Примерная рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Примерная рабочая программа по биологии 8класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_po_biologii_6_klass_na_2017_god.docx | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ №5
Коваленко Л.Н
Приказ от________№
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Основное общее образования 6 класс
Количество часов-34 ч
Учитель-Чебаненко Елена Дмитриевна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии. 5—9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин Г.Г. Швецов, издательство Дрофа. 2013 г
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Изучение биологии в 6 классе должно быть направлено на достижение следующих целей.
-Освоение системы биологических знаний: об общих биологических закономерностях, свойственных живой природе (признаки живого; уровневая организация и эволюция растений); о строении, процессах жизнедеятельности и роли растений в биосфере.
-Ознакомление с методами познания природы; проведение наблюдений за растениями, постановка биологических экспериментов; использование микроскопа для изучения клеток, тканей, органов растений.
-Овладение умениями: находить и использовать информацию о современных исследованиях в ботанике и экологии; использовать биологические знания для объяснения явлений и процессов живой природы и их жизнедеятельности; оценивать последствия своей деятельности по отношению к природной среде; выращивать и размножать растения, использовать лекарственные растения, съедобные грибы, плоды, семена; работа с биологическими приборами, справочниками и определителями.
ЗАДАЧИ
- познакомить обучающихся с многообразием растительного мира, бактериями, грибами.
- изучить принципы классификации растений и характерные признаки отделов, классов растений.
- рассмотреть условия для жизнедеятельности растений в связи с условиями их строения.
Нормативно- правовые документы.1-Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 об утверждении ФГОС основного общего образования. 2-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937). 3-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением от 8 апреля 2015 г. Протокол от № 1/15 ). 4- Авторская программа: на основе примерной программы основного общего образования по биологии. 5—9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин Г.Г. Швецов, издательство Дрофа. 2013 г
4- Учебный план МБОУ ООШ №5 на 2016-2017 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
- . характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов -растений, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений,
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.
Содержание учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Клетки, ткани и органы растений.Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
—видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
—различать и описывать органы цветковых растений;
—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
—изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
—осуществлять описание изучаемого объекта;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта;
—классифицировать объекты;
—проводить лабораторную работу в соответствии с
инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Регуляция процессов жизнедеятельности. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений;
испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные процессы жизнедеятельности растений;
—особенности минерального и воздушного питания растений;
—виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
—объяснять роль различных видов размножения у растений;
—определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств растений, произрастающих в Верховажском районе. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, выращиваемые в Верховажском районе, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
.
Тематическое планирование.
№п/п | Название темы | Количество часов | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности | Инструменты оценки. |
1 | Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | Знать :-внешнее и внутреннее строение цветковых растений; -видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений; Уметь: различать и описывать органы цветковых растений; -объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; -изучать органы растений в ходе лабораторных работ; -анализировать и сравнивать изучаемые объекты; -осуществлять описание изучаемого объекта; -определять отношения объекта с другими объектами; -определять существенные признаки объекта; -проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией | Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж- памятку последовательности действий при проведении анализа. Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семянОпределяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем. Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня. Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега. Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты Определяют понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой Определяют понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | Лабораторная работа №1,№2, №3, №4, №5, №6,№7 ,№8 |
2 | Раздел 2. Жизнь растений | 10 | Знать:- основные принципы жизнедеятельности растений; - особенности минерального и воздушного питания растений; -виды размножения растений и их значение; Уметь: -характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений ; -объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; --устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; -показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в при роде; -объяснять роль различных видов размножения у растений; - определять всхожесть семян растений; - анализировать результаты наблюдений и делать выводы; Под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов. | Выделять существенные признаки биологических процессов. Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и систем органов и их функциями. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. Сравнивают половое и бесполое размножение. | Лабораторная работа №9. Контрольная работа №1 |
3 | Раздел 3. Классификация растений | 6 | знать: —основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; —характерные признаки однодольных и двудольных растений; —признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; —важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Учащиеся должны уметь: —делать морфологическую характеристику растений; —выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; —работать с определительными карточками. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —различать объём и содержание понятий; —различать родовое и видовое понятия; —определять аспект классификации; —осуществлять классификацию. | Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками Выделяют основные особенности растений семейств Паслёновые и Бобовые. Определяют растения по карточкам Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | Лабораторная работа№10 |
4 | Раздел 4. Природные сообщества | 3 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —взаимосвязь растений с другими организмами; —растительные сообщества и их типы; —закономерности развития и смены растительных сообществ; —о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: —устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; —определять растительные сообщества и их типы; —объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; —проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы; —организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Личностные результаты обучения —Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку; —знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе; —понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; —умение реализовывать теоретические познания на практике; —осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; —понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; —умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; —воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями; —признание учащимися прав каждого на собственное мнение; —проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; —умение отстаивать свою точку зрения; —критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; —понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; —умение слушать и слышать другое мнение; —умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения | Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярус- ность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчёт) Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчёт по экскурсии. Выбирают задание на лето | Контрольная работа №2 |
Календарно-тематическое планирование по биологии на 2016-2017 учебный год
1 час в неделю всего 34 часа
Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс/В.В.Пасечник ООО «Дрофа» 2013
№ п/п | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
1 | Строение семян двудольных растений Лабораторная работа №1 | 01.09 | |
2 | Строение семян однодольных растений Лабораторная работа №2 | 08.09 | |
3 | Виды корней. Типы корневых систем Лабораторная работа №3 | 15.09 | |
4 | Строение корней Лабораторная работа №4 | 22.09 | |
5 | Условия произрастания и видоизменения корней | 29.09 | |
6 | Побег. Почки и их строение. Лабораторная работа №5 | 06.10 | |
7 | Внешнее строение листа | 13.10 | |
8 | Клеточное строение листа. Лабораторная работа №6 | 20.10 | |
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей | 27.10 | |
10 | Видоизменение побегов | 10.11 | |
11 | Цветок и его строение Лабораторная работа №7 | 17.11 | |
12 | Плоды и их классификация Лабораторная работа №8 | 24.11 | |
13 | Распространение плодов и семян | 01.12 | |
14 | Питание растений. Минеральное питание растений | 08.12 | |
15 | Контрольная работа №2 | 15.12 | |
16 | Фотосинтез | 22.12 | |
17 | Дыхание растений Лабораторная работа №9 | 12.01 | |
18 | Испарение воды растениями. Листопад | 19.01 | |
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 26.01 | |
20 | Прорастание семян | 02.02 | |
21 | Способы размножения растений | 09.02 | |
22 | Размножение споровых растений | 16.02 | |
23 | Размножение семенных растений | 02.03 | |
24 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 09.03 | |
25 | Контрольная работа по тексту администрации | 16.03 | |
26 | Систематика растений | 23.03 | |
27 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | 06.04 | |
28 | Семейства Паслёновые и Бобовые | 13.04 | |
29 | Семейство Сложноцветные | 20.04 | |
30 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные Лабораторная работа №10 | 27.04 | |
31 | Важнейшие сельскохозяйственные растения | 04.05 | |
32 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | 11.05 | |
33 | Развитие и смена растительных сообществ | 18.05 | |
34 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Примерная рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Примерная рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Примерная рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по биологии 7класс ФГОС...
Примерная рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по биологии 9класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....
Рабочая программа по биологии 8класс
Рабочая программа по биологии 8класс по учебнику Романова Н.И., Жемчугова М.Б....