Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Шишкина Наталья Анатольевна

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass.docx781.83 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\планировние биология 8 класс16-17 Шишкина.jpeg

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Планируемы результаты освоения учебного предмета………………………………………………..

3

2.

Содержание учебного предмета………………………

4

3.

 Тематическое планирование………………………….

5

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

     Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ  «СШ № 40»  на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом  Министерства  образования РФ от 17 декабря 2010г. № 1897;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897».
  • Фундаментального ядра   содержания  общего образования;
  • Основной  образовательной  программы  основного общего образования МБОУ «СШ № 40»
  • Примерной программы по  учебному предмету Биология. 5-9 классы (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

 

              Используемый УМК по биологии в 8 классе входят:  по учебник авторы: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2015.//

 Уровень познаательной активности и интеллектуальных способностей 8-х классов представлен в следующей характеристике:

    8А класс: % успеваемости – 100%, % качества – 56%, что соответствует достаточному уровню в обучении;

    8Б класс: % успеваемости – 100%, % качества – 48%, что соответствует допустимому уровню в обучении;

    8 В класс: % успеваемости – 100%, % качества – 54%, что соответствует допустимому уровню в обучении.

            

Планируемые результаты освоения учебного предмета включают:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 

Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации. 
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.

Предметные результаты должны отражать:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

         

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметное содержание

      Человек и окружающая среда. Защита среды обитания человека. 

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарѐнность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

1. Учебно-информационные умения (поиск, переработка, использование информации).

2. Учебно-логические (Учебно-интеллектуальные) умения (владение методами познавательной деятельности, решение известных и неизвестных познавательных задач)

3. Учебно-организационные умения (планирование, организация, контроль, регулирование, анализ деятельности, целеполагание, деятельность, рефлексия, самооценка, самоконтроль, самообразование, саморазвитие)

4. Учебно-коммуникативные умения (обмен и передача информации, сотрудничество, сотворчество, общение)

5. Учебно-технологические умения (компьютерная грамотность.

Специальные учебные умения

Применять знания: о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни.

Сравнивать: клетки, ткани, органы, системы органов растений, животных и человека.

Распознавать:  типы тканей на микропрепаратах; органы и системы органов.

Обосновывать:  родство млекопитающих животных и человека; меры профилактики СПИДа, появления вредных привычек; влияния экологических и социальных факторов на здоровье человека.

Делать выводы:  о клеточном строении организма; о происхождении человека; о единстве органического мира; о взаимосвязях строения и функций клеток, тканей, органов, систем органов человека.

Формируемые умения, связанные со специфическими особенностями предмета:

- Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

- Современную классификацию живой природы;

- Основные характеристики царств живой природы;

- Клеточное строение живых организмов;

- Основные свойства живых организмов;

- Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

- Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов;

- Правила поведения в природе;

- Какое влияние оказывает человек на природу.

 Обучающиеся:

- Работают  с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

- Проводят наблюдения и описания природных объектов;

- Составляют план простейшего исследования;

- Сравнивают  особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

- Дают  объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания.

Учебно-тематический план по биологии рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю),

Из них:

Лабораторные работы

  1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода
  2. Клетки и ткани под микроскопом.
  3. Строение костной ткани.
  4. Состав костей.
  5. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
  6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
  7. Дыхательные движения.
  8. Действие ферментов слюны на крахмал.
  9. Действие ферментов  желудочного сока на белки.

Практические работы

  1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.
  2. Проверяем правильность осанки.
  3. Есть ли у вас плоскостопие?
  4. Гибок ли ваш позвоночник?
  5. Кислородное голодание.
  6. Пульс и движение крови.
  7. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.
  8. Доказательство вреда курения (выполняется дома).
  9. Функциональная сердечно - сосудистая проба.
  10. Изменение обхвата грудной клетки.
  11. Определение запыленности воздуха в зимнее время.
  12. Местоположение слюнных желёз.
  13. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
  14. Действие прямых и обратных связей.
  15. Штриховое раздражение кожи.
  16.  Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.
  17. Сужение и расширение зрачка.
  18. Принцип работы хрусталика.
  19. Обнаружение «слепого пятна».
  20. Проверьте ваш вестибулярный аппарат.
  21. Раздражение тактильных рецепторов (выполняется дома).
  22. Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.
  23. Изучение внимания при разных условиях.

ОЦЕНОЧНЫЕ работы – лабораторные работы № 1,2,5,8,9

                                      - практические работы - № 1,3, 6,7,8,9,11, 13,16

Учебно-тематический план

№ раздела/модуля

Название раздела/модуля

Количество учебных часов

Количество зачетов, к/работ, практич. и лаборатор. работ

1

Организм человека. Общий обзор

6

Лабораторные работы № 1,2

Практические работы №1

2

Опорно-двигательная система

8

Лабораторные работы № 3,4

Практические работы № 2,3,4

3.

Кровь. Кровообращение

9

Лабораторные работы № 5

Практические работы № 5,6,7,8,9

4.

Дыхательная система

6

Лабораторные работы № 6,7

Практические работы № 10,11

5.

Пищеварительная система

7

Лабораторные работы № 8,9

Практические работы № 12.

6.

Обмен веществ и энергии

2

Практические работы № 13.

7.

Мочевыделительная система

2

8.

Кожа

4

9.

Эндокринная система

2

10.

Нервная система

6

Практические работы № 14, 15,16

 

11.

Органы чувств. Анализаторы.

5

Практические работы № 17, 18, 19, 20,21

12.

Поведение и психика.

8

Практические работы № 22, 23

13.

Индивидуальное развитие человека.

4

14.

Заключение

1

Итого по программе.

70 ч

Лабораторных работ – 9

Практических работ - 23

Формы контроля результатов образовательной деятельности

№ п/п

Форма контроля

№ урока

дата

1.

Контрольная работа № 1

6

2.

Контрольная работа №2

14

3.

Контрольная работа №3

23

4.

Контрольная работа №4

44

5.

Контрольная работа №5

52

6

Контрольная работа № 6

65

7.

Контрольная работа №7

70

8.

Лабораторная работа №1

3

9.

Лабораторная работа № 2

4

10.

Лабораторная работа №3

15

11.

Лабораторная работа №4

26

12.

Лабораторная работа №5

32

13.

Лабораторная работа №6

33

14.

Практическая работа №1

5

15.

Практическая работа № 2

13

16.

Практическая работа № 3

20

17

Практическая работа № 4

20

18.

Практическая работа № 5

21

19

Практическая работа № 6

22

20.

Практическая работа № 7

27

21

Практическая работа № 8

37

22.

Практическая работа № 9

51

23

Практическая работа № 10

54

24.

Практическая работа № 11

59

Региональный компонент осуществляется через программный материал в количестве 9 часов:

№ п/п

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

10

Первая помощь при травмах

1

2

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Первая помощь при кровотечениях.

1

3

28

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

1

4

29

Первая помощь при поражениях органов дыхания.

1

5

43

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

1

6

55

Заболевания и повреждения глаз.

1

7

64

Работоспособность. Режим дня.

1

8

67

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

9

68

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

О вреде наркогенных веществ

1

Итого: 9 часов

  1. Тематическое планирование

Задачами составления тематического планирования являются:

  • определение места каждой темы в годовом курсе и места каждого урока в теме;
  • определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;
  • выделение в учебном курсе проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников,     сформулированных ФГОС с целью конкретизации результатов деятельности обучающихся;
  • создание рациональной системы работы по формированию у обучающихся универсальных учебных действий.

№ урока

Дата урока

Тема урока, кол-во часов

Тип урока

Формируемые

УУД

Форма контроля

Домашнее задание

План

Факт

Вид деятельности

Раздел 1. Организм человека. Общий обзор ( 6 часов)

1

1 нед

Науки об организме человека.

 

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Знакомство с новым разделом биологии; знакомство с новыми словами. Моделирование проблемной ситуации.

Личностные:  формирование познавательного интереса к предмету, история развития знаний о человеке.

Метапредметные: работать с различными источниками информации, выделять главное. Делать выводы о проделанной работе. Строить речевые высказывания.

Предметные:  давать определения : биология, организм человека. Описывать историю развития наук о человеке.

Фронтальный опрос и беседа

П.1

2

1 нед

Место человека в живой природе

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

  Определение  по тексту места и роли человека

Составление схем

Личностные: формирование познавательной самостоятельности и мотивации учения.

Метапредметные: структурировать учебный материал, разделять текст на смысловые блоки. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Предметные:  определять место и роль человека в системе органического мира

Фронтальный опрос. Самоконтроль.

П.2

3

2 нед

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность

Лабораторная работа №1 

Комбинированный урок.

 Работа и инструктивными карточками.

Работа с лабораторным оборудованием

Ознакомление с ТБ

Изучение химического состава клетки, изучение свойств ферментов

Личностные: умение применять полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные:  выделять объекты и процессы с точки зрения  целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Оценивать результаты своей деятельности. Работать в группе.

Предметные:   давать определения понятиям: клетка, микроскоп, микропрепарат. Различать структурные компоненты клетки. Делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.

Лабораторная работа №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

П.3

4

2 нед

Ткани

Лабораторная работа №2

Комбинированный урок.

Знакомство с новыми словами и терминами ткани и их фуункции

Работа со знаковой системой

Работа с лабораторным оборудованием

Моделирование проблемной ситуации

Ознакомление с ТБ

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения. Умение применять полученные знания на практике.

Метапредметные:  разделять текст на смысловые блоки.  Работать по плану, сверять свои действия с целью. Работать в составе творческих групп

Предметные:  Научиться давать определения ткань, виды тканей. Определять виды тканей человека на микропрепаратах, рисунках и схемах. Взаимосвязь строения и функциями, которые они выполняют. Описывать их строение. Определять значение каждого вида ткани в организме человека. Уметь использовать правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы.

Лабораторная работа №2

«Клетки и ткани под микроскопом»

П.4

5

3 нед

Системы  органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции

Практическая работа №1

Комбинированный урок.

Моделирование проблемной ситуации.

 Решение биологических задач

Выявление роли органов и систем человека, человек- единое целое.

Личностные:  знание основных принципов и правил работы организма. Умение строить рассуждение Работать по плану и сверять свои действия с целью.

Метапредметные: определять возможные источники сведений и информации на основе практической деятельности. Строить логические рассуждения.

Участвовать в творческой рабочей группе. Предметные:  характеризовать организм как единое целое.  Уметь использовать правила техники безопасности при выполнении практической работы.

Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение».

П.5

6

3 нед

Контрольная работа №1 по теме «Общий обзор организма

человека».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа №1

повторить

Раздел.2  Опорно-двигательная система (8 часов)

7

4 нед

1.Строение, состав и соединение костей.

Лабораторная работа «Строение костной ткани».

Лабораторная работа «Состав костей»

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Работа с микроскопами и микропрепаратами.

 Работа с текстом, знакомство с новыми терминами, таблицами, схемами: «Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы.», «Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество,  надкостница,  костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения ей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава:   суставная   головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.» Работа с микроскопами и микропрепаратами

Личностные:  развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека.

 Умение рассуждать, анализировать, сравнивать.

Метапредметные:  работать в группах. Работать с различными источниками информации. Предметные:  характеризовать строение и состав костей человека; организм как единое целое.  Уметь использовать правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы.

 Фронтальный опрос, самоконтроль

П.6,

8

4 нед

Скелет головы и туловища.

Комбинированный урок.  Моделирование проблемной ситуации . Работа с моделями черепа и скелетом.

 Самонаблюдение

Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка (ребра, грудина).

Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Личностные:  развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека.

 Умение рассуждать, анализировать, сравнивать. Определять части скелета на модели, находить по таблицам и схемам.

Метапредметные: работать в группах. Работать с различными источниками информации Предметные:  характеризовать строение и состав костей человека; организм как единое целое.  Уметь использовать правила техники безопасности при работе с микропрепаратами.

Фронтальный опрос

П.7

9

5 нед

Скелет конечностей

Комбинированный урок.

Работа с раздаточным материалом, составление схем и таблиц. Изучение новых терминов

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо - плечевая кость; предплечье - локтевая и лучевая; кисть - запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя (бедро - бедренная кость; голень - малоберцовая и

большеберцовая; стопа -предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

 Личностные:  развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека.

 Умение рассуждать, анализировать, сравнивать. Определять части скелета на модели, находить по таблицам и схемам.

Метапредметные: работать в группах. Работать с различными источниками информации Предметные:  характеризовать строение и состав костей человека; организм как единое целое.  

Фронтальный опрос. Самоконтроль.

П.8

10

5 нед

Первая помощь при травмах

Комбинированный урок.

Моделирование проблемной ситуации

Работа с муляжами, составление плана действий

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Личностные: знание основных принципах отношения к  собственному здоровьесбережению.

Метапредметные: способность выбюирать смысловые установки по отношению к своему здоровью.

Предметные:  освоение приемов оказания первой медпомощи.

Индивидуальная работа, самоконтроль

П.9

11

6 нед

Мышцы.

Комбинированный урок.

Знакомство с новыми словами, работа с  текстом, таблицами. Составление схем.

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы.

Личностные: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека.

Метапредметные: производить поиск информации, давать определения понятиям.

Предметные:  устанавливать взаимосвязь между строением и функцией. Различать на таблицах основные группы мышц.

Фронтальный опрос

П.10

12

6 нед

Работа мышц

Комбинированный урок.

Моделирование проблемной ситуации. Анализ текста:"

Сила мышц.  Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. Работоспособность.»

Личностные: 

Метапредметные: Предметные:  характеризовать процессы обеспечивающие сокращение и расслабление мышц. Различать на таблицах основные группы мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.

Фронтальный опрос

П.11

13

7 нед

 Нарушение осанки и плоскостопие.  Развитие опорно-двигательной системы

Практическая работа «Проверяем правильность осанки».

Практическая работа №2 «Есть ли у вас плоскостопие?»

Практическая работа «Гибок ли ваш позвоночник?»

Комбинированный урок.

Создание проблемной ситуации и ее решение. Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: «

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.»

Личностные: реализация установок здорового образа жизни

Метапредметные: овладение исследовательской  деятельности, Проводить самонаблюдение. Сравнивать и анализировать.

Предметные:  выделение существенных признаков. Соблюдение мер профилактики нарушения осанки. Проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

Практическая работа №2 «Есть ли у вас плоскостопие?»

П.12-13

14

 7  нед

 Контрольная работа №2 «Опорно-двигательная система»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа №2

повторить

Раздел 3.  Кровь. Кровообращение (9 часов)

15

8 нед

1.Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Лабораторная работа №3 « Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Комбинированный урок.

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Внутренняя среда организма: кровь,   тканевая   жидкость   и лимфа.   Кровь,   ее   функции. Плазма  крови,  клетки  крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Личностные: развитие познавательного интереса к предмету.

Метапредметные: способность выбирать смысловые и целевые установки.

Предметные: наблюдение и описание объекта.  Соблюдение правил работы с микроскопом и микропрепаратами. Сравнение биологических объектов.

Лабораторная работа №3

« Сравнение крови человека с кровью лягушки»

П.14

16

8 нед

Иммунитет

Комбинированный урок.

Моделирование проблемной ситуации как работает иммунная система у человека, необходимость вакцинации и прививок.

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Личностные: развитие познавательного интереса к предмету.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Анализировать и оценивать информацию, делать выводы.

Предметные:  приведение доказательств зависимости здоровья от окружающей среды. Соблюдение мер профилактики заболеваний инфекционных, в том числе ВИЧ-инфекции и простудных.

Фронтальный опрос

П.15

17

9 нед

Тканевая совместимость и переливание крови.

кровообращения.

Комбинированный урок 

Работа с дополнительными источниками, анализ теста. Определение взаимосвязи групп крови и иммунной реакцией организма

Личностные:  развитие познавательного интереса к предмету.

Метапредметные:  Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям.

Предметные: выделение существенных признаков. Умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.  

Фронтальный опрос, самоконтроль

П.16

18

9 нед

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Комбинированный урок Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способов  и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Знакомство с новыми терминами и работой сердца. Моделирование проблемной ситуации почему движется кровь.

Личностные:  развитие познавательного интереса к предмету.

Метапредметные: Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям Предметные:  выделение существенных признаков. Умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.  

Фронтальный опрос, самоконтроль

П.17

19

10 нед

Движение лимфы Практическая работа «Кислородное голодание»

Комбинированный урок 

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способов и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: « Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.»

Личностные: формирование потребности к самообразованию.

Метапредметные: составлять тезисы. Сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки. Предметные:  обосновывать взаимосвязь строения и функции.

Самоконтроль. Фронтальный опрос

П.18

20

10нед

Движение крови по сосудам.

Практическая работа № 3,4

 

Комбинированный урок

Моделирование проблемной ситуации , выполнение практических работ на основе самонаблюдения и самоизучения по вопросам: «

Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления.   Артериальное  давление:   верхнее,   нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме.»

Личностные: реализация установок здорового образа жизни

Метапредметные: овладение исследовательской  деятельности, Проводить самонаблюдение. Сравнивать и анализировать.

Предметные:  выделение существенных признаков. Соблюдение мер профилактики нарушения осанки. Проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

Практическая работа № 3 « Пульс и движение крови».

Практическая работа № 4. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».

П.19

21

11 нед

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов 

Практическая работа

Комбинированный урок

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способов и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Личностные:  развитие познавательного интереса к предмету.

Метапредметные:  Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям.

Предметные: выделение существенных признаков. Умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.  Приведение доказательств вредных привычек.

Практическая работа № 5 «Доказательство вреда курения» (выполняется дома).

П.20

22

11 нед

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Первая помощь при кровотечениях.

Практическая работа №6

Комбинированный урок

Работа с текстом  и наглядным материалом. Моделирование ситуаций по оказанию ПМП при нарушении целостности сосудов, при инсульте и инфаркте.

Проведение практической работе на основании самонаблюдения Анализ результатов

Личностные: реализация установок здорового образа жизни.

Метапредметные: развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Проводить эксперименты. Делать выводы и заключения.

Предметные:  освоение приемов оказания ПМП. Знание основ здорового образа жизни.

Практическая работа №6 «Функциональная сердечнососудистая проба»

П.21, 22

23

12 н

Контрольная работа № 3 по теме: « Кровь. Кровообращение»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа № 3

повторить

Раздел 4. Дыхательная система  (6 часов)

24

12н

Значение дыхания. Органы дыхания.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способов и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Личностные: осознание единства и целостности организма. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Метапредметные:  работать с разными источниками информации. Сравнивать и классифицировать. Самостоятельно выдвигать решения поставленных задач.

Предметные:  развитие представления о картине единства органов и систем.

Индивидуальная работа. Самоконтроль

П.23

25

13 н

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Лабораторная работа «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Комбинированный урок 

Моделирование проблемной ситуации. Анализ статистических данных.

Личностные: развитие познавательного интереса к предмету, собственному организму.

Метапредметные:  работать по плану. Организовывать свою деятельность, применять навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Предметные: понимать особенности процесса газообмена в тканях и легких.

Самоконтроль.

П.24

26

 13н

Дыхательные движения.

Лабораторная работа №4

Комбинированный урок

Выполнение практической работы по решению проблемной ситуации на основе самонаблюдения

Личностные:  объяснять взаимосвязь особенностей строения и функций.

Метапредметные:  работать по плану. Организовывать свою деятельность, применять навыки самоконтроля и взаимоконтроля Предметные:  Знание основ здорового образа жизни. Умение проводить самонаблюдение. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Лабораторная работа №4 «Дыхательные движения»

П.25

27

14 н

Регуляция дыхания

Практическая работа №7

Комбинированный урок

Работа по инструктивной карточке, анализ полученных данных

Практическая работа №7 «Изменение обхвата грудной клетки»

П.26

28

14 нед

 Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

Практическая работа «Определение запыленности воздуха в зимнее время»

Комбинированный урок

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Фронтальный опрос. Работа в группах

П.27

29

15  нед

Первая помощь при поражениях органов дыхания.

Комбинированный урок

Создание проблемной ситуации по остановке дыхания и сердцебиения. Моделирование этапов оказания ПМП на роботе, закрепление отработанных действий

Личностные: реализация установок здорового образа жизни.

Метапредметные: развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Проводить эксперименты. Делать выводы и заключения.

Предметные:  освоение приемов оказания ПМП. Знание основ здорового образа жизни.

Индивидуальная работа. Самоконтроль

П.28

Раздел 5. Пищеварительная система (7 часов)

30

15 н

Значение пищи и ее состав

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

  • Личностные: развивать интерес к собственному здоровью, культуре правильного питания, пищевого поведения через знания, полученные на уроке;
  • Метапредметные: формирование универсальных учебных действий через организацию учащимися своей учебной деятельности, выбор логического действия, действия постановки и решения проблем, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;
  • Предметные: углубление знаний по теме, закрепление изученного материала, определение уровня усвоения знаний, развитие предметных компетенций учащихся по теме “Пищеварение”, овладевать составляющими исследовательской деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, находить решение, уметь делать сравнение, проводить наблюдение, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, на основании анализа полученных данных, делать выводы.

Самоконтроль

П.29

31

16н

Органы пищеварения.

Практическая работа «Местоположение слюнных желез»

Комбинированный урок

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Самоконтроль.

Фронтальный опрос

П.30

32

16н

Зубы. Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа № 5

Комбинированный урок

 Моделирование проблемной ситуации. Анализ данных полученных при проведении практической работы.

Лабораторная работа № 5«Действие ферментов слюны на крахмал»

П.31, 32 ( до пищеварения в желудке)

33

17 н

Пищеварение в желудке.

Лабораторная работа №6

Комбинированный урок

 Моделирование пищеварения в желудке. Анализ данных. Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Лабораторная работа №6 «Действие ферментов желудочного сока на белки»

П.32

34

17н

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Комбинированный урок Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Личностные: развитие познавательного интереса к предмету.

Метапредметные: формулировка проблемы, поиск информации, умение  высказывать мои мысли.

Предметные:  выделение существенных признаков всасывания питательных веществ.

Фронтальный опрос

П.33

35

18н

Регуляция пищеварения.

Комбинированный урок

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Личностные: осознание единства процессов пищеварения. Умение анализировать и сравнивать, делать выводы.

Метапредметные: умение работать с различными источниками. Предметные:  выделение главных факторов в регуляции пищеварения

Фронтальный опрос

П.34

36

18н

Заболевания органов пищеварения

Комбинированный урок

 Работа с текстом и схемами. Анализ полученных данных для формирования норм гигиены питания

Личностные:  осознание собственной ответственности за свое здоровье.

Метапредметные:  умение работать с различными источниками информации

Предметные:  Профилактика пищевых отравлений.  Профилактические меры по предупреждению глистных инвазий.

Проверочная работа

П.35

Раздел 6. Обмен веществ и энергии (2 часа)

37

19н

Обменные процессы в организме.

 Нормы питания. Практическая работа №8

Комбинированный урок

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Анализ таблиц калорийности

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Метапредметные: создание в группе плана работы при выполнении практической работы.

Предметные:  сравнение биологических процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Выделение существенных признаков процессов (обмен веществ и превращение энергии)

Практическая работа №8 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

П.36

П.37

38

19н

Витамины.

Комбинированный урок 

Анализ текста, таблиц. Работа с дополнительными источниками

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметные:  Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные:  умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Фронтальный опрос

П.38

Раздел 7. Мочевыделительная система (2 часа)

39

20н

Строение и функции почек.

Урок  усвоения новых знаний.  Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания по моделированию работы мочевыделительной системы человека

Личностные: (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем). осознание ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметные: (мысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания.

Предметные:  умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Фронтальный опрос

П. 39

40

20н

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Комбинированный урок Моделирование  проблемной ситуации. Анализ информации при работе с таблицами, схемами и сан.просвет брошюрами

Личностные: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы Предметные:  делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.40

Раздел 8. Кожа (4 часа)

41

21н

Значение кожи и её строение.

Урок  усвоения новых знаний. Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Метапредметные: Анализировать, сравнивать, и обобщать факты и явления. Предметные:  проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Фронтальный опрос

П.41

42

21 н

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

Комбинированный урок Моделирование проблемной ситуации по проблеме нарушения целостности кожных покровов и  ее решение

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Метапредметные: Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Анализировать, сравнивать, и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия Предметные:  проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Фронтальный опрос

П.42

43

22 н

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Комбинированный урок Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, работа с таблицами «Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах»

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Метапредметные: Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Вычитывать все уровни текстовой информации. Предметные:  проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Освоение приемов оказания первой помощи при обморожениях, солнечных ударах.

Фронтальный опрос

П.43

44

22н

 Контрольная работа №4 по темам: «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа №4

Глава 9. Эндокринная система (2 часа)

45

23н

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

 Урок усвоения и закрепления новых знаний.

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; аргументировано отстаивать своѐ мнение.

Предметные:  . Формирование первоначальных систематизированных пред- ставлений о биологических объектах, процессах, явлениях; овладение понятийным аппаратом биологии

Фронтальный опрос

П.44

46

23 н

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Комбинированный урок Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания с использованием новых терминов связанных с эндокринной системой.

Личностные:  Формирование ответственного отношения к учению

Метапредметные: . Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.   Предметные:  формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Фронтальный опрос

П.45

Раздел 10. Нервная система ( 6 часов)

47

24н

Строение, значение и функционирование нервной системы.

Практическая работа «Действие прямых и  обратных связей»

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала по теме строение нервной системы. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, связанными с вопросами прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции организма

Личностные: формирование положительной мотивации к предмету.

Метапредметные:  умение работать в группе.

Предметные:  Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач Использование моделей для описания объектов и явлений.

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.46

48

24н

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Практическая работа « Штриховое раздражение кожи»

Комбинированный урок

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. По вопросам вегетативного отдела нервной системы. Выполнение практической работы и анализ ее результатов

Личностные: формирование положительной мотивации к предмету.

Метапредметные: умение работать в группе. Работать с различной информацией.

Предметные:  умение проводить самонаблюдение.

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.47

49

25н

Нейрогуморальная регуляция.

Комбинированный урок

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Личностные: формирование положительной мотивации к предмету.

Метапредметные: умение преобразовывать информацию в схемы и таблицы.

Предметные: объяснять взаимосвязь процессов регуляции нервной и гуморальной.

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.48

50

25н

Спинной мозг.

строение и функции.

Комбинированный урок

Изучение текста, таблиц и схем. Анализ текста «Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения        деятельности нервной системы и их предупреждение»

Личностные:  формирование положительной мотивации и познавательных интересов к предмету биологии.

Метапредметные: Познавательные УУД:

находить информацию в тексте;

анализировать и обобщать;

сравнивать;устанавливать аналогии; владеть разными формами смыслового чтения

Регулятивные УУД:

работать по плану

Коммуникатив-ные УУД:

создавать письменные тексты

 Предметные:  Знакомство с понятиями:

спинной мозг, мотонейроны, сегменты, спинномозговые нервы, проводящая функция спинного мозга, рефлекторная функция спинного мозга

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.49

51

26 н

Головной мозг: строение и функции.

Практическая работа №9

Комбинированный урок

Моделирование процессов работы отделов мозга человека Решение задач на аналитико-синтетической  функция коры больших полушарий.

Личностные: формирование положительной мотивации и познавательных интересов к предмету биологии.

Метапредметные: находить информацию в тексте;

анализировать и обобщать;

сравнивать; устанавливать аналогии; владеть разными формами смыслового чтения. Умения проводить самонаблюдения.

Предметные:  сравнение головного мозга человека с млекопитающими . Значение отделов головного мозга. Компенсаторная функция.

Практическая работа №9 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»

П.50

52

26н

Контрольная работа №5 оп темам: «Эндокринная система», «Нервная система»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа

повторить

Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

53

27н

Как действуют органы чувств и анализаторы.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Изучение новых терминов связанными с понятиями анализаторы человека и их значение

Личностные:  формирование познавательной активности  на уроке.

Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение. Предметные:  Выделение общих признаков анализаторов.  Органы чувств, их роль в жизни человека

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П. 51

54

27н

Орган зрения и зрительный анализатор.

Практическая работа №10.Сужение и расширение зрачка.

Практическая работа. Принцип работы хрусталика.

Практическая работа №19.Обнаружение «слепого пятна».

Комбинированный урок

Выполнение практической работы и ее анализ на основе само-и взаимонаблюдений. Знакомство со строением и функцией зрительного анализатора.  

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение

Предметные:  различение на таблице зрительного анализатора и его частей. Постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов

Практическая работа №10.Сужение и расширение зрачка.

П.52

55

28н

Заболевания и повреждения глаз.

Комбинированный урок

Анализ текса и работа с сан.провсет литературой

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение

Предметные:  

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.53

56

28н

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Практическая работа «Проверьте ваш вестибулярный аппарат.»

Комбинированный урок

Знакомство на муляжах с органами слуха и равновесия. Выполнения практической работы на основе самоисследования. Анализ практической работы.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение

Предметные:  постановка биологических экспериментов на основе самонаблюдения  и объяснение их результатов.

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.54

57

29н

Органы осязания, обоняния, вкуса.

Практическая работа Раздражение тактильных рецепторов (выполняется дома).

Комбинированный урок

Работа с тексом, таблицей, схемами и их  анализ. Изучение дополнительных источников знаний о вреде токсикомании.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение

Предметные:  постановка биологических экспериментов на основе самонаблюдения  и объяснение их результатов.

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.55

Раздел 12. Поведение и психика (7 часов)

58

29н

Врожденные формы поведения.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Моделирование проблемных ситуаций и их анализ. Решение биологических задач

Личностные:  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение Предметные:  

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.56

59

30 нед

Приобретенные формы поведения

Практическая работа №11

Комбинированный урок

 Изучение научной литературы по вопросам приобретенных форм поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность.

Психология и поведение человека.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям Предметные:  постановка биологических экспериментов на основе самонаблюдения  и объяснение их результатов.

Практическая работа №11.Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.

П.57

60

30 нед

Закономерности работы головного мозга

Комбинированный урок

Создание и моделировании проблемной ситуации вопросам работы мозга.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Предметные:  выделение существенных признаков биологических процессов

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.58

61

31 нед

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Комбинированный урок

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Личностные:  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 Предметные: объяснение роли сна и бодрствования.

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.59

62

31 нед

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Комбинированный урок

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные:  умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные:  объяснять биосоциальную природу человека. Осознание роли труда и речи.

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.60

63

32 нед

Воля и эмоции. Внимание.

Практическая работа «.Изучение внимания при разных условиях».

Комбинированный урок

 Моделирование биологических задач и их решения на основе самонаблюдения. Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала.

Личностные:  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. постановка биологических экспериментов на основе самонаблюдения  и объяснение их результатов.

Предметные:  Объяснять физиологическую основу эмоций. Способы поддержания внимания. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.61

64

32нед

Работоспособность. Режим дня.

Комбинированный урок

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала.

Личностные:  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему. Предметные:  зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.

Фронтальный опрос. Самоконтроль

П.62

65

33н

Контрольная работа № 6 по теме: «Высшая нервная деятельность»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа

Раздел 13. Индивидуальное развитие организма ( 5 часов)

66

33н

Половая система человека.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию

 Предметные:  соблюдения мер профилактики заболеваний. Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Индивидуальная работа.

Самоконтроль

П.63

67

34н

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

Комбинированный урок Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию 

Предметные: соблюдения мер профилактики заболеваний ЗППП, ВИЧ, гепатиты, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды

Фронтальный опрос.

П.64, 65

68

34н

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

О вреде наркогенных веществ.

Комбинированный урок

Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию 

Предметные:  зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. соблюдения мер профилактики употребления ПАВ. Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Вред наркогенных веществ. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека

Фронтальный опрос.

П.66

69

35 н

Психологические особенности личности.

Комбинированный урок Научная и творческая деятельность.

Логическое изложение материала. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию 

Предметные:  выделение существенных признаков биологических процессов. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Фронтальный опрос.

П.67

70

35 н

Итоговая контрольная работа №7

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г....