Рабочая программа по биологии. 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Рабочая программа по биологии. 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7.docx144.59 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная   записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой. На изучение биологии отводится 35 недель — всего 70 часов, из них 1 час - резервное время.

 

II. Цели и задачи изучения курса

* овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;

* овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

* формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

* воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

* установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;

* подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

* иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

   

III.Нормативно – правовая база

Обоснование выбора программы.

        Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 6 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

        1.Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

        2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

        3.Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

        4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

        5.Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

        6.И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-граф, 2010.

        7. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Биология-7 Животные» авторов В.М. Константинова, В.С.Кучменко, И.Н. Пономаревой Программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.-176с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

        8.Распределение тем соответствует сборнику Н.Ф.Бодровой «Изучение курса «Животные» . Поурочное планирование: Книга для учителя – Воронеж: ВОИПК и ПРО, 2011г., где планирование представлено из расчета 2 часа в неделю.

IV. Учебно-методические материалы

для учащихся:

1. В.М. Константинова, В.С. Бабенко, В.С.Кучменко. Биологи 7класс: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.:Вентана-Граф, 2011;

2. Тетрадь с печатной основой: Н.Ф.Бодрова. Биология: Животные. Рабочая тетрадь. Воронеж, ВОИПКиПРО, 2011г;

3. Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. — СПб.: Специальная литература, 1996;

4. Секреты природы I Пер. с англ. — 3AO «Издательский дом Ридерз Дайджест»,1999;

5. Сладков Н. Покажите мне их! Зоология дпя детей I Художн. Р.Варшамов. — М.: РОСМЭН. 1994;

6. Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы /Художн. Р.Варшамов. — М.: РОСМЭН;  

7. Суматохин С. В., Кучменко В.С. Биология Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие дпя учащихся основной школы. — М.: Мнемоника, 2000;

8. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп.l Гпав. ред. M. Д. Аксенова.- М.: Авантаж, 1998;

9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. Х. Тамбиев. — М.: 000 «Фирма "Издательство АСТ"»; 000 «Астрепь», 1999;

10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле I — M: 000 «Фирма "Издательство АСТ"»; 000 «Астрель», 2001;

11.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф.Сергеев; — M.: 000 «Фирма "Издательство АСТ"»; 000 «Астрель», 1999.

для учителей:

1. Бодрова Н.Ф. Биология: Животные 7класс: Методическое пособие для учителя.- Воронеж: 2011 – 240с;

2. Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. — М.: Дрофа, 2009;  

3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. — М.: Дрофа, 2009;  

4. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002;

5. Дидактические карточки-задания по биологии: Животные. I Е. Т. Бровкина, В. И. Бепых.— М.: Издательский Дом "ГЕНДЖЕР",1997;

6. Шапкин В.А. Биология. Животные: Пособие для учителя. — М.: Дрофа, 2001;

7. Никишов А. И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. — М.:РАУБ; Цитадель, 1996;

8. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. — М.:Дрофа, 2008;

9.  Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных: Кн. дпя учителя. — M.: Просвещение, 1999;

10. Уроки биологии с применением информационных технологий. 7 класс. Методическое пособие с электронным приложением IАвт.-сост. С.Н. Лебедев. — M.: Издательство «Глобус», 2010;

для учащихся:

MULTIMEDIA — поддержка курса «Биология. Животные»

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).  Республиканский мультимедиа центр, 2004;  

2. Биология 7 класс. Многообразие живых организмов.

3. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание). Дрофа, Физикон, 2008;

4.Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;

5. Интернет-ресурсы.

Дополнительная литература:

Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

http://bird.geoman.ru/ - Птицы

http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые

http://animal.geoman.ru/ - Животные

http://fish.geoman.ru/ - Рыбы

V. Сводная таблица контроля

Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Лабораторная работа

1

4

4

1

10

Тест

2

2

3

3

10

VI. Ведущие технологии

1)  Личностно-ориентированного обучения;

2)  Проблемного обучения;

3) Индивидуально-дифференцированное  с  использованием      информационно-коммуникативных технологий.


VII. Требования к уровню подготовки учащихся

Содержательная линия

Обязательный минимум

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны знать уметь

1. Введение

(5 часов)

1.Зоология - наука о животных.

Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных.

2.Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных

3.Классификация животных. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Методы изучения животных.

4.Зависимость жизни животных от человека.

Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк.

1.Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений.

2.Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

3.Среды жизни и места обитания животных. 4.Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

5.Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

6.Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

7.Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

1.Называть предмет изучения зоологии.

2. Описывать признаки животных.

3. Отличать животных от растений.

4. Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них.

5. Отличать классификацию растений от классификации животных.

6. Описывать меры охраны редких животных.

2.Строение тела животных (3 часа)

1.Животный организм как биосистема.

2.Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей.

3.Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

1.Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток.

2.Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей

3. Орган - часть организма. Системы органов: опорно-двигательная система, пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. План строения тела животных. Симметрия тела: лучевая, двусторонняя.

1.Перечислять основные органоиды клетки.

2. Отличать клетки животных от клеток растений.

3. Называть основные виды тканей

4. Характеризовать строение и функции систем органов.

3.Подцарство Простейшие

(4 часа)

1. Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов.

2.Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, размножение (деление клетки). Образование цисты. Раздражимость. Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории

3. Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Среда обитания и условия жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков.

4.Автотрофное и гетеротрофное питание

5. Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, два ядра, две сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс

6.Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории.

7.Роль простейших в природе и в жизни человека.

8.Паразитические простейшие - возбудители заболеваний человека: малярия, дизентерия

1.Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

2.Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование 3.Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.

4.Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных  5.Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

6.Значение простейших в природе и жизни человека.

1.Называть среду обитания и способ передвижения.

2. Описывать условия образования цисты.

3. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы, эвглены зеленой, инфузории туфельки

4. Объяснять способ питания и выделения, размножения.

5.Доказывать, что клетка простейших является самостоятельным организмом.

6. Сравнивать различных представителей простейших.

7. Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.

8. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека

4.Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополосные  (4 часа)

1.Признаки типа

Кишечнополостные: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок.

2.Одиночные и колониальные организмы.

3.Размножение: бесполое и половое.

4.Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение (специализация клеток). Жизнедеятельность: питание, дыхание, выделение, размножение и развитие. Регенерация. Механизм безусловного рефлекса

5. Роль кишечно-полостных в природе и в жизни человека.

1.Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение.

2.Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток.

3.Питание гидры.

4.Дыхание.

5.Раздражимость. 6.Размножение гидры. 7.Регенерация. Значение в природе.

8.Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

9.Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

1.Называть признаки типа Кишечнополостные.

2. Выделять причинно -следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела.

3. Распознавать строение гидры.

4. Перечислять значение различных клеток.

5. Описывать особенности жизнедеятельности гидры.

6. Характеризовать по плану

размножение пресноводной гидры.

7.Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

8. Распознавать и описывать

представителей типа Кишечнополостные.

5.Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви (6 часов)

1.Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение.

2.Плоские черви - возбудители заболеваний человека и животных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от заражения.

3.Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека.

4.Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы

5. Образ жизни и особенности строения дождевого червя. Значение в природе и жизни человека.

1.Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

2.Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

3.Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных

Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

4. Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. 5.Значение червей и их место в истории развития животного мира.

1.Называть функции систем внутренних органов.

2. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов.

3. Распознавать животных типа Плоские, круглые, кольчатые черви.

4. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

5. Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей.

6. Объяснять меры профилактики заражения.

7. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.

8. Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.

9. Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

6.Тип Моллюски (4 часа)

1.Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела).

Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы. Процессы жизнедеятельности.

2.Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков. Особенности строения.

3. Многообразие и практическое значение двустворчатых моллюсков. Особенности строения. Строение раковины.

4. Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. Особенности строения.

1.Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

2.Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

3.Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

4.Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

1.Распознавать и описывать

животных типа моллюсков.

2. Выделять особенности строения и функций моллюсков.

3. Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков.

4.Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

5. Объяснять значения в природе и в жизни человека.

6. Выделять приспособления

брюхоногих моллюсков к среде обитания.

7. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

7.Тип Членистоногие (7 часов)

1.Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела.

2. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.

3. Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов.

Поведение и особенности жизнедеятельности.

Клещи. Значение паукообразных. Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа.

4.Типы ротового аппарата: грызущелижущий, колющесосущий, фильтрующий, сосущий.

5.Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами.

Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение.

6. Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением. Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным и полным превращением

7. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд.

8. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых.

9. Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические

1.Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

2.Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

3.Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

4.Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых

1.Распознавать животных типа Членистоногие

2. Распознавать и описывать

внешнее строение и многообразие членистоногих

3.Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

4 Выделять отличия внутреннего строения членистоногих

5.Объяснять роль членистоногих в природе и в жизни человека.

6. Выявлять приспособления членистоногих к среде обитания, образу жизни.

7. Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих

8. Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением

9. Описывать стадии развития насекомых.

10. Перечислять признаки отрядов.

11. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека.

12.. Доказывать, что тутовый шелкопряд - домашнее животное.

13. Характеризовать меры по охране насекомых.

14. Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми.

15. Называть насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний человека.

8.Тип Хордовые

(7 часов)

1.Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы.

2.Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановления.

3.Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

4.Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

5.Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. 6.Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. 6.Аквариумное рыбоводство.

1.Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей.

2.Особенности внешнего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

3. Системы внутренних органов: опорно- двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная.

4. Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграции, забота о потомстве.

5. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие и кистеперые рыбы.

6.Значение их в происхождении наземных позвоночных животных.

7.Приспособления рыб к разным условиям обитания.

8. Практическое значение рыб. Рыболовство. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные.

9.Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах.

1.Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде

2. Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.

3. Выделять: особенности строения рыб; особенности строения и функции органов чувств.

4.Называть отделы, органы систем и их функцию.

5. Перечислять характерные черты внутреннего строения.

6. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб.

7. Называть тип оплодотворения у большинства рыб.

8. Приводить примеры проходных рыб.

9.Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб.

10. Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.

11. Перечислить особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб.

12. Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.

13. Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение.

14 Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства..

9.Класс Земноводные, или Амфибии (5 часов)

1.Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни.

2.Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки.

3.Размножение и развитие лягушки.

4.Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

5.Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные.

6.Значение земноводных в природе и в жизни человека.

7.Охрана земноводных.

1.Признаки класса. Места обитания и образ жизни.

2.Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура

3.Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная.

4.Обмен веществ и энергии.

5.Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки с метаморфозом. Сходство личинок земноводных с рыбами. Вымершие земноводные.

6. Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки).

7.Значение земноводных в природе и в жизни человека.

 8.Охрана земноводных.

1.Узнавать отделы скелета земноводных.

2. Описывать внешнее строение земноводных.

3. Описывать приспособления к жизни на суше и в воде.

4. Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

5. Описывать строение и функции систем внутренних органов.

6. Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.

7. Объяснять проявление метаморфоза у головастиков.

8. Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни.

10.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов)

1.Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в на- земно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета.

2. Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга.

3.Обмен веществ: питание, дыхание и выделение.

4.Поведение. Размножение и развитие.

5.Отряды класса Пресмыкающиеся: чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степная и обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые змеи (ужи, полозы).

6.Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

7.Охрана пресмыкающихся. 8.Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Зверозубые ящеры.

1.Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

2. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде.

3.Питание и поведение.

4.Годовой цикл жизни. 5.Размножение и развитие.

6. Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

7.Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда.

8.Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи

9.Значение змей в природе и в жизни человека.

10.Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы.

11.Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

12.Охрана пресмыкающихся.

13.Разнообразие древних пресмыкающихся.

14.Причины их вымирания. 15.Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

1.Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни.

2. Объяснять название класса - «Пресмыкающиеся»

3. Перечислять усложнения в строении систем органов.

4. Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

5. Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся.

6. Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов

7. Распознавать и описывать

представителей отрядов пресмыкающихся.

8. Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся

9. Называть причины вымирания ящеров.

10. Объяснять:

-роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе;

-необходимость охраны пресмыкающихся.

11. Класс Птицы

(7 часов)

1.Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися

2.Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полету: срастание и пневматичность костей.

Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия.

4.Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полету. Интенсивный обмен веществ.

5. Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы.

6. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, гнездостроение, насиживание, послегнездовой период, сезонные миграции.

7. Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы

8. Охрана и привлечение птиц.

9.Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.

10.Промысловые птицы их рациональное использование и охрана.

11.Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

1.Общая характеристика класса. Среда обитания птиц.

2.Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. 3.Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. 4.Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися.

5.Размножение и развитие.

6.Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

7.Перелеты птиц.

8.Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс.

9.Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы.

10.Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

11.Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

12.Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы.

13.Охрана и привлечение птиц.

14.Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.

15.Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

16.Домашние птицы. 17.Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

1.Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.

2. Описывать приспособления внешнего строения для полета.

3. Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.

4. Выделять особенности строения скелета птиц.

5. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

6. Характеризировать изменения скелета птиц в связи с полетом

7. Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

8. Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету.

9. Объяснять:

• почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями;

причины интенсивности обмена веществ.

10. Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом.

11. Называть причины появления у птиц инстинкта перелета.

12. Называть экологические группы птиц.

13. Перечислять роль птиц: в природе;

в жизни человека.

14. Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур.

15. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц.

12. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов)

1.Признаки класса Млекопитающие.

Среды жизни и места обитания.

Особенности внешнего строения.

Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих.

2. Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.

3. Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

4. Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери.

5. Признаки отрядов.

6. Сходство человекообразных обезьян с человеком.

7. Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно- древесного образа жизни.

8. Домашние звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади. Охотничье- промысловые звери.

9.Охрана млекопитающих: заповедники, зоопарки, акклиматизация.

1.Общая характеристика класса.

2.Места обитания млекопитающих. 3.Особенности внешнего и внутреннего строения.

4.Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.

 5.Размножение и развитие. Забота о потомстве.

6.Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

7.Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся.

8.Многообразие млекопитающих.

9.Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные.

 10.Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

11.Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

12.Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

13.Домашние звери.

14.Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.

15.Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. 16.Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. 17.Рациональное использование и охрана млекопитающих.

1. Называть общие признаки млекопитающих

2. Выделять особенностей внешнего строения.

3. Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий.

4. Перечислять особенности строения скелета.

5. Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

6. Выделять особенности внутреннего строения.

7. Приводить примеры заботы о потомстве.

8. Находить черты сходства в

размножении пресмыкающихся и млекопитающих.

9. Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком.

10. Характеризовать по плану

размножение и развитие зародыша.

11. Перечислить черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся.

12. Описывать строения и жизнедеятельность первозверей.

13. Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

14. Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

15. Сравнивать отряды млекопитающих.

16. Доказывать, что обезьяны - наиболее высокоорганизованные животные.

17. Перечислять основные экологические группы зверей.

18. Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих.

19. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры

редких и охраняемых млекопитающих.

20. Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека.

13.Развитие животного мира на Земле (3 часа)

1.Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства эволюции. Многообразие животных - результат эволюции.

2. Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов.

3.Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу.

1.Историческое развитие животного мира, доказательства.

2.Основные этапы развития животного мира на Земле.

3.Понятие об эволюции. 4.Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. 5.Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

6.Современный животный мир – результат длительного исторического развития.

7.Уровни организации живой материи.

8.Охрана и рациональное использование животных.

9.Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

1. Называть факторы эволюции.

2. Приводить доказательства

эволюции животного мира.

3.Называть основные этапы развития животного мира на Земле.

4. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов.

5. Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

Резервное время: 1 часа

IX. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные понятия

Дата проведения

план/факт

Тема 1.  Введение (5 часов)

1.

Зоология – наука о животных

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Называть предмет изучения зоологии.

Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений.

Описывать признаки животных.

Отличать животных от растений.

Выделять значение животных в природе и в жизни человека.

Зоология   -   наука   о животных. Многообразие  животных,   их   распространение.   Дикие   и   домашние животные. Черты     сходства     и различия животных и растении. Значение животных.

2.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Давать определение понятию

место обитания животного.

Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них.

Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными.

Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану.

Среды жизни и места обитания    животных. Взаимосвязи    животных

3.

Классификация животных и основные систематические группы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть систематические категории.

Отличать классификацию растений от классификации животных.

Объяснять   значение классификации животных.

Классификация животных. Значение  классификации животных.

Методы изучения животных.

Основные систематические категории животных: царство, подцар-ство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчиненность.

4.

Влияние человека на животных

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных.

Описывать меры охраны редких животных.

Прогнозировать последствия исчезновения животных

Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк.

5.

Вводный контроль

1

Урок контроля.

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

Тема 2. Строение тела животных (3 часа)

6.

Клетка

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Перечислять   основные   органоиды клетки.

Называть роль в клетках основных органоидов, основные виды тканей.

Отличать клетки животных от клеток.

Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток.

Цитология - наука о строении клетки.

7.

Ткани

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дать определение термину ткани.

Объяснять, почему у животных есть нервная ткань.

Характеризовать основные виды тканей.

Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей.

8.

Органы и системы органов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение терминам орган, система органов.

Называть системы органов.

Характеризовать строение и функции систем органов.

Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано.

Орган  - часть  организма. Систем   органов: опорно-двигательная система,     пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная,      половая. Организм как целостная система. План   строения   тела животных. Симметрия тела: лучевая,   двусторонняя.

Тема 3. Подцарство Простейшие (4 часа, л/р - 1)

9.

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть среду обитания и способ передвижения.

Описывать условия образования цисты. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы.

Объяснять способ питания и выделения, размножения.

Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом.

Общая  характеристика простейших    как одноклеточных   организмов. Тип          Саркодовые. Среда обитания. Особенности  строения  и жизнедеятельности: движение,      питание, выделение, дыхание, размножение (деление клетки). Образование цисты. Раздражимость. Раковинные  амебы, радиолярии, фораминиферы.

10.

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы

1

Комбинированный урок.

Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой.

Называть условия обитания и способ передвижения.

Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам.

Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными.

Выделять черты усложнения у эвглены зеленой.

Одноклеточные и колониальные   жгутиконосцы. Среда обитания и условия жизни. Особенности     строения  и жизнедеятельности. Наличие жгутиков. Автотрофное  и  гетеротрофное питание.

11.

Тип Инфузории

1

Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории»

Комбинированный урок.

Называть функции органоидов инфузории-туфельки.

Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки.

Доказывать, что инфузории - более сложные организмы.

Выделять особенности размножения у инфузорий.

Сравнивать различных представителей простейших.

Среда обитания. Особенности     строения инфузорий: наличие ресничек, два ядра,  две сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности    жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс. Многообразие инфузорий:    донные виды, паразиты,    малоподвижные виды.

12.

Многообразие простейших. Паразитические простейшие

1

Урок закрепления и систематизации знаний.

Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека

Характеризовать типы простейших.

Высказывать предположение о том, что одноклеточные животные не вымирают.

Типы       простейших: саркодовые,   жгутиконосцы, инфузории. Роль    простейших    в природе   и   в   жизни человека. Паразитические   простейшие - возбудители заболеваний человека: малярия, дизентерия. Жизненный    цикл малярийного плазмодия.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные (4 часа)

13.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры.

Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры.

Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела.

Признаки    типа    Кишечнополостные:   лучевая симметрия, наличие   кишечной   полости, стрекательные, клетки,   двухслойный мешок. Одиночные и колониальные организмы. Размножение:   бесполое и половое. Жизненные   формы   кишечнополостных:    полип    и медуза.

14.

Пресноводная гидра

1

Урок закрепления и систематизации знаний.

Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры.

Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры.

Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела.

Признаки    типа    Кишечнополостные:   лучевая симметрия, наличие   кишечной   полости, стрекательные, клетки,   двухслойный мешок. Одиночные и колониальные организмы. Размножение:   бесполое и половое. Жизненные   формы   кишечнополостных:    полип    и медуза.

15.

Морские Кишечнополостные

1

Урок закрепления и систематизации знаний.

Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать

представителей типа Кишечнополостные.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Характеризовать тип Кишечнополостные.

Роль   кишечнополостных   в   природе   и   в жизни человека.

16.

Урок-зачет по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные ».  

1

Зачёт № 1.

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

Тема 5. Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви (6 часов, л/р - 2)

17.

Тип Плоские черви

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть функции систем внутренних органов.

Узнавать по рисункам и таблицам системы органов.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Объяснять поведение белой планарии.

Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

Признаки   типа   Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная,     половая, нервная). Размножение.      Гермафродиты,   внутреннее оплодотворение

18.

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

1

Комбинированный урок.

Называть меры защиты от паразитических червей.

Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека.

"Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей.

Характеризовать по плану тип Плоские черви.

Плоские черви - возбудители     заболеваний   человека   и   животных. Цикл  развития паразитических червей. Меры защиты от заражения паразитическими червями.

19.

Тип Круглые черви. Класс Нематоды

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Распознавать и описывать

животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Объяснять меры профилактики заражения.

Характеризовать образ жизни круглых червей.

Называть функции систем внутренних органов.

Узнавать по рисункам и таблицам системы органов.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Объяснять поведение белой планарии.

Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

20.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Узнавать по рисункам и называть системы органов.

Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.

Называть меры защиты от паразитических червей.

Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека.

"Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей.

Характеризовать по плану тип Плоские черви.

21.

Класс Малощетинковые черви

1

Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

Комбинированный урок.

 Описывать приспособления для жизни в почве.

Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.

Характеризовать по плану тип Кольчатые черви.

Определять принадлежность   кольчатых червей к классам.

Называть функции систем внутренних органов.

Узнавать по рисункам и таблицам системы органов.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Объяснять поведение белой планарии.

Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

22.

Урок-зачет по теме «Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви»

1

Зачёт № 2.

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

Тема 6. Тип Моллюски (4 часа, л/р - 1)

23.

Общая характеристика типа Моллюски

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

Выделять особенности строения и функций моллюсков.

Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни,           особенности строения (мантия, отделы тела). Системы    внутренних органов.     Появление дыхательной     системы. Процессы   жизнедеятельности.

24.

Класс Брюхоногие моллюски

1

Комбинированный урок.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков.

Объяснять значения в природе и в жизни человека.

Выделять приспособления

брюхоногих моллюсков к среде обитания.

Многообразие и практическое       значение брюхоногих     моллюсков.       Особенности строения.

25.

Класс Двустворчатые моллюски

1

Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

Комбинированный урок.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков.

Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.

Объяснять значение двустворчатых моллюсков.

Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

Многообразие и практическое       значение двустворчатых     моллюсков.   Особенности строения.     Строение раковины.

26.

Класс Головоногие Моллюски

1

Комбинированный урок.

Называть функции головоногих моллюсков.

Выделять особенности строения головоногих моллюсков.

Характеризовать по плану представителей классов моллюсков.

Многообразие и практическое       значение головоногих     моллюсков.       Особенности строения

 Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов, л/р - 1)

27.

 Класс Ракообразные

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообра- зие членистоногих.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять отличия внутреннего строения ракообразных.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.-

Тип     Членистоногие. Внешний   скелет,   отделы   тела,   смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы    внутренних органов:      пищеварительная,      дыхательная, кровеносная, выделительная,      нервная, половая, органы чувств. Многообразие ракообразных: десятиногие, листоно-гие, веслоногие, равноногие, раз-ноногие, усоногие.

28.

Класс Паукообразные

1

Комбинированный урок.

Описывать образ  жизни  и  особенности      строения паукообразных:   восьминогие,    отсутствие усиков, органы дыхания   наземного  типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Узнавать системы   внутренних органов.

Выделять особенности поведения и жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных

Образ  жизни  и  особенности      строения паукообразных:   вось-миногие,    отсутствие усиков, органы дыхания   наземного  типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы   внутренних органов. Поведение и особенности   жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Ловчие сети  различных видов пауков.

29.

Класс Насекомые

1

Л/р № 5 «Внешнее строение насекомых».

Комбинированный урок.

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выделять приспособления

насекомых к среде обитания, особенности внутреннего строения насекомых.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих, внутреннее строение насекомых и паукообразных.

Узнавать системы внутренних органов.

Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. Типы ног у насекомых. Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение.

30.

Типы развития насекомых и многообразие

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением.

Описывать стадии развития насекомых.

Перечислять признаки отрядов.

Выделять особенности развития насекомых.

Развитие   насекомых: с   неполным   превращением  и с полным превращением.   -Признаки   отрядов   насекомых. Стадии    развития    с неполным   и   полным превращением.

31.

Общественные насекомые - пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых

1

Урок закрепления знаний.

Приводить примеры продуктов пчеловодства, и их использования человеком.

Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. 

Доказывать, что тутовый шелкопряд - домашнее животное.

Характеризовать меры по охране насекомых.

Пчелы и муравьи -    общественные насекомые. Структура  особей пчелиной    и    муравьиной семьи. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты     пчеловодства. Охрана насекомых.

32.

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

1

Урок закрепления знаний.

Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми.

Называть насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний человека.

Приводить примеры насекомых-вредителей и описывать их развитие.

Характеризовать по плану насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний.

Отрицательное     значение        насекомых: вредители культурных растений,   переносчики заболеваний. Методы борьбы человека   с   насекомыми: физические,   химические,       агротехнические, биологические.

33.

Урок-зачет по теме  «Тип Членистоногие»

1

Зачёт № 3

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

Тема 8. Тип Хордовые (7 часов, л/р - 2)

34.

Хордовые. Примитивные формы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать животных типа Хордовые.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде.

Характеризовать особенности строения ланцетника.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

Признаки     хордовых: внутренний      скелет, нервная   трубка,   пищеварительная  трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание         и внешнее      строение. Системы   внутренних органов. Вторичноротые животные. Описание ланцетника  П.С. Палласом. Развитие  ланцетника.

35.

Рыбы: Общая характеристика и внешнее строение

1

Л/р №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Комбинированный урок.

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Определять по рисунку места обитания рыб.

Характеризовать функции плавников рыбы.

Выделять:

•  особенности строения рыб; •  особенности     строения     и функции органов чувств.

Общие признаки подтипа Черепные: наличие   позвоночника   и разделение    нервной трубки на головной и спинной  мозг,  развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего  строения  на  примере костистой рыбы. Роль     плавников     в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

36.

Внутреннее строение рыб

1

Л/р № 7 «Внутреннее строение тела рыбы».

Комбинированный урок.

Называть отделы, органы систем и их функцию.

Перечислять характерные черты внутреннего строения.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб.

Выделять особенности строения рыб.

Системы   внутренних органов:          опорно-двигательная,    пищеварительная,     дыхательная, кровеносная, нервная,         выделительная.

37.

Особенности размножения рыб

1

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

Называть тип оплодотворения у большинства рыб.

Приводить примеры проходных рыб.

Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб.

Объяснять значение миграций в жизни рыб.

Органы размножения. Размножение   и   развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности   поведения: миграции, забота о потомстве.

38.

Основные систематические группы рыб

1

Комбинированный урок.

Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.

Распознавать и описывать

наиболее распространенные виды рыб, обитающие в Водоемах Брянкой области.

Перечислить особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб.

Сравнивать различные отряды костистых рыб.

Доказывать, что хрящевые рыбы -древняя группа рыб.

Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие    костистых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие       и кистеперые       рыбы. Значение их в происхождении     наземных позвоночных    животных. Приспособления   рыб к   разным   условиям обитания.

39.

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Называть представителей промысловых рыб.

Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение.

Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека.

Доказывать практическую значимость прудоводства.

Объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации.

Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства.

Практическое    значение рыб. Рыболовство. Промысловое   значение   рыб.   Основные группы   промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные,   карпообразные. Рациональное        использование,   охрана и       воспроизводство рыбных        ресурсов. Прудовое   хозяйство. Виды    рыб,    используемые   в   прудовых хозяйствах.

40.

Урок-зачет по теме «Класс рыбы »

1

Зачёт № 4

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (5 часов)

41.

Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Узнавать отделы скелета земноводных.

Описывать внешнее строение земноводных.

Описывать приспособления к жизни на суше и в воде.

Выделять особенности строения земноводных.

Сравнивать скелет земноводных и костных рыб.

Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее      строение лягушки.       Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура.

42.

Строение и деятельность систем внутренних органов

1

Комбинированный урок.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Описывать строение и функции систем внутренних органов.

Сравнивать строение систем внутренних органов.

Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб.

Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная. Обмен веществ и энергии.

43.

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных

1

Комбинированный урок.

Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.

Сравнивать по выделенным критериям скелет ящерицы и ужа

Размножение.    Внешнее оплодотворение. Развитие   лягушки , с метаморфозом. Сход Особенности       внутреннего        строения: появление  дыхательных   путей,   увеличение отделов головного мозга. Обмен   веществ:   питание, дыхание и выделение. Поведение.    Размножение и развитие.

44.

Многообразие земноводных

1

Комбинированный урок.

Называть:

места обитания земноводных, основные отряды

Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни

Указывать причины сокращения и меры по охране.

Характеризовать роль амфибий в природе

Оценка и коррекция знаний учащихся.

Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение земноводных в природе ив жизни человека. Охрана земноводных. Тестирование по темам « Тип Членистоногие».

45.

Урок-зачет по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

1

Зачёт № 5

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

 Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов)

46.

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы)

1

Комбинированный урок.

Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни

Объяснять название класса – «Пресмыкающиеся».

Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона

Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.

Строение скелета

47.

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся

1

Комбинированный урок.

Перечислять усложнения в строении систем органов.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся.

Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства.

Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся

Особенности       внутреннего        строения: появление  дыхательных   путей,   увеличение отделов головного мозга. Обмен   веществ:   питание, дыхание и выделение. Поведение.    Размножение и развитие.

48.

Многообразие пресмыкающихся

1

Комбинированный урок.

Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов.

Распознавать и описывать

представителей отрядов пресмыкающихся.

Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся.

Отряды   класса   Пресмыкающиеся:       чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степная   и   обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые         змеи (ужи, полозы). Отряд    Крокодилы.

49.

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.  Древние пресмыкающиеся

1

Комбинированный урок.

Приводить примеры ящеров и их среды жизни.

Называть причины вымирания ящеров.

Объяснять:

•   роль     пресмыкающихся     в жизни человека и в природе; •   необходимость охраны пресмыкающихся.

Роль  пресмыкающихся в природе и жизни человека.        Охрана пресмыкающихся. Разнообразие    древних пресмыкающихся. Причины  их  вымирания. Зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

50.

Урок-зачет по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»

1

Зачёт № 6

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

Тема 11. Класс Птицы (7 часов, л/р - 2)

51.

Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц

1

Л/р № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Комбинированный урок.

Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.

Описывать приспособления внешнего строения для полёта

Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.

Выделять особенности строения скелета птиц.

Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися.

52.

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы

1

Л/р № 9 «Строение скелета птицы».

Комбинированный урок.

Выделять особенности строения скелета птиц.

Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание и пневматичность костей.

Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия.

53.

Внутреннее строение птицы: Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы

1

Комбинированный урок.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Выделять приспособленность систем органов птиц к полету.

Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся.

Объяснять, почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена веществ.

Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полёту. Интенсивный обмен веществ.

54.

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления птиц

1

Комбинированный урок.

Называть этапы развития яйца и зародыша, причины появления у птиц инстинкта перелёта.

Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом.

Устанавливать соответствие

между частями яйца и их функциями.

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений.

Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц.

Органы размножения. Развитие яйца  и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, сезонные миграции.

55.

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Называть экологические группы птиц.

Приводить примеры птиц различных экологических групп.

Определять особенности строения птиц различных экологических групп.

Экологические группы птиц по местам обитания:   птицы   лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные,  хищные и всеядные птицы.

56.

Значение и охрана птиц

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Перечислять роль птиц: •   в природе; •   в жизни человека.

Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц.

Распознавать и описывать

домашних птиц.

Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся.

Охрана   и   привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах    и    в жизни человека. Промысловые   птицы, их  рациональное   использование  и  охрана. Домашние        птицы. Важнейшие     породы домашних    птиц,    их использование   человеком.-

57.

Урок-зачет по теме «Класс Птицы»

1

Зачёт № 7

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

 Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов, л/р - 1)

58.

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть общие признаки млекопитающих.

Перечислять функции желез млекопитающих.

Описывать строение кожи.

Выделять особенностей внешнего строения.

Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий.

Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы  млекопитающих.

59.

Внутренне строение млекопитающих: опорно - двигательная и нервная системы

1

Л/р №10 «Строение скелета млекопитающих».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Перечислять особенности строения скелета.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих.

Особенности        внутреннего        строения. Усложнение строения опорно-двигательной и   нервной   системы. Усложнение    органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.

60.

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы

1

Комбинированный урок

Выделять особенности внутреннего строения.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности внутреннего строения млекопитающих.

Особенности внутреннего строения: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная.

61.

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненны цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих

1

Комбинированный урок.

Приводить примеры заботы о потомстве.

Находить черты сходств в размножении пресмыкающихся и млекопитающих.

Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком.

Характеризовать по плану

размножение и развитие зародыша.

Объяснять влияние на поведение сезонных изменений.

Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Районы распространения и разнообразия.

62.

Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные

1

Комбинированный урок.

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные.

Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей.

Признаки отряда. Семейства отряда Хищные.

63.

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные

1

Комбинированный урок.

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Выделять особенности отрядов.

Доказывать принадлежность к классу млекопитающие.

Сравнивать отряды млекопитающих.

Признаки отряда. Отряд Хоботные. Строение органов пищеварения      у жвачных    и    нежвачных.

64.

Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих

1

Комбинированный урок.

Называть общие черты строения приматов.

Доказывать, что обезьяны -наиболее высокоорганизованные животные.

Сравнивать человекообразных обезьян и человека.

Перечислять основные экологические группы животных.

Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп.

Характеризовать по плану приспособления млекопитающих

Признаки отряда. Сходство     человекообразных   обезьян   с человеком. Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно – древесного образа жизни.

65.

Значение млекопитающих для человека

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих.

Распознавать и описывать

домашних зверей.

Называть промысловых животных.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры

редких и охраняемых млекопитающих.

Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека.

Домашние         звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние       свиньи, домашние лошади. Охотничье-промысловые звери. Охрана    млекопитающих:        заповедники, зоопарки,   акклиматизация.

66.

Урок-зачёт по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

1

Зачёт № 8

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся

 13. Развитие животного мира на Земле (3 часа)

67.

Доказательства эволюции животного мира

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Называть факторы эволюции.

Приводить доказательства

эволюции животного мира.

Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства    эволюции. Многообразие  животных - результат эволюции. Естественный   отбор   и   наследственная    изменчивость.

68.

Основные этапы развития животного мира на Земле

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Называть основные этапы развития животного мира на Земле.

Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов.

Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточное, систем органов. Происхождение   и эволюция    хордовых. Выход     позвоночных на сушу.

69.

Урок-зачёт по разделу «Животные»

1

Зачёт № 9

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся

70.

Резервное время

1


2016 г.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 № урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


2017 г.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 № урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...