Рабочая программа по биологии 5 класс. автор Сухорукова
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», программы основного общего образования, авторской программы: Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.-М.: Просвещение,2011.-144с.
Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Окружающий мир». Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:
1.Ценностно-смысловую- ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и
предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности.
2.Общекультурную- опыт освоения учащимися научной картины мира.
3.Учебно-познавательную - самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно-функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.
4.Информационную- умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
5.Коммуникативную- овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений, высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.
6.Социально-трудовую- овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.
7.Компетенцию личностного самосовершенствования-формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_rabochaya_programma.docx | 73.09 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ГМО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ СШ №16 |
Протокол №1 __________Капкова Т. Г. | _____________ Ястребова Е.В. | ____________ Антонова М.В. |
от « » августа 2015 г. | «___» ______________ 2015 г. | Приказ от № |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16
ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Рабочая программа Наименование учебного предмета Биология Класс 5 (в,г) Уровень общего образования основная школа Учитель Лимачева А.Р Срок реализации программы 2015-2016 учебный год Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час Планирование составлено на основе: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.- М.: Просвещение, 2011.-144 с. Учебник: Биология. Живой организм 5-6 класс. Л.Н.Сухорукова,В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова. М:Просвещение 2014 (название, автор, год издания, кем рекомендовано) Рабочую программу составил учитель биологии __________________ Лимачева А.Р. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», программы основного общего образования, авторской программы: Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.-М.: Просвещение,2011.-144с.
Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Окружающий мир». Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:
1.Ценностно-смысловую- ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и
предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности.
2.Общекультурную- опыт освоения учащимися научной картины мира.
3.Учебно-познавательную - самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно-функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.
4.Информационную- умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
5.Коммуникативную- овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений, высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.
6.Социально-трудовую- овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.
7.Компетенцию личностного самосовершенствования-формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Разделы | Компетенции |
1.«Введение». | Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная. Общекультурная |
2.«Разнообразие живых организмов. Среды жизни». | Ценностно-смысловая, учебно – познавательная, коммуникативная, информационная. Общекультурная |
3.«Клеточное строение живых организмов». | Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная, информационная. |
4. «Ткани живых организмов». | Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная, информационная. |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
•ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
•ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
•понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
•сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
•развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
•развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Биология» является необходимым компонентом общего образования школьников.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся 5 класса, на 35 часов в год из расчета по 1 учебный часа в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Личностные результаты
учащиеся 5 класса должны
- Знать основные принципы отношения к живой природе;
- Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
- Метапредметные результаты
учащиеся 5 класса должны
- овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
- Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
- Предметные результаты
В познавательной сфере
учащиеся 5 класса должны
- Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
- Различать жизненные формы растений;
- Знать строение и процесс деления клетки;
- Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
- Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
- Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
- Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
- Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
- Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.
В ценностно-ориентационной сфере
- Знать основные правила поведения в природе.
- Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности
- Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.
- Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности
- Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.
- Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
В эстетической сфере
- Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.
- Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
- взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;
- содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
- публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
Содержание тем учебного курса
Введение (3часа)
Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм; морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно –историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.
Экскурсия № 1 «Осенние изменения в жизни растений».
Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12часов)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие(типы, классы хордовых) животных. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия различных видов в экосистеме (паразитизм, конкуренция, симбиоз, хищничество). Основные растительные сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии.
Практическая работа № 1 «Влияние света на рост и развитие растений».
Практическая работа № 2 «Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения – конкуренты».
Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».
Клеточное строение живых организмов (9часов)
Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Клетки растений. Строение животной и грибной клеток. Процесс деления клеток. Рост и развитие организмов. Многообразие клеток. Общие признаки одноклеточных организмов. Колониальные и многоклеточные организмы.
Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа».
Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп».
Лабораторная работа № 3 «Состав клетки».
Лабораторная работа № 4 «Строение растительной клетки».
Лабораторная работа № 5 «Строение инфузории туфельки».
Практическая работа № 3 «Приготовление препарата листа элодеи».
Практическая работа № 4 «Значение кипячения молока».
Практическая работа № 5 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».
Ткани живых организмов (9часов)
Клетки, ткани и органы растений. Покровная, механическая, основная, проводящая, образовательная, механическая ткани, их строение и функции. Строение животных. Общие признаки соединительной ткани животных, виды этой ткани. Кровь – особая соединительная ткань, ее функции. Внутренняя среда организма. Строение и функции мышечной ткани. Эпителиальная ткань животных, ее значение в жизни животных. Нервная ткань, ее значение и обеспечение целостности организма.
Лабораторная работа № 6 «Строение покровной ткани листа».
Лабораторная работа № 7 «Строение мякоти листа».
Лабораторная работа № 8 «Строение соединительной ткани - кровь, хрящ».
Лабораторная работа № 9 «Строение мышечной ткани».
Практическая работа № 6 «Наличие запасающей ткани в клубнях картофеля».
Обобщающий урок по темам: «Клеточное строение живых организмов. Ткани живых организмов»
Проект «Удивительные растения рядом. Растения Ульяновской области.(проект фотографий).
Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений».
Всего 35 часов
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Формы организации учебно-познавательной деятельности | Оборудование, ЭОР | Система контроля/Д/з | Дата | |||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5.1 | 5.2 | 5.3 | 6 | 7 | 8 | 9.1 | 9.2 | ||||||||||||
Введение (3 часа) | |||||||||||||||||||||||
1 | Техника безопасности при работе в кабинете биологии. Биология -наука о живых организмах. | 1 | Урок постановки учебной задачи | примеры значения биологических знаний Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете. | овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений) *формирование приемов работы с информацией *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. | развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы. Приобретать навыки ведения наблюдений | Фронтальная, коллективная - динамическая | Таблицы: «Царства живой природы», рисунки. | §1,вопрос 3 с.9 | ||||||||||||||
2 | Условия жизни организмов. | 1 | Урок решения учебной задачи | Характеризоватьоболочки биосферы. Указывать основные условия жизни живых организмов. Определять ключевых понятий, взаимосвязи оболочек Земли и их роли в жизни живых организмов, свойства живых организмов, осенние изменения в жизни растений | Индивидуально-обособленная, групповая | Таблица: «Биосфера и ее границы», фотографии живых организмов. | §2, вопрос 1 с.11 | ||||||||||||||||
3 | Основные свойства живых организмов. Осенние явления в жизни растений. Экскурсия №1 «Осенние изменения в жизни растений» | 1 | Экскурсия №1 «Осенние изменения в жизни растений» | Объяснятьизменения, происходящие с растениями в осенний период. за природными явлениями на примере листопада. Работать в малых группах при анализе и обсуждении результатов наблюдений. | Коллективная динамическая | Растения пришкольного участка. Фрагменты фильма «Основные свойства живого». | §2, вопросы 1-3 с.12 | ||||||||||||||||
Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов) | |||||||||||||||||||||||
4 | Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. | 1 | Урок «открытого» нового знания | Понятия: Царства, размножение, индивидуальное развитие, раздражимость, клеточное строение. Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы Описывать роль представителей разных царств в биосфере. | *овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); *освоение приемов исследовательской деятельности; *формирование приемов работы с информацией; *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. | развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук. | Групповая | Комнатные растения, аквариумные растения, гербарные образцы растений, коллекции животных, рисунки, фрагменты фильма «Многообразие живых организмов». | §3,4, вопросы1-2 с.15 | ||||||||||||||
5 | Деление царств на группы. | 1 | Урок моделирования и преобразования модели | Понятия: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство. Называть типы животных, отделы растений .Приводитьпримеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных. | Групповая, вариационная интегрированность | Динамическое пособие «Классификация растений и животных» | §4 вопросы 1-2 с.17 | ||||||||||||||||
6 | Среда обитания. Экологические факторы | 1 | Урок постановки учебной задачи | Понятия: среда обитания, экологические факторы. Давать определения ключевым понятиям. Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы. | Индивидуально-обособленная | Рисунки, таблица «Экологические факторы среды». | §5, задание 6 с.19, творческая работа – составить рассказ о действии света на организмы. | ||||||||||||||||
7 | Вода как среда жизни. | 1 | Урок решения учебной задачи | Объяснять возможные причины гибели живых организмов водоемов.основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдатьза водными организмами.Выделять особенности строения организмов. | Групповая, фронтальная | Рисунки организмов обитающих в водной среде. | §6, биологическое исследование с.21, вопрос 2 с.21 | ||||||||||||||||
8 | Наземно - воздушная среда жизни. | 1 | Урок решения учебной задачи | Понятия: воздух, ветер, температура, влаголюбивые Называть основныеабиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. Приводитьпримеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделятьхарактерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды. Сравниватьособенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животные разных экологических групп по отношению и наличию влаги. | Творческая | Географическая карта – растительный и животный мир планеты, карта Ульяновской области (растительный и животный мир), рисунки, фотографии. | §7,с.22-23,25 | ||||||||||||||||
9 | Свет в жизни растений и животных. Практическая работа № 1«Влияние света на рост и развитие растений». | 1 | Урок П. р. № 1«Влияние света на рост и развитие растений». Работа с тетрадью и учебником, электронным приложением к учебнику. | Понятия: светолюбивые,тенелюбивые, теневыносливые. Приводитьпримеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливатьвзаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к световым изменениям. | Групповая, вариационная | Рисунки растений и животных приспособленных к различному световому режиму. Фрагменты фильма «Приспособленность живых организмов к условиям обитания». | §7,с.24-25 | ||||||||||||||||
10 | Почва как среда жизни. | 1 | Урок моделирования и преобразования модели | Понятия: перегной, гумус, плодородие. Анализировать и сравнивать внешнеестроение животных, обитающих в почве.Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова. Выявлятьсвязь между урожайность сельскохозяйственных растений и плодородием почв. | Коллективная- динамическая | Рисунки и фотографии живых организмов, обитающих в почвенной среде, электронное приложение к учебнику. | §8,с.26-27, задание № 3 с.27. Творческая работа – составить правила охраны почв, указать свое участие в охране природы. | ||||||||||||||||
11 | Организменная среда жизни. | 1 | Урок рефлексии | Понятия: паразиты Приводить примерыпаразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделятьсущественные особенности организменной среды.Описывать чертыприспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов качестве среды обитания.Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания. | Индивидуальная, парная | Рисунки, фотографии, электронное приложение к учебнику | §9,с.28-29, подготовить сообщение об условиях организменной среды обитания, задание № 3 с.29. | ||||||||||||||||
12 | Сообщество живых организмов. | 1 | Урок контроля и оценки | Понятия: природное сообщество, растительное сообщество, жизненные формы растений, видовой состав, виды –строители. Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснятьведущую роль растений в сообществе.Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных. | Индивидуальная | Фотографии, таблица: «Растительное сообщество», электронное приложение к учебнику. | §10,с.30-31, вопросы и задания с.31, сообщения учащихся о грибах и бактериях. | ||||||||||||||||
13 | Роль грибов и бактерий. | 1 | Урок решения учебной задачи | Понятия: производители, потребители, разрушители, круговорот веществ. Приводитьпримеры грибов и бактерий (паразитов, сапрофитов, симбионтов), пищевых цепей. Определятьместо бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере. | Групповая-статическая | Электронное приложение к учебнику, таблица; «Пищевые цепи». Фотографии растений и животных. | §11,с.32-33, задание № 3 с.33. | ||||||||||||||||
14 | Типы взаимоотношений организмов в сообществе. П.р. № 2 «Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения –конкуренты». | 1 | Урок «открытого» нового знания П.р. № 2 «Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения –конкуренты». | Понятия: конкуренция, хищничество, паразитизм, взаимовыгодные отношения Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.Устанавливатьпричины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.Обосновыватьзначение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества. | Коллективная | Таблица: «Типы взаимоотнощений организмов», электронное приложение к учебнику, рисунки. | §12,с.34-35, пр.р. № 2 «Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения –конкуренты» (по желанию) с.34, подготовиться к обобщающему уроку. | ||||||||||||||||
15 | Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». | 1 | Урок контроля и оценки | Парная, индивидуальная | Оценка тестовых работ | ||||||||||||||||||
Клеточное строение живых организмов (9 часов) | |||||||||||||||||||||||
16 | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. | 1 | Урок открытого нового знания | Понятия: микроскоп. лупа, клеточная теория Давать определения ключевым понятиям Называть увеличительные приборы, ученых, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулироватьположения клеточной теории. | *овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); *освоение приемов исследовательской деятельности; *формирование приемов работы с информацией; *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. | *развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук. | Фронтальная | Таблица «Устройство микроскопа», портреты ученых. Электронное приложение к учебнику. | §13,с.38-39, объяснение рисунков с. 39 | ||||||||||||||
17 | Устройство увеличительных приборов Лаб.р. № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа». Лаб.р.№ 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп». Пр.р. № 3 «Приготовление препарата листа элодеи» и выводы к ним. | 1 | Лаб.р. № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа». Лаб.р.№ 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп». Пр.р. № 3 «Приготовление препарата листа элодеи» и выводы к ним. | Понятия: световой микроскоп, микропрепарат, предметное стекло ,покровное стекло. Называть частилупы и микроскопа. Описыватьэтапы и правила работы с микроскопом. Применять приобретенные знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторных работ. Применятьпрактические навыки в процессе лабораторной работы. Фиксироватьрезультаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении. Выполнятьлабораторные и практические работы. | Групповая- вариационная | Таблица «Оптические приборы», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы, лупы, водное растение элодея. | §14 с.40-41 , задание 3 с.41, правила работы с микроскопом – выучить. | ||||||||||||||||
18 | Состав и строение клеток. Лаб.р№3 «Состав клеток» | 1 | Лаб.р№3 «Состав клеток» и выводы к ней. Работа с учебником и тетрадью. | Понятия: органические вещества, неорганические вещества, белки, углеводы, жиры, плазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды, доядерные( прокариоты), ядерные(эукариоты), ядро. Называть органические и неорганические вещества, основные компоненты клетки. Приводитьпримеры белков, углеводов, жиров. Описыватьзначение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма. Выполнять лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | Парная, индивидуальная | Схема«Состав семян», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, семена пшеницы, мука, вода, йод, марля. | §15 с.42-43, вопросы 4,5 с.43. | ||||||||||||||||
19 | Строение бактериальной клетки. П.р. № 4 «Значение кипячения молока». | 1 | Урок общеметодологической направленности П.р. № 4 «Значение кипячения молока». | Понятия: бактерии, клеточная оболочка, капсула, жгутики, ядерное вещество. Называтькомпоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки – отсутствие оформленного ядра. Устанавливатьвзаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека. | Коллективная, динамическая | Таблица «Строение бактерий», рисунки бактерий, электронное приложение к учебнику. | §16 с.44-45, пр.р. № 4 «Значение кипячения молока» и запись отчета в тетради. | ||||||||||||||||
20 | Строение растительной, животной и грибной клеток. П. р. № 5 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов». | 1 | П. р. № 5 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов». | Понятия: ядро, цитоплазма, хромосомы, хлорофилл, вакуоли. Вирусы. Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делатьвыводы о причинах сходства и различия. Распознавать иописывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы. | Парная, индивидуальная, фронтальная | Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», « Грибная клетка», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование. | §17 с.46-47 | ||||||||||||||||
21 | Строение клетки. Лаб.р. № 4 «Строение растительной клетки». | 1 | Урок «открытого» нового знания Лаб.р. № 4 «Строение растительной клетки». | Понятия: включения, мембрана, клеточная оболочка. Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы. Фиксироватьрезультаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Коллективная, статическая, индивидуальная | Таблица «Растительная клетка», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы, водное растение элодея, кожица лука, йод. | §17с.47, вопросы 1-3 с.47. Составить модель клетки(пластилин) – творческая работа. | ||||||||||||||||
22 | Образование новых клеток. | 1 | Урок постановки учебной задачи | Понятия: деление, хромосомы. Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма. | Парная, индивидуально-обособленная | Динамическое пособие «Деление клетки», фрагменты фильмы «Деление клетки», электронное приложение к учебнику. | §18 с.48-49, сообщение о роли деления клетки. Задание № 4 с.49 | ||||||||||||||||
23 | Одноклеточные растения, животные и грибы. Лаб.р. № 5«Строение инфузории – туфельки» | 1 | Лаб.р. № 5 «Строение инфузории – туфельки»и выводы к ней. | Понятия: Хроматофор, простейшие, инфузория – туфелька, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль, жгутики, реснички, Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами. Применятьпрактические умения в процессе лабораторной работы. Фиксироватьрезультаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Интегрированность тематическая, групповая | Таблица «Инфузория - туфелька», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепарат «Инфузория – туфелька». | §19 с.50-51, вопросы 1-4 с.51 | ||||||||||||||||
24 | Колониальные и многоклеточные организмы. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Понятия: колониальные организмы, многоклеточные организмы, плодовое тело, мицелий, гидра, кишечная полость. Приводитьпримеры многоклеточных организмов. Устанавливать признаки различия между многоклеточными растениями, животными, грибами. Указывать черты усложнения многоклеточных организмов в сравнении с одноклеточными. | Фронтальная, групповая | Таблицы «Шляпочные грибы», «Кишечнополостные животные – гидра», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепарат «Инфузория – туфелька». | §20 с.52-53, задания с.53. Вопросы для обсуждения с.54. | ||||||||||||||||
Ткани живых организмов (9 часов) | |||||||||||||||||||||||
25 | Покровные ткани растений и животных. | 1 | Урок «открытого» нового знания | Понятия: Ткань, межклетники, устьица, пробка, чечевички, корка, эпителиальные ткани. Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливатьвзаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозироватьпоследствия повреждения покровных тканей у растений и животных. | *овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); *освоение приемов исследовательской деятельности; *формирование приемов работы с информацией; *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. | * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук. | Коллективная - вариационная | Таблицы: «Ткани растений», «Ткани животных”, электронное приложение к учебнику. | §21 с.56-59 Вопросы 2,5 с.59 | ||||||||||||||
26 | Строение покровной ткани листа. Лаб.раб. №6«Строение покровной ткани листа». | 1 | Лаб.раб. №6«Строение покровной ткани листа».Выводы к ней. | Понятия: кожица, устьица, устьичная щель, межклетники. Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с функциями. Применять умения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правилаповедения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепарат «Ветка липы – поперечный разрез», электронное приложение к учебнику. | §21 с.56-58, вопросы 3,4 с.59. | ||||||||||||||||
27 | Механические и проводящие ткани растений. | 1 | Урок решения учебной задачи | Понятия: Механическая ткань, волокна, древесина, луб, сосуды, ситовидные трубки. Называть и описыватьсоединительные ткани животных. Устанавливатьвзаимосвязь строения и функций тканей. Определять разныевиды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма. | Коллективная, парная | Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, электронное приложение к учебнику. | § 25 с. 66-67, подготовиться к обобщению по теме: «Ткани живых организмов». | ||||||||||||||||
28 | Основные и образовательные ткани растений. Лаб.раб. №7«Строение мякоти листа»,пр.р. № 6 «Наличие запасающих ткани в клубнях картофеля» | 1 | Лаб.раб. №7«Строение мякоти листа»,пр.р. № 6 «Наличие запасающих ткани в клубнях картофеля». | Понятия: фотосинтезирующая ткань, запасающая, образовательная ткань. Распознаватьпрозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с функциями. Применятьумения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правилаповедения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Групповая, индивидуальная | Лабораторное оборудование, микроскопы, ветки тополя, электронное приложение к учебнику. | § 23 см. 62-63 , 1-4 с.63 | ||||||||||||||||
29 | Соединительные ткани животных. Лаб.раб. №8«Строение соединительной ткани – кровь, хрящ». | 1 | Лаб.раб. №8«Строение соединительной ткани – кровь, хрящ». | Понятия: костная ткань, волокнистая соединительная ткань, хрящевая ткань, кровь, плазма, лимфа, жировая ткань. Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливатьвзаимосвязь строения и функций тканей. Определятьразныевиды тканей на микропрепаратах. Обосновыватьроль крови в обеспечении целостности организма. Проводить лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правилаповедения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Групповая, индивидуальная | Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты соединительных тканей, электронное приложение к учебнику. | § 24 с. 64-65, вопросы 1-3 с.65. | ||||||||||||||||
30 | Мышечная и нервная ткани животных. Лаб.раб. №9«Строение мышечной ткани » | 1 | Лаб.раб. №9«Строение мышечной ткани » | Понятия: поперечно-полосатая мышечная ткань, гладкая мышечная ткань, нервная ткань, нейрон, импульс. Сравнивать и описыватьстроение мышечных тканей. Устанавливатьзависимость строения тканей с их функциями. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правилаповедения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Групповая, индивидуальная | Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, электронное приложение к учебнику. | § 25 с. 66-67, подготовиться к обобщению по теме: «Ткани живых организмов». | ||||||||||||||||
31 | Обобщающий урок по теме: «Ткани живых организмов». | 1 | Урок контроля и оценки | Коллективная, индивидуально-обособленная | Подготовиться к итоговому контролю. Повторить «Клеточное строение живых организмов». | ||||||||||||||||||
32 | Итоговый контроль. | 1 | Урок контроля и оценки | Понятия: клетка. микроскоп, ядро, лупа, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты, мембрана,царства растений ,животных, бактерий, грибов. Выявлять особенности химического состава живых организмов. Называть органоиды клетки. Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями. Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описыватьприродные сообщества своей местности. Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах. Выдвигатьгипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах. Высказыватьсвою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций. | Индивидуальная | Рисунки, фотографии, таблицы, схемы, фрагменты фильмов. | Подготовиться к экскурсии. | ||||||||||||||||
33 | Весенние явления в жизни растений. Летнее задание. Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений», | 1 | Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений», (пришкольный участок). | Понятия: жизненные формы, деревья, кустарники, травы, кустарнички, хлорофилл. Называть и определять самые распространенные и редкие виды растений Ульяновской области. Устанавливатьвзаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Коллективная-динамическая | Растения пришкольного участка, блокноты, ручки, карандаши. | Индивидуальная проектная работа (по выбору учащихся). | ||||||||||||||||
34 | Выездная экскурсия в краеведческий музей г. Димитровград | Урок постановки учебной задачи | Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы | *освоение приемов исследовательской деятельности | *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению естественных наук. | Коллективная, индивидуальная | Групповая проектная работа (по выбору учащихся). | ||||||||||||||||
35 | Обобщающее повторение |
Способы и средства контроля
Виды контроля | В год | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр |
Лабораторные работы | 9 | - | 5 | 4 |
Практические работы | 6 | 1 | 4 | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список методической литературы по предмету
- Учебник: Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: / Сухорукова Л.Н.,Кучменко В.С., Колесникова И.Я. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил.
- Сухорукова Л.Н Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей оющеобразоват. Учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, - М.: Просвещение, 2011. – 144с.
Список литературы для учащихся:
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 2008.
- Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М. ; Просвещение, 2002
- Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 кл.: пособие для учащихся.М.: Мнемозина, 2007.
- Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Сборник задач и упражнений. 6(7) кл.: М.: Мнемозина, 2007.
Интернет-ресурсы
Основные Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «Биология»
http://www.1september.ru – газета «Биология», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
в результате изучения курса «Биология. 5-6 класс» обучающиеся 5 класса научатся:
- Характеризовать признаки растительных организмов
- характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности при изучении растительных организмов;
- различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;
- характеризовать строение и физиологические процессы свойственные растительным организмам;
- различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;
- регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;
- различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;
- определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;
- улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;
- находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации
обучающиеся получат возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения биологической литературы;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы ;
- выдвигать гипотезы иорганизовывать исследования с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
- правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;
- используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;
- выделять эстетические достоинства объектов растительного мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...
Рабочая программа для 6 класса. автор Гельфман Э.Г.
Рабочая программа для 6 класса. Разработана с требованием ФГОС ООО. Содержит пояснительную записку, тематическую программу....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю....