервная система.

Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический    и    парасимпатический подотделы.

Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Нарушения       деятельности нервной системы и их предупреждение.

Контроль умений работать с текстом Контроль основных терминов

Комбинированный урок

Д/З: стр. 56 вопр. Стр.59

ИКТ:

14

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы,   проводящие   пути, чувствительные   зоны   коры больших полушарий. Органы  обоняния,  осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности косы больших полушарий.

Контроль умений работать с текстом, Контроль логических связей

Комбинированный урок

Д/З: стр. 76-77, 91-99 вопр. Стр.99

ИКТ: CD «Органы чувств»; CD «Строение кожи»

15

Орган зрения и зрительный анализатор.

Практическая работа «Изучение изменения размера зрачка»

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки,   ресницы).   Строение   и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик,  стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 77-80 вопр. Стр.83

ИКТ: CD «Строение зрительного анализатора»

16

Нарушение зрения, их профилактика.

Нарушения зрения, их профилактика.  Заболевание и  повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Контроль работы с таблицей и схемой

Комбинированный урок

Д/З: стр. 80-83 вопр. Стр.83

ИКТ:

17

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Орган слуха. Строение и функции   наружного,   среднего   и внутреннего уха. Преддверие и улитка.   Звукопередающий   и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение  ангины,   гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия.

Контроль умений работать с текстом, Контроль логических связей

Комбинированный урок

Д/З: стр. 84-91 вопр. Стр.91

ИКТ: CD «Строение анализаторов слуха и равновесия»

18

Зачет по теме «Органы чувств».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Контроль основных терминов, Контроль понятий

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Д/З:

ИКТ:

ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов)

19

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Практическая работа «Изучение внешнего строения костей»

Опора и движение. Строение и функции  опорно-двигательной системы.   Строение   опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное   вещество,   губчатое вещество,  надкостница,  костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Контроль практических навыков

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д/З: стр. 100-107 вопр. Стр.107

ИКТ: CD «Скелет человека»; CD «Типы Костей»

20

Скелет головы и скелет туловища.

Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка (ребра, грудина).

Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Контроль умений работать с текстом, Контроль работы с таблицей и схемой

Комбинированный урок

Д/З: стр. 108-109 вопр. Стр.115

ИКТ: CD «Строение костей головы и туловища»

21

Скелет конечностей

Практическая работа «Измерение массы и роста своего организма»

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо - плечевая кость; предплечье - локтевая и лучевая; кисть - запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя (бедро - бедренная кость; голень - малоберцовая и большеберцовая; стопа -предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 110-115 вопр. Стр.115

ИКТ: CD «Строение костей конечностей»

22

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Контроль работы с таблицей и схемой,

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 256-257

ИКТ:

23

Мышцы. Работа мышц.

Практическая работа «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 116-126 вопр. Стр.122, 126

ИКТ: CD «Виды мышц»

24

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Контроль практических навыков

Контроль понятий

Комбинированный урок

Д/З: стр. 255-256, 257-259

ИКТ:

25

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

Укрепление  здоровья:  двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни.     Развитие     опорно-двигательной   системы:   роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия.

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 272-274 вопр. Стр.274

ИКТ:

26

Зачет по теме «Опора и движение»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Контроль понятий, Контроль основных терминов

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Д/З:

ИКТ:

ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

27

Внутренняя среда организма. Кровь и Плазма.

Практическая работа «Изучение микроскопического строения крови »

Внутренняя среда организма: кровь,  тканевая  жидкость  и лимфа.   Кровь,   ее  функции. Плазма  крови,  клетки  крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 127-136 вопр. Стр.136

ИКТ: CD «Кровь и ее состав»

28

Иммунитет.

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный).

Контроль понятий, Контроль работы с таблицей и схемой

Комбинированный урок

Д/З: стр. 136-138 вопр. Стр.138

ИКТ:

29

Тканевая совместимость и переливание крови.

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль логических связей

Комбинированный урок

Д/З: стр. 138-142 вопр. Стр.142

ИКТ: CD «Группы крови»

ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ.

30

Транспорт веществ. Кровеносная   система.

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).

Контроль умений работать с текстом

Комбинированный урок.

Д/З: стр. 144-147 вопр. Стр.147

ИКТ:

31

Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

Практическая работа «Измерение кровяного давления»

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 147-148 вопр. Стр.148

ИКТ: CD «Кровь и лимфа»

32

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Практическая работа «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

Движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального   давления.   Артериальное давление:   верхнее,   нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная   регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной  мышцы. Гуморальная регуляция.

Контроль практических навыков

Контроль понятий, Контроль основных терминов

Комбинированный урок

Д/З: стр. 149-156 вопр. Стр.157

ИКТ: CD «Работа сердца»

33

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Практическая работа «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

Сердечно-сосудистые  заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Частота  сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью  и  здоровью  окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное        кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 274-277 вопр. Стр.277

ИКТ:

ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ

34

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

Дыхание. Система органов дыхания  (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосо-образования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

Контроль остаточных знаний, Контроль логических связей, Контроль умений работать с текстом

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д/З: стр. 158-161 вопр. стр. 162

ИКТ: CD «Строение органов дыхания»

35

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

Практическая работа «Определение частоты дыхания»

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга,  высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга).

Контроль практических навыков

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д/З: стр. 163-166 вопр. Стр.170

ИКТ:

36

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение  распространения  инфекционных заболеваний и соблюдение  мер  профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.  Чистота атмосферного воздуха как фактор   здоровья.   Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль основных терминов

Комбинированный урок

Д/З: стр. 166-170 вопр. Стр.170

ИКТ:

37

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Контроль практических навыков

Контроль понятий

Комбинированный урок

Д/З: стр. 262-264 вопр. Стр.264

ИКТ:

38

Зачет по теме «Дыхание»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Контроль понятий, Контроль основных терминов,

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Д/З:

ИКТ:

ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ

39

Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль умений работать с текстом

Комбинированный урок

Д/З: стр. 171-172 вопр. Стр.173

ИКТ:

40

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль основных терминов

Комбинированный урок

Д/З: стр. 173 вопр. Стр.173

ИКТ:

41

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Контроль умений работать с текстом, Контроль логических связей

Комбинированный урок

Д/З: стр. 174-178 вопр. Стр.179

ИКТ: CD «Ротовая полость»

42

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

Практическая работа «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогу-моральная регуляция пищеварения

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 180-181 вопр. Стр.186

ИКТ: CD «Желудок и кишечник»

43

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Практическая работа «Определение норм рационального питания»

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов б пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной   кишке   (ферменты

поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание  питательных  веществ.

Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Контроль практических навыков

Контроль понятий

Комбинированный урок

Д/З: стр. 181-185 вопр. Стр.186

ИКТ: CD «Процесс всасывания»

44

Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

Контроль работы с таблицей и схемой,

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З: стр. 261-262 вопр. Стр.264

ИКТ:

ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

45

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен.

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

Контроль логических связей, Контроль умений работать с текстом,

Комбинированный урок

Д/З: Стр.187-189 вопр. Стр.193

ИКТ:

46

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Контроль логических связей, Контроль умений работать с текстом

Комбинированный урок

Д/З: стр. 189-193 вопр. Стр.193

ИКТ:

47

Витамины, их роль в организме.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитамино-зы А, В^ С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Контроль работы с таблицей и схемой

Комбинированный урок

Д/З: стр. 194-197 вопр. Стр.198

ИКТ: CD «Витамины»

48

Зачет по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Контроль понятий, Контроль основных терминов

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Д/З:

ИКТ:

ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ

49

Органы выделения. Строение и функции почек.

Выделение. Мочевыделитель-ная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль понятий

Комбинированный урок

Д/З: стр. 199-202 вопр. Стр.204

ИКТ: CD «Строение органов выделения»

50

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Контроль практических навыков,

Комбинированный урок

Д/З: стр. 202-203 вопр. Стр.204

ИКТ:

ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА

51

Покровы тела. Строение и функции кожи.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

Контроль остаточных знаний, Контроль понятий, Контроль умений работать с текстом

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д/З: стр. 205-208 вопр. Стр.208

ИКТ: CD «Строение кожи»

52

Роль кожи в теплорегуляции.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Контроль умений работать с текстом

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д/З: стр. 209-211 вопр. Стр.211

ИКТ: CD «Терморегуляция»

53

Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Контроль практических навыков, Контроль работы с таблицей и схемой

Комбинированный урок

Д/З: стр. 259-261 вопр. Стр.264

ИКТ:

54

Зачет по темам «Выделение. Кожа».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Контроль понятий, Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль основных терминов

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Д/З:

ИКТ:

ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

55

Система органов размножения.

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая  система.  Образование сперматозоидов.     Поллюции. Гигиена промежности.

Контроль умений работать с текстом, Контроль основных терминов, Контроль понятий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д/З: стр. 212-216 вопр. Стр.220

ИКТ: CD «Строение половых органов»

56

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение,  образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Контроль работы с таблицей и схемой

Комбинированный урок

Д/З: стр. 216-219, 221-224  вопр. Стр.220, 224

ИКТ: CD «Развитие организма»

57

Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

Наследование признаков у человека.   Наследственные  болезни, их причины и предупреждение.    Роль   генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея),    их   профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.  Культура отношения  к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Контроль практических навыков, Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль понятий

Комбинированный урок

Д/З: сообщение

ИКТ:

ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

58

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности.

Рефлекторный характер деятельности   нервной   системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Контроль логических связей, Контроль умений работать с текстом, Контроль основных терминов

Комбинированный урок

Д/З: стр. 225-229 вопр. Стр.229

ИКТ: CD «Условный и безусловный рефлекс»

59

Врожденные и приобретенные формы поведения.

Врожденные  формы  поведения:  безусловные  рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность.

Психология и поведение человека.

Контроль умений работать с текстом, Контроль основных терминов

Комбинированный урок

Д/З: стр. 229-234 вопр. Стр.234

ИКТ: CD «Условный и безусловный рефлекс»

60

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна

Контроль умений работать с текстом, Контроль основных терминов

Комбинированный урок

Д/З: стр. 235-237 вопр. Стр.237

ИКТ:

61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная     деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие.

Контроль остаточных знаний, Контроль умений работать с текстом

Комбинированный урок

Д/З: стр. 238-241 вопр. Стр.241

ИКТ:

62

Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Контроль остаточных знаний, Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль умений работать с текстом

Комбинированный урок

Д/З: стр. 242-245, 246-249, 250-253 вопр. Стр.245, 249, 253

ИКТ: CD «Типы ВНД»

63

Индивидуальные особенности личности

Значение индивидуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека.  Значение состояния окружающей среды.  Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Контроль остаточных знаний, Контроль умений работать с текстом

Комбинированный урок

Д/З стр. 272-284 вопр. Стр.274, 277

ИКТ:

64

Гигиена умственного труда

Изменение работоспособности, борьба с переутомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.

Контроль практических навыков, Контроль умений работать с текстом

Комбинированный урок

Д/З стр. 284-285 вопр. Стр.285

ИКТ:

65

Практическая работа «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». О вреде наркогенных веществ

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и  судьбу человека.

Контроль практических навыков

Комбинированный урок

Д/З стр. 265-267, 268-271 вопр. Стр.267, 271

ИКТ:

66

Зачет по темам «Размножение и развитие» «Высшая нервная деятельность».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Контроль понятий, Контроль основных терминов, Контроль логических связей

Урок контроля и оценки знаний.

Д/З:

ИКТ:

67

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Организм человека – единое целое.

Контроль остаточных знаний, Контроль умений работать с текстом, Контроль логических связей

Урок обобщения и систематизации знаний.

Д/З

ИКТ:

68

Контрольный зачет за год

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Контроль понятий, Контроль основных терминов,

Контроль практических навыков, Контроль работы с таблицей и схемой

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Изучение биологии в 8 классе может быть направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении; об открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
  • усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;
  • пропедевтика понятий курса общей биологии;
  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
  • развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 8, практических работ  18.

Используемый УМК:

  1. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  3. В.Н. Семенцова. Биология. 8 класс - технологические карты уроков — С-П.: «Паритет», 2003
  4. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. 8 класс — Универсальные поурочные разработки по биологии (человек) — М.: «ВАКО», 2007
  5. Н.И. Сонин Биология. 8 класс — рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» - М.: Дрофа. 2008

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

  • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
  • Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
  • Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.

Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 8 КЛАСС

В результате изучения биологии  ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
    анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; 
  • оказания первой помощи при переломах, кровотечениях, ожогах, обморожениях и других травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...