Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_klass.doc | 310 КБ |
poyasn._zapiska_8_klass_biol.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по предмету биология 8 класс
(2 часa в неделю) (68ч)
№ | Тема урока | Основные образовательные понятия | Виды контроля | |
ТЕМА 1-2 МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ||||
1 | Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них | Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них. | Контроль остаточных знаний, Контроль умений работать с текстом | |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||||
Д/З: стр. 5-11 вопр. Стр.11 | ||||
ИКТ: CD «Рудименты и атавизмы» | ||||
ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | ||||
2 | Науки о человеке. Методы изучения организма человека. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | Контроль работы с таблицей и схемой | |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||||
Д/З: стр. 12-30 вопр. Стр.20, 30 | ||||
ИКТ: | ||||
ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА | ||||
3 | Клеточное строение организма. Практическая работа «Строение клетки» | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | Контроль практических навыков | |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||||
Д/З: стр. 31-33 вопр. Стр.33 | ||||
ИКТ: | ||||
4 | Ткани. Практическая работа «Изучение микроскопического строения тканей» | Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 34-39 вопр. Стр.39 | ||||
ИКТ: CD «Виды тканей» | ||||
5 | Органы. Системы органов. Практическая работа «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Контроль практических навыков, Контроль работы с таблицей и схемой | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 39, 40-43 вопр. Стр. 43 | ||||
ИКТ: CD «Органы. Системы органов. Организм» | ||||
6 | Зачет по теме «Общий обзор организма человека» | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Контроль понятий, Контроль основных терминов | |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | ||||
Д/З: | ||||
ИКТ: | ||||
ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ | ||||
7 | Гуморальная регуляция | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. | Контроль умений работать с текстом | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 46-52 вопр. Стр.53 | ||||
ИКТ: CD «Железы внутренней секреции» | ||||
8 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | Контроль логических связей | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 52-53 вопр. Стр.53 | ||||
ИКТ: CD «Эндокринные системы» | ||||
9 | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. | Контроль умений работать с текстом | |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||||
Д/З: стр. 54-57 вопр. Стр.59 | ||||
ИКТ: | ||||
10 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. | Контроль основных терминов, Контроль умений работать с текстом | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 57-59 вопр. Стр.59 | ||||
ИКТ: | ||||
11 | Спинной мозг, строение и функции. Практическая работа «Строение спинного мозга» | Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 60-62 вопр. Стр.62 | ||||
ИКТ: CD «Отделы спинного мозга» | ||||
12 | Головной мозг, строение и функции. Практическая работа «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. П ромежуточ н ы й мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Анали-тико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 63-75 вопр. Стр.69, 75 | ||||
ИКТ: CD «Головной мозг. Отделы головного мозга» | ||||
13 | Соматическая и вегетативная нервная система. | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Контроль умений работать с текстом Контроль основных терминов | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 56 вопр. Стр.59 | ||||
ИКТ: | ||||
14 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности косы больших полушарий. | Контроль умений работать с текстом, Контроль логических связей | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 76-77, 91-99 вопр. Стр.99 | ||||
ИКТ: CD «Органы чувств»; CD «Строение кожи» | ||||
15 | Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение изменения размера зрачка» | Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 77-80 вопр. Стр.83 | ||||
ИКТ: CD «Строение зрительного анализатора» | ||||
16 | Нарушение зрения, их профилактика. | Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. | Контроль работы с таблицей и схемой | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 80-83 вопр. Стр.83 | ||||
ИКТ: | ||||
17 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия. | Контроль умений работать с текстом, Контроль логических связей | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 84-91 вопр. Стр.91 | ||||
ИКТ: CD «Строение анализаторов слуха и равновесия» | ||||
18 | Зачет по теме «Органы чувств». | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Контроль основных терминов, Контроль понятий | |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | ||||
Д/З: | ||||
ИКТ: | ||||
ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов) | ||||
19 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Практическая работа «Изучение внешнего строения костей» | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. | Контроль практических навыков | |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||||
Д/З: стр. 100-107 вопр. Стр.107 | ||||
ИКТ: CD «Скелет человека»; CD «Типы Костей» | ||||
20 | Скелет головы и скелет туловища. | Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка (ребра, грудина). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. | Контроль умений работать с текстом, Контроль работы с таблицей и схемой | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 108-109 вопр. Стр.115 | ||||
ИКТ: CD «Строение костей головы и туловища» | ||||
21 | Скелет конечностей Практическая работа «Измерение массы и роста своего организма» | Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо - плечевая кость; предплечье - локтевая и лучевая; кисть - запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя (бедро - бедренная кость; голень - малоберцовая и большеберцовая; стопа -предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 110-115 вопр. Стр.115 | ||||
ИКТ: CD «Строение костей конечностей» | ||||
22 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок. | Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 256-257 | ||||
ИКТ: | ||||
23 | Мышцы. Работа мышц. Практическая работа «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 116-126 вопр. Стр.122, 126 | ||||
ИКТ: CD «Виды мышц» | ||||
24 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Контроль практических навыков Контроль понятий | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 255-256, 257-259 | ||||
ИКТ: | ||||
25 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия. | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 272-274 вопр. Стр.274 | ||||
ИКТ: | ||||
26 | Зачет по теме «Опора и движение» | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Контроль понятий, Контроль основных терминов | |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | ||||
Д/З: | ||||
ИКТ: | ||||
ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА | ||||
27 | Внутренняя среда организма. Кровь и Плазма. Практическая работа «Изучение микроскопического строения крови » | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 127-136 вопр. Стр.136 | ||||
ИКТ: CD «Кровь и ее состав» | ||||
28 | Иммунитет. | Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). | Контроль понятий, Контроль работы с таблицей и схемой | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 136-138 вопр. Стр.138 | ||||
ИКТ: | ||||
29 | Тканевая совместимость и переливание крови. | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор. | Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль логических связей | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 138-142 вопр. Стр.142 | ||||
ИКТ: CD «Группы крови» | ||||
ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ. | ||||
30 | Транспорт веществ. Кровеносная система. | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). | Контроль умений работать с текстом | |
Комбинированный урок. | ||||
Д/З: стр. 144-147 вопр. Стр.147 | ||||
ИКТ: | ||||
31 | Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Практическая работа «Измерение кровяного давления» | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 147-148 вопр. Стр.148 | ||||
ИКТ: CD «Кровь и лимфа» | ||||
32 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практическая работа «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | Движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. | Контроль практических навыков Контроль понятий, Контроль основных терминов | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 149-156 вопр. Стр.157 | ||||
ИКТ: CD «Работа сердца» | ||||
33 | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Практическая работа «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 274-277 вопр. Стр.277 | ||||
ИКТ: | ||||
ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ | ||||
34 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосо-образования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. | Контроль остаточных знаний, Контроль логических связей, Контроль умений работать с текстом | |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||||
Д/З: стр. 158-161 вопр. стр. 162 | ||||
ИКТ: CD «Строение органов дыхания» | ||||
35 | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Практическая работа «Определение частоты дыхания» | Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга). | Контроль практических навыков | |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||||
Д/З: стр. 163-166 вопр. Стр.170 | ||||
ИКТ: | ||||
36 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль основных терминов | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 166-170 вопр. Стр.170 | ||||
ИКТ: | ||||
37 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего. | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Контроль практических навыков Контроль понятий | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 262-264 вопр. Стр.264 | ||||
ИКТ: | ||||
38 | Зачет по теме «Дыхание» | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Контроль понятий, Контроль основных терминов, | |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | ||||
Д/З: | ||||
ИКТ: | ||||
ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ | ||||
39 | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. | Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль умений работать с текстом | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 171-172 вопр. Стр.173 | ||||
ИКТ: | ||||
40 | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). | Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль основных терминов | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 173 вопр. Стр.173 | ||||
ИКТ: | ||||
41 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | Контроль умений работать с текстом, Контроль логических связей | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 174-178 вопр. Стр.179 | ||||
ИКТ: CD «Ротовая полость» | ||||
42 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Практическая работа «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогу-моральная регуляция пищеварения | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 180-181 вопр. Стр.186 | ||||
ИКТ: CD «Желудок и кишечник» | ||||
43 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Практическая работа «Определение норм рационального питания» | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов б пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. | Контроль практических навыков Контроль понятий | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 181-185 вопр. Стр.186 | ||||
ИКТ: CD «Процесс всасывания» | ||||
44 | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита. | Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 261-262 вопр. Стр.264 | ||||
ИКТ: | ||||
ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ | ||||
45 | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | Контроль логических связей, Контроль умений работать с текстом, | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: Стр.187-189 вопр. Стр.193 | ||||
ИКТ: | ||||
46 | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Контроль логических связей, Контроль умений работать с текстом | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 189-193 вопр. Стр.193 | ||||
ИКТ: | ||||
47 | Витамины, их роль в организме. | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитамино-зы А, В^ С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение. | Контроль работы с таблицей и схемой | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 194-197 вопр. Стр.198 | ||||
ИКТ: CD «Витамины» | ||||
48 | Зачет по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ» | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Контроль понятий, Контроль основных терминов | |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | ||||
Д/З: | ||||
ИКТ: | ||||
ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ | ||||
49 | Органы выделения. Строение и функции почек. | Выделение. Мочевыделитель-ная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль понятий | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 199-202 вопр. Стр.204 | ||||
ИКТ: CD «Строение органов выделения» | ||||
50 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Контроль практических навыков, | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 202-203 вопр. Стр.204 | ||||
ИКТ: | ||||
ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА | ||||
51 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. | Контроль остаточных знаний, Контроль понятий, Контроль умений работать с текстом | |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||||
Д/З: стр. 205-208 вопр. Стр.208 | ||||
ИКТ: CD «Строение кожи» | ||||
52 | Роль кожи в теплорегуляции. | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. | Контроль умений работать с текстом | |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||||
Д/З: стр. 209-211 вопр. Стр.211 | ||||
ИКТ: CD «Терморегуляция» | ||||
53 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | Контроль практических навыков, Контроль работы с таблицей и схемой | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 259-261 вопр. Стр.264 | ||||
ИКТ: | ||||
54 | Зачет по темам «Выделение. Кожа». | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Контроль понятий, Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль основных терминов | |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | ||||
Д/З: | ||||
ИКТ: | ||||
ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ | ||||
55 | Система органов размножения. | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. | Контроль умений работать с текстом, Контроль основных терминов, Контроль понятий | |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||||
Д/З: стр. 212-216 вопр. Стр.220 | ||||
ИКТ: CD «Строение половых органов» | ||||
56 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Контроль работы с таблицей и схемой | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 216-219, 221-224 вопр. Стр.220, 224 | ||||
ИКТ: CD «Развитие организма» | ||||
57 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Контроль практических навыков, Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль понятий | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: сообщение | ||||
ИКТ: | ||||
ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
58 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. | Контроль логических связей, Контроль умений работать с текстом, Контроль основных терминов | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 225-229 вопр. Стр.229 | ||||
ИКТ: CD «Условный и безусловный рефлекс» | ||||
59 | Врожденные и приобретенные формы поведения. | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. | Контроль умений работать с текстом, Контроль основных терминов | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 229-234 вопр. Стр.234 | ||||
ИКТ: CD «Условный и безусловный рефлекс» | ||||
60 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна | Контроль умений работать с текстом, Контроль основных терминов | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 235-237 вопр. Стр.237 | ||||
ИКТ: | ||||
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. | Контроль остаточных знаний, Контроль умений работать с текстом | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 238-241 вопр. Стр.241 | ||||
ИКТ: | ||||
62 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции. | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | Контроль остаточных знаний, Контроль работы с таблицей и схемой, Контроль умений работать с текстом | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З: стр. 242-245, 246-249, 250-253 вопр. Стр.245, 249, 253 | ||||
ИКТ: CD «Типы ВНД» | ||||
63 | Индивидуальные особенности личности | Значение индивидуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | Контроль остаточных знаний, Контроль умений работать с текстом | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З стр. 272-284 вопр. Стр.274, 277 | ||||
ИКТ: | ||||
64 | Гигиена умственного труда | Изменение работоспособности, борьба с переутомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. | Контроль практических навыков, Контроль умений работать с текстом | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З стр. 284-285 вопр. Стр.285 | ||||
ИКТ: | ||||
65 | Практическая работа «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». О вреде наркогенных веществ | Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. | Контроль практических навыков | |
Комбинированный урок | ||||
Д/З стр. 265-267, 268-271 вопр. Стр.267, 271 | ||||
ИКТ: | ||||
66 | Зачет по темам «Размножение и развитие» «Высшая нервная деятельность». | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Контроль понятий, Контроль основных терминов, Контроль логических связей | |
Урок контроля и оценки знаний. | ||||
Д/З: | ||||
ИКТ: | ||||
67 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Организм человека – единое целое. | Контроль остаточных знаний, Контроль умений работать с текстом, Контроль логических связей | |
Урок обобщения и систематизации знаний. | ||||
Д/З | ||||
ИКТ: | ||||
68 | Контрольный зачет за год | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Контроль понятий, Контроль основных терминов, Контроль практических навыков, Контроль работы с таблицей и схемой | |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Изучение биологии в 8 классе может быть направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении; об открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
- усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;
- пропедевтика понятий курса общей биологии;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 8, практических работ 18.
Используемый УМК:
- Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- В.Н. Семенцова. Биология. 8 класс - технологические карты уроков — С-П.: «Паритет», 2003
- О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. 8 класс — Универсальные поурочные разработки по биологии (человек) — М.: «ВАКО», 2007
- Н.И. Сонин Биология. 8 класс — рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» - М.: Дрофа. 2008
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
- Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
- Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
- Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 8 КЛАСС
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
проводить простые биологические исследования:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье - проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при переломах, кровотечениях, ожогах, обморожениях и других травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...