Устное народное творчество как средство воспитания нравственной культуры младших школьников
материал по теме

Симонова Елена Сергеевна

Моя дипломная работа в колледже

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx149.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дипломная работа

Устное народное творчество как средство воспитания нравственной культуры младших школьников

                                       

Челябинск 2012

Введение

Актуальность проблемы исследования.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого инициативного, компетентного гражданина России. Воспитание и нравственное развитие обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует учитывать также, что, конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего, экстраполировать содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет взрослым человеком.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути.

Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества,  как преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта,  вежливость,  правдивость, дружелюбие и др.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром  через устное народное творчество. Именно устное народное творчество   содержит в себе своеобразную программу нравственного воспитания.  

Таким образом, нами была выбрана тема исследования: «Устное народное творчество как средство воспитания нравственной культуры младших школьников».

Цель исследования: изучить методику работы над  устным народным творчеством как средством нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: учебно-воспитательный  процесс на уроках литературного  чтения в начальной школе.

Предмет исследования: методика работы над произведениями устного народного творчества как источником нравственных знаний.

Гипотеза исследования: если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности устного народного творчества, то это окажет влияние на воспитания нравственной культуры детей младшего школьного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить  педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
  2. выявить нравственный потенциал произведений устного народного творчества, изучающихся в курсе «Литературное чтение» в начальной школе;
  3. отобрать наиболее эффективные приемы работы над произведениями устного народного творчества как источником нравственных знаний.

Для решения задач нашего исследования мы использовали следующие методы:

- изучение литературы;

- анализ;

- систематизация;

- обобщение.

Глава 1.   Нравственные уроки произведений устного народного творчества.

1.1. Понятие «нравственная культура» и роль уроков литературного чтения в ее воспитании

Понятие «нравственная культура» имеет очень широкий спектр толкования. В настоящее время существуют два подхода к раскрытию сущности понятия «нравственная культура». Первый начинается с раскрытия сущности родового понятия - «культура», а второй подход - «нравственность».

Чтобы получить представление о том, что такое нравственная культура, прежде всего нужно обратиться к этимологии слова «культура». В древнем мире латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли», ее «культивирование», т.е. изменения в природе под воздействием человека, его деятельности. В дальнейшем под «культурой» стали понимать все созданное человеком. В настоящее время существует несколько сотен определений, что такое  культура. В современной отечественной и зарубежной литературе термин «культура» понимается как процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека; результат процесса окультуривания; средство окультуривания. Таким образом, следует отметить, что латинский термин «культура» применительно к человеку также является взращиванием, совершенствование и формированием [17].

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая,  источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду и общению. Принимая во внимание данное определение, мы будем понимать под культурой процесс, средство и результат образования и воспитания [8, с.68].

Понятие нравственной культуры тесно связано с терминами «мораль» и «нравственность», которые по сути своей синонимичны. Этимологическое значение понятия «нравственность» связано с объяснением латинского слова «moralis», которое обозначает «нравственный» как систему принципов и норм поведения, определяющих отношения людей друг к другу, к обществу и отдельным классам, и как правила нравственного поведения. Основой интерпретации нравственности выступает не разум, а религиозная вера. На фоне идеи любви получает свое выражение «золотое правило нравственности»: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» Таким образом, в современной педагогике считается, что нравственность – это  особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции  действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций,  нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости, сочувствия, готовности прийти на помощь [8, с.68]. Целью и основным результатом организации процесса нравственного воспитания, главным показателем его эффективности является формирование нравственной культуры личности. По мнению В.А. Сухомлинского, нравственная культура личности – это  грань, момент общественной сущности человека, отражающий моральный потенциал личности, который заключается в осознании общественно значимой связи с миром и другими людьми, а также в специфических способах освоения и воспроизводства нравственных отношений [9, с.10]. Важность практической деятельности подчеркивает и Н.И. Болдырев.  Он считал, что включение личности в различные виды деятельности создает возможность формировать нравственное сознание, развивать нравственные чувства, вырабатывать навыки и привычки проявления моральных качеств. Также особое значение он уделял целенаправленному овладению учащимися знаниями моральных норм и принципов. Раскрытие сущности и содержания современного понятия «нравственная культура личности» требует анализа существующих взглядов на проблему. Некоторые авторы (Л.М. Архангельский, В.М. Соколов, и другие) рассматривают нравственную культуру как единство, как связь и взаимодействие сознания и поведения, как гармонию культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения. А.С. Зубра отождествляет нравственную культуру с нравственной зрелостью личности, со степенью усвоения нравственных норм. И.И. Казимирская, Н.Е. Щуркова сводят нравственную культуру к «нравственной деятельности», включая в ее содержание нравственные отношения, нравственное сознание и нравственное поведение [2, с.224]. Словарь  по этике дает нам такое определение нравственной культуры личности: нравственная культура личности – степень  восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию общества и самовоспитанию [6, с.238]. Таким образом, нравственная культура личности – сложная  программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания – нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях [6, с.240].

Нравственная культура – синтезирующая  характеристика духовных качеств человека. Она охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности; определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей. Из представленных позиций в рассмотрении структуры нравственной культуры можно сделать вывод:  нравственная культура личности - это единая структура, и говорить о ее  сформированности при отсутствии хотя бы одного из элементов невозможно [11, с.45].

Степень овладения нравственными понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая,  ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувство и поступки ребенка [7, с.21].

Поэтому можно говорить, что литературное чтение может оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Оно формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики анализа художественного текста.

Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение». Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребёнка, его воспитание [3, с.58].

Основные действующие программы начальной школы реализуют воспитательный потенциал урока литературного чтения.

Авторы учебника «Литературное чтение»  Н.А. Чуракова, Ю. Свиридова (УМК Л.В. Занкова) так формируют задачу курса литературного чтения по воспитанию нравственной культуры: освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении,  осмыслении нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности [18].

Эта задача реализуется и в УМК «Школа России» (авторы учебника «Литературное чтение»Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова). Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. «...Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их... результаты [10, с.21].

В УМК «Школа 2010» (авторы учебника «Литературное чтение» - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) тоже подчеркивается ведущая роль литературного чтения в воспитании  нравственной культуры школьников. Цель уроков литературного чтения - введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса. Особую роль в нравственном воспитании младших школьников играют произведения устного народного творчества [20].

1.2. Фольклор как сфера словесного искусства

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фолькло́р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах произведения (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство [4, с. 58].

Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности [16, с. 111].

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;

2. фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

3. фольклор как явление художественного творчества народа;

4. фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;

5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе – прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном [12, с.108]. В нашей работе мы используем одно из значений – это фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества.

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора. Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел [15, с.44].

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос. Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло стать всенародным достоянием [10,с.13]. Фольклор – это   создаваемая  народом  и  бытующая  в  народных  массах  поэзия, в  которой он  отражает  свою  трудовую  деятельность, общественный  и  бытовой уклад, знание  жизни, природы, культы  и  верования.  В  фольклоре  воплощены  воззрения, идеалы  и  стремления  народа, его  поэтическая  фантазия, богатейший  мир  мыслей, чувств, переживаний, протест против  эксплуатации  и  гнета, мечты  о  справедливости  и  счастье [5, с.3].

 Роль фольклора в воспитании школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общее интересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление перед ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях [6, с.111].

1.3. Жанры фольклора и их воспитательный потенциал

Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят пословицы и поговорки, загадки, пестушки (потешки), небылицы, считалки, скороговорки и частушки [14, с. 115].

Под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогического  средства. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями – педагогическими и т.д.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию[1, с. 116].

Поговорка – из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это – не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»)

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл[3, с. 58].

Пословицы и поговорки представляют собой сравнительные или иносказательные высказывания и содержат в себе житейскую мудрость народа. Из этих двух росточков, метафор (в загадках) и образных сравнений (в поговорках), и вырастает народная поэзия [9, с.18].

В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». В основе разных определений загадки одни и те же признаки:

– по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

– описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

– описание лаконично;

– загадке присущ ритм.

Таким образом, загадка – краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.

Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка [13, с.367].

Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействия являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом – легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение. В пестушках учитываются все основные моменты физического развития ребенка. Когда он начинает становиться на ножки, ему говорят одно; ребенка, делающего первые шаги, учат тверже стоять на ножках и при этом говорят другие пестушки.

Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое – наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии[23].

Небылицы (перевертыши)очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - "небылицы"). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное. Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является оксюморон - сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственных им функций[24].

Игра – самое занимательное в жизни каждого, поэтому мы становимся не только объектом всевозможных игр, но и их активными участниками. Именно здесь в игре мы часто встречаемся с ещё одним фольклорным жанром - считалками. Считалка -  небольшой по объему текст, обычно стихотворной формы, направленный на разделение на команды и др.Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический). Произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, танце, в работе (фактор эстетический). Следовательно, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции[21].

Скороговорка это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки учат говорить,  правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался «чистоговорки». Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку [22].

Песенные жанры фольклора представлены эпическими песнями и балладами, обрядовыми и лирическими песнями, частушками, трудовыми песнями и импровизациями. К песенному жанру присоединяются и причитания.

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Песни – более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте. Песня – сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен – эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность [15, с.116].

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они – одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен. И сами слова песен, и условия, и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь». Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи. Как уже было сказано выше, песни сопровождали и стимулировали трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих [15, с.116].

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) – самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Назначение частушек не в описании каких-либо событий или фактов, а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Частушка воспитывает  желание и умение выразить чувства, переживания, симпатии с помощью уже написанной или сочинения новой частушки так же воспитывает чувства юмора.

«Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И. Симаков, - выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту» [25].

Рассмотрим крупные жанры фольклора.

Былина – русские народные эпические песни о подвигах богатырей.  Многие  русские   былины  говорят героических  подвигах  народных  богатырей.  Например,  былины    о   Вольге Буслаевиче,   победителе  царя  Салтана Бекетовича;   о    герое   Сухмане, победившем  врагов  –  кочевников;  о  Добрыне  Никитиче.  Русские  богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли,  они  почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают  не доверяющие им  князья.  Рассказанные  детям  былины  учат  их  уважать  труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа [26].

Легенда как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время [27].

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством [19].

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

Таким образом, воспитательный потенциал фольклора заключается в следующем: во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа»; во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки; в-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса; в-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

1.4 Вывод по главе 1

В данной главе нами были рассмотрены вопросы нравственной культуры, жанры устного народного творчества и их воспитательный потенциал. Мы выявили, что фольклор выполняет следующие функции: эстетическую, воспитательную, познавательную.

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром.

Все это делает произведение устного народного творчества эффективным средством воспитания нравственной культуры.

Глава 2. Методика работы над произведениями УНТ как средством воспитания нравственной культуры младших школьников

2.1. Система работы над произведениями устного народного творчества (на примере УМК «Школа России»авторы учебника «Литературное чтение»Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова)

Рассмотрим, как в данном учебнике представлены произведения устного народного творчества.

Жанр УНТ

Класс

Нравственные понятия, формируемые на основе произведений

Пословицы и поговорки

1 – 4

- Ценность труда, уважение трудолюбия, умение дружить, любовь к Родине, стремление делать только добрые дела

Потешки(прибаутки)

- Умение ободрить, утешить и развеселить

- умение «Потешать», «веселить»

Загадки

1 – 4

- Догадливость, сообразительность;

- любовь к природе: любовь к диким и домашним животным, умение заботиться об окружающей среде

Небылицы

1 – 2

-Чувство юмора

Считалки

2

- Честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества

Скороговорка

1 – 2

- Уважение и внимательное отношение к людям

Песенные жанры

2 – 3

- Любовь к природе, забота об урожае;

- любовь ко всему, что окружает

Былина

4

- Чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защитить родную землю

Сказка

1 – 3

- Мудрость народа, его мечты и желания;

- твердость в бедах, стремление бороться со злом, отстаивать свою позицию;

- честность, благородство, верность данному слову

Проанализировав учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, можно сказать, что произведения устного народного творчества активно  изучаются с 1 по 4 класс. Представлены основные малые и крупные жанры, поэтические и прозаические. Содержащиеся в них нравственные понятия доступны детям. Кроме того, эти понятия легко усваиваются благодаря образности и занимательности произведений устного народного творчества.

2.2. Методы и приемы работы над произведениями устного народного творчества, направленные на нравственное воспитание учащихся

Жанр

Воспитательные задачи

Методы и приемы

Половица и поговорка

Воспитывать нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

Словесный метод:

- конкурс чтецов;

- обобщение учителя;

Практический метод:

- составление пословицы из набора слов объяснение ее смысла и темы;

- из данных пословиц выбор той, которая относится к теме «…»;

- составление пословицы, убрав из набора слов лишнее;

- вставка пропущенного слово в пословицу;

- деление пословиц на группы;

- розыгрыш мини-сценки;

Имитативный метод:

- составление рассказа по картине с использованием пословиц;

- рисование своего рисунка, раскрывавшего смыс одной из пословиц;

Наглядный, практический метод:

- демонстрационные карточки, предметные карточки, ребусы, кроссворды, подходящие по смыслу той или иной  пословицы

Загадка

- Воспитывать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводим ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение.

- Развивать догадливость и сообразительность.

Словесный метод:

- раскрытие особенности загадки (называется не сам предмет, а другой, похожий на него и указывает на самые яркие отличительные признаки предмета);

Практический метод:

самостоятельное составление загадок;

- викторина загадок;

- лото загадок: на партах загадки и ответы (рисунок или слово);

Наглядный метод:

- карточки, ребусы, кроссворды, подходящие по смыслу к той или иной загадке

Небылицы

Добрый юмор,  веселье и смех.

Словесный метод:

- чтение учителем, учениками;

Практический метод:

- завершение предложений так, чтобы получилась небылица(по небу плывут…, по лесу скачут…, по траве бегут…)

- составление  своей небылицы;

Наглядный метод:

- карточки с рисунками (на тему небылиц), работа по картине в учебнике

Считалка

Честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества.

Словесный метод:

- чтение детьми про себя;

- чтение детьми с четким ритмом;

Скороговорка

Уважение и внимательное отношение к людям.

Словесный метод:

- чтение с разной интонацией, работа над скоростью, над четким проговариванием слов

Песенные жанры

Песни о природе

Колыбельные песни

- Привить любовь к прекрасному;  

- воспитывать патриотизм, эстетическое самосознание;

- отметить ласковое отношение к ребенку, изображение близкого мира, в котором живет ребенок;

- утверждать веру в спокойное и благородное настоящее и будущее

Словесный метод:

- краткая вступительная беседа;

-аудирование (слушание);

-  эмоциональное исполнение песни педагогом;

-  разучивание песни по фразам;

- анализ языка;

Методические приемы при разучивании песни:

- «эхо», «по цепочке», «пение по картинкам», (все эти приемы помогают учащимся освоить текст), пение «а капелла»( когда учитель хочет услышать чистоту интонации детей), «пение про себя» с показом рукой движения мелодии, проговариванием текста шепотом и др.

 - запись колыбельных, которые пели в семье;

- проектная работа: отбор детских книг, в которых есть колыбельные песни («У кроватки» М.И. Цветаева, «Колыбельная песня» А.И. Блок, «Огни погасли в дом» А.Н. Плещеев и др.)

Былина

- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защитить родную землю.

Словесный метод:

- беседа о жанре, о его особенностях;

- чтение былин;

- аудирование (слушание) музыкальных фрагментов;

Практический метод:

- составление характеристики героя;

Наглядный метод:

- просмотр репродукции, просмотр иллюстрации в учебнике и работа по картинам;

- словесное рисование;

Сказка

- Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;

- воспитать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Словесный метод:

- чтение учителя;

- чтение учеников;

- прослушивания грамзаписи;

- чтение «про себя»;

- устное (словесное) рисования.

Диалогический метод:

- беседа по выявлению нравственных уроков сказки;

Практический метод:

- выразительное чтение, чтение по ролям;

- деление теста на части и составление плана;

- пересказы (выборочный, подробный, краткий, творческий);

- творческие работы (пантомима, постановка живых картин, инсценирование, составление фильма).

Коммуникативный метод:

- анализ иллюстрации;

- анализ собственных рисунков;

- сравнение картины и музыкального произведения;

- работа над характеристикой героя.

Имитативный метод:

- пересказ с творческими изменениями и дополнениями;

- подражательное рассказывание.

2.3 Вывод по главе 2

Таким образом, при работе над произведениями устного народного творчества широко используются все методы обучения и приемы анализа литературного произведения. Особое значение придается творческим заданиям, требующим определения своего отношения к прочитанному. Кроме того, важно использовать задания синтетического характера, привлекающие произведения других видов искусства (живописи, музыки), так как это усиливает эмоциональное воздействие на детей и способствует лучшему усвоению нравственных уроков произведений устного народного творчества.

Глава 3. Экспериментальная работа по формированию нравственных понятий учащихся 4 класса посредством произведений устного народного творчества.

3.1. Задачи и практическая методика эксперимента

1.Отобрать приемы работы над произведениями устного народного творчества, способствующие нравственному воспитанию.

2.Обосновать целесообразность использования данных приемов на уроках литературного чтения.

3. Спланировать блок уроков для экспериментальной работы по формированию нравственных понятий у учащихся 4 класса.

4. Провести и осуществить экспериментальную работу по формированию нравственных понятий у учащихся 4 класса.

Все уроки внесены в технологическую карту.

Технологическая карта уроков практической деятельности

в педагогическом эксперименте

Сроки проведения экспериментальной работы 13.01.12 – 16.02.12

Таблица 3.1.

Дата

Тема урока

Задачи урока по эксперименту

Методическое  средство реализации задачи

Этап экспериментального среза.  Средство для среза

13.01.12

История русского фольклора. Жанры УНТ.

Познакомить с жанрами УНТ, показать их значимость в формировании нравственных взглядов на жизнь.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности

Вводная беседа,

Кроссворд

Констатирующий этап. Наблюдение

20.01.12

« Поговорка – цветочек, пословица – ягода»

Научить отличать  пословицу, от поговорки и понимать смысл, учить употреблять в речи.

Воспитывать нравственные качества: любовь, уважение к трудолюбивому человеку, умение дружить,  стремление делать только добрые дела.

Пополнять активный словарный запас

Рассказ учителя.  Составление блокнота  пословиц поговорок

Формирующий этап

27.01.12

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Раскрывать нравственный потенциал сказок: честность, благородство, верность данному слову.

Выявить познавательную потребность

Рассказ учителя, сопровождающийся  презентацией.

Формирующий этап

3.02.12

«По былинам сего времени»

Познакомить с былиной как жанром фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)

Выявить патриотические особенности былин: чувство гордости за свою Родину;

желание защищать родную землю

Рассказ учителя.  

Анализ былин

Формирующий этап

10.02.12

«Хорошо в пути, если с песней идти»

Познакомить с жанром –  песня, какие стороны жизни она отражала.

Прививать любовь к прекрасному, утверждать веру в спокойное и благородное настоящее и будущее.

Расширить представления о классификациях песен

Рассказ учителя.

Презентация.

 Игра «Угадай мелодия»

Формирующий срез.

16.0212

 Фольклор – народная мудрость

Закрепить знания о жанрах русского фольклора.

Формировать  уважение и интерес к русскому народному творчеству и обычаям русского народа.

Фронтальный опрос, тест

Контрольный этап. Специальные задания, опрос

3.2. Методический инструментарий отслеживания результатов эксперимента

  Нами были разработаны критерии и показатели уровня сформированности нравственных понятий.

Критерии и показатели сформированности нравственных понятий

Таблица 3.2.

Критерии

Показатели

Знание жанров устного народного творчества

- определение жанра и выделение его основных признаков

Понимание идейно-нравственного содержания произведений устного народного творчества

- понимания идеи произведения

- формулирование нравственного урока  произведения

Выразительность чтения

- выбор правильной интонации для передачи чувств автора и собственного отношения

На основе предложенных критериев и показателей были определенны уровни сформированности нравственных понятий на данном этапе.

Уровни сформированности  нравственных знаний

Высокий

-стремление удовлетворить потребность в пополнении знаний  о жанрах устного народного творчества;

- понимание значимости   устного народного творчества в  жизни;

- активное выполнение творческих заданий

Средний

- потребность в пополнении знаний о жанрах устного народного творчества проявляется редко;

- допускает ошибки в определении жанра;

- не всегда может сформировать нравственный урок произведения;

- не всегда активен в выполнении творческих заданий

Низкий

- отсутствует потребность в пополнении знаний о жанрах устного народного творчества;

- не умеет определить жанр и сформулировать идею произведения;

- отсутствие активности  в выполнении творческих заданий.

Для проверки уровня сформированности нравственных знаний было проведено 2  кроссворда  на констатирующем и контрольном этапах.

        

Тест № 1 (констатирующий этап)

Для проверки знаний о жанрах устного народного творчества было предложено следующее задание:

Разгадайте кроссворд. (Приложение 1)

Кроссворд на тему:

Жанры устного народного творчества.

Вопросы:

По вертикали ↓

  1. Древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера.

3) Жанр устного народного творчества стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает  мама своему ребёнку, еще называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребенка.        

7)Русская народная эпическая песня героико-патриотического содержания.

По горизонтали  →

2) Вид детского творчества, небольшой стихотворный текст  с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенный  для случайного избрания   участника из множества.

4) Жанр устного народного творчества стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает  мама своему ребёнку.

5) Жанр устного народного творчества: иносказательное описание    предмета или явления, которые нужно отгадать.  

6) Древний жанрустного народного творчества, обычно она  состоит из двух или трех частей. В первой части содержится меткое описание явления или предмета, а во второй — его выразительная оценка.

8) Жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное.

9) Эпическое произведение на историческую или героическую тему, например о Вещем Олеге.

Также дети отвечали на вопрос, который позволил определить понимание детьми значимости жанров устного народного творчества в их жизни. (Вопрос: для чего нужно знать жанры устного народного творчества?)

На констатирующем этапе были такие ответы:

Для умственного развития ("для того, чтобы мы учились читать и развивать ум")

Для нравственного развития ("знание о жанрах устного народного творчества учит нас доброму и хорошему")

Для организации досуга ("для того, чтобы их читали")

3.3. Характеристика базы эксперимента

Исследование проведено в 4 классе на базе МКОУ СОШ № 17 с. Борисовка Пластовского района Челябинской области. В классе 7 учеников. Класс занимается по традиционной системе обучения, по УМК «Школа России». Все дети физически развиты. Отклонений в развитии не наблюдается. Отношение учеников с учителем носят устойчиво-положительный, доверительный и доброжелательный характер. Взаимоотношения между детьми теплые, дружеские, доверительные и доброжелательные.

Классный руководитель 4 класса Русина Ирина Михайловна.

Педагог владеет современными технологиями обучения, что позволяет ей использовать активные формы организации учебной деятельности. На уроках чтения учитель систематически использует приемы анализа произведений устного народного творчества. Для исследования были взяты все ученики  7 человек. Из беседы с учителем и собственных наблюдений было выявлено, что практически все ребята старательны и ответственны, увлекаются чтением и глубоким анализом произведений устного народного творчества. Уровень сформированности нравственных понятий у класса средний. На уроках активны, однако некоторые дети испытывают затруднения в определении жанров устного народного творчества.

3.4. Ход и результат экспериментальной работы

Комплекс запланированных уроков реализован полностью в сроки.

Показатели сформированности нравственных понятий у учащихся 4 класса

(констатирующий срез)

Таблица 3.4.

Учащиеся 4 класса

Знание жанров УНТ

Понимание идейно-нравственного содержания

Активность в выполнении заданий

Уровень

1

Баженова И.

2

Демидова К.

3

Иванистов А.

4

Кузнецова А.

5

Палагутина Е.

6

Пешков А.

7

Трефилов Д.

▲ – высокий

 – средний

 – низкий

По итоговому показателю констатирующего среза видно, что у большинства учащихся уровень  понимания нравственного содержания произведений устного народного творчества средний.

На формирующем этапе из 4 запланированных уроков проведено 4 урока.  Данные хода формирующего этапа занесены в таблицу 3.5

Показатели сформированности нравственных понятий у учащихся 4 класса

(формирующий этап)

На уроках детям давались различные задания творческого характера, такие как:

- сочинить свою небылицу;

- пересказать сказку с импровизацией;

- переделать сказку;

-  записать колыбельные песни;

- составить «книжку-малышку» пословиц и др.

Необычность такого рода занятий вызвала у учащихся живой интерес. Во время проверки заданий отвечали почти все учащиеся, некоторые стремились ответить дважды.  

Практические показатели формирующего этапа эксперимента

Критерии

Экспериментальная группа

Знание жанров УНТ

Итоговый показатель

Понимание идейно-нравственного содержания

Итоговый показатель

Активность в выполнении заданий

Итоговый показатель

№ урока

№ урока

№ урока

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

1

Баженова И.

2

Демидова К.

3

Иванистов А.

4

Кузнецова А.

5

Палагутина Е.

6

Пешков А.

7

Трефилов Д.

 Таблица 3.5.

На контрольном срезе учащиеся выполняли тот же кроссворд, что и на констатирующем  этапе. Результаты контрольного среза приведены в таблице 3.6.

Показатели сформированности нравственных понятий у учащихся 4 класса

(контрольный этап)

Таблица 3.6.

Учащиеся 4 класса

Знание жанров УНТ

Понимание идейно-нравственного содержания

Активность в выполнении заданий

Уровень

1

Баженова И.

2

Демидова К.

3

Иванистов А.

4

Кузнецова А.

5

Палагутина Е.

6

Пешков А.

7

Трефилов Д.

▲ – высокий

 – средний

 – низкий

Из данной таблицы практических показателей контрольного этапа видно, что понимание нравственного содержания произведений устного народного творчества у большинства учеников находится на высоком уровне. У одного ученика (Трефилов Д.) показатель с низкого поднялся на средний уровень.

Сравнительные показатели сформированности нравственных понятий учащихся 4 класса

Таблица 3.7.

Таблица 3.6.

   №

Учащиеся 4 класса

  Знание                  

жанров

 УНТ

Понимание идейно-

    нравственного

содержания

Активность в

выполнении

заданий

   Уровень

К.

К.

К.

К.

К.

К.

К.

К.

   1

Баженова И.

  ▲

   ▲

   ■

   ▲

   ▲

   ▲

   ▲

   ▲

  2

Демидова К.

  ■

   ▲

   ■

  ■

   ▲

   ▲

   ▲

   ▲

  3

Иванистов А.

  ■

  ■

   ●

  ■

  ■

   ▲

  ■

  ■

  4

Кузнецова А.

  ■

  ■

   ●

  ■

  ■

   ▲

  ■

  ■

  5

Палагутина Е.

  ■

   ▲

   ■

  ▲

  ■

   ▲

  ■

   ▲

  6

Пешков А.

   ▲

   ▲

    ▲

  ▲

   ▲

   ▲

   ▲

   ▲

 7

Трефилов Д.

  ●

  ■

  ●

  ■

  ■

   ▲

   ●

  ■

▲ – высокий

 – средний

 – низкий

На основе таблицы была построена гистограмма 3.1.

Сравнительные показатели сформированности нравственных понятий учащихся 4 класса

Гистограмма 3.1.

Вывод по главе 3

Таким образом, в главе 3 была описана практическая работа по использованию эффективных приемов анализа произведений устного народного творчества. На основе проделанной работы были сформулированы следующие выводы:

  1. На основе констатирующего среза была доказана необходимость целенаправленного повышения знаний о нравственных понятиях, посредством использования приемов анализа произведений устного народного творчества.
  2. На основе сопоставленных данных констатирующего и контрольного срезов была доказана эффективность использования приемов анализа произведений устного народного творчества с целью нравственного воспитания; также выведена сравнительная таблица данных срезов, и на основе этой таблицы была построена гистограмма, по которой виден уровень сформированности знаний о нравственных понятиях у учащихся 4 класса МКОУ СОШ № 17 с. Борисовки.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов, мы пришли к выводу, что уровень сформированности знаний о нравственном понятии повысился в результате систематического анализа произведений устного народного творчества.

Положительная динамика в работах учащихся говорит о целесообразности  применения разнообразных приемов анализа произведений устного народного творчества с целью нравственного воспитания, таким образом можно сделать вывод, что гипотеза исследования: «если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности устного народного творчества, то это окажет влияние на воспитания нравственной культуры детей младшего школьного возраста», доказана.

Заключение

 В данной исследовательской работе мы рассмотрели наиболее эффективные творческие  приемы для воспитания нравственной культуры  младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе анализа произведений устного народного творчества.

В процессе изучения педагогической и методической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:

- творческие приемы анализа произведений устного народного творчества способствует формированию нравственных  понятий у младших школьников;

- на различных этапах обучения уровень нравственных знаний изменяется.

Для выявления уровней нравственных знаний у учащихся 4 класса был проведен констатирующий срез. Констатирующий срез включал в себя разгадку кроссворда и письменный ответ на вопросы. Результаты показали, что большинство учащихся находятся на среднем уровне. С целью изучения повышения уровня нравственных знаний посредством использования творческих приемов анализа произведений устного народного творчества был проведен формирующий этап эксперимента.

Результаты проведения формирующего этапа эксперимента дали положительную динамику, учащиеся 4 класса поднялись со среднего уровня на высокий. Сравнение результатов констатирующего и контрольного срезов доказывает, что творческие приемы, способствуют повышению уровня нравственной культуры младших школьников.

Цель исследования достигнута: изучена методическая литература по формированию нравственной культуры; проведена практическая работа по использованию творческих приемов анализа  произведений устного народного творчества для формирования нравственной культуры.

В теоретическом и методическом аспектах работы мы рассмотрели понятия нравственная культура, фольклор, жанры устного народного творчества и их воспитательных потенциал. Изучение методической системы учебников по литературному чтению позволило нам определить специфику заданий, направленных  на формирование нравственной культуры младших школьников.

Практическое исследование, основанное на целенаправленном использовании воспитательных возможностей устного народного творчества, доказывает, что это оказывает влияние на воспитание нравственной культуры младшего школьного возраста.

Следовательно, работа учителя в традиционной методической системе с использованием воспитательных возможностей произведений устного народного творчества  приносит положительные результаты и является залогом успешности формирования нравственной культуры младшего школьника.

Список литературы

  1. Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г. И. Батурина. - М.: 1995.- 238 с.
  2. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории/ Н. И. Болдырев. – М.: Педагогика, 1979. –224 с.
  3. Бережнова, Л. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова. – М.: Академия, 2007. - 240 с.
  4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков.  – М.: Академия, 1999. – 168 с.
  5. Горецкий, В.Г. Народное творчество // Начальная школа. – 1991. – № 4. / В. Г. Горецкий. – 46с.
  6. Гусейнова, А. А.  Словарь по этике.  под. ред. И.С. Кона. – 6-е изд./ А. А. Гусейнова.  – М.: Политиздат, 1989. – 447с.
  7. Каирова, И. А. Азбука нравственного воспитания. Под ред.д. А35 чл. АПН СССР  О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. И доп./ И. А. Каирова. - М.: «Просвещение»,  1975. - 320с.
  8. Коджаспирова, Г. М.  Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова.  – М.:  Академия, 2000. –176с.
  9. Курзова, Н.А. О формировании нравственной культуры личности /  Н. А. Курзова. - Л.: 1987. –238с.
  10. Лепкина, А. И. О нравственной жизни школьника/ А. И. Лепкина. - М.: Знание, 1978. – 48с.
  11. Левчук, З. А. Нравственно воспитание личности: учебно – методические рекомендации / З. А. Левчук. – Брест: Бел ГУ, 2002. – 43с.
  12. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1995. – 282с.
  13. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464с.
  14. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/ М. Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 240с.
  15. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256с.
  16. Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для класс. руководителей/ И. Ф. Харламова. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
  17. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед.  Интернет-журн. с б-кой - депозитарием = http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00154236_0.html. - М.: 2004 - 2011.
  18. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед.  Интернет-журн. с б-кой - депозитарием =  http://planetaznaniy.astrel.ru/liter1.htm. - М.: 2003-2011.
  19. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой - депозитарием =  http://mounoch8.ucoz.ru/load/programmy/shkola_rossii/7-2-2. - М.: 2005 - 2011.
  20. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой - депозитарием =  http://www.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=116:norm_doc8&Itemid=134.- М.: 2003-2011.
  21. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой - депозитарием =  http://doshkolniki.org/fizkultura/106-schitalki-kak-priem-verbalnogo-metoda-fizicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov.html - М.: 2009-2012.
  22. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед.  Интернет - журн. с б-кой - депозитарием =  http://playroom.com.ru/skorog.php – М.: 2010-2012.
  23. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед.  Интернет - журн. с б-кой - депозитарием =  http://playroom.com.ru/legenda.php – М.: 2018-2012.
  24. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед.  Интернет - журн. с б-кой - депозитарием =  http:// doshkolniki..com.ru/nravstwenost.php – М.: 2010-2012.
  25. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой - депозитарием = http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00154236_0.html. - М.: 2004 - 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"

      Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...

«Русское устное народное творчество как благодатный источник нравственного воспитания подростков».

  Думаю, что особенно это актуально для нас, воспитателей, работающих в сфере социальной службы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию (к вам и будет обращена моя статья). «...

Народная педагогика как метод воспитания нравственной культуры подростков

     Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Однако, использование этнопедагогики в практике воспитания подрастающего поколения редко...

РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дошкольный возраст–является одним из первых этапов формирования экологической направленности личности ребенка. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действител...