Примерная рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Примерная рабочая программа по биологии 7класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_po_biologii_6_klass_na_2017_god.docx | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ №5
Коваленко Л.Н
Приказ от________№
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Основное общее образования 6 класс
Количество часов-34 ч
Учитель-Чебаненко Елена Дмитриевна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии. 5—9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин Г.Г. Швецов, издательство Дрофа. 2013 г
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Изучение биологии в 6 классе должно быть направлено на достижение следующих целей.
-Освоение системы биологических знаний: об общих биологических закономерностях, свойственных живой природе (признаки живого; уровневая организация и эволюция растений); о строении, процессах жизнедеятельности и роли растений в биосфере.
-Ознакомление с методами познания природы; проведение наблюдений за растениями, постановка биологических экспериментов; использование микроскопа для изучения клеток, тканей, органов растений.
-Овладение умениями: находить и использовать информацию о современных исследованиях в ботанике и экологии; использовать биологические знания для объяснения явлений и процессов живой природы и их жизнедеятельности; оценивать последствия своей деятельности по отношению к природной среде; выращивать и размножать растения, использовать лекарственные растения, съедобные грибы, плоды, семена; работа с биологическими приборами, справочниками и определителями.
ЗАДАЧИ
- познакомить обучающихся с многообразием растительного мира, бактериями, грибами.
- изучить принципы классификации растений и характерные признаки отделов, классов растений.
- рассмотреть условия для жизнедеятельности растений в связи с условиями их строения.
Нормативно- правовые документы.1-Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 об утверждении ФГОС основного общего образования. 2-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937). 3-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением от 8 апреля 2015 г. Протокол от № 1/15 ). 4- Авторская программа: на основе примерной программы основного общего образования по биологии. 5—9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин Г.Г. Швецов, издательство Дрофа. 2013 г
4- Учебный план МБОУ ООШ №5 на 2016-2017 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
- . характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов -растений, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений,
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.
Содержание учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Клетки, ткани и органы растений.Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
—видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
—различать и описывать органы цветковых растений;
—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
—изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
—осуществлять описание изучаемого объекта;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта;
—классифицировать объекты;
—проводить лабораторную работу в соответствии с
инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Регуляция процессов жизнедеятельности. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений;
испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные процессы жизнедеятельности растений;
—особенности минерального и воздушного питания растений;
—виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
—объяснять роль различных видов размножения у растений;
—определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств растений, произрастающих в Верховажском районе. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, выращиваемые в Верховажском районе, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
.
Тематическое планирование.
№п/п | Название темы | Количество часов | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности | Инструменты оценки. |
1 | Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | Знать :-внешнее и внутреннее строение цветковых растений; -видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений; Уметь: различать и описывать органы цветковых растений; -объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; -изучать органы растений в ходе лабораторных работ; -анализировать и сравнивать изучаемые объекты; -осуществлять описание изучаемого объекта; -определять отношения объекта с другими объектами; -определять существенные признаки объекта; -проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией | Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж- памятку последовательности действий при проведении анализа. Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семянОпределяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем. Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня. Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега. Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты Определяют понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой Определяют понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | Лабораторная работа №1,№2, №3, №4, №5, №6,№7 ,№8 |
2 | Раздел 2. Жизнь растений | 10 | Знать:- основные принципы жизнедеятельности растений; - особенности минерального и воздушного питания растений; -виды размножения растений и их значение; Уметь: -характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений ; -объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; --устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; -показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в при роде; -объяснять роль различных видов размножения у растений; - определять всхожесть семян растений; - анализировать результаты наблюдений и делать выводы; Под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов. | Выделять существенные признаки биологических процессов. Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и систем органов и их функциями. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. Сравнивают половое и бесполое размножение. | Лабораторная работа №9. Контрольная работа №1 |
3 | Раздел 3. Классификация растений | 6 | знать: —основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; —характерные признаки однодольных и двудольных растений; —признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; —важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Учащиеся должны уметь: —делать морфологическую характеристику растений; —выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; —работать с определительными карточками. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —различать объём и содержание понятий; —различать родовое и видовое понятия; —определять аспект классификации; —осуществлять классификацию. | Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками Выделяют основные особенности растений семейств Паслёновые и Бобовые. Определяют растения по карточкам Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | Лабораторная работа№10 |
4 | Раздел 4. Природные сообщества | 3 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —взаимосвязь растений с другими организмами; —растительные сообщества и их типы; —закономерности развития и смены растительных сообществ; —о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: —устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; —определять растительные сообщества и их типы; —объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; —проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы; —организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Личностные результаты обучения —Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку; —знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе; —понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; —умение реализовывать теоретические познания на практике; —осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; —понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; —умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; —воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями; —признание учащимися прав каждого на собственное мнение; —проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; —умение отстаивать свою точку зрения; —критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; —понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; —умение слушать и слышать другое мнение; —умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения | Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярус- ность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчёт) Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчёт по экскурсии. Выбирают задание на лето | Контрольная работа №2 |
Календарно-тематическое планирование по биологии на 2016-2017 учебный год
1 час в неделю всего 34 часа
Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс/В.В.Пасечник ООО «Дрофа» 2013
№ п/п | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
1 | Строение семян двудольных растений Лабораторная работа №1 | 01.09 | |
2 | Строение семян однодольных растений Лабораторная работа №2 | 08.09 | |
3 | Виды корней. Типы корневых систем Лабораторная работа №3 | 15.09 | |
4 | Строение корней Лабораторная работа №4 | 22.09 | |
5 | Условия произрастания и видоизменения корней | 29.09 | |
6 | Побег. Почки и их строение. Лабораторная работа №5 | 06.10 | |
7 | Внешнее строение листа | 13.10 | |
8 | Клеточное строение листа. Лабораторная работа №6 | 20.10 | |
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей | 27.10 | |
10 | Видоизменение побегов | 10.11 | |
11 | Цветок и его строение Лабораторная работа №7 | 17.11 | |
12 | Плоды и их классификация Лабораторная работа №8 | 24.11 | |
13 | Распространение плодов и семян | 01.12 | |
14 | Питание растений. Минеральное питание растений | 08.12 | |
15 | Контрольная работа №2 | 15.12 | |
16 | Фотосинтез | 22.12 | |
17 | Дыхание растений Лабораторная работа №9 | 12.01 | |
18 | Испарение воды растениями. Листопад | 19.01 | |
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 26.01 | |
20 | Прорастание семян | 02.02 | |
21 | Способы размножения растений | 09.02 | |
22 | Размножение споровых растений | 16.02 | |
23 | Размножение семенных растений | 02.03 | |
24 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 09.03 | |
25 | Контрольная работа по тексту администрации | 16.03 | |
26 | Систематика растений | 23.03 | |
27 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | 06.04 | |
28 | Семейства Паслёновые и Бобовые | 13.04 | |
29 | Семейство Сложноцветные | 20.04 | |
30 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные Лабораторная работа №10 | 27.04 | |
31 | Важнейшие сельскохозяйственные растения | 04.05 | |
32 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | 11.05 | |
33 | Развитие и смена растительных сообществ | 18.05 | |
34 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная рабочая программа для 8 класса по математике
Примерная рабочая программа для 8 класса по математике: в данной разработке алгебра ( УМК МОрдкович) и геометрия ( УМК Атанасян) собраны в единую программу. ...
Примерная рабочая программа «Автодело» 10 класс
Программа обучения по профессии «Автослесарь» Пояснительная запискаАктуальностьОбновляющееся общество остро нуждается в профессионалах высокойквалификации, способных успешно трудится в условиях н...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Примерная рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Примерная рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Примерная рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по биологии 8класс ФГОС...
Примерная рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по биологии 9класс ФГОС...