Программа по биологии, 7 класс, Зоология Константинов, Бабенко
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Курсу биологии 7 класса отводится особая роль, так как он дает опорные знания для изучения биологии в 8 и 9 классах. В программе 7 класса формируются понятия о живой клетке, тканях, органах и их системах; вводятся понятия о принадлежности человека к царству животных, что дает возможность сформировать понятия о функциях и строении систем органов млекопитающих. Вводится ряд понятий, которые необходимы в качестве опорных в качестве опорных в курсе 8, 9 классах: понятия о наследственности и изменчивости и их материальных носителях, о роли генетики в селекции животных, об эволюционной роли дифференциации клеток и тканей, о гетеротрофных организмах, о тканевом и внешнем дыхании и д.р. Уделяется внимание применению теоретических знаний о животных в повседневной жизни и в ситуациях, связанных с безопасном поведении дома и на природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7.doc | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №654 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла "Хореография" Кировского района Санкт-Петербурга
РАСМОТРЕНА На заседании МО _________________________ «___»___________2016 года | СОГЛАСОВАНА Зам. Директора по УВР _______________________ «___»____________2016 года | УТВЕРЖДЕНА» Директор ГБОУ СОШ № 654 _________________________ «___»____________2016 года |
Рабочая программа учебного курса Биология, 7 класс
Учитель
Григорьева Ольга Ильинична
2016-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курсу биологии 7 класса отводится особая роль, так как он дает опорные знания для изучения биологии в 8 и 9 классах. В программе 7 класса формируются понятия о живой клетке, тканях, органах и их системах; вводятся понятия о принадлежности человека к царству животных, что дает возможность сформировать понятия о функциях и строении систем органов млекопитающих. Вводится ряд понятий, которые необходимы в качестве опорных в качестве опорных в курсе 8, 9 классах: понятия о наследственности и изменчивости и их материальных носителях, о роли генетики в селекции животных, об эволюционной роли дифференциации клеток и тканей, о гетеротрофных организмах, о тканевом и внешнем дыхании и д.р. Уделяется внимание применению теоретических знаний о животных в повседневной жизни и в ситуациях, связанных с безопасном поведении дома и на природе.
Целью биологического образования является:
- Социализация учащихся
- Приобщение к познавательной культуре, как системе познавательных ценностей, накопленной обществом в сфере биологической науки
Биологическое образование обеспечивает: формирование ценностного отношения к живой природе, развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе, познавательных качеств личности. Связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений, формирует способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Программа разработана на основе следующих документов и литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
- Примерная программа основного общего образования по биологии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-11 классы –М.; Вентана - Граф, 2014
- Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10).
- Учебник – В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко «Биология. 7 класс» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Проф. В. М. Константинова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2013 г.
Программа рассчитана на Федеральный базисный учебный план, предусматривающий объем изучения курса биологии 68 часа в 7 классе (2 часа в неделю).
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Виды и формы контроля
В ходе реализации рабочей программы по географии на уроках используются следующие формы контроля:
- индивидуальная,
- групповая,
- фронтальная,
- комбинированная,
- взаимоконтроль,
- самоконтроль.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Общие сведения о животных.
Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы
Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Строение тела животных.
Клетка. Ткани. Органы и системы.
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные.
Тип Саркодовые и класс Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории.
Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные.
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра. Морские Кишечнополостные.
Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви.
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые.
Тип Моллюски.
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Тип Членистоногие.
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные
Класс Насекомые. Внешнее строение. Внутреннее строение насекомых. Типы развития насекомых. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Тип Хордовые.
Подтип Бесчерепные.
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.
Подтип Черепные Надкласс Рыбы.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. Внутреннее строение рыбы (на примере костистой).
Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование
Класс Земноводные, или Амфибии.
Места обитания и строение Земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся.
Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.
Класс Птицы.
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц.
Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Класс Млекопитающие, или Звери.
Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные.
Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Развитие животного мира на Земле.
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на земле.
Использованы следующие сокращения:
Урок актуализации знаний – УАЗ Урок изучения нового материала - УН
Урок обобщения и систематизации знаний - УОИСЗ
Урок комплексного применения знаний - УКПЗ
Комбинированный урок КУ, Урок контроля – УК, Урок – мозаика УМ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Четверть | Название темы | Количество часов | В том числе | ||
Теория | Лабораторные | Контрольные | ||||
1 | I | Введение | 1 | 1 | ||
2 | I | Тема 1. Общие сведения о мире животных | 3 | 3 | ||
3 | I | Тема 2. Строение тела животных | 2 | 2 | ||
4 | I | Тема 3. Подцарство Простейшие | 5 | 4 | 1 | |
5 | I | Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные | 2 | 2 | ||
6 | I | Тема 5. Черви | 6 | 4 | 1 | |
II | Тема 5. Черви | 1 | ||||
7 | II | Тема 6. Тип Молюски | 4 | 2 | 1 | 1 |
8 | II | Тема 7. Тип Членистоногие | 5 | 4 | 1 | |
9 | II | Тема 8. Тип Хордовые | 5 | 2 | 1 | 1 |
Ш | Тема 8. Тип Хордовые | 1 | ||||
10 | Ш | Тема 9. Класс амфибии | 4 | 3 | 1 | |
11 | Ш | Тема 10. Класс Рептилии | 4 | 4 | ||
12 | Ш | Тема 11 Класс Птицы | 7 | 5 | 1 | 1 |
13 | Ш | Тема 12. Класс Млекопитающие | 10 | 3 | ||
IV | Тема 12. Класс Млекопитающие | 6 | 1 | |||
14 | IV | Тема 13 Эволюция | 5 | 4 | 1 | |
15 | IV | Тема 14. Повторение | 2 | 2 | ||
16 | IV | Резервные часы | 3 | 3 | ||
Итого: | 68 | 3 | 9 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем программы | Кол. часов | Тип урока | Содержание учебной деятельности | Наглядные пособия, оборудование, ТСО | Домашнее задание
| |
Введение (1ч) | ||||||||
1 | Зоология– наука о животных | 1 | УН | Зоология - наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных. | Мультимедийное оборудование | § 1 | ||
Тема 1. Общие сведения о мире животных(3ч) | ||||||||
2 | Животные и окружающая среда | 1 | КУ | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах. | Мультимедийное оборудование | § 2 | ||
3 | Классификация животных и влияние человека. | 1 | КУ | Классификация животных. Значение классификации животных. Методы изучения животных. Основные систематические категории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчиненность. Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк. | Мультимедийное оборудование | § 3, 4 | ||
4 | История развития Зоологии. | 1 | КУ | Краткая история развития зоологии. | Мультимедийное оборудование | § 5 | ||
Тема 2.Строение тела животных (2ч) | ||||||||
5 | Клетка и ткани. | 1 | УН | Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток. Цитология - наука о строении клетки. Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей. | Мультимедийное оборудование | § 6, 7 | ||
6 | Органы и системы органов | 1 | КУ | Орган - часть организма. Систем органов: опорно-двигательная система, пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. План строения тела животных. Симметрия тела: лучевая, двусторонняя. | Мультимедийное оборудование | § 8 | ||
Тема 3. Подцарство Простейшие (5ч) | ||||||||
7 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые | 1 | УН | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, размножение (деление клетки). Образование цисты. Раздражимость. Раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы. | Мультимедийное оборудование | § 9 | ||
8 | Класс Жгутиконосцы. | 1 | КУ | Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Среда обитания и условия жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков. Автотрофное и гетеротрофное питание | Мультимедийное оборудование | § 10 | ||
9 | Тип Инфузории | 1 | КУ | Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, два ядра, две сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс. Многообразие инфузорий: донные виды, паразиты, малоподвижные виды. | Мультимедийное оборудование | § 11 | ||
10 | Многообразие простейших. | 1 | КУ | Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории. Роль простейших в природе и в жизни человека. Паразитические простейшие - возбудители заболеваний человека: малярия, дизентерия. Жизненный цикл малярийного плазмодия. | Мультимедийное оборудование. | § 12 | ||
11 | Контрольная работа по теме Подцарство простейшие | 1 | УК | Тестовая контрольная работа по материалу Темы 3 | Тестовые задания в формате ОГЭ | Нет задания | ||
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные (2 ч) | ||||||||
12 | Тип Кишечнополостные | 1 | УН | Признаки типа Кишечнополостные: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные, клетки, двухслойный мешок. Одиночные и колониальные организмы. Размножение: бесполое и половое. Жизненные формы кишечнополостных: полип и медуза. Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение (специализация клеток). Жизнедеятельность: питание, дыхание, выделение, размножение и развитие. Регенерация. Механизм безусловного рефлекса. Внутриклеточное пищеварение. | Мультимедийное оборудование | § 13 | ||
13 | Морские Кишечнополостные | 1 | КУ | Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. | Мультимедийное оборудование | §14 | ||
Тема 5. Черви (6 ч) | ||||||||
14 | Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. | 1 | УН | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение. | Мультимедийное оборудование | §15 | ||
15 | Класс Сосальщики. Класс Ленточные черви. | 1 | КУ | Плоские черви - возбудители заболеваний человека и животных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от заражения паразитическими червями. | Мультимедийное оборудование | §16 | ||
16 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | 1 | КУ | Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. | Мультимедийное оборудование | § 17 | ||
17 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. | 1 | КУ | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы | Мультимедийное оборудование | §18 | ||
18 | Контрольная работа по темам: Подцарство многоклеточные, Черви | 1 | УК | Тестовая контрольная работа по материалам Тем 4, 5. | Тестовые задания в формате ОГЭ | Нет задания | ||
19 | Класс Малощетинковые | 1 | КУ | Образ жизни и особенности строения дождевого червя. Значение в природе и жизни человека. | Мультимедийное оборудование | § 19 | ||
Тема 6. Тип Молюски (4 ч) | ||||||||
20 | Общая характеристика типа Молюски. | 1 | УН | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы. Процессы жизнедеятельности. | Мультимедийное оборудование | §20 | ||
21 | Класс Брюхоногие моллюски Лабораторная работа «Строение раковин брюхоногих моллюсков» | 1 | КУ | Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков. Особенности строения. | Мультимедийное оборудование, лабораторное оборудование, раковины моллюсков | § 21 | ||
22 | Класс Двустворчатые моллюски. | 1 | КУ | Многообразие и практическое значение двустворчатых моллюсков. Особенности строения. Строение раковины. | Мультимедийное оборудование, | §22 | ||
23 | Класс Головоногие моллюски | 1 | КУ | Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. Особенности строения | Мультимедийное оборудование | §23 | ||
Тема 7. Тип Членистоногие (5 ч) | ||||||||
24 | Класс Ракообразные | 1 | УН | Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие ракообразных: десятиногие, листоногие, веслоногие, равноногие, разноногие, усоногие. | Мультимедийное оборудование | §24 | ||
25 | Класс Паукообразные | 1 | КУ | Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Ловчие сети различных видов пауков | Мультимедийное оборудование | § 25 | ||
26 | Класс Насекомые. Типы развития и разнообразие. | 1 | КУ | Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. Типы ног у насекомых. Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение. Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением. Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным и полным превращением. | Мультимедийное оборудование | § 26. 27 | ||
27 | Общественные насекомые. Насекомые вредители и полезные насекомые. | 1 | КУ | Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Структура особей пчелиной и муравьиной семьи. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых. Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические. | Мультимедийное оборудование | § 28, 29 | ||
28 | Контрольная работа по теме Тип Членистоногие | 1 | УК | Тестовая контрольная работа по материалам Темы 7. | Тестовые задания в формате ОГЭ | Нет задания | ||
Тема 8. Тип Хордовые (5 ч) | ||||||||
29 | Тип хордовые. Подтип бесчерепные. Подтип черепные. | 1 | УН | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Вторичноротые животные. Описание ланцетника П. С. Палласом. Развитие ланцетника. Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. | Мультимедийное оборудование | § 30 | ||
30 | Рыбы: общая характеристика и внешнее строение. | 1 | КУ | Особенности внешнего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. | Мультимедийное оборудование, | § 31 | ||
31 | Лабораторная работа: Внутреннее строение рыб. | 1 | КУ, Лабораторная работа | Изучение внутреннего строения рыбы в ходе лабораторной работы. Органы размножения | Мультимедийное оборудование, Оборудование для лабораторной работы. | § 32, 33 | ||
32 | Контрольная работа по тема Тип Хордовые | 1 | УК | Тестовая контрольная работа по материалам Темы 8. | Тестовые задания в формате ОГЭ | Нет задания | ||
33 | Размножение рыб. Основные систематические группы рыб | 1 | КУ | Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграции, забота о потомстве. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. | Мультимедийное оборудование, Палеонтологический материал | § 34, 35, творческая работа | ||
Тема 9. Класс амфибии (4 ч) | ||||||||
34 | Общая характеристика, среда обитания и строение тела амфибий. | 1 | УН | Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура. | Мультимедийное оборудование | § 36 | ||
35 | Внутреннее строение амфибий | 1 | КУ | Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная. Обмен веществ и энергии. | Мультимедийное оборудование, Оборудование для практикума. | § 37 | ||
36 | Годовой жизненный цикл и происхождение амфибий. | 1 | КУ | Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки, с метаморфозом. Сход Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие | Мультимедийное оборудование | § 38 | ||
37 | Многообразие и значение амфибий. Контрольная работа по теме Амфибии | 1 | УК | Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение земноводных в природе ив жизни человека. Охрана земноводных. | Мультимедийное оборудование | § 39 | ||
Тема 10. Класс Рептилии (4 ч) | ||||||||
38 | Внешнее строение и скелет рептилий. | 1 | УН | Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета | Мультимедийное оборудование | § 40 | ||
39 | Внутреннее строение и жизнедеятельность рептилий | 1 | КУ | Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие. | Мультимедийное оборудование | § 41 | ||
40,41 | Значение, происхождение и многообразие рептилий | 2 | КУ | Отряды класса Пресмыкающиеся: чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые. Меры первой помощи. Неядовитые змеи (ужи, полозы). Отряд Крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. | Мультимедийное оборудование, | § 42,43 | ||
Тема 11. Класс Птицы (7 ч) | ||||||||
42 | Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа «Перья» | 1 | КУ, Лабораторная работа | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися. | Мультимедийное оборудование, Оборудование для лабораторной работы | § 44 | ||
43 | Опорно-двигательная система птиц. | 1 | КУ | Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание и пневматизация костей. Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия. | Мультимедийное оборудование | § 45 | ||
44 | Внутреннее строение птиц | 1 | КУ | Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полёту. Интенсивный обмен веществ. | Мультимедийное оборудование | § 46 | ||
45 | Размножение, развитие, годовой жизненный цикл птиц | 1 | КУ | Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, сезонные миграции. | Мультимедийное оборудование | § 47, 48 | ||
46 | Многообразие птиц | 1 | КУ | Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы | Мультимедийное оборудование | § 49 | ||
47 | Значение, охрана и происхождение птиц. | 1 | КУ | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. | Мультимедийное оборудование | § 50 | ||
48 | Контрольная работа по темам: Класс Рептилии, Класс Птицы | 1 | УК | Тестовая контрольная работа по материалам Тем 10, 11 | Тестовые задания в формате ОГЭ | Нет задания | ||
Тема 12. Класс Млекопитающие (10 ч) | ||||||||
49 | Внешнее строение и среды обитания млекопитающих. | 1 | УН | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих | Мультимедийное оборудование | § 51 | ||
50, 51 | Внутреннее строение млекопитающих. | 2 | КУ | Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися | Мультимедийное оборудование | § 52 | ||
52 | Размножение, развитие и годовой жизненный цикл млекопитающих. | 1 | КУ | Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. | Мультимедийное оборудование | § 53 | ||
53 | Происхождение и многообразие млекопитающих. | 1 | КУ | Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Районы распространения и разнообразия. | Мультимедийное оборудование | § 54 | ||
54 | Плацентарные звери: насекомоядные, рукокрылые. Грызуны, зайцеобразные, хищные. | 1 | КУ, | Признаки отрядов: Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные. | Мультимедийное оборудование, | § 55 | ||
55 | Плацентарные звери: ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, хоботные. | 1 | КУ | Признаки отрядов: ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, хоботные | Мультимедийное оборудование | § 56 | ||
56 | Плацентарные звери: приматы. | 1 | КУ | Признаки отряда Приматы. | Мультимедийное оборудование | § 57 | ||
57 | Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека. | 1 | КУ | Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно–древесного образа жизни. Домашние звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади. Охотничье-промысловые звери. Охрана млекопитающих: заповедники, зоопарки, акклиматизация. | Мультимедийное оборудование | § 58, 59 | ||
58 | Контрольная работа по теме Класс Млекопитающие | 1 | УК | Тестовая контрольная работа по материалам Темы 12 | Тестовые задания в формате ОГЭ | Нет задания | ||
Тема 13. Эволюция (5 ч) | ||||||||
59 | Доказательство эволюции. Ч. Дарвин. | 1 | УН | Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства эволюции. Многообразие животных – результат эволюции. Естественный отбор и наследственная изменчивость. | Мультимедийное оборудование | §60 | ||
60 | Основные этапы развития жизни на земле. | 1 | КУ, | Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточных, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. Просмотр фильма. | Мультимедийное оборудование, | § 61 | ||
61 | Основные этапы развития жизни на земле. | 1 | КУ | Появление и расцвет динозавров. Появление первых зверей. Гибель динозавров. Расцвет зверей. Просмотр фильма. | Мультимедийное оборудование | § 61 | ||
62 | Урок систематизации и обобщения пройденного материала. | 1 | КУ | Урок систематизации и обобщения всего пройденного материала. | Мультимедийное оборудование | Повторить § 1-61, записи в тетраде. | ||
63 | Итоговая контрольная работа | 1 | УК | Годовая тестовая контрольная работа. | Тестовые задания в формате ОГЭ | Нет задания | ||
Тема 14 Итоговое повторение | ||||||||
64-65 | Повторение | 2 | УК | Повторение тем требующих закрепление знаний. | Мультимедийное оборудование | |||
66-68 | Резервный урок | 3 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/понимать:
- Характерные признаки царства животных;
- Строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);
- Роль простейших в биосфере и жизни человека;
- Многоклеточность и ее биологический смысл;
- Планы строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);
- Основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;
- Жизненные циклы морских беспозвоночных;
- Жизненные циклы и хозяева паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;
- Основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;
- Жизненные формы моллюсков, их роль в природе и значение для человека;
- Основные жизненные формы членистоногих, их роль в природе и значение для человека;
- Важнейшие отряды насекомых;
- О размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;
- Роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);
- Важнейшие группы вредителей сельскохозяйственных и лесных культур; причины возникновения вредителей;
- Насекомые человеческого жилища;
- Роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;
- Классы позвоночных животных;
- Приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;
- Особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;
- Роль рыб в природе;
- О рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и рациональное использование их ресурсов;
- О путях освоения суши позвоночными;
- О роли наземных позвоночных в биосфере Земли;
- Особенности образа жизни земноводных и пресмыкающихся в связи с их строением;
- Факторы, ограничивающие среду обитания земноводных;
- Роль земноводных и пресмыкающихся в природе и жизни человека;
- О преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;
- Особенности образа жизни птиц в связи с приспособлением их к полету
- Особенности образа жизни млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;
- Роль птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;
- Основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих;
- Основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;
- Основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, рациональное использование их ресурсов;
- Характерные животные своей местности;
- Об охране животных, роли заповедников и заказников.
- О гомологии как существенном сходстве;
- Важнейшие группы простейших;
- Важнейшие группы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков и иглокожих;
- Важнейшие группы ракообразных и паукообразных;
- О происхождении основных групп животных;
- Важнейшие отряды насекомых (прямокрылые, стрекозы, поденки, перепончатокрылые, жуки, двукрылые);
- О происхождении теплокровности.
Уметь, выделять, описывать и объяснять:
- Сравнивать, находить сходство и отличия важнейших групп животных;
- Понимать смысл биологических терминов;
- Отличать пауков от насекомых;
- Уметь осуществлять личную профилактику заражения паразитическими беспозвоночными;
- Узнавать основные изученные типы животных (по таблице);
- Отличать представителей разных классов позвоночных животных;
- Отличать ядовитых животных своей местности;
- Соблюдать правила поведения в природе;
- Основные отряды насекомых;
- Отличать отряды земноводных, пресмыкающихся;
- Отличать важнейшие экологические группы птиц и млекопитающих
- Проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных; сезонными изменениями в природе;
- Ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- Соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
- Готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы
Использовать
- Биологическое оборудование и инструментамы,
- Справочники
- Биологические препараты
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения биологических объектов и явлений, экспериментов, биологических теорий.
Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить не сложные биологические эксперименты и объяснять их результат. Описывать биологические объекты и процессы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: доказательства, классификации, сравнения, выявления взаимосвязи живых организмов. Получит возможность научиться выделять эстетические достоинства живой природы, осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы. Находить информацию о растениях в научно - популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую. Выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к живой природе.
Использовать приемы работы с определителями растений, выращивания и размножения культурных растения. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Критерия оценивания
По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе).Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «5».
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно
и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, схемами и определителями, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. Верное решение биологических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении биологического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых билогических явлений;
9. Понимание основных биологических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении биологических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание биологических номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области биологии (неумение пользоваться определителем, микроскопом и т.д.);
10. Скудные биологические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает биологические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется
мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ,
предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
- оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по биологии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Использованы указанные учителем источники знаний, таблицы из приложения к учебнику и т.д. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе, статистическими материалами, биологическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Примерная программа основного общего образования по биологии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-11 классы –М.; Вентана - Граф, 2014
- Учебник – В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. «Биология 7 класс» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Проф. В. М. Константинова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2013 г.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 7 класс к учебнику В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучуменко. Биология. Животные.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии в 7 классе На 2012-2013 учебный год.По учебнику В. М. Константинова, В.Г. Бабенко.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса "Животные" для 7-го класса авторов В.М. К...
Рабочая программа по биологии 7 кл В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. 2013-2014г
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 7 кл к учебнику В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко.2013-2014 уч.год...
Рабочая программа по биологии Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. 7 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской.
Рабочая программа по биологии Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. 7 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....
Рабочая программа по биологии 7 класс В.М. Константинов
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 68 часов...
Программа по биологии класс 5-9 ФГОС
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...
Рабочая программа по биологии 7 класс 2 часа в неделю(учебник В.М.Константинов и др.)
Рабочая программа по биологии 7 класс 2 часа в неделю(учебник В.М.Константинов и др.)...