Воспитание экологической культуры у школьников
статья по экологии по теме

Валитова Резеда Илгизовна

Экологическое образование и воспитание учащихся является одной из важнейших задач современной школы и это ключевая проблема,  над которой я работаю. Хотелось бы поделиться своим опытом, наработками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры у школьников  в МАОУ «Нурлатская гимназия»

       Уважаемые коллеги! Мы с Вами живем в эпоху экологического кризиса. И у всех у нас  экологическое состояние Земли  вызывает опасения: продолжит ли Земля свое существование?

      Если мы в ближайшем будущем не научимся бережно относиться к природе, мы погубим себя. Чтобы этого не произошло,   необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем,  и в других образовательных учреждениях. Экологическое образование и воспитание учащихся является одной из важнейших задач современной школы и это ключевая проблема,  над которой я работаю. Хотелось бы поделиться своим опытом, наработками.

     Главной целью экологического образования и воспитания учащихся ставлю  формирование экологически просвещенной,  сознательной личности, понимающей всю важность данной проблемы в мировых масштабах, умеющей отвечать за свои поступки перед будущими поколениями.

  1. Несмотря на то, что в нашей гимназии не ведется отдельным предметом  экология, экологическое образование проходит красной нитью через большинство  тем и уроков биологии, химии  и географии на всех ступенях обучения. Эта же работа продолжается на элективных курсах «Основы общей экологии» и кружка для учащихся среднего звена «Юный эколог».
  2. Одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры считаю исследовательскую познавательную деятельность с экологическим содержанием, основанном на краеведческом материале. Она позволяет развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности  ребят.  Исследовательская деятельность, реализуемая мною во внеурочной деятельности, носит ярко выраженный межпредметный характер и не замыкается на экологии. Вначале учащиеся знакомятся с основными требованиями оформления научно-исследовательской деятельности, до учеников доводятся примерные темы  исследовательских и проектных работ. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы, предложенные мной, или выбирают свою тему.

 Нами проводились исследования по проблемам здорового образа жизни, рационального питания, охраны природных объектов. Расширению границ экологической культуры способствуют краеведческие исследования: «Влияние выхлопных газов автомобильного транспорта на экологическое состояние территории гимназии», «Качество воды в микрорайоне Восточный», «Биомониторинг снега», «Разведение волнистых попугайчиков в домашних условиях», «Исследование нарушения осанки у гимназистов» и т.д. С данными работами ученики выступают на классных часах, предметных вечерах и научно-практических конференциях различного уровня и занимают призовые места.

  1. От учителя во многом зависит планирование и организация общественно –полезных действий учеников. Здесь уместно вспомнить сельскохозяйственные работы по уходу за культурными растениями учащимися 5-7 классов на пришкольных участках, где они впервые получают понятие «агробиоценоза - это культурное растительное сообщество: поле с полевыми культурами, огород с овощными, сад с плодовыми деревьями и кустарниками. В нашей школе есть учебно-опытный участок и теплица.(Посильным трудом учащихся ежегодно выращивается урожай в среднем на сумму 55 тыс.руб.) Работая, ребята убеждаются в том, что культурные растения, овощные или злаковые нуждаются в защите от сорняков, болезней, вредителей, в постоянной подкормке и окультуривании. На занятиях по обработке почвы,  я показываю, что она не только обладает плодородием, но имея различный состав, структуру, плотность, различную степень увлажнения, создает разные экологические условия для произрастания определенной группы растений, приспособленных к жизни в данных условиях.
  2. Наша  гимназия открылась недавно, рядом проходит большая автотрасса и поэтому мы,  благоустраивая территорию, включает посадку деревьев, кустарников, цветников. До закладки защитной полосы перед гимназией мы как раз  провели исследовательскую  работу  «Исследование влияния выхлопных газов автомобильного транспорта на экологическое состояние территории гимназии». Учащиеся узнали, что на деревьях и кустарниках оседает до 72% взвешенных в воздухе частиц пыли.  Деревья концентрируют свинец и очищают воздух. Одно дерево в течение вегетационного периода обезвреживает соединения свинца, содержащиеся в 135 литрах бензина. Мы воспользовались полученными результатами исследований и высадили именно те породы деревьев, которые являются хорошими поглотителями свинца, т.е. липы и березы. Экологически полезен тополь, а ель считается лучшим стражем тишины, и ее высаживают для снижения уровня шума. Клён, ольха очищают воздух от угарного газа, клён американский, яблоня обыкновенная, ясень –  от оксидов азота, тополь душистый, ива белая – от газообразных соединений серы. Очищают воздух от пыли ель, сосна, ива белая, клён американский.  Практически все указанные выше деревья растут вокруг нашей гимназии, как показывают наблюдения и эксперименты, играют очень важную роль в детоксикации загрязнителей, т.е. в очистке от них воздуха.  
  3. Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием экологического воспитания и образования организацию разнообразных видов деятельности учащихся на природе. Такой формой организации может выступать учебная экологическая тропа. Такая тропа была создана мной и членами кружка «Юный эколог» вблизи садового общества «Алмалык». Экологическая  тропа была создана для проведения занятий по экологии, привитие любви к природе, желание ее беречь и воспитание чувства ответственности за ее судьбу. Был составлен маршрут с учетом сочетания уголков естественной природы и антропогенного ландшафта, определены размеры и местонахождение; видовой состав деревьев, кустарников, травянистых растений; насекомых, позвоночных животных; выявлены затопленные участки, ямы, канавы, места свалок  бытового мусора и валежника. После подготовительно этапа был организован экологический десант по уборке прилегающей к экологической тропе территории.

На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природоохранительной деятельностью.  В нашей гимназии ведется  большая краеведческая  работа.  В совокупность практических дел ребят входят посильный уход за растениями, участие  в воспроизводстве естественных ресурсов ( школьниками ежегодно высаживается до 500 саженцев на улицах города), забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Думаю, что здесь уместно привести пример:  в рамках акции «Марш парков» заложили мы питомник из дубов и сосен  - 340 шт., исследовали воды реки Кондурча с определением химического состава, благоустроили прилегающую к гимназии территорию (высадка дубов, сосен, рябины),озеленили пришкольный участок и улицу Нурлатская, изготовили и развесили скворечники в парке и в лесу. Кроме этого учащиеся  принимают участие в экологических марафонах, Днях природы, конкурсах плакатов, стихов, инсценированных песен, совершают  экскурсии на природу и  экскурсии в   Региональный музей истории Закамья и г.Нурлат, где есть замечательные экспозиции в Зале Природы.

  1. Традиционными  в гимназии стали месячники, декады и недели биологии, химии и экологии. Стало доброй традицией начинать школьный день  с радиозарядки на тему: «В здоровом теле -  здоровый дух!». Каждое мероприятие: и традиционные, и новые, носят экологический характер.

    Для учащихся среднего звена организуются праздники "День Птиц", «День Цветов», «!», в акциях «Покормите птиц зимой», «Школа – цветущий сад», «Люблю тебя, мой край родной!»,   для  старших классов -  традиционный экологический турнир "Наш дом – ПРИРОДА!», выпуск плакатов и стенгазет на тему: «Береги природу!». Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. С  2009 учебного года становятся победителями в районном туре и принимают участие в республиканском туре экологической олимпиады, а также в конкурсах «Рождественские чтения», «конкурс им.В.И.Вернадского»,  «Нобелевские надежды КНИТУ»  и т.д  Таким образом, мы вносим свой посильный вклад в воспитание экологической культуры молодого поколения и жителей нового микрорайона, где располагается наша гимназия.

      Будущее и природы и человека едино, и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»

Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений межд...

Воспитание экологической культуры школьников через их включение в технологию социального проектирования

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛТАТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ  О ВЫСОКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ  ПРИМЕНЕНИЕЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ...

Воспитание экологической культуры школьников

Проблемы экологического воспитания школьников и основные направления развития этапов экологического образования....

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка

В данной статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры поведения посредством уроков иностранного языка....