Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6_klass.doc | 154 КБ |
poyasn._zapiska_6_klass_biol.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков биологии в 6 классе
34 часа. 1 час в неделю.
№ | Раздел, тема урока. Тип урока Домашнее задание | Виды контроля | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Элементы дополнительного содержания. | |
РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ЧАСОВ) Тема 1.1 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ(1час) | |||||||
1. | Основные свойства живых организмов Вводный урок Д/З: стр 4-6 учебника, «Подумайте» на стр.8, «Какие утверждения верны» на стр.8. | Контроль остаточных знаний | Признаки живых организмов: Клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявления | Называть признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. | Вопросы №2,5 на стр.9 учебника. Рабочая тетрадь, №1,4,5,6. Вопросы со свободным ответом. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | |
Тема 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ(1час) | |||||||
2 | Химический состав клетки. Комбинированный урок. Д/з: стр. 10-11 учебника, «Подумайте на стр. 15, «Какие утверждения верны» на стр.14 | Контроль основных терминов, Контроль понятий | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества: вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки. | Различать неорганические и органические вещества клетки. Называть: неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки. | Рабочая тетрадь №8. Вопросы №3,4,5,7,8,9,10 на стр.15 учебника. Рабочая тетрадь №8,10. Вопросы со свободным ответом. | Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы». | |
3 | Клетка – элементарная частица живого. Комбинированный урок. Д/з: стр. 16, 18-19 учебника. | Контроль остаточных знаний | Клетка – элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра. | Называть признак живых организмов – клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основный части и органоиды клетки. Выделять особенности строения ядра. Доказывать, что клетка элементарная частица живого. | Вопросы №2 на стр. 9 учебника. Рабочая тетрадь №12. Вопросы №10,11,12 на стр. 23 учебника. Вопросы со свободным ответом. | Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы, одинарный и двойной набор хромосом. Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Митоз, мейоз – сущность и биологическое значение. | |
4. | Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток. Комбинированный урок. Д/з: стр. 18-19 учебника. «Подумайте на стр. 22, «Какие утверждения верны» на стр.22 | Контроль умений работать с текстом | Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории. | Называть признак живых организмов - клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения. | Вопросы №2 на стр. 9 учебника. Задание по рисунку на стр. 23 учебника. Рабочая тетрадь №12,14 Вопросы №1,5,6,7,8,9 на стр. 23 учебника. Выполнение лабораторной работы №1 «Строение клеток живых организмов» и выводы к ней. Рабочая тетрадь, № 13. | Методы изучения клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. Вирусы – неклеточная форма жизни. | |
Тема 1.4. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ( 2 часа) | |||||||
5. | Ткани растений и животных Комбинированный урок Д/з: стр. 30,31учебника. | Контроль работы с таблицей и схемой | Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения. Строение организма животного: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей животного: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная, их значение, особенности строения. | Давать определение понятию «ткань» Называть: -типы тканей растений; -функции тканей растений. Различать типы тканей Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. Называть: -типы тканей животных; -функции тканей животных. Различать типы тканей Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов. Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей животных. | Вопросы №1,8-12 на стр. 37 учебника. Задание по рисунку на стр. 37 учебника. Рабочая тетрадь №12,14 Вопросы №1,5,6,7,8,9 на стр. 23 учебника. Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани растений» и выводы к ней. Вопросы №2 на стр. 9 учебника. Задание по рисунку на стр. 37 учебника. Рабочая тетрадь №12,14 Вопросы № 2-7 на стр. 37 учебника. Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани животных» и выводы к ней. Рабочая тетрадь, № 23. | Взаимосвязь между строением и функциями растений. Особенности тканей растений разных природных зон. Взаимосвязь между строением и функциями тканей животных . | |
6 | Контрольная работа по теме «Строение клеток и тканей растений и животных» Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Контроль понятий, Контроль основных терминов | |||||
7 | Строение корня Комбинированный урок Д/з: стр. 38 учебника. | Контроль практических навыков | Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. | Давать определение понятиям ткань, орган. Называть Органы цветкового растения, их роль в жизни растений Типы корневых систем Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень, корневые системы. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений | Вопросы №1 на стр.45 учебника. Рабочая тетрадь №12,14 Вопросы № 2-7 на стр. 45 учебника. Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней. Рабочая тетрадь, № 29 | Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней. Взаимосвязь между строением и функциями органов растения. | |
8 | Строение и значение побега Комбинированный урок Д/з: стр. 38 - 40учебника. | Контроль практических навыков, Контроль понятий | Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. | Давать определение понятиям побег, вегетативные органы. Называть Органы цветкового растения, их роль в жизни растений Типы корневых систем Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – побег т его части. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений | Вопросы №5 на стр.45 учебника. Рабочая тетрадь №28,27 Вопросы № 2-7 на стр. 37 учебника. | Строение листовой почки. Клеточное строение стебля. Отличие стебля двудольных и однодольных растений. клеточное строение листа. Взаимосвязь между строением и функциями органов растения. | |
9 | Цветок. Соцветия. Плоды.Строение семян. Комбинированный урок. Д/з:стр.40,41 учебника,»Какие утверждения верны» на стр.44. | Контроль практических навыков | Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия .Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения. | Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Описывать многообразие соцветий. Приводить примеры многообразия плодов. Характеризовать строение цветка как органа размножения. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения. Изучать биологические объекты-органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Вопросы №15,16 на стр.45 учебника. Рабочая тетрадь.№28 Описание рисунка на стр.40 учебника. Вопросы со свободным ответом. Вопросы №13,14 на стр.45 учебника. Рабочая тетрадь,№32,33 Вопросы со свободным ответом. | Взаимосвязь между строением и функциями органов растений. | |
10 | Системы органов животного. Комбинированный урок. Д/зстр.46-49 учебника. «Подумайте» на стр.51, «Какие утверждения верны» на стр.50 | Контроль работы с таблицей и схемой | Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения),их строение и функции. | Давать определение понятиям ткань ,орган, система органов. Называть: Органы и системы животных Функции органов и систем органов животных. Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. Изучать биологические объекты- органы и системы органов животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных. | Вопросы №3,4,5,6,7,8,9,10,12 на стр.51 учебника. Рабочая тетрадь №41,43. Задание по рисунку учебника на стр.50. Выполнение лабораторной работы №4 «Распознавание органов и систем органов у животных» Вопросы со свободным ответом. | Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов животных. | |
11 | Контрольная работа по теме «Органы и системы органов» | Контроль понятий Контроль основных терминов | |||||
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | |||||||
Тема 1.6. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ.(1 час) | |||||||
12 | Организм как единое целое. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з: стр.52-55 учебника. | Контроль понятий Контроль основных терминов | Растение, животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда. | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. Называть особенности строения и функции многоклеточных организмов. Характеризовать причины нарушения целостности организма. Доказывать что организм единое целое. | Вопрос№1 на стр.45 учебника. Вопросы №1,2 на стр.51 учебника. Задание «Какие утверждения верны» на стр.56. Вопросы со свободным ответом. Рабочая тетрадь №46 | Саморегуляция, открытая система. | |
Раздел 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ. | |||||||
13 | Особенности питания растений. Фотосинтез. Комбинированный урок. Д/з: стр.58 учебника | Контроль остаточных знаний, Контроль понятий Контроль логических связей | Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное –фотосинтез, минеральное – почвенное) Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы. | Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез. Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках Характеризовать роль корня в почвенном питании. Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания. Объяснять значение почвенного питания в жизни растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Вопрос№1 на стр.67 учебника. Вопросы №13 на стр.67 учебника. Вопросы со свободным ответом. Описание рисмунка на стр.59 Рабочая тетрадь №47. Вопрос№4 на стр.67 учебника. Вопросы №5 на стр.67 учебника. Вопросы со свободным ответом. Рабочая тетрадь №48 Выполнение лабораторной работы №5 «Выявление роли света и воды в жизни растений» | Минеральные удобрения | |
14 | Особенности питания животных. Комбинированный урок. Д/з: стр.60-62 учебника «Подумайте» на стр.67. | Контроль понятий Контроль основных терминов | Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты. | Давать определение понятию питание Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках Описывать сущность биологических процессов: питания животных. Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов: симбионты, паразиты. Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов. | Рабочая тетрадь №47. Вопрос №1 на стр.67 учебника. Описание рисунка на стр.63 учебника. Рабочая тетрадь №49 Вопросы №8,9 на стр. 67 учебника. | Отличие питания животных от питания растений. | |
15 | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. Комбинированный урок. Д/з: стр.63 учебника «Какие утверждения верны» на стр.66 | Контроль понятий Контроль основных терминов | Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительной системы животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | Давать определение понятиям: питание, пищеварение. Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение. Называть особенности строения пищеварительных систем животных. Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения. | Вопрос №2 на стр. 67 учебника. Вопрос №6 на стр. 67 учебника. Вопросы №7,10 на стр.67 учебника. Рабочая тетрадь №51,52 Задание по рисунку на стр.67 учебника | Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал». Условия работы ферментов. | |
Тема2.2 ДЫХАНИЕ (2 часа) | |||||||
16 | Дыхание растений и животных Комбинированный урок. Д/з: стр.68 учебника «Подумайте» на стр.73. | Контроль умений работать с текстом | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождение энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. | Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхание. Характеризовать: особенности дыхания растений, роль органов растений в процессе дыхания. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними | Вопрос №1 на стр.73 учебника. Вопросы №2,6,10 на стр.73 учебника. Вопросы №2,3,4 на стр.73 учебника Рабочая тетрадь №53,54 Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. Вопрос №1 на стр.73 учебника. Вопросы №2,6,10 на стр.72 учебника. Вопросы №5,6,7,8,9 на стр.73 учебника Рабочая тетрадь №56 Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся | Типы дыхания. Усложнение дыхательной системы животных в ходе эволюции. | |
17 | Контрольная работа по теме «Питание и дыхание» | Контроль понятий Контроль основных терминов | |||||
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | |||||||
Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 часа) | |||||||
18 | Передвижение веществ в растении и в животном организме. Комбинированный урок. Д/з: стр.76,77 Д/з: стр.74,75 учебника «Подумайте» на стр. 78 | Контроль работы с таблицей и схемой | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растения, обеспечивающие процесс переноса веществ. Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части. | Описывать сущность биологических процессов переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных и органических веществ в растениях Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних растений и ухода за ними. | Вопрос №1 на стр.79 учебника. Рабочая тетрадь № 57,61,62. Вопросы 7-10 на стр.79 учебника. Описание рисунка на стр.75. вопросы со свободным ответом Вопрос №4,5 на стр.79 учебника. Рабочая тетрадь № 58,59,60 Вопросы 2на стр.79 учебника. Описание рисунка на стр.76-77 . вопросы со свободным ответом | Движение цитоплазмы, сосудисто-волокнистый пучок, корневое давление. | |
Тема 2.4 ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа) | |||||||
19 | Выделение у растений, грибов и животных. Комбинированный урок. Д/з: стр.80-83 учебника. «Подумайте» на стр. 84, «Какие утверждения верны» на стр. 84 | Контроль работы с таблицей и схемой | Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы животных | Описывать сущность биологических процессов выделение у живых организмов, его значение. Называть: органы выделения растений, органы выделения у животных и узнавать их на рисунках и таблицах. Характеризовать: особенности процесса выделения у растений, особенности процесса выделения у животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных | Вопрос №1,2 на стр. 85 учебника, рабочая тетрадь № 63. Описание рисунка на стр.83. вопросы №3-5 на стр. 85 Описание рисунка на стр. 80-81 учебника. Вопросы №6-10 на стр. 85, рабочая тетрадь №63,64,65. вопросы со свободным ответом | Взаимодействие выделительной системы с другими системами органов. | |
20 | Обмен веществ у растений и животных Комбинированный урок. Д/з: стр.86- 89 ебника. «Подумайте» на стр. 91, акие утверждения верны» на стр. 90 | Контроль понятий Контроль основных терминов | Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ. Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных. | Давать определение понятию обмен веществ Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов , его значение. Характеризовать: особенности процесса обмена веществ у растений, особенности процесса обмена веществ у животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных | Вопрос №1, 2 на стр. 91 учебника, рабочая тетрадь № 63. Описание рисунка на стр.90. вопросы №15,16 на стр. 91 Описание рисунка на стр. 91учебника. Вопросы №2,5,6 на стр. 91, Задание по рисунку на стр.90 учебника | ||
21 | Контрольная работа по теме «Передвижение веществ в организме. Выделение» | Контроль понятий Контроль основных терминов | |||||
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | |||||||
Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 час) | |||||||
22 | Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма. Комбинированный урок. Д/з: стр.92-95 учебника , «Подумайте» на стр.96, «Какие утверждения верны» на стр. 96 | Контроль работы с таблицей и схемой | Строение растительного организма и организма животного: опорные системы, их значение. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. | Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках. Называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных. Приводить примеры животных с разными типами опорных систем. Распознавать и описывать части внутреннего скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни. | Вопросы со свободным ответом. Описание рис. На стр. 92-93. Вопросы № 1,2,3,7 на стр. 97. Рабочая тетерадь №70-76. Описание рисунка на стр.92-93 Выполнение лабораторной работы №6 «Изучение внутреннего строения млекопитающего» | Особенности наружных скелетов моллюсков и членистоногих, связанные с условиями обитания. Преимущества внутреннего скелета. | |
Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (1 час) | |||||||
23 | Движение. Комбинированный урок. Д/з: стр.98-107 учебника. «Какие утверждения верны» на стр.108 | Контроль умений работать с текстом | Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Двигательные реакции растений. | Называть: роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных. Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. Приводить примеры животных с разными типами передвижения. Сравнивать движение растений и передвижение животных и делать выводы на основе сравнения. | Вопросы № 3,5,7,8,9,11,12 на стр. 100 Рабочая тетрадь № 78,79,80. Описание рисунка на стр. 99,100,103,109. вопросы со свободным ответом. Выполнение лабораторной работы №7 «Наблюдение за передвижением животных- за движением инфузории-туфельки и дождевого червя» Рабочая тетрадь №77 | Приспособления к передвижению животных в различных условиях | |
Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 часа) | |||||||
24 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Комбинированный урок. Д/з: стр.110-115 учебника «Подумайте» на стр. 120. Понаблюдать за поведением домашних животных, объяснить его, используя знания, полученные на уроке. | Контроль логических связей | Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения. | Давать определение понятию раздражимость, рефлекс Описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных. Значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных. Приводить примеры животных с разными типами нервной системы Находить в тексте учебника и других источниках информацию о нервной регуляции процессов жизнедеятельности. | Вопросы № 4 на стр. 121 Рабочая тетрадь № 84,85,88 вопросы со свободным ответом. Вопрос №6 на стр. 121. Описание рисунка на стр. 121, на стр.118-119. Рабочая тетрадь№ 81,83,82 | Безусловные и условные рефлексы, инстинкт. | |
25 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Комбинированный урок. Д/з: стр.116учебника | Контроль логических связей | Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | Называть: органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности, роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности Наблюдать за поведением животных | Вопросы № 1,12,13 на стр. 121 Рабочая тетрадь № 89 Сообщения учащихся о своих наблюдениях | Гормоны. | |
26 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений Комбинированный урок. Д/з: стр.116 – 117 учебника «Какие утверждения верны» на стр.120 | Контроль основных терминов | Жизнедеятельность растений : регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. | Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений Называть: роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений Наблюдать за ростом и развитием растений Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | Вопросы № 14 на стр. 121 Рабочая тетрадь № 90 Сообщения учащихся о своих наблюдениях. Описание рисунков на стр. 117 вопросы со свободным ответом. | Прищипка, пикировка. Сходство и различие регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных | |
Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3 часа) | |||||||
27 | Размножение и его виды. Бесполое размножение. Комбинированный урок. Д/з: стр.122 учебника «Подумайте» на стр.126 «Какие утверждения верны» на стр.126 | Контроль остаточных знаний | Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры) бесполое размножение растений. Споры. | Давать определение понятию размножение, вегетативные органы. Описывать сущность бесполого размножения растений. Называть: значение размножения, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения у растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | Вопросы № 1 на стр. 127 Рабочая тетрадь № 91,92,93,94,95 Вопрос №2 на стр. 127 Описание рисунков на стр. 127 вопросы со свободным ответом. Выполнение практической работы № 8 «Вегетативное размножение комнатных растений: черенкование комнатных растений.» | ||
28 | Половое размножение животных Комбинированный урок. Д/з: стр.128-130 учебника «Подумайте» на стр.132 «Какие утверждения верны» на стр.132 | Контроль умений работать с текстом | Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | Давать определение понятию размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения. Называть: значение полового размножения, органы полового размножения животных( и узнавать их на рисунках и таблицах). Женские и мужские половые гаметы. Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым. | Вопросы № 1 на стр. 133 Рабочая тетрадь № 99,97, 100,90 Вопрос №1 на стр. 133 Описание рисунков на стр. 128-129 Вопрос №3 на стр. 133 | Наружное и внутреннее оплодотворение. Преимущества внутреннего оплодотворения. Партеногенез. | |
29 | Половое размножение растений. Комбинированный урок. Д/з: стр.134 -136 учебника «Подумайте» на стр.139 «Какие утверждения верны» на стр.138 | Контроль умений работать с текстом | Жизнедеятельность растений : размножение. Половое размножение. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | Давать определение понятию размножение, опыление, оплодотворение, самоопыление. Описывать строение цветка как органа полового размножения, сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворении). Называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений( и узнавать их на рисунках и таблицах). Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | Вопросы № 1,15 на стр. 139 Рабочая тетрадь № 103,104 Вопрос №2 на стр. 139 Описание рисунков на стр. 135 вопросы со свободным ответом. | Отличия полового размножения растений от полового размножения животных. | |
Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2 часа) | |||||||
30 | Рост и развитие растений и животных. Комбинированный урок. Д/з: стр.140-143 стр.146-148 учебника «Подумайте» на стр.144 «Какие утверждения верны» на стр.144 | Контроль понятий | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша на примере ланцетника. Постэмбриональное развитие животных. | Давать определение понятию индивидуальное развитие Описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов. Называть: роль семян и плодов в жизни растения, условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; способы распространения семян. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Называть: этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных Наблюдать за ростом и развитием животных. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними. | Вопросы № 7,10,11,12,13 на стр. 145 Рабочая тетрадь № 107 Вопрос №4,5,6, на стр. 145 Описание рисунков на стр. 134-135,142-143 вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся, сделанные на основе собственных наблюдений Вопросы № 8 на стр. 151 Рабочая тетрадь № 111,112 Вопрос №1,9 , на стр. 151 Описание рисунков на стр. 146-147 вопросы со свободным ответом. Выполнение лабораторной работы №9 «Прямое и непрямое развитие насекомых» и выводы к ней. | Типы прорастания семян. Моделирование опытов, доказывающих необходимость тепла, воздуха и воды для прорастания семян. Стадии развития зародыша (дробление, бластула, гаструла, нейрула) | |
31 | Контрольная работа по теме «Размножение и развитие» | Контроль понятий Контроль основных терминов | |||||
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | |||||||
Раздел 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа) | |||||||
Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ (1час) | |||||||
32 | Среда обитания организмов. Факторы среды. Комбинированный урок. Д/з: стр.156-161 учебника «Подумайте» на стр.162 «Какие утверждения верны» на стр.162 | Контроль остаточных знаний, Контроль работы с таблицей и схемой | Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы( температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов. | Давать определение понятию среда обитания, экология, экологические факторы. Называть: виды экологических факторов, типы взаимоотношения организмов. Приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов, приспособления организмов к действию экологических факторов. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними | Вопросы № 1 на стр. 163 Рабочая тетрадь № 113,114,115,116 Вопрос №2,7,8,10 , на стр. 163 Описание рисунков на стр. 160-161 вопросы со свободным ответом. | Экологические проблемы нашего региона. | |
Тема 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час) | |||||||
33 | Природные сообщества Комбинированный урок. Д/з: стр.163-166 учебника «Подумайте» на стр.170
| Контроль остаточных знаний | Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | Давать определение понятию природное сообщество, экосистема, цепи питания. Называть: 3 группы организмов в экосистеме. Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов. Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике, других источниках) о состоянии природных сообществ. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | Вопросы № 1,3,10 на стр. 171 Рабочая тетрадь № 117 Вопрос №2,4 , на стр. 171 Описание рисунков на стр. 167 вопросы со свободным ответом. Описание рисунка на стр. 166-167 | Природное сообщество-открытая саморегулирующаяся система. | |
4. ОБОБЩЕНИЕ (1 час) | |||||||
34 | Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов. Урок обобщения и систематизации знаний. | Контроль понятий Контроль основных терминов | Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных | Называть: Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных. Сравнивать строение и жизнедеятельности организма растения и животного и делать выводы на основе сравнения. | Задание «Выбери правильный ответ» Вопросы со свободным ответом |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.
Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2004. -48с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компонент ты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнем задания.
Количество часов:
В неделю 1 час (34 часа)
Плановых контрольных уроков _9, практических работ 11ч.
Используемый УМК:
- Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2006. - 176с;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- А.А. Калинина. Биология — поурочные разработки по биологии 6 класс — М.: «ВАКО», 2005
- Л.Д. Парфилова, И.А. Шмарина. Биология — Тематическое и поурочное планирование по биологии 6 класс — М.: «ЭКЗАМЕН», 2006
- Н.И. Сонин Биология. 6 класс — рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа. 2008
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 6 КЛАСС
В результате изучение биологии учащиеся должны:
знать/ понимать:
∙ признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
∙ сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;
уметь:
∙ объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
∙ изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
∙ распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;
∙ сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
∙ анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;
∙ проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...