Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю.
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_biologiya._rabochaya_programma.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРИНИЧНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол заседания МО №1 от «27» 08.2020 г. ____________ А.Н.Рахматуллина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ О.А.Лакиза « »08.2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Криничненская СШ» ___________ Е.А.Коновченко Приказ № от « » 08. 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования по биологии для 9 класса
на 2020/2021 учебный год.
Составитель: учитель биологии
Рахматуллина Айгуль Назгатовна.
2019
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и рабочей программы: Биология. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников.
Рабочая программа по биологии разработана для 9 класса МБОУ «Криничненская средняя школа» Белогорского района Республики Крым.
Рабочая программа составлена на основе документов:
- Федерального закона №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»,
- Фундаментального ядра содержания основного общего образования,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- Учебного плана МБОУ «Криничненская средняя школа» Белогорского района Республики Крым на 2020|2021 учебный год;
- Приказа МОН РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программа ориентирована на работу по Сухорукова Л.Н, Кумченко В.С. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс/ Просвещение, 2014 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организацииучебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
2.Содержание учебного предмета
«Биология. Живые системы и экосистемы»
I. Введение (2 ч)
Экосистемная организацияживой природы. Живые системы: клетка, организм, популяция, вид, природное сообщество и экосистемы. Основные свойства живых систем и экосистем. Науки, изучающие живые системы.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Ведущие методы биологического познания: наблюдение, эксперимент, моделирование. Структурные компоненты научных знаний: факты, гипотезы и теории. Роль теорий в научном познании. Основные закономерности научного познания.
II. Организм (20 ч)
Общая характеристика организма как живой системы. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей основа поведения организма. Рост и развитие организов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Рост и развитие организмов. Развитие после рождения. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Влияние экологических факторов на организмы. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Защита среды обитания человека. Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Факторы риска: стресс, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Сон. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков.
III. Вид. Популяция. Эволюция видов (26ч)
Вид — основная систематическая единица. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Признаки вида. Система и эволюция органического вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Роль человека в биосфере. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Особенности поведения человека. Мышление. Речь. Память. Эмоции и чувства. Межличностные отношения. Особенности поведения человека. Темперамент и характер.
Лабораторная работа 1 «Вид и его критерии»
Лабораторная работа 2 «Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания»
Лабораторная работа 3 «Искусственный отбор и его результаты»
Лабораторная работа 4 «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности»
Лабораторная работа 5 «Закономерности восприятия»,
Лабораторная работа 6 «Устойчивость внимания»,
Лабораторная работа 7 «Виды памяти»
Лабораторная работа 8 «Типы высшей нервной деятельности»
Практическая работа 1«Определение ведущей руки»
Практическая работа 2 «Логическое мышление»
Практическая работа 3 «Выявление объёма смысловой памяти и объёма кратковременной памяти»,
Практическая работа 4 «Выявление точности зрительной памяти»
Практическая работа 5 «Определение типа темперамента»
IV. Биоценоз. Экосистема (14ч)
Общая характеристика биоценоза как целостной живой системы. Видовая итпространственная структуры биоценоза. Биоценоз — устойчивая живая система. Конкурентные отношения в сообществе. Межвидовая конкуренция. Экспериментальные исследования конкуренции. Принцип Гаузе. Экологическая ниша. Взаимодействия разных видов в экосистеме (хищничество, симбиоз, паразитизм). Общая характеристика неконкурентных отношений. Отношения хищник–жертва, паразит–хозяин. Особенности взаимовыгодных отношений, выгодных для одного вида. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов:наблюдение, измерение, эксперимент. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Пищевые связи в экосистеме. Функциональные группы организмов в экосистеме, их значение для поддержания круговорота веществ. Учение Сукачёва о биогеоценозе. Разнообразие экосистем, их ценность. Круговорот веществ и превращения энергии. Разнообразие и биосферное значение лесов. Причины их исчезновения. Разнообразие и ценность травянистых биогеоценозов. Антропогенное влияние на биогеоценозы суши, меры по их сохранению.
Разнообразие естественных водных экосистем. Морские экосистемы, их ценность. Разнообразие и ценность пресноводных экосистем. Взаимосвязь природных экосистем. Равновесие в сообществе. Развитие и смена сообществ под влиянием естественных причин и в результате деятельности человека. Общая характеристика агроэкосистемы. Агроценоз — живой компонент агроэкосистемы. Повышение продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологические способы защиты растений. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторная работа 9. «Биоценоз пресного водоёма умеренных широт»
V.Биосфера (8ч)
Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и рольживого вещества в биосфере. Деятельность живых организмов - главный фактор, преобразующий неживую природу. Учение Вернадского о живом веществе. Свойства живого вещества и его функции, их неизменность. Среда — источник веществ, энергии и информации. Круговорот веществ и превращения энергии. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Биосфера — глобальная экосистема. Границы биосферы. В.И. Вернадский —
основоположник учения о биосфере. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах
3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||||
п/р | л/р | к/р | |||||
1 | Введение | 2 | - | - | - | ||
2 | Организм | 20 | - | 1 | 1 | ||
3 | Вид. Популяция. Эволюция видов | 25 | 5 | 7 | 1 | ||
4 | Биоценоз. Экосистема | 14 | - | 1 | 1 | ||
5 | Биосфера | 6 | - | - | 1 | ||
Итого | 68 | 5 | 9 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год....
Рабочая программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс» (Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин)
Рабочая программа и тематическое планирование. Биология 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс
программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую раскладку...
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю....