Рабочая программа по биологии 5 класс. автор Сухорукова
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по биологии  в  5  классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», программы основного общего образования, авторской программы: Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.-М.: Просвещение,2011.-144с.

Цели и задачи курса:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Окружающий мир». Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся  начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.  Освоение  этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую- ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и

 

 предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях  учебной и иной деятельности.

2.Общекультурную- опыт освоения учащимися научной картины мира.

3.Учебно-познавательную - самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно-функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.

4.Информационную- умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать  мультимедийные ресурсы и  компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5.Коммуникативную- овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений, высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.

6.Социально-трудовую- овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.

7.Компетенцию личностного самосовершенствования-формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_rabochaya_programma.docx73.09 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ГМО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ СШ   №16

Протокол №1

__________Капкова Т. Г.

_____________ Ястребова Е.В.

____________ Антонова М.В.

от «    »  августа    2015 г.

«___» ______________   2015 г.

Приказ от                           №

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16

 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА  УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

        

Рабочая программа

  Наименование учебного предмета   Биология

  Класс 5 (в,г)

 Уровень общего образования основная школа

 Учитель Лимачева А.Р

 Срок реализации программы   2015-2016 учебный год

 Количество часов по учебному плану

 всего  35 часов в год; в неделю   1   час

Планирование составлено на основе: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей                  общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.- М.: Просвещение, 2011.-144 с.

Учебник: Биология. Живой организм 5-6 класс. Л.Н.Сухорукова,В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова. М:Просвещение 2014

                (название, автор, год издания, кем рекомендовано)

 Рабочую программу составил учитель биологии         __________________        Лимачева А.Р.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии  в  5  классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», программы основного общего образования, авторской программы: Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.-М.: Просвещение,2011.-144с.

Цели и задачи курса:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Окружающий мир». Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся  начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.  Освоение  этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую- ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и

 предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях  учебной и иной деятельности.

2.Общекультурную- опыт освоения учащимися научной картины мира.

3.Учебно-познавательную - самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно-функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.

4.Информационную- умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать  мультимедийные ресурсы и  компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5.Коммуникативную- овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений, высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.

6.Социально-трудовую- овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.

7.Компетенцию личностного самосовершенствования-формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Разделы

Компетенции

1.«Введение».

Учебно – познавательная, коммуникативная,  информационная. Общекультурная

2.«Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Ценностно-смысловая, учебно – познавательная, коммуникативная, информационная. Общекультурная

3.«Клеточное строение живых организмов».

Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

4. «Ткани живых организмов».

Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

 •ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

 •ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

 • понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

•понимание необходимости здорового образа жизни;

• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

•сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

 Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию биологической терминологии и символики;

•развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

•развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

 Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Биология» является необходимым компонентом общего образования школьников.

Рабочая программа рассчитана для обучающихся 5 класса, на 35 часов в год из расчета по 1 учебный  часа в неделю.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Личностные результаты

учащиеся 5 класса должны

  • Знать основные принципы отношения к живой природе;
  • Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.

  1. Метапредметные результаты

учащиеся 5 класса должны

  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
  • Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

  1. Предметные результаты

В познавательной сфере

учащиеся 5 класса должны

  • Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
  • Различать жизненные формы растений;
  • Знать строение и процесс деления клетки;
  • Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
  • Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
  • Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
  • Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
  • Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
  • Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.

В ценностно-ориентационной сфере

  • Знать основные правила поведения в природе.
  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности

  • Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.
  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности

  • Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.
  • Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

В эстетической сфере

  •  Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.
  • Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.

  Система контроля  включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет  оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • включенность  учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
  • взаимооценка учащимися друг друга при  коллективно-распределительной  деятельности в группах;
  • содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
  • публичная защита творческих работ,  экспериментальных исследований  и проектов.

      Для проведения  оценивания на каждом этапе обучения  разработаны соответствующие    критерии. Эти критерии  открыты для учащихся и каждый может регулировать свои  учебные усилия для  получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.  

Содержание тем учебного курса

Введение (3часа)

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм; морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно –историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.

Экскурсия № 1 «Осенние изменения в жизни растений».

Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12часов)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие(типы, классы хордовых) животных. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия различных видов в экосистеме (паразитизм, конкуренция, симбиоз, хищничество). Основные растительные сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии.

Практическая работа № 1 «Влияние света на рост и развитие растений».

Практическая работа № 2 «Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения – конкуренты».

Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Клеточное строение  живых организмов (9часов)

Клеточное строение организмов. Правила работы  в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Клетки растений. Строение животной и грибной клеток. Процесс деления клеток. Рост и развитие организмов. Многообразие клеток. Общие признаки одноклеточных организмов. Колониальные и многоклеточные организмы.

Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа».

Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп».

Лабораторная работа № 3 «Состав клетки».

Лабораторная работа № 4 «Строение растительной клетки».

Лабораторная работа № 5 «Строение инфузории туфельки».

Практическая работа № 3 «Приготовление препарата листа элодеи».

Практическая работа № 4 «Значение кипячения молока».

Практическая работа № 5 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».

Ткани живых организмов (9часов)

Клетки, ткани и органы растений. Покровная, механическая, основная, проводящая, образовательная, механическая ткани, их строение и функции. Строение животных. Общие признаки соединительной ткани животных, виды этой ткани. Кровь – особая соединительная ткань, ее функции. Внутренняя среда организма. Строение и функции мышечной ткани. Эпителиальная ткань животных, ее значение в жизни животных. Нервная ткань, ее значение и обеспечение целостности организма.

Лабораторная работа № 6 «Строение покровной ткани листа».

Лабораторная работа № 7 «Строение мякоти листа».

Лабораторная работа № 8 «Строение соединительной ткани - кровь, хрящ».

Лабораторная работа № 9 «Строение мышечной ткани».

Практическая работа № 6 «Наличие запасающей ткани в клубнях картофеля».

Обобщающий урок по темам: «Клеточное строение живых организмов. Ткани живых организмов»

Проект «Удивительные растения рядом. Растения Ульяновской области.(проект фотографий).

Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений».

Всего 35 часов

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Формы организации учебно-познавательной деятельности

Оборудование, ЭОР

Система контроля/Д/з

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

1

2

3

4

5.1

5.2

5.3

6

7

8

9.1

9.2

Введение (3 часа)

1

Техника безопасности при работе в кабинете биологии.   Биология -наука о живых организмах.

1

Урок постановки учебной задачи

примеры значения биологических знаний

Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете.

овладение

 способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений)

                                                                           *формирование приемов работы с информацией

                                                                           *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.

Приобретать навыки ведения наблюдений

Фронтальная, коллективная - динамическая

Таблицы: «Царства живой природы», рисунки.

§1,вопрос 3 с.9

2

Условия жизни организмов.

1

Урок решения учебной задачи

Характеризоватьоболочки биосферы. Указывать основные условия жизни живых организмов.

Определять ключевых понятий, взаимосвязи оболочек Земли и их роли в жизни живых организмов, свойства живых организмов, осенние изменения в жизни растений

Индивидуально-обособленная, групповая

Таблица: «Биосфера и ее границы», фотографии  живых организмов.

§2, вопрос 1 с.11

3

Основные свойства живых организмов. Осенние явления в жизни растений.

Экскурсия №1 «Осенние изменения в жизни растений»

1

Экскурсия №1 «Осенние изменения в жизни растений»

Объяснятьизменения, происходящие с растениями в осенний период.

 за природными явлениями на примере листопада.

Работать в малых группах при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Коллективная динамическая

Растения пришкольного участка. Фрагменты фильма «Основные свойства живого».

§2, вопросы 1-3 с.12

Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)

4

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

1

Урок «открытого» нового знания

Понятия:

Царства, размножение, индивидуальное развитие, раздражимость, клеточное строение.

Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.

Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы

Описывать роль представителей разных царств в биосфере.

*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других

                                                                           естественных наук.

Групповая

Комнатные растения, аквариумные растения, гербарные образцы растений, коллекции животных, рисунки, фрагменты фильма «Многообразие живых организмов».

§3,4, вопросы1-2 с.15

5

Деление царств на группы.

1

Урок моделирования и преобразования модели

 Понятия: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство.

Называть типы животных, отделы растений

.Приводитьпримеры представителей разных отделов и типов.

Сравнивать представителей разных групп растений и животных.

Групповая, вариационная интегрированность

 Динамическое пособие «Классификация растений и животных»

§4 вопросы 1-2  с.17

6

Среда обитания. Экологические факторы

1

Урок постановки учебной задачи

Понятия:

среда обитания, экологические факторы.

Давать определения  ключевым понятиям. Называть среды жизни, их экологические факторы.

Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы.

Индивидуально-обособленная

Рисунки, таблица «Экологические факторы среды».

§5, задание 6 с.19, творческая работа – составить рассказ о действии света на организмы.

7

Вода как среда жизни.

1

Урок решения учебной задачи

Объяснять

возможные

причины гибели

живых организмов

 водоемов.основные абиотические факторы водной среды обитания.  Приводить примеры обитателей водной среды.    

 Наблюдатьза водными организмами.Выделять особенности строения организмов.

Групповая, фронтальная

Рисунки организмов обитающих в водной среде.

§6, биологическое исследование с.21, вопрос 2 с.21

8

Наземно - воздушная среда жизни.

1

Урок решения учебной задачи

Понятия:

воздух, ветер, температура, влаголюбивые

Называть основныеабиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.

Приводитьпримеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделятьхарактерные признаки живых организмов, обитающих в разных  условиях влажности наземно-воздушной среды.

Сравниватьособенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животные разных экологических групп по отношению и наличию влаги.

Творческая

Географическая карта – растительный и животный мир планеты, карта Ульяновской области (растительный и животный мир), рисунки, фотографии.

§7,с.22-23,25

9

Свет в жизни растений и животных.

Практическая работа № 1«Влияние света на рост и развитие растений».

1

Урок П. р. № 1«Влияние света на рост и развитие растений». Работа с тетрадью и учебником, электронным приложением к учебнику.

Понятия:

светолюбивые,тенелюбивые, теневыносливые.

Приводитьпримеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливатьвзаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к световым изменениям.

Групповая, вариационная

Рисунки растений и животных приспособленных к различному световому режиму. Фрагменты фильма «Приспособленность живых организмов к условиям обитания».

§7,с.24-25
вопросы 2,3 с.25

10

Почва как среда жизни.

1

Урок моделирования и преобразования модели

Понятия:

перегной, гумус, плодородие.

Анализировать и сравнивать внешнеестроение животных, обитающих в почве.Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова.

Выявлятьсвязь между урожайность сельскохозяйственных растений  и плодородием  почв.

Коллективная- динамическая

Рисунки и фотографии живых организмов, обитающих в почвенной среде, электронное приложение к учебнику.

§8,с.26-27, задание № 3 с.27. Творческая работа – составить правила охраны почв, указать свое участие в охране природы.

11

Организменная среда жизни.

1

Урок рефлексии

Понятия:

паразиты

Приводить примерыпаразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделятьсущественные особенности организменной среды.Описывать чертыприспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов качестве среды обитания.Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания.

Индивидуальная, парная

Рисунки, фотографии, электронное приложение к учебнику

§9,с.28-29, подготовить сообщение об условиях организменной среды обитания, задание № 3 с.29.

12

Сообщество живых организмов.

1

Урок контроля и оценки

Понятия:

природное сообщество, растительное сообщество, жизненные формы растений, видовой состав, виды –строители.

Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.

 Объяснятьведущую роль растений в сообществе.Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.

Индивидуальная

Фотографии, таблица: «Растительное сообщество», электронное приложение к учебнику.

§10,с.30-31, вопросы и задания с.31, сообщения учащихся о грибах и бактериях.

13

Роль грибов и бактерий.

1

Урок решения учебной задачи

Понятия:

производители, потребители, разрушители, круговорот веществ.

Приводитьпримеры грибов и бактерий (паразитов, сапрофитов, симбионтов), пищевых цепей.

Определятьместо бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере.

Групповая-статическая

Электронное приложение к учебнику, таблица; «Пищевые цепи». Фотографии растений и животных.

§11,с.32-33,  задание  № 3 с.33.

14

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

П.р. № 2 «Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения –конкуренты».

1

Урок «открытого» нового знания

П.р. № 2 «Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения –конкуренты».

Понятия:

конкуренция, хищничество, паразитизм, взаимовыгодные отношения

Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.Устанавливатьпричины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.Обосновыватьзначение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества.

Коллективная

Таблица:

 «Типы взаимоотнощений организмов», электронное приложение к учебнику, рисунки.

§12,с.34-35, пр.р. № 2 «Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения –конкуренты» (по желанию) с.34, подготовиться к обобщающему уроку.

15

Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

1

Урок контроля и оценки

Парная, индивидуальная

Оценка тестовых работ

Клеточное строение живых организмов (9 часов)

16

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

1

Урок открытого нового знания

Понятия:

микроскоп. лупа, клеточная теория

Давать определения ключевым понятиям 

Называть увеличительные приборы, ученых, внёсших вклад в изучение клеточного строения.

Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.

Формулироватьположения клеточной теории.

*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

*развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                       *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других                               естественных наук.

Фронтальная

Таблица  «Устройство микроскопа», портреты ученых. Электронное приложение к учебнику.

§13,с.38-39, объяснение рисунков с. 39

17

Устройство увеличительных приборов

Лаб.р. № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа». Лаб.р.№ 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп». Пр.р. № 3 «Приготовление препарата листа элодеи» и выводы к ним.

1

Лаб.р. № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа». Лаб.р.№ 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп». Пр.р. № 3 «Приготовление препарата листа элодеи» и выводы к ним.

Понятия:

световой микроскоп, микропрепарат, предметное стекло ,покровное стекло.

Называть частилупы и микроскопа.

Описыватьэтапы и правила работы с микроскопом.

Применять приобретенные знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторных работ.

Применятьпрактические навыки в процессе лабораторной работы.

Фиксироватьрезультаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в  электронном приложении.

Выполнятьлабораторные  и практические работы.

Групповая- вариационная

Таблица «Оптические приборы», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы, лупы, водное растение элодея.

§14 с.40-41 , задание 3 с.41, правила работы с микроскопом – выучить.

18

Состав и строение клеток.

Лаб.р№3  «Состав клеток»

1

Лаб.р№3  «Состав клеток» и выводы к ней.

Работа с учебником и тетрадью.

Понятия:

органические вещества, неорганические вещества, белки, углеводы, жиры, плазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды, доядерные( прокариоты), ядерные(эукариоты), ядро.

Называть органические и неорганические вещества, основные компоненты клетки.

Приводитьпримеры белков, углеводов, жиров.

Описыватьзначение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.

Выполнять лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Парная, индивидуальная

Схема«Состав семян», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, семена пшеницы, мука, вода, йод, марля.

§15 с.42-43, вопросы 4,5 с.43.

19

Строение бактериальной клетки.

П.р. № 4 «Значение кипячения молока».

1

Урок общеметодологической направленности

П.р. № 4 «Значение кипячения молока».

Понятия:

бактерии, клеточная оболочка, капсула, жгутики, ядерное вещество.

Называтькомпоненты бактериальной клетки.

Выделять основную особенность бактериальной клетки – отсутствие оформленного ядра.

Устанавливатьвзаимосвязь между особенностями  жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.

Коллективная, динамическая

Таблица «Строение бактерий», рисунки бактерий, электронное приложение к учебнику.

§16 с.44-45, пр.р. № 4 «Значение кипячения молока» и запись отчета в тетради.

20

Строение растительной, животной и грибной клеток.

П. р. № 5 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».

1

П. р.  № 5 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».

Понятия:

ядро, цитоплазма, хромосомы, хлорофилл, вакуоли. Вирусы.

Называть органоиды клеток эукариот.

Сравнивать клетки растений, животных, грибов.

Делатьвыводы о причинах сходства и различия.

Распознавать иописывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы.

Парная, индивидуальная, фронтальная

Таблицы «Растительная клетка»,  «Животная клетка», « Грибная клетка», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование.

§17 с.46-47

21

Строение клетки.

Лаб.р. № 4 «Строение растительной клетки».

1

Урок «открытого» нового знания

Лаб.р. № 4 «Строение растительной клетки».

Понятия:

включения, мембрана, клеточная оболочка.

Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.

Фиксироватьрезультаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Коллективная, статическая, индивидуальная

Таблица «Растительная клетка», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы,  водное растение элодея, кожица лука, йод.

§17с.47, вопросы 1-3 с.47. Составить модель клетки(пластилин) – творческая работа.

22

Образование новых клеток.

1

Урок постановки учебной задачи

Понятия:

деление, хромосомы.

Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления.

Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма.

Парная, индивидуально-обособленная

Динамическое пособие «Деление клетки», фрагменты фильмы «Деление клетки», электронное приложение к учебнику.

§18 с.48-49, сообщение о роли деления клетки. Задание № 4 с.49

23

Одноклеточные растения, животные и грибы.

Лаб.р. № 5«Строение инфузории – туфельки»

1

Лаб.р. № 5 «Строение инфузории – туфельки»и выводы к ней.

Понятия:

Хроматофор, простейшие, инфузория – туфелька, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль, жгутики, реснички,

Определять общие черты одноклеточных организмов.

Приводить примеры одноклеточных организмов.

Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами.

Применятьпрактические умения в процессе лабораторной работы.

Фиксироватьрезультаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Интегрированность тематическая, групповая

Таблица «Инфузория - туфелька», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепарат «Инфузория – туфелька».

§19 с.50-51, вопросы 1-4 с.51

24

Колониальные и многоклеточные организмы.

1

Урок общеметодологической направленности

Понятия:

колониальные организмы, многоклеточные организмы, плодовое тело, мицелий, гидра, кишечная полость.

Приводитьпримеры многоклеточных организмов.

Устанавливать признаки различия между многоклеточными растениями, животными, грибами.

Указывать  черты усложнения многоклеточных организмов в сравнении с одноклеточными.

Фронтальная, групповая

Таблицы «Шляпочные грибы»,  «Кишечнополостные животные – гидра», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепарат «Инфузория – туфелька».

§20 с.52-53, задания с.53. Вопросы для обсуждения с.54.

Ткани живых организмов (9 часов)

25

Покровные ткани растений и животных.

1

Урок «открытого» нового знания

Понятия:

Ткань, межклетники, устьица, пробка, чечевички, корка, эпителиальные ткани.

Распознавать покровные ткани растений и животных.

Устанавливатьвзаимосвязь строения тканей с их функциями.

Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Прогнозироватьпоследствия повреждения покровных тканей у растений и животных.

*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

* развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других

                                                                           естественных наук.

Коллективная - вариационная

 Таблицы: «Ткани растений», «Ткани животных”, электронное приложение к учебнику.

§21 с.56-59

Вопросы 2,5 с.59

26

Строение покровной ткани листа.

Лаб.раб. №6«Строение покровной ткани листа».

1

Лаб.раб. №6«Строение покровной ткани листа».Выводы к ней.

Понятия:

кожица,  устьица, устьичная щель, межклетники.

Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).

Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с функциями.

Применять умения работать с микроскопом.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правилаповедения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепарат «Ветка липы – поперечный разрез», электронное приложение к учебнику.

§21 с.56-58, вопросы 3,4 с.59.

27

Механические и проводящие ткани растений.

1

Урок решения учебной задачи

Понятия:

Механическая ткань, волокна, древесина, луб, сосуды, ситовидные трубки.

Называть и описыватьсоединительные ткани животных.

Устанавливатьвзаимосвязь строения  и функций тканей.

Определять разныевиды тканей на микропрепаратах.

Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.

Коллективная, парная

Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, электронное приложение к учебнику.

§ 25 с. 66-67, подготовиться  к обобщению по теме: «Ткани живых организмов».

28

Основные и образовательные ткани растений.

Лаб.раб. №7«Строение мякоти листа»,пр.р. № 6 «Наличие запасающих ткани в клубнях картофеля»

1

Лаб.раб. №7«Строение мякоти листа»,пр.р. № 6 «Наличие запасающих ткани в клубнях картофеля».

Понятия:

фотосинтезирующая ткань, запасающая, образовательная ткань.

Распознаватьпрозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).

Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с функциями.

Применятьумения работать с микроскопом.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правилаповедения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Групповая, индивидуальная

Лабораторное оборудование, микроскопы, ветки тополя, электронное приложение к учебнику.

§ 23 см. 62-63 , 1-4 с.63

29

Соединительные ткани животных.

Лаб.раб. №8«Строение соединительной ткани – кровь, хрящ».

1

Лаб.раб. №8«Строение соединительной ткани – кровь, хрящ».

Понятия:

костная ткань, волокнистая соединительная ткань, хрящевая ткань, кровь, плазма, лимфа, жировая ткань.

Называть и описывать соединительные ткани животных.

Устанавливатьвзаимосвязь строения  и функций тканей.

Определятьразныевиды тканей на микропрепаратах.

Обосновыватьроль крови в обеспечении целостности организма.

Проводить лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правилаповедения в кабинете биологии, правила обращения  с лабораторным оборудованием.

Групповая, индивидуальная

Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты соединительных тканей, электронное приложение к учебнику.

§ 24 с. 64-65, вопросы 1-3 с.65.

30

Мышечная и нервная ткани животных.

Лаб.раб. №9«Строение мышечной ткани »

1

Лаб.раб. №9«Строение мышечной ткани »

Понятия:

поперечно-полосатая мышечная ткань, гладкая мышечная ткань, нервная ткань, нейрон, импульс.

Сравнивать и описыватьстроение мышечных  тканей.

Устанавливатьзависимость  строения тканей с  их  функциями.

Определять особенности  строения клеток  нервной ткани.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правилаповедения в кабинете биологии, правила обращения  с лабораторным оборудованием.

Групповая, индивидуальная

Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, электронное приложение к учебнику.

§ 25 с. 66-67, подготовиться  к обобщению по теме: «Ткани живых организмов».

31

Обобщающий урок по теме: «Ткани живых организмов».

1

Урок контроля и оценки

Коллективная, индивидуально-обособленная

Подготовиться к итоговому контролю. Повторить «Клеточное строение живых организмов».

32

Итоговый контроль.

1

Урок контроля и оценки

Понятия:

клетка. микроскоп, ядро, лупа, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты, мембрана,царства растений ,животных, бактерий, грибов.

Выявлять особенности химического состава живых организмов.

Называть органоиды клетки.

Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями.

Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом.

Описыватьприродные сообщества своей местности.

Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах.

Выдвигатьгипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах.

Высказыватьсвою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций.

Индивидуальная

Рисунки, фотографии, таблицы, схемы, фрагменты фильмов.

Подготовиться к экскурсии.

33

Весенние явления в жизни растений. Летнее задание.

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений»,

1

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений»,

(пришкольный участок).

Понятия:

жизненные формы, деревья, кустарники, травы, кустарнички, хлорофилл.

Называть и определять самые распространенные и редкие виды растений Ульяновской области.

Устанавливатьвзаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы.

Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ.

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Коллективная-динамическая

Растения пришкольного участка, блокноты, ручки, карандаши.

Индивидуальная проектная работа (по выбору учащихся).

34

Выездная экскурсия в краеведческий музей г. Димитровград

Урок постановки учебной задачи

Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы

*освоение приемов исследовательской деятельности

*развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению                                                                            естественных наук.

Коллективная, индивидуальная

Групповая проектная работа (по выбору учащихся).

35

Обобщающее повторение

Способы и средства контроля

Виды контроля

В год

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Лабораторные  работы

9

-

5

4

Практические работы

6

1

4

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Список методической литературы по предмету

  1. Учебник:  Биология. Живой организм.  5-6 классы: учебник  для  общеобразовательных  учреждений с приложением на электронном носителе: / Сухорукова Л.Н.,Кучменко В.С., Колесникова И.Я. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил.
  2. Сухорукова Л.Н Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей оющеобразоват. Учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, - М.: Просвещение, 2011. – 144с.

Список литературы для учащихся:

  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 2008.
  2. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М. ; Просвещение, 2002
  3. Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 кл.: пособие для учащихся.М.: Мнемозина, 2007.
  4. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Сборник задач и упражнений. 6(7) кл.: М.: Мнемозина, 2007.

Интернет-ресурсы

Основные Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «Биология»

http://www.1september.ru – газета «Биология», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

в результате изучения курса «Биология. 5-6 класс» обучающиеся 5 класса научатся:

  • Характеризовать признаки растительных организмов
  • характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие  исследовательской и  проектной деятельности при изучении растительных организмов;
  • различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;
  • характеризовать строение и физиологические процессы свойственные растительным организмам;
  • различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;
  • регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;
  • различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;
  • определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;
  • улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;
  • находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации

обучающиеся получат возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения биологической литературы;
  •  ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы ;
  • выдвигать гипотезы иорганизовывать исследования с целью проверки гипотез;
  •  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
  • правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;
  • используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;
  • выделять эстетические достоинства объектов растительного мира.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...

Рабочая программа для 6 класса. автор Гельфман Э.Г.

Рабочая программа для 6 класса. Разработана с требованием ФГОС ООО. Содержит пояснительную записку, тематическую программу....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю....