«Образование по естественнонаучным дисциплинам и воспитание общей культуры у школьника».
статья по биологии на тему
Статья "Образование по естественнонаучным дисциплинам и воспитание общей культуры школьника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fd30-01_emelyanova_irina_vasilevna.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
FD30-01
Ирина Васильевна Емельянова, МКОУ «СОШ №2 г. Дмитриева», г. Дмитриев, Курская область.
Образование по естественнонаучным дисциплинам и воспитание общей культуры у школьника.
Успешная социализация современной личности невозможна без наличия у нее определенной общей и экологической культуры.
В 20 веке человеческая цивилизация полностью оформилась в техногенную, смыслом жизни и развития которой является производство материальных ценностей, материальных благ для потребления и использования их человеком. В результате человечество столкнулось с серьезным экологическим кризисом как частью системных потрясений, переживаемых современной цивилизацией. В связи с этим в настоящее время поставлен вопрос о социально-экологическом понимании среды, сформулирован важный мировоззренческий тезис о необходимости изменения взаимоотношений между человеком и средой его обитания.
Первоначальное просвещение и воспитание экологического, общекультурного характера формирует семья. У младших школьников педагоги расширяют и обогащают знания, знакомят с основными условиями возможности жизни человека на нашей планете. Учащиеся среднего и старшего звена ориентируются на активное экологическое поведение, направленное на сбережение и приумножение природных богатств, побуждают к действиям по защите окружающей среды, осознания своей роли в биосфере и социуме.
Педагогический состав школьного методического объединения предметов естественного цикла МКОУ «СОШ №2 г. Дмитриева» активно участвует в подготовке подрастающего поколения к успешной социализации в современном обществе, осуществляя экологический подход к формированию сознания обучающихся, их общей культуры. Естественные науки, рассматривающие природу во всех ее проявлениях, наилучшим образом способствуют формированию и развитию как общей, так и экологической культуры детей. В течение ряда лет учителя химии, биологии, географии разрабатывают и осуществляют междисциплинарные исследовательские работы и проекты, направленные на формирование у обучающихся экологического мировоззрения, общей грамотности, гигиенических навыков, воспитание способности оценивать свою деятельность с точки зрения охраны биосферы и собственного здоровья.
Завершающим этапом выполнения целого ряда исследовательских работ является конференция. Главной целью конференции является обобщение полученных знаний, развитие у обучающихся группы навыков, связанных с камеральной обработкой, анализом и изложением итогов своих исследований. Участники в процессе работы над проектом учились анализировать полученный первичный материал, обобщать, излагать полученные результаты устно, письменно, графически, оформлять его иллюстративно, соблюдая принцип научности. Итоговая конференция строилась по модели настоящей научной конференции или симпозиума, была проведена в торжественно-деловой обстановке, были приглашены другие обучающиеся, учителя, администрация школы. По каждому из проектов выступали 1-2 докладчика, выступления сопровождались демонстрацией электронных презентаций. По итогам выступлений докладчики отвечали на вопросы присутствующих, отмечали практическую направленность своих исследований.
Исследовательская и проектная деятельность в процессе образования по естественнонаучным дисциплинам способствует ранней диагностике одаренных детей и подростков, раскрытию интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности, воспитанию активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств, духовной, экологической культуры, культуры социального бытия.
Исследовательские проекты, выполненные обучающимися школы, неоднократно отмечались на конкурсах в районе и области. Авторы многих проектов – победители предметных олимпиад, студенты престижных ВУЗов страны.
Таким образом, явление междисциплинарности исследовательской деятельности в современной школе способно оказать ученикам неоценимую помощь на пути саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, словом, жизненных сил личности. Такой человек станет хозяином, отвечающим за все происходящее на Земле, а не ее разрушителем, способным уничтожить все живое, оставляя после себя своим детям мертвое пространство, мертвую природу, опустошение души.
Литература
1.Бирюкова Н.А. Становление и развитие непрерывного зкологического образования в России.- М., 2005.
2.Мамонтов С.П. Основы культурологи. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре
На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...
Воспитание экологической культуры у школьников
Экологическое образование и воспитание учащихся является одной из важнейших задач современной школы и это ключевая проблема, над которой я работаю. Хотелось бы поделиться своим опытом, наработка...
Театрализованная деятельность как средство развития общей культуры личности школьника
Театрализованная деятельность в школе - воспитание основы зрительской культуры учащихся, развитие навыков театрально-исполнительской деятельности....
Устное народное творчество как средство воспитания нравственной культуры младших школьников
Моя дипломная работа в колледже...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ
Формирование музыкальной культуры личности, наряду с высокой социальной значимостью классической функции музыкально-эстетического воспитания, выходит на уровень общих духовно-нравственных ценностей и ...
Контрольно-измерительные материалы для проведения зачета по дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело На базе среднего общего образования Форма обучения очно-заочная
Контрольно-измерительные материалы для проведения зачета на портале в электронной форме по дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело На базе среднего общего ...