Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_klass.docx | 781.83 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Планируемы результаты освоения учебного предмета……………………………………………….. | 3 |
2. | Содержание учебного предмета……………………… | 4 |
3. | Тематическое планирование…………………………. | 5 |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ № 40» на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17 декабря 2010г. № 1897;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897».
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 40»
- Примерной программы по учебному предмету Биология. 5-9 классы (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Используемый УМК по биологии в 8 классе входят: по учебник авторы: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2015.//
Уровень познаательной активности и интеллектуальных способностей 8-х классов представлен в следующей характеристике:
8А класс: % успеваемости – 100%, % качества – 56%, что соответствует достаточному уровню в обучении;
8Б класс: % успеваемости – 100%, % качества – 48%, что соответствует допустимому уровню в обучении;
8 В класс: % успеваемости – 100%, % качества – 54%, что соответствует допустимому уровню в обучении.
Планируемые результаты освоения учебного предмета включают:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.
Предметные результаты должны отражать:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметное содержание
Человек и окружающая среда. Защита среды обитания человека.
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарѐнность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
1. Учебно-информационные умения (поиск, переработка, использование информации).
2. Учебно-логические (Учебно-интеллектуальные) умения (владение методами познавательной деятельности, решение известных и неизвестных познавательных задач)
3. Учебно-организационные умения (планирование, организация, контроль, регулирование, анализ деятельности, целеполагание, деятельность, рефлексия, самооценка, самоконтроль, самообразование, саморазвитие)
4. Учебно-коммуникативные умения (обмен и передача информации, сотрудничество, сотворчество, общение)
5. Учебно-технологические умения (компьютерная грамотность.
Специальные учебные умения
Применять знания: о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни.
Сравнивать: клетки, ткани, органы, системы органов растений, животных и человека.
Распознавать: типы тканей на микропрепаратах; органы и системы органов.
Обосновывать: родство млекопитающих животных и человека; меры профилактики СПИДа, появления вредных привычек; влияния экологических и социальных факторов на здоровье человека.
Делать выводы: о клеточном строении организма; о происхождении человека; о единстве органического мира; о взаимосвязях строения и функций клеток, тканей, органов, систем органов человека.
Формируемые умения, связанные со специфическими особенностями предмета:
- Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
- Современную классификацию живой природы;
- Основные характеристики царств живой природы;
- Клеточное строение живых организмов;
- Основные свойства живых организмов;
- Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
- Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов;
- Правила поведения в природе;
- Какое влияние оказывает человек на природу.
Обучающиеся:
- Работают с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
- Проводят наблюдения и описания природных объектов;
- Составляют план простейшего исследования;
- Сравнивают особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
- Дают объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания.
Учебно-тематический план по биологии рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю),
Из них:
Лабораторные работы
- Действие фермента каталазы на пероксид водорода
- Клетки и ткани под микроскопом.
- Строение костной ткани.
- Состав костей.
- Сравнение крови человека с кровью лягушки.
- Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
- Дыхательные движения.
- Действие ферментов слюны на крахмал.
- Действие ферментов желудочного сока на белки.
Практические работы
- Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.
- Проверяем правильность осанки.
- Есть ли у вас плоскостопие?
- Гибок ли ваш позвоночник?
- Кислородное голодание.
- Пульс и движение крови.
- Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.
- Доказательство вреда курения (выполняется дома).
- Функциональная сердечно - сосудистая проба.
- Изменение обхвата грудной клетки.
- Определение запыленности воздуха в зимнее время.
- Местоположение слюнных желёз.
- Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
- Действие прямых и обратных связей.
- Штриховое раздражение кожи.
- Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.
- Сужение и расширение зрачка.
- Принцип работы хрусталика.
- Обнаружение «слепого пятна».
- Проверьте ваш вестибулярный аппарат.
- Раздражение тактильных рецепторов (выполняется дома).
- Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.
- Изучение внимания при разных условиях.
ОЦЕНОЧНЫЕ работы – лабораторные работы № 1,2,5,8,9
- практические работы - № 1,3, 6,7,8,9,11, 13,16
Учебно-тематический план
№ раздела/модуля | Название раздела/модуля | Количество учебных часов | Количество зачетов, к/работ, практич. и лаборатор. работ | |
1 | Организм человека. Общий обзор | 6 | Лабораторные работы № 1,2 Практические работы №1 | |
2 | Опорно-двигательная система | 8 | Лабораторные работы № 3,4 Практические работы № 2,3,4 | |
3. | Кровь. Кровообращение | 9 | Лабораторные работы № 5 Практические работы № 5,6,7,8,9 | |
4. | Дыхательная система | 6 | Лабораторные работы № 6,7 Практические работы № 10,11 | |
5. | Пищеварительная система | 7 | Лабораторные работы № 8,9 Практические работы № 12. | |
6. | Обмен веществ и энергии | 2 | Практические работы № 13. | |
7. | Мочевыделительная система | 2 | ||
8. | Кожа | 4 | ||
9. | Эндокринная система | 2 | ||
10. | Нервная система | 6 | Практические работы № 14, 15,16
| |
11. | Органы чувств. Анализаторы. | 5 | Практические работы № 17, 18, 19, 20,21 | |
12. | Поведение и психика. | 8 | Практические работы № 22, 23 | |
13. | Индивидуальное развитие человека. | 4 | ||
14. | Заключение | 1 | ||
Итого по программе. | 70 ч | Лабораторных работ – 9 Практических работ - 23 |
Формы контроля результатов образовательной деятельности
№ п/п | Форма контроля | № урока | дата |
1. | Контрольная работа № 1 | 6 | |
2. | Контрольная работа №2 | 14 | |
3. | Контрольная работа №3 | 23 | |
4. | Контрольная работа №4 | 44 | |
5. | Контрольная работа №5 | 52 | |
6 | Контрольная работа № 6 | 65 | |
7. | Контрольная работа №7 | 70 | |
8. | Лабораторная работа №1 | 3 | |
9. | Лабораторная работа № 2 | 4 | |
10. | Лабораторная работа №3 | 15 | |
11. | Лабораторная работа №4 | 26 | |
12. | Лабораторная работа №5 | 32 | |
13. | Лабораторная работа №6 | 33 | |
14. | Практическая работа №1 | 5 | |
15. | Практическая работа № 2 | 13 | |
16. | Практическая работа № 3 | 20 | |
17 | Практическая работа № 4 | 20 | |
18. | Практическая работа № 5 | 21 | |
19 | Практическая работа № 6 | 22 | |
20. | Практическая работа № 7 | 27 | |
21 | Практическая работа № 8 | 37 | |
22. | Практическая работа № 9 | 51 | |
23 | Практическая работа № 10 | 54 | |
24. | Практическая работа № 11 | 59 |
Региональный компонент осуществляется через программный материал в количестве 9 часов:
№ п/п | № урока | Тема урока | Количество часов | |
1 | 10 | Первая помощь при травмах | 1 | |
2 | 22 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. | 1 | |
3 | 28 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. | 1 | |
4 | 29 | Первая помощь при поражениях органов дыхания. | 1 | |
5 | 43 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. | 1 | |
6 | 55 | Заболевания и повреждения глаз. | 1 | |
7 | 64 | Работоспособность. Режим дня. | 1 | |
8 | 67 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 | |
9 | 68 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ | 1 | |
Итого: 9 часов |
- Тематическое планирование
Задачами составления тематического планирования являются:
- определение места каждой темы в годовом курсе и места каждого урока в теме;
- определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;
- выделение в учебном курсе проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, сформулированных ФГОС с целью конкретизации результатов деятельности обучающихся;
- создание рациональной системы работы по формированию у обучающихся универсальных учебных действий.
№ урока | Дата урока | Тема урока, кол-во часов | Тип урока | Формируемые УУД | Форма контроля | Домашнее задание | ||||
План | Факт | Вид деятельности | ||||||||
Раздел 1. Организм человека. Общий обзор ( 6 часов) | ||||||||||
1 | 1 нед | Науки об организме человека.
| Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Знакомство с новым разделом биологии; знакомство с новыми словами. Моделирование проблемной ситуации. | Личностные: формирование познавательного интереса к предмету, история развития знаний о человеке. Метапредметные: работать с различными источниками информации, выделять главное. Делать выводы о проделанной работе. Строить речевые высказывания. Предметные: давать определения : биология, организм человека. Описывать историю развития наук о человеке. | Фронтальный опрос и беседа | П.1 | ||||
2 | 1 нед | Место человека в живой природе | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Определение по тексту места и роли человека Составление схем | Личностные: формирование познавательной самостоятельности и мотивации учения. Метапредметные: структурировать учебный материал, разделять текст на смысловые блоки. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Предметные: определять место и роль человека в системе органического мира | Фронтальный опрос. Самоконтроль. | П.2 | ||||
3 | 2 нед | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность Лабораторная работа №1 | Комбинированный урок. Работа и инструктивными карточками. Работа с лабораторным оборудованием Ознакомление с ТБ Изучение химического состава клетки, изучение свойств ферментов | Личностные: умение применять полученные знания в практической деятельности. Метапредметные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Оценивать результаты своей деятельности. Работать в группе. Предметные: давать определения понятиям: клетка, микроскоп, микропрепарат. Различать структурные компоненты клетки. Делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. | Лабораторная работа №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» | П.3 | ||||
4 | 2 нед | Ткани Лабораторная работа №2 | Комбинированный урок. Знакомство с новыми словами и терминами ткани и их фуункции Работа со знаковой системой Работа с лабораторным оборудованием Моделирование проблемной ситуации Ознакомление с ТБ | Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения. Умение применять полученные знания на практике. Метапредметные: разделять текст на смысловые блоки. Работать по плану, сверять свои действия с целью. Работать в составе творческих групп Предметные: Научиться давать определения ткань, виды тканей. Определять виды тканей человека на микропрепаратах, рисунках и схемах. Взаимосвязь строения и функциями, которые они выполняют. Описывать их строение. Определять значение каждого вида ткани в организме человека. Уметь использовать правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы. | Лабораторная работа №2 «Клетки и ткани под микроскопом» | П.4 | ||||
5 | 3 нед | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции Практическая работа №1 | Комбинированный урок. Моделирование проблемной ситуации. Решение биологических задач Выявление роли органов и систем человека, человек- единое целое. | Личностные: знание основных принципов и правил работы организма. Умение строить рассуждение Работать по плану и сверять свои действия с целью. Метапредметные: определять возможные источники сведений и информации на основе практической деятельности. Строить логические рассуждения. Участвовать в творческой рабочей группе. Предметные: характеризовать организм как единое целое. Уметь использовать правила техники безопасности при выполнении практической работы. | Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение». | П.5 | ||||
6 | 3 нед | Контрольная работа №1 по теме «Общий обзор организма человека». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Контрольная работа №1 | повторить | |||||
Раздел.2 Опорно-двигательная система (8 часов) | ||||||||||
7 | 4 нед | 1.Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа «Строение костной ткани». Лабораторная работа «Состав костей» | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Работа с микроскопами и микропрепаратами. Работа с текстом, знакомство с новыми терминами, таблицами, схемами: «Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы.», «Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения ей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.» Работа с микроскопами и микропрепаратами | Личностные: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека. Умение рассуждать, анализировать, сравнивать. Метапредметные: работать в группах. Работать с различными источниками информации. Предметные: характеризовать строение и состав костей человека; организм как единое целое. Уметь использовать правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы. | Фронтальный опрос, самоконтроль | П.6, | ||||
8 | 4 нед | Скелет головы и туловища. | Комбинированный урок. Моделирование проблемной ситуации . Работа с моделями черепа и скелетом. Самонаблюдение Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка (ребра, грудина). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. | Личностные: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека. Умение рассуждать, анализировать, сравнивать. Определять части скелета на модели, находить по таблицам и схемам. Метапредметные: работать в группах. Работать с различными источниками информации Предметные: характеризовать строение и состав костей человека; организм как единое целое. Уметь использовать правила техники безопасности при работе с микропрепаратами. | Фронтальный опрос | П.7 | ||||
9 | 5 нед | Скелет конечностей | Комбинированный урок. Работа с раздаточным материалом, составление схем и таблиц. Изучение новых терминов Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо - плечевая кость; предплечье - локтевая и лучевая; кисть - запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя (бедро - бедренная кость; голень - малоберцовая и большеберцовая; стопа -предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. | Личностные: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека. Умение рассуждать, анализировать, сравнивать. Определять части скелета на модели, находить по таблицам и схемам. Метапредметные: работать в группах. Работать с различными источниками информации Предметные: характеризовать строение и состав костей человека; организм как единое целое. | Фронтальный опрос. Самоконтроль. | П.8 | ||||
10 | 5 нед | Первая помощь при травмах | Комбинированный урок. Моделирование проблемной ситуации Работа с муляжами, составление плана действий Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок. | Личностные: знание основных принципах отношения к собственному здоровьесбережению. Метапредметные: способность выбюирать смысловые установки по отношению к своему здоровью. Предметные: освоение приемов оказания первой медпомощи. | Индивидуальная работа, самоконтроль | П.9 | ||||
11 | 6 нед | Мышцы. | Комбинированный урок. Знакомство с новыми словами, работа с текстом, таблицами. Составление схем. Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. | Личностные: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека. Метапредметные: производить поиск информации, давать определения понятиям. Предметные: устанавливать взаимосвязь между строением и функцией. Различать на таблицах основные группы мышц. | Фронтальный опрос | П.10 | ||||
12 | 6 нед | Работа мышц | Комбинированный урок. Моделирование проблемной ситуации. Анализ текста:" Сила мышц. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. Работоспособность.» | Личностные: Метапредметные: Предметные: характеризовать процессы обеспечивающие сокращение и расслабление мышц. Различать на таблицах основные группы мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функцией. | Фронтальный опрос | П.11 | ||||
13 | 7 нед | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы Практическая работа «Проверяем правильность осанки». Практическая работа №2 «Есть ли у вас плоскостопие?» Практическая работа «Гибок ли ваш позвоночник?» | Комбинированный урок. Создание проблемной ситуации и ее решение. Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: « Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.» | Личностные: реализация установок здорового образа жизни Метапредметные: овладение исследовательской деятельности, Проводить самонаблюдение. Сравнивать и анализировать. Предметные: выделение существенных признаков. Соблюдение мер профилактики нарушения осанки. Проведение наблюдений за состоянием собственного организма. | Практическая работа №2 «Есть ли у вас плоскостопие?» | П.12-13 | ||||
14 | 7 нед | Контрольная работа №2 «Опорно-двигательная система» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Контрольная работа №2 | повторить | |||||
Раздел 3. Кровь. Кровообращение (9 часов) | ||||||||||
15 | 8 нед | 1.Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №3 « Сравнение крови человека с кровью лягушки» | Комбинированный урок. Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. | Личностные: развитие познавательного интереса к предмету. Метапредметные: способность выбирать смысловые и целевые установки. Предметные: наблюдение и описание объекта. Соблюдение правил работы с микроскопом и микропрепаратами. Сравнение биологических объектов. | Лабораторная работа №3 « Сравнение крови человека с кровью лягушки» | П.14 | ||||
16 | 8 нед | Иммунитет | Комбинированный урок. Моделирование проблемной ситуации как работает иммунная система у человека, необходимость вакцинации и прививок. Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Личностные: развитие познавательного интереса к предмету. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Анализировать и оценивать информацию, делать выводы. Предметные: приведение доказательств зависимости здоровья от окружающей среды. Соблюдение мер профилактики заболеваний инфекционных, в том числе ВИЧ-инфекции и простудных. | Фронтальный опрос | П.15 | ||||
17 | 9 нед | Тканевая совместимость и переливание крови. кровообращения. | Комбинированный урок Работа с дополнительными источниками, анализ теста. Определение взаимосвязи групп крови и иммунной реакцией организма | Личностные: развитие познавательного интереса к предмету. Метапредметные: Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям. Предметные: выделение существенных признаков. Умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. | Фронтальный опрос, самоконтроль | П.16 | ||||
18 | 9 нед | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способов и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Знакомство с новыми терминами и работой сердца. Моделирование проблемной ситуации почему движется кровь. | Личностные: развитие познавательного интереса к предмету. Метапредметные: Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям Предметные: выделение существенных признаков. Умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. | Фронтальный опрос, самоконтроль | П.17 | ||||
19 | 10 нед | Движение лимфы Практическая работа «Кислородное голодание» | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способов и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: « Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.» | Личностные: формирование потребности к самообразованию. Метапредметные: составлять тезисы. Сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки. Предметные: обосновывать взаимосвязь строения и функции. | Самоконтроль. Фронтальный опрос | П.18 | ||||
20 | 10нед | Движение крови по сосудам. Практическая работа № 3,4
| Комбинированный урок Моделирование проблемной ситуации , выполнение практических работ на основе самонаблюдения и самоизучения по вопросам: « Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме.» | Личностные: реализация установок здорового образа жизни Метапредметные: овладение исследовательской деятельности, Проводить самонаблюдение. Сравнивать и анализировать. Предметные: выделение существенных признаков. Соблюдение мер профилактики нарушения осанки. Проведение наблюдений за состоянием собственного организма. | Практическая работа № 3 « Пульс и движение крови». Практическая работа № 4. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки». | П.19 | ||||
21 | 11 нед | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов Практическая работа | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способов и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Личностные: развитие познавательного интереса к предмету. Метапредметные: Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям. Предметные: выделение существенных признаков. Умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Приведение доказательств вредных привычек. | Практическая работа № 5 «Доказательство вреда курения» (выполняется дома). | П.20 | ||||
22 | 11 нед | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа №6 | Комбинированный урок Работа с текстом и наглядным материалом. Моделирование ситуаций по оказанию ПМП при нарушении целостности сосудов, при инсульте и инфаркте. Проведение практической работе на основании самонаблюдения Анализ результатов | Личностные: реализация установок здорового образа жизни. Метапредметные: развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Проводить эксперименты. Делать выводы и заключения. Предметные: освоение приемов оказания ПМП. Знание основ здорового образа жизни. | Практическая работа №6 «Функциональная сердечнососудистая проба» | П.21, 22 | ||||
23 | 12 н | Контрольная работа № 3 по теме: « Кровь. Кровообращение» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Контрольная работа № 3 | повторить | |||||
Раздел 4. Дыхательная система (6 часов) | ||||||||||
24 | 12н | Значение дыхания. Органы дыхания. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способов и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Личностные: осознание единства и целостности организма. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Метапредметные: работать с разными источниками информации. Сравнивать и классифицировать. Самостоятельно выдвигать решения поставленных задач. Предметные: развитие представления о картине единства органов и систем. | Индивидуальная работа. Самоконтроль | П.23 | ||||
25 | 13 н | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | Комбинированный урок Моделирование проблемной ситуации. Анализ статистических данных. | Личностные: развитие познавательного интереса к предмету, собственному организму. Метапредметные: работать по плану. Организовывать свою деятельность, применять навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Предметные: понимать особенности процесса газообмена в тканях и легких. | Самоконтроль. | П.24 | ||||
26 | 13н | Дыхательные движения. Лабораторная работа №4 | Комбинированный урок Выполнение практической работы по решению проблемной ситуации на основе самонаблюдения | Личностные: объяснять взаимосвязь особенностей строения и функций. Метапредметные: работать по плану. Организовывать свою деятельность, применять навыки самоконтроля и взаимоконтроля Предметные: Знание основ здорового образа жизни. Умение проводить самонаблюдение. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. | Лабораторная работа №4 «Дыхательные движения» | П.25 | ||||
27 | 14 н | Регуляция дыхания Практическая работа №7 | Комбинированный урок Работа по инструктивной карточке, анализ полученных данных | Практическая работа №7 «Изменение обхвата грудной клетки» | П.26 | |||||
28 | 14 нед | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Практическая работа «Определение запыленности воздуха в зимнее время» | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Фронтальный опрос. Работа в группах | П.27 | |||||
29 | 15 нед | Первая помощь при поражениях органов дыхания. | Комбинированный урок Создание проблемной ситуации по остановке дыхания и сердцебиения. Моделирование этапов оказания ПМП на роботе, закрепление отработанных действий | Личностные: реализация установок здорового образа жизни. Метапредметные: развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Проводить эксперименты. Делать выводы и заключения. Предметные: освоение приемов оказания ПМП. Знание основ здорового образа жизни. | Индивидуальная работа. Самоконтроль | П.28 | ||||
Раздел 5. Пищеварительная система (7 часов) | ||||||||||
30 | 15 н | Значение пищи и ее состав | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. |
| Самоконтроль | П.29 | ||||
31 | 16н | Органы пищеварения. Практическая работа «Местоположение слюнных желез» | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Самоконтроль. Фронтальный опрос | П.30 | |||||
32 | 16н | Зубы. Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа № 5 | Комбинированный урок Моделирование проблемной ситуации. Анализ данных полученных при проведении практической работы. | Лабораторная работа № 5«Действие ферментов слюны на крахмал» | П.31, 32 ( до пищеварения в желудке) | |||||
33 | 17 н | Пищеварение в желудке. Лабораторная работа №6 | Комбинированный урок Моделирование пищеварения в желудке. Анализ данных. Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Лабораторная работа №6 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | П.32 | |||||
34 | 17н | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Личностные: развитие познавательного интереса к предмету. Метапредметные: формулировка проблемы, поиск информации, умение высказывать мои мысли. Предметные: выделение существенных признаков всасывания питательных веществ. | Фронтальный опрос | П.33 | ||||
35 | 18н | Регуляция пищеварения. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Личностные: осознание единства процессов пищеварения. Умение анализировать и сравнивать, делать выводы. Метапредметные: умение работать с различными источниками. Предметные: выделение главных факторов в регуляции пищеварения | Фронтальный опрос | П.34 | ||||
36 | 18н | Заболевания органов пищеварения | Комбинированный урок Работа с текстом и схемами. Анализ полученных данных для формирования норм гигиены питания | Личностные: осознание собственной ответственности за свое здоровье. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации Предметные: Профилактика пищевых отравлений. Профилактические меры по предупреждению глистных инвазий. | Проверочная работа | П.35 | ||||
Раздел 6. Обмен веществ и энергии (2 часа) | ||||||||||
37 | 19н | Обменные процессы в организме. Нормы питания. Практическая работа №8 | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Анализ таблиц калорийности | Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению Метапредметные: создание в группе плана работы при выполнении практической работы. Предметные: сравнение биологических процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Выделение существенных признаков процессов (обмен веществ и превращение энергии) | Практическая работа №8 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | П.36 П.37 | ||||
38 | 19н | Витамины. | Комбинированный урок Анализ текста, таблиц. Работа с дополнительными источниками | Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни Метапредметные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Предметные: умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения | Фронтальный опрос | П.38 | ||||
Раздел 7. Мочевыделительная система (2 часа) | ||||||||||
39 | 20н | Строение и функции почек. | Урок усвоения новых знаний. Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания по моделированию работы мочевыделительной системы человека | Личностные: (самоопределение, смыслообразование) Коммуникативные (сотрудничество с учителем). осознание ценности здорового и безопасного образа жизни Метапредметные: (мысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания. Предметные: умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. | Фронтальный опрос | П. 39 | ||||
40 | 20н | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Комбинированный урок Моделирование проблемной ситуации. Анализ информации при работе с таблицами, схемами и сан.просвет брошюрами | Личностные: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни Метапредметные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы Предметные: делать выводы и умозаключения на основе сравнения. | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.40 | ||||
Раздел 8. Кожа (4 часа) | ||||||||||
41 | 21н | Значение кожи и её строение. | Урок усвоения новых знаний. Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению Метапредметные: Анализировать, сравнивать, и обобщать факты и явления. Предметные: проведения наблюдений за состоянием собственного организма | Фронтальный опрос | П.41 | ||||
42 | 21 н | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. | Комбинированный урок Моделирование проблемной ситуации по проблеме нарушения целостности кожных покровов и ее решение | Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению Метапредметные: Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Анализировать, сравнивать, и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия Предметные: проведения наблюдений за состоянием собственного организма | Фронтальный опрос | П.42 | ||||
43 | 22 н | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, работа с таблицами «Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах» | Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению Метапредметные: Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Предметные: проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Освоение приемов оказания первой помощи при обморожениях, солнечных ударах. | Фронтальный опрос | П.43 | ||||
44 | 22н | Контрольная работа №4 по темам: «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Контрольная работа №4 | ||||||
Глава 9. Эндокринная система (2 часа) | ||||||||||
45 | 23н | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | Урок усвоения и закрепления новых знаний. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. | Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; аргументировано отстаивать своѐ мнение. Предметные: . Формирование первоначальных систематизированных пред- ставлений о биологических объектах, процессах, явлениях; овладение понятийным аппаратом биологии | Фронтальный опрос | П.44 | ||||
46 | 23 н | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания с использованием новых терминов связанных с эндокринной системой. | Личностные: Формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: . Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Предметные: формирование ответственного отношения к своему здоровью. | Фронтальный опрос | П.45 | ||||
Раздел 10. Нервная система ( 6 часов) | ||||||||||
47 | 24н | Строение, значение и функционирование нервной системы. Практическая работа «Действие прямых и обратных связей» | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала по теме строение нервной системы. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, связанными с вопросами прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции организма | Личностные: формирование положительной мотивации к предмету. Метапредметные: умение работать в группе. Предметные: Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач Использование моделей для описания объектов и явлений. | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.46 | ||||
48 | 24н | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Практическая работа « Штриховое раздражение кожи» | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. По вопросам вегетативного отдела нервной системы. Выполнение практической работы и анализ ее результатов | Личностные: формирование положительной мотивации к предмету. Метапредметные: умение работать в группе. Работать с различной информацией. Предметные: умение проводить самонаблюдение. | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.47 | ||||
49 | 25н | Нейрогуморальная регуляция. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Личностные: формирование положительной мотивации к предмету. Метапредметные: умение преобразовывать информацию в схемы и таблицы. Предметные: объяснять взаимосвязь процессов регуляции нервной и гуморальной. | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.48 | ||||
50 | 25н | Спинной мозг. строение и функции. | Комбинированный урок Изучение текста, таблиц и схем. Анализ текста «Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение» | Личностные: формирование положительной мотивации и познавательных интересов к предмету биологии. Метапредметные: Познавательные УУД: находить информацию в тексте; анализировать и обобщать; сравнивать;устанавливать аналогии; владеть разными формами смыслового чтения Регулятивные УУД: работать по плану Коммуникатив-ные УУД: создавать письменные тексты Предметные: Знакомство с понятиями: спинной мозг, мотонейроны, сегменты, спинномозговые нервы, проводящая функция спинного мозга, рефлекторная функция спинного мозга | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.49 | ||||
51 | 26 н | Головной мозг: строение и функции. Практическая работа №9 | Комбинированный урок Моделирование процессов работы отделов мозга человека Решение задач на аналитико-синтетической функция коры больших полушарий. | Личностные: формирование положительной мотивации и познавательных интересов к предмету биологии. Метапредметные: находить информацию в тексте; анализировать и обобщать; сравнивать; устанавливать аналогии; владеть разными формами смыслового чтения. Умения проводить самонаблюдения. Предметные: сравнение головного мозга человека с млекопитающими . Значение отделов головного мозга. Компенсаторная функция. | Практическая работа №9 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» | П.50 | ||||
52 | 26н | Контрольная работа №5 оп темам: «Эндокринная система», «Нервная система» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Контрольная работа | повторить | |||||
Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов) | ||||||||||
53 | 27н | Как действуют органы чувств и анализаторы. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Изучение новых терминов связанными с понятиями анализаторы человека и их значение | Личностные: формирование познавательной активности на уроке. Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение. Предметные: Выделение общих признаков анализаторов. Органы чувств, их роль в жизни человека | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П. 51 | ||||
54 | 27н | Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа №10.Сужение и расширение зрачка. Практическая работа. Принцип работы хрусталика. Практическая работа №19.Обнаружение «слепого пятна». | Комбинированный урок Выполнение практической работы и ее анализ на основе само-и взаимонаблюдений. Знакомство со строением и функцией зрительного анализатора. | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение Предметные: различение на таблице зрительного анализатора и его частей. Постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов | Практическая работа №10.Сужение и расширение зрачка. | П.52 | ||||
55 | 28н | Заболевания и повреждения глаз. | Комбинированный урок Анализ текса и работа с сан.провсет литературой | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение Предметные: | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.53 | ||||
56 | 28н | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Практическая работа «Проверьте ваш вестибулярный аппарат.» | Комбинированный урок Знакомство на муляжах с органами слуха и равновесия. Выполнения практической работы на основе самоисследования. Анализ практической работы. | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение Предметные: постановка биологических экспериментов на основе самонаблюдения и объяснение их результатов. | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.54 | ||||
57 | 29н | Органы осязания, обоняния, вкуса. Практическая работа Раздражение тактильных рецепторов (выполняется дома). | Комбинированный урок Работа с тексом, таблицей, схемами и их анализ. Изучение дополнительных источников знаний о вреде токсикомании. | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение Предметные: постановка биологических экспериментов на основе самонаблюдения и объяснение их результатов. | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.55 | ||||
Раздел 12. Поведение и психика (7 часов) | ||||||||||
58 | 29н | Врожденные формы поведения. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Моделирование проблемных ситуаций и их анализ. Решение биологических задач | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение Предметные: | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.56 | ||||
59 | 30 нед | Приобретенные формы поведения Практическая работа №11 | Комбинированный урок Изучение научной литературы по вопросам приобретенных форм поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям Предметные: постановка биологических экспериментов на основе самонаблюдения и объяснение их результатов. | Практическая работа №11.Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма. | П.57 | ||||
60 | 30 нед | Закономерности работы головного мозга | Комбинированный урок Создание и моделировании проблемной ситуации вопросам работы мозга. | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую Предметные: выделение существенных признаков биологических процессов | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.58 | ||||
61 | 31 нед | Биологические ритмы. Сон и его значение. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные: объяснение роли сна и бодрствования. | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.59 | ||||
62 | 31 нед | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные: объяснять биосоциальную природу человека. Осознание роли труда и речи. | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.60 | ||||
63 | 32 нед | Воля и эмоции. Внимание. Практическая работа «.Изучение внимания при разных условиях». | Комбинированный урок Моделирование биологических задач и их решения на основе самонаблюдения. Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. постановка биологических экспериментов на основе самонаблюдения и объяснение их результатов. Предметные: Объяснять физиологическую основу эмоций. Способы поддержания внимания. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания. | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.61 | ||||
64 | 32нед | Работоспособность. Режим дня. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему. Предметные: зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. | Фронтальный опрос. Самоконтроль | П.62 | ||||
65 | 33н | Контрольная работа № 6 по теме: «Высшая нервная деятельность» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Контрольная работа | ||||||
Раздел 13. Индивидуальное развитие организма ( 5 часов) | ||||||||||
66 | 33н | Половая система человека. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию Предметные: соблюдения мер профилактики заболеваний. Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. | Индивидуальная работа. Самоконтроль | П.63 | ||||
67 | 34н | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию Предметные: соблюдения мер профилактики заболеваний ЗППП, ВИЧ, гепатиты, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды | Фронтальный опрос. | П.64, 65 | ||||
68 | 34н | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию Предметные: зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. соблюдения мер профилактики употребления ПАВ. Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вред наркогенных веществ. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека | Фронтальный опрос. | П.66 | ||||
69 | 35 н | Психологические особенности личности. | Комбинированный урок Научная и творческая деятельность. Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке. Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию Предметные: выделение существенных признаков биологических процессов. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | Фронтальный опрос. | П.67 | ||||
70 | 35 н | Итоговая контрольная работа №7 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г....