Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Kseniya_Panova

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобра­зовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_6_klass.doc154 КБ
Microsoft Office document icon poyasn._zapiska_6_klass_biol.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование уроков биологии в 6 классе

34 часа. 1 час в неделю.

Раздел, тема урока.

Тип урока

Домашнее задание

Виды контроля

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители

Элементы дополнительного содержания.

РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ЧАСОВ)

Тема 1.1 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ(1час)

1.

Основные свойства живых организмов

Вводный урок

Д/З: стр 4-6 учебника, «Подумайте» на стр.8, «Какие утверждения верны» на стр.8.

Контроль остаточных знаний

Признаки живых организмов: Клеточное строение,  сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявления

Называть признаки живых организмов, их значение.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

Вопросы №2,5 на стр.9 учебника. Рабочая тетрадь, №1,4,5,6. Вопросы со свободным ответом.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Тема 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ(1час)

2

Химический состав клетки.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 10-11 учебника, «Подумайте на стр. 15, «Какие утверждения верны» на стр.14

Контроль основных терминов, Контроль понятий

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества:  вода,  минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки.

Различать неорганические и органические вещества клетки.

Называть:

неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки.

Рабочая тетрадь №8.

Вопросы №3,4,5,7,8,9,10 на стр.15 учебника.

Рабочая тетрадь №8,10.

Вопросы со свободным ответом.

Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы».

3

Клетка – элементарная частица живого.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 16, 18-19 учебника.

Контроль остаточных знаний

Клетка – элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки.

Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра.

Называть признак живых организмов – клеточное строение.

Распознавать и описывать на таблицах основный части и органоиды клетки.

Выделять особенности строения ядра.

Доказывать, что клетка элементарная частица живого.

Вопросы №2 на стр. 9 учебника.

Рабочая тетрадь №12.

Вопросы №10,11,12 на стр. 23 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы, одинарный и двойной набор хромосом.

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Митоз, мейоз – сущность и биологическое значение.

4.

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 18-19 учебника. «Подумайте на стр. 22, «Какие утверждения верны» на стр.22

Контроль умений работать с текстом

Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории.

Называть признак живых организмов  - клеточное строение.

Распознавать и описывать на таблицах  основные части и органоиды клеток.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.

Вопросы №2 на стр. 9 учебника. Задание по рисунку на стр. 23 учебника.

Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы №1,5,6,7,8,9 на стр. 23 учебника.

Выполнение лабораторной работы №1 «Строение клеток живых организмов» и выводы к ней.

 Рабочая тетрадь, № 13.

 Методы изучения клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Вирусы – неклеточная форма жизни.

Тема 1.4. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ( 2 часа)

5.

Ткани растений и животных

Комбинированный урок

Д/з: стр. 30,31учебника.

Контроль работы с таблицей и схемой

 Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений:   образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная),  их значение, особенности строения. Строение организма животного: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей животного:   эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная,  их значение, особенности строения.

Давать определение понятию «ткань»

Называть:

-типы тканей растений;

-функции тканей растений.

Различать типы тканей

Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. Называть:

-типы тканей животных;

-функции тканей животных.

Различать типы тканей

Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов.

Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей животных.

Вопросы №1,8-12 на стр. 37 учебника. Задание по рисунку на стр. 37 учебника.

Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы №1,5,6,7,8,9 на стр. 23 учебника.

Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани растений» и выводы к ней.

Вопросы №2 на стр. 9 учебника. Задание по рисунку на стр. 37 учебника.

Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы № 2-7 на стр. 37 учебника.

Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани животных» и выводы к ней.

 Рабочая тетрадь, № 23.

 Взаимосвязь между строением и функциями растений. Особенности тканей растений разных природных зон. Взаимосвязь между строением и функциями тканей животных .

6

Контрольная работа по теме «Строение клеток и тканей растений и животных»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Контроль понятий, Контроль основных терминов

7

Строение корня

Комбинированный урок

Д/з: стр. 38 учебника.

Контроль практических навыков

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы.

Давать определение понятиям ткань, орган.

Называть

Органы цветкового растения, их роль в жизни растений

Типы корневых систем

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень, корневые системы.

Изучать биологические объекты – органы цветковых растений

Вопросы №1 на стр.45 учебника. Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы № 2-7 на стр. 45 учебника.

Выполнение лабораторной работы №3  «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней.

 Рабочая тетрадь, № 29

Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней. Взаимосвязь между строением и функциями органов растения.

8

Строение и значение побега

Комбинированный урок

Д/з: стр. 38 - 40учебника.

Контроль практических навыков, Контроль понятий

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.

Давать определение понятиям побег, вегетативные органы.

Называть

Органы цветкового растения, их роль в жизни растений

Типы корневых систем

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – побег т его части.

Изучать биологические объекты – органы цветковых растений

Вопросы №5 на стр.45 учебника. Рабочая тетрадь №28,27

Вопросы № 2-7 на стр. 37 учебника.

Строение листовой почки. Клеточное строение стебля. Отличие стебля двудольных и однодольных растений. клеточное строение листа. Взаимосвязь между строением и функциями органов растения.

9

Цветок. Соцветия. Плоды.Строение семян.

Комбинированный урок.

Д/з:стр.40,41 учебника,»Какие утверждения верны» на стр.44.

Контроль практических навыков

Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия .Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения.

Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Описывать многообразие соцветий.

Приводить примеры многообразия плодов.

Характеризовать строение цветка как органа размножения.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения.

Изучать биологические объекты-органы цветковых растений.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.

Вопросы №15,16 на стр.45 учебника.

Рабочая тетрадь.№28

Описание рисунка на стр.40 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Вопросы №13,14 на стр.45 учебника.

Рабочая тетрадь,№32,33

Вопросы со свободным ответом.

Взаимосвязь между строением и функциями органов растений.

10

Системы органов животного.

Комбинированный урок.

Д/зстр.46-49 учебника. «Подумайте» на стр.51, «Какие утверждения верны» на стр.50

Контроль работы с таблицей и схемой

Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная,  опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения),их строение и функции.

Давать определение понятиям ткань ,орган, система органов.

Называть:

Органы и системы животных

Функции органов и систем органов животных.

Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Изучать биологические объекты- органы и системы органов животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных.

Вопросы №3,4,5,6,7,8,9,10,12  на стр.51 учебника.

Рабочая тетрадь №41,43. Задание по рисунку учебника на стр.50.

Выполнение лабораторной работы №4 «Распознавание органов и систем органов у животных»

Вопросы со свободным ответом.

Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов животных.

11

Контрольная работа по теме «Органы  и системы органов»

Контроль понятий Контроль основных терминов

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тема 1.6. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ.(1 час)

12

Организм как единое целое.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Д/з: стр.52-55 учебника.

Контроль понятий Контроль основных терминов

Растение, животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда.

Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.

Называть особенности строения и функции многоклеточных организмов.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Доказывать что организм единое целое.

Вопрос№1 на стр.45 учебника. Вопросы №1,2 на стр.51 учебника.

Задание «Какие утверждения верны» на стр.56.

Вопросы со свободным ответом. Рабочая тетрадь №46

Саморегуляция, открытая система.

Раздел 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ.

13

Особенности питания растений. Фотосинтез.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.58 учебника

Контроль остаточных знаний, Контроль понятий

Контроль логических связей

Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное –фотосинтез, минеральное – почвенное) Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы.

Давать определение понятиям  питание, почвенное питание, фотосинтез.

Называть  органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках Характеризовать  роль корня в почвенном питании.

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.

Объяснять значение почвенного питания в жизни растений.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Вопрос№1 на стр.67 учебника.

 Вопросы №13 на стр.67 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Описание рисмунка на стр.59

 Рабочая тетрадь №47.

Вопрос№4 на стр.67 учебника.

Вопросы №5 на стр.67 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Рабочая тетрадь №48 Выполнение лабораторной работы №5 «Выявление роли света и воды в жизни растений»

Минеральные удобрения

14

Особенности питания животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.60-62 учебника «Подумайте» на стр.67.

Контроль понятий Контроль основных терминов

Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты.

Давать определение понятию питание

Называть  органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках

Описывать сущность биологических процессов: питания животных.

Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов: симбионты, паразиты.

Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов.

Рабочая тетрадь №47. Вопрос №1 на стр.67 учебника. Описание рисунка на стр.63 учебника. Рабочая тетрадь №49

Вопросы №8,9 на стр. 67 учебника.

Отличие питания животных от питания растений.

15

 Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.63 учебника «Какие утверждения верны» на стр.66

Контроль понятий Контроль основных терминов

Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительной системы животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Давать определение понятиям: питание, пищеварение.

Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение.

Называть особенности строения пищеварительных систем животных.

Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

Вопрос №2 на стр. 67 учебника.

Вопрос №6 на стр. 67 учебника.

Вопросы №7,10 на стр.67 учебника.

Рабочая тетрадь №51,52

Задание по рисунку на стр.67 учебника

Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал». Условия работы ферментов.

Тема2.2 ДЫХАНИЕ (2 часа)

16

Дыхание растений и животных

Комбинированный урок.

Д/з: стр.68 учебника «Подумайте» на стр.73.

Контроль умений работать с текстом

Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождение энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания.

Давать определение понятию дыхание.

Описывать сущность биологических процессов: дыхание.

Характеризовать: особенности дыхания растений, роль органов растений в процессе дыхания.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними

Вопрос №1 на стр.73 учебника.

Вопросы №2,6,10 на стр.73 учебника.

Вопросы №2,3,4 на стр.73 учебника

Рабочая тетрадь №53,54

Вопросы со свободным ответом.

Сообщения учащихся. Вопрос №1 на стр.73 учебника.

Вопросы №2,6,10 на стр.72 учебника.

Вопросы №5,6,7,8,9  на стр.73 учебника

Рабочая тетрадь №56

Вопросы со свободным ответом.

Сообщения учащихся

Типы дыхания. Усложнение дыхательной системы животных в ходе эволюции.

17

Контрольная работа по теме «Питание и дыхание»

Контроль понятий Контроль основных терминов

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 часа)

18

Передвижение веществ в растении и в животном организме.

Комбинированный урок. Д/з: стр.76,77

Д/з: стр.74,75 учебника «Подумайте» на стр. 78

Контроль работы с таблицей и схемой

Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растения, обеспечивающие процесс переноса веществ. Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части.

Описывать сущность биологических процессов  переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать особенности  перемещения воды, минеральных и органических веществ в растениях

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних растений и ухода за ними.

Вопрос №1 на стр.79 учебника.

Рабочая тетрадь № 57,61,62.

Вопросы 7-10 на стр.79 учебника.

Описание рисунка на стр.75. вопросы со свободным ответом Вопрос №4,5 на стр.79 учебника.

Рабочая тетрадь № 58,59,60

Вопросы 2на стр.79 учебника.

Описание рисунка на стр.76-77 . вопросы со свободным ответом

Движение цитоплазмы, сосудисто-волокнистый пучок, корневое давление.

Тема 2.4 ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа)

19

Выделение у растений, грибов и животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.80-83 учебника. «Подумайте» на стр. 84, «Какие утверждения верны» на стр. 84

Контроль работы с таблицей и схемой

Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы животных

Описывать сущность биологических процессов выделение у живых организмов, его значение.

Называть: органы выделения растений, органы выделения у животных и узнавать их на рисунках и таблицах.

Характеризовать: особенности процесса выделения у растений, особенности процесса выделения у животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных

Вопрос  №1,2   на стр. 85  учебника,  рабочая тетрадь  № 63.

Описание рисунка на стр.83. вопросы №3-5 на стр. 85

Описание рисунка на стр. 80-81 учебника.

Вопросы №6-10 на стр. 85, рабочая тетрадь №63,64,65. вопросы со свободным ответом

Взаимодействие выделительной системы с другими системами органов.

20

Обмен веществ у растений и животных

Комбинированный урок.

Д/з: стр.86- 89 ебника. «Подумайте» на стр. 91, акие утверждения верны» на стр. 90

Контроль понятий Контроль основных терминов

Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ. Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных.

Давать определение понятию обмен веществ  Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов , его значение.

Характеризовать: особенности процесса обмена веществ  у растений, особенности процесса  обмена веществ  у животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных

Вопрос №1, 2  на стр. 91 учебника,

рабочая тетрадь № 63.

Описание рисунка на стр.90. вопросы №15,16  на стр. 91

Описание рисунка на стр. 91учебника.

Вопросы №2,5,6  на стр. 91,

Задание по рисунку на стр.90 учебника

21

Контрольная работа по теме «Передвижение веществ в организме. Выделение»

Контроль понятий Контроль основных терминов

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 час)

22

Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.92-95 учебника , «Подумайте» на стр.96, «Какие утверждения верны» на стр. 96

Контроль работы с таблицей и схемой

Строение растительного организма и организма животного: опорные системы, их значение. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках.

Называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных.

Приводить примеры животных с разными типами опорных систем.

Распознавать и описывать части внутреннего  скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.

Вопросы со свободным ответом. Описание рис. На стр. 92-93.

Вопросы № 1,2,3,7 на стр. 97.

Рабочая тетерадь №70-76.

Описание рисунка на стр.92-93 Выполнение лабораторной работы №6 «Изучение внутреннего строения млекопитающего»

Особенности наружных скелетов моллюсков и членистоногих, связанные с условиями обитания. Преимущества внутреннего скелета.

Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (1 час)

23

Движение.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.98-107 учебника. «Какие утверждения верны» на стр.108

Контроль умений работать с текстом

Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Двигательные реакции растений.

Называть: роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных.

Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных.

Приводить примеры животных с разными типами передвижения.

Сравнивать движение растений и передвижение животных и делать выводы на основе сравнения.

Вопросы № 3,5,7,8,9,11,12 на стр. 100

Рабочая тетрадь № 78,79,80.

 Описание рисунка на стр. 99,100,103,109. вопросы со свободным ответом. Выполнение лабораторной работы №7 «Наблюдение за передвижением животных- за движением инфузории-туфельки и дождевого червя»

Рабочая тетрадь №77

Приспособления к передвижению животных в различных условиях

Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 часа)

24

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.110-115 учебника «Подумайте» на стр. 120. Понаблюдать за поведением домашних животных, объяснить его, используя знания, полученные на уроке.

Контроль логических связей

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения.

Давать определение понятию раздражимость, рефлекс  Описывать  на таблице основные отделы и органы нервной системы.

Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных. Значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных.

Приводить примеры животных с разными типами нервной  системы

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.

Вопросы № 4 на стр. 121

Рабочая тетрадь № 84,85,88

 вопросы со свободным ответом.

Вопрос №6 на стр. 121.

Описание рисунка на стр. 121, на стр.118-119.

Рабочая тетрадь№ 81,83,82

Безусловные и условные рефлексы, инстинкт.

25

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.116учебника

Контроль логических связей

Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

Называть: органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности, роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности

Наблюдать за поведением животных

Вопросы № 1,12,13  на стр. 121

Рабочая тетрадь № 89

Сообщения учащихся о своих наблюдениях

Гормоны.

26

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

Комбинированный урок.

Д/з: стр.116 – 117 учебника

«Какие утверждения верны» на стр.120

Контроль основных терминов

Жизнедеятельность растений :  регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений.

Описывать  сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений

Называть: роль  ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений

Наблюдать за ростом и развитием растений

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Вопросы № 14  на стр. 121

Рабочая тетрадь № 90

 Сообщения учащихся о своих наблюдениях.

Описание рисунков на стр. 117

вопросы со свободным ответом.

Прищипка, пикировка. Сходство и различие регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных

Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3 часа)

27

 Размножение и его виды. Бесполое размножение.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.122 учебника

«Подумайте» на стр.126

«Какие утверждения верны» на стр.126

Контроль остаточных знаний

Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры) бесполое размножение растений. Споры.

Давать определение понятию размножение, вегетативные органы.

  Описывать сущность бесполого размножения растений.

Называть: значение размножения, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения у растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Вопросы № 1  на стр. 127

Рабочая тетрадь № 91,92,93,94,95

Вопрос №2 на стр. 127

Описание рисунков на стр. 127

вопросы со свободным ответом.

Выполнение практической работы № 8 «Вегетативное размножение комнатных растений: черенкование комнатных растений.»

28

Половое размножение животных

Комбинированный урок.

Д/з: стр.128-130 учебника

«Подумайте» на стр.132

«Какие утверждения верны» на стр.132

Контроль умений работать с текстом

Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Давать определение понятию размножение, гамета, оплодотворение, зигота.  Описывать сущность полового размножения.

Называть: значение полового  размножения,  органы полового размножения животных( и узнавать их на рисунках и таблицах). Женские и мужские половые гаметы.

Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.

Вопросы № 1  на стр. 133

Рабочая тетрадь № 99,97, 100,90

Вопрос №1 на стр. 133

Описание рисунков на стр. 128-129

 Вопрос №3 на стр. 133

Наружное и внутреннее оплодотворение. Преимущества внутреннего оплодотворения. Партеногенез.

29

Половое размножение растений.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.134 -136  учебника

«Подумайте» на стр.139

«Какие утверждения верны» на стр.138

Контроль умений работать с текстом

Жизнедеятельность растений :  размножение. Половое размножение. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Давать определение понятию размножение, опыление, оплодотворение, самоопыление.

  Описывать строение цветка как органа полового размножения, сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворении).

Называть: значение полового  размножения,  органы полового размножения растений( и узнавать их на рисунках и таблицах). Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Вопросы № 1,15  на стр. 139

Рабочая тетрадь № 103,104

Вопрос №2 на стр. 139

Описание рисунков на стр. 135

 вопросы со свободным ответом.

Отличия полового размножения растений от полового размножения животных.

Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2 часа)

30

 Рост и развитие растений и животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.140-143   стр.146-148   учебника

«Подумайте» на стр.144

«Какие утверждения верны» на стр.144

Контроль понятий

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша на примере ланцетника. Постэмбриональное развитие животных.

Давать определение понятию  индивидуальное развитие  Описывать  на таблице части  цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.

Называть:  роль семян и плодов в жизни растения, условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; способы распространения семян.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Описывать  сущность эмбрионального и постэмбрионального  развития животных.

Называть:  этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных

Наблюдать за ростом и развитием животных.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними.

Вопросы № 7,10,11,12,13  на стр. 145

Рабочая тетрадь № 107

Вопрос №4,5,6, на стр. 145

Описание рисунков на стр. 134-135,142-143

 вопросы со свободным ответом.

Сообщения учащихся, сделанные на основе собственных наблюдений Вопросы № 8  на стр. 151

Рабочая тетрадь № 111,112

Вопрос №1,9 , на стр. 151

Описание рисунков на стр. 146-147

 вопросы со свободным ответом.

Выполнение лабораторной работы №9 «Прямое и непрямое развитие насекомых» и выводы к ней.

Типы прорастания семян. Моделирование опытов, доказывающих необходимость тепла, воздуха и воды для прорастания семян. Стадии развития зародыша

(дробление, бластула, гаструла, нейрула)

31

Контрольная работа по теме «Размножение и развитие»

Контроль понятий Контроль основных терминов

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Раздел 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа)

Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ (1час)

32

Среда обитания организмов. Факторы среды.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.156-161   учебника

«Подумайте» на стр.162

 «Какие утверждения верны» на стр.162

Контроль остаточных знаний, Контроль работы с таблицей и схемой

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы( температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов.

Давать определение понятию   среда обитания, экология, экологические факторы.

Называть:   виды экологических факторов, типы взаимоотношения организмов.

Приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов, приспособления организмов к действию экологических факторов.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними

Вопросы № 1  на стр. 163

Рабочая тетрадь № 113,114,115,116

Вопрос №2,7,8,10 , на стр. 163

Описание рисунков на стр. 160-161

 вопросы со свободным ответом.

Экологические проблемы нашего региона.

Тема 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час)

33

Природные сообщества

Комбинированный урок.

Д/з: стр.163-166   учебника

«Подумайте» на стр.170

 

Контроль остаточных знаний

Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

Давать определение понятию    природное сообщество, экосистема, цепи питания.

Называть:   3 группы организмов в экосистеме.

Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды

Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике, других источниках) о состоянии природных сообществ. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Вопросы № 1,3,10  на стр. 171

Рабочая тетрадь № 117

Вопрос №2,4 , на стр. 171

Описание рисунков на стр. 167

 вопросы со свободным ответом.

Описание рисунка на стр. 166-167

Природное сообщество-открытая саморегулирующаяся система.

4. ОБОБЩЕНИЕ (1 час)

34

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Контроль понятий Контроль основных терминов

Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных

Называть:   Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных.

Сравнивать строение и жизнедеятельности организма растения и животного и делать выводы на основе сравнения.

Задание «Выбери правильный ответ»

Вопросы со свободным ответом



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2004. -48с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компонент ты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнем задания.

Количество часов:

В неделю 1 час (34 часа)

Плановых контрольных уроков _9, практических работ 11ч.

Используемый УМК:

  1. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2006. - 176с;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  3. А.А. Калинина. Биология — поурочные разработки по биологии 6 класс — М.: «ВАКО», 2005
  4. Л.Д. Парфилова, И.А. Шмарина. Биология — Тематическое и поурочное планирование по биологии 6 класс — М.: «ЭКЗАМЕН», 2006
  5. Н.И. Сонин Биология. 6 класс — рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа. 2008  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 6 КЛАСС

В результате изучение биологии учащиеся должны:

знать/ понимать:

        признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

        сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

уметь:

        объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

        изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

        распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы  и системы органов животных;

        сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

        анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;

        проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...